Гос заказы по малому бизнесу. Какие льготы получает малый и средний бизнес при участии в госзакупках. Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

В условиях финансового кризиса государственные закупки являются одной из немногих спасительных возможностей для частного бизнеса. Эта возможность не только удержаться на плаву, но и получить подспорье для активного развития. Некоторые эксперты высказывают мнение, что с введением в действие ФЗ-44 госзаказы для малого бизнеса стали практически недоступными.

Как работает система

Декларируя поддержку малого бизнеса, Правительство РФ не могло не закрепить правовые основы такой поддержки в законодательных актах государства.

В сфере госзакупок такая поддержка нашла отражение в тех нормах Закона о контрактной системе, которые обязывают государственных заказчиков отдавать 15% денежного объема всех заказов субъектам малого предпринимательства. Выполнение этих показателей контролируется через механизм размещения соответствующих отчетов в сайте госзакупок.

Как таковой ответственности за невыполнение указанной нормы госструктуры не несут, но, если верить официальным контролирующим органам, низкие показатели эффективности привлечения субъектов малого предпринимательства к государственному заказу отрицательно влияют на оценку результативности деятельности менеджеров казенных структур.

Таким образом, планируя свою закупочную деятельность на будущий год, государственный заказчик все-таки выделяет необходимый процент госзаказов на малый бизнес, а основная задача малого бизнеса – получить этот заказ.

С чего начинать

Предприниматели, которые уже прошли все этапы участия в закупочных торгах и имеют в своем послужном списке определенное число поражений и побед на этом пути, советуют начать с обучения. В каждом муниципальном образовании (городе, районном или областном центре и т.д.) есть консультационно-информационные структуры по работе с госзаказом.

У представителя малого бизнеса, который хочет расширить рынок сбыта своей продукции за счет получения заказа от государственных или муниципальных структур, есть два варианта начать работать в сфере государственных закупок:

  1. Нанять сертифицированного специалиста, который будет в интересах бизнесмена участвовать в тендерах.
  2. Обучиться самостоятельно или обучить одного из сотрудников правилам работы с электронными тендерами.

Основной плюс первого пути – возможность сразу же стартовать со своими предложениями на бирже. Основных минусов два:

  • высокая стоимость услуг сертифицированного специалиста;
  • отсутствие перспектив для самостоятельного участия в тендерах (рассчитывать на то, что специалист обучит кого-то из сотрудников, нельзя).

Если говорить о втором пути, то у него есть только один минус: начинающему бизнесмену понадобится какой-то период (возможно, продолжительный), чтобы овладеть необходимыми премудростями участия в закупочных тендерах.

Временная отсрочка в получении реальных заказов – серьезный отрицательный момент. Но зато, если предприниматель решился на такую отсрочку, знания и умения, которые он приобретет, постигая науку работы с государственным заказом, откроют ему новую длительную перспективу для развития собственного бизнеса.

Где и чему нужно учиться

Сегодня для малого бизнеса существует несколько возможностей получить базовые знания в области участия в закупочных тендерах:

  • казенные курсы при центрах поддержки малого бизнеса (двух- или трехдневные семинары дают общий экскурс по госзакупкам и подготавливают слушателя к получению более специализированных знаний);
  • платные курсы, которые проводят лекторы – профессиональные участники торгов как со стороны поставщиков, так и со стороны заказчиков;
  • платные и бесплатные вебинары.

Каждая из этих форм обучения имеет свои недостатки и свои преимущества. Поэтому в период обучения рекомендуется использовать все источники информации для получения необходимых инструментов, которые дадут возможность как можно оперативнее и эффективнее начать зарабатывать на госзакупках.

Если говорить о том, чему может научиться предприниматель, проходя обучение, то это в первую очередь:

  • порядок оформления документов для получения электронной подписи и освоение правил использования электронной цифровой подписи в своей ежедневной деятельности;
  • порядок аккредитации на электронных закупочных ресурсах;
  • поиск перспективных тендеров;
  • нюансы изучения технической документации заказчика;
  • подготовка предложений для участия в торгах;
  • исполнение договоров;
  • оспаривание решений заказчика в ФАС.

Каждый пункт представленной программы рассматривается с учетом тех особенностей, которые присущи представителям мелкого и среднего предпринимательства.

Специфика участия субъектов малого предпринимательства

Основные особенности проведения закупок малым бизнесом лежат в плоскости финансового и документального обеспечения участия в государственных закупках.

