Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа). Лексическая тема "Зимующие птицы" учебно-методический материал (старшая группа) на тему Подобрать признаки синичка какая

Зимующие птицы (старший возраст)

Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка окраску птиц, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать.

Рассказать, где они живут и чем питаются; Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор.

Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Предметный словарь.

Существительные: голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, поползень, сойка, куропатка, свиристель, овсянка, рябчик, тетерев, глухарь, кормушка, клюв, лапки, когти, гребень, бородка, крылья, перья, пух, санитар.

Глаголы: летать, искать, кормиться, клевать, махать, прыгать, ворковать, каркать, чирикать, нахохлиться.

Прилагательные: зимующие, нежный (пух), грубые (перья), красногрудый (снегирь), перелетные (птицы).

Наречия: высоко – низко, далеко – близко, громко – тихо.

Дидактические игры.

Один – много. (образование множественного числа существительных): ворона – вороны, снегирь - ... , галка - ... , воробей - ....

Назови ласково. (упражнение в словообразовании):

воробей - воробушек, воробьишко; галка - ... , снегирь - ... , синица - ... .

Счет птиц. (закрепление согласования числительных с существительными)

Один воробей, два воробья, …, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, .. , пятая ворона;

первый голубь, второй голубь, ... , пятый голубь.

Ворона - «кар-кар» - она каркает,

воробей - ....

Подбери признак. (согласование существительных с прилагательными)

ворона (какая?) - ... , голубь (какой?) - ... , снегирь (какой?) - ... ,синица(какая?)

Угадай птицу по описанию . Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

Сравни птиц с людьми и животными.

у человека - дети, а у птицы - птенцы. у животных - шерсть, а у птиц - ...

У человека - нос, а у птицы - ... у кошки - лапы, а птицы- ...

Исправь ошибки.

Черный ворона - черная ворона. Снегирь клевала хлеб. - ...

Белый сова - Сорока сидел_ на заборе. - ...

Серое голубь - Ворона чирикала на солнышке. - ...

Составить описательные загадки о зимующих птицах.

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает….

Четвертый лишний. Синица, воробей, грач, снегирь.

Снегирь, синица, кормушка, голубь.

Дятел, щегол, свиристель, барсук.

Пересказ рассказа «Кормушка».

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Подобрать родственные слова.

Корм - кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Какое слово не подходит?Голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

Сова, совушка, совет, совята, совиный.

Развитие мелкой моторики.

Филин

Сидит филин на суку

И кричит бу-бу-бу:-бу.

Руки в кулачок, прижаты.

Большие пальчики – вверх (ушки),

указательные пальцы вместе:

Они выставлены на вас (нос).

Птичка

Пальчики - головка,

Крылышки - ладошка.

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Птенчики в гнезде.

Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно.

Обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Мимические упражнения.

Изобразить птиц в морозный день. «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодный и замерзающих птиц.

Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку.

Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Упражнения для губ и щек.

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка.

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-тддтдд-тдд».

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить».

Снегирь: «Фью-фЬю-фью». Осоед: «Кине-е-кине-е».

Развитие слухового внимания.

Птички - невелички. Прочитайте рифмовку:

Синичка, синичка, воробью сестричка:

Тинь – тинь – тинь.

Воробей – воришка залез в амбаришко:

Чик – чирик. Клевать просо тупым носом:

Тук – тук – тук.

Если ты услышишь песенку синички, то "летай" по комнате, если услышишь песенку воробья, то прыгай, если: "Тук-тук-тук", то "клюй" зернышко. Произносите звукоподражания, а ребенок производит соответствующие действия.

Усложнение: произносите звукоподражания шепотом.

Накормим птиц. Дайте ребенку картинки с изображением голубя и карандаши и скажите, что к нему прилетел голубь, ему холодно и голодно зимой, поэтому ему надо помочь, накормить. Нарисуй столько зернышек, сколько раз я хлопну. Хлопайте в ладоши, а на каждый хлопок ребенок рисует перед голубем одно зернышко.

Дятел. Постучите (под столом, так чтобы ребенок не видел). Это стучит дятел, лечит больное дерево. Он построит в дереве себе гнездо. А как называется гнездо дятла?» Дятел выведет в дупле птенчиков. Сейчас мы превратимся в птенцов и постучим, как большой дятел, слушай внимательно и повторяй за дятлом». Отстукивайте ритмы, а ребенок должен повторять за вами. (//**, /**/, **//, /***, ***/.)

Выучите и отгадайте загадки с детьми.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды -

С первым снегом тут как тут. (Снегирь)

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой

Скачет, на лету резвится, -

Не орел, - а все же птица.

(Воробей)


Нигматдьянова Анна Каримулловна
Информационное оснащение уголка логопеда, для родителей детей 4–5 лет, по лексической теме «Зимующие птицы».

Зимующие птицы .

Словарная работа.

Существительные : птица , сорока, ворона, воробей, снегирь,

синица, голова, туловище, грудка, брюшко,

спинка, хвост, крыло, лапка, коготь, перо, глаз,

корм, кормушка, зерно, крошка, голод, холод,

Прилагательные : большой, маленький, низкий, высокий,

длинный, короткий, острый, тупой,

пушистый, мягкий, твердый, толстый,

тонкий, грязный, чистый, красивый, легкий,

тяжелый, яркий, веселый, радостный, белый,

сильный, серый, трудолюбивый, пузатый,

красногрудый, зимующий , крупный, мелкий,

важный, желтый;

Глаголы : смотреть, видеть, наблюдать, играть,

прыгать, догонять, отдыхать,

любоваться, радоваться, веселиться,

летать, клевать, петь, щебетать, чирикать,

каркать, свистеть;

Наречия : весело, радостно, дружно, красиво,

ласково, чисто, грязно, быстро, медленно,

ловко, высоко, низко, впереди, сзади, справа,

слева, холодно, темно, голодно;

Местоимения : мой, моя, мои;

Предлоги : на, в, под, из, с, для, из-за, из-под.

Лексико - грамматические игры и упражнения

Ребенок должен усвоить : названия нескольких зимующих птиц (ворона, воробей, синица, снегирь, сорока) ; их отличительные признаки; как они передвигаются; чем питаются, обобщающие слова зимующие птицы .

«Кто это?» Рассматривание диких (зимующих ) птиц . Называние частей тела птицы .

Ребенок с взрослым рассматривает картинки с изображением зимующих птиц : «Посмотри на ворону (воробья, синицу, снегиря, сороку) . Что у нее есть? У вороны есть голова, глаза, клюв, хвост, лапки, крылья, грудка, перышки». И так далее.

«Доскажи слово» . Закрепление обобщающих слов.

Ворона, воробей, синица, снегирь, сорока все вместе – это … (зимующие птицы ) .

«Подбери признак» Обогащение словаря признаков.

Воробей (какой) зимующий , веселый, серый, трудолюбивый…

Снегирь (какой) зимующий , пузатый, маленький …

Ворона (какая) – большая, серая, крупная, важная …

Синица (какая) - …

Сорока (какая) - …

«Чик-чирик» , - что делает воробей? (чирикает) .

«Кар-кар» , - что делает ворона? (каркает) .

«Син – син» , - что делает синица (свистит) .

«Подбери действие» . Обогащение глагольного словаря.

Воробей (что делает) – прыгает, чирикает, летает, смотрит, машет.

Ворона (что делает) – …

Сорока (что делает) – …

Синица (что делает) – …

Снегирь (что делает) – …

«Скажи ласково» Формирование практического навыка образования уменьшительно – ласкательной формы существительного.

Воробей – воробьишко, воробушек …

Синица – синичка …

Ворона - …

Снегирь - …

1. Понаблюдайте с ребенком за птицами , которые встречаются

зимой в городе. Произнесите четко сами, а потом попросите ребенка повторить их названия : ворона, воробей, синица, снегирь, сорока.

2. Рассмотрите картинки с изображениями птиц . Показывайте

и называйте каждую картинку. Потом пусть ребенок показывает и называет их сам.

3. Помогите ребенку сделать кормушку для птиц из коробки

для молока. Насыпьте в кормушку пшена и семечек. Понаблюдайте за птицами . После прогулки задайте ребенку вопросы :

Каких птиц ты видел на прогулке? (воробья, синицу, ворону, снегиря, сороку.) Что они делали? (Они клевали зернышки и крошки.) Чем ты угостил синичку?

