Положение о начальнике станции. Начальник железнодорожной станции. VI. Основные задачи и структура отдельных видов станций

Это начало чеховского рассказа, написанного в 1883 году, который так и называется – «Начальник станции».

Антон Павлович Чехов, великий знаток мелочей, из которых состояли жизнь и работа множества его современников, описывает забавный случай, произошедший в такую ночь. Не станем вдаваться в то, как Шептунов попал в неловкое положение, лучше попытаемся понять, чем занимались и как жили его коллеги.

Сегодня сеть ОАО «РЖД» насчитывает 5341 станцию, 57 из них – сортировочные, отправляющие десятки поездов в сутки. И трудно представить себе начальника станции, который, как Степан Степаныч, должен лично встречать и провожать каждый поезд.

Как самостоятельное линейное предприятие станцию впервые осмыслили в 1848 году. Тогда, чтобы улучшить управление движением, железную дорогу было решено разделить на территориальные отрезки – дистанции, отделения и станции между ними. Отделения представляли собой участки, включающие станции I и II класса, а также перегон между ними.

Начальники станций распоряжались приёмом, пропуском и отправлением поездов, их обязанностью был надзор за состоянием – чистотой и исправностью – станционных зданий, подготовкой подвижного состава, размещением пассажиров, приёмом и сдачей грузов, за кассирами, ведением финансовой отчётности, а также общая координация работы.

Начальник станции встречал, осматривал и провожал ударом колокола все поезда, следил за порядком на платформе. Это было не так сложно при двух-трёх парах поездов в сутки. Судя по рассказу, Шептунов обеспечивал со своей стороны то, что называется безопасностью движения поездов. Он внимательно следил за тем, чтобы поезд был принят на нужный, подготовленный путь. Он кричит, увидев чью-то фигуру: «Не ходить по рельсам! Запрещено!»

Краеведы города Сестрорецка Ленинградской области нашли документ, который рассказывает, как в 1876 году вполне реальный начальник станции заботился о том, чтобы никто не попал под поезд. Станция была огорожена, и, когда темнело, он запирал калитку, чтобы никто впотьмах не ходил по перрону. Родители школьников, которым зимой после уроков было далеко идти в обход, написали на него жалобу. Они предлагали «устроить калитку в заборе у ворот около станции. Ключ будет у учительницы, и калитка будет отворяться...».

Начальники станций «перед назначением на должность подвергались экзамену на знание: положения о сигналах; правил технической эксплуатации; общего соглашения между Российскими железными дорогами о взаимном пользовании вагонами; телеграфного дела; существующих тарифов и таксировки грузов и т.п.», сообщают отраслевые документы XIX века. Кандидатов на должность представлял начальник отделения, а назначал начальник службы движения дороги. Среди требований были: возраст не старше 50 лет, владение русским языком, «неимение физических недостатков, мешающих исполнению должностных обязанностей».

Известный руководитель российского железнодорожного транспорта Иван Рерберг в книге «История эксплуатации Московско-Нижегородской железной дороги за первые 25 лет» уточнял: «Назначение на должность (начальников станций. – Ред.) производится не иначе как по испытании их в знании правил, независимо от сего подобные же испытания производятся ежегодно старшими агентами службы». В этой книге приводятся и фамилии начальников станций, которые десятилетиями успешно работали в своей должности с 1860-х годов на этой магистрали: Гимпель, Органовский, Игнатов, Байков, Суркин, Ясейкин, Лотов, Соколов… Примечательно, что этих фамилий нет в списке дипломированных инженеров путей сообщения: высшее образование им не требовалось, даже на самых крупных станциях хватало знаний и опыта работы движенца.

