Сетевое взаимодействие как. Сетевое взаимодействие как стимулирующий фактор профессионального и личностного развития педагогов. Положения, выносимые на защиту

Сетевое взаимодействие в образовании - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты. Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании - это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели. В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений. В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку. Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению. Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса. Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании - это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение. Директору школы предоставляется сканированная оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист. Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог. Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок. Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка. Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования. В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия. После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация. Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра». В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности. Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система. В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях. Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания. В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах. Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности. В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов. В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия. Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат. Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Реальное и номинальное сетевое взаимодействие

Чтобы разобраться в том, как складываются различные формы взаимодействия школ, следует задаться вопросами, касающимися самой природы школы:

— что представляет из себя суть школьного организма;

— почему и в каких форматах возникает необходимость взаимодействия школ;

— какие формы взаимодействия между школами в принципе возможны;

— когда, на каком этапе и в какой связи возникает тот особый тип межшкольного взаимодействия, который можно назвать сетевым.

Это вопросы, в которых довольно много подводных камней. При этом результативность анализа резко осложняется тем, что на протяжении последнего десятилетия словосочетание «сетевое взаимодействие образовательных учреждений» («сетевое взаимодействие школ») стало одним из самых распространенных в описании педагогической реальности. И вызвано это не только тем, что возникли или возникают феномены реального сетевого взаимодействия между школами.

Можно сказать, что возникла своеобразная мода на то, чтобы называть взаимодействие школ сетевым.

Это произошло в условиях, когда школы начали активно овладевать интернет-ресурсами, появилась техническая возможность выхода школ в интернет-пространство и предъявления школами себя в нем. При этом в сознании значительной части педагогической общественности и даже ученого сообщества словосочетание «сетевое взаимодействие» крепко связалось с самим феноменом интернета: мол, любое взаимодействие через интернет — это и есть сетевое взаимодействие.

По мере того как словосочетание «сетевое взаимодействие» становилось графой управленческой отчетности, многие образовательные учреждения начали использовать этот термин для обозначения любых без исключения форм межшкольного взаимодействия, в результате чего его содержательный объем окончательно размылся и девальвировался.

А был ли мальчик?

Одна из важных задач, возникающих в контексте сказанного выше, состоит в том, чтобы попробовать отделить суть от моды и попробовать понять, в чем состоит значение той особой реальности, которую пытается отразить данный термин.

Необходимо различение реального и номинального сетевого взаимодействия.

Если взаимодействие называет себя сетевым, это вовсе не дает гарантий того, что оно таковым является. Корректное употребление этого термина отражает возникновение принципиально новой реальности школьного бытия, границы которой необходимо очертить.

Так в чем же суть новизны того типа взаимодействия между школами, которое пытается уловить термин «сеть»?

Сетевое взаимодействие есть там и тогда, где и когда происходит встреча разных импульсов, разных замыслов и разных траекторий.

Иными словами, это встреча разного, важным показателем эффективности которой является возникновение некоего нового качества, каковым заранее не обладал ни один из ее участников. Это то качество, которое в значительной мере невозможно предугадать, а уж тем более запланировать заранее. И потому подлинное сетевое взаимодействие — это всегда открытый, креативный и многосубъектный процесс, у которого не может быть линейного управления и иерархически выверенного распределения ролей.

Как слово наше отзовется?

Что же мы имеем в практике словоупотребления? Вот примеры чрезвычайно распространенных в педагогическом сообществе определений и пониманий того, что есть сеть и сетевое взаимодействие.

«Сеть — это совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр для управления ими. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели».

«Под сетевым взаимодействием мы понимаем совместную деятельность нескольких образовательных учреждений, организованную для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования и т.д.».

Однако в какой мере такого рода трактовки можно считать адекватными? Ведь на основании таких определений практически любую форму взаимодействия школ можно назвать сетевой. А насколько это корректно?

И как отличить «сетевое взаимодействие» от просто «взаимодействия»? В той мере, в какой этот вопрос не прояснен, происходит и будет происходить выхолащивание самой идеи сетевого взаимодействия — именно по мере «массовизации» употребления этого термина и превращения его в модную педагогическую категорию.

В целом можно выделить следующий ряд более или менее устойчивых представлений о том, что может быть названо сетевым взаимодействием.

1. Сетевым взаимодействием между образовательными учреждениями именуется любое происходящее между ними взаимодействие (например, конференции, педагогические совещания и любые совместные мероприятия). При такой трактовке происходит максимальное размывание представления о том, что есть сетевое взаимодействие. Тем не менее такое (заведомо некорректное) использование данного термина довольно распространено, и связано это в значительной мере с установившейся модой на термин «сеть» и управленческой установкой на вовлечение в «сетевую отчетность» максимально большого количества школ.