Если крупное предприятие может позволить себе покупку программного обеспечения, вносить залоги за участие в торгах и выполнять работы или продавать продукцию авансом, то для небольших компаний все эти финансовые риски могут обернуться полным крахом.

Кстати, это одна из основных причин, почему представители мелких и средних бизнес-структур не спешат связываться с системой государственных закупок.

Какие финансовые траты должен будет нести предприниматель, решив получить госзаказ:

  1. От 10 до 15 тыс. рублей необходимо потратить на приобретение ЭЦФ (электронной цифровой подписи) и программного обеспечения к ней.
  2. Оборудовать по современным стандартам рабочее место оператора ПК.
  3. Для участия в электронных аукционах поставщик должен вносить денежное обеспечение, размер которого определяется заказчиком (от 0,5% до 5 % от суммы контракта), участие в конкурсе обеспечивается банковской гарантией. Если поставщик-участник не выиграл аукцион, взнос ему должен быть возвращен в течение 5 рабочих дней с момента объявления победителя аукциона.
  4. Расчет за выполненные работы или поставленный товар заказчик осуществляет только после полного выполнения поставщиком условий контракта. Фактически предприниматели выполняют договор за свои деньги, рассчитывая, что государственный или муниципальный заказчик эти деньги вернет.

В процессе обучения представители малого бизнеса получают информацию о том, как можно оценить уровень выгоды от участия в тендерных закупках, как определять проблемных заказчиков и как отстаивать свои права в том случае, если они были нарушены.

Малый бизнес часто боится участвовать в госзакупках: кажется, что процедура сложная, сбор документов отнимает уйму времени, да и выиграть нереально, ведь победители известны заранее. Мы развенчаем эти мифы и докажем, что госзакупки доступны любому предпринимателю, если все сделать правильно. «Бизнес.ру» выпустил первое подробное пособие по госзаказу для малого и среднего бизнеса.

Единственный этап госзаказа, где обойтись без узкопрофильных специалистов будет сложно, это расчеты с заказчиком и бухгалтерская отчетность. Но эти функции легко , это недорого.

Остальное вам придется делать самим. Хорошие новости: все не так сложно, как кажется. Представляем пошаговый алгоритм с практическими советами, лайфхаками и опытом небольших компаний, которые выиграли не один госзаказ. В конце статьи – бонус: что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу, и как обезопасить себя заранее.

Шаг 1. Определитесь со сферой госзакупки

Учтите: многое зависит от того, по какому закону работает заказчик. Заказчик, который закупает по Закону № 44-ФЗ, может выбрать абсолютно любой объект закупки, который он закупает у малого бизнеса. Каждый заказчик по Закону № 223-ФЗ утверждает и размещает на сайте закупок перечень товаров, работ и услуг, который он закупает у малого и среднего бизнеса.

Госзакупки.ру », «Поставщик »

Чаще всего малые компании участвуют в закупках, где нужно поставить продукты питания или канцелярские товары. Обычно заказчикам выгоднее работать с малым бизнесом из своего региона или города, чем с компанией федерального уровня. Не бойтесь участвовать в закупках. Независимо от того, что вы производите или какие услуги оказываете, для вас всегда найдется выгодное предложение.

Возможно ли победить новичку? Конечно. Но для этого нужно правильно оценить свои возможности. Очень часто мы видим, что некоторые участники снижают цены ниже себестоимости проекта. Да, они выигрывают торги, а потом, реально оценив свои шансы на успех, пытаются либо поставить продукцию худшего качества, либо уклоняются от исполнения контракта.

Прежде чем приступать к участию в госзакупках, определите товары или услуги, которые вы сможете предложить заказчику. Выбирайте специфику, которая вам максимально знакома – это позволит трезво оценить, за какую сумму вы готовы выполнить госзаказ и получить при этом прибыль. Как только вы наберете достаточный опыт, можно расширять горизонты и осваивать новые сферы.

Валерий Овечкин , индивидуальный предприниматель, эксперт по заработку на госзакупках

Участвовать в госзакупках я начал с небольших сумм по меркам госзаказа - от 300 до 500 тысяч рублей. В то время я занимался сферой эвента и организовывал крупные мероприятия в своем городе. Потом я попробовал закупки в других сферах, сначала смежных - аренда сцены, светового оборудования, звуковой аппаратуры. Дальше перешел на сферы, которыми я еще не занимался: поставка дров, станков, стульев для больших общественных помещений. Главное, что я понял за это время: госзакупки - это бизнес рискованный, это не «волшебная таблетка». Постоянно прибавляются конкуренты, есть риски с невыплатами, но это крупнейший рынок страны и не зарабатывать на нем просто глупо .

