Справка о малом предпринимательстве где взять. Особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках для государственных и муниципальных нужд. Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Государство в целях увеличения занятости населения идёт навстречу малому бизнесу путём снижения налоговой и административной нагрузки.

Рассматривая вариант открытия собственного дела, возникает вопрос, кто относится к субъектам малого предпринимательства?

Законодательные основы

Субъектом малого бизнеса может быть коммерческое предприятие или индивидуальный предприниматель с основной целью - получение прибыли.

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, разделяют на несколько категорий:

  • ведение крестьянского, фермерского хозяйства;
  • сельскохозяйственные кооперативы;
  • производственные кооперативы;
  • хозяйственное партнёрство.

Формирования, не подпадающие под понятие малый бизнес:

  • муниципальные и государственные общества;
  • некоммерческие общества.

Статистика

На сегодняшний день в Реестре МП зарегистрировано более 257 тысяч тех организаций, какие относятся к субъектам малого предпринимательства, из них индивидуальных предпринимателей больше 30 тысяч.

Критерии, позволяющие расценивать предприятие как малое

Основные требования при отнесении бизнеса к категории малого - численность наемных работников и размер дохода.

Для малых предприятий среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 100 человек. Если речь идёт о микробизнесе, то сотрудников должно быть не более 15.

Максимальная сумма выручки за 1 год, без учета НДС, не может превышать 800 млн рублей, нижняя планка - 400 млн рублей. Если речь идет о микробизнесе, то выручка должна быть от 60 до 120 млн рублей.

Доля в уставном капитале малого предприятии других организаций, не подпадающих под это определение, не должна превышать 49%.

Для индивидуальных предпринимателей такие же критерии определения категории бизнеса. Если у ИП нет в штате сотрудников, то категория МП определяется только по размеру выручки. Предприниматели, которые выбрали патентную систему налогообложения, однозначно относят к категории малого предприятия.

Возникает логический вопрос - относятся ли ООО к субъектам малого предпринимательства? Да, относятся, если соответствуют вышеописанным критериям.

Когда утрачивается статус МП?

Даже если предприятие превысило граничный лимит по выручке или по количеству сотрудников, то статус малого предприятия еще не будет утрачен на протяжении 3 лет. К примеру, если лимит по выручке был превышен в 2015 года, то перейти на общую систему придется только в 2018 году.

Реестр субъектов

К субъектам малого предпринимательства относятся лица, внесенные в Единый реестр. Ознакомиться с данными можно на сайте налоговой службы. Все сведения попадают туда автоматические при регистрации предприятия и подаче налоговой отчетности. После внесения в реестр малые предприятия больше не обязаны подтверждать свой статус, как ранее, когда приходилось подавать финансовую отчетность и отчет по среднесписочному составу.

В свободном доступе можно узнать следующие сведения:

  • наименование и организационно-правовую форму предприятия;
  • категорию, то есть предприятие является малым, средним или микро;
  • КВЭД;
  • наличие лицензий.

Если вдруг нет информации, относится ли организация к субъектам малого предпринимательства, либо она не соответствует действительности, то такое лицо должно подать заявку оператору Реестра, чтобы данные были проверены и внесены соответствующие изменения.

При желании самого субъекта малого бизнеса в реестр могут вноситься другие сведения, к примеру, о выпускаемой продукции, сотрудничает ли предприятие с государственными органами и свои контактные данные.

Преимущества статуса МП

Для тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, предусмотрены определенные льготы. Государство, таким образом, пытается вывести из тени бизнес, снизить расходы на пособия по безработице, создать новые рабочие места, улучшить климат для развития инноваций. Естественно, что самый простой путь к достижению этих целей - это упрощение процедуры регистрации, снижение административного давления со стороны государственных органов и уменьшение налоговой нагрузки.

