Приказ о проведении служебного расследования. Порядок проведения служебных проверок в МВД: основания, обстоятельства и последствия Приказ на проведение служебного расследования

2. Настоящий Порядок не распространяется на федеральных государственных гражданских служащих и работников органов, организаций и подразделений МВД России.

3. Служебная проверка проводится в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"*(2) , Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"*(3) , Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 г. N 1377*(4) .

4. По фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации*(5) сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. N 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации".

5. Служебная проверка проводится по решению Министра внутренних дел Российской Федерации*(6) , заместителя Министра, руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместителя руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководителя (начальника) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, в отношении сотрудника органов внутренних дел*(7) , подчиненного ему по службе.

6. Решение о проведении служебной проверки в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел (за исключением сотрудников подразделений собственной безопасности оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий органов внутренних дел) принимается Министром, начальником Главного управления собственной безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации , заместителями начальника ГУСБ МВД России, а также руководителем (начальником) соответствующего территориального органа МВД России по согласованию с ГУСБ МВД России.

7. Служебная проверка в отношении сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел проводится ГУСБ МВД России либо по поручению его начальника подразделением собственной безопасности соответствующего территориального органа МВД России.

Информация об изменениях:

12. Если по результатам служебной проверки на сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое руководитель (начальник), указанный в пункте 5 настоящего Порядка*(10) , не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) в соответствии с частью 4 статьи 51

II. Организация проведения служебной проверки

13. Основанием для проведения служебной проверки является необходимость выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также заявление сотрудника.

14. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки оформляется в виде резолюции на свободном от текста месте документа, содержащем сведения о наличии основания для ее проведения. Допускается оформление резолюции на отдельном листе или на специальном бланке с указанием регистрационного номера и даты документа, к которому она относится.

15. Решение о проведении служебной проверки должно быть принято не позднее двух недель с момента получения соответствующим руководителем (начальником) информации, являющейся основанием для ее проведения.

16. В соответствии с частью 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению Министра внутренних дел Российской Федерации или руководителя (начальника), принявшего решение о проведении служебной проверки, может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

17. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам, подтвержденные соответствующей справкой кадрового подразделения органа, организации или подразделения МВД России.

18. В случае если последний день служебной проверки приходится на выходной либо нерабочий праздничный день, то днем окончания служебной проверки считается следующий за ним рабочий день.

19. Сотруднику не может быть поручено проведение служебной проверки при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

20. При наличии оснований, указанных в части 2 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, которому поручено проведение служебной проверки, обязан подать соответствующему руководителю (начальнику) письменный рапорт об освобождении его от участия в проведении служебной проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, проведение служебной проверки поручается другому сотруднику, а срок ее проведения продлевается на десять дней.

21. Служебная проверка в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок в период нахождения в служебной командировке, проводится в установленном порядке по решению руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, направившего сотрудника в командировку.

22. При проведении служебной проверки в отношении нескольких сотрудников, совершивших дисциплинарные проступки, в случае невозможности ее завершения в установленный срок по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске, командировке, а также отсутствия на службе по иным уважительным причинам одного или нескольких из них материалы служебной проверки в отношении отсутствующих сотрудников могут быть выделены для проведения отдельной служебной проверки. Решение о выделении материалов служебной проверки принимается соответствующим руководителем (начальником), ее назначившим, на основании мотивированного рапорта сотрудника, проводящего проверку. Срок проведения служебной проверки по выделенным материалам исчисляется с момента назначения основной служебной проверки.

23. В случае установления факта совершения дисциплинарного проступка с участием сотрудников нескольких органов, организаций или подразделений МВД России заместитель Министра, руководитель (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, заместитель руководителя (начальника) территориального органа МВД России на окружном, межрегиональном или региональном уровнях, руководитель (начальник) структурного подразделения территориального органа МВД России на окружном, региональном уровнях, в составе которого имеется кадровое подразделение, принявший решение о проведении служебной проверки:

23.1. Незамедлительно информирует вышестоящего руководителя (начальника) для принятия решения о проведении служебной проверки в отношении указанных сотрудников.

23.2. Уведомляет руководителя (начальника) органа, организации или подразделения МВД России, в котором проходят службу сотрудники, совершившие дисциплинарный проступок, о его совершении.

24. При проведении служебной проверки комиссией служебная проверка назначается путем издания приказа по органу, организации или подразделению МВД России.

25. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать: основания для ее проведения; дату назначения; состав комиссии по проведению служебной проверки.

