Если в конкурсе участвует только одна компания. Как отменить электронный конкурс с ограниченным участием. Конкурс с ограниченным участием: сроки проведения

Статья 31. Последствия признания конкурса несостоявшимся

1. В случаях, если конкурс признан несостоявшимся и контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником размещения заказа, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного конкурса либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд федерального бюджетного учреждения), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации или для нужд муниципального образования, нужд бюджетного учреждения субъекта Российской Федерации, нужд муниципального бюджетного учреждения). По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, цена заключенного контракта не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), указанную в извещении о проведении открытого конкурса или приглашении принять участие в закрытом конкурсе. В случае, если конкурс признан не состоявшимся в соответствии с частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона и заключается контракт с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), такой контракт должен быть заключен на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, которой присвоен первый номер, и конкурсной документации, и цена заключенного контракта не должна превышать цену контракта, указанную в такой заявке. Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. При этом срок такого согласования не должен быть более чем десять рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

(в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 N 53-ФЗ , от 24.07.2007 N 218-ФЗ , от 08.05.2010 N 83-ФЗ )

"О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

2. В случае объявления о проведении повторного конкурса заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия конкурса.

Задайте свой вопрос юристу компании BiCo или оставьте свой комментарий.
Если вы уже регистрировались на сайте сайт, авторизуйтесь , пожалуйста!

Поля, отмеченные * , обязательны для заполнения.

Настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям, дополнительным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, конкурсной документации.

2. Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

1) частью 13 статьи 51 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;

2) частью 6 статьи 53 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все такие заявки;

2.1) частью 6 статьи 54 настоящего Федерального закона в связи с тем, что участник конкурса, заявке на участие в конкурсе которого присвоен второй номер, отказался от заключения контракта;

3) частью 9 статьи 56 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по результатам предквалификационного отбора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

3. Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учетом положений настоящей статьи.

4. В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

6. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

7. В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2014

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи или новую закупку в случаях, если конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:

Заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся. Проведение повторного конкурса осуществляется в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учётом положений настоящей статьи. В случае установления к участникам повторного конкурса единых требований и дополнительных требований при проведении повторного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона с учётом положений настоящей статьи.

В случае, если повторный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет данную закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным образом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 57 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку.

статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе не подано ни одной такой заявки или конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с частью 3 настоящей статьи с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку.

В случае, если двухэтапный конкурс признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 57 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации или по результатам рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям настоящего Федерального закона и конкурсной документации, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.


Выбор способа управления МКД - прерогатива собственников помещений такого дома. Когда они затягивают с принятием решения, в дело вступают органы местного самоуправления. Они проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации.

Случается, что конкурс признают несостоявшимся. Чаще всего так происходит, когда на на него не заявляется ни один кандидат. Сегодня мы расскажем, что делать в такой ситуации.

Определите, почему конкурс не состоялся

Эта статья будет полезна органам местного самоуправления, которым нужно проводить открытые конкурсы по выбору УО. Материал поможет управляющим компаниям, которые хотят принять участие в таком конкурсе, и компаниям, от услуг которых отказались собственники помещений МКД.

Причин для признания конкурса по отбору управляющей организации несостоявшимся может быть две. Они перечислены в постановлении Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 :

  • на конкурс не поступило ни одной заявки;
  • заявки поступили, но всем кандидатам было отказано.

Если на открытый конкурс заявился только один кандидат, его заявка рассматривается в общем порядке, это не повод для отмены конкурса (п. 58 Правил). Если кандидат соответствует предъявляемым к претендентам требованиям, с ним заключают договор управления МКД. Он не может отказаться от заключения договора управления (п. 71 Правил).

Проведите ещё один конкурс

На конкурс не поступило ни одной заявки, его признали несостоявшимся. Что делать дальше?

Если до начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе не подана ни одна заявка, орган местного самоуправления как организатор конкурса проводит новый конкурс (п. 59 Правил). Второй конкурс проводится в течение трёх месяцев с даты окончания срока подачи заявок.

Условия проведения второго конкурса организатор может изменить. А вот что он обязан сделать, так это увеличить расчётный размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не менее чем на 10% (п. 59 Правил).

То же самое предстоит сделать, если на основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе организатор откажет в допуске к участию в конкурсе всем претендентам (п. 73 Правил).

Вывод: если конкурс по отбору управляющей организации по какой-либо из двух причин не состоялся, ОМС проводит новый конкурс до тех пор, пока он не состоится. Лимита на количество конкурсов нет, конкурс можно признать несостоявшимся неограниченное количество раз.

Но если конкурс не состоялся, заключить договор управления МКД можно и без его проведения (п. 8 ст. 161 ЖК РФ).

Заключите договор управления без конкурса

Как мы говорили, согласно Правилам, которые утвердило ПП РФ N 75 , если конкурс признают несостоявшимся, ОМС проводит новый конкурс. Его победитель заключает договор управления с каждым собственником помещения в МКД.

ОМС не может навязать собственникам помещений определённую управляющую организацию. Открытый конкурс по отбору УО он проводит только если жители дома самостоятельно не выбрали управляющего в установленные сроки.

При этом у собственников вплоть до дня проведения конкурса есть право выбрать УО на общем собрании. Если они воспользовались своим правом, открытый конкурс не проводится (п. 39 Правил).

В ЖК РФ прописана возможность заключить договор управления МКД без проведения открытого конкурса, если этот конкурс признали несостоявшимся (п. 8 ст. 161 ЖК РФ).

Это значит, что ОМС может выбрать для дома временную УО. Норма о выборе временной управляющей организации распространяется на дома , для которых велик риск остаться без управления или от которых в одностороннем порядке и без объективных причин отказалась управляющая компания. В таком случае ОМС, согласно рекомендации Минстроя РФ , может назначить временную управляющую организацию.

Договор управления с временной УО будет действовать до момента выбора управляющей организации на конкурсной основе. Собственников помещений нельзя принудить к заключению такого договора, это не предусмотрено законом.

Такой договор управления нельзя заключить,если открытый конкурс по отбору управляющей организации не проводился совсем. ОМСУ не может отказаться от проведения открытого конкурса. Любой собственник помещения в доме может через суд потребовать от ОМСУ выбрать управляющую организацию (п. 7 ст. 161 ЖК РФ).

Определите, кто управляет домом во время конкурса

Закон объясняет, что нужно делать, если конкурс по отбору управляющей организации не состоялся в новостройке или в доме, которым до этого управляла УО. Во втором случае домом продолжает управлять предыдущая компания (п. 2 ст. 18 N 189-ФЗ). Она оказывает услуги по управлению домом на протяжении всего хода открытого конкурса, пока не будет выбрана новая УО.

Для новостроек правила другие. После получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, застройщик в течение 5 дней выбирает УО и заключает с ней договор управления на 3 месяца (п. 14 ст. 161 ЖК РФ).

Такая компания управляет МКД, пока на открытом конкурсе не будет определена новая или собственники не выберут на ОСС другую УО или новый способ управления. По желанию застройщик может не выбирать управляющую организацию и управлять многоквартирным домом самостоятельно.

Порядок действий в ситуации, когда конкурс по отбору управляющей организации не состоялся, таков:

1. Определите причину, по которой конкурс не состоялся.

Таких причин может быть две: не было подано ни одной заявки или всем кандидатам отказали.

2. Проведите ещё один конкурс, и ещё один, если понадобится.

Открытый конкурс проводится до тех пор, пока не состоится или собственники помещений в МКД не выберут другой способ управления или не определятся с УО самостоятельно.

3. Заключите договор управления без конкурса

Согласно п. 8 ст. 161 ЖК РФ заключить договор управления МКД можно без проведения открытого конкурса, если этот конкурс признали несостоявшимся.

4. Определите, кто будет управлять домом, пока длится конкурс.

Бросать МКД без управления нельзя. Если предыдущая УО расторгла договор управления в одностороннем порядке, ОМС подыщет временную компанию. Если домом раньше управляла УО, то она продолжает это делать до момента выбора новой. В случае с новостройкой застройщик выбирает УО на три месяца или управляет домом самостоятельно.

TendersFAQ II edition: 48 / 210

Поэтому конкурсы в смысле ст.447-448 ГК РФ и конкурс в смысле ст.1057 ГК РФ («публичный конкурс») являются частными случаями конкурса в общем понимании, но случаями, почти не пересекающимися.