Преференции для МП:

  1. Льготное налогообложение. Это специальные режимы, ЕНВД, ПСН, УСН или ЕХСН. Местные власти имеют право на установление минимальных ставок. К примеру, если УСН на уровне государства установлен в размере 6%, то местные власти вправе снизить налог до 1%. Если индивидуальный предприниматель регистрируется впервые, то региональные власти могут освободить такое лицо от уплаты налогов на срок до 2 лет.
  2. Финансовые льготы. На уровне государства предусмотрены гранты и безвозмездные субсидии. Денежные средства могут выдаваться под частичное погашение по лизинговым договорам или на участие в выставочных мероприятиях. Программы действуют до 2020 года.
  3. Административные послабления. Такие преимущества в виде упрощённой системы ведения бухгалтерского учета и кассовой дисциплины. Предусматриваются надзорные каникулы, то его ограничивается количество и периодичность проверок. Существует и государственная квота в размере 15% от всех заказов, то есть в эти проценты попадают МП.

Для микропредприятий в этом году предусмотрены дополнительные льготы, такие лица могут отказаться от практики принятия локальных документов, к примеру, не нужно создавать правила внутреннего трудового распорядка или составлять графики сменности. Однако такие условия придется внести в трудовой договор с каждым сотрудником. Если бизнес утрачивает статус микропредприятия, то создать все локальные документы оно должно за 4 месяца.

Проверки

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся предприятия, к которым применяются сокращенные сроки проведения проверок. Каждый контролирующий орган не вправе проверять субъект МП более чем 50 часов в 12 месяцев. Для микропредприятий вообще минимальный срок - не более 15 часов в год.

Предприятия, которые попадают в категорию МП, имеют право на налоговые каникулы, которые действуют до конца 2018 года. Однако такие послабления действуют только в отношении плановых проверок. Если на предпринимателя поступила жалоба с информацией о нарушении законодательства, то к такому лицу придут проверяющие органы для уточнения полученных данных.

Ответственность

Не стоит забывать, что даже те, кто относится к субъектам малого предпринимательства, несут ответственность за свои неправомерные деяния. Если предприниматель или другое малое предприятие нарушит требования и условия, предусмотренные лицензией или разрешением на осуществление определенного вида деятельности, то последует следующая ответственность:

  • Вынесение предупреждения и наложение административного штрафа до 2 тыс. рублей. Эта мера предусмотрена для граждан.
  • Штраф для должностных лиц предусмотрен выше - до 4 тыс. рублей.
  • Для юридических лиц - до 40 тыс. рублей.

Более высокие штрафные санкции предусмотрены для тех случаев, когда нарушение можно считать грубым. Хотя законодательством не предусматриваются критерии определения грубого проступка. По сути, такие нарушения должны предусматриваться лицензионными правилами.

Также предусматриваются административные штрафы и для тех лиц, кто относится к субъектам малого предпринимательства, но осуществляет определенную деятельность без разрешительных документов. Размер наказания в этом случае меньше, но если такие деяния продолжаются и могут квалифицироваться как грубые, то это уже другой порядок цифр. К примеру, за отсутствующее разрешение на тот вид деятельности, который обязательно подлежит получению такого документа для предпринимателей предусматривает штраф до 20 тыс. рублей с приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Потенциал

Экономический спад не лучшим образом отразился на субъектах малого бизнеса, поэтому без поддержки со стороны государства количество рабочих мест будет только сокращаться, опять предприниматели будут уходить в «тень». Поэтому очень важно, чтобы законодатель не только декларировал помощь, а действительно помогал, субсидировал уплату процентов по кредитным договорам и давал большие объемы для МП при государственных закупках.

В 2019 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. Ранее для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

Итак, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 в расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету.

Разберемся, какие организации и ИП в 2019 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2019

  • попадать в рамки лимита по размеру доходов;
  • попадать в рамки лимита по численности сотрудников;
  • попадать в рамки лимита по доле участия других компаний в уставном капитале.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Количество работников в 2019 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.

Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04/ разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к реестру предприятий МСП можно получить на специальной странице сайта ФНС . Для того чтобы проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска.