26. Комиссия формируется в составе трех и более сотрудников. В комиссию по проведению служебной проверки включаются сотрудники, обладающие необходимыми знаниями и опытом. Председатель комиссии назначается соответствующим руководителем (начальником) из числа руководителей (начальников) структурных подразделений органа, организации или подразделения МВД России.

27. Поручение сотруднику о проведении служебной проверки (назначение председателя комиссии по проведению служебной проверки) дается (осуществляется) с учетом замещаемой должности и присвоенного специального звания сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка.

III. Полномочия участников служебной проверки

28. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, имеет право:

28.1. Предлагать сотрудникам, государственным гражданским служащим и работникам системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки, давать по ним письменные объяснения.

28.2. Выезжать на место совершения дисциплинарного проступка для выявления обстоятельств его совершения.

28.3. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о временном отстранении сотрудника в установленном порядке от выполнения служебных обязанностей на время проведения служебной проверки.

28.4. Истребовать в установленном порядке документы, относящиеся к предмету проверки, из органов, организаций или подразделений МВД России, направлять запросы в иные органы, учреждения и организации.

28.5. Пользоваться в установленном порядке оперативными учетами и информационными системами МВД России, образовательных и научных организаций системы МВД России.

28.6. Знакомиться с документами, имеющими значение для проведения служебной проверки, и в случае необходимости изготавливать с них копии для приобщения к материалам служебной проверки.

28.7. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о проведении инвентаризации или ревизии.

28.8. Ходатайствовать перед соответствующим руководителем (начальником) о привлечении (по согласованию) к участию в проведении служебной проверки должностных лиц и специалистов по вопросам, требующим научных, технических и иных специальных знаний, и получать от них консультации.

28.9. Применять для документирования фактов совершения дисциплинарного проступка технические средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

28.10. Вносить соответствующему руководителю (начальнику) предложения о необходимости оказания социальной и психологической помощи сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка.

28.11. Предлагать сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, дать объяснение с использованием психофизиологических исследований (обследований).

28.12. В случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка, докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости выделения материалов служебной проверки.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 28.13

28.13. Докладывать рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости продления срока проведения служебной проверки.

29. Приведенный в пункте 28 настоящего Порядка перечень мероприятий не является исчерпывающим и может быть дополнен соответствующим руководителем (начальником) в ходе проведения служебной проверки в зависимости от конкретной ситуации.

30. Сотрудник (председатель и члены комиссии), проводящий служебную проверку, обязан:

30.1. Соблюдать права и свободы сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, и иных лиц, принимающих участие в проведении служебной проверки.

30.2. Обеспечить сохранность и конфиденциальность материалов служебной проверки, не разглашать сведения о результатах ее проведения.

30.3. Разъяснить заявителям и сотрудникам, в отношении которых проводится служебная проверка, их права и обеспечить условия для реализации этих прав.

30.4. Своевременно доложить соответствующему руководителю (начальнику) поступившие заявления, ходатайства или жалобы и проинформировать сотрудников, их заявивших, о разрешении указанных заявлений, ходатайств, жалоб.

30.5. Сообщить о результатах рассмотрения заявлений, ходатайств, жалоб сотруднику, их заявившему, лично под расписку либо путем направления ответа по месту жительства заказной корреспонденцией.

30.6. Документально подтвердить дату и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка, как отягчающие, так и смягчающие его вину.

30.7. Осуществить сбор документов и материалов, характеризующих личные и деловые качества сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок.

30.8. Изучить материалы проводившихся ранее служебных проверок в отношении сотрудника, информацию о фактах совершения им дисциплинарных проступков.

30.9. Предложить сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, дать объяснение в письменном виде (рекомендуемый образец объяснения - приложение к настоящему Порядку) по существу вопроса на имя соответствующего руководителя (начальника). В случае если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка, не представлено либо в случае его отказа от дачи письменных объяснений - составить в установленном порядке соответствующий акт, подписанный не менее чем тремя сотрудниками.

30.10. Незамедлительно доложить соответствующему руководителю (начальнику) либо председателю комиссии обо всех фактах вмешательства в проведение служебной проверки или давления на сотрудников, участвующих в ее проведении.

30.11. Опросить сотрудников, государственных гражданских служащих и работников системы МВД России, которым могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, подлежащих установлению в ходе служебной проверки.

30.12. В случае выявления в ходе служебной проверки в действиях иных сотрудников органа, организации или подразделения МВД России признаков совершения дисциплинарных проступков, незамедлительно доложить рапортом соответствующему руководителю (начальнику) о необходимости проведения служебной проверки в отношении таких сотрудников или об установлении наличия (отсутствия) их вины в рамках проводимой служебной проверки.

30.13. Предложить в случае необходимости проведение профилактических мероприятий по устранению причин, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

30.14. Подготовить заключение по результатам служебной проверки в письменной форме и представить соответствующему руководителю (начальнику) для утверждения в установленном порядке.

30.15. Ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его обращения, оформленного в письменном виде, с заключением по ее результатам.

31. Соответствующий руководитель (начальник) вправе:

31.1. Принимать решение о необходимости комиссионного проведения служебной проверки и утверждать состав комиссии по проведению служебной проверки.

31.2. В случаях, предусмотренных пунктом 20 настоящего Порядка, освобождать сотрудника, подавшего соответствующий рапорт, от участия в проведении служебной проверки.

31.3. Принимать решение о выделении материалов служебной проверки в отношении одного или нескольких сотрудников в случаях, предусмотренных пунктом 22 настоящего Порядка.

31.4. Принимать решение о проведении дополнительных мероприятий, кроме перечисленных в пункте 28 настоящего Порядка, в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся при проведении служебной проверки.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 14 ноября 2016 г. N 722 пункт 28 дополнен подпунктом 31.5

31.5. Принимать решение о продлении срока проведения служебной проверки в случае поступления рапорта сотрудника (председателя или членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 28.13 настоящего Порядка.

32. Соответствующий руководитель (начальник) обязан:

32.1. При необходимости принять меры по оказанию сотруднику, в отношении которого проводится служебная проверка, социальной и психологической помощи.

32.2. Принять в установленные законом для проведения служебной проверки сроки решение по результатам проверки и обеспечить его выполнение.

32.3. Принять решение о проведении служебной проверки на период отпуска, командировки, а также временной нетрудоспособности сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку.

32.4. В случае поступления рапорта сотрудника (председателя, членов комиссии), проводящего служебную проверку, предусмотренного подпунктом 30.12 настоящего Порядка, принять решение о назначении служебной проверки по выявленным фактам совершения сотрудниками органа, организации или подразделения МВД России, дисциплинарных проступков.

32.5. Рассмотреть в срок до пяти дней в рамках общего срока проведения служебной проверки ходатайства и жалобы, заявленные сотрудником, в отношении которого проводится служебная проверка.

32.6. Осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения служебной проверки.

33. Сотрудник, в отношении которого проводится служебная проверка, пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

IV. Оформление результатов служебной проверки

34. Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

35. В вводной части указываются:

35.1. Должность, звание, инициалы, фамилия сотрудника, проводившего служебную проверку, или состав комиссии, проводившей служебную проверку (с указанием специального звания, должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии).

35.2. Должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий.

36. Описательная часть должна содержать:

36.1. Основания проведения служебной проверки.

36.2. Объяснение сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

36.3. Факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

35.4. Обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка.

36.5. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

36.6. Факты и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения заявления сотрудника.

36.7. Материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника.

36.8. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника.

36.9. Иные факты и обстоятельства, установленные в ходе проведения служебной проверки.

37. С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части указываются:

37.1. Заключение об окончании служебной проверки и о виновности (невиновности) сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка.

37.2. Предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия.

37.3. Выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка.

37.4. Выводы о наличии или отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.5. Выводы о наличии или отсутствии фактов и обстоятельств, указанных в заявлении сотрудника.

37.6. Предложения о передаче материалов в следственные органы Следственного комитета Российской Федерации, органы прокуратуры Российской Федерации для принятия решения в установленном законом порядке.

37.8. Предложения о мерах по устранению выявленных недостатков или предложения о прекращении служебной проверки в связи с отсутствием факта нарушения служебной дисциплины или обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

37.9. Рекомендации о возможном опровержении недостоверной информации, порочащей честь и достоинство сотрудника, которая послужила основанием для назначения служебной проверки, и (или) обращении в суд либо органы прокуратуры Российской Федерации за защитой чести и достоинства.

38. Проект заключения по результатам служебной проверки с прилагающимися материалами согласовывается с кадровым и правовым подразделениями органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

Информация об изменениях:

Приказом МВД России от 22 сентября 2015 г. N 903 приложение дополнено пунктом 38.1

38.1. В случае если в проекте заключения по результатам служебной проверки, проведенной в целях выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, отсутствуют предложения о применении к нему мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, проект заключения по результатам служебной проверки не подлежит согласованию с кадровым подразделением органа, организации или подразделения МВД России, сотрудниками которого проводилась служебная проверка.

39. Заключение по результатам служебной проверки представляется соответствующему руководителю (начальнику) не позднее чем через три дня со дня завершения служебной проверки и утверждается им не позднее чем через пять дней со дня его представления.

41. После утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником (комиссией), ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания, который согласовывается с кадровым и правовым подразделением.

42. Подготовленный и согласованный с правовым подразделением проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания вместе с заключением по результатам служебной проверки представляется на подпись соответствующему руководителю (начальнику).

43. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания в установленном порядке объявляется сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка.

44. Копия заключения служебной проверки направляется сотрудником (председателем комиссии), ее проводившим, в кадровое подразделение для приобщения к материалам личного дела сотрудника.

45. По окончании служебной проверки сотрудник (председатель комиссии), проводивший служебную проверку, формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя:

45.1. Документ (либо его копию), послуживший основанием для проведения служебной проверки.

45.2. Копию приказа о назначении служебной проверки (в случае ее комиссионного проведения).

45.3. Объяснения сотрудников, иные документы и материалы (либо их заверенные копии), полученные в ходе проведения служебной проверки.

45.4. Заключение по результатам служебной проверки.

45.5. Материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении по результатам служебной проверки.

45.6. Копию ответа лицу, чье обращение послужило основанием для проведения служебной проверки.

46. Дело хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа, организации или подразделения МВД России в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями по хранению данного вида документов и выдается в установленном порядке.

Каждый человек, работающий официально на предприятии, несет ответственность за свои действия или бездействие. Например, офисные работники должны правильно относиться к технике, чтобы компьютер не сломался, причем дополнительно они не должны разглашать коммерческую тайну или делиться информацией из рабочего компьютера.

Если возникает ситуация, при которой теряются или портятся разные ценности, доверенные конкретному работнику, то руководство фирмы обладает возможность определить причину нанесения такого ущерба. Для этого проводится служебное расследование, но для его начала требуется сформировать руководителем соответствующий приказ.

Если во время проверки, аудита или других мероприятий обнаруживается, что на предприятии недостает каких-либо ценных активов или утрачено имущество и документация, то непременно выполняются действия руководством:

  • выявляется, какой именно по величине ущерб был нанесен компании;
  • определяется причина появления такой ситуации;
  • находится лицо, ответственное за этот ущерб, причем не всегда им выступает работник компании, на которого возложена соответствующая обязанность хранить имущество от потери или порчи.

Чтобы найти ответы на все вышеуказанные вопросы, создается специальная комиссии, состоящая из специалистов, имеющих возможность и навыки оценить нанесенный ущерб, а также определить, что стало причиной такой проблемы.

Обычно входит в эту комиссию юрист, работник службы безопасности, инженер и бухгалтер, но допускается включать и других специалистов. В ст. 247 ТК указывается возможность создавать такую комиссию.

ТК РФ Статья 247. Обязанность работодателя устанавливать размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Важно! Основной целью комиссии является проведение внутреннего расследования.

Если по результатам расследования выявляется виновник, он может обжаловать решение о каких-либо мерах наказания через суд. Для создания комиссии непременно выпускается работодателем приказ. Он содержит прямое указание на осуществление данного процесса, а также много другой информации.

Как правильно составить документы для служебной проверки на предприятии – смотрите в этом видео:

Кто и когда занимается формированием приказа

Приказ, на основании которого начинается служебное расследование, издается только после того, как будет обнаружено хищение или порча какого-либо имущества. Это может обнаруживаться в результате разных проверок или инвентаризации.

Составлением документа занимается секретарь компании или другой работник, у которого имеются соответствующие полномочия. Формируется он от лица директора фирмы, а также заверяется его подписью.

Как проводится служебное расследование

Если возникает ситуация, при которой выявляются какие-либо проблемы с имуществом фирмы или недостачи, то, чтобы определить виновника нанесенного ущерба и взыскать с него средства, проводится расследование.

Важно! За счет правильности проведения процесса обеспечивается в будущем снижения вероятности повторных нарушений со стороны работников, так как они будут оповещены о том, что им придется отвечать за свои ошибки.

