Основы предпринимательской деятельности. Самостоятельная работа обучающихся. «Основы предпринимательской деятельности»

Направления

Отзывы

Профессиональная переподготовка:

Вид обучения: Заочно с применением дистанционных образовательных технологий

Выдаваемый документ: Диплом о профессиональной переподготовке

Ближайший набор в группу: Апрель, Май

Поступить в институт КМИДО

>

Часы: 300 часов

Узнать минимальную стоимость

Обучение дистанционно
Удобная рассрочка
Гарантия легитимности

Центр дополнительного образования предоставляет услуги по обучению в рамках программы профессиональной переподготовки . Программа рассчитана на специалистов, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование и желающих освоить новое направление в сфере индивидуального предпринимательства в условиях российской экономики.

Дистанционный курс содержит все необходимые предметы и рассчитан на 300 академических часов.

О курсе «Основы предпринимательской деятельности»

Программа профессиональной переподготовки «Основы предпринимательской деятельности» включает в себя объем информации для получения полного объема знаний, навыков и компетенций для применения на практике в работе индивидуального предпринимателя.

В данной программе содержатся следующие дисциплины:

Трудовое право.

Налоговое право.

Предпринимательское право.

Основы маркетинга и постановка системы продаж.

Основы менеджмента в малом бизнесе.

Бухгалтерский и налоговый учет малого и среднего бизнеса.

Бизнес-планирование.

Управление финансами предприятий малого и среднего бизнеса, угроза банкротства.

Управление трудовыми ресурсами.

Информационные технологии в предпринимательстве.

Коррупционные риски в предпринимательстве, правовые основы противодействия коррупции.

Деловые коммуникации.

Лидерство как предпосылка к успешному бизнесу.

Культура деловой этики и имидж.

Программа курса: смотрите Учебный план во вкладке на этой странице .

При создании учебных программ Центр дополнительного образования руководствуется пожеланиями обучающихся, Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» N 273-ФЗ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.

ФОРМАТ ОБУЧЕНИЯ

Максимальная учебная нагрузка обучающегося составляет 300 часов, в том числе обязательная лекционная учебная нагрузка и самостоятельная работа. Обучение проводится по заочной форме с применением в полном объеме дистанционных образовательных технологий.

Занятия будут включать в себя просмотр видеолекций и иллюстрированных материалов, изучение тематических лекций. Материал представлен в виде модулей и лекций. Для закрепления изученных материалов и промежуточной оценки знаний после каждой лекции предлагаются вопросы для самостоятельной проверки, тестовые задания, а по итогам обучения - итоговое контрольное тестирование по всему содержанию курса, а также выполнение практических заданий (по желанию и при необходимости для обучающегося). За выполнение практического задания обучающийся получает, помимо ДИПЛОМА о профессиональной переподготовке, похвальную грамоту за успешное выполнение практического задания.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения курса «Основы предпринимательской деятельности» обучающийся сможет осуществлять профессиональную трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, применяя на практике полученные знания:

Характеристика видов предпринимательской деятельности и предпринимательской среды;

Применение норм предпринимательского права в практической деятельности;

Разработка бизнес-плана;

Разработка стратегии и тактики деятельности;

Соблюдение профессиональной этики, общепринятых правил осуществления бизнеса;

Осуществление основных финансовых операций;

Заключение договоров;

Применение методик ведения деловых переговоров.

Обучающийся, полностью прошедший весь курс обучения и успешно прошедший итоговую аттестацию по данной программе, получает ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке. Данный документ подтверждает профессиональный уровень обладателя и его право осуществлять квалифицированную деятельность в организациях на территории Российской Федерации и стран-участниц межправительственных соглашений о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Блок 1. Общие вопросы

Дистанционное обучение — это обучение через Интернет в режиме онлайн. Всемирная сеть Интернет позволяет обмениваться информацией моментально, создавать необходимые базы данных, собирать в одном месте необходимое количество информационных материалов и делать их доступными для каждого желающего человека по всему миру. Дистанционное обучение сегодня – это самостоятельная форма обучения, особый метод получения образования, который позволяет держать связь между преподавателем и учащимся в режиме онлайн на безграничном расстоянии.
Дистанционные образовательные технологии применяются как для курсов повышения квалификации, так и для программ профессиональной переподготовки.

Популярность дистанционного обучения набирает колоссальные обороты и причин очень много, например:

  • Обучение с применением дистанционных образовательных технологий обеспечивает широкий охват аудитории.
  • Обучаться дистанционно может любой желающий, независимо от места его фактического нахождения.
  • Дистанционное обучение не привязано к месту проведения учебных занятий (зданию, учебной аудитории и пр.), обучение ведется в режиме онлайн по сети Интернет.
  • Существует возможность выбора любого преподавателя, который может находиться в любой точке мира и работать дистанционно, т.е. удаленно.
  • Экономия времени и финансовых ресурсов, без затрат на транспортные расходы, проживание и т.п.
  • И, главное, обучение возможно совмещать с любой другой деятельностью.

Дистанционное и электронное обучение — немного разные понятия.

Электронное обучение (e-learning) — это использование новых подходов к обучению, среди которых основной задачей является использование информационных технологий (ИТ) и Интернета.

Дистанционное обучение — более широкое понятие, которое включает в себя различные формы и виды. Основное его отличие — обучение буквально «на дистанции».

Форма обучения в Краснодарском многопрофильном институте дополнительного образования по дистанционным программам дополнительного профессионального образования заочная с применением дистанционных образовательных технологий в полном объеме.

Дистанционное обучение – новый термин нашего времени, но зародился он с возникновением почтовой связи. Высокие скорости Интернета позволили вывести возможности удаленного обучения на новый уровень. Настало время новых технологий, появилось новое понятие «E-Learning» – удалённое обучение в сети Интернет с применением самых современных программ.

Сегодня обучающие программы, которые можно освоить в режиме онлайн, постепенно замещают очные и очно-заочные формы обучения. Все больше образовательных организаций по всему миру внедряют онлайн-обучение для удобства своих студентов.

Дистанционный формат позволяет строить учебный процесс более гибко, именно так, как удобно Вам!

Процесс обучения строится в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», иные нормативные акты Российской Федерации).

Образовательные программы разрабатываются в соответствии с профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.

Студенты, прошедшие процедуру зачисления, формируются в отдельные группы по специальностям. Обучение ведется в режиме онлайн (с англ. on-line - интерактивный) по сети Интернет на нашем образовательном портале. Для прохождения обучения необходим персональный компьютер (либо другое компьютерное устройство) с доступом в Интернет.

