Список работодателей для проверки трудовой инспекции. Что проверяет трудовая инспекция и на каких основаниях? Сокращенное наименование на русском языке

Трудовая инспекция – это система государственных органов для осуществления государственного надзора и контроля за выполнением и соблюдением работодателями требований трудового законодательства.

Государственный надзор и контроль осуществляется путем проведения проверок в отношении юридических лиц любой формы собственности и организационно-правовой формы, а также физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

Контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

Надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

Надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

Надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

Рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

Информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

Проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

Оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Основания для проведения проверки

Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:

При поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;

При наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:

Задержка выплаты или невыплата заработной платы;

Неверный расчет компенсаций при увольнении;

Невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;

Отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;

Некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;

Несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.

При поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;

По окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.

Формы и виды контроля

Инспекция труда может проводить как плановые, так и внеплановые проверки, которые, в свою очередь, делятся на документарные и выездные.

Плановая проверка

Плановая проверка проводится по истечении трех лет с момента:

Государственной регистрации;

Окончания проведения последней плановой проверки;

Начала фактического осуществления предпринимательской деятельности.

При этом плановые мероприятия могут носить комплексный или тематический характер.

При проведении комплексной проверки осуществляется контроль по соблюдению требований трудового законодательства по комплексу общих вопросов трудового законодательства, например, по комплексу вопросов охраны труда.

При проведении проверок тематического характера проверяют выполнение того или иного раздела трудового законодательства.

К тематическим проверкам относятся проверки условий труда работников особых категорий, а также проверки по выполнению требований законодательства об оплате труда, ведению трудовых книжек, соблюдению порядка заключения коллективных договоров и внесения в них изменений и дополнений.

Внеплановая проверка

Внеплановые проверки назначаются в промежутках между плановыми поверками.

Основаниями для их назначения являются:

Истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

Поступление в Роструд заявлений, информации о фактах возникновения угрозы или уже произошедшего причинения вреда жизни, здоровью граждан;

Обращений работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

Запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;

Распоряжение руководителя органа Роструда (его заместителя), изданное в соответствии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ.

Документарная проверка

Документарная проверка проводится по месту нахождения территориальных органов трудовой инспекции.

В ходе данного мероприятия запрашиваются следующие документы:

Документы, которые подтверждают правильное оформление трудовых отношений (трудовые договоры, приказы о приеме и увольнении, должностные инструкции, трудовые книжки, книга учета движения книжек и т.д.);

Нормативные акты, утвержденные работодателем. К таким документам, например, относятся:

Положение об оплате труда и премировании;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Инструкции по охране труда;

Другие нормативные акты.

Причем представляются запрашиваемые документы в оригиналах с документами, которые подтверждают, что сотрудники с ними ознакомлены;

Документы, связанные с учетом рабочего времени и отдыха ( , графики отпусков, больничные, приказы об отпуске и т.д.);

Документы, связанные с оплатой труда. К таким документам относятся платежные ведомости на выплату заработной платы, расчетные листки, лицевые счета работников и т.д.

Выездная проверка

Выездная проверка назначается в том случае, если при документарной проверке трудовая инспекция не удостоверилась в полноте и достоверности сведений, которые содержались в документации проверяемого работодателя, или в случае, когда невозможно оценить, как выполняются нанимателем требования трудового законодательства.

При выездной проверке устанавливается, какие меры предпринимаются работодателем для выполнения требований трудового законодательства.

Также проверяются соответствие рабочих мест количеству сотрудников, состояние используемых оборудования, транспортных средств, территории, зданий, помещений и др.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки не должен превышать 20 рабочих дней.

При этом есть исключения из этого правила, которые относятся к малым предприятиям.

Так, для малого предприятия срок проведения плановой проверки составляет 50 часов.

Для микропредприятия срок проведения плановой проверки составляет 15 часов.

При этом при проведении внеплановой выездной проверки, а также любой документарной проверки малых предприятий вышеуказанное правило не действует и применяется общеустановленное количество дней проверки - 20 рабочих дней.

Если организация имеет филиалы, то срок проверки устанавливается для каждого обособленного подразделения.При этом общий срок проверки не может быть больше 60 рабочих дней.

В случае необходимости трудовая инспекция может продлить срок проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий не более чем на 15 часов.

При этом продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры" .

Трудовая инспекция: подробности для бухгалтера

  • Все изменения в отношении проверок трудовой инспекции

    Проверочные листы при проведении проверок трудовой инспекции. Минюст зарегистрировал Приказ Роструда от... относятся к тому, что проверяет трудовая инспекция; изымать оригиналы документов. 3. ... проверяющих Нарушение Решение суда Обоснование Трудовая инспекция не вправе штрафовать работодателя за... 03.2016 № 55-АД16-1 трудовая инспекция превысила свои полномочия. Труд инспекция... Обоснование Отсутствие оснований для проверки трудовой инспекцией Постановление Верховного Суда РФ от...

  • Грядет проверка трудовой инспекцией. Что делать?

    Трудовая инспекция проверяет работодателей не без повода. ... в рамках норм действующего законодательства. Трудовая инспекция проверяет работодателей не без повода...

  • Утвержден регламент проверок инспекций по труду

    10.10.2019 г. зарегистрирован в Минюсте и с 22 октября вступает в силу новый административный регламент (утв. приказом Роструда от 13.06.19 № 160), регулирующий порядок осуществления плановых и внеплановых проверок компаний, ИП, а также физлиц, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры (в частности, по ведению домашнего хозяйства) инспекциями по труду. 10.10.2019 г. зарегистрирован в Минюсте и с 22 октября вступает в силу новый административный регламент (утв. приказом...

  • Законодательные инициативы 2020 года. Что ждет работодателя?

    Истечет, электронный экземпляр исполнительного документа трудовая инспекция передаст в службу судебных приставов...