В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства.

Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений.

Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2019 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2019-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП . Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Могут вести упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.

  • Освобождены от ежегодного сплошного статистического наблюдения (такое наблюдение проводится раз в пять лет, в промежутках — выборочное).
  • Имеют право обратиться к региональным властям за субсидиями и инвестициями — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Имеют преференции в системе госзакупок.
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

О том, как составить трудовой договор для микропредприятий, мы писали в отдельной статье .

Проверки малых предприятий 2019

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» были предоставлены надзорные каникулы. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ N 246-ФЗ от 13.07.2015. Но это касалось только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Срок действия «надзорных каникул», установленных ФЗ N 246-ФЗ, истекавший в конце 2018 года, продлен на 2019 и 2020 годы — Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ , он опубликован на официальном портале правовой документации . Однако надо иметь в виду, что надзорные каникулы не распространяются на проверки, проводимые методом риск-ориентированного контроля, а этот метод используют такие ведомства, как ФНС, МЧС, ФАС, Росприроднадзор, Росалкогольрегулирование и Роспотребнадзор. Отсюда можно сделать вывод, что от проверок этих ведомств малый бизнес не освобождается.

Кроме того, не будет надзорных каникул и для тех предприятий, которые занимаются лицензируемыми видами деятельности — это:

  • банки;
  • страховщики;
  • ЧОПы;
  • недропользователи;
  • формацевтические компании;
  • перевозчики

и многие другие (полный список из 52 пунктов дан в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Вклады малых преприятий теперь застрахованы

С 1 января 2019 года правило страхования вкладов распространяется и на малые предприятия. Но для того чтобы иметь право потребовать возмещения по вкладам, предприятие должно быть занесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Об этом говорит Федеральный закон от 03.08.2018 N 322-ФЗ.

С 4 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 04.06.2014 №140-ФЗ. Указанный закон возложил на государственных и муниципальных Заказчиков обязанность по осуществлению закупок для своих нужд у СМП в размере не менее 15% от совокупного годового объема закупок.

Введение указанной нормы неизбежно повлекло за собой необходимость привлечения к участию в закупках большего количества участников из числа СМП, что в свою очередь повлекло за собой необходимость определения статуса СМП как участника закупок.

Проблема: В связи с наличием неопределенностей в порядке подтверждения статуса СМП при различных формах участия в закупках, Заказчики часто необоснованно отказывают в рассмотрении заявок на участие в закупке, со ссылкой на несоответствие участника закупки требованиям, предъявляемым к СМП либо с указанием в качестве мотива отказа – «не предоставление документов, подтверждающих статус СМП».

Определение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства

Статус СМП напрямую определен в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон «Об СМП»).

Согласно указанной норме к субъектам малого предпринимательства относятся организации и индивидуальные предприниматели, отвечающие одновременно следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышала 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (работ или услуг) либо балансовая стоимость активов не превышает 400 млн. рублей

Вопрос: Как определить статус СМП, если организация только начала свою деятельность и никакой отчетности в контрольные органы не предоставляла?

Ответ: В приведенном примере статус СМП будет определяться исходя из базовых параметров субъекта, желающего продекларировать себя как СМП, учитываемых в период их деятельности в течение первого года. Таким образом, если в течение 1 календарного года с момента создания организации или регистрации ИП, ни один из показателей субъекта не выйдет за пределы указанных выше границ, то он будет признаваться СМП.

Вопрос: Компания осуществляет деятельность в течение 2-х лет. В первый год деятельности размер ее выручки составил 300 млн. рублей, а по итогам 2-го года, выручка составила 500 млн. рублей, при соответствии компании другим показателям статуса СМП. Утратила ли компания статус СМП при продолжении работы в 3-м году?

Ответ: Нет, компания не утратила статус СМП, так как в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона об СМП, статус может быть изменен только при условии выхода любого из указанных выше показателей за установленные границы в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Формы привлечения СМП к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд

  • непосредственное участие (когда СМП принимается участие в закупке путем подачи необходимого пакета документов);
  • опосредованное участие, когда на победителя закупки возлагается обязанность привлечь СМП в качестве субподрядной организации в объеме определенном контрактом.

