Профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. Функциональная карта секретаря

В связи с тем, что руководство образовательными организациями должно осуществляться работниками, которые обладают определенными знаниями, имеют соответствующее образование и опыт работы, на федеральном уровне был разработан определенный стандарт .

В настоящее время положения данного стандарта являются обязательными к соблюдению не только государственными образовательными организациями, но и частными.

Стандарты в отношении руководителей образования начали приниматься в России с 2013 года .

Первоначально такие документы носили исключительно рекомендательный характер и их основной функцией являлось определение критериев подбора сотрудников на руководящие должности, а также выявления их соответствия.

В настоящее время принятый и действующий стандарт своим наличием решает следующие вопросы :

  1. Определение возможных категорий сотрудников, которые могут рассматриваться в качестве претендентов на руководящие должности.
  2. Выявление учебных заведений, руководство которыми осуществляют не соответствующие принятому стандарту работники, и принятие мер по устранению такого недостатка.
  3. Определение основных функций, которые должен выполнять сотрудник, занимающий подобную должность.
  4. Совершенствование работы всех существующих в пределах РФ образовательных учреждений.
  5. Способствование развитию российского образования.
  6. Повышение управляемости во всех существующих учреждениях образовательного характера, начиная с дошкольного и заканчивая высшим.
  7. Повышение рейтинга образования РФ за счет улучшения процесса подготовки специалистов.

Нормативно-правовая база на 2018 год

Согласно действующим на данный момент законодательным актам, нормативно-правовой базой, которая является основанием для разработки и установления стандартов для руководителей образовательных организаций, является Трудовой кодекс РФ . В частности, стоит отметить такие основные формулировки :

  1. К сотрудникам, занимающим руководящие должности отдельных сфер и организацией, допустимо применение стандартов государственного масштаба.
  2. Отраженные в принятых стандартах требования и функции по каждой из должностей не должны противоречить требованиям, отраженным в квалификационных справочниках.
  3. В случае наличия определенных ограничений в соответствии с ТК РФ по выполнению трудовых обязанностей на руководящих должностях разработанные стандарты не могут содержать данных по их допущению.
  4. При возникновении дополнительных вопросов или неясностей по содержанию профессиональных стандартов, относящихся к руководящим должностям, необходимо руководствоваться данными квалификационных справочников.

Профессиональный стандарт общегосударственного уровня, который определяет основные требования к руководителю, имеет следующее содержание :

  1. Общие данные и сведения . В этой части отражается наименование типа деятельности и основная цель осуществления руководства в такой сфере. Также приводится кодовая классификация должностей по кодам ОКЗ и ОКВЭД.
  2. Раздел, называемый как «Функциональная карта» . Тут отражаются общие понятия основных выполняемых руководителем задач, которые далее по тексту документа расшифровываются и отражаются подробнее.
  3. Подробная характеристика каждой из функций . В этой части каждая из отраженных ранее стоящих перед руководителем задач и выполняемых им функций раскрывается отдельно.
  4. Данные об организациях, которые участвовали в разработке профессионального стандарта до того момента, как он был принят приказом Министерства труда .

Требования к руководителю и его правовой статус

Основные требования, которым должен отвечать руководитель, следующие :

  1. Иметь высшее образование.
  2. Проходить по утвержденному графику профессиональную подготовку.
  3. Осуществлять прохождение дополнительного обучения по утвержденным на федеральном уровне профессиональным программам подготовки. Периодичность таких действий устанавливается минимально возможной раз в три года (не реже).
  4. При руководстве высшим учебным заведением иметь определенную ученую степень и звание.
  5. Не иметь ограничений по праву заниматься педагогической деятельностью.
  6. Иметь предварительный опыт работы на должностях, связанных с педагогикой или относящихся к руководящим.

Общие сведения о должности

В зависимости от того, в какой организации будет выполнять свои обязанности руководитель, требования к сотрудникам могут несколько отличаться . В частности, отдельно выделяются различные категории учреждений :

  • дошкольное образование (детские садики);
  • начальное, среднее и основное общее, общее среднее (школы);
  • профессиональное;
  • бакалавриат и специалитет;
  • магистратура;
  • подготовка специалистов высших квалификаций;
  • обучение проф. характера;
  • дополнительное для граждан любого возраста.