2. Сетевым взаимодействием между образовательными учреждениями именуется всякое взаимодействие между ОУ, использующее интернет. Есть интернет-связь между ОУ — значит, есть сетевое взаимодействие. С этой точки зрения сам факт создания школой собственного сайта и выхода в интернет-пространство может быть интерпретирован как вхождение школы в глобальную сеть, а значит, превращение школы в сетевого субъекта. Некоторые основания у такого подхода есть, поскольку возможность предъявления школой своей образовательной деятельности в глобальной интернет-сети через организацию собственного сайта действительно создает возможность для потенциального сетевого взаимодействия с другими школами. Но только возможность, поскольку для истинно сетевого взаимодействия важно, чтобы школьный сайт предъявлял школьную уникальность. А это далеко не всегда так.

3. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором образовательные учреждения информационно обмениваются друг с другом какими-то ресурсами (находками, идеями, способами деятельности). То есть обмениваются именно тем, что составляет школьную уникальность. И это уже, пожалуй, интересно, но только в том случае, если участники этого взаимодействия оказываются в равнопартнерских отношениях, когда происходит не односторонний процесс научения одних другими, а именно диалог, когда разные участники в равной степени оказываются нужны друг другу.

4. Сетевым взаимодействием именуется такое взаимодействие, в котором школы осуществляют какую-то совместную деятельность , создают и реализуют какие-то совместные проекты, т. е. когда между школами происходит не чисто информационный, но деятельностный контакт, в результате которого формируется некое новое системное качество.

Это такой контакт, в котором каждый участник взаимодействия предъявляет некий индивидуальный субъектный ресурс, и из взаимодействия этих ресурсов рождается некоторое новое системное качество, которого в принципе не существовало до момента этого взаимодействия. И нам представляется, что именно такой тип взаимодействия может быть назван сетевым в наиболее точном и строгом смысле этого слова .

Сетевая и несетевая управленческие парадигмы взаимодействия школ

По большому счету возможно множество разных форм взаимодействия образовательных учреждений. И разные формы взаимодействия между школами и разными педагогическими практиками существовали всегда. Всегда существовал «обмен опытом», профессиональные методические контакты, разного рода «педагогические учебы», в рамках которых происходило взаимодействие разных школ.

Так в чем состоит суть той особой «сетевой реальности взаимодействия», которую пытается уловить и понятийно представить данный термин? А дальше мы упираемся в другой, гораздо более принципиальный вопрос: есть ли у школы на самом деле та особая педагогическая субъектность, которую она могла бы и была бы готова предъявить сетевым образом?

И это вопрос глубоко не праздный, поскольку на протяжении достаточно долгого времени школьная система советского образования позиционировала себя вовсе не как множество школ. Управленческий идеал советской системы образования — это единая и по большому счету одинаковая школа: с едиными образовательными стилистиками и едиными образовательными программами.

В рамках такой парадигмы взаимодействие школ — это всегда взаимодействие в поисках «лучших образцов», которые должны «транслироваться и внедряться». В таком подходе все это должно вести к принципиальному «выравниванию» разных педагогических практик, к нахождению неких «общих знаменателей» и в конечном счете к снижению уровня персонализированности школ, к уменьшению их содержательного разнообразия.

Следует понимать, что сетевая и несетевая управленческие парадигмы — это по сути своей несовместимые парадигмы.

Несетевая парадигма управления ориентирована на четкое целеполагание и знание наперед того, чем должно и может обернуться взаимодействие между школами. Поэтому в рамках несетевого управления важнейшим приоритетом является четкое планирование результатов взаимодействия. В этой парадигме неопределенность, открытость результатов взаимодействия должна быть сведена до минимума.

В конечном счете взаимодействующие школы должны четко знать, ради чего они сотрудничают и чего они хотят добиться в результате этого. Результат взаимодействия должен быть заранее просчитан с максимально возможной определенностью. Несетевая модель управления по сути своей ориентирована на линейность и определенность.

Что касается сетевой модели управления, то это парадигмально иная модель, поскольку ориентирована на принципиальную неопределенность результатов взаимодействия как существенную ценность и на управление в условиях креативной неопределенности .

Результат сетевого взаимодействия — это то, что нельзя заранее просчитать и вычислить. То, что рождается «здесь и теперь», в процессе контакта различных субъектностей, и потому его принципиально нельзя запланировать целевым образом. И связано это с самой сутью сетевого взаимодействия.

Сущность сетевого взаимодействия

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений — это исключительно такое взаимодействие, в котором происходит обнаружение, разворачивание и диалог двух (и более) школьных «уникальностей».

Если я становлюсь субъектом сетевого взаимодействия, это означает, что я занимаю такую позицию, в которой я принципиально незаменим. Занимаю такую позицию, которая принадлежит мне, и только мне.

Простой пример: Если мы говорим о сетевом взаимодействии школы А и школы Б, то если вместо школы Б (или А) мы можем поставить другую и принципиально ничего не изменится, то это взаимодействие едва ли можно считать сетевым.