  • Взаимодействие инспекторов Роструда и налоговиков

    На выявление в ходе проверок трудовыми инспекциями хозяйствующих субъектов работников, осуществляющих... было сказано, если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда... ГИТ. Что проверяют? Проверяющих из трудовых инспекций интересует соблюдение требований трудового законодательства... подход в отношении проверок работодателей трудовой инспекцией. Деятельность работодателей подлежит отнесению... установленные сроки. Если при проверках трудовой инспекцией будут выявлены случаи, когда...

Нарушений трудового законодательства, допущенных работодателями, множество. Не все нарушения совершаются намеренно, часть допускается по незнанию трудового законодательства РФ. Но незнание закона не освобождает работодателя от ответственности. Трудовая инспекция при проверке выявит нарушения и наложит штрафные санкции. Какие штрафы Государственной инспекции труда могут быть выписаны предпринимателю, какова их причина и размер взноса – об этом ниже.

Материальный вред

Трудовые взаимоотношения между подчиненным и работодателем регламентируются ТК РФ и письменным , который подписывается сторонами при найме сотрудника. Работодатель или его подчиненные могут нанести вред работнику и ущемить его в правах при увольнении или расчете за определенный отработанный период. Согласно ст. 234 ТК РФ, предприниматель обязан возместить сотруднику материальный вред, который был получен при увольнении или наказании. Сотрудник вправе требовать возмещения материального вреда в следующих ситуациях:

  • Увольнение сотрудника без веских на то причин или .
  • Невосстановление сотрудника на должность после решения инспекции труда.
  • Внесение в трудовую книжку служащего при увольнении записи, не соответствующей реальным обстоятельствам.
  • Выдача документов сотруднику после увольнения не в течение положенного законодательством срока.

По ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший материальный ущерб своему подчиненному, должен возместить потери в полном объеме. Если работодатель нарушил сроки по выплатам и отпускных сотруднику, то на долг, согласно ст. 236 ТК РФ, налагается пеня, которая рассчитывается за каждый просроченный день по фактическую дату получения денег сотрудником. Денежная компенсация сотруднику может повышаться, если это оговорено в трудовом договоре или по решению суда.

Денежная компенсация сотруднику может повышаться, если это оговорено в трудовом договоре или по решению суда.

По решению суда или согласно трудовому договору, работник вправе потребовать возмещение морального вреда, если работодатель не предпринял вовремя каких-либо действий или, напротив, стал причиной, по которой сотрудник получил моральный вред.

Санкции со стороны инспектора

Трудовая комиссия может проверить деятельность компании по заявлению от незаконно уволенного или обиженного сотрудника. Причем проверка Государственной инспекции труда может быть плановой (раз в три года) и внеплановой. После выявления нарушения при проверке предпринимателя ждет повторная инспекция в течение одного месяца.

Согласно УК РФ, инспектор вправе выписать штраф работодателю, если нарушение будет подтверждено. Но чаще всего инспекция по труду ограничивается административным штрафом и предписанием для компании. Причем для устранения незначительных нарушений инспектор сначала предложит выполнить предписание, и, только когда рекомендации будут не исполнены, налагается штраф. Размер штрафа зависит от типа нарушения и от того, является ли оно злостным.

Согласно КоАП ст. 19.5 , на само невыполнение предписания от трудовой инспекции тоже налагается отдельный штраф: на физическое лицо – 1-2 тыс. руб. или отстранение от должности на 1-3 года; на юридическое лицо – 10-20 тыс. руб.

Ниже представлены самые распространенные штрафы, которые может выписать Государственная инспекция труда предпринимателю:

  1. По ст. 143 УК РФ, за нарушение безопасности труда, которое привело к тяжкому вреду здоровья работника, – 200 тыс. руб. или размер заработной платы за полтора года. Как альтернатива предлагаются исправительные работы на 2 года либо заключение под стражу на 1 год. За нарушение техники безопасности, которая привела к смерти сотрудника, – тюремное заключение на 3 года, отстранение от должностных обязанностей на 3 года.
  2. По ст. 145 УК РФ, отказ принять на работу беременную женщину или ее , а также увольнение женщины с детьми до 3-летнего возраста – штрафные санкции в размере 200 тыс. руб. либо в размере заработной платы за полтора года и принудительная отработка на 120-180 часов.
  3. По ст. 145.1 УК РФ, за удержание заработной платы либо пенсии, а также стипендии сроком более двух месяцев с преследованием личных интересов работодателя – штрафные санкции 120 тыс. руб. или заработная плата за 1 год. В качестве альтернативы запрет на определенный вид деятельности на 5 лет, заключение под стражу на 2 года. Если задержки по выплатам имели тяжкие последствия, то налагается штраф в размере 500 тыс. руб. В качестве альтернативы лишение свободы на 5 лет.

Штрафные санкции ГИТ в крупных размерах стали возможны после вступления в силу ФЗ № 203-ФЗ . До вступления документа в силу максимальный штраф взимался в размере до 100 тыс. руб. Предпринимателям в некоторых случаях было проще заплатить штраф, чем исправлять нарушения.

Некоторые нарушения статей КоАП РФ тоже облагаются штрафными санкциями после проверок трудовой инспекции:

  1. Ст. 5.27 : при нарушении закона об охране трудовой деятельности с должностных лиц взимается штраф 5 тыс. руб., с юридических лиц – 10-30 тыс. руб. и отстранение от деятельности сроком до 3 месяцев.
  2. За повторное административное наказание по той же причине, что и в первый раз по ст. 5.27, предприниматель отстраняется от деятельности на 1-5 лет.

Штраф ГИТ выписывает сразу после проверки. Оплатить можно через банки или на сайте налоговых органов. Отчет об оплате представляется в комиссию ГИТ по месту регистрации предпринимателя.

Оплатить штраф можно через банки или на сайте налоговых органов.

