Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупок. Одновременные преимущества для организаций инвалидов, смп и соно Организации инвалидов быть субъектами малого предпринимательства

П. 4 ст. 27 Закона № 44-ФЗ предусматривает категории участников закупок, в отношении которых устанавливаются преимущества. Одной из таких категорий являются субъекты малого предпринимательства (СМП). О том кто к СМП относится, и какие преимущества для них установлены, читайте далее в нашем материале.

Кто принадлежит к СМП

Требования к лицам, которые претендуют на статус СМП, должны соответствовать правилам, уставленным в статье 4 закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Итак, к СМП могут относиться:

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для хозяйственных партнерств и обществ должно быть выполнено одно из требований:

Кроме того:

  • численность сотрудников предприятия не должна быть более ста человек ;
  • доход организации или ИП - выше 800 миллионов рублей .
  • доля участия РФ, субъектов РФ, муниципалитетов, общественных организаций, благотворительных фондов не выше 25%, а иностранного участия - 49%;
  • акции АО отнесены постановлением Правительства РФ к акциям инновационного сектора экономики;
  • хозобщество занимается практическим применением ноу-хау и других результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их учредителям - бюджетным и автономным учреждениям;
  • хозобщества имеют статус участника «Сколково»;

Реестр СМП

Поставщиками информации для ведения реестра являются:

  • биржи, предоставляющие перечень акций, обращающихся на рынке ценных бумаг и акций, которые отнесены к акциям инновационного сектора;
  • Минобрнауки передает список хозобществ, осуществляющих внедрение ноу-хау и др.
  • управляющей компанией проекта «Сколково» представляет список участников проектов;
  • держатели реестров акционеров предоставляют перечень обществ, в которых акционеры: Россия, ее субъекты, муниципалитеты владеют более чем 25% акций или иностранцы - более 49%.

Преимущества участникам закупок

В соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ госзаказчики обязаны размещать не менее 15% совокупного годового объема закупок у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

В состав такого объема не включаются госзакупки:

  • ✘ в целях обеспечения безопасности страны;
  • ✘ по выдаче кредитов;
  • ✘ сделанные у единственного поставщика;
  • ✘ произведенные с применением закрытых способов торгов;
  • ✘ работ в сфере использования атомной энергии.

Кроме того, для лиц, отнесенных к СМП, устанавливается сокращенный 15-ти дневный срок для оплаты поставленных в рамках госконтракта работ (товаров, услуг). Подтверждением принадлежности лица к СМП является декларация.

Как устанавливаются преимущества

При проведении конкурентной процедуры устанавливается ограничение, предусматривающее, что в закупке могут участвовать только лица, принадлежащие к СМП и СОНКО. Такие госзакупки могут проводиться путем:

Начальная цена проводимой процедуры ограничена 20 миллионами рублей.

Кроме того, в ходе проведения госзакупки может быть установлено обязательное требование к участнику обычной процедуры привлечь в качестве соисполнителя или субподрядчика лицо, принадлежащее к СМП или СОНКО. В этом случае должен быть указан процент от начальной цены контракта, на который привлекается соисполнитель из числа СМП. Этот объем закупки учитывается в общем 15-ти процентном объеме.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341
"О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"

С изменениями и дополнениями от:

32.50.50

Утверждены Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта.

Преимущество составляет до 15% и касается строго определенных товаров (перечень приводится). Это соки, маринованные овощи, хлебобулочные изделия, воды, постельное белье, чулочно-носочные изделия, деревянная тара, гофрированные бумага и картон, крепежные изделия, светильники, мебель, щетки и др.

Правила распространяются на общероссийские общественные организации инвалидов, где инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% членов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в ФОТ - не менее 25%.

Для получения преимущества организация-участник подает заявление в произвольной форме о соответствии установленным критериям.

Организация-победитель представляет заказчику требование в произвольной форме о предоставлении преимуществ.

Контракт с организацией-победителем заключается по предложенной ею цене, увеличенной до 15% от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта.

Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта"


Настоящее постановление вступает в силу его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2015 г. N 1343

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


В соответствии с ч. 4 ст. 27 ФЗ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик обязан предоставить при осуществлении закупок преимущества отдельным категориям лиц:

  1. учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;
  2. организациям инвалидов;
  3. субъектам малого предпринимательства;
  4. социально ориентированным некоммерческим организациям.

При этом к субъектам малого предпринимательства необходимо относить лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и соответствующих ряду условий (ст. 4 ФЗ N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»):

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
  2. средняя численность за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
  3. выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год не должны превышать 400 млн руб. (Постановление Правительства РФ от 09.02.2013 N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

К социально ориентированным некоммерческим организациям в целях применения ст. 30 ФЗ N 44-ФЗ необходимо относить организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные п. 1 ст. 31.1 ФЗ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно:

  • социальную поддержку и защиту граждан;
  • подготовку населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • охрану окружающей среды и защиту животных;
  • охрану и содержание объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
  • оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
  • профилактику социально опасных форм поведения граждан;
  • благотворительную деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;
  • деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также духовному развитию личности;
  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ;
  • деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан РФ.

Госзакупки (тендера) для начинающих: Видео

Что грозит заказчику, если при аукционе предоставлены преимущества одновременно учреждениям УИС (по ст. 28 Закона 44-ФЗ) и организациям инвалидов (по ст. 29 Закона № 44-ФЗ), плюс установлены ограничение «только для СМП» (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ), нарушен ли закон?

Из этой статьи вы узнаете:

  • для кого можно установить преимущества и ограничения для участников закупок;
  • особенности для организаций инвалидов, СМП и СОНО, а также учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • как вычислить СМП;
  • какие организации могут входить в уголовно-исполнительную систему.

Установив одновременно такие преимущества и ограничения, заказчик не исполнит обязанность предоставить , поскольку они не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО.

Формально такое сочетание преимуществ и ограничений не нарушает положений Закона № 44-ФЗ. Однако по факту ограничений учреждений УИС контрольный орган может инкриминировать нарушение п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ («О защите конкуренции»). Ведь участник со стороны УИС может подать жалобу в ФАС.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Для каких участников закупок можно установить преимущества и ограничения

Организации инвалидов

Учреждения уголовно-исполнительной системы

На основании ч. 2 ст. 28 Закона № 44-ФЗ (за исключением закупки у единственного поставщика), заказчик обязан предоставлять учреждениям и предприятиям УИС преимущества до 15% от предлагаемой ими цены контракта. Преимущества необходимо предоставить, если закупаемый товар входит в утвержденный Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 перечень (далее — Постановление № 649).

Разберем, кто относится к субъектам СМП.

Согласно п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся, в т. ч., внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Как вычислить СМП

Как говорится в Законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», юрлицо можно причислить к СМП, если суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в нем не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юрлиц или суммарная доля участия иных юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 49% каждая.

Вместе с тем, согласно ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система включает в себя:

В уголовно-исполнительную систему могут входить:

  • следственные изоляторы;
  • предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы;
  • научно-исследовательские;
  • проектные;
  • медицинские;
  • образовательные организации.

Единственными учредителями практически всех учреждений УИС, большинство которых созданы в форме унитарных предприятий, являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации, что делает невозможным их отнесение к СМП.

В части 2 ст. 30 Закона № 44-ФЗ прямо говорится, что действие этой статьи распространяется на СОНО за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Таким образом, учреждения УИС, будучи некоммерческими организациями, не относятся и к СОНО. Ведь их учредителем выступает Российская Федерация. Следовательно, учреждения УИС будут не вправе принимать участие в закупке, проводимой в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, в качестве СОНО!

Это означает, что, установив в извещении (документации) преимущества для учреждений УИС, вы можете одновременно указать, что закупка проводится для СМП и СОНО (по ст. 30 Закона № 44-ФЗ). То есть прямого запрета на установление заказчиком таких условий Закон № 44-ФЗ не содержит.

Однако в случае противоположном стоит быть внимательным! Если вы проводите закупку на основании ст. 30 Закона № 44-ФЗ и предмет закупки относится к Перечню, утвержденному Постановлением № 649 (предоставление преимуществ учреждениям УИС), вы обязаны установить преимущества для учреждений УИС. На этом этапе вы можете попасть в ловушку: учреждения УИС не могут быть допущены к участию в закупке, проводимой только для СМП и СОНО, значит контрольный орган может счесть ваши ограничения нарушением.

Товары, включенные в Перечень, утвержденный Постановлением № 649, целесообразно закупать отдельно, не ограничивая круг участников закупки СМП и СОНО. Это позволит снизить риск подачи жалоб со стороны участников и возникновения претензий контрольных органов. Указание в извещении одновременно преимуществ для учреждений УИС и ограничений «только для СМП и СОНО» делает невозможным подачу заявок на участие в такой закупке предприятиями и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Самые актуальные новости и разъяснения экспертов по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»