Шаг 2. Найти тендер

Малые и средние предприятия могут участвовать как в закупках, которые проводят исключительно для них, так и в любых других на общих основаниях.

Процедуры проведения торгов регулируют два Федеральных закона – № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. По 44-ФЗ есть преференции для субъектов малого предпринимательства, по 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики обязаны устанавливать ограничения для всех других претендентов на участие. Минимальный объем закупок в год для малого и среднего бизнеса по 44-ФЗ должен составлять не менее 15% совокупного годового объема всех закупок. По 223-ФЗ – не меньше 18% (П. 1. Ст. 30 44-ФЗ и п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

По 44-ФЗ, малые предприятия могут выступать и в роли субподрядчика у крупных организаций, которые выиграли тендер.

Обратите внимание! По закону № 44-ФЗ отдельно проводят закупки только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО). По закону №223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Извещения о госзакупках размещают на сайте zakupki.gov.ru . Это единая информационная система (ЕИС) со сведениями о закупках всех государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, госкорпораций и госкомпаний. Найти процедуры, которые проводят отдельно для малого и среднего бизнеса легко: кликните вкладку «Закупки у СМП и СОНО» на главной странице ЕИС.

Конкуренты без статуса малого бизнеса на такие закупки не придут. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия у вас увеличится.

Саму процедуру, по результатам которой выберут поставщика, проводят не в ЕИС. С 1 января 2019 года победителей заказчики определяют только электронными способами. Все конкурентные процедуры для малого и среднего бизнеса проводят на 9 крупных электронных площадках. Чтобы участвовать в них, надо пройти аккредитацию на площадках. Перечень этих площадок смотрите в таблице в конце статьи.

Предпринимателям, которые только начинают осваивать госзакупки, важно знать: прежде чем аккредитоваться на площадке, нужно пройти регистрацию в ЕИС. Пока не внесете сведения о компании в реестр участников закупок , аккредитацию на площадках не получите, участвовать в конкурсах и аукционах не сможете.

Пока еще не все поставщики знают о Березке , так же известной, как единый агрегатор торговли. Для малого бизнеса он особенно полезен: в этом электронном магазине федеральные заказчики обязаны выбирать себе единственных поставщиков. С 1 марта 2019 года они проводят здесь все свои малые закупки. Причем на этой площадке проходит весь цикл закупки: от объявления до заключения контракта.

Осторожно, риск! Избегайте торгов, где у заказчика изначально есть свой исполнитель, и он прописывает все условия исключительно под него. Основные признаки: слишком узкие или слишком широкие условия. Например, срок гарантии товара должен составлять 25 лет при типичных для данного товара 5 годах. Ввязываться в такие торги для небольших компаний – значит потерять время, деньги и нервы.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В госзакупках для этого даже есть своя терминология, которая фигурирует и в судебной практике – «заточка». Это когда заказчик прописывает в контракте неконкурентные условия, которые может выполнить только свой поставщик. Если вы прочитали условия контракта и понимаете заранее, что условия мало выполнимы, а закупка заведомо заточена, в них просто не стоит участвовать . Другое дело, если по итогам вы видите, что победитель - явно подставное лицо, например, он не в состоянии выполнить заказ. Бороться с этим можно абсолютно легально и законно. Вы имеете право подать жалобу в ФАС. Жалобы рассматривают 5 дней и выносят предписание. Если со стороны заказчика действительно есть ограничения конкуренции, ФАС вынесет предписание провести торги заново.

Анатолий Маслов , генеральный директор ИТ-компании Энсайн

Даже если вы выиграете в таких торгах, заказчик не даст вам его выполнить – он будет всеми способами препятствовать выполнению, предъявлять требования сверх ТЗ и предъявлять претензии по несущественным вопросам. Есть вероятность, что заказчик воспользуется результатом, но не оплатит, обвинив исполнителя в неисполнении контракта. Это грозит штрафами и потерей обеспечения контракта. Мы на одном контракте остались в минусе 300% от цены этапа . Застраховаться от такого сложно, если хотите участвовать в большом количестве тендеров. Конечно, стоит вчитываться в ТЗ, максимально просить разъяснения документации до подачи заявки. И ни в коем случае не стоит рассчитывать на лояльность заказчика и думать о возможности пойти навстречу.