Выявив следующие нарушения в сфере охраны труда на производстве, государственная инспекция выписывает штраф в размере: с сотрудника – 3 тыс. руб., с юридического лица – 10-30 тыс. руб.:

  • Невыполнение на производстве нормативов по , например необеспечение работникам профилактического питания.
  • Несоблюдение вашими работниками мероприятий по безопасности при осуществлении процессов и манипуляций с оборудованием или инструментами.
  • Неиспользование во время производственного процесса защитных средств: одежды, перчаток, обуви, масок. Защитные средства должны стираться и дезинфицировать работодателем.
  • Несоблюдение работодателем нормативов по продолжительности рабочего дня и выходных (рабочая смена не более 12 часов, более продолжительное рабочее время должно оговариваться в трудовом договоре и оплачиваться как сверхурочное).
  • Разрешение и допуск сотрудника к рабочему месту до прохождения инструктажа по технике безопасности.
  • Нарушение трудового законодательства РФ ст. 213 и непредоставление сотрудникам ежегодных диспансеризаций. Обязательные медицинские осмотры были введены в 2004 году.
  • Отсутствие на производстве должностного лица, ответственного за охрану труда.

Что изменилось в прошлом году?

Каждый год законодательство РФ пересматривается, и в силу вступают новые правила. Новый трудовой закон был принят в 2016 году и вступил в силу 1 января прошлом году.

В первую очередь в трудовое законодательство были внесены изменения о . Размер средней зарплаты был привязан к среднему прожиточному минимуму в каждом отдельном регионе.

Второе важное изменение в ТК РФ ждало любителей поболеть. По временной нетрудоспособности порядок начал выплачиваться с учетом следующих изменений:

  1. Выплата в размере средней заработной платы начисляется сотрудникам со стажем от 15 лет.
  2. Для сотрудников, которые отработали более 8 лет на производстве, размер пособия рассчитывается в размере 80% от средней заработной платы.
  3. Остальные работники получают пособие в размере 60% от среднего месячного заработка.

С 2017 года штрафы ГИТ выписывают только самым нерадивым работодателям. Система санкций была пересмотрена и смягчена. Работодатель после первого нарушения получает предупредительное предписание, и только при его невыполнении инспекторы смогут выписать штраф.

Штрафные санкции налагаются только на работодателей, которые повторно нарушили трудовое законодательство. Закон выявил множество недовольных отзывов от работников, так как выполнение и соблюдение правил до повторного нарушения будет полностью на совести владельца компании.

Изменения 2018 года

В 2018 году самыми важными изменениями в трудовом законодательстве стали повышение размера МРОТ и новый порядок проведения плановых проверок ГИТ.

С 1 января 2018 года МРОТ равняется 9489 рублей. Планируется, что с 2019 года эта сумма будет устанавливаться каждый год и равняться прожиточному минимуму для взрослого гражданина России за второй квартал предшествующего года.

Напомним, что в регионах можно устанавливать свой размер МРОТ, но он не должен быть ниже федеральной «минималки».

С этого года плановые трудовые проверки будут проводиться по проверочным листам – это регламентирует Постановление Правительства РФ от 08.09 2017 г. № 1080. Эти правила будут действовать в отношении работодателей, относящихся к категории умеренного риска, уже с 1 января 2018 года. А с 1 июля нынешнего года – и для остальных категорий. Узнать свою категорию риска предприниматель может из Постановления Правительства РФ от 16.02.2017 N 197.

Кто имеет право присвоить категорию риска? При определении к категории высокого риска – главный госинспектор труда РФ или его заместитель; если присваивается значительная, средняя или умеренная «рискованная» категория – главный госинспектор труда в субъекте РФ или его заместитель.

Если работодатель оставлен без внимания и особая категория не присвоена, значит, ваша компания имеет низкую категорию риска. Но чтобы не попасть врасплох, рекомендуем на всякий случай познакомиться с графиком проверок, который утвердила на 2018 год трудовая инспекция.

Сведения о работодателях с риском выше среднего опубликованы на официальном сайте Роструда.

Соответствующий запрос поможет вам узнать свою категорию риска – для этого нужно направить запрос в Госинспекцию труда. В течении 15 дней должны ответить.

Каков же порядок проведения проверки по чек-листам? Проверочные листы будут использовать для проведения плановой проверки – их будет 154 штуки. На сайте Роструда уже сейчас можно найти большинство из них.

Проверочные листы – по сути просто список вопросов. Эти специальные контрольные вопросы охватывают самые значимые требования ТК РФ 2018 года, которые касаются работодателя. Чек-листы не будут применяться во время внеплановых проверок.

Чек-листы не будут применяться во время внеплановых проверок.

Вопросы проверочных листов коснуться тех аспектов, которые связаны с правами работников: оплатой труда, режимом работы, договорами, больничными и т.д. Пристальное внимание разработчики вопросников уделили охране труда, нарушение требований которой может привести к тяжелым последствиям –травмам или смерти работника. Трудовой инспектор обязан ограничиться вопросами, которые есть в чек-листе.

Бояться штрафов от Государственной инспекции труда не придется, если соблюдать ТК РФ и не нарушать законы. Помните, обиженные сотрудники смогут не только потребовать с вас материальные выплаты через суд, но и предъявить претензию по моральному ущербу. Компании, которые часто попадают на «карандаш» инспекторов в Государственной инспекции труда, редко имеют высокую репутацию.

Система трудовых инспекторов создана государством для осуществления контроля над соблюдением трудового законодательства работодателями. Понять, что проверяет трудовая инспекция можно, ознакомившись с нормативно-правовой базой, основой которой служит конституция, Трудовой кодекс РФ, конвенция МОТ (международной организации труда) и ряд федеральных законов.

Законодательство регулирует:

  • систему работы трудовых инспекторов;
  • причины осуществления проверок;
  • широту полномочий инспекторов;
  • за нарушение законодательства;
  • документацию, обязательную к предоставлению инспекции и т.д.

Исходя из правовых норм, перед государственной охраной труда ставится несколько целей.

