Виды менеджмента и их особенности. Характеристика основных типов менеджмента. Понятие и виды функций менеджмента

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. История развития менеджмента

Для начала, скажем, что история развития менеджмента уходит своими корнями в далекое прошлое. Зарождался он еще во времена древней Греции и шумеров. Сама история становления и развития менеджмента довольно путана на первых этапах, но неоспоримо важна для современности.

Как возник менеджмент?

Начало истории развития менеджмента было положено мыслителем Платоном, который написал труды о том, что должно существовать разделение труда для достижения высоких результатов. Затем Сократ внес свою лепту, отметив, что независимо от рода деятельности у работника обязанности одинаковы, главное - правильно распределить рабочую силу и полномочия, тогда процесс производства будет гораздо эффективнее. Позднее Катон Старший описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами.

Современные ученые и экономисты по крупицам собирали историю возникновения и развития менеджмента, выявив основные факторы, которые воздействовали на эволюцию менеджмента от простых идей к науке:

· развивалось общественное, а потом и промышленное производство;

· появились новаторы и теоретики, которые собирали и обобщали полученный опыт;

· начала развиваться логика менеджмента на основе двух вышеприведенных факторов, которая вывела систему принципов в работе и сделала менеджмент наукой.

Историческое развитие менеджмента

Как видно, история возникновения менеджмента базируется на опыте, собранном еще нашими далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основные этапы истории развития менеджмента:

1. Древний период. Самый длительный, с 9 тысячелетия до н.э. по XVIII век. Период накопления знаний и опыта.

2. Индустриальный период с 1776 г. по 1890 г. Управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда. Этим мы обязаны А. Смиту. Менеджмент становится учением, и его активно применяют в управлении как производством, так и государством.

3. Период систематизации с 1856 по 1960. Менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры - представители владельца на рабочих местах.

4. Информационный период, с 1960 до сегодняшнего для. Логический процесс можно выразить математически, используя вычислительную технику. Это дает возможность быстрее выбирать программу работы. Происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Менеджмент как наука

Менеджмент с точки зрения науки решает такие задачи:

· объясняет природу управленческого труда;

· устанавливает причинно-следственные связи в работе;

· выявляет факторы и условия, необходимые для совместного труда;

· разрабатывает эффективные методы управления и стратегии;

· прогнозирует возможные дальнейшие события.

Сегодня история развития современного менеджмента как науки постоянно пополняется новыми трудами и направлениями, это связанно с быстрым развитием человечества во всех отраслях.

Менеджмент - это: рациональный способ управления деловыми организациями, управление, ориентированное на доходность и прибыльность, деятельность по надзору, что использует особые формы организации труда, договорные и контрактные отношения между трудом и капиталом; особая отрасль научного знания и профессиональной специализации управленцев-менеджеров, составляют административный штат предпринимательской организации и ин. С научной точки зрения менеджмент - это умение использовать те объективные законы и закономерности, выражающие причинно-следственные связи в сфере управленческой деятельности. Менеджмент рассматривает предприятие не столько как технологическую цепочку общественного производства, а прежде всего как социально-производственную подсистему рыночных отношений. Подходы, которые чаще всего используются при определении сущности и содержания менеджмента, можно представить в виде следующей модели.

Особенности менеджмента как науки. Менеджмент - это прежде всего управление людьми, наука о человеке, его интересы, поведение и взаимодействие с другими людьми. Родовые особенности менеджмента как науки. Во-первых, это междисциплинарная наука, которая включает теории и концепции психологии, социологии, экономики, теории систем, исследования операций т.д. Во-вторых, истинность тех или иных теорий, концепций менеджмента как нормативной дисциплины зависит от поведения людей, их действий и решений. В-третьих, менеджмент - это практическая дисциплина, которая имеет прикладной характер, выражается в действиях и умениях человека. В основе менеджмента как практической управленческой деятельности не знания, а действия, то есть недостаточно объяснить определенное явление, необходимо показать, как теория работает на практике.

2. Цели и задачи менеджмента

Цель - это результат деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и прогнозы. От того, как точно будут сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат в будущем. Чем больше временная составляющая прогноза, тем сложнее делать предположения и выдвигать гипотезы, тем неопределённее будущее. В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача - это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее. Общие цели менеджмента - это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента любой организации - обеспечение прибыльности этой организации. Также выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала и его стимулирование. Цель менеджмента - управление, которое ориентируется на конечный положительный результат и успешную деятельность всей организации. Естественно, для каждой отдельной организации понятие успех ассоциируется с разными целями и задачами. Поэтому цели и задачи менеджмента разных организаций могут и должны отличаться. Успешная компания - не обязательно огромная корпорация. Возможно, достижение «крупных» размеров не стоит в приоритетных задачах организации, а вот выполнение поставленных целей вполне свидетельствует об успешности даже небольшой фирмы. Есть даже такие организации, которые после выполнения всех задач прекращают своё существование. Но чаще, конечно, для организации важно продержаться на рынке как можно дольше. Задача менеджмента - это разработка и апробирование научных подходов, которые призваны обеспечивать стабильную и эффективную работу организации, на практике. Помимо этого, выделяют такие задачи как: - формирование производства товаров и услуг, ориентированных на спрос потребителей. - привлечение к работам высококвалифицированных специалистов. - мотивация сотрудников к эффективному исполнению своих обязанностей с помощью улучшения условий труда, повышения оплаты. - определение стратегии развития предприятия; - разработка целей и планов их достижения. - определение требуемых ресурсов и методов их обеспечения. - осуществление функции контроля. Стоит сразу отметить, что цели и задачи менеджмента вообще и цели и задачи стратегического менеджмента имеют много общего, но вместе с тем есть и существенные отличия. Стратегический менеджмент состоит в следующем: создание стратегического видения дальнейшего развития организации, постановка целей, разработка стратегии, анализ полученных результатов и корректировка целей и поставленных задач, а также стратегического видения.