В сетевом взаимодействии субъект осуществляет деятельность, проектирование и управление которой сосредоточено в его собственных руках. Никто не ставит перед ним цели и задачи — он сам ставит их. И только тогда, когда происходит подлинная актуализация субъектности, можно говорить о сетевом взаимодействии. Но тогда основа сетевого взаимодействия — это «пророщенность» индивидуальных педагогических культур образовательных организаций . И чем выше уровень индивидуального своеобразия (или инновационного своеобразия) той или иной образовательной организации — тем выше ее возможность становиться субъектом сетевого взаимодействия.

Стратегические особенности сетевого взаимодействия и управления им

Сущность сетевого взаимодействия определяет его стратегические особенности, которые отличают его от иных, несетевых способов взаимодействия. Это те особенности, которые позволяют провести четкую демаркационную линию между сетевыми и несетевыми способами взаимодействия.

1. Специфика масштаба и объема сетевого взаимодействия

Количество участников, обширность сети, объем и масштаб сетевого взаимодействия — это то, что принципиально невозможно запланировать заранее.

Сеть прирастает новыми субъектами не по заранее задуманному плану, но в значительной степени стихийно.

Сеть носит принципиально открытый характер: это значит, что любая школа входит или выходит из сети исключительно по собственной инициативе и не согласовывает ни с кем специально вхождение, пребывание или выход из сети.

Сеть не «конструируется» заранее — заранее конструируются только организационные условия существования сети. Что же касается самой сети, то она является своего рода живым организмом и живет она по законам живого организма.

2. Специфика содержания сетевого взаимодействия

Возникающее содержание сетевого взаимодействия — то, что также непрогнозируемо и не поддается однозначному и линейному планированию. Оно в известной степени самопорождаемо «здесь и теперь» именно в процессе сетевых контактов. Новое содержание — это завязывание нового сетевого узла и, следовательно, потенциальная точка содержательного роста. И именно потому сеть принципиально открыта к развитию — к возникновению феноменов и эффектов, про которые ничего нельзя сказать заранее.

Сетевые эффекты не поддаются сколько-нибудь четкому и однозначному прогнозу, и в этом состоит очень важная, сущностная характеристика сети. Именно потому сетевое взаимодействие можно определить как глубоко креативное по своей сути взаимодействие.

Смысл сетевого контакта — в актуализации креативного ресурса школы. Поэтому содержание сетевого взаимодействия развивается по принципу ветвящегося дерева.

В сети происходит непрерывный прирост проблематики и креативных ходов, пытающихся эту проблематику разрешить.

Сеть — это пространство и процесс непрерывного порождения непланируемых эффектов.

Поэтому сетевое взаимодействие требует качественной работы по «инвентаризации» сетевых креативных эффектов и созданию качественной системы навигации.

3. Специфика сетевого лидерства

Доминирование, лидерство в сети принципиально подвижно. Важнейший показатель того, что сеть качественна — это отсутствие некоего безусловного и однозначного лидера. Если взаимодействие действительно сетевое, невозможно определить наперед, кто, в какой ситуации и по какому поводу окажется лидером.

«Ресурсность» участника определяется не заранее сформированным планом и заранее распределенными позициями, а в значительной степени ситуативно, исходя из развивающегося в сети проблемного поля и самоопределения каждого участника по отношению к этому проблемному полю.

В сетевом подходе ни один из участников сети не может быть заранее запланирован в качестве «ведущего» участника, «ресурсного центра» и т.  п. Управление здесь происходит не путем наделения кого-то статусом, а путем проблематизации и инвентаризации имеющихся у участников ресурсов.

4. Специфика результативности сетевого взаимодействия

Результативность сети невозможно запланировать в привычном смысле, т. е. в соответствии с заранее позиционированными целями и содержанием. Результатом функционирования сети является, по сути, сам по себе процесс ее расширяющегося функционирования, процесс взаимодействия и завязывания новых отношений и узлов, процесс возникновения и развития новой проблематики и новых тематизмов, т.  е. сам по себе процесс сет евого ветвления, причем и вширь, и в глубину.

Таким образом, ключевым результатом сетевого взаимодействия является само сетевое взаимодействие , его обширность и рождающаяся в процессе этого взаимодействия содержательная глубина, количество завязывающихся (рождающихся) в процессе этого взаимодействия новых содержательных узлов как новых точек содержательного развития и расширения сети. Тогда ключевым аспектом с управленческой точки зрения является мониторинг сети.

5. Специфика сетевой модели управления

И опять мы говорим о том, что организовать сетевое взаимодействие «по плану» (по распоряжению) невозможно. Любое взаимодействие, организованное по заранее разработанному сверху плану, будет иерархизированным взаимодействием, а значит, не сетевым.