К ним относится контроль:

  • над исполнением работодателями трудового законодательства, включая условия труда, документооборот и т.д.;
  • над обеспечением работников положенными государством выплатами, субсидиями и компенсациями, а также над выполнением обязательств по заработной плате;
  • за ведением дел, касающихся несчастных случаев на рабочем месте;
  • и урегулирование споров, касающихся трудовых отношений между работниками.

Кроме того, трудовая инспекция обеспечивает охрану безработных и льготных категорий граждан в части получения ими гос. поддержки и следит за выполнением обязанностей опекунскими органами.

Информационная функция также входит в область того, чем занимается трудовая инспекция, которая должна консультировать как руководителей, так и работником по вопросам, связанным с трудовым законодательством.

Система работы инспекции предполагает плановые и внеплановые проверки. Количество первых регулируется государством, и зависит от вида деятельности предприятия.

Что проверяет трудовая инспекция при плановой проверке?

Визиты инспекторов проходят по заранее сформированному графику.

Плановые проверки делятся на несколько видов:

  1. Комплексная проверка направлена на контроль исполнения фирмой трудового законодательства в полном объеме. Этот вид контроля может быть осуществлен совместно с другими государственными органами. Например, с Налоговой инспекцией или прокуратурой.
  2. Документарная проверка позволяет инспекторам не выезжать на объект, а только потребовать от организации необходимые документы. Последняя обязана предоставить их в 10-дневный срок.
  3. Контрольные визиты также можно отнести к плановым, так как они призваны проверить, устранены ли выявленные нарушения. Хотя такие посещения не вносятся в график, они осуществляются согласно установленному предписанием сроку.

Интересный факт: Благодаря мораторию, введенному 1.01.16 до 2019 года , часть участников малого бизнеса освобождена от плановых проверок.

Не ждать проверяющих могут предприятия, если:

  • у них отсутствуют грубые нарушения;
  • имеют менее 800 мл. рублей выручки в год;
  • штат их сотрудников не превышает 100 человек;
  • государство имеет в их уставном капитале меньше 25%;
  • участие в бизнесе иностранных вложений не превышает 49 %;
  • их деятельность не относится к сфере, исключенной из моратория федеральным законом №294 (социальное обслуживание, аудит, здравоохранение, образование, энергетика, энергоснабжение, бизнес, сопряженный с гос. тайной и т.д.).

Для таких предприятий закон запрещает не только очную плановую проверку, но и проверку документов.

Чем характерна внеплановая проверка трудовой инспекции, и на каких основаниях проводится?

Внеплановые визиты основываются по фактам нарушений. Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции прописаны в постановлении правительства №875 (01.09.12).

Инспектора могут назначить проверку, в случаях, когда:

  • зарплата работникам предприятия задерживается или выплачивается в объеме меньшем, чем установлено законом (см. );
  • не соблюдаются нормы, предписанные для качества условий труда, что может создавать угрозу жизни или здоровья персонала;
  • у инспекторов имеется приказ, составленный по поручению прокуратуры, Правительства или Президента РФ;
  • в инспекцию поступила жалоба о нарушениях трудового законодательства на предприятии, или обоснованный запрос о необходимости проведения проверки;
  • выявленные ранее нарушения не были устранены в установленный предписанием срок.

Чаще всего внеплановая проверка трудовой инспекции проводится по жалобе работника. Решение о её осуществлении принимается в течение месяца с момента поступления претензии. Если обращение сотрудника касается конкретного нарушения, то на предприятии проводится целевая проверка.

Интересный факт: Еслипроверка проходит по запросу сотрудника, инспектор может рассматривать только ту сферу работы предприятия, на которую была направлена жалоба. Несчастные случаи, произошедшие на работе, также воспринимаются как гарантированные предпосылки внеплановой проверки.

Запланированный визит контролирующих органов призван изучить, как в организации соблюдаются законодательные нормы, касающиеся охраны труда и трудовых отношений.

Необходимо наличие необходимой предприятию документации, а также её соответствие требованиям ТК РФ и Постановлениям Правительства, касающимся кадрового учета на предприятии. Условия работы должны быть безопасны, а персонал информирован о технике безопасности на предприятии.

Интересный факт: Внеплановая проверка может быть проведена после анализа требований к кандидатам на занятие вакантной должности на предприятии. Если инспекция посчитает, что в них содержится дискриминационная составляющая (например, ограничения по возрасту, полу и т.д.), может быть инициирован внеочередной визит проверяющих.

Порядок инспектирования

Независимо от того плановая проверка, или нет, она проходит по определенному алгоритму.

  1. Уведомление.
  2. Выезд специалистов и запрос документов.
  3. Документирование результатов.
  4. Предписание.
  5. Обжалование.

Организация должна быть поставлена в известность о предстоящем визите инспектора. Если он проходит по графику, то письменное оповещение осуществляется за три дня. Для внеплановых проверок установлен срок оповещение в одни сутки.

Очная и документальная проверки могут быть как последовательными, так и поочередными. Чаще всего первоначально запрашивается пакет необходимых документов, и после их изучения производится выезд на объект.

По окончании работы проверяющий составляет акт в двух экземплярах.

Если организация не согласна с результатами, отображенными в акте, она имеет право их обжаловать.

По окончанию срока, установленного в предписании, инспектор выезжает на предприятие повторно. Если нарушения не устранены, то на организацию накладываются штрафные санкции.

Плановая проверка не может проводиться чаще одного раза в три года. Проверяющих стоит ждать тем предприятиям, которые отработали три года (фактически или юридически) или на которых с момента предыдущего визита инспекторов прошло три года. Число внеплановых проверок законом не ограничено.

На одну проверку законом отведено двадцать рабочих дней. Период может быть продлен, если в ходе работы потребовались экспертизы или дополнительные исследования. В таком случае инспекция может проводить работы на 20 дней дольше.

Предприятия, имеющие филиалы, могут быть подвергнуты проверке, длящейся до 80 дней, так как сроки устанавливаются для каждого подразделения.

Максимальные сроки проверки трудовой инспекции для малых и микро предприятий установлен в часах (50 и 15 соответственно).

Специалисты трудовой инспекции работают на основании должностной инструкции и не имеют права выходить за её рамки.

Что позволено инспектору?

Полный объем полномочий отражен в 875 Постановлении правительства.

К основным относятся:

  1. Проведение инспектирования в любое время, если у проверяющего имеется приказ и удостоверение.
  2. Возможность требовать необходимые для проверки документы, как у руководителей организаций, так и от государственных органов власти.
  3. Осуществлять расследования, касающиеся несчастных случаев на рабочих местах.
  4. Осуществлять забор проб, если это необходимо и о произведенной работе составлен соответствующий акт.
  5. Выписывать предписания по результатам выявленных нарушений, в том числе запрет на работу отдельным лицам или запрет на использование небезопасного оборудования, которые обязательны для исполнения.
  6. Требовать приостановки или полного прекращения деятельности организации путем обращения в судебную инстанцию.
  7. Собирать материалы относительно лиц виновных в административных нарушениях, связанных с вопросами трудовых отношений или охраны труда и направлять в правоохранительные органы или суд.
  8. Выступать на судебных разбирательствах в качестве эксперта.

Что запрещено инспектору?

Специалист трудового надзора не имеет права проводить проверку без оснований и вне сферы своих полномочий.

  1. Проверять организацию без специального распоряжения и удостоверения.
  2. Нарушать процедуру или сроки работ.
  3. Изымать с предприятия оригиналы документации.

Если специалист превышает полномочия или нарушает процедуру проверки, представитель предприятия вправе обжаловать его действия. Тогда на инспектора будет наложено взыскание или штраф.

Основной перечень документов при проверке трудовой инспекции
В обязанность представителя проверяемой организации входит предоставление документов для трудовой инспекции.

При проверке могут быть исследованы:

  1. Документы, отвечающие за оформление трудовых отношений
  2. (договора с работниками, трудовые книжки, личные карточки, журналы учета кадровых документов и т.д.).
  3. Соответствие системы локальных актов законодательству и друг другу
  4. (учредительная документация, правила, приказы и распоряжения).
  5. Система приема сотрудников на работу, оформление нетрудоспособности и увольнения
  6. (больничные, отчеты о медосмотрах).
  7. Способы формирования оплаты труда и периодичность выплат
  8. (ведомости заработной платы, расчетные листки, положения о зарплате и иных выплатах).
  9. Соблюдение режима работы и компенсационные выплаты
  10. (график работы и отпусков, табели учета рабочего времени и т.д.).
  11. Условия труда и их соответствие нормам безопасности для сотрудников
  12. (документация, определяющая нормы труда, обучения, аттестаций и т.д.).

Если документ обязателен для ознакомления работников, то подпись каждого сотрудника должна подтверждать факт его информирования.

Основные ошибки при оформлении документации и управлении предприятием связаны с невыполнением требований ТК РФ и неверном оформлении деловых бумаг.

Ошибки в трудовых договорах

Наличие письменного договора с каждым работником обязательно. Экземпляр, хранящийся у работодателя, должен быть подписан сотрудником и в обязательном порядке содержать сведения о размере заработной платы.

График отпусков

Чаще всего нарушается порядок предоставления отпуска. По закону можно разделить отпуск на несколько частей, но одна из них должна быть не меньше 14 дней. Общее количество дней отдыха не может быть меньше 28 дней. Перед началом отпуска сотрудник должен быть информирован о его наступлении за две недели. Отпускные работнику должны выплачиваться за три дня до отпуска. Ошибаются и в сроках утверждения графика – 14 дней до начала года, на который планируются отпуска.

Заработная плата

Серьезным нарушением станет заработная плата ниже установленного минимума (МРОТ). Её размер должен быть отражен в рублях. Если выплаты производятся реже, чем раз в 15 дней, необходимо письменное согласие работника. Каждая выдача должна быть подтверждена расчетным листком.

Оформление трудовых книжек

Трудовая книжка должна быть оформлена на каждого из сотрудников. Хранятся эти документы только в сейфе. Все переводы с должности на должность следует фиксировать. Каждая запись должна быть подтверждена приказом за росписью сотрудника.

Особое внимание инспектора обращают на аттестации сотрудников, влияющие на безопасность работы на предприятии. Журналы техники безопасности должны быть подписаны. Лица, не прошедшие обучение, не могут быть допущены к работе.

Предписание, составленное по результатам проверки, может включать в себя штраф предприятию или его сотруднику, ответственному за возникшее нарушение.

Основные штрафы трудовой инспекции, наложенные в 2017 году

Нарушения Юридические лица Индивидуальные предприниматели Должностные лица
Нарушение ТК РФ 30-50 тыс. руб. 1-5 тыс. руб. 1-5 тыс. руб.
Повторное нарушение 50-100 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. 10-20 тыс. руб., либо ограничение на работу в должности до трех лет
Отсутствие трудового договора/неверное оформление документа 50-100 тыс. руб. 5-10 тыс. руб. 10-20 тыс. руб.
Повторное нарушение оформления договорных отношений 10-20 тыс. руб. 30-40 тыс. руб.
Допуск работника к деятельности без права на неё Работодатель – 10-20 тыс. руб., работник – 3-5 тыс. руб.
Повторный допуск 10-20 тыс. руб. 30-40 тыс. руб. Запрет на работу в должности до трех лет
Нарушение в части охраны труда 50-80 тыс. руб. 2-5 тыс. руб. 2-5 тыс. руб.
Повторное нарушение в части охраны труда 100-200 тыс. руб. или запрет на работы до трех месяцев 30-40 тыс. руб. 30-40 тыс. руб.
Выявление на рабочем месте сотрудника не прошедшего инструктаж по охране труда 60-80 тыс. руб. 15-25 тыс. руб. 15-25 тыс. руб.
Отсутствие средств индивидуальной защиты, если они необходимы 130-150 тыс. руб. 25-30 тыс. руб. 25-30 тыс. руб.

