50 рабочих профессий. «Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

Федотова Светлана Николаевна

ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

22. 01 2018 «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

М. Горький

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие - электронной системы организации учебного процесса.

Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте (в нашем случае на базе автошколы), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по- приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

пример работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

Список литературы:

1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП

«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Светлана Николаевна

ГБУ ПО РМ «Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум

им. А.П. Байкузова», преподаватель спецдисциплин, г. Рузаевка.

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРЕЧНЯ 50 НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО (ТОП -50)»

Знать необходимо не за тем, чтоб только знать,

но для того, чтоб научиться делать

М. Горький

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дан четкий однозначный сигнал, направленный на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…» (1, с 3)

Хотелось бы отметить, что эта задача является новой и крайне сложной для российского профессионального образования. Сложившаяся в России система мониторинга рынка труда сферы труда и занятости населения ориентирована на сглаживание последствий дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, но не на устранение причин диспропорций на рынке труда за счет согласования структуры профессиональной подготовки и перспективной потребности экономики. (2, с. 5)

Преподаватели и мастера производственного обучения «Рузаевского железнодорожно - промышленного техникума имени А.П. Байкузова» работают над внедрением современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик при реализации специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. Конечно же, с этим связана задача проектирования гибких (модульных) образовательных программ, результатами освоения которых являются востребованные на рынке труда компетенции выпускников, которая не может быть успешно решена без прогнозирования и систематического мониторинга требуемого работодателями качества квалификаций рабочих и специалистов.

Так как при реализации данного направления, на мой взгляд, основной проблемой выступает отсутствие единых методик и инструментария (анкет, инструкций к проведению экспертных интервью, опросников), позволяющих не только надежно устанавливать квалификационные требования работодателей к выпускникам системы образования на краткосрочную перспективу, но и проектировать образовательные программы на их основе, то для анализа качества подготовки кадров по ТОП-50, в нашем техникуме, используются такие качественные показатели как: участие работодателей в организации учебных и производственных практик (индустриальных партнеров); высокая степень оснащенности базы учебно-производственного и учебно-лабораторного оборудования; фактически достигнутый высокий уровень квалификации преподавателей и качества методического потенциала, в том числе наличие экспертов владеющих технологиями оценки квалификаций по методике Ворлдскиллс; территориальная доступность предприятий в качестве мест стажировок по реализуемой специальности; фактически достигнутый высокий уровень дизайна и качества обучающей среды – наличие − электронной системы организации учебного процесса.

Последовательное внедрение в систему среднего профессионального образования практико-ориентированной (дуальной) модели обучения, является одной из главных задач подготовки по ТОП-50, в Рузаевском железнодорожно-промышленном техникуме имени А.П. Байкузова, которую невозможно решить в отрыве от всего комплекса мер по модернизации профессионального образования. А использование дуальных элементов обучения всегда подразумевает сетевое сотрудничество и взаимодействие. Модель дуального обучения, сочетающая теоретическую подготовку на базе нашего техникума и практические занятия на рабочем месте (в нашем случае на базе автошколы), полностью ориентирована на производство, развивает институт наставничества и опирается на новые форматы партнерства, предполагающие совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место.

В организации инновационного подхода к практическому обучению по специальности: Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей не мало важную роль играет сетевое обучение. Сетевой урок - технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого возможность выбора учебных дисциплин, диалогового обмена с преподавателем. (3, с.45)

Задачами сетевого обучения являются: подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда; повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по − приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами; внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс. В ходе сетевого обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе знаний обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на сетевых уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работы, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации. (4, с.24)

Личностно – ориентированная технология. Один из используемых приемов при проведении практического обучения: сделай сам – помоги другому. Каждый студент – индивидуальность, со своим складом мышления, восприятия, памяти, и с этим невозможно не считаться. Знание особенностей личности каждого из обучающихся позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению. Успешно и быстро справляющиеся с заданием обучающиеся, могут стать скучающими созерцателями. Такому обучающемуся предлагаю помочь неуверенным в себе студентам, которые хорошо воспринимают такую совместную работу, активизируются и находят выход из возникшего затруднения. Такая помощь поощряется дополнительной оценкой, кроме того, сильных обучающихся увлекает процесс «наставничества». Параллельно решаются и воспитательные задачи: обучающийся приобретают навыки работы в коллективе, у них развивается чувство локтя, товарищеская взаимовыручка, что в дальнейшем поможет им адаптироваться в производственном коллективе.(4, с. 35)