Управление сетевым взаимодействием принципиально невозможно с точки зрения заранее запланированного результата. Точнее, важнейшим планируемым результатом должно являться возникновение сетевых незапланированных эффектов. И должна быть психологическая и организационная управленческая готовность к появлению такого рода результатов.

Соответственно, управление должно заключаться в том, чтобы создавать организационные условия для возникновения не поддающихся конкретному планированию результатов. Главный результат качественного сетевого управления (и измеритель качества этого сетевого управления) — это количество и разнообразие возникающих в сети новых сетевых узлов и непланируемых наперед предметностей.

То есть качественное сетевое управление ориентировано не на достижение каких-то заранее запланированных предметных целей, но на создание организационных условий для естественным (сетевым) образом происходящего расширения предметного содержательного разнообразия внутрисетевой деятельности и внутрисетевых взаимодействий.

Задача управления не в том, чтобы заранее определить содержание сетевого взаимодействия, а затем осуществить контроль за реализацией этого заранее определенного содержания. Задача в том, чтобы создать организационные условия для того, чтобы могло возникнуть максимальное количество таких содержательных узлов и взаимоотношений, которые принципиально невозможно запланировать заранее.

В этом и только в этом заключается эффективность сети — в возникновении таких содержательных сетевых эффектов. И чем большее количество содержательных эффектов возникает, тем более продуктивна и эффективна сеть, а значит, тем более эффективной является положенная в основание сети управленческая модель. Количество участников сети и степень их субъектной активности — ключевые показатели ее эффективности, и именно потому это показатели, которые нельзя запланировать или «организовать».

Сегодня сетевое взаимодействие рассматривается как система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий .

Термин «сетевой» стал использоваться в практической педагогике с 70 - 80 - х годов 20 века. Ю.А. Конаржевский использовал метод сетевого планирования перенеся его из экономической науки в педагогическую практику . Ю.А. Конаржевский разработал метод сетевого планирования, который возможно использовать в образовании. Метод сетевого планирования позволяет выявлять и рассчитывать резервы времени, скрытые в организации комплекса мероприятий; видеть весь запланированный процесс во взаимосвязи всех параллельно осуществляемых работ, учитывать эти связи между различными работами. Метод позволяет повысить эффективность управленческой деятельности руководителя, давая возможность сосредоточить внимание на наиболее ответственных участках образовательного процесса. В педагогической практике идея сетевого взаимодействия образовательных учреждений возникла в конце 1990-х годов. Эта идея принадлежит А. И. Адамскому, который создал образовательную сеть «Эврика».

Для применения к сфере образования А.И.Адамский выделил характеристики сетевого взаимодействия .

В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а «персона» (актор) и «событие» (артефакт).

Персонами могут выступать не только отдельные педагоги, но и авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Вторым компонентом сетевого взаимодействия является «событие», которое предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, которые непосредственно заинтересованы в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по его мнению, не может быть заданным сверху, оно инициируется самим образовательным учреждением для решения конкретных задач, что является коренным отличием от иерархического построения современной системы образования .

Определение сетевой организации, дал социолог М.М.Чучкевич и описал ее основные характеристики. М.М.Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординировано на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру . М.М.Чучкевич выделяет пять основных характеристик сетевой организации:

1. Независимость членов сети - характеристика, которая определяет свободу образовательной организации в выборе направления взаимодействия, партнеров и степени ответственности за конечный результат взаимодействия. Различаются два основных вида ответственности: перед собственной организацией за собственный успех и результат достижения самостоятельно поставленной цели и ответственность перед вышестоящей инстанцией за достижение результата, заданного целью, поставленной извне.

2. Множественность лидеров - это понятие в сети образовательных организаций не совпадает с понятием лидерства в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевой организации - это любой человек или организация, которая имеет определенный ресурс: финансовый, производственный, коммуникативный, экспертный или любой другой ресурс, уникальный или необходимый, но недоступный другим партнерам в сети. Необходимым условием лидерства в сети является готовность члена сети к использованию своего ресурса для достижения общих целей сети, естественно параллельно с реализацией его собственных целей. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства находится практически постоянно в процессе изменения. Для лидерства в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней лидерства.

3. Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл функциональной основной идеологией сети - конкурентного сотрудничества. Объединяющая цель в сетевой организации строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом вне сети. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности членов сети в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая компания вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами сети только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне её поля деятельности.

4. Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости её участников. Подразумевается, что сотрудники компании, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

5. Множественность уровней взаимодействия - взаимодействие в рамках сети осуществляется не по административным каналам, и напрямую, между теми компаниями и людьми, которые и должны реально вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно при актуальной потребности во взаимодействии. Из-за этого возникает множественность уровней взаимодействия, поскольку каждый член сети может взаимодействовать как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней, находящихся удаленно или близко к корпоративному центру сети.