Серьезные нарушения могут грозить предприятию не только штрафом, но и запретом на ведение деятельности, по судебному решению.

Результаты проверки

Результатом проверки является акт. В нем указывается дата проведения мероприятия, основание и выявленные нарушения. Представитель организации обязан поставить на акте свою подпись. В случае несогласия этот факт указывается в акте.

После акта создается протокол или Предписание на устранение нарушений. В нем содержатся ссылки на закон, который нарушен, установлен срок для исправления. Когда нарушение устранено, инспектору следует отправить отчет.

Как узнать о плановой проверке?

Узнать о времени плановой проверки можно по графику, составленному Рострудом. Сделать это можно на его сайте rostrud.ru или сайте прокуратуры genproc.gov.ru

Поскольку о своем визите инспекторы предупреждают заранее, у предприятия есть время на подготовку к проверке трудовой инспекции.

Необходимо привести все деловые бумаги в соответствие требованиям ТК, устранить противоречия между документами, проверить наличие всех подписей сотрудников, которые требуются. Удостовериться, что на работники имеют трудовые договора, трудовые книжки, допуски к работе, прошли необходимые инструктажи и аттестации.

Особое внимание следует уделить условиям труда и привести их в соответствие законодательным нормам.

Проверки трудовых инспекторов, которые осуществляют федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, затрагивают всех работодателей — как организации (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), так и физических лиц.

Предприниматель может постараться предварительно выяснить, что проверяет ГИТ при внеплановой проверке, но, как правило, предметом проверки является не только общее соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, но и выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе предыдущих проверок нарушений, а также контроль за проведением мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Что нового предлагают?

До конца июля 2020 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект , который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.

Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.

Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.

Виды проверок

По своему характеру проверки государственной инспекцией труда подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановая проверка

Плановая проверка может быть проведена по истечении трех лет со дня:

  • государственной регистрации юридического лица;
  • окончания проведения последней плановой проверки юридического лица;
  • начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности, связанной с выполнением работ или предоставлением услуг, требующих предоставления уведомления о начале такой деятельности. В частности, речь идет о гостиничных и бытовых услугах, сервисах общественного питания, розничной и оптовой торговле, некоторых видах услуг по перевозке пассажиров и грузов. Подробный список этих видов деятельности можно найти в утвержденном Правительством РФ Перечне работ и услуг (Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).

Кроме того, Правительством установлен перечень организаций, в отношении которых проверка может осуществляться чаще, чем раз в три года. К ним относятся компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

До 31 декабря федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля, составляют план проведения плановых проверок на следующий год и размещают его на своих официальных сайтах в сети Интернет. Найти списки проверок можно по адресам: http://git78.rostrud.ru/plan/ , https://proverki.gov.ru , http://plan.genproc.gov.ru/ . Это единственно достоверный способ, как узнать о проверке трудовой инспекции и неспешно подготовиться к ней.

Если вашу компанию включили в план проверки, то первое, что необходимо проверить, — законно ли это включение.

В соответствии со статьей 26.1 , с 01.01.2016 по 31.12.2018 не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2018 № 480-ФЗ, мораторий на проверки продлили до 31.12.2019, хотя есть и некоторые особенности. В частности, проверки, организованные надзорными органами, перешедшими на риск-ориентированный контроль, не запрещены.

Исключения остались те же: компании, работающие в области здравоохранения, образования, в социальной сфере, сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на организации, совершившие грубые нарушения или лишившиеся лицензий в течение трех лет до наступления момента плановых проверок.

Компания вправе подать в орган государственного контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок, если полагает, что проверка включена в план в нарушение положений указанной статьи. Порядок подачи и рассмотрения такого заявления определен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 № 1268.

Внеплановая проверка

Внеплановая проверка трудовой инспекции — это способ органов контроля «потушить пожар», быстро отреагировать на проблему, на нарушение закона. Поэтому надзорные каникулы на внеплановые проверки не распространяются.

Внеплановая проверка осуществляется:

  • если истек срок исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении нарушений;
  • если в инспекцию труда поступили соответствующие обращения и заявления о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • если в инспекцию труда поступили:
    • обращение или заявление работника о нарушении работодателем трудовых прав;
    • запрос работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ ;
  • если руководителем инспекции труда издан приказ (распоряжение) в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ, а также на основании требования прокурора о проведении такой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при рассмотрении указанных обращений и заявлений, информации о фактах должны учитываться результаты рассмотрения ранее поступивших подобных обращений и заявлений, информации, а также результаты ранее проведенных мероприятий по контролю в отношении соответствующих юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. На практике это должно означать, что при регулярных жалобах на компанию либо если ранее уже были вынесены предписания или привлечены к ответственности компания или руководитель, по отношению к этому работодателю пропадет понятие презумпции невиновности. Однако механизм еще не разработан, и как это будет происходить в реальности, сейчас сказать затруднительно.

Что проверяет инспекция по труду при внеплановой проверке? В первую очередь, инспекторы должны найти подтверждение нарушения прав работников или в целом трудового законодательства. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение законодательства о труде, должностным лицом трудовой инспекции может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но предоставление таких пояснений и иных документов не является обязательным.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение, должностное лицо трудовой инспекции подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.

Как узнать о внеплановой проверке трудовой инспекции? Самостоятельно найти такую информацию невозможно. Но в законе указано, что о проведении проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом:

  • о плановой проверке — не позднее чем за три рабочих дня до ее начала;
  • о внеплановой проверке — не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

Документарные проверки

Документарная проверка может быть как плановой, так и внеплановой, и проводиться по месту нахождения территориального органа государственной инспекции труда. В ходе данной проверки инспектор по труду имеет право запросить документы, подтверждающие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

При этом если он сочтет, что имеющихся документов недостаточно для проведения проверки, то в адрес организации-работодателя может быть направлен мотивированный запрос о предоставлении дополнительной информации с приложением заверенной копии распоряжения (приказа) руководителя (его заместителя) инспекции. Работодатель в ответ на письмо обязан в течение десяти рабочих дней направить указанные в запросе документы в виде заверенных копий либо в электронной форме.