В извещения о проведении закупки часто указывают 2 вида информации по СМП:

  • преимущества, предоставляемые СМП;
  • ограничение на участие в закупке только СМП.

Данные понятия необходимо различать, так как в первом случае, СМП допущены к участию наряду с другими участниками, а преимущество им будет предоставлено в виде права заключить контракт только при совпадении параметров поданных заявок на участие в закупке. Во втором случае указана ситуация, когда в закупке принимают участие только СМП, а иные участники, не относящиеся к СМП, к участию в закупке не допускаются.

Вопрос: В каком случае Заказчик может установить ограничение для участия в закупке только СМП?

Ответ: Такое ограничение может быть установлено только в том случае, когда начальная максимальная цена закупки не превышает 20 млн. рублей. Если сумма закупки выше, Заказчик сможет только предоставить преимущества СМП, и обязан провести закупку без учета данного ограничения к субъектному составу участников.

Способы подтверждения статуса СМП

В зависимости от формы привлечения СМП к участию в закупке будут различаться и способы подтверждения их статуса.

До конца марта 2014 года этот вопрос вызывал очень много споров, однако в апреле 2014 года этот вопрос был разрешен Минэкономразвития.

В Письме Минэкономразвития России №7158-ЕЕ/Д28 и ФАС России №АЦ/13590/14 от 04.04.2014 определено, что участники СМП подтверждают свой статус путем подачи соответствующей декларации. Другой способ подтверждения такого статуса Законом о закупках не предусмотрен.

Однако при опосредованном участии, Заказчик также проверяет привлекаемого субподрядчика на предмет его соответствия статусу СМП, но не через декларирование, а через запрос документов.

Вопрос: Какие документы могут подтвердить статус СМП?

Ответ: Для подтверждения каждого из указанных выше параметров применяются определенные документы:

Исключение: в некоторых субъектах РФ статус СМП может быть подтвержден особым свидетельством, выдаваемым органом исполнительной власти субъекта РФ. (Такие свидетельства, в частности, выдавались Правительством г. Москвы).

Вместе с указанным пакетом документов рекомендуется представлять также пояснительную записку, с аргументацией своего статуса СМП со ссылкой на представляемый пакет документов. В этом случае, риск необоснованного отказа в признании вас СМП будет существенно снижен.

Критерии отнесения к малому предприятию в 2018 году аналогичны действовавшим характеристикам в 2017 году. Рассмотрим более детально, кто относится к субъектам малого предпринимательства в 2018 году и каковы критерии приобщения компаний к такого рода деятельности.

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Новое постановление в законодательстве для отнесения организации к малому бизнесу

В 2016 году было опубликовано постановление Правительства РФ «О предельных значениях дохода…» от 04.04.2016 № 265. В нем говорится о том, что теперь одним из параметров, используемых для причисления субъекта к малому бизнесу, представляется не выручка от сбыта товаров, оказания работ или услуг, а более обширная характеристика — доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия не изменилось и осталось прежним по сравнению с 2015-2016 годами: у малых компаний предел доходности равен 800 млн руб.

В связи со вступлением в действие нового постановления 265 можно говорить о том, что некоторые предприятия лишатся статуса малого и, соответственно, не смогут воспользоваться льготами по ведению упрощенного бухучета, кассовой дисциплины и кадрового документооборота. Что касается других критериев отнесения предприятий к малым, средним или крупным, то они остались неизменными.

О критериях для микро-, малых и средних предприятий вы можете узнать в материале по .

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16-100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном фонде субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, фонд должен иметь не более 49% суммарного процента участия иных юридических лиц (не считающихся малыми предприятиями) или иностранных компаний.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

Алгоритм

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2018 года оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, созданного 1 августа 2016 года. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.

См. также: Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2018 году. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.