Предприятия по численности работников малые средние. Относится ли компания к малым и на какие льготы может рассчитывать. Организация вправе отказаться от некоторых ПБУ

Таблица 3.1 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2009 г.

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП1

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

в % к январю-марту 2008 г.

Изменение относительно января-марта 2008 г., п.п.

Центральный

Северо-Западный

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточный

1 без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера

По итогам января-марта 2009 г. среднесписочная численность занятых на МП (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в целом по стране сократилась на 5,4% и составила 5 741,7 тыс. чел.

В январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г. малые предприятия обеспечили на 327,6 тыс. меньше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых составил 12,0%, сократившись на 0,3 п.п. по сравнению с показателем за аналогичный период 2008 г.

Сокращение среднесписочной численности занятых на МП в целом по стране сопровождалось сокращением показателя в ряде федеральных округов. Наибольшее сокращение среднесписочной численности занятых на МП произошло в Северо-Западном и Южном федеральных округах - на 17,8% и 16,8% соответственно. В то же время в отдельных федеральных округах был зафиксирован рост показателя. В Дальневосточном ФО среднесписочная численность работников на малых предприятиях выросла на 17,1%, в Уральском ФО - на 11,5%, в Центральном ФО - на 7,7%.

Таблица 3.2 Изменение среднесписочной численности занятых на МП по регионам в январе-марте 2009 г. по сравнению с январем-мартом 2008 г.

В январе-марте 2009 г. прирост среднесписочной численности занятых на МП отмечается в 34 регионах.

Максимальное увеличение показателя было отмечено в Хабаровском крае (в 2,3 раза) и Чукотском АО (в 2,0 раза). Сильное увеличение среднесписочной численности занятых на МП зафиксировано также во Владимирской области (на 40,7%), Ханты-Мансийском АО (на 36,8%) и Республике Карелия (на 33,2%).

Наибольшее сокращение показателя произошло в Волгоградской области (на 49,4%). Сильное сокращение показателя также отмечено в таких регионах, как Алтайский край (на 45,8%), Республика Северная Осетия-Алания (на 45,1%), Курская (на 37,7%), Ленинградская (на 32,6%) и Магаданская (на 32,6%) области.

Критерии, по которым коммерческую структуру причисляют к субъектам МСП, прописаны в 209-ФЗ. Согласно тексту нормативного акта, малыми признаются ИП, фирмы, крестьянские и фермерские хозяйства, отвечающие следующей совокупности требований:

  1. Для хозяйствующего субъекта верен любой из перечисленных трех пунктов:
    1. Органам государственной или местной власти, некоммерческим образованиям принадлежит не более 25% в структуре владения фирмой. Компании, признаваемые представителями крупного бизнеса, или зарубежные организации контролируют не более 49% акций.
    2. Юридическое лицо образовано фирмой, деятельность которой связана с инновациями или высокими технологиями.
    3. Сфера деятельности компании – высокотехнологичные отрасли.
  2. Размер штата компании или ИП не превышает установленного порога. К малым предприятиям относятся предприятия с численностью персонала до 100 человек (включительно), к средним – до 200. Органы исполнительной власти вправе увеличивать указанный порог для фирм и коммерсантов, специализирующихся на определенных сферах деятельности. Чтобы пользоваться льготами, хозяйствующему субъекту придется доказать, что данный вид бизнеса приносит более 70% выручки.
  3. Сумма дохода не превышает 800 млн руб. для малых фирм и 2 млрд руб. – для средних.

Чтобы сохранять принадлежность к субъектам МСП, фирме или предпринимателю нужно отвечать перечисленным критериям постоянно. Их несоблюдение влечет исключение из Реестра с автоматической отменой положенных ранее льгот.

Где аккумулируются данные о малых предприятиях?

В 2018 году был принят 408-ФЗ, предусматривающий необходимость формирования Единого реестра субъектов МСП к середине 2016 года.

Ведение реестра – прямая обязанность ФНС. Внесение хозяйствующих субъектов в списки и их исключение осуществляется на основе следующих сведений:

  • Данных из ЕРГЮЛ, ЕГРП. В этих базах содержится информация о составе участников юридических лиц и принадлежащих им долях, основном виде деятельности компании и ИП.
  • Информации, содержащейся в отчетах о среднесписочной численности персонала, ежегодно представляемых фирмами и предпринимателями в налоговые органы. Численность работников малого предприятия не должна превышать 100 человек.
  • Данных, содержащихся в налоговой отчетности, подаваемых в ФНС коммерческими структурами на ОСНО, и «упрощенных» формах, которые готовят хозяйствующие субъекты на спецрежимах. Из представленных форм фискалы получают сведения о величине дохода от разных направлений деятельности налогоплательщика.
  • Иных сведений, представляемых предпринимателями и компаниями в налоговые органы: о производимой высокотехнологичной продукции и причинах отнесения товаров компании к ней, об участии в системе государственных закупок и т.д.