Метод интерактивного обучения – пример работы в мини- группах (2-3 человека) может быть – взаимопроверка проделанной работы с выставлением оценки и ее комментарием, выполнение производственного задания в группе с последующей защитой работы. Работа в мини-группах способствует формированию коммуникативных навыков общения. В нестандартном уроке деятельность мастера производственного обучения меняется коренным образом. Его главная задача не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» обучающимся, а организовать совместный поиск решения возникшей задачи. Такой урок практического обучения должен удовлетворять всем предъявляемым к нему требованиям, т.е. должен быть концептуальным, четким по структуре, не выпадать из системы уроков по теме. За внешней необычностью, занимательностью сосредоточена большая внутренняя работа: активизируется воображение, получая толчок, пробуждается творческий интерес. (6, с. 36)

Для реализации мероприятий, связанных с внедрением современных технологий подготовки кадров в своей работе преподаватели и мастера производственного обучения используют следующую нормативную документацию: - методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров (Минобрнауки России, Агентство стратегических инициатив, Федеральный институт развития образования); - сборник по лучшим практикам развития квалификаций (по материалам заседаний Рабочей группы по поддержке лучших практик развития квалификаций и новых профессий Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям) и много другой справочно-нормативной документации и т.д.

В сфере подготовки квалифицированных рабочих кадров одним из действенных механизмов распространения и унификации требований к квалификациям и умениям является международное движение WORLDSKILLS, организованное в целях повышения престижа рабочих профессий и развития профессионального образования путем гармонизации лучших практик и стандартов обучения посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства. По сути, достаточно высокие и инновационные требования по квалификациям и умениям WorldSkills – это надстройки к квалификациям массовой практики, а победа в конкурсе - это главная цель внедрения современных подходов к организации и содержанию учебных и производственных практик в нашем учебном заведении.

Список литературы:

1. Методические рекомендации по обеспечению в субъектах Российской Федерации подготовки кадров по ТОП – 50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и рабочим профессиям в соответствии с международным стандартом и передовыми технологиями.

2.Методическое сопровождение введения ФГОС по ТОП-50 в рамках реализации ДПП

«Проектирование и реализация образовательных программ СПО с учетом российских и международных стандартов»

3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

4.Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002

5.Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

6.Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.

7.Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.


В данной статье авторы (Матвиенко Николай, Ростовцева Елена) обобщают некоторые аспекты структурирования и систематизации ТОПов 50 рабочих профессий с учетом новых тенденций и динамики рынка труда.
Минтруд опубликовал топ 50 наиболее востребованных рабочих профессий в октябре 2015 года. . За три года произошли серьезные структурные изменения в экономике, политике и на рынке труда. Данная статья авторов это попытка восполнить пробел за прошедшие три года, и сделать анализ предпосылок, трендов рынка труда к середине 2018 года, а также сделать прогнозы востребованных рабочих профессий до 2020 года.
В конце статьи находится словарь использованных терминов.

Ключевые слова: рынок труда, рабочие профессии, курсы повышения квалификации, андрагогика, диджитализация, ТОП 50 рабочих профессий, курсы и обучение ремесленным профессиям, профессиональный стандарт, ЕТКС .

Рынок труда динамично меняется каждый год, сезон, квартал. И особенно он стремительно меняется в условиях кризиса. Сейчас в середине лета 2018 года идут массовые сокращения в банковской сфере, на рынке недвижимости и в госсекторе. В 2015 году (октябрь), когда составлялся рейтинг ТОП 50 наиболее востребованных рабочих профессий, не было таких прогнозов. Были прогнозы падения спроса на юристов, менеджеров среднего звена, имиджмейкеров, журналистов. Оправдался только прогноз на востребованность IT специалистов. А еще оправдались прогнозы на востребованность кризис-менеджеров. Но цель нашего исследования рабочие - профессии. Поэтому в данной статье мы будем рассматривать только рабочие и ремесленные профессии. И не надо забывать простую истину: рейтинги, топы, тренды и списки часто составляются для кого-то и под кого-то. Если на небе зажигаются звезды, значит это кому-то надо…