Слушателям предоставляется ключ на образовательный портал и доступ к его ресурсам: материалам для ознакомления, видео-тренингам и вебинарам, интерактивным тестам и заданиям, а также возможность работы непосредственно с преподавателями и тренерами.

Существует возможность выбора любого преподавателя, при этом преподаватель может находиться в любой точке мира.

Сегодня онлайн-бучение - это уникальная возможность самостоятельно получить дополнительные знания и улучшить профессиональные компетенции используя новейшие информационные технологии.

Дистанционная форма обучения идеально подходит активным и творческим личностям, работающим людям, молодым мамам, а также тем, кто живёт вдали от крупных городов.

Блок 2. Организационные вопросы дистанционного обучения

Сроки обучения индивидуальны для разных программ. Программы профессиональной переподготовки в Краснодарском многопрофильном институте дополнительного образования и Северо-Кубанском гуманитарно-технологическом колледже рассчитаны от 256 до 1180 академических часов. Программы повышения квалификации разработаны в количестве часов от 18 до 200 часов. При этом по заявлению обучающегося возможно переработать программу индивидуально.

Для повышения квалификации предполагается, что у слушателя уже имеется среднее профессиональное или высшее образование, по которому и необходимо повышение квалификации.

Для переподготовки предполагается, что у слушателя есть базовое среднее профессиональное или высшее образование. В таком случае процесс обучения во время переподготовки затрагивает только профессиональные дисциплины, но не охватывает основные и обязательные для среднего профессионального и высшего образования в целом (т.е. историю, иностранные языки и пр.).

Электронный курс – удобный, недорогой и, главное, быстрый способ обучения, выполненный на основе текстовых материалов образовательного характера, мультимедиа и интерактивных приложений. Основой такого обучения является виртуальный контакт преподавателя и студента (вебинары, чаты, конференции). Весь процесс подчинён учебному плану, по окончании обучения проводится итоговая аттестация и выдается диплом установленного образца или удостоверение о прохождении повышения квалификации, подтверждающие получение дополнительной квалификации.

Для поступления приезжать не нужно, в этом и есть главный плюс дистанционного обучения. Так же не требуется приезжать на сессии и для итоговой сдачи экзаменов. Учебный процесс полностью ведется онлайн на образовательном портале. Все организационные вопросы возможно решить при помощи телефонных переговоров, посредством переписки электронной почтой или почтовой службой.

Для электронного обучения Вам понадобится всего лишь компьютер или планшетное устройство, доступ в Интернет, веб-камера, наушники. Возможно, необходимо будет установить ряд стандартных программ, необходимых для обучения: пакет MS Office, Skype и др. (по рекомендации).

Тьютор – сотрудник образовательной организации, который обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, является Вашим наставником и куратором. Он может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу. Тьютор организует групповые семинары, проводит онлайн-мероприятия и собирает группу для участия в них, отслеживает и корректирует Ваши самостоятельные занятия, консультирует по всем возникающим вопросам.

Процесс обучения E-Learning строится на основе контента – электронного содержания.

Контентом называются цифровые учебники и записи лекций. Это – тексты и схемы, фотографии, изображения, видео. В настоящее время широко внедряются обучающие симуляторы и возможности построения виртуальной реальности на уровне информационных технологий.

Блок 3: Как проходят занятия

Связь в E-Learning – это преимущественно Skype. Простейшая программа видео и аудиосвязи, которой пользуются миллионы людей. По Скайпу Вы можете видеть своего преподавателя и даже однокурсников. Скайп отлично заменяет телефонную связь. На базе этой программы проходят вебинары – видео занятия, очень похожие на аудиторные, но не требующие личного присутствия. Помимо Skype вы будете пользоваться электронной почтой, чатами и другими программами, большинство из которых Вам знакомы и не требуют каких-то специальных знаний. Служба технической поддержки всегда готова помочь Вам установить необходимую программу и наладить ее работу.

Занятия могут быть в индивидуальной и совместной форме. В первом случае это Ваша самостоятельная работа, выполнение заданий по изучению материалов. Занятия проходят на базе образовательного портала, где Вам присваивается личный пароль и Вы находите всё необходимое. Просто открывайте необходимые документы, изучайте, сохраняйте на свой компьютер или распечатывайте при необходимости.

Второй тип занятий – это онлайн-мероприятия (вебинары, конференции) по заранее сформированным спискам участников, когда в одно время в одном виртуальном месте собираются студенты и педагоги, рассматривают вместе определённые вопросы, выполняют практические, лабораторные работы и т.д. Такие занятия очень приближены к реальным аудиторным: Вы можете видеть и слышать преподавателя, общаться с сокурсниками, только все действия происходят на мониторе Вашего компьютера в режиме реального времени.

Нет, постоянного подключения к сети Интернет не требуется. Обучающие материалы возможно скачать и сохранить на своем компьютерном устройстве, а при необходимости – распечатать. Подключение к Интернет понадобится только при прохождении тестовых заданий и выполнении практических работ, для взаимодействия с преподавателями и, возможно, однокурсниками.

Интерактивные занятия – это занятия, проводимые с использованием инновационных электронных разработок и методик. В таких занятиях, как правило, предполагается активное общение преподавателей и студентов между собой. При этом обучающиеся также взаимодействуют с онлайн-системой обучения, т.е. образовательным порталом (изучают материалы, выполняют тестовые и практические задания).

Вебинар – это видеоконференция в прямом эфире, выступление одного или нескольких ораторов. Вебинар проходит в сопровождении чата, задаются вопросы выступающему, ведутся обсуждения. Вебинары подготавливаются заранее, организаторы оповещают студентов о времени проведения вебинара и выдают код доступа к нему по электронной почте или в личном кабинете на ресурсе дистанционного образования.

Самоподготовка – главная составляющая дистанционных программ обучения. Самостоятельная работа обязательна для получения практических навыков, углубления и закрепления знаний и информации, а также для формирования важнейших профессиональных компетенций. Вам предоставляется возможность изучать лекционный материал, рекомендованную литературу – учебники, в оцифрованном виде находящиеся в базе данных курса. Также, Вы можете смотреть обучающие фильмы, видео и прослушивать аудиозаписи лекций. Интересным и познавательным материалом для самостоятельного изучения служат записи ранее прошедших вебинаров и видеоконференций.

Весь учебный материал на обучающем портале разделен на блоки. Тестирование, как правило, предполагается в конце каждого такого блока (от 3 до 10 вопросов). По завершении обучения слушателю предлагается пройти расширенный тест (итоговая аттестация). Онлайн-тестирование предполагает ограничение по времени, в течение которого необходимо отметить правильные варианты ответов. В случае если слушатель отвечает не верно, система рекомендует ему переизучить определенный материал. /collapse]

Выполнение практических занятий предусмотрено, в большей части, в программах профессиональной переподготовки и предполагают выдачу в последствии похвально грамоты о выполнении практических заданий и(или) рекомендательного письма. При выполнении практических работ возможно использовать любые доступные источники информации, но не допускается прямое копирование текстов (за исключением цитирования) и плагиат. В случае обнаружения таковых системами проверки образовательного портала, письменный экзамен не будет считаться пройденным.

Блок 4: Оформление документов

Поступить на дистанционное обучение можно без визита в образовательную организацию с помощью электронной и традиционной почты. Пожалуйста, выбирайте программу обучения на нашем сайте. Здесь Вашему вниманию представлены описание программы обучения, учебный план, а также информация о преподавателях. Оставляйте заявку в электронной форме и мы свяжемся с Вами в самое ближайшее время!

Зачисление происходит следующим образом:

  1. Вы отправляете по электронной почте скан-копию заявления на поступление (Все формы возможно найти на сайте или запросить у специалиста образовательной организации), прикрепляете к письму копии паспорта, основного документа об образовании (диплом с приложениями) и свидетельства о браке (если меняли фамилию). Также нам необходимы будут скан-копии подписанного Вами договора об оказании образовательных услуг, согласия на обработку персональных данных, заявления — согласия на отправку документа об образовании почтой (или, по желанию, Вы можете лично приехать к нам в офис за документом).
  2. Далее почтой в конверте необходимо отправить почтой (адрес указан в договоре) следующие документы:

(1) Оригинал заявления на зачисление (1 экз.);

(2) Оригинал договора (2 экз.);

(3) Оригинал заявления – согласия на отправку документа об образовании почтой (1 экз.);

(4) Согласие на обработку персональных данных (1 экз.);

(5) Копия паспорта с данными о прописке/регистрации (1 экз., с пометкой внизу Вашей рукой «Копия верна» и Ваша подпись);

(6) Копия документа об образовании с приложениями (1 экз., с пометкой внизу Вашей рукой «Копия верна» и Ваша подпись);

(7) В случае смены фамилии, имени, отчества – копию документа, подтверждающего это изменение, например Свидетельство о браке (с пометкой внизу Вашей рукой «Копия верна» и Ваша подпись).

По факту произведенной Вами оплаты формируется приказ о зачислении на обучение. На основании приказа формируется Ваш логин и пароль для доступа на образовательный портал к выбранной Вами программе обучения, о чем мы направляем Вам электронное сообщение на указанный Вами в заявлении e-mail.

Дистанционная переподготовка идеально подходит для работающих людей. Вам не потребуется уходить в отпуск на сессии, учиться можно вообще не отрываясь от трудового процесса и существенно не меняя привычного образа жизни. Гибкий свободный график – главное преимущество. Отлично подходит дистанционное обучение и молодым мамам – учитесь прямо с малышом на коленях, отвлечься можно в любой момент. Географические границы не ограничены, т.е. даже находясь в самой отдалённой глубинке Вы можете получать образование в престижной образовательной организации. Главное, что Вам необходимо, – это доступ в интернет.

Программы и курсы переподготовки доступны специалистам со средним профессиональным, высшим, неоконченным высшим образованием. При поступлении на основе неполного высшего образовании (во время обучения в вузе) Вы получите диплом о профпереподготовке одновременно с дипломом вуза, т.е. до завершения срока обучения в вузе получение диплома о профпереподготовке невозможно.

Дистанционное обучение не представляет особой сложности. Интерфейс программ интуитивно понятен, Ваши действия уже заранее распланированы: нажимайте кнопки, которые подсказывает Вам система, открывайте файлы, переходите по ссылкам. С настройкой необходимых программ Вам обязательно помогут сотрудники отдела техподдержки, а любые затруднения Вы легко решите с нашими специалистами. Уже в течение первых занятий по программе дистанционного обучения Вы поймете логику процесса и будете уверенно чувствовать себя у монитора. Интерфейс образовательного портала достаточно прост и ориентирован на самый широкий круг пользователей.

Дистанционное обучение подходит большинству людей с самыми разными характерами и личностными особенностями. Занимательным его находят увлеченные и творческие люди с высоким уровнем мотивации и стремлением узнать как можно больше. Здесь мы рады предоставить Вам доступ к информационно-образовательному ресурсу «КнигоФонд».

Находятся и обучающиеся, которые не очень любят учиться. Отметим, что они так же находят процесс электронного обучения достаточно увлекательным – новая форма подачи очень разнообразит даже традиционные программы.Дистанционные курсы и программы обучения разработаны на основе актуальной информации, действующего законодательства с учетом профессиональных стандартов и квалификационных требований. Лекционные и все учебные материалы обновляются по мере изменений в законодательство и с появлением новых трендов и информации. Обновить электронные обучающие материалы гораздо быстрее, нежели чем переиздать печатное издание (учебник, монографию и другое). Каждое нововведение (в законодательстве, в науке, на практике) оперативно может быть отражено в материалах дистанционной программы. Новые технологии, присущие удаленному обучению, способствуют ликвидации безграмотности в провинциальных районах, которая все еще актуальна для нашей страны. Таким образом, дистанционное образование - это свободный доступ к актуальной информации и знаниям!

Да, конечно. На основании международных договоров о взаимном признании документов об образовании. Если у Российской Федерации нет такого договора/соглашения со страной, гражданином которой Вы являетесь, то для зачисления может потребоваться нострификация Вашего основного диплома (подтверждение образования, процедура установленная законодательством).

Различается стоимость обучения. В государственных образовательных организациях можно поступить на бюджетные места, в частных — таковой возможности, как правило, не имеется. Качество подготовки в частных образовательных организациях, которые дорожат своей репутацией, ответственно подходят к подбору профессорско-преподавательского состава и имеют опыт в образовательной деятельности, обеспечивает выживаемость организации. Услуги частной образовательной организации просто обязаны соответствовать всем необходимым требованиям, чтобы выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг.

Безусловно, легче! Свободный график обучения, индивидуальный подход и возможность изучать материалы наиболее интересным для Вас способом: «аудиалы» могут слушать, «визуалы» – смотреть, «интеллектуалы» – читать, а любители дебатов – оттачивать своё мастерство в форумных площадках и в переписке. У Вас есть возможность заниматься в привычной обстановке, в удобном темпе и в удобном месте, без отрыва от основной деятельности. Вам предоставляются бесплатные консультации преподавателей и информационная поддержка Центра дополнительного профессионального образования на протяжении всего периода обучения.