Информация о бизнес-субъектах, включенных в Реестр, находится в открытом доступе, поэтому коммерческие структуры могут мониторить происходящие изменения.

В общем случае организации и коммерсанты-частники попадают в Реестр автоматически по инициативе налоговых структур. Чтобы быть причисленными к категории «МСП», им нет необходимости подавать заявления, направлять в ФНС пакет документов.

Изменения критериев для отнесения к классу «МСП»

С 2016 года критерии отнесения компаний и частных коммерсантов к категории «МСП» видоизменились по сравнению с прошлыми периодами. Власти приняли два существенных нововведения:

  • Определяется не средняя, а среднесписочная численность малого предприятия. Ее предельное значение – 100 человек. Нововведение выгодно для бизнеса, потому что второй показатель меньше первого: из подсчета исключаются внешние совместители, женщины-сотрудницы в отпусках по БиР и уходу за детьми, специалисты, нанятые по ГПБ, адвокаты, работники в учебных отпусках.
  • Вместо термина «выручка» используется понятие «доход». Оно имеет расширенную трактовку: теперь налоговики помимо поступлений от основной деятельности фирмы считают внереализационные приходы, поступления от участия в других компаниях, безвозмездную передачу ценностей.

Измененные критерии применяются по отношению к вновь созданным коммерческим структурам, малым предприятиям, численность работников которых и размер выручки превышали нормативы на протяжении трех лет. Это означает, что бизнес-субъекты, не соответствующие актуальным требованиям «выпадут» из Реестра к 2019 году.

В зоне риска хозяйствующие субъекты, игнорирующие обязанность по представлению в ФНС отчетности, раскрывающей уровень дохода и численность персонала. Помимо налоговой и административной ответственности имеется дополнительная опасность – шанс быть исключенными из Реестра автоматически с одновременной отменой причитающихся льгот.

Когда малое предприятие превращается в крупное?

Численность малых предприятий – не единственный критерий, по которому фискальные службы относят хозяйствующий субъект к категории «МСП». Существуют следующие причины, по которым коммерческая структура становится крупной:

  • Рост доли участия в уставном капитале фирмы иностранных структур, государства, субъектов крупного бизнеса. Статус «МСП» теряется с момента, когда изменения зарегистрировали в ЕГРЮЛ.
  • Увеличение среднесписочной численности персонала. Если показатель превышает пороговое значение на протяжении трех лет, коммерческую структуру уберут из реестра субъектов малого бизнеса. Налоговые органы получают информацию о расширении штата из отчетности, подаваемой юридическими лицами ежегодно до 20 января.
  • Рост выручки фирмы или ИП от разных направлений деятельности. Бизнес-субъект перестанет принадлежать к категории «МСП», если высокий уровень дохода сохранится на три года.

Статус малого предприятия – выгодный «бонус» для бизнеса. Законодательство представляет таким хозяйствующим субъектам множество льгот, недоступных для крупных предприятий: возможность перейти на специальные налоговые режимы, получать субсидии от федеральных и региональных властей, участвовать в государственных программах и инициативах. Для них предусмотрены особые требования к лимиту наличности в кассе, сокращено время выездных налоговых проверок и т.д.

Чтобы пользоваться региональными и федеральными льготами, компаниям и ИП нужно следить за соответствием собственных показателей критериям, названным в 209-ФЗ. Если они будут нарушаться, налоговики исключат коммерческую структуру из Реестра, что означает автоматическую отмену существовавших ранее преференций.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В экономике развитых западных стран значительное место занимают малые предприятия , число которых за последнее время значительно увеличилось и в Российской Федерации. К малым предприятиям в мировой практике относятся предприятия по величине таких критериев, как среднегодовое число занятых работников на предприятии, величина (объем) активов предприятия и ежегодный оборот. В Российской Федерации критерием отнесения предприятий к малым является численность всего персонала как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) относит к категории малых фирмы с числом занятых до 100 человек и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 человек и мелкие - от 10 до 99 человек занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 человек, к мелким - от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с числом занятых менее 200 человек. Во Франции малыми считаются предприятия, численность занятых на которых не превышает 500 человек, а годовой оборот не превышает 200 миллионов франков; отнесение к группам предприятий по численности персонала дифференцируется в зависимости от отрасли, в которой функционирует предприятие (как и в России). Так, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности Франции фирмы с численностью занятых свыше 200 человек считаются крупными, а в отрасли, производящей оборудование, предприятия с численностью занятых до 500 человек относятся к малым.

Интерес представляет градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью занятых от 1 до 24 человек, к малым - от 25 до 99, к промежуточным - от 100 до 499 человек, к крупным - от 500 до 999, а при численности свыше 1000 человек предприятия считаются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории служит объем годового оборота.