Мы не будем рассматривать ошибочный список ФИРО, составленный в алфавитном порядке, мы не будем рассматривать средневзвешевенный спрос по всем федеральным округам РФ (это средняя температура по больнице), не будем рассматривать служащих и ИТР. Вне сферы нашего рассмотрения останутся школьники после 10 класса, которым предстоит еще профориентация. Мы ориентируемся в нашем исследовании на взрослых людей от 20 лет и старше, хорошо мотивированных, целеустремленных, сознательно избирающих себе будущую рабочую профессию.

Самыми востребованными на рынке труда 2018 остаются профессионалы роботизации, мехатроники, сервиса. Главным трендом остается автоматизация, роботизация и диджитализация процессов. Но как провести грань между айтишником и графическим дизайнером? И как автомеханик высокой квалификации обойдется без компьютера? По мнению Бозровой Ирины, заместителя директора Колледжа связи приоритеты по отраслям промышленности в среднем по РФ выглядят так. Перечень укрупненных отраслей и групп по актуальности и востребованности.

  • Техника и технологии строительства
  • Информатика и вычислительная техника
  • Информационная безопасность
  • Электроника, радиотехника и системы связи
  • Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
  • Химические технологии
  • Машиностроение
  • Промышленная экология и биотехнологии
  • Техника и технологии наземного транспорта
  • Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
  • Управление в технических системах
  • Изобразительное и прикладные виды искусств.
Наиболее точно определяющая суть творческих профессий является специальность дизайнера. Дизайнер – это довольно объемное понятие, которое включает флористику, одежду, дом и быт, ландшафт и др. Поэтому каждый выпускник без особого труда подберет себе именно ту специальность в дизайне, которая будет не только «кормить», но и дарить удовлетворение в жизни.

В 2015 году были заложены из бюджета значительные средства на отдельные отрасли и образовательные процессы в наиболее значимых отраслях промышленности. Тогда же Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ отметила, что самое главное это "…повышенные требования к кадровым условиям реализации образовательных программ…" Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в профессиональных стандартах. Для педагогических работников, обеспечивающих освоение обучающимся дисциплин прорывных нанотехнологий, диджитализации, робототехники (модулей педагогического измерения) опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Указанные педагогические работники получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной во ФГОС ДПО , не реже 1 раза в 3 года.

Все профессии из списка топ-50 условно можно разделить на несколько отдельных отраслей. В топе 50 рабочих профессий до сегодняшнего дня следующие специальности: наладчик, слесарь, ремонтник, механик оборудования, оператор станков, сборщик монтажник, витражист, стеклодув, керамист, огнеупорщик, печник, сварщик-аргонщик. Специалист вентиляционщик, техник по технологическими процессами, техник-конструктор, токарь универсал, фрезеровщик-универсал, электромонтажник и другие.

Востребованными остаются и профессии, связанные с ремонтом и дизайном. Это мастер декоративных работ, плиточник, отделочник, столяр, мастер столярно-плотницких работ. А также реставратор мебели, витражист, вентиляционщик, сантехник, слесарь. Помимо традиционных профессий в топ-50 вошли такие редкие специальности, как оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам. По мнению Черноскутовой И.А., директора департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО "…Появление тех, или иных вакансий происходит под влиянием множества факторов: развитии и распространении конкретной отрасли, новизне, престижности отрасли, уровне зарплаты, малой доступности образования…"