Программа предпрофильного элективного курса "Основы предпринимательской деятельности" разработана для преподавания в 9 классах основной школы, рассчитана на 17 учебных часов.

Программа включает 4 темы, изучение которых позволит учащимся ознакомиться с фундаментальными экономическими концепциями, основами теории фирмы, спецификой предпринимательской деятельности и её местом в современной российской экономической реальности. Данный элективный курс поможет школьникам осознанно определиться с профилем обучения в старших классах.

Важно отметить, что программа концентрирует свое внимание в основном на вопросах микроэкономики, с которыми учащиеся, так или иначе, сталкиваются в повседневной жизни, хотя и затрагивает ряд макроэкономических вопросов, например, налоги. Программа предполагает при изучении целого ряда тем ссылку на современную ситуацию в российской экономике и социальной сфере.

Цель курса: стимулировать интерес учащихся к изучению экономики как науки не только познавательной, но и имеющей важное практическое значение.

Основные задачи курса:

  • Ознакомление учащихся с базовыми понятиями экономической науки и основами предпринимательской деятельности в рамках предпрофильной подготовки.
  • Совершенствовать и закрепить навыки работы учащихся с тестами, анкетами, навыки решения экономических задач и проектной деятельности.
  • Воспитывать у школьников понимание того, что рынок и свобода предпринимательства обязательно предполагают знание и соблюдение законов и несут важные социальные функции.

Методические особенности курса.

Данный элективный курс является предпрофильным и рассчитан на школьников, не изучавших ранее предмет "Экономика", но интересующихся им, планирующих в будущем продолжить обучение в классах социально - экономического профиля. В связи с этим первые занятия курса предполагают вводные темы, знакомящие ребят с базовыми вопросами экономической теории.

В рамках элективного курса предлагаются не только теоретические, но и практические занятия, а также самостоятельная работа учащихся.

Изучение каждой темы предполагает рассказ учителя, возможно, работу с учебником по теоретическим вопросам, обозначенным в программе курса.

Ряд тем предполагает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы практической направленности, позволяющие ученикам получить не только знания, но и базовые умения, необходимые человеку, решившему заняться бизнесом. Так, тема 2 "Из истории предпринимательства в России:" предполагает подготовку учащимися сообщений о видных российских предпринимателях, тема 6 "Основные этапы предпринимательской деятельности" предполагает деловую игру "Ярмарка предпринимательских идей" в форме "мозгового штурма", тема 11 "Маркетинг" - практическую работу "Анализ рекламного рынка". Подробная информация о них представлена в Приложении 1 . Коллективное обсуждение вопросов "Преимущества и недостатки рыночной экономики", "Особенности предпринимательского ресурса" (раздел 1), "Каким должен быть современный менеджер" (раздел 3), "Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности" (раздел 4) проводится учителем в форме эвристической беседы с опорой на знания, полученные школьниками на уроках обществознания, истории, из средств массовой информации, на основе их жизненного опыта.

Программа способствует овладению первичными навыками предпринимателя в рамках работы над учебным проектом "Создание бизнес- плана". Проект, подготовленный учащимися, выступает как зачётная работа по окончании элективного курса.

Анкетирование учащихся по итогам работы курса позволит учителю оценить качество своей работы, сделать выводы о необходимых изменениях в работе на будущее.

Формы контроля:

  • По итогам изучения каждого раздела учащимся предлагается устно либо письменно в тестовой форме отчитаться по знаниям основных вопросов изученных тем.
  • В ходе занятий производится оценка подготовленных учащимися докладов, выполненных практических работ.
  • По итогам курса осуществляется презентация, защита и оценка качества подготовленных учащимися бизнес - планов.

Предполагаемая результативность курса.

  • Учащиеся должны усвоить основные экономические понятия, предложенные к изучению программой курса.
  • Учащиеся должны отработать навык анализа экономической информации.
  • В рамках работы над проектом школьники должны получить теоретические знания и сформировать первичный навык перспективного бизнес - планирования.
  • В качестве практической иллюстрации результатов работы ребят должен выступить подготовленный ими бизнес - план.
  • По окончании курса ученики должны определиться с необходимостью дальнейшего углублённого изучения экономической науки в классах социально - экономического профиля.

Программа курса: "Основы предпринимательской деятельности."

Раздел 1. Введение в экономику. (2 ч.)

Экономика: наука и хозяйство. Виды ресурсов. Проблема ограниченности. Кривая производственных возможностей. Преимущества и недостатки рыночной экономики. Кругооборот товаров, услуг, ресурсов, денег в экономике.

Особенности предпринимательского ресурса. Зарождение российского предпринимательства. Предпринимательские династии. Социальная ответственность, благотворительность и меценатство в истории российского предпринимательства.

Раздел 2. Теория фирмы. (3 ч.)

Условия развития предпринимательства. Предприятие. Фирма. Правовой статус фирмы.

Структура издержек производства. Минимизация издержек. Производительность. Факторы, влияющие на производительность.

Решение задач по теме:"Структура издержек производства". Прибыль, виды прибыли.

Раздел 3. Технология предпринимательства. (8 ч.)

Основные этапы предпринимательской деятельности. Выработка предпринимательской идеи. Практическая работа:"Ярмарка предпринимательских идей"

Назначение и структура бизнес - плана.Введение в проект: "Создание бизнес- плана".

Финансовый план. Внутренние и внешние источники финансирования фирмы. Кредит: за и против. Бухгалтерский учёт. Бухгалтерская отчётность. Баланс предприятия.

Производственный план: от разработки товара до изготовления конечного продукта.

Структура управления современным предприятием. Менеджмент: понятие, функции, задачи. Каким должен быть современный менеджер.

Оценка риска предпринимательской деятельности. Страхование.

Роль маркетинговых технологий. Виды маркетинга. Этапы целевого маркетинга. Маркетинговые исследования. Реклама: понятие, функции, виды. Сбыт.

Консультация по проекту: " Создание бизнес - плана"

Раздел 4. Социально- правовые аспекты предпринимательской деятельности в России.(3 ч.)

Основные организационно - правовые формы организации бизнеса в России. Индивидуальное предпринимательство: преимущества и трудности.

Налоги. Виды налогов. Способы налогообложения. Предприниматель и налоги.

Взаимодействие предпринимателя и наёмных работников.

Современные проблемы и особенности предпринимательской деятельности в России. Роль государства в поддержке малого бизнеса. Социальный статус предпринимателя в России. Социальная ответственность современного бизнеса.

Презентация учебных проектов: " Создание бизнес - плана" (2 ч.)

Презентация учебных проектов. Подведение итогов работы учащихся в течение элективного курса.

Учебно - тематический план курса: "Основы предпринимательской деятельности."

№ п/п Названия разделов и тем Формы работы Количество часов
Раздел 1. Введение в экономику. 2
1 Рыночная экономическая система. 1
2 Предпринимательство - особый вид ресурсов. Из истории предпринимательства в России: семинар 1
Раздел 2. Теория фирмы. 3
3 Предприятие, фирма. лекция 1
4 Издержки производства и их минимизация. 1
5 Прибыль. Виды прибыли. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
Раздел 3. Технология предпринимательства. 8
6 Основные этапы предпринимательской деятельности. комбинированное занятие с элементами лекции и деловой игры 1
7 Современный бизнес - план.

Введение в учебный проект: "Создание бизнес- плана".

лекция 1
8 Финансовый план. лекция 1
9 Производственный план. лекция 1
10 Специфика менеджмента в современных условиях. лекция с элементами эвристической беседы 1
11 Маркетинг. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
12 Консультация по проекту: " Создание бизнес - плана" консультация 1
Раздел 4. Социально- правовые аспекты предпринимательской деятельности в России. 3
13 Организационно - правовые формы организации бизнеса в РФ. лекция с элементами эвристической беседы 1
14 Предприниматель и налоги. лекция 1
15 Взаимодействие предпринимателя и наёмных работников. комбинированное занятие с элементами лекции и практической работы 1
16,17 Презентация учебных проектов: " Создание бизнес - плана" конференция 2

Литература для учащихся.

  • Автономов В. С.
  • Введение в экономику: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Вита - Пресс (любое издание);
  • Леонтьев А. В.
  • Технология предпринимательства.9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа (любое издание).

    1. Азимов Л.Б.
    2. Преподавание курса "Ведение в экономику": Пособие для учителя - М.:Вита - Пресс, 1998.
    3. Архипова А.П.
    4. Страхование. Твой правильный выбор: Учебн. пособие для 8 - 9 кл. - М.: Вита - пресс, 2008.
    5. Гудырин С. Н.
    6. Основы маркетинга: Учебное пособие для 10 - 11 кл. - М.: Вита - пресс, 2003.
    7. Кашанина Т. В., Кашанин Т. В
    8. . Право и экономика: Учебное пособие для 10- 11 кл. В 2-х книгах. - М: Вита - пресс,2003.
    9. Котлер Ф
    10. . Основы маркетинга: Пер. с англ. - М., 1995.
    11. Налоговый кодекс РФ.- М., 2004.
    12. Основы экономической теории: Учебник для 10- 11 кл. Под ред. С. И. Иванова.- М, 2004.
    13. Равичев С. В. и др
    14. . Задачи по экономике с решениями. М.,1999.
    15. Розанова Н. М
    16. . Моя фирма: Учебное пособие для 8- 9 кл. - М.: Вита - пресс, 2006..
    17. Черняк В. З.
    18. Введение в предпринимательство: Учебник для 10,11 кл.- М., 2002.
    19. ШибуковА. А
    20. . и др. Основы предпринимательства.- Учебное пособие для студентов.- Коломна,2003.

    Если вы собираетесь открыть свое дело, нужно прежде всего осознать, что это очень нелегкий хлеб. Не получится быстро заработать денег и дальше отдыхать. Бизнес - это непрерывный процесс, требующий полной самоотдачи и большой ответственности. Более того, требуются глубокие знания методов предпринимательской деятельности. А какому виду деятельности себя посвятить, где и у кого научиться вести бизнес - это вообще отдельная тема.

    Нужно быть сумасшедшим, чтобы не воспользоваться той массой полезной информации, которую дает Интернет. Видеоуроки, форумы, дискуссии, любой вебинар или онлайн-курс сегодня можно найти в глобальной сети в огромном количестве. И встает другой вопрос: как выбрать самые правильные, самые полезные курсы и, что немаловажно, бесплатное обучение бизнесу? Не секрет, что начинающий предприниматель не всегда имеет возможность потратиться на приобретение этих курсов. Мы рады предоставить вам список обучающих онлайн-материалов, которые не будут стоить вам ни копейки. Одним щелчком мыши вы можете начать обучение основам маркетинга, финансирования, управления бизнесом, создания сайтов и многому другому. Эти курсы предоставляют своим слушателям также специальные инструменты для воплощения их в жизнь. Возможно, это лучший шанс для вас, вашей команды и вашего бизнеса встать на ноги.

    1. Основы предпринимательства. Курс Калифорнийского университета

    Бизнес - это захватывающий, но рискованный шаг в карьере. Чтобы повысить ваши шансы на успех, было бы разумно ознакомиться с основами предпринимательства, пройдя этот эффективный и бесплатный курс.

    Данный интерактивный курс содержит от 4 до 8 часов видеоуроков, а также материалы, рекомендованные для самостоятельного изучения. Вы узнаете все необходимое, получите навыки и инструменты, маркетинговые стратегии, особенности бизнес-плана и многое другое.

    2. Как строится стартап?

    Тем, кто собирается строить бизнес с нуля, понадобятся некоторые практические советы. Курс «Как построить стартап» отличается от любого традиционного пособия, предлагаемого академическим учреждением, и он фокусируется на обучении предпринимателей тому, как быстро придумать идеи, протестировать рынок, чтобы занять на нем свою нишу.

    Этот курс предполагает и активное участие обучающегося. В ходе учебы вы можете выбрать свой вариант действий, вплоть до составления собственных упражнений и проектов. Не придется слепо полагаться на чужую идею, курс ориентирован на креативных людей. Вы сможете использовать этот курс, чтобы узнать наверняка, насколько ваш предполагаемый продукт будет востребован на рынке и насколько быстрой будет отдача от бизнеса.

    3. Финансирование бизнеса - больная тема

    Нуждаетесь в финансировании, но не знаете, с чего начать? Онлайн-курс профи университета Мэриленда может научить вас добывать деньги на свой бизнес. Даже если у вас нет начального капитала.

    Курс представлен в формате видеолекций, и каждая сессия проходит в течение четырех недель, с периодичностью от 3 до 5 часов лекций в неделю. Предназначен как для начинающих, так и действующих предпринимателей. По окончании вы узнаете все о структуре капитала успешных предприятий, узнаете, как найти инвесторов.

    4. Включи свою фантазию

    Неважно, каким бизнесом вы занимаетесь, к каждому делу нужен творческий подход. Пробудить скрытые возможности, которые, скорее всего, дремлют в вас, мотивировать вас к рождению новых идей поможет бесплатный курс под названием «Пробуди свой творческий потенциал», который предлагают на coursera специалисты университета штата Нью-Йорк. Вы поймете, что способны на большее, и узнаете, как использовать свои внутренние резервы как профессиональной, так и личной жизни.

    Курс требует времени от 3 до 4 часов в неделю и предполагает занятия в виде видеоуроков, экспертных оценок. Весьма полезны будут и еженедельные обсуждения на форуме. В дополнение к обучению тому, как распознать и использовать свой собственный творческий потенциал, вы получите навык, как обучать тому же самому других людей, которые могут вам пригодиться в процессе становления бизнеса.

    5. Деловая этика в бизнесе и реальной жизни

    Для предпринимателя важно понимать роль этики в бизнесе. «Этика бизнеса для реального мира» - это бесплатный онлайн-курс школы университета Санта-Клары, выложенный во Всемирной паутине, и он ориентирован на любой вид профессиональной и предпринимательской деятельности. Очень полезен будет этот курс как начинающим бизнесменам или студентам, так и опытным специалистам.

    Курс не навязывает свои постулаты, он позволяет участникам работать в своем собственном темпе и направлен на обучение этической теории, что может быть применено в реальных ситуациях, которые нередко возникают в бизнесе.

    6. 21 важный урок для бизнесмена

    Многие говорят, что бизнес - это высшая математика. На самом деле, с ним связано столько сложностей, непредсказуемости и даже ловушек для несведущего новичка, что полезно будет поучиться у тех, кто уже все это прошел на собственном опыте. Этому и посвящен курс «21 важный урок для предпринимателей». 450 студентов уже оценили его на «пять звезд», отмечая, что здесь изложены самые основные моменты начального этапа своего бизнеса.

    Длительность курса - два часа в общей сложности. Он разбит на 23 онлайн-лекции.

    7. Введение в маркетинг

    В чем смысл бизнеса, если ваш товар не покупается? Курс «Введение в маркетинг» - продукт Уортонской школы Университета Пенсильвании научит вас «смотреть в корень» и предугадывать потребности своих клиентов.

    Обучение проходит в течение четырех недель и требует активных занятий продолжительностью примерно 5-6 часов в неделю. Узнайте все, что вам нужно знать о позиционировании бренда и коммуникации, научитесь ускорять процесс принятия решений, выхода на новые рынки, маркетинг-процесс планирования и проверенные маркетинговые стратегии.

    8. Быстрый старт на WordPress

    Многие начинающие или работающие бизнесмены еще не имеют сайта, но понимают, как важно управление своим бизнесом в режиме онлайн. Это важно даже в том случае, если вы планируете передать на аутсорсинг дизайн и содержание своего сайта. Вы можете начать изучать все возможности самой популярной веб-платформы. Обучение бесплатное.

    Этот курс предлагает 10 бесплатных видео, которые можно смотреть в течение часа, чтобы пошагово научиться создавать простые одностраничники на WordPress.

    Нет никакой нужды вникать во все технические тонкости работы веб-мастера. Курс приведет вас к цели шаг за шагом. Вы узнаете, как выбрать лучший веб-хостинг, провайдера, как установить и использовать панели WordPress, как выбрать дизайн-тему, как создать контент и многое другое.

    9. Быстрый старт с помощью социальных сетей

    Наверняка у вас есть страница в Facebook или профиль в Twitter. Почему бы его не использовать для раскручивания вашего бизнеса? Разместите в аккаунте логотип своего бизнеса. Теперь это и будут страницы вашего продукта или услуги. Вы не поверите, как быстро начнет набирать обороты ваш бизнес. У вас появятся постоянные клиенты и покупатели. Простые посты в киберпространстве помогут успешно продавать ваш товар.

    Разумеется, такой путь тоже не самый простой, везде есть свои тонкости. Как раскручивать свой продукт в социальных медиа - этому учит специальный видеокурс «Social Media 101». Обучение включает пошаговые инструкции по приемам маркетинга на Facebook, Twitter, LinkedIn, Instagram, Google+, YouTube, а таккже по ведению собственного блога.

    10. Как рассуждать и спорить?

    Умение выражать свои мысли, отстаивать свое мнение, рассуждать о делах - необходимое качество для предпринимателя. Университет Дьюка предлагает специальный курс «Подумайте еще раз: как рассуждать и спорить». Как обсуждать проблемы с коллегами по бизнесу, как научиться самостоятельно принимать решения, аргументировать их, отличать важное от второстепенного - всему этому учит данный курс. Стоит напомнить, что он абсолютно бесплатный. 12-недельный курс содержит цикл видеолекций и упражнений.

    11. Планирование проектов и управление ими

    Среди перечисляемых курсов на особом месте - «Основы проектного планирования и управления (Университет Вирджинии).

    Плохое планирование проекта и корявость исполнения не принесут успеха. Если вы хотите развиваться как бизнесмен, вам необходимо изучение основ управления проектами. Этот курс рассчитан на четыре недели и требует от вас от 2 до 4 часов вашего времени в неделю, чтобы слушать видеолекции и участвовать в практических занятиях, дискуссиях и викторинах.

    Вы узнаете, как именно нужно планировать свой бизнес, поймете, что делает проект неудачным, научитесь ставить четкие цели для проекта, расставлять приоритеты целей.

    12. Маркетинг в цифровом мире

    Опытные предприниматели знают, что интернет играет все более важную роль в маркетинге - даже для небольших местных предприятий, которые действуют главным образом в автономном режиме. Погрузиться в мир интернет-маркетинга, вам поможет курс под названием "Маркетинг в цифровом мире", предлагаемый Университетом Иллинойса.

    Для этого курса вам нужно будет потратить от 6 до 8 часов в неделю на просмотр видеолекций, а также на участие в тренингах в общей сложности 12 недель. Каждую неделю для обучающихся рассматривается пример реальной компании, который вы будете использовать для изучения основ маркетинга и того, как они сдвинуты в сторону цифрового мира.

    13. Чем лучше лидер, тем богаче жизнь

    Предпринимателю нужно время от времени освежать свои лидерские качества. Это пригодится, когда придет время нанимать больше сотрудников или удерживать внимание большой аудитории. Предлагаемый специалистами Университета Пенсильвании бесплатный курс называется «Чем лучше лидер, тем богаче жизнь». Обучение по этой системе поможет вам развить в себе необходимые лидерские навыки.

    Курс длится 10 недель и потребует от 3 до 8 часов вашего времени каждую неделю, включает видеолекции и еженедельные задания, наряду с несколькими вариантами экзамена, который сдается в конце. Вы узнаете практические и доказанные методы руководства, которые помогут вам определить ваши основные ценности и завоевать доверие окружающих вас людей.

    14. Финансовый учет

    Вы не можете позволить себе нанять бухгалтера для ведения бизнеса? Возможно, стоит попытаться самому освоить бухгалтерский учет и самостоятельно вести свои финансовые дела? Эти знания можно получить бесплатно с курсом «Введение в финансовый учет», предлагаемым бизнес-школой при Университете Пенсильвании.

    Вам потребуется пройти курс видеолекций (от 6 до 8 часов в неделю), дискуссий и тестов в общей сложности в течение четырех недель. Курс включает в себя сведения о ключевых принципах, приводится вся специальная лексика и терминология бухучета.

    15. Операционный менеджмент

    Все, кто хочет эффективно управлять собственным бизнесом, должны иметь некоторые базовые знания для контроля производства. Уортонская школа Пенсильванского университета предлагает бесплатный курс «Введение в операционный менеджмент».

    Курс проходит в течение четырех недель, от 5 до 7 часов учебного времени в неделю на видеолекции, дискуссии и тесты. К окончанию курса вы сможете выявить "узкие места" в своем бизнесе, исправить проблемы, которые тормозят производительность, и придумать новые способы улучшения бизнес-процессов.

    Быть предпринимателем нелегко, и вполне возможно, вы будете чувствовать себя довольно подавленным время от времени. Но когда у вас есть возможность обучения, полезные ресурсы, которые предлагают академические и практические знания, к тому же бесплатно, вы можете быть спокойны за свой бизнес.

    Рабочая программа

    междисциплинарного курса

    Основы предпринимательской деятельности

    Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Пензенской области « Пензенский многопрофильный колледж» отделение строительства

    Разработчики:

    Никитина Ю.А. преподаватель

    Паспорт программы

    «Основы предпринимательской деятельности»

    1.1 Область применения примерной программы

    Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО

    1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

    Программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл программ СПО

    1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

    Цель дисциплины:

    Формирование нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения предпринимательской деятельности в условиях российской экономики.

    Задачи дисциплины:

    1. Формировать системные знания об основах организации предпринимательской деятельности.

    2. Выработать организационно-управленческие умения в ведении предпринимательской деятельности.

    3. Формировать знания об ответственности субъектов предпринимательской деятельности.

    уметь:

    Характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;

    Оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

    Определять приемлемые границы производства;

    Разрабатывать бизнес - план;

    Составлять пакет документов для открытия своего дела;

    Оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;

    Определять организационно-правовую форму предприятия;

    Разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;

    Соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

    Характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны;

    Различать виды ответственности предпринимателей;

    Анализировать финансовое состояние предприятия;

    Осуществлять основные финансовые операции;

    Рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности.

    В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

    Роль среды в развитии предпринимательства;

    Технологию принятия предпринимательских решений;

    Базовые составляющие внутренней среды фирмы;

    Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

    Особенности учредительных документов;
    - порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;
    - механизмы функционирования предприятия;

    Сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;

    Основные положения об оплате труда на предприятиях; предпринимательского типа;

    Основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;

    Перечень сведений, подлежащих защите;

    Сущность и виды ответственности предпринимателей;

    Методы и инструментарий финансового анализа;

    Основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях;

    Виды налогов;

    - с

    Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;

    Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

    1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающихся 96 часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

    самостоятельной работы обучающегося 32 часа.

    2. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины. Организация предпринимательской деятельности

    Наименование разделов и тем

    Объем часов

    Уровень усвоения

    Введение

    Цели и задачи курса «Основы предпринимательской деятельности». Общая структура и содержание курса. Виды практических работ. Конечные результаты обучения.

    Тема 1. Сущность предпринимательства и его виды

    Сущность предпринимательства и предпринимательской деятельности.

    Виды предпринимательской деятельности.

    Индивидуальное предпринимательство.

    Совместное предпринимательство.

    Сущность инновационного предпринимательства.

    Региональные сети: бизнес - центры, бизнес - инкубаторы.

    Практическое занятие № 1

    Тема: «Анализ видов предпринимательской деятельности и определение типологии коммерческой организации».

    Самостоятельная работа обучающихся.

    История развития предпринимательства, его инновационные направления в России (реферат)

    Тема 2. Принятие предпринимательского решения

    Сфера принятия управленческих решений. Внутренняя и внешняя среда предпринимательства.

    Базовые составляющие внутренней среды. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия предпринимательских решений.

    Экономические методы принятия предпринимательских решений.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 2

    Тема: «Формирование цены товара. Управление издержками производства.Определение границ объема производства».

    Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений (сообщение).

    Тема 3. Выбор сферы деятельности и обоснование создания нового предприятия

    Выбор сферы деятельности нового предприятия.

    Технико-экономическое обоснование создания нового предприятия.

    Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение.

    Учредительные документы.

    Государственная регистрация предприятий. Лицензирование деятельности предприятий. Оформление документов для открытия расчетного счета в банке.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 3

    Тема: «Разработка бизнес-плана».

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 4

    Тема: «Составление пакета документов для открытия своего дела».

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 5

    Тема: «Оформление документов для открытия расчетного счета в банке».

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение

    Тема 4. Организационно-управленческие функции предприятия

    Разработка стратегии и тактики нового предприятия.

    Организация управления предприятием. Структура предприятия.

    Процессы, осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия.

    Основные функции организации на предприятии.

    Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика в предпринимательской деятельности. Прекращение деятельности предприятия.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 6.

    Тема: «Проектирование организационной структуры и определение типологии коммерческой организации»

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 7

    Тема: «Разработка стратегического и тактического плана предприятия».

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Прекращение деятельности предприятия (сообщение).

    Тема 5. Предпринимательский риск

    Сущность предпринимательского риска. Классификация предпринимательских рисков.

    Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения риска: страхование, лизинг, факторинг, франчайзинг, хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт.

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Хеджирование, форвардный контракт, фьючерсный контракт, опционный контракт как способы снижения предпринимательского риска (сообщение).

    Тема 6. Трудовые ресурсы. Оплата труда на предприятии предпринимательского типа

    Структура персонала предпринимательской фирмы

    Процесс управления персоналом в ПД

    Основные положения об оплате труда на предприятии предпринимательского типа

    Тема 7. Культура предпринимательства

    Сущность культуры предпринимательства. Корпоративная культура. Предпринимательская этика и этикет. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 8 .

    Тема: «Соблюдение норм профессиональной этики в различных производственных ситуациях».

    Самостоятельная работа обучающихся: Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации за рубежом (на выбор)(реферат).

    Тема 8. Предпринимательская тайна

    Сущность предпринимательской тайны. Отличие предпринимательской тайны от коммерческой.

    Формирование сведений, составляющих предпринимательскую тайну.

    Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Основные элементы механизма защиты предпринимательской тайны

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 9

    Тема: «Разработка содержания деятельности подсистем механизма, защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы».

    Самостоятельная работа обучающихся: Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы.

    Тема 9.Ответственность субъектов предпринимательской деятельности

    Сущность и виды ответственности предпринимателей.

    Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей.

    Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств. Административная ответственность предпринимателей.

    Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства.

    Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическая работа № 10

    Тема: «Определение видов ответственности предпринимателей по анализу заданных ситуаций».

    Самостоятельная работа: Ответственность предпринимателей за нарушение антимонопольного законодательства (доклад).

    Тема 10 .Управление финансами предприятия предпринимательского типа

    Финансовые ресурсы предприятия.

    Система управления финансами на предприятии.

    Оценка финансового состояния предприятия: сущность и назначение финансового анализа, методы и инструментарий финансового анализа, анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, анализ эффективности использования оборотных активов.

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета на малых предприятиях, организация бухгалтерского учета на малых предприятиях. Взаимодействия предпринимателей с кредитными организациями.

    Расчет по кредитам.

    Банкротство предприятия.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 11

    Тема: «Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия по заданным финансово-экономическим показателям».

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 12

    Тема: «Осуществление расчета по кредитам».

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Банкротство предприятия (сообщение).

    Тема 11. Налогообложение предпринимательской деятельности

    Общая характеристика налоговой системы. Виды налогов: НДС, акциз, налог на прибыль, налог на имущество предприятий, взнос

    Самостоятельная работа обучающихся:

    Ответственность налогоплательщика за налоговые правонарушения (реферат).

    Тема 12. Оценка эффективности предпринимательской деятельности

    Система показателей эффективности предпринимательской деятельности. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

    Самостоятельная работа обучающихся

    Подготовка к практическому занятию

    Практическое занятие № 13 .

    Тема: «Расчет рентабельности предпринимательской деятельности»

    Дифференцированный зачет

    итого

    3. Условия реализации программы дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы требует наличия учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.

    Оборудование учебного кабинета:

    Посадочные места по количеству обучающихся;

    Рабочее место преподавателя;

    Доска магнитная;

    Мебель: стеллажи, полки, шкафы.

    Технические средства обучения:

    Персональный компьютер (ПК);

    Мультимедиа;

    Видеопроектор;

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Белов А.М., Добрин Г.Н., Карлик А.Е. Экономика организации (предприятия): Практикум / Под общ. Ред. Проф. А.Е. Карлика. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 272 с.

    2.Бусыгин А.В. Предпринимательство. Учебник. - М.: Дело, 1999. - 640с.

    3. Основы бизнеса: Учебное пособие/ Г.В. Есакова, М.М. Есаков; Рязан. Гос. Радиотех. Акад. Рязань, 1995. - 76 с.

    4. Основы предпринимательства. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.

    5. Оценка и планирование эффективности инвестиционных проектов и программ: Региональный аспект/ Под ред. В.И. Терехина. Рязань. Рязан. госуд. радиотехн. акад., 2002. - 261 с.

    6. Предпринимательство: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г.Б. Поляка, проф. В.А. Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

    7. Терехин В.И. и др. Финансовое управление фирмой. Настольная книга менеджера. М.: Экономика, 1998, 350 стр.

    8. Шевченко И.К. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 92 с.

    9. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 432 с.

    10. Экономика фирмы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 461 с.

    Дополнительные источники:

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Вступительная статья проф. В.Ф. Яковлева. - М.: Издательство КОДЕКС, 1995. - 240 с.

    2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 352 с

    3. Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебное пособие. - М.: Издательство «Брандес», 1997. - 256 с.

    4. Предпринимательство: Методические указания к лабораторным работам/ Рязан. гос. радиотех. Акад.; Сост. М.М. Есаков, Г.В. Есакова, Рязань, 1998. - 20 с.

    5. Руководство по биржевому делу: товарные сделки, ценные бумаги/ Пер. с англ. М.И. Сороко, А.С. Каменского; Под ред. А.А. Белозерцева. - М.: Агропромиздат, МФ СП «Аспект», 1991. - 256с.

    6. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 408 с.

    4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений, докладов, рефератов и др.), проектов. Нижеуказанные формы и методы оценки результатов обучения могут быть пересмотрены преподавателем.

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Уметь:

    характеризовать виды предпринимательской деятельности и предпринимательскую среду;

    Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 1

    оперировать в практической деятельности экономическими категориями;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 2

    определять приемлемые границы производства;

    разрабатывать бизнес - план;

    Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии № 3

    составлять пакет документов для открытия своего дела

    Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 4

    оформлять документы для открытия расчетного счета в банке;

    Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 5

    определять организационно-правовую форму предприятия;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 6

    разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятия;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 7

    соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 8

    характеризовать механизм защиты предпринимательской тайны;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 9

    различать виды ответственности предпринимателей;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 10

    анализировать финансовое состояние предприятия;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 11

    осуществлять основные финансовые операции;

    Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии № 12

    рассчитывать рентабельность предпринимательской деятельности.

    Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии № 13

    Знать:

    типологию предпринимательства;

    Тестирование

    роль среды в развитии предпринимательства;

    Тестирование

    технологию принятия предпринимательских решений;

    Тестирование

    базовые составляющие внутренней среды фирмы;

    Тестирование

    организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

    Тестирование

    особенности учредительных документов;

    Тестирование

    порядок государственной регистрации и лицензирования предприятия;

    Тестирование

    механизмы функционирования предприятия;

    Тестирование

    сущность предпринимательского риска и основные способы снижения риска;

    Тестирование

    основные положения об оплате труда на предприятиях предпринимательского типа;

    Тестирование

    основные элементы культуры предпринимательской деятельности и корпоративной культуры;

    Тестирование

    перечень сведений, подлежащих защите;

    Тестирование

    сущность и виды ответственности предпринимателей;

    Тестирование

    методы и инструментарий финансового анализа;

    Тестирование

    основные положения бухгалтерского учета на малых предприятиях;

    Тестирование

    виды налогов;

    Тестирование

    с истему показателей эффективности предпринимательской деятельности;

    Тестирование

    принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности;

    Тестирование

    пути повышения и контроль эффективности предпринимательской деятельности.

    Тестирование