Начальник станции в XIX веке подчинялся начальнику отделения или дистанции. Но даже на небольшой станции он сам руководил серьёзной командой. Сейчас коллеги этих специалистов трудятся в четырёх-пяти службах и дирекциях, а тогда все они были движенцами. Рерберг перечисляет профессии подчинённых начальника станции: его помощник, кассир, письмоводитель, конторщик, весовщик, составитель поездов, ламповщик, сторож, рабочий, бухгалтер, смотритель товарного двора, пломбировщик, наклейщик ярлыков, начальник стрелочного поста, носильщик и даже прислужница при дамской комнате. Подчинялись ему и телеграфисты. Телеграфные аппараты на казённых железных дорогах содержались за счёт телеграфного ведомства, а на частных – за счёт дороги. Кроме депеш, которые обеспечивали управление движением, разрешалось принимать и частные депеши, связанные с железной дорогой: о забытых вещах, о времени приезда пассажира или для вызова к станции экипажа.

Конечно, чем ниже был класс станции, тем меньше был её штат. К примеру, если станция относилась к III и IV классам, начальнику полагалось выполнять, кроме собственной, работу, которая сейчас входит в обязанности его дежурного помощника и кассира. В свою очередь, на любой станции оба эти работника в случае болезни начальника должны были без малейших затруднений выполнять все его функции.

Зарабатывал начальник станции в царской России от 600 до 1800 руб. в год в зависимости от класса станции и от того, к какой дороге – частной или казённой – она относится. Историк железных дорог Виталий Семилетов писал, что на рубеже XIX и ХХ веков начальник станции Нижний Новгород Московско-Казанской дороги имел оклад 850 руб. и при этом рядом с вокзалом бесплатную квартиру из пяти комнат (правда, очень небольших – общая её площадь была около 52 кв. м), для начальников станций всегда строили жильё. Сравним масштаб заработков и цен того времени: врач получал в год 600–1200 руб., начальник паровозного депо – 1200 руб., стрелочник – 182 руб., переездная сторожиха (была и такая должность) – 41 руб. Такой работник транспорта, как бурлак на Волге, в сезон мог заработать за месяц 8–12 руб. А вот цены на вокзале Нижнего Новгорода: буханка хлеба – 5 коп., щи – 12–20 коп., каша – 12 коп., самый дешёвый билет до Москвы – 2,3 руб., самый дорогой, в I классе, – 11,5 руб.

Начальник станции был уважаемым в городе человеком и старался поддерживать доброе имя – и своё, и железной дороги. На станции Вязники начальник Степан Кнушевицкий приобрёл сотни книг для местной библиотеки, а когда в городе случился большой пожар, передал сотни рублей на строительство домов для погорельцев.

Но, наверное, самую большую известность среди его коллег в царской России получил Иван Озолин. Так получилось, что осенью 1910 года именно на его станции Астапово внезапно сошёл с поезда больной Лев Толстой, покинувший Ясную Поляну. Озолин совершил настоящий подвиг, сделав всё, чтобы спасти великого писателя. Он отдал ему свою квартиру, организовал уход и взял под контроль сложнейшую ситуацию, когда на маленькую станцию хлынули тысячи поклонников Толстого, репортёров, полицейских чинов, всевозможное начальство. Вскоре от пережитого у начальника станции случился инсульт. Семья писателя нашла лучших врачей, но спасти Ивана Озолина не удалось. А Россия увидела: самыми достойными в непростой трагической ситуации показали себя железнодорожники, именно начальник станции, который не просто исполнял инструкции, а по-настоящему заботился о жизни всех, кто оказался в Астапове.

Типовой образец

______________________________
(наименование организации, УТВЕРЖДАЮ
предприятия и т.п., его (инициалы, фамилия)
организационно-правовая форма) _________________________
(директор или иное
должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)

(инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.
м.п.

Должностная инструкция
начальника железнодорожной станции
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Начальник железнодорожной станции относится к категории
руководителей.
1.2. На должность начальника железнодорожной станции назначается
лицо, имеющее в зависимости от классности станции:

станции V класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции IV класса - среднее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 2 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции III класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 1 года или среднее профессиональное
(техническое) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции II класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 3 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции I класса - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 4 лет;
- при выполнении должностных обязанностей начальника железнодорожной
станции внеклассной - высшее профессиональное (техническое) образование и
стаж работы по профилю не менее 5 лет.
1.3. Начальник железнодорожной станции назначается и освобождается
от должности ____________________________________________________________
и подчиняется непосредственно __________________________________________.
1.4. Начальник железнодорожной станции должен знать:
- Правила технической эксплуатации железных дорог;
- Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных
дорогах;
- Инструкцию по сигнализации на железных дорогах;

производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;
- Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при
производстве путевых работ;
- Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с
опасными грузами при перевозке их по железным дорогам;
- приказы, распоряжения и указания вышестоящих организаций;
- методические, нормативные и другие руководящие материалы по
организации грузовой и поездной работы и перевозке пассажиров;
- график движения поездов, план формирования поездов;
- правила перевозок грузов, технические условия погрузки и крепления
грузов;
- показатели и технические нормы эксплуатационной работы станции;
- принципы работы устройств СЦБ и связи и правила пользования ими;
- основы оперативного планирования перевозок;
- основы экономики и управления производством;
- порядок планирования производственно-хозяйственной деятельности и
заключения хозяйственных договоров, договорные обязательства с
обслуживаемыми предприятиями;
- действующие положения об оплате труда и формы материального
стимулирования;
- правила и нормы по охране труда, технике безопасности и
производственной санитарии;
- Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте;
- Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
- положение о рабочем времени и времени отдыха работников
железнодорожного транспорта;
- _________________________________________________________________.
1.5. На время отсутствия начальника железнодорожной станции
(командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо,
назначенное в установленном порядке.
1.6. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности

Начальник железнодорожной станции:
2.1. Руководит всеми видами деятельности железнодорожной станции в
соответствии с законодательством, приказами, указаниями, другими
нормативными актами Министерства путей сообщения, железной дороги,
отделения железной дороги и Уставом (положением) железнодорожной станции.
2.2. Организует работу железнодорожной станции и взаимодействие
структурных подразделений по выполнению пассажирской, грузовой и поездной
работы в соответствии с планом и заданиями отделения железной дороги,
обеспечивая безопасность перевозок, сохранность грузов и подвижного
состава, минимальные затраты и эффективное использование технических
средств.
2.3. Участвует в разработке и утверждении технологического процесса
и техническо-распорядительного акта работы станции и других документов по
производственно-хозяйственной деятельности станции.
2.4. Осуществляет оперативное планирование поездной и грузовой
работы станции на основе суточного и сменного задания отделения дороги.
2.6. Анализирует выполнение основных показателей работы станции,
докладывает руководству о результатах работы.
2.6. Расследует случаи нарушения нормальной работы станции, Правил
технической эксплуатации железных дорог, инструкций и приказов,
разрабатывает мероприятия по их предупреждению.
2.7. Контролирует выполнение грузоотправителями и грузополучателями
правил перевозок, технических условий погрузки и крепления грузов,
требований ГОСТ по сохранности вагонного парка.
2.8. Принимает меры по обеспечению сохранности и содержанию в
исправном состоянии станционных сооружений, устройств и оборудования,
развитию, реконструкции и техническому перевооружению станции;
обеспечивает внедрение новой техники, технологии и передового опыта.
2.9. Представляет интересы железнодорожной станции, распоряжается ее
имуществом в пределах предоставленных прав.
2.10. Заключает договоры, выдает доверенности, открывает в банках
расчетный и другие счета.
2.11. Обеспечивает развитие подсобно-вспомогательного производства,
расширение платных услуг населению.
2.12. Контролирует ведение в установленном порядке бухгалтерского,
статистического учета и отчетности, составление годового баланса и
отчета.
2.13. Утверждает структуру и штаты станции.
2.14. Издает приказы и распоряжения.
2.15. Поощряет отличившихся работников и налагает взыскания на
нарушителей трудовой и производственной дисциплины.
2.16. Осуществляет подбор, расстановку, обучение и повышение
квалификации кадров, совершенствование организации труда и заработной
платы, системы материального стимулирования.
2.17. Организует заключение и выполнение коллективного договора.
2.18. Обеспечивает социальную защиту работников, соблюдение
законодательства об окружающей среде.
2.19. Принимает меры по укреплению трудовой и производственной
дисциплины.
2.20. Обеспечивает улучшение условий труда и предупреждение
производственного травматизма, выполнение трудового законодательства,
правил и норм охраны труда, техники безопасности и производственной
санитарии, повышение культуры производства.
2.21. Поручает выполнение отдельных функций своим заместителям или

2.22. _____________________________________________________________.

3. Права

Начальник железнодорожной станции имеет право:
3.1. Представлять интересы железнодорожной станции во
взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
3.2. Представлять на рассмотрение руководства предложения по
улучшению работы станции.
3.3. Издавать указы, распоряжения, подписывать и визировать
документы в пределах своей компетенции.
3.4. Поручать выполнение отдельных функций своим заместителям или
руководителям структурных подразделений.
3.5. Требовать от вышестоящего руководства оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей.
3.6. ______________________________________________________________.

4. Ответственность

Начальник железнодорожной станции несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
действующим законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

СОГЛАСОВАНО:

Начальник юридического отдела
(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Заявка на перевозку грузов предоставляется в управление железной дороги отправления груза в трех экземплярах. Один экземпляр заявки на перевозку грузов направляется грузоотправителю с отметкой об ее принятии или об отказе, другой - начальнику железнодорожной станции отправления для исполнения и контроля. Форма бланка заявки на перевозку грузов в вагонах и контейнерах (форма ГУ-12) предусматривает автоматизированную обработку данных заявки (см. приложение №35). Заявка содержит специальную строку Экспедитор для полного наименования и кода организации, экспедирующей груз при перевозках за пределы России.  


Не позднее, чем за 3 дня до начала выполнения заявки на перевозку грузов начальник железнодорожной станции совместно с грузоотправителем уточняет количество необходимых для подачи вагонов, контейнеров по дням, родам грузов и железным дорогам . Эти данные заносятся в учетную карточку выполнения заявки, которую подписывают начальник железнодорожной станции и грузоотправитель по окончании каждых отчетных суток.  

Начальник железнодорожной станции должен установить приказом порядок объявления и уведомления о прибытии груза. Уведомление должно быть послано в день прибытия груза, но не позднее, чем в 12 ч. дня, следующего за днем прибытия грузов.  

Начальник железнодорожной станции  

Учет ведется отдельно по каждому грузоотправителю, а при железнодорожных перевозках, в частности, также отдельно по каждому грузу номенклатуры плана (9, разд. 2, 2) и отдельно по грузам, отгружаемым сверх плана и вне плана (9, разд. 2, 16). Учетные карточки подписываются работниками транспортного предприятия (начальником станции , порта, пристани, ответственным представителем автотранспортного предприятия) и грузоотправителя.  

Суточный и сменный планы разделяются на планы работы с вагонами общесетевого и собственного парка предприятий. При организации работы по единому технологическому процессу должно предусматриваться совместное составление оперативных планов , работниками станции примыкания и железнодорожного цеха предприятия. Если предприятие расположено вблизи станции примыкания, причем основной работой станции является обслуживание подъездного пути, план составляется совместно начальником станции примыкания и начальником службы движения ЖЦ. Если предприятие удалено от станции либо обслуживание подъездного пути не является основной работой станции примыкания, а также в тех случаях, когда станция обслуживает несколько подъездных путей, планирование работы производится в такой последовательности  

Высылает письменные или телеграфные (телексные) поручения и разнарядки в адреса пограничных ТЭК или начальников железнодорожных погранстанций на отправку грузов в международном железнодорожном сообщении. Разнарядки на импортные грузы высылаются с расчетом получения их пограничными станциями не позднее чем за 24 часа до прибытия груза.  

Фонды, резервы и финансирование относятся к числу хозяйства. является уставный фонд . Кроме этого, сами предприяг тия создают амортизационный и другие специальные фонды целевого назначения , а также резервы. Финансирование имеет также строго целевое назначение , как и специальные фонды . К целевым средствам приравнены и местные доходы железнодорожных станций, остающиеся в распоряжении начальников станций и не причисляемые к прибылям дороги.  

Коммерческий акт подписывается заместителем начальника станции по грузовой работе, заведующим грузовым двором, приемо-сдатчиком железнодорожной группы района порта (ЖДГПР) и представителем порта.  