Вернемся в 2016 год. Дмитрий Ливанов и Ольга Васильева начали масштабные реформы образования. Заместитель министра образования
Золотарева Наталия, говорила в 2016 году, что 40 процентов выпускников сейчас выбирают колледжи и техникумы. Интервью Российской газете 22 марта 2016 года.
Наталия Золотарева: "Наиболее востребованы на рынке труда выпускники, которые получили образование в сфере приборостроения, в области авиационной, ракетно-космической и морской техники. Из рабочих профессий востребованы строители, сантехники, печники, электромонтажники, слесари, реставраторы, администраторы баз данных, сетевые системные администраторы. Также легко трудоустраиваются сварщики. Стартовая зарплата сварщика, который владеет, к примеру, двумя видами сварки - аргоновой и сварки с покрытым электродом, - около 70-90 тысяч рублей. Мастер столяр, метролог, мехатроник, мобильный робототехник, витражист, наладчик ремонтник промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением.
Какие специалисты востребованы на оборонных предприятиях?
Наталия Золотарева: Технологические процессы на этих предприятиях автоматизированы, поэтому требуются рабочие высокой квалификации. Это, например, операторы станков с числовым программным управлением, мехатроники, специалисты по прототипированию. Сегодня нужны многопрофильные специалисты в сфере машиностроения, информационных технологий. Поэтому за время обучения в техникумах ребята осваивают несколько смежных профессий.
А что за профессия - мехатроник?
Наталия Золотарева: Это новая профессия. Мехатроник - специалист по монтажу, диагностике и наладке автоматизированных производств и агрегатов. Он обладает знаниями в области механики, электрики, информационных технологий".

Государственные и частные образовательные учреждения озабочены повышением престижности рабочих специальностей. Сейчас взрослое население выбирает рабочую профессию исходя из своих жизненных интересов. И андрагогика все более становится популярной у педагогов. Они теперь охотнее работают и преподают взрослому населению. Среди наиболее востребованных до 2020 г. рабочих профессий называют:
1. Профессии, связанные со строительством: каменщик, слесарь, сварщик, токарь, гальваник, резчик по дереву, лекальщик.
2. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
3. Монтажники;
4. Технологи;
5. Операторы для работы с различным промышленным оборудованием бурильщики или машинисты.

Безусловно, среди специалистов рабочих специальностей особенно ценятся сотрудники с профессиональным опытом. Именно по этой причине молодым специалистам особенно внимательно необходимо относится к выработке важных профессиональных навыков и умений. Несмотря на широкие возможности, предоставленные современным рынком труда, главным для успешного трудоустройства остается именно желание работать и учиться. Постоянно повышать свою квалификацию. Образование в двадцать первом веке стало непрерывным, доступным, дистанционным. Сейчас многие учебные заведения обучают рабочим профессиям в режиме онлайн и видеоконференции. Русская Академия Ремесел по основным своим рабочим профессиям проводит дистанционное обучение: печник, кузнец, ювелир, керамист, витражист, столяр, аргонщик, реставратор. В Академии Ремесел налажен тесный контакт с федеральными округами и с Палатами Ремесел в округах. Слушатель проходит практическое обучение в Палате Ремесел или у мастера Палаты Ремесел в своем Федеральном округе. А тестовые контрольные работы он сдает в онлайн режиме своему преподавателю в Академии Ремесел. Таким образом, можно получить полноценную квалификацию и повышение квалификации, не выезжая из своего региона.

Выбирая рабочую профессию, вы должны задать себе два вопроса: какие профессии хорошо оплачиваются и какие отрасли экономики динамично развиваются. Понять, какие профессии востребованы в ближайшие 10 лет, позволит анализ тех тенденций, которые оказывают наиболее существенное влияние на рынок труда.

Какие профессии исчезают на рынке труда? Библиотекари, архивисты, корректоры, редакторы. Продавцов скоро также станет меньше, исчезнуть могут почтальоны, лифтеры и вахтеры. А к 2030 году неактуальными могут оказаться профессии юристов, экономистов, бухгалтеров и управленцев.
Всего ученые выделяют более 50 вымирающих профессий, причем среди них есть очень популярные сегодня специальности. Самые низкооплачиваемые рабочие профессии по состоянию на июнь 2018 года: сторож, санитарка, рабочий, воспитатель, педагог, дворник, швея-мотористка.

Елена Юрьевна Ростовцева - Заведующая методическим отделом Русская Академия Ремесел, автор концепции ТОП 50 рабочих профессий для Минтруда в 2015 году,
Матвиенко Николай Николаевич - Проректор Русской Академии Ремесел, заведующий кафедрой "Профессиональные технологии" НОЧУ ДПО РАР.

Июнь 2018г. Москва.

Терминология.

