Тесты по финансовой устойчивости предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Цель данной работы - изучение теоретических вопросов оценки и управления финансовой устойчивостью предприятия, а так же применение полученных знаний на практике

Теоретические основы

Данный раздел анализа включает несколько вопросов, тесно связанных ме­жду собой: анализ платежеспособности и ликвидности; анализ показателей фи­нансовой устойчивости; анализ кредитоспособности организации-заемщика; оценка потенциального банкротства.

Анализ платежеспособности и ликвидности. Платежеспособность орга­низации - это способность своевременно и в полном объеме погашать свои долговые обязательства перед различными контрагентами.

Ликвидность - возможность организации обратить активы в денежную форму и погасить свои долговые обязательства. Для анализа ликвидности со­поставляются статьи по активу баланса, сгруппированные по срокам возможно быстрого их превращения в деньги, с долговыми обязательствами, сгруппиро­ванными по степени срочности предстоящей их оплаты.

Все активы, которые организация может.использовать для погашения своих обязательств, принято делить на три основные группы: быстрореализуемые, среднереализуемые и медленнореализуемые (см, тему №5). Труднореализуемые активы не рассматриваются в качестве ликвидных активов при работе органи­ зации в нормальных условиях. . , : . ■

Обязательства по платежам берутся из пассива баланса. Они состоят из двух основных видов:

    краткосрочные обязательства (итог 5р. баланса за «-» стр. 640 - 650);

    долгосрочные обязательства с выделением тех, погашение которых при­ ходится на ближайшие 12 месяцев (из внутренней информации организации). При отсутствии такой информации, при анализе ликвидности по данным отчёт­ ности учитывается только первая группа обязательств.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности:

? . . Быстрореализуемые активы . Краткосрочные обязательства

Минимальное значение: 0,15 - 0,25.

2. Коэффициент промежуточной (текущей) ликвидности:

Быстрореализуемые + Среднереализуемые активы . Краткосрочные обязательства

Минимальное значение: 0,7 - 1,0.

3. Коэффициент общей ликвидности (покрытия):

Быстрореализуемые + Среднереализуемые +

+ Медленнореализуемыеактивы (итог 2 раздела баланса) .

Краткосрочные обязательства

Минимальное значение: 2.

Если коэффициенты не достигают минимальных значений, то это свиде­тельствует о недостаточной ликвидности баланса и недостаточной степени пла­тежеспособности организации.

Для оперативного внутреннего контроля анализа текущей платежеспособ­ности могут использоваться данные о потоке денежных средств за периоды от одного дня до одного месяца (платежные календари).

Анализ показателей финансовой устойчивости. Финансовая устойчи­вость организации характеризует её способность осуществлять свою деятель­ность преимущественно за счёт собственного капитала при сохранении плате­жеспособности.

Финансовая устойчивость в экономической литературе характеризуется разным набором показателей. Ниже рассматриваются часто используемые аб­солютные и относительные показатели. Наиболее обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является наличие достаточной величи­ны источников средств для формирования запасов. К таким источникам отно­сят: чистый оборотный капитал (ЧОК), долгосрочные обязательства (ДО) и краткосрочные обязательства (КО) в виде краткосрочных кредитов, займов, кредиторской задолженности поставщикам за товарно-материальные ценности, срок оплаты которой не наступил. Последний источник в балансе не выделяет­ся и может быть установлен только, по данным аналитического бухгалтерского учёта организации, во внутреннем анализе.

Три источника сопоставляются с фактическим наличием запасов (3):

    ЧОК + ДО - 3

    ЧОК + ДО + КО - 3

Сравнение позволяет выявить четыре типа финансовых ситуаций. Для первой ситуации характерны такие соотношения:

    ЧОК + ДО - 3 > 0

    ЧОК + ДО + КО - 3 > 0

Такое соотношение характеризует абсолютную финансовую устойчивость, встречающуюся на практике крайне редко.

Для второй ситуации характерны такие соотношения: 1.ЧОК-3<0

    ЧОК + ДО > 0

    ЧОК + ДО + КО>0

Такое соотношение характеризует нормальную финансовую устойчивость.