Так, под публичным конкурсом понимается конкурс, который обязательно направлен на достижение общественно полезных целей и кроме того, его результатом является "выплата денежного вознаграждения или выдача иной награды... за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов".

Когда же говорим о конкурсе в ст.447-449 ГК РФ, то это не просто выбор наилучшего, а с целью заключения конкретного договора.

Проиллюстрируем разницу на примере. Предположим, что организатору конкурса требуются табуретки (и пусть это подпадает под «достижение общественно полезных целей»). В этом случае, если все участники конкурса заранее смастерили по табуретке и привезли ее в конкурсную комиссию, а та выбрала лучшую и заплатила только мастеру этой табуретки, причем сумма вознаграждения была определена самим организатором – то это «публичный конкурс». Если же все участники нарисовали детальные планы, как они эти табуретки будут делать, указали требуемое за это вознаграждение, а организатор выбрал наилучшее с его точки зрения решение и заключил с предложившим его договор на изготовление табуретки – то это конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ.

Таким образом, к конкурсам на закупку товаров, работ, услуг ст.1057 ГК РФ почти никогда не применяется. Говорю «почти», потому что иногда, хотя и очень редко, множества «публичный конкурс» и конкурс в смысле ст.447-448 ГК РФ могут пересекаться, что и нашло свое отражение в п.5 ст.1057 ГК РФ,

2.9. В каких случаях конкурс признается несостоявшимся?

Ответ: В соответствии с п.5 ст.447 ГК РФ, аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

Казалось бы, все ясно: конкурс считается несостоявшимся, если, например, подана изначально всего одна заявка либо на этапе прохождения квалификационного отбора все остальные претенденты оказались не соответствующими условиям конкурса.

Однако может встретиться и более сложная ситуация, когда, например, на участие в конкурсе поданы заявки от 3 претендентов, но при этом 2 из них представили не все необходимые документы. Состоялся такой конкурс или нет? Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что конкурс – это выбор наилучшего претендента из тех, кто правильно оформил и подал свое предложение. А в рассматриваемом случае после выбытия претендентов, неправильно оформивших свое предложение, останется только один, и сравнивать его будет не с кем. В связи с этим такой конкурс также признается несостоявшимся.

Кстати, был и интересный прецедент, когда первые торги по продаже имущества банкрота были признаны несостоявшимися (участвовал только один участник). После этого на собрании кредиторов конкурсный управляющий доложил, что имеет право в случае, если первые торги не состоялись, выставить имущество на повторные торги, либо продать его путем заключения договора купли–продажи. И по решению собрания кредиторов на основании п. 4 ст. 112 действовавшего тогда Федерального закона от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имущество было продано без проведения торгов.

Однако суд, разобравшись в ситуации, признал действия конкурсного управляющего неправомерными, т.к. в законе предусмотрено право продавать без торгов "имущество, не проданное на первых торгах", а не "если торги не состоялись" [Сноска: "Имущество должника, не проданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется

TendersFAQ II edition: 49 / 210

конкурсным управляющим на основании договора купли - продажи, заключенного без проведения торгов" (п. 4 ст. 112 Федерального закона РФ от 08.01.1998 № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").].

И мнение суда абсолютно правильно, поскольку если торги не состоялись, то это аналог того, что их вообще и не было. Т.е. для возможности прямой продажи имущества надо, чтобы первые торги состоялись, и на этих несостоявшихся торгах имущество по какимлибо причинам не смогли продать.

2.10. Когда надо подписывать протокол о результатах конкурса?

Ответ: Согласно п.5 ст.448 ГК РФ, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день их проведения протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.

Кроме того, следует учитывать, что в отдельных актах могут содержаться и дополнительные требования.

Так, например, п.4 ст.21 Федерального закона от 06.05.99 № 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" требует направления победителю уведомления в письменной форме в трехдневный срок. В этой ситуации для ликвидации рисков возможного обжалования результатов конкурса по формальным основаниям целесообразно выполнить оба требования: и направить письменное уведомление, и подписать протокол в указанные выше сроки.

2.11. Не пора ли внести изменения в ГК РФ в части регулирования конкурсов?