Выездные проверки

При выездной проверке, которая также может оказаться как плановой, так и внеплановой, проверяются сведения, содержащиеся в предоставленных работодателем документах по месту нахождения организации-работодателя. Важно отметить, что в рамках внеплановой выездной проверки государственные инспекторы труда при наличии служебного удостоверения установленного образца вправе беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей.

Предварительное уведомление работодателя о проведении в отношении него Федеральной инспекцией труда внеплановой выездной проверки запрещено законом в следующих ситуациях:

  • когда внеплановая выездная проверка проводится в связи с поступлением в государственную инспекцию труда обращений и заявлений о фактах нарушений, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
  • когда такая проверка организуется на основании обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

ВАЖНО!

С 01.01.2017 при проведении выездной проверки запрещается требовать от проверяемых предоставления документов и информации, которые были предоставлены ими в ходе проведения документарной проверки. На практике это означает, что после проведенной документарной проверки трудовая инспекция должна опираться на документы, предоставленные ей ранее, а не требовать их снова и снова.

Срок проведения проверки трудовой инспекцией

Срок проверки трудовой инспекцией не должен превышать 20 рабочих дней. При этом для микропредприятия такой срок установлен в 15 часов, а для малого предприятия — 50 часов. Однако на сроки проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией, если речь идет о выездных и документарных проверках, такое исключение не действует: их срок строго ограничен 20 днями.

При необходимости инспекция может продлить сроки проверки, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий — не более чем на 15 часов.

Если решение о продлении сроков проверки принято, то оно должно быть доведено до сведения работодателя не менее чем за три рабочих дня до окончания основного срока проведения проверки.

Продление срока внеплановой и документарной проверок не допускается.

Что проверяет трудовая инспекция

Какие документы и за какой период вправе проверять инспекция по труду?

В ст. 357 ТК РФ указано, что в ходе проверок государственные инспекторы труда имеют право запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения контрольных функций.

Инспекторы вправе запросить все обязательные кадровые документы и документы по охране труда. В первую очередь проверке подвергнутся трудовые договоры с работниками. Правильность их оформления, содержание, оформление всех произошедших изменений — все это будет внимательнейшим образом проверяться.

Также будут проверяться приказы по кадрам: прием, перевод, увольнение, отпуска. Все приказы должны иметь номер, документальное основание, подпись работника об ознакомлении.

Обязательно инспектор запросит штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, локальные положения (например о материальном стимулировании сотрудников), журналы ознакомления с локальными актами, журналы по охране труда, журнал учета и движения трудовых книжек.

Причем закон не ограничивает контролеров в отношении периода для охвата проверкой. Что касается глубины проверки, то ограничения могут быть лишь в отношении сроков хранения документов. Следовательно, работодатель не обязан предоставлять документы, срок хранения которых истек.

Кадровые документы должны храниться в организации в соответствии со сроками, которые установлены в утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения». Соблюдать указанные в Перечне сроки должны все организации независимо от формы собственности (п. 1.2 Перечня, Решение ВАС РФ от 21.02.2012 № 14589/11).

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

Работодатель имеет право:

  • быть уведомленным в установленные сроки о предстоящей проверке;
  • потребовать, чтобы проверяющие лица продемонстрировали служебные удостоверения;
  • получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) инспекции труда о проведении проверки;
  • потребовать предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органом прокуратуры, если организуется внеплановая выездная проверка по основаниям, требующим такого согласования;
  • запрашивать у должностных лиц информацию об органе, направившем их для проведения проверки, а также об экспертах и экспертных организациях, участвующих в ней;
  • присутствовать при проверке и давать объяснения по относящимся к ней вопросам;
  • обратиться с просьбой ознакомиться с административными регламентами проведения проверки и порядком ее проведения;
  • отказаться от оплаты проверки;
  • ознакомиться с результатами проверки;
  • предоставить в письменной форме возражения, если он не согласен с фактами, выводами, изложенными в акте проверки (предписании об устранении выявленных нарушений). Возражения вместе с заверенными копиями обосновывающих документов предоставляются в соответствующую инспекцию труда в течение 15 дней с даты получения акта проверки;
  • обжаловать в административном и(или) судебном порядке действия (бездействие) должностных лиц органа, проводящего проверку, повлекшие за собой нарушение прав работодателя;
  • оспорить применение административного наказания по результатам проверки.

При выездной проверке работодатель обязан:

  • предоставлять для проверки документы, относящиеся к предмету, целям, задачам проверки;
  • организовать личное присутствие руководителя при проведении проверки либо обеспечить присутствие должностных лиц или уполномоченных представителей организации, отвечающих за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований в сфере труда и охраны труда;
  • обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих на территорию организации, в здания, строения, сооружения, помещения, используемые при осуществлении хозяйственной деятельности, к оборудованию и транспорту;
  • вести журнал учета проверок, типовая форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития № 141.

Результат проверки

Как оформляют результаты проверок, если нарушений нет? Закон обязывает инспекторов по окончании проверки составлять акт по установленной форме (утв. Приказом Минэкономразвития № 141) в двух экземплярах. Один из них с копиями приложений вручается полномочным представителям работодателя под личную подпись об ознакомлении либо об отказе от ознакомления с актом проверки. При этом руководитель (или уполномоченный представитель) организации вправе отразить в акте свое согласие или несогласие с результатами проверки, а также с отдельными действиями должностных лиц, ее проводивших.

В случае несогласия с выводами, содержащимися в акте, работодатель может обжаловать его в течение 15 дней. Для этого необходимо предоставить в соответствующий орган, указанный в акте, письменные возражения.

Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы предъявляют работодателю предписание об их устранении. В нем указываются требования об устранении выявленных правонарушений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях лиц к ответственности и т. д.