Более близким определением для решения нашей проблемы подходит определение, взятое из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которое взято за основу в исследовательской работе. «Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом, проектирования, разработки, апробирования или внедрения учебно-методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления в системе образования» .

Взаимодействие между образовательными организациями происходит для решения конкретных задач и проблем в самой организации, для создания общего результата посредством объединения ресурсов или для обмена ресурсами, но при этом результат каждого участника сетевого взаимодействия будет свой. Сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого учреждения за счет ресурсов других учреждений.

В последние 10 лет в научной литературе появилось новый ресурс - информация, но плата за нее не определена, и поэтому в учебной литературе этого ресурса нет . Образовательные ресурсы также как и экономические обладают свойством ограниченности. Ограниченность ресурсов имеет относительный характер. Это не означает, что ресурс отсутствует, отсутствует возможность его получения на предыдущих условиях. Относительность заключается в невозможности одновременно и полно удовлетворить все потребностей всех людей. Ресурсы способны к взаимозаменяемости и взаимодополняемости. Эффективное использование каждого ресурса возможно при определенном соотношении одного ресурса с другим.

В настоящее время ресурсное обеспечение связывают имеющимися у общества потенциалами. Для обеспечения производственных процессов, в том числе и для образовательного процесса, требуются различные виды ресурсов (потенциалы): духовные, трудовые, информационные, финансовые, природные, материально-технические и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

Духовный потенциал образовательной организации можно рассматривать уровень общей культуры взаимодействия учащихся, педагогов и родителей в учреждении, воспитание силами педагогического коллектива таких качеств, как трудолюбие, стойкость, взаимное уважение, терпимость, законопослушание и др. Этот потенциал определяется физическим и психическим здоровьем коллектива.

Интеллектуальный потенциал образовательной организации, который является частью духовного потенциала, определяется уровнем общеобразовательной культуры в учреждении, образования, профессиональной подготовки кадров, повышение квалификации, школьными традициями.

Информационный потенциал, который представляет собой систематизированную и классифицированную информацию, которую необходимо эффективно использовать в образовательной деятельности.

Экологический потенциал- потенциал, который характеризует степень сформированности у учащихся экологического поведения, ответственного отношения к своему здоровью и сохранение высокого уровня здоровья и поддержание активного долголетия.

Ресурсы образовательной системы - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе:

Трудовые ресурсы образования (квалифицированные кадры, повышение квалификации),

Научно-методические ресурсы (наличие учебной, учебно-методической литературы, обеспеченность официальными, периодическими, справочно-библиографическими изданиями, научной литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами),

Информационные ресурсы (пособиями, компьютерными программами и иными средствами обучения),

Педагогические технологии и ноу-хау,

Материально-технические ресурсы (обеспечение образовательного процесса оборудованными учебными кабинетами, объектами для проведения практических занятий по образовательным программам, обеспечение объектами и помещениями социально-бытового назначения).

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить:

Явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

Неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

Характер учебного заведения;

Стадия его жизненного цикла;

Потенциальные возможности для адаптации;

Явные ресурсы и рыночные активы.

То, что эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования. Предоставляемые образовательные услуги должны гарантировать качество образования и стремиться к максимальному удовлетворению ожиданий и запросов общества, родителей, детей; изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов. Однако факторов, влияющих на сам процесс образования, взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса, внешних изменений бесконечное множество. Большинство этих факторов влияют на будущие изменения, и прогнозировать их и управлять ими сложно. Поэтому выделяют наиболее важные, в первую очередь внутренние факторы, поддающиеся изменению со стороны образовательного учреждения. Внутренние факторы находятся непосредственно в самой образовательной организации и представляют все внутренние ресурсы.

Это нормативно-правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Каждая школа, работает над качеством, и чтобы выделиться из огромного

множества одинаковых образовательных организаций, старается разработать свой профиль. У каждого учреждения намечены свои индивидуальные цели, это и развитие личностного подхода, и сохранение и укрепление здоровья, и гуманизация учебного процесса, и индивидуальная траектория. Образовательные организации не просто заявляют те или иные принципы, а пробуют разработать инструментарий отслеживания результата образования. Из этого следует, что общего единого понятия качества образования для всех образовательных организаций быть не может. Понимание каждой организацией своей миссии ведет к организованному самоопределению школы, к определению акцента на самостоятельное обеспечение качества образования на уровне отдельного образовательного учреждения .

Необходимо сформировать социальный, либо производственный заказ, на результат образования, для этого необходимо организовать изучение потребностей всех социальных партнеров, заказчиков (потребителей) этого результата.