Ответ: К сожалению, когда писали ст.447-449 Гражданского кодекса РФ, то думали исключительно о заключении договоров на продажу какого-либо имущества (конкурсы, проводимые в порядке исполнительного производства, инвестиционные конкурсы и т.п.). О возможных вариантах конкурентных закупок (не только конкурсы, но и хотя бы те же аукционы) в тот момент еще даже не задумывались. Так же как, например, не задумывались и о процедурах сложных многомесячных конкурсов, когда день вскрытия конвертов не совпадает с днем определения победителя. В результате и получили нормы, зачастую просто не реализуемые на практике, часть из которых обсуждается в том числе в данной книге.

В последнее время все чаще говорится о том, что пора вносить изменения в указанные статьи ГК РФ. Однако автору до сих пор не встречалось ни одного конкретного предложения по формулировкам изменений.

В связи с этим автором подготовлен и предлагается в приложении 10.1.2 проект федерального закона о внесении изменений в обсуждаемые статьи. Предлагаемый вариант по максимуму сохраняет все действующие нормы, корректируя их исключительно в целях

TendersFAQ II edition: 50 / 210

формирования единого подхода к разным ситуациям заключения договора на конкурентной основе.

Прокомментируем основные положения законопроекта. Для удобства ст.447-449 в редакции законопроекта будем обозначать ст.447-449 ЗП, в отличие от ст.447-449 ГК РФ, т.е. действующей редакции.

В п.1 ст.447 ЗП автор определяет понятие торгов, как заключение договора на любой конкурентной основе. В результате снимается возникшее разночтение в понятии торгов, которые на бытовом уровне воспринимаются как любой способ заключения договора, при котором стороны так или иначе «торгуются», но при этом в действующей редакции ГК РФ разрешается проводить торги исключительно в форме конкурса или аукциона.

В п.2 ст.447 ЗП в число организатора торгов вводится обладатель финансовых средств, тем самым закрепляя возможность проведения торгов не только на продажу, но и на закупку.

Определяется вызывающее судебные споры понятие специализированной организации как установленной законом или нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, а также говорится о возможности передаить на договорной основе все или часть функций организатора третьему лицу.

В абзаце втором фиксируется право организатора торгов на продажу вещи, отсутствующей у организатора на момент объявления торгов. Тем самым повышается интенсивность товарооборота для продукции, продаваемой с применением торгов.

В п.4 ст.447 ЗП приводится примерный перечень наиболее общепринятых во всем мире форм торгов, однако расшифровка дается только для наиболее «жестких» из них, прописанных в действующем ГК РФ – конкурса и аукциона.

На практике многие сталкивались с тем, что после отклонения неправильно оформленных заявок остается только одна. Но т.к. действующая редакция п.5 ст.447 ГК РФ не уточняет, в какой именно момент требуется по крайней ере два участника, это позволяло признавать такие тоги состоявшимися с определением в качестве победителя этого единственного участника. В связи с этим в предлагаемом законопроекте уточнено, что не енее двух участников должно быть именно на последнем, сравнительном этапе определения победителя, т.е. после отклонения всех подлежащих отклонению заявок.

Оставляя деление торгов на открытые и закрытые, законопроект в п.1 ст.448 уточняет, что такая классификация – в зависимости от возможного круга участников. Однако классификации могут быть и иными (в зависимости от этапности, наличия или отсутствия стадии предварительного отбора и др.), что и нашло свое отражение в законопроекте. Тем не менее, хотя классифицировать торги можно по совсем различным основаниям, но в законопроекте предложено зафиксировать только универсальные, подходящие для любых торгов. Например, по порядку рассмотрения предложений можно было бы разделить на последовательные (отдельно техническое и финансовое) и параллельное (техническое и финансовое предложение рассматриваются одновременно), но данная классификация не подходит для аукционов, в которых техническое предложение отсутствует.

Законопроект оставляет действующий срок опубликования извещения для конкурса, но существенно снижает его для аукционов, в большинстве которых месячный срок приводит к нивелированию экономической выгоды от его проведения (при наличии государственного интереса для отдельных видов конкурсов и аукционов в соответствующих нормативных документах могут быть установлены и иные, увеличенные сроки). Сроки извещений об иных торгах законопроект оставляет на усмотрение его организаторов. Действительно, если, например, коммерческая организация захочет не просто заключить с кем-то договор, а сделать это по результатам конкурентных переговоров, то для нее этот срок может составлять и один час – достаточное время для того, чтобы договориться о встречах.