(Я угостил синичку салом.)

4. Поиграйте с ребенком.

«Ответь на вопросы» . Согласование числительных с существительными.

Сколько у вороны лапок? (У вороны две лапки.)

Сколько у воробья крыльев?

Сколько у сороки хвостов?

Сколько у синицы клювиков?

Сколько у птицы глаз ?

Сколько у птицы перышек ?

«Вороны» . Развитие звуковой стороны речи.

Ребенок – «ворона» произносит кар, взрослый заканчивает слово.

Кар (тошка, кар (тинка, кар (ман, кар (тон, кар (лик,

кар (ты, кар (куша) .

Составить описательный рассказ о зимующей птице по следующему плану :

Кто это? (название) . Какая это птица (зимующая ) .

Какой внешний вид (размер, окраска перьев, части тела) .

Чем питается?

Как поет?

Образец ответа : Это синица - зимующая птица . У нее желтая грудка, на голове черная «шапочка» , тонкий клюв, короткий хвостик. Синица питается крупой, крошками хлеба, кусочками мяса и сала. Синица поет : «Син-син» .

Подвижная игра «Снегири» . Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

Вот на ветках, посмотри, Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

В красных майках снегири Делают 4 хлопка руками-

«крылышками» по бокам и 4 наклона

Распушили перышки, Часто потряхивают руками-

Греются на солнышке. «крылышками» , опущенными вниз.

Головой вертят, Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Улететь хотят. Делают 2 поворота головой с

кивком – вправо, влево.

Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая

руками как крыльями.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка» . Развитие тонкой моторики, координация речи с движением, интонационной выразительности речи. Создание эмоционального положительного фона.

Сколько птиц Ритмично сжимают и разжимают

к кормушке нашей кулачки.

Прилетело? Мы расскажем. Машут перекрестно сложенными ла

Две синицы, воробей, На каждое название птицы загибают

Шесть щеглов и голубей, по одному пальчику, начиная с

Дятел в пестрых перышках. больших, на обеих руках.

Всем хватило зернышек! Трут большие пальчики об

указательные, как бы насыпают

корм в кормушку.

Артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционной моторики. Медленно открывать и закрывать рот, почмокать губами, пошлепать губами, «наказать язык» - пя-пя-пя, «вкусное варенье» (облизать губы, покусать язычок зубами.

Дыхательная гимнастика. Упражнение на развитие воздушной струи. Подуть на зеркало ротиком, «Сдуть снежинку» с ладошки.

В альбоме разукрасить, нарисованных родителями , снегиря и синицу.

Нигматдьянова Анна Каримулловна учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №395» г. Пермь

Лексическая тема с 7-11 декабря

«Зимующие птицы».

Пойти вместе с ребенком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребенку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребенка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать;

Рассказать, где они живут и чем питаются;

Обратить внимание ребенка на то, какие птицы часто приле­тают во двор. Желательно покормить птиц вместе с ребенком.

Задание 2. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Задание 3. Отгадать загадки. (Выучить загадки и стихи по выбору.)

Хоть я не молоток - по дереву стучу:

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,

Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока).

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки - ведь это … (снегири).

Синица, синица, веселая птица! Где ты была?

Где ты жила? - Я сидела по кустам, я летала по садам: «ццц».

Задание 4 . Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных): ворона - вороны, снегирь - …, галка - …, воробей - ….

Задание 5. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):

Воробей - воробушек, воробьишко; галка - …, снегирь - …, синица - … .

Задание 6 . Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).

Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.

Первая ворона, вторая ворона, … пятая ворона; первый голубь, второй голубь, …, пятый голубь.

Задание 7. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»

Ворона - «кар-кар» - она каркает, воробей - … .

Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»

Ворона (какая?) - …, голубь (какой?) - …, снегирь (какой?) - …, синица (какая?) - ….

Задание 9. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».

Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь).

Задание 10 . Сделайте совместно с ребёнком кормушку для птиц.

Уважаемые родители!

С 7 декабря по 11 декабря

Цель:

Знакомство с некоторыми особенностями поведение лесных зверей и птиц зимой.

Задачи:

Уточните у ребенка, каких зимующих птиц он знает; почему они не улетают.

Вспомнить их названия, характерные признаки (хвост, клюв, оперенье, величину), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими.

На картинке ниже рассмотрите птиц, которых можно встретить зимой возле нашего дома. Здесь и те птицы, которые живут около нас круглый год (вороны, воробьи, синицы.), и те, что прилетают к нам зимой подкормиться (снегирь).

Гуляя вместе с ребенком понаблюдайте за птицами. Дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост) покажите зимующих птиц. Обратите внимание ребенка на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица) на кормушку.

Проведите беседу о бережном отношении к птицам, о необходимости их подкармливать зимой. Изготовьте совместно с ребенком кормушку и подвесьте её на улице. Во время прогулки понаблюдайте, какие птицы прилетают на кормушку

Упражнения на грамматический строй речи.
Упражнений: «Назови ласково», «Скажи, когда много», «Кто как голос подает», «Скажи одним словом».

Например:

воробей — воробушек

синица — синичка

галка — галочка

одна ворона, две вороны.

одна синица, две синицы.

Упражнение «Чей, чья, чьё, чьи?

На образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке. Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)…, перья воробья (чьи?)…, перья снегиря (чьи?)…, перья голубя (чьи?)…

Вмести читаем стихотворение:

«Птичья столовая»

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв —
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний —
Путешественник-скворец…
Вот и песенке конец.

(З. Александрова)

Уважаемые родители!

С 7 декабря по 11 Декабря

Тема недели: «Зимующие птицы»

Задачи : воспитывать у детей любовь и бережное отношение к птицам; желание помогать им, подкармливать зимой; расширять знания о птицах.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

Подвижная игра: «Вороны»

Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
«Кар-кар-кар!»
(громко)
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали:
«Кар-кар-кар!»
(громко)
(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают:
«Кар-кар-кар!»
(тихо)
(Садятся на корточки, руки под щеку - засыпают)

Пальчиковая игра «Птицы у кормушки»

Птицы к дому подлетели (Сцепить большие пальцы обеих рук друг с другом, остальные пальцы — это крылья. Ими делать взмахи.)

На кормушку птички сели . ( Выставить ладонь пред собой)

Стали зёрнышки клевать (Пальцами другой руки большим и указательным, соединёнными вместе, ударять по ладони)

И головками кивать. (Соединить пальчики каждой руки вместе –

это головы птиц. Выполнять наклоны)

Прилагательные : зимующие, желтогрудая, красногрудый…

Глаголы : летают, прыгают, ходят, кормим, ухаживаем, каркает, чирикает, воркует, стучит …

Побеседуйте с детьми об условиях жизни птиц зимой, о том как и чем мы можем помочь зимующим птицам.

Разучите вместе с детьми

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ.
ПУСТЬ СО ВСЕХ КОНЦОВ
К ВАМ СЛЕТЯТСЯ, КАК ДОМОЙ,
СТАЙКИ НА КРЫЛЬЦО.

НЕ БОГАТЫ ИХ КОРМА:
ГОРСТЬ ЗЕРНА НУЖНА
ГОРСТЬ ОДНА — И НЕ СТРАШНА
БУДЕТ ИМ ЗИМА.

ПРИУЧИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ
К СВОЕМУ ОКНУ,
ЧТОБ БЕЗ ПЕСЕН НЕ ПРИШЛОСЬ
НАМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ!

Поиграйте с детьми:

«Какая?»

Синица (какая?) (желтогрудая, маленькая )

Дятел … (трудолюбивый, красивый )

Снегирь (какой?) (красногрудый, нарядный )

«Сосчитай птиц»

Посчитайте птиц в пределах 5.

«Назови ласково!»

Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица.

«Что не так»

Синица летает и ходит.

Тело снегиря покрыто красной шерстью.

Грач, журавль, ласточка и дятел – зимующие птицы.

«Дорисуй!»

Взрослый рисует птиц без … крыльев (хвоста, клюва, лапок). Ребенок дорисовывает недостающие детали и объясняет зачем они нужны.

«Сравните перелетных и зимующих птиц»

Найдите сначала сходства, а потом различия.