Для третьей ситуации характерны такие соотношения:

    ЧОК + ДО < 0

    ЧОК + ДО + КО > 0

Такое соотношение характеризует неустойчивое финансовое состояние. Для четвертой ситуации характерны такие соотношения: 1.ЧОК-3<0

    ЧОК + ДО < 0

    ЧОК + ДО + КО < 0

Такое соотношение характеризует крайне неустойчивое, кризисное финан­совое состояние.

Относительная финансовая устойчивость оценивается системой финансо­вых коэффициентов. Назовем наиболее распространенные из «их.

    Коэффициент автономии (финансовой независимости) в" виде отношения собственного капитала ко всем источникам с нормативным значением 0,5. Чем выше значение коэффициента, тем лучше для организаций.

    Коэффициент левериджа в виде соотношения заемного и собственного капитала. Теоретически достаточным считается значение коэффициента на уровне 0,7 - 0,8. Значение коэффициента, большее единицы, свидетельствует о потере финансовой независимости.

    Коэффициент обеспеченности оборотных активов чистым оборотным ка­ питалом с минимальным значением 0,1. Чем выше значение коэффициента, тем лучше для организации. !

    Коэффициент маневренности в виде отношения чистого оборотного ка­ питала к собственному капиталу. Нормативного значения показателя пока не существует. В некоторых литературных источниках указывается величина в 0,3 - 0,5. Чем выше значение коэффициента, тем больше финансового маневра соб­ ственными средствами у организации.

Для анализа изменения финансовой устойчивости обязательна оценка со­блюдения нормативных значений коэффициентов и их динамики..

Анализ кредитоспособности. Организации довольно часто прибегают к услугам коммерческих банков, чтобы покрыть дополнительную потребность в денежных средствах. В каждой кредитной сделке для кредитора присутствует элемент риска невозврата ссуды, неуплаты процентов. Наличие такого риска делает необходимым выбор банком критериальных показателей, с помощью

которых можно оценить возможность к выдаче кредита организации с учетом класса её кредитоспособности и вероятность выполнения клиентом условий кредитного договора.

Показатели оценки кредитоспособности и их число может быть разным в разных коммерческих банках. Наиболее распространены показатели ликвидно­сти, обеспеченности собственным капиталом, оборачиваемости оборотных ак­тивов, рентабельности.

В процессе оценки кредитоспособности определяется класс показателя пу­тем сопоставления его фактического значения с нормативным. Число классов принято в размере трёх. Затем дают рейтинговую оценку через пересчет класса каждого показателя на определенное количество баллов. Размер балла зависит от значимости финансового показателя и их числа. Но общее количество бал­лов должно составлять число 100. Результаты рейтинга могут быть такие:

    класс- 100-150 баллов

    класс - 151-250 баллов

    класс - 251 -300 баллов

Организации первого класса с лучшими значениями оценочных показателей могут кредитоваться с некоторыми льготами. Организации второго класса кре­дитуются на общих условиях. Организации третьего класса кредитуются на особых условиях. Некоторым из них может быть отказано в получении заемных источников.

Оценка потенциального банкротства. Банкротство - это подтвержденная документально неспособность организации платить по долговым обязательст­вам и финансировать текущую деятельность из-за отсутствия средств. Одной из задач анализа финансового состояния является предотвращение угрозы бан­кротства субъекта хозяйствования.

С целью своевременного выявления признаков потенциального банкротства федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) были утверждены Методические положения по оценке финансового состояния пред­приятия и установлению характера структуры его баланса. В рамках дейст­вующего ныне законодательства приводимые в вышеназванной методике пока­затели удовлетворительной (или неудовлетворительной) структуры баланса пе­рестали служить основанием для признания предприятия банкротом, однако система таких показателей вполне может быть применима в аналитической практике для оценки потенциального банкротства. Это такие показатели, как:

    коэффициент ликвидности (покрытия);

    коэффициент обеспеченности чистым оборотным капиталом оборотных активов;

    коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Если первые два коэффициента или один из них ниже нормативного зна­чения, то рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности на ближайшие шесть месяцев. Значение коэффициента больше единицы будет положительно характеризовать эту ситуацию. При значении коэффициента меньше единицы можно говорить о трудностях в восстановлении платежеспо­собности.