Из-за ограниченности ресурсов, между образовательными организациями возникает конкуренция за их применение. Иначе говоря, перед обществом, как и перед отдельной организацией, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Образование имеет высокую экономическую и социальную значимость в экономической системе любой страны. Оно оказывает влияние на развитие и состояние всех предприятий, к какой бы отрасли они ни относились. Для обеспечения устойчивости образовательного учреждения в постоянно изменяющихся экономических условиях появляется необходимость в непрерывном отслеживании состояния рынка образовательных услуг, понимания конкурентоспособности образовательной организации .

Понятие конкурентоспособности является многогранным и отражает не

только различные аспекты деятельности образовательного учреждения и качество оказываемой им образовательной услуги.

Наиболее часто встречающимся определением термина конкурентоспособность организации сферы услуг (образовательного учреждения) является определение группы авторов Азоева Г.Л., Завьялова

П.С., Лозовского Л.Ш., Поршнева А.Г., Райзберга Б.А., которые дают следующее определение: конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность учебного заведения конкурировать на рынке образовательных услуг посредством обеспечения более высокого качества, доступности (бесплатности) образования .

Можно выделить три основные стратегии, следуя которым, образовательные учреждения добиваются конкурентных преимуществ:

1) предоставление образовательных услуг высокого качества и низкой стоимости, т. е. предоставление доступных (бесплатных на конкурсной основе) образовательных услуг;

2) широкий спектр образовательных программ, направлений подготовки;

3) ориентация на потребителей для более полного удовлетворения их потребностей, интересов, запросов в образовательных услугах .

К факторам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, можно отнести следующее:

Качество подготовки специалистов образовательным учреждением;

Широкий профиль (количество, разнообразие, уровни программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации);

Глубину специализации;

Применение информационных технологий обучения;

Высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;

Проведение научно-исследовательских работ, их востребованность;

Развитость социально-культурной базы образовательного учреждение;

Высокое качество образовательных услуг;

Создание условий и гарантий качественного образования (например, путем сертификации систем менеджмента качества и преподавателей, аккредитации образовательных программ);

Непрерывность, творческий и новаторский характер образования;

Практическую направленность обучения;

Допустимый уровень цены и выгодные условия оплаты;

Оптимальную длительность оказания образовательных услуг;

Оказание сопутствующих услуг, в том числе трудоустройство по окончанию образовательного учреждения;

Адекватность образования, его соответствие потребностям и задачам развития экономики, культуры, науки;

Международный характер образования .

Многие из факторов характеризуют качественную оценку ресурсов образовательной организации, которые делят на следующие группы:

Информационные

Материально-технические

Кадровые

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования

Романова Татьяна Михайловна,

заведующая отделом декоративно-прикладного

и технического творчества МБОУ ДОД

«Центр детского творчества» г. Абакана

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства . Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования .

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость , которая проявляется в следующих аспектах:

Нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

Возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых , компьютерно-мультипликационных и др.).

Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях , среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

Формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

Межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

Задачи , решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

Анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

Повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

Обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

Расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

Расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;

Объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

Совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

Основные направления деятельности ДОД , реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

Первая ступень подобной коммуникации - так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность : семинары, круглые столы , конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.

Такая работа активно проводилась в рамках работы базовой площадки ХакИРОиПК в ЦДТ г. Абакана, реализации проекта «Организация индивидуального методического сопровождения педагогов в процессе реализации программ ДОД в условиях перехода на новое содержание образования». Наши педагоги представляли свой опыт, выявляли проблемы и в равноправном партнёрстве с педагогами других УДОД РХ находили пути их решения. В результате авторские программы наших педагогов реализуются педагогами других учреждений ДОД РХ и юга Красноярского края. Это программы «От стандарта к индивидуальности» по конструированию и моделированию одежды – педагог Иванова Л.И., «Руки создают человека» - педагог Черчинский Ю.А., «Калейдоскоп рукоделий» - педагог Ягло С.Г. и др.

Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий. Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети. (размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный ха рактер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом , отсутствием обязательного внедре ния . Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала , которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то но вым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле. Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия , сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.). Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети . Это некая система связей, позволяю щих разрабатывать, апробировать и предлагать про фессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методи ческих (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ) , кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» - победитель конкурса грантов МОиН РХ и др) ; добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

М одель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятель ность, взаимодействие - и проигрывает свои воз можные действия, принимает решения. Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а созда ются по собственной инициативе участников, исходя из потреб ностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

Материально-техническое и технологическое обеспечение - достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

Психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

Разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

Грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

Привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

Отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

Готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

Наличие опытных квалифицированных кадров;

Выработка единой цели партнеров;

Активность сторон сетевого взаимодействия;

Мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

Оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

Получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ) ;

Расширение круга общения участников образовательного процесса;

Привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

Расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

Повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

Повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

Возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

Построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

Возможность организации рабочих мест для подростков;

Привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

Рост доверия родителей к учреждению;

Рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

Формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

Процессы информатизации, широкое использование информационно­коммуникационных технологий являются условием выполнения государственного заказа на развитие образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, президентские инициативы, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды (ИОС) общеобразовательных учреждений, но и на эффективное использование ее ресурсов, что невозможно без непрерывного профессионального развития педагогов.