В Японии отнесение предприятий к малым и средним осуществляется в зависимости от величины уставного капитала и численности работающих, причем в добывающей, в обрабатывающей промышленности и в строительстве численность работающих не должна превышать 300 человек, в оптовой торговле - 100, в розничной торговле и индустрии услуг - 50 человек.

В нашей стране в соответствии с Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 14 июня 1995 г., № 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:

  • в промышленности - 100 человек;
  • строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день), с учетом лиц, работающих по совместительству.

В первой части Налогового кодекса РФ говорится, что малым предприятием признается предприятие со средней численностью работающих, не превышающей (критерий предельной численности):

  1. в промышленности, строительстве, на транспорте, в сельском хозяйстве и в других отраслях производственной сферы - 50 человек;
  2. в научно-технической сфере, в оптовой и розничной торговле, в бытовом обслуживании - 15 человек;
  3. в других отраслях непроизводственной сферы (кроме указанных в п. 2 настоящей части - 5 человек.

Предприятие может быть признано малым предприятием только при условии, что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих четырех кварталов (ежеквартально) не превышапа размера, равного 1000-кратному установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда (критерий предельной выручки). Для предприятий, со дня регистрации (образования) которых прошло менее одного года, указанный критерий учитывается только применительно к тем кварталам, которые прошли со дня регистрации (образования) этих предприятий, кроме первого со дня регистрации, в котором учитывается лишь критерий предельной численности.

Вид деятельности малого предприятия определяется в соответствии с классификацией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации.

Предприятие, осуществляющее несколько видов деятельности и удовлетворяющее критерию предельной выручки, признается малым предприятием, если показатель (а/50 + b/15 + с/5) не прсвышает единицы. При этом под а, b и с понимаются соответственно средняя численность работающих в указанных выше отраслях производственной и непроизводственной сферы.

Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.

Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятии по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на или для предприятия человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в сответствии с трудовым законодательством РФ.

При определении средней численности работающих на предприятии в расчет включается полный рабочий день (для работающих по договорам гражданско-правового характера) или фактическое число отработанных в учитываемый день часов (для работающих по трудовым договорам, в том числе по совместительству).

Как показывает мировая практика, малые предприятия имеют значительный удельный вес в экономике, число их растет, они пользуются государственной поддержкой. Так, в США на долю малых предприятий приходится до 40% ВНП и 50% валового продукта частного сектора, в том числе в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86, в сфере обслуживания - 81%. На малых предприятиях США сосредоточено более половины занятых служащих. Во Франции малое предпринимательство занимает доминирующее положение в строительстве, торговле, производстве товаров народного потребления, туризме. В Японии доля малых и средних предприятий в общем количестве предприятий составляет более 90%, по числу занятых работников - 80.6%, по объему продаж в розничной торговле - 80,4%.

Возрастает роль малых предприятий и в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.

Если в 1991 г. в РФ было 268 тыс. малых предприятий, то на начало 1996 г. их было около 877,3 тыс., в том числе в промышленности - 128,5 тыс., в строительстве - 145 тыс., в торговле и общественном питании - 374.6 тыс.. в науке и научном обслуживании - 48,8 тыс. В 1996 г. среднесписочная численность работников на малых предприятиях составила около 14 млн. человек. Создание новых малых предприятий имеет большое значение, так как способствует росту занятости трудоспособного населения, обеспечивает развитие производства товаров и услуг.

Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и другие.

Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.

В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
  • установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг; строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
  • инновационная деятельность.

Для поддержки малого предпринимательства 29 декабря 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 1434 «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса», выделены 3 млрд. рублей на создание этих агентств. Активное финансовое участие в стимулировании этого процесса принимает Комиссия Европейских Сообществ.

Созданный в 1993 г. по решению Правительства РФ фонд поддержки предпринимательства в 1995 г. направил 22 миллиарда рублей на прямое кредитование предпринимательских проектов, не считая финансирования инфраструктуры малого предпринимательства. Фонды поддержки малых предприятий созданы более чем в 60 регионах страны.

В соответствии с действующим законодательством вновь созданные малые предприятия в течение первых 2 лет работы налог на прибыль не уплачивают, если выполняют следующие виды деятельности:

  • производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных товаров и товаров народного потребления;
  • производство медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
  • производство технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
  • строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

Малые предприятия , производящие вышеназванные товары (выполняющие работы), освобождаются от уплаты налога на прибыль при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы от реализации малым предприятием всей своей продукции (работ, услуг).

В последующие 3-й и 4-й годы деятельности малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25 и 50% основной ставки, если сумма выручки от реализации вышеуказанных видов деятельности составит свыше 90% обшей суммы выручки от реализации матым предприятием продукции (работ, услуг).