Александр Иноземцев , предприниматель

Я участвовал в тендере на поставку учебных материалов. Техническое задание было очень простым и по факту за 2 млн. рублей нужно было разработать шесть игр, которые позволили бы выяснить, кто из сотрудников заказчика хорошо справляется с обязанностями, а кого стоит перевести на другую должность. Доходность от тендера могла составлять более 100 %. Уже на этапе разработки заказчик прямым текстом сказал, что в качестве исполнителя ждал не меня . Техническое задание было не конкретным, многие пункты ставили меня в неудобное положение. В результате заказчик так и не принял работу. Пришлось подавать в суд. Через полгода суд встал на мою сторону, и заказчик деньги выплатил. С тех пор я твердо придерживаюсь правил диверсификации рисков: ни в коем случае не вкладывать в один тендер, не брать торги на заемные средства.

Шаг 3. Подготовьте документы для участия в госзакупке

Пакет документов нужно готовить тщательно: вы можете отрезать себе путь к заказу, если пропустите хотя бы один документ или подадите просроченную справку.

Чаще всего допускают три ошибки:

  • предоставляют недействительную выписку из ЕГРЮЛ (действует не больше 6 месяцев);
  • на документы не ставят печать организации;
  • документы подает не уполномоченный на это человек. Правоа подавать документа имеют, например, генеральный директор, исполнительный директор. У остальных должна быть доверенность на то, что они имеют право представлять интересы поставщика.

Внимательно заполняйте заявку по форме №2 (сведения о товаре). Как правило, заказчик дает подробную инструкцию. Соблюдать ее нужно по каждому пункту. На практике, из-за неправильно заполненной заявки, к госзакупке не допускают около 50% претендентов.

Чтобы не сделать ошибки в заявке по форме №2, наймите специалистов, которые имеют большой практический опыт такой работы. Они тщательно проанализируют документацию заказчика. Эти услуги на рынке стоят недорого.

Вместе с пакетом документов предоставьте заказчику паспортные данные руководителя организации, которая участвует в госзакупке. Формально, электронная площадка будет их принимать по правилам только с 1 января 2019 года, при этом закон обязывает предоставлять их уже сейчас. Рекомендуем делать это обязательно, иначе вашу заявку могут отклонить.

Проверьте, нет ли вашей организации или директора организации в реестре недобросовестных поставщиков . Заказчик чаще всего ставит для участников требование – отсутствие в этом «черном списке». Если вы активно участвуете в закупках, один из заказчиков мог внести в него вашу компанию, а вас не поставить в известность. Проверить, все ли в порядке с бухгалтерией, можно с помощью .

Если ваша компания участвует в торгах, которые проводят исключительно для малого бизнеса по закону № 44-ФЗ, вы обязаны подтвердить свой статус декларацией (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Участие в статусе малого и среднего бизнеса по закону № 223-ФЗ подтверждают декларацией и сведениями из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352). В любом случае, нужно состоять в реестре СМСП: если заказчик не найдет вашу компанию на ofd.nalog.ru, заявку он отклонит.

Шаг 4. Подготовьте обеспечение заявки

Обеспечение заявки – это своего рода залог для участия в закупке. По закону № 44-ФЗ с начальной ценой контракта 1 млн руб. и ниже заказчики могут не требовать обеспечение заявок. В закупках по закону № 223-ФЗ с начальной ценой 5 млн руб. и ниже заказчики не должны требовать обеспечение заявок.

Как именно предоставить обеспечение – денежными средствами или банковской гарантией, каждый участник решает сам. Если заказчик требует обеспечить заявку, то размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной максимальной цены тендера. В закупках по 44-ФЗ со «стартовой» ценой ниже 20 млн руб. максимальный размер обеспечения – 1%.

Если участник закупки решил обеспечить заявку деньгами, нужно завести специальный счет в одном из уполномоченных банков. Без этого доступа к торгам не будет. Банк, в котором можно открыть спецсчет, выбирайте в списке распоряжения Правительства от 13.07.2018 № 1451-р.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Некоторых владельцев малого бизнеса останавливает необходимость предоставлять обеспечение заявки. И тут не нужно бояться. Даже если вы проиграете в конкурсе, обеспечение вам вернут . Деньги под обеспечение заявки можно взять из оборота компании или занять на время. Такие услуги предоставляют и на самих электронных площадках за небольшой процент. Банки выдают так называемые банковские гарантии под небольшой процент, а оформление занимает от 1 до 7 дней.