В положении о профессиональном стандарте указываются также возможные наименования должностей, которые могут занимать руководители:

  • ректор;
  • директор;
  • заведующий;
  • начальник.

Стандарт включает подробное описание выполняемых функций, что предписываются руководителю в зависимости от того, в каком именно учреждении он осуществляет свою трудовую деятельность. В целом функции сводятся к осуществлению общим руководством обеспечения развития учреждения.

Также руководитель наделяется полномочиями приема на работу и увольнения, имеет право подписи и утверждения всех внутренних документов и приказов.

Также функциями, выполнение которых требуется от руководителя организации, являются:

  1. Осуществление прямого руководства организацией.
  2. Принятие мер в пределах своей компетенции для обеспечения развития образовательного учреждения.
  3. Управление ресурсами, которые входят в состав учреждения.
  4. Представление интересов конкретного учреждения, руководителем которой является работник.
  5. При необходимости решение вопросов с представителями власти, а также учреждениями за пределами РФ, если идет речь о международном сотрудничестве.
  6. Осуществление функций по обеспечению проведения исследований научного характера за исключением школ и детских садов.

Последствия от несоответствия

В связи с тем, что принятый и на данный момент действующий стандарт носит обязательный характер, необходимо отметить последствия , которые могут иметь место по причине несоответствия сотрудника, занимающего должность руководителя, отраженным в документе нормам и требованиям:

  1. Трудовым кодексом не предусмотрено наличие несоответствий стандарту для их рассмотрения в качестве оснований для расторжения заключенного трудового договора.
  2. В том случае если руководитель учреждения не имеет достаточный уровень допустимой для конкретной организации квалификации, он может быть уволен. Для того чтобы работающего руководителя оставить на должности, имеется возможность прохождения определенной аттестации.
  3. При наличии факторов, которые свидетельствуют о несоответствии руководителя занимаемой должности, сотруднику могут предложить переход на другую должность.

Мастер-класс в рамках данного профессионального стандарта представлен ниже.

входит в число документов, которые необходимо применять в установленных трудовым законодательством случаях. Разберемся, что собой представляет этот профессиональный стандарт и что он включает.

Чем является профессиональный стандарт секретаря руководителя?

Процесс подготовки и утверждения профессиональных стандартов длится уже несколько лет. Первоначально эти документы носили такой же рекомендательный характер, как и квалификационные справочники ЕКС (для специалистов) и ЕТКС (для рабочих профессий). Однако с июля 2016 года ситуация изменилась: вступили в действие новые статьи ТК РФ, и теперь профессиональные стандарты обрели силу нормативных актов.

К числу прочих документов этого рода относится и профстандарт секретаря . Он представляет собой официальное описание исполняемых этим специалистом трудовых функций, а также указание на то, какие именно знания, образование и опыт работы требуются для каждой из них. Кроме того, в профстандарте имеется и информация о кодировке работы секретаря по роду занятий (ОКЗ) и видам экономической деятельности (ОКВЭД). Эти сведения могут оказаться весьма полезными для статистического учета.

Описывая требуемую от секретаря квалификацию, профстандарт тем самым служит нескольким целям:

  • Унифицирует требования, предъявляемые к секретарям. В результате становится проще определять, чем конкретно должны заниматься работники на этой должности в разных организациях.
  • Задает ориентиры для системы профессионального образования. Как следствие, разного рода учебные заведения или курсы, готовящие секретарей, могут сразу ориентировать учащихся именно на то, что от них реально потребуется при трудоустройстве.

Из каких частей состоит профессиональный стандарт секретаря?

Как и любые другие документы этого рода, профстандарт № 447, утвержденный для секретарей руководителей, имеет следующую структуру:

  1. Общие сведения о виде деятельности и ее основной цели.
  2. Функциональная карта для деятельности секретаря.
  3. Характеристика отдельных профессиональных функций, возложенных на этого специалиста.
  4. Перечисление организаций, принимавших участие в подготовке профстандарта.

А теперь рассмотрим содержание основных разделов, за исключением последнего, подробнее.

Общие сведения, включенные в профстандарт

Первый раздел профстандарта секретаря руководителя включает в себя именно основные сведения о том, какой конкретно деятельностью должен заниматься секретарь. В частности, здесь указаны:

Не знаете свои права?

  • регистрационный номер по общему реестру профстандартов и код;
  • название вида деятельности («Организационное и документационное обеспечение управления организациями»);
  • ее основная цель (обеспечение управления и внедрение новых разработок в этой области);
  • классификация по ОКЗ и ОКВЭД.

Функциональная карта секретаря

Вторым разделом является функциональная карта, то есть описание обобщенных трудовых функций с входящими в них конкретными обязанностями. Для каждой из них профстандарт устанавливает необходимый уровень (или подуровень) квалификации, требуемый от работника. Уровни кодируются по принятой для профессиональных стандартов системе в зависимости от сложности функции — от 3 до 6.

Профстандарт устанавливает для секретаря руководителя следующие обобщенные функции:

  1. Организационное обеспечение работы организации в целом.
  2. Документационное обеспечение.
  3. Обеспечение деятельности конкретно лица, управляющего организацией.
  4. Аналитика и административная поддержка этого лица.

Функции перечисляются в порядке возрастания сложности и требуемого квалификационного уровня.

Характеристика отдельных функций

Каждая из обобщенных функций раскладывается на ряд более конкретных, именно их описанию и посвящен третий раздел профстандарта. Так, к примеру, функция по организационному обеспечению компании в целом включает:

  • прием телефонных звонков и их распределение по сотрудникам-адресатам;
  • работу с посетителями, пришедшими в организацию;
  • координацию и обеспечение работы организации.

Однако это еще не всё. Дело в том, что структура профстандарта предусматривает, что помимо общего перечисления функций для каждой из них указывается, какие конкретно трудовые действия должен совершить секретарь. В частности, упомянутая выше функция по координации и обеспечению раскладывается на следующие виды действий:

  • ведение журналов перемещений и разъездов сотрудников;
  • координация труда курьеров и водителей;
  • составление справок о разъездах и маршрутах.

При этом для каждой конкретной функции дополнительно еще указывается, каким именно объемом знаний и умений должен обладать секретарь. Объемы эти пересекаются для разных функций (к примеру, знание деловой этики требуется практически всегда), но благодаря такой структуре профессионального стандарта легко разобраться, что именно можно требовать от секретаря в различных случаях.

Помимо характеристики функций третий раздел профстандарта имеет еще одну нужную особенность — в нем для каждой из обобщенных функций дополнительно указывается следующая информация:

  1. О возможных названиях должностей, которые может занимать секретарь.
  2. О требованиях по образованию.
  3. О необходимом стаже трудовой деятельности.

Для простых функций от секретаря требуется только среднее образование и программа профессиональной подготовки. Однако начиная с обобщенной функции по обеспечению деятельности руководителя профстандарт предусматривает уже высшее образование не ниже бакалавриата (хотя допускается и среднее профессиональное). А вот для аналитической и административной поддержки выбора уже нет: секретарь в этом случае обязан иметь только высшее образование.

Что же касается необходимого стажа, то для секретаря, обеспечивающего организацию в целом, он не требуется. Но в том случае, когда он выполняет обязанности помощника руководителя, требования ужесточаются:

  • для функции по организационной и документационной поддержке руководителя требуется стаж не менее 2 лет именно в качестве секретаря;
  • для аналитической и административной поддержки — уже не меньше 3 лет, однако здесь достаточно любой работы, относящейся к той области, в которой действует организация.

Названия должностей профстандарт устанавливает следующие (в порядке возрастания требований по квалификации):

  1. Секретарь-администратор.
  2. Делопроизводитель.
  3. Секретарь руководителя.
  4. Помощник руководителя.

Возможные названия следует учитывать при составлении штатного расписания и оформлении документов по кадрам. Профстандарты для секретаря с 2016 года становятся обязательными, а их соблюдение в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, будет контролироваться. Несоответствие названий вполне может рассматриваться как нарушение.