Данная льгота действует при условии, что малое предприятие с момента его государственной регистрации действует не менее 5 лет.

Если же малое предприятие прекратит свою деятельность до истечения пятилетнего срока, то сумма льгот налога на прибыль подлежит внесению в федеральный бюджет РФ в полном размере. Данную льготу малые предприятия получают при условии, что доля государственной и муниципальной собственности и собственности общественных организаций в уставном капитале малого предприятия составляет не более 25%. Малые предприятия могут иметь и другие льготы в соответствии с нормативными актами, регулирующими деятельность предприятий всех форм собственности.

За 5 лет число занятых на малых и средних предприятиях (МСП) увеличилось на 1,5 млн человек и составило 20,5 млн. Это чуть более 28% от всех рабочих мест России, говорится в уточненных данных Росстата за 2015–2016 гг. Данные Росстата не учитывают неформальную занятость: в прошлом году в тени находился каждый четвертый работающий россиянин (17,9 млн человек).

В то же время в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), например, в Италии, Великобритании, Японии и Швеции, малый и средний бизнес обеспечивает рабочими местами от 60 до 70% населения.

Большой разрыв частично обусловлен разницей в критериях среднего бизнеса, принятых в России и странах ЕС, поясняет заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова. У нас таковой считается компания, в которой трудятся не более 250 человек и чья годовая выручка не превышает 2 млрд рублей. В ЕС выше критерий по выручке для среднего бизнеса - 50 млн евро в год (около 3 млрд рублей). «Таким образом из статистики по МСП выпадают все „средне-крупные“, которые создают множество рабочих мест», - считает эксперт. В разряд малых и средних в России также не попадают многие предприятия, созданные с участием госорганов, общественных, религиозных и благотворительных организаций.

Критерии хотят пересмотреть. «Есть ряд отраслей, на предприятиях которых сотрудников много, а выручка небольшая. Это отрасли легкой промышленности, сельского хозяйства, деревообработки», - рассказал сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. Минэкономразвития уже переквалифицировать предприятия с численностью работников более 250 человек из крупного бизнеса в средний, чтобы открыть им доступ к дешевым кредитам и программам господдержки. Но пока речь идет только о предприятиях легкой промышленности.

Доля малого и среднего бизнеса в России меньше, чем в странах ОЭСР, из-за монополий и огосударствленной экономики, убежден вице-президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Буев. Он напомнил, что вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% в 2005 году до 70% в 2015-м. Вице-президент «Деловой России» Николай Остарков, в свою очередь, отмечает, что государство в лице ГУПов и МУПов «стремится застолбить за собой» участие в тех сферах, где могли бы работать МСП (от систем безопасности и транспортных компаний - до небольших заправочных станций).

Негативно сказались на МСП и кризисы 1998, 2008 и 2014 годов, когда количество банкротств среди малых и средних предприятий достигло максимальных значений, считает заместитель директора Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Инна Лола. По ее словам, предприниматели просто не успевают приспосабливаться к новым условиям ведения бизнеса и создать пласт занятости, который мог бы постепенно расширяться.

Малый и средний бизнес также несет потери из-за банкротства банков и отзыва их лицензий, напомнил Остарков из «Деловой России». Предприниматели давно просят Центробанк страховку по вкладам на депозиты и счета МСП. «Деньги предпринимателям не возвращают, компенсаций, гарантий и защиты нет. Страховать невозможно: в стране не развита система страхования бизнеса от банкротства банков», - пояснил в разговоре с Inc. эксперт.

Малые торговые предприятия, в которых занято много россиян, находятся под новым ударом из-за происходящей сейчас консолидации в сфере сетевого ретейла, считает Инна Лола из НИУ ВШЭ. За прошлый год количество магазинов X5 Retail Group увеличилось на 2167 - до 9187. В планах компании - открывать по 2 тысячи магазинов ежегодно, а к 2020 году - занять 15% рынка. По прогнозу ВШЭ, крупные федеральные игроки продолжат поглощать мелкую розницу и к 2020 году займут до 40% рынка (сейчас этот показатель в 1,5 раза меньше).

Рассчитывать на рост числа рабочих мест в МСП в ближайшее время не приходится. Более российских предпринимателей начали собственное дело только из-за того, что у них не было других возможностей получения дохода. Они работают на себя и «не ставят цели расширения бизнеса и создания рабочих мест», - поясняет Вера Баринова из РАНХиГС. Также в малом и среднем бизнесе не ожидается взрывной рост количества компаний: доля россиян, планирующих открыть свое дело, составляет чуть более 5%. Исследователи связывают это с низкой оценкой условий для создания бизнеса в стране: только 17,9% считают, что в регионе их проживания благоприятная среда для предпринимательства.

Фото на главной странице: istockphoto.com

Читайте нас в

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в