Еще одна возможность получить деньги на обеспечение заказа – воспользоваться возможностями краундлендинговых платформ. Здесь можно получить необходимые средства для участия в госзакупках, не обращаясь в банки, при этом сама процедура максимально упрощена. Пример такой платформы – Penenza.ru.

Галина Харнахоева , краудлендинговая платформа Penenza.ru

За 2017 и первую половину 2018 на Penenza.ru мы выдали 14000 займов представителям малого и среднего бизнеса для участия в гостендерах на сумму 14,7 млрд руб. Самые популярные займы и, соответственно, гостендеры – на строительно-ремонтные работы, на поставку продуктов питания, напитков, одежды и других продуктов обрабатывающих производств, на услуги по обслуживанию зданий и территорий, охраны и другие административно-хозяйственные услуги. Самый распространенный заем на участие в гостендере – на сумму до 1 млн руб . Пики запросов – апрель и ноябрь.

Шаг 5. Пройдите процедуру госзакупок

С 1 января 2019 года все торги по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ будут проводить исключительно в электронной форме. Это позволит сделать процедуру более прозрачной и справедливой.

Все закупки для малого и среднего бизнеса проводят только конкурентным способом в четырех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Чтобы узнать, как именно проходит каждая процедура, кликайте по оранжевым блокам:

Как проходит конкурс в электронной форме

  1. Заказчик вносит закупку в план-график.
  2. Заказчик готовит проект контракта, в который включает обязательное условие об оплате исполнителю.
  3. Заказчик размещает в единой электронной системе извещение, документацию о закупке и проект контракта.
  4. Заказчик принимает заявки от участников закупки. Процедура проходит в два этапа. На первом участники подают ценовые предложения, снижая начальную цену контракта. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения. После того как конкурс на площадке прошел, заказчику направляют результаты. Их рассматривает комиссия заказчика. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.
  5. Стороны заключают контракт. Это происходит после того, как победитель внесет обеспечение исполнения контракта – от 5 до 30 % начальной цены контракта. Контракт подписывают на электронной площадке.
Как проходят аукцион и запрос предложений в электронной форме
  1. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение и указывает сроки проведения этапа. Ко всем участникам аукциона предъявляют единые квалификационные требования, которые прописывает в документации о закупке.
  2. Участники заполняют заявки, готовят документацию. Так они подтверждают, что отвечают квалификационным требованиям.
  3. Заказчик отклоняет заявки компаний, которые не подходят по установленным требованиям.
  4. Допущенные участники подают свои ценовые предложения. Для этого они в установленный день и время заходят на электронную площадку и принимают участие в процедуре электронного аукциона или запроса предложений.
  5. Победитель проверяет проект контракта заказчика, подписывает его квалифицированной электронной подписью и вместе с банковской гарантией или платежным поручением направляет заказчику через оператора электронной площадки.
Как проходит запрос котировок в электронной форме

Важное отличие запроса котировок от других форм торгов в том, что для участия предприятию не нужно иметь обеспечение заявки. Кроме того, организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.

Эта форма подразумевает, что контракт получает участник, который предложит самую низкую цену его выполнения. Цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Извещение о проведении торгов заказчик размещает в открытом доступе.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Бывает ситуации, когда на последнем из этапов поставщик понимает, что не может участвовать в конкурсе. Например, вы планировали поставлять товар, цена на который завязана на курсе доллара. Подали все документы, заявку на торги, но вдруг курс доллара серьезно подскочил. Вы понимаете, что этот госзаказ станет для вас убыточным и вы не сможете выполнить обязательства. Как в этом случае избежать последствий? Вы можете отказаться продолжать участвовать в торгах, но в этом случае потеряете сумму, которую перечислили в качестве обеспечения закупки . Но, чаще всего, это лучше, чем не выполнить миллионный контракт , выплачивать пени и неустойку и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Шаг 5. Подайте жалобу в ФАС, если заказчик нарушил правила проведения госзакупки

Если вы поняли, что на одном из этапов госзакупки заказчик был не прав, подайте жалобу в ФАС. Сделать это можно в бумажном виде или использовать электронное заявление с цифровой подписью. Отправить заявление можно четырьмя способами: через официальный сайт службы, через сайт «Госуслуги», на почту [email protected] или письмо на адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. В документе обязательно укажите:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информацию о лице, чьи действия или решения обжалуете;
  • номер закупки, если только не обжалуете действия оператора электронной площадки;
  • причину обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых документов.

Подпишите заявление электронной подписью, если жалобу направляете в электронной форме.