Сам процесс проведения расследования делится на этапы:

  • издается соответствующий приказ, который подписывается руководителем организации;
  • на основании него формируется комиссия, состоящая из работников фирмы или приглашенных специалистов, которые не должны иметь какого-либо отношения к происшествию;
  • назначается секретарь, который будет вести документацию по расследованию;
  • все члены такой комиссии получают приказ, который изучают, а после расписываются на нем;
  • они занимаются сбором информации, на основании которой могут определить виновника происшествия, поэтому все полученные данные тщательно анализируются, для чего изучается документация, опрашиваются работники фирмы и оцениваются иные доказательства;
  • у сотрудника, ответственного за конкретное имущество, которое пропало или которому был нанесен серьезный ущерб, должен в письменном виде дать показания, причем если он отказывается выполнять это требование, то составляется акт, в котором расписываются свидетели;
  • проводится заседание комиссии, на котором решается множество вопросов, а именно выявляется причина и размер ущерба, оцениваются все обстоятельства и выявляются виновники, а также учитываются все смягчающие обстоятельства при их наличии;
  • составляется специальный , в котором описывается принятое решение.

Как правильно составить акт расследования несчастного случая – читайте .

Акт непременно подписываются всеми членами комиссии, после чего с ним может ознакомиться виновник. Он может обжаловать решение, на основании которого к нему применяются разные меры наказания.

Когда обычно требуется проведение расследования

Необходимость в этой процедуре может потребоваться по разным причинам. Наиболее часто она осуществляется при:

  • нанесении какого-либо вреда активам фирмы;
  • порче материальных ценностей;
  • отказе от соблюдения дисциплины на рабочем месте. В каком порядке составляется – читайте по ссылке;
  • халатном отношении к должностным обязанностям;
  • разглашении коммерческой информации. вы узнаете, как правильно составить соглашение о неразглашении конфиденциальной информации.

Каждое такое нарушение может стать причиной серьезных негативных последствий для каждого работника.


Образец приказа о служебном расследовании.

Форма и структура приказа о проведении служебного расследования

Формируется документ в произвольной форме, но надо пользоваться бланком компании, где имеется ее наименование и юридический адрес.

Непременно содержится в приказе:

  • его порядковый номер;
  • дата и место формирования;
  • название, а также слово «Приказываю»;
  • указывается причина, по которой надо провести расследование;
  • далее назначается комиссия для осуществления данного процесса.

Структура может быть разной, но непременно должны содержаться в документе все необходимые сведения.

Этапы формирования приказа

Чтобы он был грамотно составленным, выполняются действия:

  • первоначально указывается номер приказа и название фирмы;
  • далее в середине прописывается слово «Приказ» или «Приказываю»;
  • ниже приводится цель создания документа, которая заключается в необходимости проведения расследования;
  • далее идет основная часть, в которую вносятся сведения о происшествии, а также указывается состав комиссии;
  • отдельный пункт выделяется для назначения ответственного лица, на которое ложится выполнение этого приказа;
  • должна иметься ссылка на основание формирования документации;
  • в конце ставится подпись директора фирмы и членов комиссии.

Таким образом, если тщательно разобраться в процессе, то не возникнет сложностей с созданием документа.


Пример заполнения акта служебного расследования. Фото: pytochok.ru

Как избежать ошибок

Чтобы сделать приказ правильно, учитываются рекомендации:

  • не требуется строгая форма документа, поэтому он формируется в произвольном порядке;
  • должны вноситься сведения обо всех членах комиссии, чтобы их можно было легко идентифицировать;
  • описывается кратко происшествие, на основании которого требуется расследование;
  • вписываются данные о лицах, ответственных за ценности, которым бы нанесен ущерб;
  • составляется документ в одном экземпляре.

Заключение

Таким образом, необходимость в приказе, на основании которого проводится расследование на предприятии, может потребоваться в разных ситуациях.

Важно грамотно сформировать данный документ, а также указать в нем актуальные сведения. Далее правильно осуществляется расследование, благодаря которому выявляются виновники происшествия.

Как правильно оформлять приказы, учитывая все требования законодательства РФ, – смотрите в этом видео:

1. Служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

2. В проведении служебной проверки не может участвовать сотрудник органов внутренних дел, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этом случае он обязан подать руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, рапорт об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными, а срок проверки, установленный частью 4 настоящей статьи, продлевается на десять дней.

3. При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению:

1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка;

2) вины сотрудника;

3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка;

4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка;

5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.

4. Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения.

6. Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка:

1) обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя;

2) имеет право:

а) представлять заявления, ходатайства и иные документы;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки;

в) ознакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом

Служебное расследование - это мероприятие, которое проводится, если на предприятии произошел какой-то инцидент: например, несчастный случай или хищение материальных ценностей. Рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования и образцы документации, которую нужно подготовить в ходе работы.

Служебное расследование работодатели должны проводить в случае нарушения трудовой дисциплины и других происшествий. Например, при обнаружении недостачи или утечки информации, составляющей коммерческую тайну. Такое мероприятие необходимо для выявления виновных лиц и применения к ним мер дисциплинарного взыскания, а также удержания с них причиненных фирме убытков. Скорее всего, специальной комиссии придется расследовать факты уклонения работников от медицинского освидетельствования, сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказа от заключения договора о полной материальной ответственности сотрудника, если это предусмотрено его основной трудовой функцией.

Если размер провинности малозначителен, например, при пропуске сдачи внутренней отчетности, проводить расследование не обязательно. Достаточно просто взять с лица, чья вина очевидна и так, письменное объяснение и далее действовать по закону. А вот если ситуация сложилась неоднозначная или организации нанесен значительный ущерб, без создания комиссии и проведения служебного расследования не обойтись.

Ситуации, в которых служебное расследование необходимо

Ниже приведен основной перечень возможных проступков, за которые сотрудник несет личную ответственность:

  • прогул или неявка на рабочее место;
  • явка на работу в нетрезвом виде, под действием наркотиков;
  • нанесение серьезного материального ущерба;
  • превышение полномочий.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения служебного расследования. Процедура должна начинаться с фиксации факта нарушения.

Шаг 1. Фиксация нарушения

Унифицированного документа, который необходимо составить при обнаружении факта, дающего основание для проведения служебного расследования, нет. На практике обычно такой факт фиксируется служебной запиской лица, которое его обнаружило. Этот документ составляется от имени работника в адрес его непосредственного начальника или руководителя организации. В такой записке нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество и должность работника, обнаружившего факт нарушения;
  • обстоятельства, при которых было совершено или выявлено нарушение;
  • дату и время события.

При получении информации о противоправных действиях работника от третьих лиц или даже непосредственно из правоохранительных органов оформлять докладную записку необязательно. Кроме того, если причиной для начала служебного расследования послужила утрата товарно-материальных ценностей или денежных средств, выявленная по результатам инвентаризации, к записке необходимо приложить соответствующий акт. На основании именно этих документов работодатель создает комиссию с целью установить виновного.

Шаг 2. Создание комиссии и ее задачи

Целесообразность всех необходимых в рамках мероприятия мер, а также степень вины лица, поступки которого стали предметом разбирательства, определяет специально созданная комиссия.

Комиссия формируется приказом по предприятию из компетентных и не заинтересованных в исходе разбирательства сотрудников. Если в организации есть специальные службы, например безопасности или внутреннего аудита, то их представители составят большинство такой комиссии. В их отсутствие такие функции на себя берет кадровая служба.

В состав комиссии, как правило должны входить три человека. В приказе должны быть указаны фамилии и должности членов комиссии, цель и дата ее создания, срок ее действия (он может быть и не ограничен определенным случаем), а также полномочия, которыми она наделена. Обычно в задачи такой комиссии входит следующее.

  1. Установление обстоятельств произошедшего, в том числе времени, места и способа.
  2. Выявление имущества, которому нанесен или мог быть нанесен ущерб.
  3. Обследование мест происшествия (при необходимости).
  4. Определение стоимости нанесенного (или возможного) ущерба по расследуемому факту.
  5. Установление лиц, непосредственно виновных в совершении деяния.
  6. Сбор доказательств вины этих лиц и установление ее степени по каждому из них (если виновников несколько).
  7. Определение причин и условий, способствующих совершению проступка.
  8. Сбор и хранение документальных материалов расследования.

В компетенцию комиссии входит право требования объяснений от всех работников, подозреваемых в проступке.

Комиссия может быть создана даже в том случае, если предприятию пока не нанесено прямого ущерба, но действия работника могли привести к подобным последствиям. Комиссия может быть постоянно действующей и возобновляющей свою работу в случае необходимости.

С приказом по организации о создании комиссии необходимо ознакомить под подпись всех ее членов. Выглядеть образец приказа о проведении служебного расследования (образец) должен примерно так:

Шаг 3. Сбор информации и доказательств

Порядок проведения служебного расследования в трудовом законодательстве прямо не определен, поэтому в каждой организации его нужно регламентировать правилами внутреннего распорядка и внутренними нормативными актами (приказами, инструкциями, положениями). То есть комиссия может получить право опрашивать сотрудников и изучать любые документы учета, если так решит руководство предприятия.

Хотя такое мероприятие и является сугубо внутренним делом каждой организации и принимать участие в нем могут исключительно ее работники и руководство, к нему в помощь можно привлекать сторонних специалистов, если это необходимо для выяснения фактов, связанных и с происшествием. Например, для определения степени опьянения и тяжести ошибки, допущенной работником при проведении исчислений по смете. Обычно это нужно в том случае, когда квалификации специалистов самой компании не хватает для того, чтобы сделать профессиональные выводы. В этом случае издается отдельный приказ по предприятию. Экспертами по договору могут выступать:

  • аудиторы;
  • оценщики;
  • медицинские работники;
  • инженеры;
  • юристы;
  • другие специалисты.

Кроме того, в рамках расследования можно направлять запросы в государственные органы и сторонние организации. Они обязаны предоставить необходимую информацию, если она не является тайной. Все собранные материалы должны быть приобщены к делу в качестве доказательств так же, как и акты, справки и докладные записки, которые составляют члены комиссии в ходе расследования. Ведь любой образец служебного расследования в отношении работника, особенно если дело касается недостачи, может рассматриваться как вопрос передачи данных по расследованию в правоохранительные органы.

Шаг 4. Получение объяснений работника

До окончания служебного расследования и издания приказа о применении дисциплинарного взыскания к виновным лицам у работников обязательно нужно запросить пояснение. Это предусмотрено нормами ст. 193 ТК РФ и подтверждено позицией Верховного суда РФ (п. 47 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 № 2). Форма такого объяснения может быть произвольной, так как не регламентирована трудовым законодательством. Запросить объяснительную лучше письменно. Это особенно необходимо, если ситуация имеет конфликтный характер и шансы получить объяснение невелики. Требование необходимо вручить работнику под подпись. При его отказе от подписи составляется соответствующий акт. Однако если работник откажется от дачи пояснений на основании статьи 51 Конституции РФ , которая гласит, что человек не обязан свидетельствовать в отношении себя или своих близких, прямо в тексте объяснительной, такой акт можно не составлять.

На оформление объяснительной у работника есть 2 рабочих дня с момента получения требования. Если объяснение так и не предоставлено, необходимо составить еще один акт — об отказе от дачи пояснений. Его должны подписать председатель комиссии и несколько ее членов (минимум 2 человека). После окончания расследования сама объяснительная записка или документ, свидетельствующий о том, что объяснение у сотрудника было запрошено, могут служить основанием для применения мер дисциплинарного воздействия к виновным лицам, вплоть до увольнения.

Шаг 5. Заседание комиссии, рассмотрение обстоятельств

После того как комиссия соберет и обобщит всю информацию, она должна провести заседание. На нем уполномоченные лица сообщат:

  • имело ли место нарушение (причинение ущерба) и в чем оно заключалось;
  • обстоятельства, время и место происшествия;
  • последствия нарушения и сумму причиненного ущерба;
  • причины проступка;
  • степень вины каждого из обвиняемых в происшествии;
  • смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

Шаг 6. Создание акта о проведении служебного расследования

Результаты работы комиссии должны быть отражены в специальном акте, подводящем итоги расследования. В частности, из этого документа должно быть понятно:

  • виновные действия, совершенные работником;
  • обстоятельства совершения таких действий;
  • вид и сумма причиненного ущерба;
  • степень вины сотрудника;
  • возможная мера наказания для виновного лица;
  • предложения по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем.

Акт должны подписать все члены комиссии. Если кто-то из членов комиссии имеет особое мнение о случившемся, он не может отказаться от подписания акта. Однако он имеет право составить отдельный документ с изложением своей позиции и приложить его к материалам.

Если для того, чтобы установить объем и сумму нанесенного материального ущерба, была проведена инвентаризация, ее опись следует приложить к документам служебного расследования. Документы сторонних учреждений и организаций, имеющие отношение к делу (судебные решения, акты проверки протоколы и т. п.), также можно приложить к акту и сослаться на них в тексте.

Образец заключения служебного расследования должен выглядеть так:

Работника, в отношении которого проводилось служебное расследование, нужно ознакомить со всеми результатами в отношении него самого под подпись. Если расследование проводилось в отношении нескольких лиц, их нужно знакомить с материалами по отдельности, учитывая охрану персональных данных.

Сроки служебного расследования

Сроки проведения служебного расследования по Трудовому кодексу () не должен превышать 1 месяц с обнаружения события, которое послужило его причиной. Обычно срок прописывается в самом приказе. Следует учесть, что существует срок давности привлечения работника к ответственности, в который не входит:

  • время болезни работника;
  • время пребывания работника в отпуске;
  • время, необходимое на учет мнения профсоюза или иного представительного органа работников.

По совокупности привлечь виновного к дисциплинарной ответственности можно не позднее чем через шесть месяцев (а по делам, связанным с коррупционными проявлениями, — три года). По истечении этого срока привлечь к ответственности уже не получится. По результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки такой срок составляет не более двух лет со дня совершения или обнаружения проступка. В эти сроки не входит период производства по уголовному делу (если оно было открыто).

У организации появились сведения, что кто-то из работников допустил нарушение. Назначают внутреннее разбирательство, руководство издает приказ об этом. Воспользуйтесь образцом приказа о проведении служебного расследования.

Читайте в нашей статье:

Полезный образец: приказ о проведении служебного расследования

Приказ о проведении служебной проверки – документ, с которого начинается внутреннее расследование в частной компании или госорганизации. Руководство компании издает такой приказ, если поступила информация о:

  • недостаче, которую выявили в ходе инвентаризации;
  • пропаже какого-либо имущества компании или личного имущества сотрудника;
  • разглашении сотрудником конфиденциальных сведений ;
  • различных нарушениях дисциплинарного характера;
  • происшествиях другого рода.

Компании нужно выяснить, что произошло, и выявить сопутствующие обстоятельства. Процедуру такой проверки закрепляют в специальном локальном акте – положении о внутренних проверках. В нем прописывают порядок проведения расследования , полномочия участников и т. д. В том числе указывают, что директор или иное лицо подписывает приказ о проведении служебного расследования. Разбирательство начинается с издания этого документа.

В законе нет специальных требований к форме документа. Приказ о служебном расследовании составляют в свободной форме. Во вводной части указывают:

  • полное наименование компании,
  • реквизиты,
  • дату и место составления,
  • номер документа.

В основной части приказа о служебной проверке перечисляют:

  1. Причину проведения разбирательства. Например, «в связи со служебной необходимостью».
  2. Суть процедуры. Например, «провести служебное расследование по факту нарушения трудовой дисциплины работником (ФИО и должность) ».
  3. Состав комиссии, которая будет заниматься разбирательством. Здесь пишут, что для проведения расследования назначают специальную комиссию. Также указывают, кого именно из сотрудников компании включат в ее состав. Например, «руководитель такого-то отдела (ФИО) , сотрудник отдела кадров (ФИО) ».
  4. Как зафиксируют итоги проверки. По окончании расследования комиссия должна издать специальный акт, в котором отразит результаты.
  5. Срок проверки. Директор компании определяет, в течение какого периода нужно провести расследование, и назначает дату, когда комиссия должна подписать акт об итогах проверки.
  6. Кто контролирует исполнение приказа о проведении служебной проверки. Например, в документе может быть формулировка «контроль исполнения приказа поручаю работнику (ФИО и должность) ».

Также в приказе при необходимости отмечают, какие меры предпринять в случае конкретных итогов. Например, если пропали документы, но их не удалось найти, приложить усилия к восстановлению.

В заключительной части документа должна быть подпись директора компании, от лица которого оформляют приказ. Также расписаться должны члены комиссии, которых упомянули в приказе. Нужно отметить в документе, что они ознакомились с содержанием.

Скачайте документы по теме:

Когда понадобится служебная проверка

Проверка необходима, когда кто-то из сотрудников допускает дисциплинарное или иное нарушение. Процедуру выполняют в соответствии с положениями трудового законодательства (). Комиссия, которую назначили приказом, расследует обстоятельства нарушения. Задачи комиссии – установить детали случившегося. На основании результатов проверки деяния работника будут квалифицироваться как:

  • дисциплинарный проступок,
  • правонарушение,
  • преступление.

Меры в отношении нарушителя применят сообразно этой квалификации. Но независимо от характера содеянного проведение служебного расследования подчиняется общей схеме выявления дисциплинарных нарушений . Компании нужен локальный акт о порядке проведения подобных проверок. Его издают заранее, в документе отражают особенности процедуры. Проведение служебной проверки состоит из нескольких этапов:

  1. Когда компания получает информацию о происшествии, фиксируют факт нарушения.
  2. На основании факта принимают решение о проверке.
  3. У работника запрашивают объяснение относительно случившегося. Одновременно о проведении служебной проверки издают приказ.
  4. Комиссия проводит расследование.
  5. Итоги оформляют в специальном акте. Если проверка не подтвердила нарушение, это также отмечают в акте.
  6. Принимают решение о том, какие меры следует применить к нарушителю . Например, объявить выговор, взыскать ущерб или уволить по порочащему основанию.

В ходе проверки нужно соблюдать установленные правила ее проведения. В частности, своевременно издать приказ.

Вложенные файлы

  • Приказ о проведении служебного расследования.doc