ИОС в этом случае выступает сферой и средством развития их профессиональной компетентности.

Основой ИОС являются сетевые структуры и отношения, потому так важно понимание роли и места сетевого взаимодействия педагогов в информационном образовательном пространстве.

Развиваясь в сетевых структурах, ИОС обеспечивает готовность и способность учителя самостоятельно и ответственно использовать ИКТ для своего профессионального роста.

Сетевое взаимодействие, благодаря информационно-коммуникативным технологиям, предоставляет широкие возможности общения, объединения в профессиональное Интернет-сообщество. Такое объединение становится посредником между педагогами и органами просвещения. Использование компьютерных коммуникаций позволяет осуществлять полноценную методическую поддержку и ведет к активизации общения учителей между собой, расширению опыта совместной работы.

Сетевое взаимодействие – технология, позволяющая реализовать возможности развития ИКТ-компетентности педагога через активизацию его личностных особенностей, интересов и возможностей.

Готовность к сетевому взаимодействию в ИОС формируется поэтапно и является одним из уровней развития ИКТ-компетентности педагога:

    Освоение сетевых сервисов (освоение программных средств, позволяющих обрабатывать различные виды информации).

    Встраивание сетевых технологий в образовательный процесс (замещение средств традиционной дидактики новыми, основанными на ИКТ – интерактив, мультимедиа, моделинг, коммуникативность).

    Активное использование сетевых сервисов для обмена профессиональной информацией (трансформация образовательных технологий, за счет использования ИКТ).

    Формирование личного информационного пространства (экспертиза, анализ и проектирование собственных образовательных цифровых ресурсов).

    Использование личного информационного пространства как средства развития (трансляция своего опыта в сетевых группах).

Эффективное сетевое взаимодействие обеспечивает:

    Организацию совместной деятельности участников сетевой группы.

    Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС.

Организация совместной деятельности участников сетевой группы невозможна без:

    проявления инициативы члена группы на этапе запроса на новое знание;

    организации коллективной поддержки инициативы в локальной группе;

    активного участия в обсуждении инициатив других членов группы;

    принятия общей цели, общей системы профессиональных ценностей;

    активного участия в разработке критериев эффективности деятельности;

    активного участия в представлении и управлении сетевых проектов;

Развитие сетевой группы как структурной единицы ИОС происходит через:

    открытое представление результатов своей деятельности другим участникам сети;

    открытое обсуждение деятельности участников сети;

    создание личного информационного пространства педагога в сети;

    включение в сетевые профессиональные сообщества по различным основаниям.

Примеры форм сетевого взаимодействия педагогов

Таким образом, сетевые сообщества или объединения учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети.

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом, общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень.

Профессиональная деятельность учителей в сети Интернет – это, прежде всего, деятельность, направленная на учащихся, на развитие интереса к предмету, на развитие их мышления, творчества, коллективизма.

Учитель организует своих учеников для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах и направляет деятельность учащихся в телекоммуникационных проектах.

Роль учителя в организации учебной деятельности школьников в сети очень велика. Второе направление профессиональной деятельности учителей в сети – это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование, деятельность, связанная с повышением квалификации.

Перечислим некоторые сетевые сообщества – виртуальные объединения учителей в нашей стране и за рубежом:

    Всероссийский августовский Интернет-педсовет – Педсовет.org (pedsovet.org);

    Интернет-государство учителей – ИнтерГУ.ру (intergu.ru);

    Открытый класс (openclass.ru);

    Сеть творческих учителей (it-n.ru).

Сетевое объединение учителей «Педсовет. org . Всероссийский интернет-педсовет» (pedsovet.org) сформировалось в результате десятилетнего проведения Всероссийского августовского интернет-педсовета.

Педсовет.org является непрерывно обновляемым в течение года информационным ресурсом, посвященным обсуждению широкого круга вопросов, относящихся к сфере образования.

Интернет-педсовет – это:

    безграничное пространство для общения учителей на расстоянии;

    одна из форм дистанционной деятельности и возможность повышения профессиональной квалификации;

    сетевое сообщество работников образования.

Каждый год увеличивается число участников, учителя из разных городов и сел делятся своим опытом работы, обсуждают волнующие их вопросы, имеют возможность напрямую общаться с авторами учебников, учеными, специалистами системы образования.

Другой пример сетевого сообщества российских учителей – это проект Минобрнауки РФ, федерации интернет-образования, издательства «Просвещение», который получил название «Интернет-государство учителей» (http://interqu.ru/).

Основная цель этого проекта – создание сетевого сообщества творческих учителей.

Задачи данного сообщества:

    Оказание поддержки профессиональной деятельности учителя.

    Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность.

    Создание и поддержка новых образовательных инициатив.

    Создание единого информационного педагогического ресурса.

    Организация практической деятельности учителей в сети.

    Развитие и реализация творческих способностей участников проектов.

    Создание пространства психологической комфортности учителя.

ИнтерГУ.ру – это открытая система самостоятельных сетевых связанных между собой проектов игровой экономической схемой (начисление бонусов, рейтинги участия, присвоение званий, возможность за «валюту» Государства приобретать новые ЦОРы и реальные CD).

Основные виды деятельности «Интернет-государства учителей»:

    знакомство участников с образовательными ресурсами;

    обсуждение проблем образования;

    участие в деловых играх;

    обмен опытом работы;

    консультации со специалистами;

    тестирование по различным областям знаний;

    создание своих тестов и методическая помощь учителям.

Пример: на территории Инфотека ресурсы распределяются по предметным областям, видам (текст, презентация и т.д.), по оценке эксперта. При просмотре ресурса можно прочесть не только аннотацию, но и заключение эксперта.

Проект «Открытый класс» создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования», заключенного по итогам конкурса между Федеральным агентством по образованию и Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва) с 2008 года.

Проект направлен на обеспечение нового качества образования в России за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет, деятельность которых будет направлена на решение задач:

    поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов;

    широкого распространения электронных образовательных ресурсов;

    массового внедрения методик их использования;

    модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

Реализуя проект «Открытый класс». Национальный фонд подготовки кадров создал специализированный сайт http://www.openclass.ru/ с тем чтобы:

    обустроить удобное место для общения и сотрудничества учителей, их учеников и родителей;

    обсуждать, создавать, просматривать, оценивать различные ресурсы Интернета на сайте;

    способствовать привлечению участников в сообщества, организовывать проекты для школьников;

    обсуждать насущные проблемы в блогах, помогать друг другу.

Суточная посещаемость сайта «Открытый класс» составляет в рабочие дни 25-35 тысяч посетителей, а количество просмотренных страниц устойчиво превышает 100 тысяч в сутки.

Портал «Сеть творческих учителей» Innovative Teachers Network (http://www.it- n.ru/) создан при поддержке корпорации Microsoft для того, чтобы дать возможность учителям внутри своей страны (и за ее пределами) общаться и обмениваться информацией и материалами по использованию информационных и коммуникационных технологий в образовании. Эта Сеть объединяет по всему миру работников образования, интересующихся возможностями применения ИКТ для обогащения учебного процесса силами всех его участников.

Портал открыт в начале 2006 г. в рамках проекта Microsoft «Академия учителей».

Сеть творческих учителей – это портал, на котором впервые в российском образовательном Интернете была создана и реализована система открытой общественной профессиональной экспертизы – наиболее действенная на сегодняшний день форма обсуждения методических разработок педагогов.

В результате работы портала «Сеть творческих учителей» создана целая система дистанционной профессиональной методической поддержки и самообразования его участников. Это активно работающие сообщества, мастер-классы, ИКТ-фестивали учителей-предметников, профессиональные конкурсы. Методический марафон и многое другое.

Воспользоваться методическими материалами, опубликованными в библиотеке, узнать отзывы коллег, обменяться опытом в работе Мастерской, пройти обучение в мастер-классе, принять участие в конкурсах, получить свидетельство, сертификат или диплом на портале можно только бесплатно.

Назовем еще несколько педагогических сообществ, созданных в рамках российских и международных проектов.

Сообщество «СоцОбраз» (http://wiki.iot.ru) – сетевое социально­-педагогическое сообщество, созданное в рамках проекта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет, ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования». Проект выполнялся совместно Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». «СоцОбраз» – это интерактивная площадка для обмена опытом учителей, методистов, социальных педагогов, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, школьных психологов и сетевое сообщество, где родители смогут получить консультации и необходимые рекомендации по вопросам обучения, воспитания и развития детей-школьников.

Сообщество педагогов программы Intel «Обучение для будущего»

(http://www.iteach.ru) – международная программа профессионального развития учителей компанииIntel, Программа работает в России с 2002 года. Программой в России охвачено более 600 тысяч учителей школ и студентов педагогических вузов, В 2009 году программа сотрудничала с 125 обучающими центрами (педагогические университеты и колледжи, ИПКРО, образовательные центры) в 80 регионах России.

Открытое педагогическое объединение «ИнтерНика» (http :// internika . orq ) создан в рамках портала «Школьный университет» (itdrom.com) двумя организациями из города Томска – Образовательным центром «Школьный университет» и негосударственным образовательным учреждением «Открытый молодежный университет». Сайт создан как профессиональное сетевое объединение учителей, использующих в работе учебные курсы Комплексной образовательной программы «Школьный университет» и активно внедряющих современные информационные технологии.