Бонус: Что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу и как обезопасить себя заранее

Даже честный предприниматель, который выполняет все требования по закупке, может столкнуться с такой проблемой: заказчик принимает работу, а деньги не выплачивает. Доводы обычно такие: заплатить нечем, предприятие – муниципальное, лимиты просто отозвали.

Андрей Михайлов , генеральный директор компании «ФЕЛИКС»

В 2015-2016 годах мы занимались поставкой мебели на объекты космодрома «Восточный» и города Циолковский. Общая сумма заключенных контрактов составила более 1 млрд рублей. Значительную часть мебели мы поставили, но из-за внутренних проблем заказчик ее так и не оплатил. Чтобы выполнять большие заказы, малому бизнесу приходится брать кредиты в банках и выплачивать их из денег, которые за выполненную работу платит заказчик. Поэтому задержка оплаты по госзаказу или неоплата может поставить предпринимателя в очень сложную финансовую ситуацию .

Что делать в этом случае? Подайте судебную претензию, о том, что в случае неуплаты вы будете требовать неустойку. Контракты для малого бизнеса должны оплачивать в ограниченный срок. Например, по Закону 44-ФЗ – в течение 15 рабочих дней (п. 8 ст. 30 закона №44-ФЗ), по Закону № 223-ФЗ – в течение 30 дней. Если нет штатного юриста, обратитесь к аутсорсерам .

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В контракте каждый заказчик обязан прописывать ответственность сторон в случае неисполнения обязательств. Это касается не только стороны, которая выполняет по контракту услугу или поставляет товар, но и ответственность самого заказчика вовремя оплатить выполненную работу. В этот пункт договора включают пени и штрафы. Поэтому внимательно ознакомьтесь с проектом контракта, прежде чем участвовать в закупке

  • Пособие по приобретению готового бизнеса. Читать
  • Перечень незаконных требований налоговиков при проверках.
  • Сервис по оптимизации налогов.
  • Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во

    С наступлением кризисных явлений в стране самым уязвимым сегментом экономики является малое предпринимательство. Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно оно исчезает с рынка первым. Единственное, что может не допустить ликвидации таких предприятий – это госзаказы для малого бизнеса.

    Разновидности торгов

    Как показывают исследования, минимальная доля государственных заказов должна составлять 10-22% от их общего количества. Отношение предпринимателей к такому виду государственного стимулирования малого бизнеса весьма двояко. Одни расценивают госзаказы как хороший способ расширить рынок, другие же не хотят связываться из-за большого количества сложных моментов.

    Сам термин «госзакупки» означает заказы государственных или муниципальных структур на промышленные и продовольственные товары, вооружение, технику, услуги у предприятий, их производящих.

    Как правило, проводится отбор таких компаний на основе конкурса или так называемого тендера. В России же большее распространение получил термин «размещение заказа».

    В данный момент выделяют пять разновидностей государственных закупок:

    • электронные аукционы. Проводятся в рамках специальных электронных площадок посредством размещения на них лотов. Вся документация также готовится в электронном виде;
    • открытые конкурсы. Проводятся, когда главным критерием отбора является лучшая цена, а потом уже сроки, качество и прочие составляющие. Зачастую применяются, когда речь идет о сделке на сумму от 500 тысяч рублей;
    • запросы котировок. Проводятся по предыдущему принципу, с той лишь разницей, что речь идет о менее дорогостоящих контрактах;
    • закупка у одного поставщика. Данный вид даже нельзя назвать торгами, поскольку закупка осуществляется у единственного подрядчика;
    • открытые аукционы. От электронных отличаются тем, что заказы печатаются в СМИ. В последнее время такой вид размещения заказов практически утратил свою актуальность.

    Используются данные виды закупок государством и для обеспечения своих собственных нужд (вооружение, лекарства), и для нужд населения (продукты питания).

    Как проводятся закупки

    Принимать участие в большинстве видов торгов могут все категории предприятий – государственные, частные, индивидуальные. Сделка заключается с той компанией, которой удалось победить в результате проведенного конкурса.

    Стоит отметить, что сама процедура проведения торгов, подписания документов и заключения сделки строго регулируется законом. Контролирующие органы – Счетная Палата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении.

    Выглядит процедура так: подрядчики отправляют заявку для участия, в которой обозначена приемлемая для них цена, а специальная комиссия, в свою очередь, рассматривает каждую из них и выбирает оптимальный вариант.

    Способов проведения закупок существует несколько:

    • открытый;
    • избирательный (подать заявки могут все, но в конкурсе участие примут только те, которых отберет заказчик);
    • закрытые (участники приглашаются исключительно организаторами).

    Ход торгов может происходить в два этапа. Если конкурс предполагается провести в один этап, тогда не существует вероятности того, что требования к заказу могут измениться. Двухэтапные торги предполагают, что они могут претерпеть некоторые изменения.

    Некоторые особенности участия малых компаний в торгах

    Особенности проведения закупок малым бизнесом прописаны в специальном законе РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме:

    1. С 01.01.2015 по 31.12.2016 – не меньше 18% от общего числа договоров.
    2. С 01.01.2017 – не меньше 25% от годового количества заказов.

    При этом предполагается, что участие в торгах зачастую проходит совершенно бесплатно. Но в некоторых случаях все же предусмотрены некоторые денежные и временные затраты. Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, который не возвращается независимо от результатов торгов.

    Ответственность сторон

    Невыполнение условий конкурса также контролируется государством. Для этого разработана целая система штрафов, как для заказчика, так и для поставщика услуг или товаров. Основными принципами любых видов аукционов являются равноправие и открытость.

    Заказчик не должен:

    1. Нарушать формы и порядок проведения конкурса.
    2. Менять сроки размещения заявок.
    3. Скрывать информацию об условиях, если речь идет об открытых конкурсах.
    4. Размещать искаженные сведения об участниках.

    Сложно утаить тот факт, что в данный момент существуют различного рода коррупционные схемы, используемые с целью получения выгодного заказа каким-то конкретным предприятием. Одним из вариантов такой схемы может быть выигрыш в торгах небольшой компании, которая, по сути, является дочерним предприятием масштабного производства.

    К другим махинациям можно отнести:

    • указание для других участников заведомо невыполнимых объемов работ и/или нереальных сроков выполнения;
    • искаженные сроки оплаты, которые не являются приемлемыми для поставщика;
    • препятствование участию сильных исполнителей;
    • занижение цены заказа;
    • привлечение к участию подставных клиентов.

    Чаще всего такие схемы применяются, когда речь идет об особо крупных и выгодных заказах. В небольших же тендерах выиграть малым компаниям гораздо проще.

    Даже в мировой практике известны случаи проведения нечестных торгов. Особенно часто мировые СМИ освещают подобные события с торгов в США и Японии.

    В России в последние годы значительно ужесточили методы борьбы с такими нарушителями. Однако недоработок в этой сфере остается еще слишком много. К примеру, нет пока еще четкой системы, которая бы регламентировала порядок размещения заказов для малых компаний. В связи с этим они пока вынуждены в большинстве случаев рассчитывать скорее на собственную удачу, нежели на законы.

    Пока отлаженной работой не могут похвастаться и электронные системы проведения аукционов. В общей массе всех заказов выделить те, которые предназначены для малого бизнеса, довольно сложно. Более того, как показала практика, скрыть нечестные действия заказчика на небольшом аукционе гораздо проще, чем когда речь идет о крупном тендере.

    Однако даже с учетом всего вышесказанного следует отметить, что определенные шаги государства навстречу малым бизнесменам все же делаются. Даже в условиях бюрократических и коррупционных схем получить заказ на поставку услуг или товаров стало значительно проще, чем несколько лет назад.

    Госзаказ. Воплощение мечты в реальность: Видео

    Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят тендеры, в которых не могут участвовать представители крупного бизнеса. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Об этих и других льготах идет речь в сегодняшней статье.

    Вводная информация

    Критерии, по которым организация или ИП относятся к субъектам малого или среднего предпринимательства, приведены в статье Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ. Для удобства мы объединили эти критерии в таблицу.

    Критерии, по которым компанию или ИП относят к субъектам малого или среднего предпринимательства

    Все организации и предприниматели, отнесенные к указанным категориям, поименованы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Чтобы подтвердить свою принадлежность к малому или среднему бизнесу, участнику торгов достаточно предоставить выписку из данного реестра. Получить ее можно бесплатно на сайте rmsp.nalog.ru .

    Льготы, предусмотренные для малых и средних предприятий, зависят от того, в рамках какого закона проводится госзакупка. Напомним, что здесь возможны два варианта. Первый вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). Второй вариант — закупку осуществляют в рамках Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ; подробнее см. « »). Рассмотрим каждый вариант в отдельности.

    Закупки в рамках Закона № 44-ФЗ

    Льготы, предусмотренные для субъектов малого предпринимательства (СМП), установлены статьей Закона № 44-ФЗ.

    Какие квоты установлены для СМП

    Закон № 44-ФЗ обязывает госзаказчиков закупать у субъектов малого предпринимательства товары и услуги в объеме не менее 15% от совокупного годового объема закупок. За невыполнение квоты заказчикам грозит штраф в размере 50 000 рублей.

    Ежегодно до 1 апреля заказчики должны публиковать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет о закупках у СМП за прошедший год. В отчете отражаются только состоявшиеся закупки, в которых было заявлено преимущество для малого бизнеса.

    В каких закупках участвуют субъекты малого предпринимательства

    СМП могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

    Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого предпринимательства. Здесь нет представителей среднего и крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая.

    Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки ». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). При этом можно включить фильтр, отбирающий тендеры для малого и среднего бизнеса. После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

    Заказчики вправе проводить закупки у малого бизнеса шестью способами: посредством открытого конкурса (см. « »), электронного аукциона (см. « »), запроса котировок (см. « »), запроса предложений (см. « »), конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса. Начальная (максимальная) цена (НМЦ) таких закупок не может быть выше 20 000 000 рублей.

    При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому бизнесу. Иногда форму декларации разрабатывает заказчик. Но в некоторых закупках бланка декларации нет, и тогда участники могут воспользоваться формой, разработанной специалистами «СКБ Контур» .

    Какие льготы предусмотрены для СМП

    Во-первых, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам).

    Во-вторых, госзаказчик обязан оплатить товары или работы не позднее 15 рабочих дней с даты подписания акта-приемки (для «обычных» участников срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней).

    Закупки в рамках Закона № 223-ФЗ

    При проведении торгов в рамках Закона № 223-ФЗ действуют льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП). Данные льготы закреплены постановлением Правительства РФ . Предоставление льгот контролирует АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

    Какие квоты установлены для СМиСП

    Госзаказчики с выручкой, превышающей 2 миллиарда рублей, обязаны закупать у субъектов малого и среднего предпринимательства товары и услуги в объеме не менее восемнадцати процентов от общего объема закупок. При этом десять процентов закупок необходимо производить строго среди представителей малого бизнеса. Добавим, что в зачет идут лишь состоявшиеся закупки.

    Государственный заказчик должен перечислить в своем положении о закупках коды ОКПД2 всех товаров и услуг, которые он будет приобретать у СМиСП. Также заказчик обязан соблюдать следующее правило:

    • если НМЦ контракта не превышает 50 000 000 рублей, закупка из данного перечня проводится строго у СМиСП;
    • если НМЦ договора от 50 000 000 до 200 000 000 рублей, заказчик волен решать, среди кого проводить закупку: среди СМиСП или среди представителей крупного бизнеса.

    В каких закупках участвуют СМиСП

    Субъекты малого и среднего предпринимательства могут на общих основаниях принять участие во всех без исключения закупках. Нужно лишь, чтобы поставщик соответствовал требованиям заказчика и располагал ресурсами для выполнения контракта.

    Однако шансы на победу намного выше в тендерах, которые проводятся специально для субъектов малого и среднего предпринимательства. Здесь нет представителей крупного бизнеса, поэтому конкуренция не такая высокая. Такие торги проводятся либо для самих СМиСП, либо для всех участников с условием привлечения СМиСП на субподряд.

    При подаче заявки на участие поставщик должен предоставить декларацию о принадлежности к малому и среднему бизнесу. Форма такой декларации приведена в приложении к постановлению Правительства № 1352.

    Какие льготы предусмотрены для СМиСП

    Во-первых, Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков требовать от поставщиков, чтобы те перечислили обеспечение заявки и контракта (см. « »). Но даже если в документации по закупке есть подобное требование, то для МСиСП действуют льготные условия. Так, сумма обеспечения заявки не может превышать двух процентов от НМЦ контракта (для «обычных» участников обеспечительный платеж, как правило, равен пяти процентам). Сумма обеспечения контракта не может превышать пяти процентов от НМЦ или должна равняться сумме аванса (для «обычных» участников обеспечение контракта, как правило, составляет 30 процентов от НМЦ).

    Во-вторых, максимальный срок оплаты по контракту для СМиСП не может превышать 30 календарных дней (для «обычных» участников срок оплаты не регламентирован; см. « »).

    В-третьих, госзаказчик может утвердить собственную программу партнерства для субъектов малого и среднего предпринимательства и установить льготы для ее участников.

    Обратите внимание: для работы в систем госзакупок и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.