3. Принципы управления по А. Файолю

1. Разделение труда

Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.

2. Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина

Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим

Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.

8. Централизация

Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов

9. Иерархия или скалярная цепь

Иерархия, или скалярная цепь, -- это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка -- сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. ("цепь начальников")

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала(постоянство состава)

Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива

Инициатива -- это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух (единение персонала)

Гармония, единение персонала -- большая сила в организации.

Принципы управления Энерсона:

1. Четко поставленные цели производства и четко обозначенные задачи персонала.

2. Здравый смысл. Имеется в виду не просто житейская сметливость, а мужество посмотреть правде в глаза: если есть трудности в организации производства - оно не приносит прибыли, произведенный товар не раскупается на рынке - значит существуют конкретные причины, зависящие в первую очередь от организаторов и менеджеров. Необходимо найти эти причины и смело и решительно их устранить.

3. Компетентная консультация. Целесообразно и выгодно привлекать к постоянному совершенствованию системы управления специалистов в этой области - социологов, психологов, конфликтологов и пр.

4. Дисциплина. Настоящая дисциплина требует прежде всего четкого распределения функций: каждый управленец и исполнитель должен четко знать свои обязанности; каждый должен быть осведомлен, за что он отвечает, как и кем он может быть поощрен или наказан.

5. Справедливое отношение к персоналу, выражающееся в идее «лучше работаешь -- лучше живешь». Произвол в отношении работников должен быть исключен.

6. Обратная связь. Позволяет быстро, надежно и полноценно учитывать и контролировать предпринятые действия и выпущенную продукцию. Нарушение в обратной связи ведет к сбоям в системе управления.

7. Порядок и планирование работы.

8. Нормы и расписания. Высокие результаты в труде связаны не с повышением, а с сокращением усилий. Сокращение усилий достигается благодаря знанию и учету всех резервов производительности, умению реализовать их на деле и избежать неоправданных трудовых затрат, потерь времени, материалов, энергии.

9. Нормализация условий. Нужно не человека приспосабливать к машине, а создавать такие машины и технологии, которые дали бы возможность человеку производить больше и лучше.

10. Нормирование операций. Труд необходимо нормировать так, чтобы рабочий был в состоянии выполнить задание и хорошо заработать.

11. Письменные стандартные инструкции. Они служат для того, чтобы освобождать мозг работника для инициативы, изобретений, творчества.

12. Вознаграждение за производительность. Целесообразно ввести систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное работником, так и его умения, проявляющиеся в качестве его работы.

Принципы управления Тейлора:

1. Создание научного фундамента заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида. трудовой деятельности.

2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их подбор и проф обучение.

3. Сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ. 4.Равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Современные принципы управления:

1. Широкое разнообразие существующих подходов в управлении персоналом, обусловленное (в том числе и историческими) различиями в национальных, институциональных и организационных контекстах, привело к тому, что ни единого корпуса профессионального знания, ни общей профессиональной идеологии этой управленческой дисциплины до сих пор так и не сложились.

2. Кадровая работа традиционно находилась на периферии внимания руководителей корпораций. Маргинальная роль специалистов по управлению персоналом определялась тем, что они выполняли функции советников при руководстве и не несли непосредственной ответственности за разработку и реализацию стратегии организации. А финансовые и производственные соображения, как правило, всегда брали верх над предложениями кадровых работников, идущими вразрез с общей стратегией корпорации.

3. У специалистов по управлению персоналом с самого начала возник ореол защитников интересов рядовых работников, что, по мнению их коллег-менеджеров, препятствовало достижению целей, стоящих перед организацией.

4. Управление персоналом трактовалось как деятельность, для которой не требуется специальной подготовки; в отличие от других управленческих специальностей в ней можно было довольствоваться соображениями здравого смысла, да и существовало расхожее мнение, что любой опытный руководитель вполне мог справиться с функциями менеджера по персоналу.

5. Отсутствие специализированной профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах начальства и линейных руководителей.

4. Виды менеджмента и их характеристика

1.Начнем со стратегического менеджмента. Он нужен для того, чтобы запланировать и обеспечить выполнение долгосрочных задач, которые создаются на срок, больше 1 года. Это может быть управление строительством крупного объекта, бизнес-план организации или даже всем известный государственный бюджет на следующий год. Для того чтобы план был исполнен в точности и в срок, есть люди, которые это контролируют и управляют исполнителями. Как правило, при этом создается целая группа менеджеров, основной задачей которой является руководство исполнением стратегического плана. Причем важно понимать, что далеко идущие планы весьма приблизительны, они не дают четких указаний, поэтому менеджерам нужно думать, как лучше исполнить определенное предписание. К примеру, приказано на втором этаже бизнес цента расположить 6 офисов, туалет и кабинет руководителя, а вот в каком порядке и как именно это делать - решают ответственные менеджеры, которые осуществляют руководство.

2.Второй вид менеджмента - это тактическое управление, оно же среднесрочное. Сюда относятся все планы, на исполнение которых выделено от месяца до года. К примеру, это могут быть реструктуризации отделов на предприятии, маркетинговая кампания и т.д. Для исполнения подобных задач могут создаваться новые группы или же дела поручаются уже существующим (отдел маркетинга, отдел охраны труда). Указания в этих планах могут быть как приблизительными, так и точными, поэтому от менеджера все равно требуется умение мыслить и принимать верные решения.

3.Оперативное руководство - это последний вид менеджмента. Его характеристика заключается в следующем: создается оперативный план со временем на его исполнение не более месяца, поручается, как правило, мелкому менеджеру или сразу исполнителю, после чего приводится в действие. Сюда можно отнести плановые и внеплановые проверки, мелкие проекты на предприятии и пр.

5. Подходы Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов; без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:

1. Комплексный. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.

2. Интеграционный. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: - между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; - между стадиями жизненного цикла объекта управления; - между уровнями управления по вертикали; - между уровнями управления по горизонтали.

3. Маркетинговый. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя: - повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя; - экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества; - экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП); - применение системы менеджмента.

4. Функциональный. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.

5. Динамический. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитии, производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).

6. Воспроизводственный. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара, услуги для удовлетворения потребностей рынка по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке.

7. Процессный. Рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления, является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

8. Нормативный. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевая подсистема; - функциональная подсистема; - обеспечивающая подсистема.

9. Количественный. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.

10. Административный. Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов систем менеджмента в нормативных актах.

11. Поведенческий. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей на основе подхода современных поведенческих наук. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника так и фирмы в целом.

12. Ситуационный. Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме так и во внешней среде,- не существует лучшего единого подхода управлять объектом.

13. Системный. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь.

Важнейшие принципы: - процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; - необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; - цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство анализа и синтеза логического и исторического; - проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

6. Научные школы управления менеджмента

Школа количественного подхода (с 1950 г.) Весомым вкладом школы стало применение математических моделей в менеджменте и разнообразных количественных методов при выработке управленческих решений. Среди сторонников школы выделяют Р. Акоффа, Л. Берталанфи, Р. Калмана, С. Форрестра, Э. Райфа, С. Саймона. Направление призвано внедрить в управление основные научные школы менеджмента, методы и аппарат точных наук. Возникновение школы было обусловлено развитием кибернетики и исследований операций. В рамках школы возникла независимая дисциплина - теория управленческих решений. Исследования данного направления связаны с разработкой: методов математического моделирования при выработке организационных решений; алгоритмов подбора оптимальных решений с использованием статистики, теории игр и других научных подходов; математических моделей для явлений в экономике прикладного и абстрактного характера; масштабных моделей, имитирующих общество или отдельную фирму, балансовых моделей по затратам или выпуску продукции, моделей для составления прогнозов научно-технического и экономического развития.

Эмпирическая школа Современные научные школы менеджмента невозможно представить без достижений эмпирической школы. Ее представители считали, что основной задачей исследований в области менеджмента должен стать сбор практических материалов и создание рекомендаций для руководителей. Яркими представителями школы стали Питер Друкер, Рэй Дэвис, Лоуренс Ньюмен, Дон Миллер. Школа способствовала выделению управления в отдельную профессию и имеет два направления. Первое - исследования проблем руководства предприятием и осуществление разработки современных управленческих концепций. Второе - исследование трудовых обязанностей и функций менеджеров. «Эмпиристы» утверждали, что руководитель создает из определенных ресурсов нечто единое. Принимая решения, он ориентируется на будущее предприятия или его перспективы. Любой руководитель призван выполнять определенные функции: постановку целей предприятия и выбор путей развития; классификацию, распределение работ, создание организационной структуры, подбор и расстановку кадров и другие; стимулирование и координацию персонала, контроль на базе связей между управленцами и коллективом; нормирование, анализ работы предприятия и всех занятых на нем; мотивацию в зависимости от итогов работы. Таким образом, деятельность современного управленца становится комплексной. Менеджер должен владеть знаниями из разных областей и применять методы, проверенные на практике. Школа разрешила ряд значимых управленческих проблем, повсеместно возникающих на крупном промышленном производстве.

Школа социальных систем Социальная школа применяет достижения школы «человеческих отношений» и рассматривает работника как личность, имеющую социальную ориентацию и потребности, отражающиеся в организационной среде. Среда предприятия также влияет на образование потребностей у сотрудника. К ярким представителям школы относят Джейна Марча, Герберта Саймона, Амитай Этциони. Данное течение в изучении положения и места человека в организации пошло дальше, чем другие научные школы менеджмента. Кратко выразить постулат «социальных систем» можно следующим образом: потребности индивида и потребности коллектива обычно далеки друг от друга. Благодаря работе человек получает возможность удовлетворять свои потребности уровень за уровнем, двигаясь все выше в иерархии потребностей. Но суть организации такова, что она часто противоречит переходу на следующий уровень. Возникающие преграды на пути движения сотрудника к своим целям вызывают конфликты с предприятием. Задача школы - снизить их силу с помощью исследований организаций как сложных социотехнических систем.

менеджмент наука управление контроль

8. Менеджер в системе управления

Среди ключевых ролей, характерных для профессии менеджера по персоналу, называются следующие:

1) «кадровый стратег» -- член управленческой команды, отвечающий за разработку и реализацию кадровой стратегии, а также организационные механизмы ее обеспечения; системы управления и руководства службами, осуществляющими функции кадрового менеджмента (обычно в организации данная роль наиболее успешно реализуется в позиции одного из топ-менеджеров, например, вице-президента по управлению персоналом);

2) «руководитель службы управления персоналом» -- организатор работы кадровых подразделений;

3) «кадровый технолог» -- разработчик и реализатор творческих подходов в специфических для менеджера по персоналу областях деятельности, компетентный в специальных и технологических знаниях, способный привлекать разнообразные внутренние и внешние ресурсы и эффективно их использовать с учетом деловых перспектив организации (руководитель службы организационного развития или развития персонала);

4) «кадровый инноватор» -- руководитель, лидер -- разработчик экспериментальных, инициативных или пилотных (пробных) проектов, требующих большого внимания и тщательной проработки, прежде чем они получат широкое распространение в практике кадрового менеджмента организации;

5) «исполнитель» -- специалист, осуществляющий оперативную кадровую политику;

6) «кадровый консультант» (внешний или внутренний) - профессионал, использующий панорамное видение перспектив корпорации, практические знания в области управления человеческими ресурсами и навыки эксперта, для определения потребностей, возможностей и путей решения проблем, связанных с развитием организационно-кадрового потенциала.

ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА - особый вид деятельности, протекающий в управляющей системе и выполняемый особыми методами и способами. Процесс управления должен быть устойчивым, т.е. сохранять основные свойства при изменении внешней и внутренней среды. Функции разделяются на общие и частные. Общие функции управления не зависят от объекта управления и отражают сущность процессов управления.

К ним относят:

*прогнозирование

*планирование

*организация

*координация

*мотивация

*контроль.

Частные или конкретные функции отражают содержание процесса управления для различных объектов. Выделение функций управления связано с разделением специализации труда.

ПЛАНИРОВАНИЕ - деятельность по выработке и принятию управленческого решения определяют перспективы развития и будущее составление системы производства как субъекта и объекта управления.

Усиливает темпы роста производства, вскрывает дополнительные ресурсы, материальные источники, требуют применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. План предусматривает цели и задачи; пути и средства; ресурсы необходимые для достижения поставленных задач; пропорции; организация выполнения плана и контроль.

ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой построение такой структуры предприятия, которая дает возможность людям работать вместе для достижения поставленных целей. Организационный процесс включает в себя следующие стадии:

1)Определение отдельных видов работ для достижения поставленных задач.

2)Оценка имеющихся трудовых ресурсов.

3)Выявление степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала.

4)Определение специализированных видов деятельности. 5)Оформление и утверждение должностных инструкций, положения структурных подразделений, схем и нормативов.

При организации необходимо руководствоваться следующими необходимыми принципами:

*специализация

*пропорциональность (отделы должны быть соизмеримы между собой)

*прямоточность (наикратчайший путь прохождения информации)

*бесперебойность (ритмичность).

КОНТРОЛЬ - процесс обеспечения того, что организация достигнет поставленных перед собой целей.

Контроль тесно связан с учетом и анализом. 3 вида управленческого контроля:

1)Предварительный. Тесно связан с функцией планирования и осуществляется на стадии планирования. Цель предварительного контроля - прогнозировать материальные, финансовые и человеческие ресурсы с тем, чтобы цели организации были реальные.

2)Оперативный (текущий). Осуществляется от начала управленческой или производственной деятельности до получения результата. Цель - вовремя обнаружить существенные отклонения от намеченного плана, чтобы не допускать серьезных сбоев в работе предприятия.

3)Контроль решенной задачи и анализ эффективности полученных результатов. Цель - служить мотивацией за успешно проделанную работу.

Контроль должен быть:

*предупреждающий

*своевременный

*непрерывный

*тактичный.

Этапы процесса контроля:

1)Выработка стандартов и критериев

2)Сопоставление реальных результатов с плановыми

3)Корректировка.

Лидерство - важнейший компонент эффективного руководства.

Манипулятивная - характеризуется стремлением использовать сотрудников в своих интересах, чувства партнера при этом безразличны. Очень низкую позицию занимает установка на равноправие, установки же на понимание и творчество занимают доминирующие позиции.

Комфортная - характеризуется некритической податливостью субъекта воздействия партнера. Выражена установка на понимание, а на равноправие и творчество - занимает низкие позиции.

Альтероцентристская - отказ субъекта от собственных целей. Установки на понимание и творчество занимают высокие позиции.

Индифферентная направленность характеризуется неразвитостью каждой из трех установок.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные положения классической школы управления. Принципы и функции управления А. Файоля, Ф. Тейлора и Г. Форда. Развитие научно обоснованного знания о трудовой деятельности. Начало революции в области менеджмента. Создание "административной науки".

    презентация , добавлен 15.09.2015

    Менеджмент как наука и искусство, его категории и их характеристика. Ключевые критерии классификации видов менеджмента. Законы и закономерности управления организацией, его функции, методы и принципы. Анализ концепции менеджмента по Э.М. Короткову.

    презентация , добавлен 21.02.2016

    Менеджмент и его методологические основы. Требования, предъявляемые к системе управления. Характерные черты и стадии управления. Профессиональная деятельность менеджера и виды моделей менеджмента. Природа управления и исторические тенденции его развития.

    реферат , добавлен 29.01.2010

    Менеджмент как научная дисциплина, предмет и методы его исследования, история становления и развития специфических школ управления. Классификация школ управления и направления их деятельности. Место Учения Тейлора в системе современного менеджмента.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2009

    Основные подходы в истории менеджмента. Понятия менеджмента и менеджера. Суть и характерные черты современного национального менеджмента. Общее и различия между российским и западным управлением. Проблемы русской школы управления, перспективы развития.

    курс лекций , добавлен 15.01.2012

    Принципы управления в концепции А. Файоля. Сущность реформирования системы управления России П. Столыпиным. Характерные черты и преимущества английской модели менеджмента. Сущность финской школы менеджмента и факторы успешной деятельности менеджеров.

    контрольная работа , добавлен 11.07.2011

    Основные виды и поэтапные процессы контроля. Поведенческие аспекты и характеристика управленческого контроля. Структура менеджмента предприятием. Примерная структура аппарата менеджмента крупного предприятия, имеющего развитое энергетическое хозяйство.

    реферат , добавлен 18.02.2012

    Понятие, цели и задачи менеджмента, его современные парадигмы. Концепции и принципы менеджмента, научные подходы. Определение сущности и роли управления и менеджмента в условиях рыночной экономики. Составные, аспекты и цели менеджмента прибыли.

    реферат , добавлен 29.09.2009

    реферат , добавлен 14.02.2011

    Характеристика этапов истории развития теории и практики менеджмента. Особенности становления, понятие школ менеджмента и их виды. Возникновение, формирование и содержание различных направлений теории управления. Разновидности и функции школ менеджмента.

Менеджмент – это такая сфера деятельности, которая присутствует буквально везде. Куда бы не отправился современный человек, а везде одни люди управляют другими, и это закон как капитализма, так и природы людей вообще.

Менеджмент нашел свое применение в бизнесе, в системе государственных органов и даже при личных взаимоотношениях между людьми, ведь в любой группе есть человек, который может называть себя лидером. Далее речь пойдет про виды менеджмента и характеристику, а также вы узнаете про специфическое применение этой науки.

Что будет без менеджмента?

Многие люди, в подавляющем большинстве, подчиненные, осуждают систему управленческой иерархии, т.к. считают аморальным тот факт, что один человек управляет другим. Но давайте тогда представим, что бы было, если бы руководителей не было вообще. А тогда мы бы получили приблизительно следующую картину: есть толпа неуправляемых работников, которые не понимают, что именно им нужно сделать по одной простой причине – им никто это не сказал.

Всяческий контроль полностью отсутствует, из-за чего некоторые особо усердные сотрудники начинают откровенно тунеядствовать, и это я еще не говорил про деньги, которые кому-то нужно распределять. Таким образом, начальники важны на любом предприятии и в любой группе, поэтому и менеджмент был, есть и будет актуальным направлением.

Виды менеджмента и их характеристика!


  1. Оперативное руководство – это последний вид менеджмента. Его характеристика заключается в следующем: создается оперативный план со временем на его исполнение не более месяца, поручается, как правило, мелкому менеджеру или сразу исполнителю, после чего приводится в действие. Сюда можно отнести плановые и внеплановые проверки, мелкие проекты на предприятии и пр.

Где применяется менеджмент?

  1. Система руководства распространена в маркетинге. Здесь всегда есть люди, которые могут придумать гениальные идеи и эффективные рекламные кампании, и есть те, кто воплощают задумки в жизнь. И чем лучше будет налажена связь и понимание между руководителями и исполнителями, тем продуктивнее будет работа всего отдела и больше прибыль компании.

  1. В некоторых компаниях существует специфический отдел, который занимается сбором информации о рынке сбыта, конкурентах и т.д. Здесь немного уровней разного рода руководителей, но есть те, кто сведения собирают, и те, кто их обрабатывают и анализируют. Эти две группы людей должны действовать скоординировано и продуктивно.
  1. В системе реализации товара или услуги также применяется менеджмент. Есть здесь главные продавцы, а есть рядовые, которые должны прислушиваться к советам и исполнять распоряжения старших по должности. Реализаторы также могут быть подчинены маркетологам, которые говорят им, как нужно рекламировать и продавать определенную продукцию.
  1. Выражен менеджмент и в сфере услуг, потому что есть те, кто непосредственно услуги предоставляет, и те, которые руководят всем процессом. Примером могут послужить рестораны, где есть официанты, повара, администраторы и директор.

Антикризисный менеджмент!

Особой формой руководства является антикризисный менеджмент, который вводится при возникновении финансовых трудностей. Как правило, если организация стоит на грани банкротства, то она принимает все меры, чтобы выйти из сложной ситуации. При этом вводится своеобразное чрезвычайное положение, только в пределах одной компании.

Полномочия высшего руководства значительно расширяются, теперь оно может в любой момент инициировать проверку или начать служебное расследование. Повышается и контроль со стороны ТОП-менеджеров и владельца, основной задачей которого становится искоренение коррупции и всевозможных нарушений. В такие периоды может происходить сокращение штата и затрат на производство.

Менеджмент в преступном мире!

Как я уже писал в одной из своих предыдущих статей, иерархия и руководство присутствует не только среди законопослушных граждан, но и среди преступников. В частности можно выделить преступные организации, которые состоят из нескольких человек и имеют строгие иерархические связи. Здесь также применяется менеджмент, хотя и не всегда законный. И это должны принимать во внимание правоохранители, когда борются с преступностью.

Послесловие…

Итак, теперь вы имеете представление о видах менеджмента и их характеристике. В конце хочу добавить, что менеджмент – это не только прерогатива бизнеса или государственной административной системы, а сфера деятельности, которая присутствует везде, начиная от конкретной семьи и заканчивая самой крупной монополией или государством.

Первоначально менеджмент начал развиваться как теория управления производством, а затем трансформировался в теорию управления деятельностным поведением людей.

Следует различать понятия: «управление», «менеджмент» и «руководство».

Руководство — постановка цели организации и управление.

Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии , т. е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Задача гармонизации по отношению к организации имеет внутренний (эндогенный) и внешний (экзогенный) аспекты.

  • тенденция развития организации;
  • специфические национальные факторы развития экономики.

Состав основных категорий менеджмента:

  • объекты и субъекты менеджмента;
  • функции менеджмента;
  • виды менеджмента;
  • методы менеджмента;
  • принципы менеджмента.

Субъекты менеджмента, менеджеры - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Категория«менеджер»распространяется на:
  • руководителей организации;
  • руководителей структурных звеньев и центров прибыли;
  • организаторов определенных видов работ (администраторов).

Виды менеджмента - специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

По признаку объекта различают общий и функциональный менеджмент (рис. 1.1).

Общий или генеральный менеджментзаключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев (центров прибыли).

Функциональный или специальный менеджментзаключается в управлении определенными сферами деятельности организации или ее звеньев. Например, инновационной деятельностью, персоналом, маркетингом, финансами и т. п.

Рис. 1.1. Объекты и виды менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент .

Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений.

Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.

Оперативный менеджментпредусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Методы менеджмента - это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации.

Принципы менеджмента - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:
  • целостности;
  • иерархической упорядоченности;
  • целевой направленности и оптимальности;
  • сочетания централизации и децентрализации;
  • демократизации.
Существует несколько подходов в управлении:
  • процессный подход : управление рассматривается как процесс, например, планирование, организация, мотивация, контроль;
  • системный подход : обозначаются цели, задачи в показательной форме. Строится дерево цели, где система разбивается на подсистемы, например, организация — на подразделения (рис. 1.2):

Рис. 1.2. Дерево целей

Системный подход

Это направление методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Система — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. При определении понятия системы необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, элемента, отношения, подсистемы и др.

Основные системные принципы:
  • целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыносимость из последних свойств целого; зависимость каждого от его места, функции и т. д. внутри целого);
  • структурность (возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры);
  • взаимосвязь структуры и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
  • иерархичность (каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов более широкой, глобальной системы);
  • множественность описания каждой системы (в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы).
Важнейшие принципы системного подхода (системного анализа) следующие:
  • процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей;
  • необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;
  • необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;
  • цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы (программы);
  • восхождение от абсолютного к конкретному;
  • единство анализа и синтеза, логического и исторического;
  • выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия и др.

Рассмотрим элементы принципа «черный ящик» системного подхода.

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала формируются параметры выхода — товара или услуги: что производить, с какими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому продавать и по какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть конкурентоспособным по нормативам.

Затем определяются параметры входа: какие нужны ресурсы и информация для процесса. Потребность в ресурсах и информации прогнозируется после изучения организационно-технического уровня производства системы (уровня техники, технологии, организации производства, труда и управления) и параметров внешней среды (политической, экономической, технологической, социальной и др.).

Системы бывают открытыми и закрытыми.

Открытая система — это система, питающаяся извне какой-либо энергией или ресурсами.

Закрытая система имеет источник энергии (ресурсов) внутри себя. Примеры закрытых систем: работающие часы с внутренним источником энергии, работающая автомашина, самолет, автоматическое производство со своим собственным источником энергии и т. д. Примеры открытых систем: калькулятор или радиоприемник с солнечной батареей (энергия поступает извне), промышленное предприятие, завод, фирма, компания и др.

Очевидно, что хозяйствующие организации не могут существовать автономно, для осуществления их деятельности необходимы снабжение, сбыт, работа с потенциальными покупателями и т. д. Именно поэтому их правомерно отнести к большим открытым системам.

Одним из вариантов системного подхода является ситуационный подход, который концентрируется на том, что применение различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией. Поскольку существенные внутренние и внешние факторы для разных организаций весьма разнообразны, то не существует единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Понятие и виды функций менеджмента

Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения.

Они имеют общие задачи и направления управленческих работ, состав и предложение которых в наименьшей степени зависит от специфики конкретной организации (ее отраслевой принадлежности, размера, организационно-правовой формы и т. п.).

Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления.

Рассмотрение менеджмента как совокупности процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений.

Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.

При системном рассмотренииможно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1.3):
  • общие функции менеджмента;
  • социально-психологические функции менеджмента;
  • технологические функции менеджмента.

Рис. 1.3. Система функций менеджмента

Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.

Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
  • формирование целей;
  • планирование;
  • организацию;
  • контроль.

Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления .

Социально-психологические функции менеджментасвязаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.

Технологические функции менеджментаопределяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.

Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.

В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
  • общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
  • управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
  • конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.

Функция управления — вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.

Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:
  • прогнозирование и планирование;
  • организация работы;
  • мотивация;
  • координация и регулирование;
  • контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
  • перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
  • организация работ по стандартизации;
  • учет и отчетность;
  • экономический анализ;
  • техническая подготовка производства;
  • организация производства;
  • управление технологическими процессами;
  • оперативное управление производством;
  • метрологическое обеспечение;
  • технологический контроль и испытания;
  • сбыт продукции;
  • организация работы с кадрами;
  • организация труда и заработной платы;
  • материально-техническое снабжение;
  • капитальное строительство;
  • финансовая деятельность

Природа и состав функций менеджмента

Общие и конкретные функции управления тесно связаны и представляют собой разные срезы поля управления (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Поле управления

Если вспомнить модель производственного процесса, то последнюю схему можно расширить до трехмерной (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Объем управления

Содержание процесса управления инновациями

Общие функции отражают порядок управления деятельностью организации. Они в одинаковой степени необходимы как в рамках стратегического, так и в рамках оперативного менеджмента.

Процесс управления в соответствии с принципиальной схемой общих предметных функций начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Затем осуществляется планирование мероприятий, направленных на достижение установленных целей развития. Реализация запланированных мероприятий требует создания определенных организационных структур, привлечения исполнителей, координации их работы во времени и в пространстве. Успешное выполнение предусмотренных мероприятий в рамках принятых организационных структур требует учета, постоянного контроля за ходом осуществляемых процессов и регулирования деятельности организации. Каждая из пары взаимосвязанных общих функций представляет собой замкнутый контур управленческих решений, функционирующий в цикле «цель — средства» (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Взаимосвязь общих функций менеджмента

В первом контуре «цель — планирование» процесс планирования завершается при условии, что предусмотренные мероприятия и запланированные ресурсы, безусловно, обеспечивают достижение установленных целей развития. В противном случае требуется корректировать сформулированные первоначально цели развития.

На втором этапе в контуре «планирование — организация» осуществляется поиск таких организационных решений, которые бы обеспечили безусловное и наиболее эффективное выполнение установленных плановых заданий.

В третьем контуре «организация — контроль» в принятых организационных условиях осуществляется непрерывный контроль за ходом выполнения плановых заданий и выработка решений, направленных на устранение возникающих разногласий.

Состав и содержание социально-психологических функций менеджмента

Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические аспекты управления в современных условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской деятельности организации.

К социально-психологическим функциям менеджмента относятся делегирование и мотивация.

Обе эти функции позволяют определить состав задач и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия его деятельности, стимулирующие получение высоких результатов.

Делегирование как функция менеджмента означает процесс передачи задач и определения компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность за их осуществление.

Задачи формулируют конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Мотивация как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.

Мотивация связана с использованием ряда специфических категорий и понятий, относящихся как к отдельному человеку, так и к коллективу людей, т. е. организации.

Потребности — это основополагающая категория классических и современных концепций мотивации, означающая осознанное ощущение недостатка чего-либо или его отсутствия.

Побуждение в мотивационном механизме — это проявленное стремление к удовлетворению осознанных потребностей, т. е. мотивы целенаправленной деятельности.

Побуждения человека и коллектива проявляются в мотивационном поведении, т. е. поведении, направленном на реализацию осознанных и принятых мотивов.

Стремление к достижению цели становится стимулом всей деятельности сотрудника или коллектива.

Стимул в мотивационном механизме — это результат, к которому направлены побудительные мотивы деятельности сотрудника. Оценка достижения этого результата человеком ощущается через получаемое вознаграждение.

Вознаграждение — это материальная или моральная (психологическая) оценка результата удовлетворения потребности, т. е. всего процесса мотивации. Вознаграждение как оценка может носить внешний (со стороны руководителя, организации) и внутренний (как самооценка удовлетворения от работы) характер.

Состав и содержание технологических функций менеджмента

Технологические функции менеджмента характеризуют содержание процессов и методов управления.

Они включают два главных компонента: коммуникации и решения .

Коммуникации в менеджменте — это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений.

Коммуникация как функция менеджмента занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Основные задачи коммуникации в менеджменте заключаются в следующем:
  • определение и планирование потребности в информации для каждого звена управления на предприятии;
  • организация информационного обеспечения системы управления на предприятии;
  • формирование рациональных способов и процедур подготовки и реализации управленческих решений;
  • разработка и внедрение прогрессивных информационных технологий в управлении инновациями на предприятии;
  • координация и контроль управленческих решений, обеспечение исполнительской дисциплины на предприятии;
  • разработка и реализация единой технической политики в области информационных технологий в управлении на предприятии.

Управленческое решение составляет один из главных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.

Управленческое решение- это выбор целесообразного с точки зрения принимающего варианта состояния и поведения управленческой системы. Состав основных решений по функциям менеджмента представлен в табл. 1.1.

Основные требования, предъявляемые к управленческим решениям, заключаются в следующем:
  • целевая направленность (решения должны быть направлены на достижение определенных целей развития);
  • иерархическая субординация (решения менеджера должны соответствовать делегированным ему полномочиям);
  • обоснованность (решения должны иметь объективное обоснование рациональности);
  • адресность (решения должны быть ориентированы в пространстве и во времени, т. е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены по времени);
  • обеспеченность (решения должны предусматривать необходимые ресурсы и устанавливать источники их получения);
  • директивность (решения должны быть обязательными для исполнителя и носить плановый характер).
Таблица 1.1 Состав основных решений по функциям менеджмента

Функция менеджмента

Типичные управленческие решения

Формирование целей

  • Принятие миссии предприятия
  • Формирование целевых параметров
  • Принятие стратегической концепции предприятия
  • Утверждение целевых параметров проекта

Планирование

Организация

  • Создание предприятия
  • Выбор организационно-правовой формы предприятия
  • Принятие организационной структуры предприятия
  • Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкциях
  • Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия
  • Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия

Контроль

  • Оценка состояния работ по проекту
  • Оценка финансового состояния предприятия
  • Анализ работы служб и подразделений предприятия
  • Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту
  • Установление порядка оценки деятельности исполнителей
  • Оценка исполнения стратегической концепции предприятия
  • 1. Начнем со стратегического менеджмента. Он нужен для того, чтобы запланировать и обеспечить выполнение долгосрочных задач, которые создаются на срок, больше 1 года. Это может быть управление строительством крупного объекта, бизнес-план организации или даже всем известный государственный бюджет на следующий год. Для того чтобы план был исполнен в точности и в срок, есть люди, которые это контролируют и управляют исполнителями. Как правило, при этом создается целая группа менеджеров, основной задачей которой является руководство исполнением стратегического плана. Причем важно понимать, что далеко идущие планы весьма приблизительны, они не дают четких указаний, поэтому менеджерам нужно думать, как лучше исполнить определенное предписание. К примеру, приказано на втором этаже бизнес цента расположить 6 офисов, туалет и кабинет руководителя, а вот в каком порядке и как именно это делать - решают ответственные менеджеры, которые осуществляют руководство.
  • 2. Второй вид менеджмента - это тактическое управление, оно же среднесрочное. Сюда относятся все планы, на исполнение которых выделено от месяца до года. К примеру, это могут быть реструктуризации отделов на предприятии, маркетинговая кампания и т.д. Для исполнения подобных задач могут создаваться новые группы или же дела поручаются уже существующим (отдел маркетинга, отдел охраны труда). Указания в этих планах могут быть как приблизительными, так и точными, поэтому от менеджера все равно требуется умение мыслить и принимать верные решения.
  • 3. Оперативное руководство - это последний вид менеджмента. Его характеристика заключается в следующем: создается оперативный план со временем на его исполнение не более месяца, поручается, как правило, мелкому менеджеру или сразу исполнителю, после чего приводится в действие. Сюда можно отнести плановые и внеплановые проверки, мелкие проекты на предприятии и пр.
  • 5. Подходы Эффективность и качество управленческого труда определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов; без хорошей теории практика слепа. Однако к настоящему времени к менеджменту применяют только некоторые подходы и принципы, хотя в настоящее время известны более 13-ти научных подходов:
  • 1. Комплексный. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
  • 2. Интеграционный. Интеграционный подход к менеджменту нацелен на исследование и усиление взаимосвязей: - между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; - между стадиями жизненного цикла объекта управления; - между уровнями управления по вертикали; - между уровнями управления по горизонтали.
  • 3. Маркетинговый. Предусматривает ориентацию управляющей подсистемой при решении любых задач на потребителя: - повышение качеств объекта в соответствии с нуждами потребителя; - экономия ресурсов у потребителя за счет повышения качества; - экономия ресурсов в производстве за счет факторов масштаба производства, научно-технического процесса (НТП); - применение системы менеджмента.
  • 4. Функциональный. Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том, что потребность рассматривается, как совокупность функции, которые нужно выполнить для ее удовлетворения. После установления функции создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу полезного эффекта.
  • 5. Динамический. При применении динамического подхода объект управления рассматривается в динамическом развитии, производится ретроспективный анализ за пять и более прошлых лет и перспективный анализ (прогноз).
  • 6. Воспроизводственный. Этот подход ориентирован на постоянное возобновление производства товара, услуги для удовлетворения потребностей рынка по сравнению с лучшим технологичным объектом на данном рынке.
  • 7. Процессный. Рассматривает функции управления как взаимосвязанный процесс управления, является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.
  • 8. Нормативный. Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важнейшим элементам: - целевая подсистема; - функциональная подсистема; - обеспечивающая подсистема.
  • 9. Количественный. Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов и др.
  • 10. Административный. Сущность административного подхода заключается в регламентациях функций прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов систем менеджмента в нормативных актах.
  • 11. Поведенческий. Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознание своих собственных возможностей на основе подхода современных поведенческих наук. Основной целью этого подхода является повышения эффективности фирмы за счет повышения человеческих ресурсов. Наука о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника так и фирмы в целом.
  • 12. Ситуационный. Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме так и во внешней среде,- не существует лучшего единого подхода управлять объектом.
  • 13. Системный. При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь.