ЕТКС – единый тарифно-квалификационный справочник.
Диджитализация – это оцифровка различных видов информации - текст, звук, видео. Всё, что есть вокруг нас, переносится в единички и нули, язык, который понятен компьютерам. Диджитализация позволяет обрабатывать большие объёмы данных и как следствие упростить и ускорить работу.
ФГОС ДПО– Федеральные Государственные Образовательные стандарты дополнительного профессионального образования.

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти

Минтруд России утвердил список 50 самых востребованных профессий, требующих среднего профессионального образования

Перечни профессий сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

В целом было рассмотрено 1620 профессий. В рамках исследования были опрошены более 13,3 тыс. организаций. Планируется, что этот список будет поддерживаться в актуальном состоянии с учетом изменений на рынке труда.

Планируется, что в конце 2016 г. список будет размещен на специальном интернет-ресурсе, который будет аккумулировать информацию о востребованных профессиях и их содержании, возможностях трудоустройства, получения образования и оценки квалификаций по данным профессиям.

При формировании топ-50 профессий мы прежде всего ориентировались на высокотехнологичные отрасли промышленности, а также сферу услуг. При этом учитывали требования к компетенции участников конкурсов в рамках чемпионатов WorldSkills, - отметила Любовь Ельцова, заместитель министра труда и социальной защиты РФ.

Планируется, что по профессиям из списка топ-50, требующих среднего профессионального, в регионах будут внедряться новые формы и стандарты подготовки работников.

Минобрнауки определит точки, в каких регионах по тем или иным профессиям будет вестись подготовка кадров исходя из этого списка. Задача - создать очень современную систему подготовки, - сказала замминистра.

Все профессии из списка топ-50 условно можно разделить на несколько отдельных отраслей.

Самой большой группой востребованных профессий остаются рабочие специальности в сфере промышленного производства в самых разных отраслях.

Почти половина специальностей, указанных в топ-50, относится к этой категории. Эти профессии затрагивают весь цикл промышленного производства - от операторов и сборщиков до техников по контролю качества.

Это следующие специальности: наладчик-ремонтник промышленного оборудования, оператор станков с программным управлением, оптик-механик, сборщик электронных систем, сварщик, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики, специалист по техническому контролю качества продукции, специалист по технологии машиностроения, специалист по холодильно-вентиляционной технике, техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами, техник-конструктор, техник-полиграфист, токарь-универсал, фрезеровщик-универсал, электромонтажник и другие.

Кроме того, это специалисты IT-отрасли : администратор баз данных, программист, разработчик Web и мультимедийных приложений, сетевой и системный администратор, специалист по информационным ресурсам, специалист по информационным системам, специалист по обслуживанию телекоммуникаций, специалист по тестированию в области информационных технологий, техник по защите информации.

Востребованными остаются и профессии, связанные с ремонтом и дизайном : мастер декоративных работ, мастер столярно-плотницких работ, плиточник-облицовщик, сантехник, слесарь.

Отдельно стоит отметить и специальности, связанные с автотехникой и ремонтом автомобилей (автомеханик, специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей) и авиатехникой (специалист по производству и обслуживанию авиатехники, техник авиационных двигателей).

Кроме того, будут востребованы и профессии в сфере услуг : косметолог, парикмахер, повар-кондитер, специалисты в области гостиничного бизнеса и туризма.

Помимо традиционных профессий в топ-50 вошли такие редкие специальности, как оператор беспилотных летательных средств, мобильный робототехник, специалист по аддитивным технологиям, мехатроник и техник по композитным материалам.

Приказ Минтруда России №832 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования»

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 4 февраля 2015 г., утвержденного 20 февраля 2015 г. № Пр-285, и пунктом 1 Комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования (далее - Справочник), согласно приложению.

  2. Рекомендовать органам государственной власти, работодателям и иным заинтересованным организациям применять Справочник при формировании и реализации кадровой политики, организации обучения работников.

Министр
М.А. Топилин

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

В соответствии с пунктом 1 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р, п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (далее - Список), согласно приложению.

2. Установить, что Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Министр

М.А. Топилин

Приложение

к приказу Министерства

труда и социальной защиты
Российской Федерации

от 02.11. 2015 г. №__831__

СПИСОК

50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти