Материальные потоки. Единицы измерения материального и информационного потоков В каких единицах измеряется совокупный многомерный материальный поток

Материальным потоком называются грузы, товарно-материальные ценности, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные ко временному интервалу.

Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Единицы измерения материального потока

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и др.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и др.).

Схема материальных потоков на складе торговой базы

Поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может быть попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. В выходные дни прибывший груз размещают в приемочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар, в конце концов, сосредоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:

A. участок хранения - участок погрузки;

B. участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

C. участок хранения - участок комплектования – отправочная экспедиция - участок погрузки;

D. участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Максимально снизить складские расходы, можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Это означает отказ от операций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Однако, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значимых затратах.

Виды материальных потоков

Материальные потоки подразделяют по следующим основным признакам; отношению к логистической системе, натурально-вещественному составу потока, количеству образующих поток грузов, удельному весу образующего поток груза, степени совместимости грузов, консистенции грузов.

По отношению к логистической системе материальный поток может быть:

· Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение;

· Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы;


· Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды;

· Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

По натурально-вещественному составу материальные потоки делят на одноассортиментные имногоассортиментные . Такое разделение необходимо, ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним.

По количественному признаку материальные потоки делят на:

· Массовые - потоки, возникающие в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой;

· Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин;

· Мелки потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими попутными грузами;

· Средние потоки занимают промежуточное положение между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.

По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делятся на:

· Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т и 0,5 т;

· Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 3.

По степени совместимости образующих поток грузов материальные потоки делят на совместимые инесовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на:

· Насыпные грузы перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах;

· Навалочные грузы, как правило, минерального происхождения. Перевозятся без тары, некоторые могут спекаться, слеживаться, а также обладают сыпучестью;

· Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы;

· Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами выполняются с помощью специальных технических средств.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

номенклатура, ассортимент и количество продукции;

габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

характеристики тары (упаковки);

условия транспортировки и страхования;

финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Измеряется информационный поток количеством обрабатываемой или передаваемой информации за единицу времени.

Способы измерения количества информации, содержащейся в каком-либо сообщении, изучаются в разделе кибернетики, который называется теорией информации. Согласно этой теории за единицу количества информации принята так называемая двоичная единица - бит. При использовании электронно-вычислительной техники информация измеряется байтами. Байт - это часть машинного слова, состоящая обычно из 8 бит и используемая как одно целое при обработке информации в ЭВМ. Применяются также производные единицы количества информации: килобайт, мегабайт и гигабайт.

В практике хозяйственной деятельности информация может измеряться также:

  • - количеством обрабатываемых или передаваемых документов;
  • - суммарным количеством документострок в обрабатываемых или передаваемых документах. Следует иметь в виду, что помимо логистических операций в экономических системах осуществляются и иные операции, также сопровождающиеся возникновением и передачей потоков информации. Однако логистические информационные потоки составляют наиболее значимую часть совокупного потока информации.

1. 4. Материальный поток и его измерители

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике служит материальный поток. Он образуется в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями – начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия. Участки прохождения материальных потоков представлены на рис. 1.5.

Материальные потоки подразделяются по следующим основным признакам:

По отношению к предприятию: внешний (протекает во внешней для предприятия среде и имеет непосредственное к нему отношение), внутренний (образуется в результате операции внутри предприятия), входной (поступает из внешней среды и может определяться суммой величины материальных потоков при разгрузке груза), выходной (поступает из предприятия во внешнюю среду). При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному;

По натурально-вещественному составу: одноассортиментные и многоассортиментные – от этих параметров зависит построение логистического процесса;

По количественному признаку: массовые, крупные, средние, мелкие и др.;

По степени совместимости: совместимые и несовместимые и др.

Материальный поток – это грузы, товары, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных операций и отнесенные

к временному интервалу. Под операциями понимается разгрузка, перевозка, сортировка, укладка на хранение и т.д. Размерность

материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.),

а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.). Например, материальный поток строительных материалов

составляет 4000 т/год; материалопоток по погрузке краном составляет 200 контейнеров/сут.

Качественный состав потока меняется по мере продвижения по цепи. Вначале между источником сырья и первым перерабатывающим

предприятием перемещаются, как правило, массовые однородные грузы: сырая нефть, железная руда, уголь, сахар-сырец, зерно и др. В конце цепи материальный поток представлен товарами, готовыми к потреблению: бензин, мука, фасованный сахар и др. Между отдельными производствами, цехами перемещаются различные детали, заготовки, полуфабрикаты.

Для того чтобы управлять материалопотоком, необходимо знать его характеристики и размеры. Измерителями материального потока служат:

Масса груза или количество мест, объем, род груза;

Расстояние транспортировки (километры, мили);

Направление движения (место отправления, место назначения);

Партионность – масса или количество мест груза, подлежащих отправке за один раз, на одном транспортном средстве, в одном направлении;

Время движения и время стоянки в пунктах перевалки или запасы на производстве.

Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций. При этом ключевую роль в их управлении играют:

* транспортные предприятия и экспедиторские компании;

* предприятия оптовой торговли;

* посреднические организации;

* предприятия-изготовители (склады сырья и готовой продукции, на которых выполняются разнообразные логистические операции).

Из книги Готовность ко всему автора Аллен Дэвид

11. Чем глубже канал, тем мощнее поток Расчистка и оптимизация систем, использующихся в работе и жизни, увеличивают нашу способность иметь дело с более крупными обязательствами и последовательно наращивают силу невидимого потока, заполняющего расчищенные каналы.

Из книги "Пророчество Богатого Папы" автора Лечтер Шарон Л.

УРОВЕНЬ № 4. ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК 202 После того как игроки погрузят и закрепят свои миллионы в своих ковчегах, они готовы перейти к «Денежному потоку 202» - игре, которая знакомит с основами технического инвестирования. Несмотря на то что очень много людей, не располагающих

Из книги Синдром стога сена автора Голдратт Элиягу М.

6. Измерители, Bottom Line и Калькуляция себестоимости Итак мы рассмотрели два очень существенных различия между обычными критериями, и предложенными здесь. Убедились ли мы в наших интуитивных догадках, что имеем дело с НОВЫМИ ВСЕОБЩИМИ ФИЛОСОФИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ? Настолько,

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

5.4. Ликвидный денежный поток Ликвидный денежный поток является одним из показателей, который определяет финансовую устойчивость предприятия. Он характеризует изменение в чистой кредитной позиции предприятия в течение определенного периода (месяца, квартала). Чистая

Из книги Личный финансовый план: инструкция по составлению автора Паранич Андрей Владимирович

Глава 8. Денежный поток Небольшое лирическое отступление.Во многих книгах по личным финансам встречается выражение «Денежный поток». Что же это такое?Денежный поток – это динамика движения денег «вокруг нас».Мы стараемся заработать побольше денег не потому, что сам

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Поток заказов Наиболее полезная информация приходит от людей, понимающих природу денежных потоков и то, как они воздействуют на рынок. Одним из наиболее тщательно охраняемых секретов трейдинга является все то, что связано с перемещением капитала и потоком заказов.

Из книги Инфобизнес. Зарабатываем на продаже информации автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Как создается постоянный поток клиентов Что надо сделать для того, чтобы люди постоянно приходили на ваши семинары и тренинги?Постоянно прокачивайте свой уровеньВаши постоянные клиенты должны видеть, что вы становитесь все сильнее и масштабнее как тренер, как личность,

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 29 Материальный и моральный износ капитала

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

Положительный денежный поток Денежный поток всегда был основой накопления моего богатства. Он – король всех доходов. К нему надо стремиться в первую очередь. Положительный денежный поток создает инерцию поступательного движения активов. Он оказывает громадное

Из книги Турбостратегия. 21 способ повысить эффективность бизнеса автора Трейси Брайан

Поток денежных средств – это всё Рассмотрите движение денежных средств и уровень прибыльности для каждого товара, услуги и области деятельности вашей компании. Растут ваши прибыли или падают? Согласуются ли они с бюджетом или выходят за его рамки? Взгляните на

Из книги Дар Мидаса автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Этот элемент считается основой основ, поэтому он расположен в самой нижней части треугольника. Денежный поток для бизнеса – это то же самое, что кровь для живого организма или горючее для автомобиля, без которых останавливаются все процессы. Более

Из книги Хватит платить за все! Снижение издержек в компании автора Гагарский Владислав

Единичный поток производства Суть организации единичного потока производства продукции заключается в переходе от работы с большими производственными партиями к небольшим, в идеале – к передаче по производственной линии деталей исключительно поштучно. При

Из книги Канбан и «точно вовремя» на Toyota. Менеджмент начинается на рабочем месте автора Коллектив авторов

Как организовать материальный поток Теперь, когда мы определили время такта, посмотрим, что происходит на реальной сборочной линии.Предположим, каждая из модификаций А – Д собирается на отдельных, специально выделенных сборочных линиях. Как видно из приводимого ниже

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

Прибыль и денежный поток Богатый папа говорил: «Управление денежным потоком является основным и обязательным навыком, если человек на самом деле хочет добиться успеха в квадрантах Б и И». Вот почему он настаивал, чтобы мы с Майком читали финансовые отчеты других

Из книги Счастье автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Самый нижний уровень – денежный поток – является фундаментом успеха в бизнесе. Управление денежным потоком требует финансовой грамотности, умения читать и понимать финансовые отчеты. Многие владельцы малого бизнеса терпят неудачу,

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Денежный поток Денежный поток предприятия зачастую находится в ведении финансового директора или главного бухгалтера. Его место – непосредственно над миссией, потому что он фактически подытоживает деятельность предприятия и его лидера.Если лидер поработал на славу,

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки -находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, поступающие из логистической системы во внешнюю среду;

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент временипо траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известной степенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь, интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - нереагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

1.2 Материальный поток: понятие, виды, единицы измерения

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток - это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

1.По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

2.По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

3.По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

4.По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый - это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные - это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие - это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

- Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

6.По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

7.По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы - как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

- Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

2. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса

2.1 Понятие логистического сервиса

В статье Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева «Логистика: основные понятия и положения», опубликованной в приложении к журналу «Логинфо», сервис определяется в качестве обслуживания, как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники. Здесь же авторы отмечают, что слово «сервис» имеет происхождение от английского «service» - служба, обслуживание .

В терминологическом словаре «Логистика» под редакцией А.Н. Родникова дано следующее определение сервиса: «Сервис – это услуги, оказываемые покупателю организацией, продавшей товар, в виде доставки, установки, наладки, ремонта товара» .

Существуют несколько правил организации логистического сервиса, получивших признание в мировой практике. Эти правила сформулированы В.И. Сергеевым в книге «Логистика в бизнесе»:

Гарантирование логистического сервиса;

Качество логистического сервиса;

Подготовленность персонала, усвоившего стандарты логистического сервиса;

Оценка качества логистического сервиса (рис.1) .


Рисунок 1. – Правила организации сервиса, установленные мировой практикой


Менеджеру по логистике необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень собственных услуг фирмы и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе логистического сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установка ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет предпринимателю создать представление о том, как он работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Ю.М. Неруш в своей книге «Логистика: учебник для вузов» пишет: «За рубежом широко практикуется такая форма сервиса, как проведение лекций и консультаций для покупателей. Как выбирать мясо; как готовить креветки; как выбирать фрукты и овощи – это все типичные темы консультаций, которые организуются и рекламируются менеджерами по логистике. Другим примером сервисных мероприятий этого типа является знакомство покупателей с историей тех или иных товаров, со способами выращивания и производства продуктов, с их питательной ценностью» .

Логистический сервис неотделим от культуры обслуживания. Без культурного и внимательного обслуживания сервис теряет свою привлекательность. И наоборот, без логистического сервиса культура обслуживания значительно менее эффективна, нежели при наличии качественного и всестороннего сервиса. Поэтому эти два определения необходимо рассматривать в их чёткой взаимосвязи и влиянии друг на друга.

Для принятия решения о комплексе сервиса в логистике менеджеру по логистике следует изучить потребителей, чтобы уяснить себе, какие основные услуги можно было бы им предложить и какова относительная значимость каждой из них. А.М.Гаджинский приводит следующий практический пример: «Канадские покупатели промышленного оборудования назвали 13 факторов логистического сервиса в порядке убывающей значимости:

1) надёжность поставок;

2) оперативность предоставления предложений по ценам;

3) возможность получения технической консультации;

4) предоставление скидок;

5) послепродажное обслуживание;

6) масштабы торговой сети;

7) простота вступления в контакт;

8) гарантия замены товара;

9) широкие производственные возможности поставщика;

10) возможность разработки товара по индивидуальному образцу;

11) возможность предоставления кредита;

12) наличие оборудования для испытаний;

13) наличие оборудования для механической обработки» .

Подобный порядок ранжирования наводит на мысль, что на этом рынке продавец должен как минимум не уступать конкурентам по надёжности поставок, оперативности выдачи предложений по ценам, возможностям предоставления технической консультации и прочим видам услуг, которые клиенты считают наиболее важными.

Однако вопрос о том, какие именно услуги следует предоставлять, всё же решается не так просто. Услуга может быть чрезвычайно важной для потребителей и, тем не менее, не являться решающей при выборе поставщика, если все имеющиеся поставщики предоставляют ее на одном и том же качественном уровне.

Рассмотрим следующий пример. Фирма «Монсанто К о » искала способ совершенствования комплекса логистического сервиса. Клиентов попросили провести сравнительную оценку по нескольким параметрам самой фирмы «Монсанто» и корпорацией «Дюпон» и «Юнион карбайд». Среди потребителей все три фирмы славились надёжностью поставок и хорошей работой своих торговых агентов. Однако ни одна из них, по мнению клиентов, не предоставляла достаточного объёма услуг технического характера. Фирма «Монсанто» тотчас провела исследование, чтобы выявить значимость услуг технического характера для покупателей из сферы химической промышленности, и обнаружила, что эти услуги имеют для них очень большое значение. После этого фирма наняла и обучила дополнительное количество специалистов технического профиля и развернула кампанию по представлению себя лидером в сфере технического обслуживания. В сознании покупателей, заинтересованных в получении технического сервиса, всё это дало «Монсанто» явное преимущество .

2.2 Определение оптимального уровня логистического сервиса

В.И. Сергеев подчёркивает, что «потребителя интересуют не только определённые услуги сами по себе, но и их объём и качество. Если клиентам банка придётся выстаивать длинные очереди или общаться с угрюмыми служащими или кассирами, они могут поменять банк» .

Фирме необходимо постоянно следить за тем, насколько уровень её собственных услуг и услуг конкурентов отвечает ожиданиям заказчиков. Обнаружить изъяны в системе сервиса можно с помощью ряда приёмов, таких, как проведение сравнительных закупок, регулярные опросы потребителей, установки ящиков для предложений и создание системы работы с жалобами и претензиями. Всё это поможет фирме иметь представление о том, как она работает, а разочарованным клиентам – получить удовлетворение.

Профессор Б.А.Аникин в учебнике по логистике пишет: «Менеджер по логистике должен решить, в каких формах будут предоставляться различные услуги. Первый вопрос: какие расценки установить на каждый вид сервисных работ? Подумайте, например, что может предложить фирма «Sony» в качестве услуг при организации ремонта своих телевизоров. У нее есть выбор из трех возможностей:

1. Предложить бесплатный ремонт телевизоров в течение года с момента покупки.

2. Продать контракт на обслуживание другой фирме.

3. Вообще не предлагать услуг по ремонту, оставляя свободу действий для специалистов по ремонту.

Кроме того, и сами услуги по ремонту фирма «Sony» может предложить в одном из трёх вариантов:

Нанять и обучить собственных ремонтников и распределить их по всей территории страны.

Договориться, что услуги по ремонту будут предоставляться дистрибьюторами и дилерами.

Оставить заботы по ремонту независимым организациям» .

Каждый вид услуг можно предоставлять по-разному. И решение фирмы будет зависеть и от предпочтений клиентов, и от подходов, применяемых конкурентами.

Список использованной литературы

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: ИВК «Маркетинг», 2000.

2. Логистика: Учебник / Под ред. Проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1.

4. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999.

6. Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2000.

7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002.

8. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.