Если оба коэффициента соблюдаются, то рассчитывается коэффициент воз­можной утраты платежеспособности на ближайшие три месяца.

Расчет коэффициента восстановления или утраты платежеспособности определяется по формуле с использованием коэффициента покрытия п ):

где Л 1 77, и #/7„ - коэффициент покрытия на конец и начало периода; У -период восстановления платежеспособности (шесть месяцев) или ее утраты (три месяца); Т- продолжительность отчетного периода (обычно 12 месяцев).

Для диагностики банкротства могут использоваться и другие финансовые показатели. Существуют и зарубежные методики оценки вероятности банкрот­ства.

1. Понятие финансовой устойчивости предприятия и его сущность.

2. Основные задачи и показатели.

3. Типы финансовой устойчивости, их характеристика:

Абсолютный;

Нормальный;

Неустойчивый;

Кризисный.

Типы финансовой устойчивости анализируются в соответствии с таблицей 5.

Самостоятельная работа студентов по этой теме предусматривает:

1. Составление баланса неплатежеспособности.

Баланс состоит из трех разделов:

Общая величина неплатежей;

Причины неплатежей;

Источники, ослабляющие финансовую напряженность;

2. Анализ структуры запасов проводится по данным условного предприятия в соответствии с таблицей 6.

Тема 5 Анализ коэффициентов.

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

1. Необходимость расчета финансовых коэффициентов, их характеристика.

2. Коэффициенты ликвидности: общий, критический, текущей ликвидности.

3. Коэффициенты финансовой устойчивости: автономии, соотношения заемных и собственных средств, маневренности, обеспеченности запасов и затрат собственными источниками, реальной стоимости имущества производственного назначения.

Практические (семинарские) занятия

На семинарских занятиях производится опрос и собеседование по следующим вопросам:

1. Группировка активов по степени ликвидности.

2. Группировка пассивов по степени срочности их оплаты.

3. Анализ коэффициентов ликвидности.

4. По данным условного предприятия производится расчет анализа ликвидности баланса (таблица 7), расчет коэффициентов ликвидности и финансовой устойчивости.

Коэффициенты ликвидности:

Общий коэффициент ликвидности;

Критический коэффициент ликвидности;

Коэффициент текущей ликвидности;

Коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициенты финансовой устойчивости:

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

Коэффициент маневренности;

Коэффициент обеспеченности запасов собственными источниками;

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения

Результаты анализа сводятся в таблицу 8, по которой делаются выводы об улучшении или ухудшении финансового положения предприятия.

Тема 6 Анализ прибыли.

На лекции рассматриваются следующие вопросы:

    Экономическая сущность прибыли.

    Виды прибыли в соответствии с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

    Какие виды прибыли интересуют, каких пользователей.

    Оценка изменений по каждому показателю прибыли за анализируемый период.

    Оценка структуры показателей прибыли в динамике за ряд лет.

    Выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка.

    Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности.

    Анализ и оценка использования чистой прибыли.

    Анализ резервов роста прибыли на основе оптимизации объемов реализации и издержек производства и обращения.

Практические (семинарские) занятия.

На семинарских занятиях производится опрос и собеседование по следующим вопросам:

    Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли.

    Факторный анализ прибыли.

    Анализ использования чистой прибыли.

    Анализ рентабельности (таблица 9).

    По данным условного предприятия (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках») производятся все выше перечисленные расчеты.

Самостоятельная работа студентов. По данной теме предусматривается самостоятельное проведение студентами факторного анализа себестоимости. При этом анализируются следующие факторы:

Влияние роста производительности труда на снижение себестоимости;

Увеличение выпуска продукции и снижение себестоимости;

Экономия по себестоимости, получаемая за счет снижения норм расхода сырья, материалов, топлива и энергии на единицу изделия;

Влияние оптовых цен на материальные затраты;

Сокращение условно-постоянных расходов;

Устранение непроизводительных расходов;

Изменения в структуре производственной программы.

Вопрос 1. Анализ финансовой устойчивости сводится к расчету:

1. показателей, характеризующих соотношение между видами прибыли и составляющими актива или пассива;

2. показателей, характеризующих соотношение между выручкой от продаж и составляющими актива или пассива;

3. показателей, характеризующих соотношение между составляющими актива или пассива;

Вопрос 2. Для характеристики источников покрытия запасов и затрат необходима информация:

1. о собственном капитале;

2. о заемном капитале;

3. о внеоборотных активах;

4. об оборотных активах;

5. необходимо с 1 по 4

Вопрос 3. Финансовое состояние организации является абсолютно независимым, если:

1. долгосрочных источников финансирования достаточно для покрытия запасов и затрат;

2. собственных оборотных средств достаточно для покрытия запасов и затрат;

3. всех источников покрытия достаточно для покрытия запасов и затрат.

Вопрос 4. Финансовое состояние организации является неустойчивым, если:

1. собственных средств меньше чем величина запасов и затрат;

2. нарушена платежеспособность, но есть возможности восстановить ее за счет ускорения оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности;

3. долгосрочных источников финансирования недостаточно для покрытия запасов и затрат

Вопрос 5. Организация имеет нормальную финансовую устойчивость, если запасы и затраты полностью покрываются:

1. собственными оборотными средствами;

2. собственными оборотными средствами и долгосрочными заемными средствами;

3. собственными оборотными средствами, долгосрочными заемными средствами, кредиторской задолженностью

Ответы:

Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5

Оформление отчета

Задание 1. Прочтите задание и письменно продолжите предложение в тетради для лабораторных и практических занятий.

Задание 2. Прочтите задание и заполните предложенную таблицу в тетради для лабораторных и практических занятий.

Задание 3. Прочтите задание и заполните предложенную таблицу по заданным исходным данным в тетради для лабораторных и практических занятий.

Задание 4. Пройти тест «Анализ финансовой устойчивости предприятия ».Результаты занести в таблицу ответов.

Контрольные вопросы

1.Финансовая устойчивость

2. Анализ типов финансовой устойчивости предприятия

3.Анализ коэффициентов финансовой устойчивости предприятия

Литература

1. Предпринимательство в сфере сервиса: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования/ Крутик А.Б. , Решетова М.В. – 2-е изд. Исп.–М.: Издат. центр «Академия», 2014г.


2. И.И.Глотова «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник (Среднее профессиональное образование) -Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 377 с.

9. А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев Организация предпринимательской деятельности Учебник. Под ред. д э.н., проф. А.Н. Асаула. – СПб.: «Гуманистика», 2014. - 448с.

Практическое занятие

форма текущего контроля

1. Финансовая устойчивость - одна из характеристик соответствия структуры источников финансирования в структуре активов. В отличие от платежеспособности, которая оценивает оборотные активы и краткосрочные обязательства предприятия, финансовая устойчивость определяется на основе соотношения разных видов источников финансирования и его соответствия составу активов.

Различают следующие типы финансовой устойчивости:

1) абсолютная устойчивость финансового состояния, когда существует излишек источников формирования запасов и затрат;

2) нормально-устойчивое финансовое состояние - запасы и затраты обеспечиваются суммой собственных средств;

3) неустойчивое финансовое состояние, когда запасы и затраты обеспечиваются за счет собственных и заемных средств;

4) кризисное финансовое состояние - запасы и затраты вообще не обеспечиваются источниками формирования.

Устойчивое финансовое состояние – это постоянная платежная готовность, достаточная обеспеченность собственными оборотными средствами и эффективное их использование, четкая организация расчетов, наличие устойчивой финансовой базы.

Оценка финансовой устойчивости позволяет внешним субъектам анализа (прежде всего партнерам по договорным отношениям) определить финансовые возможности организации на длительные перспективы, которые зависят от структуры ее капитала; степени взаимодействия кредиторами и инвесторами; условий, на которых привлечены и обуживаются внешние источники финансирования.

Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Данный метод позволяет выявить тенденции изменения статей отчетности или их групп и на основании этого исчислить базисные темпы прироста. Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции, но эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.

Проанализируем финансовую устойчивость предприятия с помощью абсолютных показателей.

Обобщающим показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.

ФС=СОС-ЗЗ,

где: ФС- финансовая устойчивость предприятия;

СОС- собственный оборотный капитал;

ЗЗ- общая величина запасов и затрат.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:

    Наличие собственных оборотных средств;

    Наличие собственных и долгосрочных заёмных источников (ФТ) формирования запасов и затрат или функционирующий капитал;

Излишек (+) или недостаток (-)

    Общая величина основных источников формирования запасов и затрат:

ФО = Капитал и резервы + Долгосрочные обязательства + Займы и кредиты – Внеоборотные активы.

Излишек (+) или недостаток (-) ФО=ВИ-ЗЗ

С помощью этих показателей определяется трёхкомпонентный показатель типа финансовой ситуации

Возможно выделение 4х типов финансовых ситуаций:

1. Абсолютная устойчивость финансового состояния. Этот тип ситуации встречается крайне редко, представляет собой крайний тип финансовой устойчивости и отвечает следующим условиям: ФсО; ФтО; Фо0; т.е. S= {1,1,1};

2.Нормальная устойчивость финансового состояния, которая гарантирует платежеспособность: Фс< 0; Фт0; Фо0; т.е. S={0,1,1};

3.Неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, но при котором всё же сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств за счет сокращения дебиторской задолженности, ускорения оборачиваемости запасов: Фс<0; Фт<0;Фо0;т.е. S={0,0,1};

4. Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности: Фс<0; Фт<0; Фо<0; т.е. S={0,0,0}.

Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка степени зависимости от заемных источников финансирования. Это необходимо, чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точки зрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояние его активов и пассивов задачам ее финансово-хозяйственной деятельности.

2. Для анализа финансовой устойчивости используются следующие показатели :

    1.Коэффициент автономии (K а) представляет собой одну из важнейших характеристик финансовой устойчивости предприятия, его независимость от заемного капитала и равен доле источников средств в общем итоге баланса:

K а = Собственный капитал / Общий итог средств.

    Коэффициент финансовой независимости (K зав) является обратным коэффициенту автономии:

K зав = 1/K а.

    Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала, или коэффициент финансового риска показывает соотношение привлеченных средств и собственного капитала:

K фр = Привлеченные средства / Собственный капитал.

    Коэффициент маневренности собственного капитала:

K ман = Собственные оборотные средства / Собственный капитал.

    Коэффициент покрытия инвестиций показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами:

K пдв = Долгосрочные обязательства / Внеоборотные активы/

    Коэффициент обеспечения материальных запасов собственными средствами:

K мз = Собственные оборотные средства / Запасы.

    Коэффициент соотношения собственных и заемных средств:

K сс/зс = (Привлеченный капитал + Краткосрочные кредиты банков)

Собственный капитал

    Коэффициент мобильности собственных средств:

К моб = (Собственный капитал – Внеоборотные активы)

Собственный капитал

Показывает степень мобильности собственных средств предприятия.

Состав и размещение активов хозяйствующего субъекта, динамика и структура источников финансовых ресурсов, наличие собственных оборотных средств. Анализ относительных и абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия. Источники финансирования активов. Анализ состава и движения собственного капитала. Расчет и оценка стоимости чистых активов. Оценка структурных компонентов, формирующих собственный капитал. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности.

Тема 6. Диагностика несостоятельности (банкротства).

Критерии оценки несостоятельности (банкротства) организаций. Экспресс- диагностика банкротства. Фундаментальная (прогнозная) диагностика. Анализ кредитоспособности заемщика: классы кредитоспособности, методы оценки кредитоспособности. Оценка потенциального банкротства: причины банкротства, нормативно-правовая база, методика установления неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, методы прогнозирования возможного банкротства предприятий. Состав и оценка движения заемных средств. Анализ амортизируемого имущества организации. Анализ доходных вложений в материальные ценности. Обобщение результатов анализа финансового состояния предприятия и определение путей финансового оздоровления.

Раздел III. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Тема 7. Анализ динамики и структуры финансового результата.

Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности. Основные виды и признаки классификации расходов организации, Анализ влияния факторов на прибыль. Анализ динамики прибыли. Анализ распределения и использование прибыли: анализ формирования чистой прибыли, анализ распределения, использования чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия.

Тема 8. Анализ коэффициентов рентабельности (доходности).

Факторный анализ рентабельности организации. Анализ рентабельности: система показателей рентабельности и их взаимосвязь; методика исчисления показателей рентабельности; детализация анализа рентабельности капитала по факторам; выявление возможностей повышения экономической эффективности и рентабельности предприятия. Оценка воздействия финансового рычага.

Тема 9. Оценка деловой активности предприятия.

Общая оценка деловой активности организации. Система качественных и количественных критериев деловой активности. Расчет и анализ финансового и операционного циклов. Пути сокращения продолжительности операционного цикла. Анализ структуры оборотных активов.

Тема 10. Анализ движения денежных потоков.

Понятие и виды денежных потоков. Факторы, влияющие на формирование денежных потоков предприятия. Состав денежных средств. Анализ движения денежных средств по данным отчетности. Методы анализа денежных потоков: прямой и косвенный. Взаимосвязь между денежным потоком, прибылью и оборотным капиталом.

5. Образовательные технологии +

Комплексное изучение учебной дисциплины «Финансовый анализ» предполагает овладение материалами лекций, учебной литературы, творческую работу студентов в ходе проведения практических и интерактивных занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.

В ходе лекций раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и интересные положения изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студента к практическим и интерактивным занятиям.

Основной целью практических и интерактивных занятий является контроль степени усвоения пройденного материала, хода выполнения студентами самостоятельной работы и рассмотрение наиболее сложных и спорных вопросов в рамках темы практического занятия. Ряд вопросов дисциплины, требующих авторского подхода к их рассмотрению, излагаются студентами в форме реферативных обзоров с последующей их оценкой преподавателем и кратким изложением на практическом занятии или заслушиваются на практических занятиях в виде сообщений (10-15 минут) с обсуждением их студентами группы. На практических занятиях разбирается методика решения типовых задач.

Для успешной подготовки устных сообщений на практических занятиях, кроме рекомендуемой к изучению литературы, должны использовать публикации по изучаемой теме в журналах «Финансы», «Финанс», «Главбух», «Бухгалтерский учет», «Деньги и кредит», «Финансовый менеджмент», «Экономический анализ», «Эксперт», «Коммерсант» и др. Предусмотрено проведение индивидуальной работы (консультаций) со студентами в ходе изучения материала данной дисциплины.

В процессе обучения должны сочетаться как активные, так и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые игры, разбор ситуаций, мастер-классы). Рекомендуются инновационные компьютерные технологии, основанные на операционных системах Windows, Linux, Open Sourse, а также интернет-ресурсы (сайты образовательных учреждений, ведомств, журналов, информационно-справочные системы, электронные учебники), которые ввиду их глобального распространения становятся на сегодняшний день обязательной компонентой стандартов образования.

При проведении занятий в аудитории используется интерактивное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивный экран), что позволяет значительно активизировать процесс обучения. Это обеспечивается следующими предоставляемыми возможностями: отображением содержимого рабочего стола операционной системы компьютера на активном экране, имеющем размеры классной доски, имеющимися средствами мультимедиа; средствами дистанционного управления компьютером с помощью электронного карандаша и планшета. Использование интерактивного оборудования во время проведения занятий требует знаний и навыков работы с программой ACTIVstudio и умения пользоваться информационными технологиями.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

6.1. Виды самостоятельной работы и формы контроля

N п/п Наименование тем Содержание самостоятельной работы Форма контроля
Сущность, цели и задачи финансового анализа. Опрос
Информационная база данных финансового анализа. Работа с учебной литературой Опрос
Методы и инструменты финансового анализа. Работа с учебной литературой, подготовка реферативного обзора Защита реферативного обзора
Анализ имущественного положения предприятия. Работа с учебной литературой Опрос
Анализ финансовой устойчивости предприятия. Работа с учебной литературой Тестирование
Диагностика несостоятельности (банкротства). Работа с учебной литературой, подготовка к коллоквиуму Коллоквиум
Анализ динамики и структуры финансового результата. Работа с учебной литературой Опрос
Анализ коэффициентов рентабельности (доходности). Работа с учебной литературой Тестирование
Оценка деловой активности предприятия. Работа с учебной литературой Опрос
Анализ движения денежных потоков. Работа с учебной литературой Тестирование

Примерная тематика реферативных обзоров

1. Сущность, цели и задачи финансового анализа предприятия.

2. Информационная база данных финансового анализа.

3. Методики и инструменты финансового анализа предприятия.

4. Особенности проведения финансового анализа предприятий различных типов и видов деятельности.

5. Анализ имущественного положения предприятия.

6. Анализ источников формирования имущества предприятия.

7. Анализ чистых активов предприятия.

8. Комплексный анализ активов и пассивов предприятия.

9. Анализ динамики и структуры внеоборотных активов предприятия.

10. Анализ оборотных активов предприятия.

11. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием абсолютных показателей.

12. Анализ финансовой устойчивости предприятия с использованием относительных показателей.

13. Отечественные и зарубежные методики диагностика несостоятельности (банкротства) предприятий.

14. Возможности применения зарубежных методик оценки вероятности банкротства в российских условиях.

15. Анализ себестоимости производства и реализации продукции предприятия.

16. Анализ динамики и структуры финансового результата деятельности предприятия.

17. Анализ использования чистой прибыли предприятия.

18. Факторный анализ коэффициентов рентабельности (доходности) предприятия.

19. Анализ показателей деловой активности предприятия.

20. Анализ движения денежных потоков предприятия.

6.3. Методические указания по самостоятельной работе

Самостоятельная работа студентов в ходе семестра является важной составной частью учебного процесса и необходима для закрепления и углубления знаний, полученных в период сессии на лекциях, практических и интерактивных занятиях, а также для индивидуального изучения дисциплины в соответствии с программой и рекомендованной литературой. Самостоятельная работа выполняется в виде подготовки домашнего задания или сообщения по отдельным вопросам, реферативного обзора.

Контроль качества самостоятельной работы может осуществляться с помощью устного опроса на лекциях или практических занятиях, проведения коллоквиума, обсуждение подготовленных рефератов, проведения тестирования.

Устные формы контроля помогут оценить владение студентами жанрами научной речи (дискуссия, диспут, сообщение, доклад и др.), в которых раскрывается умение студентов передать нужную информацию, грамотно использовать языковые средства, а также ораторские приемы для контакта с аудиторией. Письменные работы помогут преподавателю оценить владение источниками, научным стилем изложения, для которого характерны: логичность, точность терминологии, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией.

Реферативный обзор

Реферат – это краткое изложение содержания первичного документа. Реферат-обзор, или реферативный обзор, охватывает несколько первичных документов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Общие требования к реферативному обзору: информативность, полнота изложения; объективность, неискаженное фиксирование всех положений первичного текста; корректность в оценке материала.

В реферативном обзоре студенты демонстрируют умение работать с периодическими изданиями и электронными ресурсами, которые являются источниками актуальной информации по проблемам изучаемой дисциплины.

Реферирование представляет собой интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое преобразование информации и создание нового текста. Задачи реферативного обзора как формы работы студентов состоят в развитии и закреплении следующих навыков:

· осуществление самостоятельного поиска статистического и аналитического материала по проблемам изучаемой дисциплины;

· обобщение материалов специализированных периодических изданий;

· формулирование аргументированных выводов по реферируемым материалам;

· четкое и простое изложение мыслей по поводу прочитанного.

Выполнение реферативных справок (обзоров) расширит кругозор студента в выбранной теме, позволит более полно подобрать материал к будущей выпускной квалификационной работе.

Тематика реферативных обзоров периодически пересматривается с учетом актуальности и практической значимости исследуемых проблем для экономики страны.

При выборе темы реферативного обзора следует проконсультироваться с ведущим дисциплину преподавателем. Студент может предложить для реферативного обзора свою тему, предварительно обосновав свой выбор.

При определении темы реферативного обзора необходимо исходить из возможности собрать необходимый для ее написания конкретный материал в периодической печати.

Реферативный обзор на выбранную тему выполняется, как правило, по периодическим изданиям за последние 1-2 года, а также с использованием аналитической информации, публикуемой на специализированных интернет-сайтах.

В структуре реферативного обзора выделяются три основных компонента: библиографическое описание, собственно реферативный текст, справочный аппарат. В связи с этим требованием можно предложить следующий план описания каждого источника:

· полное название статьи или материала;

· структура статьи или материала (из каких частей состоит, краткий конспект по каждому разделу);

· проблема (и ее актуальность), рассмотренная в статье;

· выходные данные источника (периодическое или непериодическое издание, год, месяц, место издания, количество страниц; электронный адрес).