Данные о подходе сообщаются начальнику смены или диспетчеру железнодорожного цеха, на заводскую сортировочную станцию , на станции погрузки и выгрузки, в службу погрузки и выгрузки, в отдел сырья и топлива завода, приемосдатчикам груза и субклиентам железнодорожного цеха.  

Рост объемов перевозочной работы, а также проведение технической реконструкции потребовали укрепления единоначалия во всех звеньях транспорта. В связи с этим в 1930 г. Правления дорог были заменены дирекциями, директор дороги действовал на основе единоначалия. Одновременно были внесены изменения в организационную структуру линейных предприятий, локомотивные депо, находившиеся в ведении начальников станций , выделены в самостоятельные хозяйственные единицы, подчиненные начальнику эксплуатационного района. В составе эксплуатационного района были организованы отделы тяги, пути, связи и сигнализации, планово-финансовый, труда и кадров. Используя право оперативного руководства, центральные управления Народного комиссариата путей сообщения стали непосредственно руководить не только дорогами, но и эксплуатационными районами. В результате, величина которых дифференцирована по классам и группам предприятий железнодорожного транспорта . Классификация устанавливается в зависимости от объема и сложности работы. Железные дороги делятся натри группы, локомотивные депо на четыре группы, станции на шесть классов и т. д. Например, месячный оклад начальников служб дорог первой группы составляет 240-260руб., второй - 220-240 и третьей - 200-220руб. Начальнику локомотивного депо первой группы установлен месячный оклад 210-230 руб., а четвертой - 170-180 руб.  

При чрезмерном накоплении гружёных вагонов и грузов на станции и примыкающих к ней железнодорожных подъездных путях в связи с несвоевременной выгрузкой грузов и вывозом их грузополучателями, если вследствие этого создастся угроза нарушения нормальной работы данной станции или отделения дороги, начальник железной дороги может приостановить погрузку грузов назначением на данную станцию (кроме внеклассных) или в адрес определённого грузоот-лравителя на срок не более 2 суток.  

Смотреть страницы где упоминается термин Начальник железнодорожной станции

:    Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих Выпуск 1 (1987) -- [

Начальник станции ЖД представляет собой профессионала, который возглавляет подразделение в виде транспортного узла. В обязанности специалиста входит контроль и организация работы рабочего персонала, планирование перевозок и погрузочно-разгрузочных операций. Так сколько же получает на ответственной должности начальник станции ЖД или метро?

Финансирование директора на территории РФ?

Средний уровень зарплаты железнодорожника в России достигает 40-50 тыс. рублей (около 775 американских баксов). За качественную работу и высокие результаты полагается дополнительная премия в виде льгот, надбавок и премий.


Усредненная зарплата начальника станции в Российской Федерации составляет 27-30 тыс. RUB / 465-517 в месяц. Конечный доход управленца зависит от масштабов и сложности транспортного узла. Так, например, на крупных станциях эксперт получает около 50 000 руб . / 862 доллара.

Сколько стоит труд железнодорожника в России в 2019-202 году?

Проанализируем:

  • проводник пассажирского поезда – 20-25 тыс. рублей / 397 долларов;
  • монтер или обходчик ДЕПО – 22500 ₱ / 387 баксов;
  • начальник станции вокзала или участка пригородного типа – примерно 50 тыс. rub / 863 у.е.;
  • сотрудник бюро дорожно-конструкторского формата – 25 000 руб. / 431 $.

В качестве дополнительных бонусов могут быть предоставлены следующие варианты:

  • бесплатный проезд в 2 стороны каждый год на территории России;
  • официальное оздоровление в санаториях РЖД;
  • право бесплатно добираться электричкой к месту работы;
  • полный социальный пакет (пенсия, больничные, премии, расходы на мобильную связь и пр.);
  • предоставление организацией денежной помощи в случае возникновения экстренной ситуации.

Получить высокооплачиваемое место можно, имея соответствующее образование.


Почем платят специалистам в разрезе специфики работы?

  • оперативный дежурный – 25 750 рублей / 444 доллара;
  • дежурный по переезду – 14 571 RUB / 251 у.е.;
  • дежурный по станции – 38-50 тыс. ₱ / 655- 862 USD.

По регионам страны квалифицированный специалист имеет неплохую прибыль:

  • город Волоколамск – Московско-Смоленский центр – 40 000 ₱ / 689 USD;
  • республика Коми (Сыктывкар) – 50 000 rub / 862 у.е;
  • город Микунь – от 50 000 рублей в месяц;
  • Екатеринбург. Организация «Энерго Инвест » — прибыль специалиста здесь составляет 30 000 rub / 517 баксов;
  • город Тында – прямой работодатель предлагает начальнику станции заработок в размере 38 000 ₱ / 655 USD.

Вознаграждение работников метрополитена в России

Ценность специалистов в метрополитене является схожей, как и на РЖД. В среднем зарплата эксперта здесь лежит в диапазоне от 24 849 до 36 000 RUB в месяц. Чтобы быть принятым на должность начальника станции необходимо соответствовать ряду критериев.


Рассмотрим требования к специалисту в «Нижегородском метро »:

  • выручка от 25 000 руб. / 431 доллар;
  • наличие железнодорожного образования;
  • опыт работы в данной сфере от 3-х лет;
  • исполнительность;
  • умение руководить персоналом;
  • навыки по организации работы транспортного узла.

Глава ОАО «Российские железные дороги» Якунин В. зарабатывает в месяц до 4 млн. рублей .


Чтобы получать минималку и больше, специалист должен подходить по ряду критериев:

  • получить среднее / высшее образование;
  • подтвердить состояние здоровья на специальной медицинской комиссии;
  • пройти стажировку на занимаемом рабочем месте;
  • через время пройти профильные курсы для повышения квалификации;
  • сдача экзаменов для подтверждения профессионализма является обязательной.

Расценка профессионалов в Украине

Начальник смены на ж/д узле в среднем зарабатывает в Украине 7500 гривен (примерно 278 долларов).

Начальник станции руководит работой станции и несет полную от­ветственность за выполнение показателей работы станции и уста­новленных заданий. Грузовыми и коммерческими операциями ру­ководит заместитель начальника станции по грузовой и коммер­ческой работе (ДСЗМ или ДСМ). Непосредственно на местах общего пользования работой руководят начальники (заведующие) грузо­вых районов (дворов). При небольших объемах работы на местах необщего пользования эту работу выполняют старшие приемосдат­чики . При значительных объемах работы на местах необщего пользования может вводиться должность заместителя начальника станции по подъездным путям .

На крупных (внеклассных) грузовых станциях имеется главный инженер (ДСГ) , в обязанности которого входят разработка, обнов­ление и внедрение технологического процесса, разработка и реали­зация мероприятий по обеспечению безопасности движения, охра­не труда и технике безопасности работников. Он отвечает за рацио­нальное использование технических средств и устройств, проводит анализ работы станции. При отсутствии должности главного инже­нера его функции выполняет заместитель начальника станции.

Руководство оперативной работой станции возлагается на замес­тителя начальника станции по оперативной работе (ДСЗД) . Он осу­ществляет контроль за выполнением суточных и сменных планов, соблюдением технологического процесса, обеспечением безопасно­сти движения. Непосредственное руководство оперативной работой осуществляют сменные работники: ДСЦ, сменный инженер по гру­зовой и коммерческой работе, дежурный по станции (ДСП) . Каждый из них выполняет обя­занности в соответствии с должностными инструкциями.

ДСЦ - диспетчер маневровый (в обиходе маневровый диспетчер), управляет всей работой по выполнению сменного плана гру­зовой станции. Заступая на дежурство, он знакомится с оперативными приказами, суточным планом погрузки и выгрузки грузов, изу­чает заявки грузоотправителей на отправление груза, положение ва­гонного парка на станции, подъездных путях и подходах к станции. В начале смены ДСЦ доводит план работы до исполнителей, а в про­цессе дежурства корректирует его по четырехчасовым периодам в зависимости от оперативной обстановки на станции.

На протяжении своего дежурства ДСЦ ведет график исполненной работы (ГИР) , необходимый для оперативного планирования и руководства маневровой, грузо­вой и поездной работой, качественного анализа работы за смену, где фиксируется занятие путей по грузовым пунктам, ход погрузки и выгрузки, время подачи и уборки вагонов, число вагонов, ожидаю­щих погрузку или выгрузку.

Грузовой оператор - ведет оперативный учет сортировки грузов на сортировочной платформе, работы контейнерного пункта и авто­транспорта по завозу и вывозу груза, номерной учет наличия и рас­положения местных вагонов.

Наблюдение за ходом погрузки-выгрузки вагонов осуществляет приемосдатчик , используя переносной терминал для связи с манев­ровым диспетчером, грузоотправителями , грузополучателями и то­варной конторой.

В процессе диспетчерского руководства используется информа­ция о подходе поездов и грузов, ходе выполнения грузовых опера­ций, наличии, назначении и расположении вагонов на станционных путях, погрузочно-разгрузочных фронтах и подъездных путях и др.

Рабочие места ДСЦ и сменного инженера (старшего техника) по грузовой и коммерческой работе оборудуют необходимыми средства­ми связи, информационными табло, установками промышленного телевидения, компьютерной техникой.

Сменный инженер (старший техник) по грузовой и коммерчес­кой работе обеспечивает выполнение сменного плана грузовой ра­боты на местах общего пользования, осуществляет текущее плани­рование, учет наличия свободных мест на складах и оперативный контроль за выполнением плана погрузки-выгрузки и сортировки мелких отправок на местах общего пользования. Он согласовывает план работы с ДСЦ, начальником производственного участка меха­низированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ (МЧ) и диспетчером автопредприятия, а также осуществляет контроль за своевременной подготовкой к погрузке, подачей, расстановкой и уборкой вагонов с грузовых фронтов мест общего пользования, ве­дет оперативный учет грузовой работы.

Дежурный по станции (ДСП) - осуществляет непосредственное руководство приемом, рас­формированием, формированием и отправлением поездов, контроль за коммерческим и техническим осмотром составов.

Начальник Агентства фирменного транспортного обслуживания (АФТО) - осуществляет контроль за выполнением плана погрузки и выгрузки грузов, оформлением грузовых перевозочных документов, расчетами с грузоотправителями и грузополучателями, ведением ус­тановленных форм учета и отчетности.

Начальник грузового района, - обеспечивает выполнение планов погрузки по грузовой работе на местах общего пользования и подъез­дных путях, осуществляет контроль за своевременной подачей и рас­становкой вагонов на грузовых фронтах, организует выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Эффективность оперативного управления и взаимодействия всех подразделений грузовой станции во многом зависит от средств пе­редачи информации, которые составляют органичную часть техно­логии работы станции.

Помимо уже упомянутых видов связи, на грузовых станциях ис­пользуется система «Строп», которая обеспечивает взаимный вызов и ведение переговоров между приемосдатчиками, машинистами кра­нов, старшим приемосдатчиком, работниками контрольно-пропуск­ного пункта и автомобильным диспетчером.

ДСЦ руководит единой сменой станции, состоящей из работни­ков служб перевозок, грузовой и коммерческой работы, локомотив­ной, вагонной, сигнализации и связи, подъездных путей, портов и автомобильного транспорта. Организация единой смены позволяет обеспечить слаженность в работе грузовой станции, выполнение го­сударственных заказов и договорных обязательств. В непосредствен­ном подчинении ДСЦ находятся составители поездов, машинисты маневровых локомотивов, коммерческий агент.

В зависимости от местных условий и объема работы распределе­ние обязанностей между ДСЦ, сменным инженером по грузовой и коммерческой работе и ДСП может изменяться. В частности, при отсутствии на станции сменного инженера его обязанности выпол­няет ДСЦ, а если нет должности ДСЦ, руководство маневровой и грузовой работой на станции осуществляет ДСП.

В процессе управления грузовой работой большое значение име­ет информационное взаимодействие с клиентурой, которое выпол­няется на договорной основе. Предварительная грузовая информа­ция грузополучателям передается по телетайпу или телефону в соот­ветствии с заключенными договорами.