Важнейшие принципы: - процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого формулирования конкретных целей; - необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; - цели отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы; - восхождение от абстрактного к конкретному; - единство анализа и синтеза логического и исторического; - проявление в объекте разнокачественных связей и взаимодействий.

Основные разновидности менеджмента

1.Стратегический менеджмент - менеджмент, который занимается решением наиболее важных, глобальных проблем организации в целом. Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация. Основным объектом внимания стратегического менеджмента являются:1) миссия организации; .2) проблемы внешней среды организации;3) установление планов в долгосрочной перспективе;

2.Производственный менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объемов и структуры выпуска продукции, другими словами, на оптимизацию производственного процесса. Оптимизация предполагает поиск такой организации производства, при которой имеющиеся у предприятия ресурсы (материалы, оборудование, денежные средства, рабочая сила) используются наиболее выгодно, таким образом, что они приносят максимально возможную выгоду при минимальных затратах.

3.Менеджмент персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Менеджер, работающий в данной сфере, должен решать вопросы, связанные с поиском, обучением и повышением квалификации сотрудников. Кроме того, в задачи менеджера по работе с персоналом входит разработка методов стимулирования и вознаграждения работников, благодаря которым их работа будет более плодотворной. Наконец, менеджер по персоналу должен следить за тем, чтобы профессиональный уровень работников был достаточно высоким.

4. Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком. А это предполагает, во-первых, организацию эффективного получения информации о рынке: о потребителях, их желаниях, о конкурентах и предлагаемых ими товарах. Во-вторых, в задачи маркетингового менеджмента входит управление принятием наиболее важных решений, касающихся того, как организация представляет свой товар или услугу на рынке, то есть позиционирования товара, рекламы и т. д.Основными целями маркетинга являются: 1) извлечение устойчивой (или максимальной) прибыли и 2) приобретение преимуществ перед конкурентами.

5.Инновационный менеджмент направлен на создание и внедрение новых видов товаров или услуг, а также технологий. Для этого необходимо провести многочисленные исследования, решить, в каком именно виде товар будет благоприятно воспринят на рынке, определить, как сделать издержки на производство товара минимальными. Естественно, инновационный менеджмент решает вопросы, связанные с внедрением новых разработок в производство.

Основные принципы и функции менеджмента в современных условиях.

Принципы менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных принципов.

Принципы – правила, нормы, предписания к действию.

Рыночная концепция менеджмента потребовала пересмотра принципов менеджмента. Были сформулированы новые принципы, относящиеся к неформальной модели менеджмента:

лояльность к работающим;

ответственность – обязательное условие успешного менеджмента;

атмосфера в фирме, способствующая раскрытию способностей сотрудников;

своевременная реакция на изменения окружающей среды;

установление долевого участия каждого сотрудника в общих результатах;

методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность собственным трудом;

коммуникации, пронизывающие фирму по горизонтали и по вертикали;

непосредственное участие менеджеров в деятельности групп на всех этапах как условие согласованной работы;

честность и доверие к людям;

умение менеджера слушать всех, с кем он сталкивается в своей работе;

этика бизнеса – золотое правило менеджмента;

качество личной работы и ее постоянное совершенствование;

опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

Функции менеджмента

Специфические особенности менеджмента, т.е. творчества менеджеров, реализуются с помощью определенных функций.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат по руководству предприятием) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

Функции управления бывают:

общие – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности;

конкретные – определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса;

специальные – подфункция конкретной функции.

При этом объективно необходимые функции – это:

организационно-техническая (согласование и координирование деятельности в процессе производства);

социально-экономическая (контроль за трудом, использованием машин и механизмов).

Любое предприятие рассматривается как сложная система, для которой необходимо определить состав функций управления и учесть следующие факторы:

ресурсы: материальные, трудовые, финансовые, оборудование, здания, сооружения, информация, производственная технология, продукт;

цикл принятия управленческого решения: подготовка, утверждение, внедрение, оценка;

стадии жизненного цикла продукта.