Уже с 1 января 2017 года в законную силу вступит постановление о внедрении профессиональных стандартов, применяемых ко всем работникам, выполняющим свои непосредственные обязанности в учебных заведениях России.

Вполне естественно, что к руководителям образовательных учреждений также будут предъявлены определенные требования, однако они до сих пор пока не утверждены, и существуют в черновом варианте. А это автоматически означает, что они могут измениться. Как утверждают аналитики, основная сложность при составлении профессионального стандарта руководителя образовательной организации заключается в том, в различных учреждениях (школы, детские сады, колледжи и т.д.) присутствуют самые разнообразные компетенции, которые также должны быть учтены при составлении официального документа.

Зачем нужен профессиональный стандарт руководителя образовательной организации

Как утверждают эксперты, данный документ можно отнести к наиболее спорным в современной российской истории. Дело в том, что он начал разрабатываться еще в 2013 году, но в силу тех или иных обстоятельных причин его принятие и утверждение постоянно откладывалось.

На данный момент пока нет окончательных данных относительно того, когда документ официально вступит в силу. Тем не менее, учитывая тот факт, что профстандарт педагога начнет официально использоваться в нормативной документации с 1 января 2017 года, многие аналитики ожидают, что и требования касательно руководящего состава образовательных учреждений будут окончательно сформированы к данному сроку.

Изначально требования к руководящим чинам образовательных заведений были обычными рекомендациями, на которые можно было не обращать внимания. Но, начиная с июля 2016 года, данная документация постепенно будет внедряться в отечественную систему образования, и в ближайшем времени он станет обязательным не только для учреждений, подчиняющихся государственным органам, а и для структур, находящихся под управлением частных лиц.

Смотрите также:

Само появление данной документации не вызывает удивления. Дело в том, что многие нормы ЕТКС, ЕКС и т.д., которые действовали ранее, уже несопоставимы с современными реалиями и устарели. Это привело к тому, что они попросту не отражают текущую ситуацию в сфере образования. Нередко можно столкнуться с проблемой, когда возникают конфликты относительно людей, которых ставят во главу образовательной организации, но компетентность которых в данных вопросах вызывает огромные сомнения.

По утверждению многих отечественных политических деятелей, образования является то сферой, где государственный контроль должен присутствовать на всех стадиях получения образования. И важным элементом этого контроля является определение требований, которые выдвигаются в адрес тех людей, которые выполняют свои профессиональные обязанности в данной области.

Для того, чтобы изменить ситуацию в сфере образования, и был разработан проект профессионального стандарта . Руководитель образовательной организации должен соответствовать всем требованиям, указанным в документе, чтобы иметь возможность исполнять свои обязанности в качестве руководящего лица. Кроме того, на официальном уровне данный стандарт закрепит конкретные трудовые обязанности и управленческие навыки, которыми должен владеть любой начальник организации в сфере образования.

Отдельное внимание уделяется функциям, который должны четко исполняться в соответствии с требованиями действующей законодательной базы. Кстати, по мнению многих экспертов, именно данный вопрос вызывает наибольшее количество споров, поскольку компетенция руководителей образовательных заведений разного типа по своей сути имеют массу различий, что в обязательном порядке должно быть отображено и зафиксировано.

Тем не менее, уже сейчас имеется предварительный вариант профстандарта руководителя организации в сфере образования, который уже в скором времени имеет все шансы стать официальным документом, обязательным для всех. Впрочем, об окончательной дате принятия стандарта пока официальных сведений нет, и потому можно ожидать, что документ будет доработан.

Эксперты утверждают, что принятие данного документа позволит решить массу проблем в отечественной образовательной среде. Которые в последние годы стали проявляться наиболее активно. Ожидается, что утвержденный стандарт поможет достичь следующих ключевых задач:

  1. Квалификационные навыки руководителей будут повышены, что непременно скажется на качестве управления образовательным заведением в положительном русле.
  2. Все образовательные организации будут находится под неусыпным контролем государства, что поможет оперативно решать проблемы, возникающие в данной отрасли, и препятствовать возникновению критических ситуаций.
  3. Российское образование будет стремительно развиваться по всем направлениям.
  4. Квалифицированный руководитель сможет существенно увеличить качественный показатель образования, добившись максимального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Что содержит профессиональный стандарт

Поскольку профессиональный стандарт руководителя пока что не утвержден, на данный момент он существует в шаблонной форме, утвержденную в соответствии с приказом Минтруда РФ №147н. от 12.04.2013 года. После его принятия проект не был отредактирован, и в настоящее время имеет тот же вид и структуру.

В соответствии с приказом Минтруда, стандарт должен содержать в себе несколько ключевых частей:

  • Общие данные. Здесь указывается классификация профессии по кодам ОКЗ и ОКВЭД, а также определяется конкретный вид профессиональной деятельности;
  • Основной функционал. В данной части указываются конкретные функции, которые должны выполняться руководителями, однако данный перечень имеет обобщенный вид;
  • Характеристика функций руководителя. Данный раздел является своеобразным продолжением вышеупомянутого пункта, однако тут в более расширенной и уточненной версии указываются конкретные требования к ключевым функциям должностного лица;
  • Сведения относительно тех организаций, институтов и структур, которые занимались непосредственной разработкой документа, до того момента, как на него обратили внимание на высшем законодательном уровне и утвердили в качестве проектного документа по приказу Минтруда № 147н. от 12.04.2013 года.

В соответствии с закрепленными стандартами, первый раздел документа включает в себя официальное наименование должности (руководитель образовательного учреждения) и перечень целей, которые должностное лицо должно достигнуть. Стоит отметить, что данный раздел для руководящих чинов заведений разного типа практически одинаковый, и отличается только по кодировке ОКВЭД, в соответствии с которой деятельность управляющих можно разделить на несколько групп:

  • Код 85.11, соответствующий начальнику учреждения дошкольного образования;
  • Код 85.12-85.14, который используется для заведений общего образования (начальное, среднее и основное);
  • Код 85.21, относящийся к среднему профессиональному образованию (колледжи, училища и т.д.);
  • Код 85.22.1-85.22.3, представленный для заведений, предоставляющих высшее образование;
  • Код 85.23 – регулирующий подготовку специалистов более высоких квалификационных умений;
  • Код 85.30, рассматривающий профессиональное обучение;
  • Код 85.41, соответствующий для дополнительного образования;
  • Код 85.42, согласно которому определяются условия для получения вспомогательного образования, помогающего при выполнении основных профессиональных обязанностей.

Второй и третий раздел профессионального стандарта заместителя руководителя образовательной организации (как и для непосредственного руководителя) по сути являются взаимодополняющими. Здесь особое внимание уделяется конкретным функциям, которые будут возложены на должностное лицо, занимающееся управлением организации.

Обобщенные функции представлены в следующем виде:

  1. Непосредственные задачи, которые должны выполняться при руководстве организации.
  2. Мероприятия и действия, касающиеся профессионального развития учреждения с целью предоставления более высококачественных образовательных услуг.
  3. Грамотное управление всеми ресурсами (как материальными, так и нематериальными), которые находятся на балансе организации.
  4. Выполнение задач, благодаря которым будет повышаться качество и значение исследовательской, научной, учебной и производственной деятельности в рамках конкретного учреждения.
  5. Активное взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти, иностранными образовательными учреждениями и прочими контрагентами, которые сталкиваются с деятельностью учебного заведения.

Что касается отдельных трудовых функций, то учитывая разницу в компетенции руководящего состава в том или ином учреждении, они рассматриваются отдельно. Тем не менее, и тут имеются совестные характеристики, которым должен соответствовать педагог, чтобы занять руководящую должность. Речь идет о:

  • Обязательном наличии диплома о законченном высшем образовании по профилю;
  • О прохождении профессиональной подготовки;
  • Участии в работе специальных программ, направленных на повышение квалификационных навыков и умения (не реже чем один раз в три года);
  • Наличии ученых степеней, опубликованных научных и исследовательских работ (для руководящего состава ВУЗов).

Кроме того, данные разделы также предусматривают официальные наименования руководящих должностей. На данный момент их закреплено 4 - заведующий, директор, начальник и ректор. Однако по данному вопросу зачастую возникают спорные моменты, поэтому аналитики не исключают, что в будущем данный перечень может быть дополнен, прежде чем профессиональный стандарт руководителя будет окончательно утвержден на всероссийском уровне.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что внедрение профстандарта поможет модернизировать и улучшить российскую образовательную систему, что положительно скажется не только на квалификационных навыках педагогического персонала и руководящих лиц, а и существенно повысит качественный уровень системы в целом.

Таким образом, профессиональный стандарт положительно скажется на развитии российского образования, и даст возможность государству контролировать деятельность тех лиц, которые занимают руководящие должности.

Благодарю вас за ваш предыдущие ответы на наши вопросы - эти ответы нам очень помогают в работе.С 1.07.2016 г. вводятся профстандарты. Пожалуйста, подскжИте, утверждён ли профстандарт руководителя (директора) образовательной организации (среднего профессионального образования)? Прежде, чем задать данный вопрос, я просмотрела на сайте Минтруда уже утверждённые профстандарты, и там не нашла искомого. Вместе с тем, в сети имеется проект этого профстандарта 2013 г. Пожалуйста, помогите прояснить ситуацию с этим профстандартом, т.к. директор требует от меня однозначного ответа: утверждён ли официально (и если да, то каковы реквизиты приказа Минтруда об утверждении - номер и дата) профстандарт директора образовательной организации среднего профессионального образования?Заранее благодарна.

Ответ

Ответ на вопрос:

Действительно, утвержденного профстандарта на руководителя образовательной организации в настоящее время нет.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ().

Педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующий и отвечают квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или ( , ). При определении квалификационных требований работодатель вправе использовать как квалификационные справочники, так и профстандарты. Такие разъяснения приведены в .

Общие требования к образовательному цензу педагогического работника установлены в единого квалификационного справочника, утвержденного .

Требования к квалификации руководителя образовательной организации согласно вышеуказанному справочнику: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как применять профессиональные стандарты

Назначение профстандартов

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

Разработка стандартов

Как происходит разработка профессиональных стандартов

Разработка профессиональных стандартов - большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016-2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике , разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с разработки профессиональных стандартов на 2014-2016 годы, утвержденным .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов ( Правил, утвержденных ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу [email protected] (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

  • о правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;
  • по разработке профессионального стандарта, утвержденные ;
  • , утвержденный ;
  • в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные .

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

Такие правила предусмотрены в пунктах Правил, утвержденных .

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев ( Правил, утвержденных ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России ( Правил, утвержденных ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования ( Правил, утвержденных ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. , Правил, утвержденных ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в к .

Обновление профстандартов

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как , утвержденным . Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Применение профстандартов

Какие организации обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с . В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками ( , ). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, .
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами ().

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. , Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов ();
  • аудиторов (ст. , Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом ();
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи ();
  • главных архитекторов ();
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных ();
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений ();
  • государственных гражданских и муниципальных служащих ( , );
  • работников, занятых на подземных работах ();
  • работников, занятых на работах с химическим оружием ();
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта ();
  • медиаторов ();
  • медиков и фармацевтов ();
  • научных работников ();
  • нотариусов ();
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации ( , );
  • охранников ();
  • педагогов и иных работников образовательных организаций ( , ст. , Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» 1 января 2017 года ();
  • прокуроров ();
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с ( , Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции ( Положения, утвержденного );
  • руководителей службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации ( и др.);
  • сварщиков ( , утвержденные );
  • сотрудников органов внутренних дел ();
  • сотрудников Следственного комитета России ();
  • спасателей ();
  • специалистов в области ветеринарии ();
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций ();
  • стажеров нотариуса, помощников нотариуса (ст. , Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных );
  • судебных приставов ();
  • судей ().

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы - работодатели обязаны применять . На это указывают и специалисты Минфина России в). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в статьи 38 и статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в .

Сроки обязательного внедрения профстандартов также .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух-шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX - класс;

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.