Новиков О. А., Уваров С. А. Логистика. - СПб.: ИД «Бизнесс-npeсca», 1999, с. 208.

Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика: Основные понятия и положения: Приложение к журналу «Логинфо» // Логинфо. – 2001. - №1, с. 84.

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2002, с. 65.

Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001, с. 149.

Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов состоит в том, что если раньше объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом выступает поток.

Главными критериями логистики выступают поток и запасы, которые взаимосвязаны.

Поток – это совокупность объектов, которые воспринимаются как единое целое. Она существует как процесс на некотором временном интервале и измеряется в абсолютных единицах за определенный период времени.

Понятие материального потока обобщает непрерывность изменения и перемещения продуктов труда в сфере обращения и производства. Материальный поток – это совокупность товарно-материальных ценностей, которые рассматриваются на временном интервале в процессе осуществления с ними различных логистических операций.

Материальные потоки могут протекать как внутри одного предприятия, так и между различными предприятиями. При этом каждому материальному потоку отвечает некоторый информационный поток, который во временном и пространственном аспектах может не совпадать с материальным.

Материальные потоки могут находиться в двух противоположных состояниях: динамическом и статическом. В тех случаях, когда материальные потоки рассматриваются не во временном интервале, а в определенный момент времени, они образуют материальные запасы.

Форма существования материального потока обусловлена самим определением и проявляется в материально-вещественных образованиях, которые могут изменяться в зависимости от этапа продвижения. Так, для предприятия материальный поток на этапе обеспечения производственных процессов материальными ресурсами выступает в виде потока сырья, комплектующих, вспомогательных материалов. На этапе производства – в виде полуфабрикатов. На этапе распределения и сбыта – в виде готовой продукции, запчастей для продукции, которую используют потребители и т.д.

Совокупность ресурсов одного наименования, находящихся на протяжении всего пути от конкретного источника производства до момента потребления, образует элементарный материальный поток. Множество элементарных потоков, которые формируются на предприятии, составляет интегральный (общий) материальный поток, который обеспечивает нормальное функционирование предприятия.

Материальные потоки характеризуются количественными и качественными показателями. Основные из них – напряженность и мощность материального потока. Между этими показателями, как правило, наблюдается обратная зависимость. На них прямое влияние оказывают объем (масса), время и формы поставок.

Например, при транзитных поставках предприятию больших объемов сырья или продукции материальный поток может иметь большую мощность, но из-за долговременной периодичности напряжение логистической цепочки может быть небольшой. И, наоборот, при организации поставок по методу «точно в срок» объемы перемещаемых грузов могут быть небольшими, но сами поставки очень частыми, что делает данную логистическую цепь и соответствующий материальный поток очень напряженным.

Кроме перечисленных, на мощность и напряженность влияют и другие факторы. Так, в сфере производства эти показатели зависят в первую очередь от формы производства, технологии выполнения логистических операций, уровня механизации и автоматизации работ и др.

Большое значение имеет также вид продукции, ее назначение. Если ее используют на предприятиях сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объему, но менее напряженными по форме поставок. Иная ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, которые по содержанию состоят из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому количеству потребителей делают канал материального потока менее мощным, но более напряженным.

Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также вид транспортных средств, расстояние транспортировки и другие факторы.

Таким образом, напряженность материального потока – это интенсивность перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов и готовой продукции, а мощность материального потока – это объемы продукции, которые перемещаются за единицу времени. Поэтому поток имеет размерность «объем/единица времени», т.е. является дробью, в числителе которой находится единица измерения груза (штуки, тонны и т.д.), а в знаменателе – единица измерения времени (сутки, месяц, год и т.д.).

Показатели мощности и напряженности материальных потоков прямо зависят от состояния инфраструктуры субъекта хозяйствования, выбранной логистической системы управления процессами производства и обращения, от стратегии предприятия и т.д.

Кроме перечисленных, материальные потоки можно охарактеризовать такими признаками: номенклатурой продукции, начальными, конечными и промежуточными пунктами, наличием и величиной запасов в этих пунктах, способом перемещения.

Изучение материальных потоков является основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и сбыта продукции, рационализации документооборота, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур управления.