Объем описания одного источника составляет 1–2 страницы.

В заключительной части обзора студент дает резюме (0,5–1 страница), в котором приводит основные положения по каждому источнику и сопоставляет разные точки зрения по определяемой проблеме.

Проведение коллоквиума

Коллоквиум (от латинского colloquium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, беседа преподавателя с учащимися на определенную тему из учебной программы.

Цель проведения коллоквиума состоит в выяснении уровня знаний, полученных учащимися в результате прослушивания лекций, посещения семинаров, а также в результате самостоятельного изучения материала.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

· выяснение качества и степени понимания учащимися лекционного материала;

· развитие и закрепление навыков выражения учащимися своих мыслей;

· расширение вариантов самостоятельной целенаправленной подготовки учащихся;

· развитие навыков обобщения различных литературных источников;

· предоставление возможности учащимся сопоставлять разные точки зрения по рассматриваемому вопросу.

преподаватель должен иметь представление:

· о качестве лекционного материала;

· о сильных и слабых сторонах своей методики чтения лекций;

· о сильных и слабых сторонах своей методики проведения семинарских занятий;

· об уровне самостоятельной работы учащихся;

· об умении студентов вести дискуссию и доказывать свою точку зрения;

· о степени эрудированности учащихся;

· о степени индивидуального освоения материала конкретными студентами.

В результате проведения коллоквиума студент должен иметь представление:

· об уровне своих знаний по рассматриваемым вопросам в соответствии с требованиями преподавателя и относительно других студентов группы;

· о недостатках самостоятельной проработки материала;

· о своем умении излагать материал;

· о своем умении вести дискуссию и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от степени подготовки группы можно использовать разные подходы к проведению коллоквиума.

В случае, если большинство группы с трудом воспринимает содержание лекций и на практических занятиях демонстрирует недостаточную способность активно оперировать со смысловыми единицами и терминологией курса, то коллоквиум можно разделить на две части. Сначала преподаватель излагает базовые понятия, содержащиеся в программе. Это должно занять не более четверти занятия. Остальные три четверти необходимо посвятить дискуссии, в ходе которой студенты должны убедиться и, главное, убедить друг друга в обоснованности и доказательности полученного видения вопроса и его соответствия реальной практике.

Если же преподаватель имеет дело с более подготовленной, самостоятельно думающей и активно усваивающей смысловые единицы и терминологию курса аудиторией, то коллоквиум необходимо провести так, чтобы сами студенты сформулировали изложенные в программе понятия, высказали несовпадающие точки зрения и привели практические примеры. За преподавателем остается роль модератора (ведущего дискуссии), который в конце «лишь» суммирует совместно полученные результаты.

Тестирование

Контроль в виде тестов может использоваться после изучения каждой темы курса.

Итоговое тестирование можно проводить в форме:

· компьютерного тестирования, т.е. компьютер произвольно выбирает вопросы из базы данных по степени сложности;

· письменных ответов, т.е. преподаватель задает вопрос и дает несколько вариантов ответа, а студент на отдельном листе записывает номера вопросов и номера соответствующих ответов.

Для достижения большей достоверности результатов тестирования следует строить текст так, чтобы у студентов было не более 40 – 50 секунд для ответа на один вопрос. Итоговый тест должен включать не менее 60 вопросов по всему курсу. Значит, итоговое тестирование займет целое занятие.

Оценка результатов тестирования может проводиться двумя способами:

1) по 5-балльной системе , когда ответы студентов оцениваются следующим образом:

- «отлично» – более 90% ответов правильные;

- «хорошо» – более 80% ответов правильные;

- «удовлетворительно» – более 70% ответов правильные.

Студенты, которые правильно ответили менее чем на 70% вопросов, должны в последующем пересдать тест. При этом необходимо проконтролировать, чтобы вариант теста был другой;

2) по системе зачет-незачет , когда для зачета по данной дисциплине достаточно правильно ответить более чем на 70% вопросов.

6.4. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

6.4.1. Примерные вопросы и задания для подготовки к контрольной работе (тесты по проверке качества владения материалом).

1. Компания признается ликвидной, если (продолжить самостоятельно)…………………………………………………………………………………………………………………………………………