Если работодателю необходимо устранить нарушения, то в предписании обязательно должна содержаться ссылка на абзац, пункт, часть и номер статьи закона, положение которого нарушено. При нарушении инспектором порядка оформления предписания работодатель имеет право его обжаловать.

Кроме того, работодателя и его должностных лиц могут привлечь к административной ответственности. Постановление о привлечении к административной ответственности может быть обжаловано у руководителя инспекции или в вышестоящей организации и в суде.

Штрафы по результатам проверки

Привлечение к административной ответственности чаще всего выражается в наложении штрафа. Работодатели должны помнить, что выявленные в рамках одной проверки несколько нарушений норм законодательства о труде образуют самостоятельные составы административных правонарушений (Постановление Президиума Верховного суда РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16). Это означает, что по итогам одной проверки при обнаружении нескольких разных нарушений штраф будет наложен за каждое.

Вместе с тем работодатели должны знать, что выявленные в ходе двух разных проверок одни и те же нарушения могут образовывать единый состав правонарушения, а значит, штраф в таком случае должен быть только один. Подобный случай разбирал Верховный суд РФ: несколько работников пожаловались в ГИТ на нарушение их прав при сокращении. В результате двух внеплановых проверок инспекторы вынесли два отдельных постановления о привлечении к ответственности должностного лица работодателя, при этом тип правонарушения был единый. Вынося решение по данному делу, судьи подчеркнули, что однотипные нарушения должны быть включены в единый состав административного правонарушения, а значит, и штраф должен быть один, а не два. То, что штрафы выписывались по результатам двух разных проверок, и то, что пострадавшими были разные люди, судьи не посчитали фактом, позволяющим назначить двойное наказание за одно и то же нарушение законодательства о труде (Постановление ВС РФ от 01.10.2018 № 41-АД18-21).

Подводя итог, стоит сказать следующее: не стоит считать ведение кадрового делопроизводства и надлежащее оформление требований по охране труда второстепенной функцией в бизнес-процессах организации. Грамотное и аккуратное соблюдение необходимых процедур защитит компанию как от больших штрафных санкций, так и от судебных исков и иных жалоб работников.

Государственные инспекторы труда могут проводить внеплановые и плановые проверки в отношении любого работодателя в установленном законодательством порядке. Предметом проверок служит соблюдение работодателем в ходе осуществления своей деятельности требований действующих нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права .

Основания для проведения трудовых проверок

На что чаще всего жалуются работники?

В процессе осуществления профессиональной деятельности у сотрудников могут появляться самые различные претензии в адрес начальства. Однако современная практика показывает, что наиболее распространенными из них являются следующие:

  1. Задержка заработной платы либо неправомерный отказ работодателя от исполнения своих финансовых обязательств. Зарплата является главной причиной и стимулом для качественного исполнения регулярных профессиональных обязательств сотрудниками. На работодателя, в свою очередь, возлагается серьезная ответственность в отношении осуществления регулярных выплат.
    В соответствии с установленными правилами, денежные средства должны выдаваться современным работникам не реже, чем два раза за один календарный месяц. Именно поэтому во многих компаниях действует следующее правило: сначала служащие получают аванс и уже потом - оставшуюся часть своего заработка. Несоблюдение этого правила является серьезным нарушением со стороны работодателя.
    Помимо этого, положенные сотрудникам денежные средства должны выдаваться им в строго определенные даты. Эти даты фиксируются в соответствующем разделе каждого трудового договора, а также в иных внутренних документах компании. Нарушение существующего графика выплат работодателем так же дает сотрудникам законное право на предъявление официальных претензий в адрес начальства.
  2. Незаконное произведенное увольнение. Как известно, каждый сотрудник может быть уволен из организации на основании собственного желания, по соглашению сторон, а также по одностороннему решению руководителя. Именно в последнем случае у работников, чаще всего, возникают претензии в адрес начальства.
  3. Нарушение работодателем законных прав служащих на регулярное получение оплачиваемого отпуска. В соответствии со стандартными правилами период отдыха должен предоставляться сотрудникам каждый год. Его продолжительность, в большинстве случаев, составляет ровно 28 дней. Уход сотрудников в законный отпуск осуществляется на основании заранее составленного графика. При этом служащий может принимать самостоятельное решение о том, возьмет ли он отпуск целиком либо разделит данный период на несколько частей. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить требования служащего. В противном случае у сотрудника будут иметься все основания для обращения в уполномоченную инстанцию и предъявления официальных претензий.
  4. Незаконное проведение работодателем сокращения. Право на сокращение у руководителя имеется, однако такие действия должны быть обоснованы с точки зрения законодательных норм. Более того, действующими правилами был установлен перечень особых категорий сотрудников, которые не могут подлежать сокращению ни при каких обстоятельствах. Следовательно, если работодатель все-таки примет решение сократить таких служащих, они смогут признать данное решение незаконным.

Обязан ли инспектор предупреждать о внеплановой проверке?

Проверка трудовой инспекцией представляет собой особую процедуру, во время которой особое внимание уделяется деятельности организации и ее соответствия установленным законодательным нормам. Естественно, для каждого работодателя такая проверка характеризуется серьезным стрессом. Дело в том, что обнаруженные в ходе проверочных мероприятий нарушения обязательно будут зафиксированы уполномоченными лицами в письменной форме. Более того, на основании обнаруженных несоответствий, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности.

Именно поэтому современных руководителей нередко волнуют вопросы о том, обязан ли трудовой инспектор заранее предупредить работодателя о скором визите. Сразу следует отметить, что здесь все будет зависеть от непосредственного типа проверки, которая была избрана уполномоченным лицом, например:

  1. Как известно, проверка трудовой инспекции может осуществляться в плановом режиме. В таком случае она будет представлять собой стандартную процедуру, которая исполняется уполномоченными лицами с установленной периодичностью. В данной ситуации трудовой инспектор действительно будет обязан заранее предупредить руководителя организации о грядущей проверке. Более того, предупреждение должно быть оформлено в письменном виде. Для этого трудовым инспектором составляется специальное уведомление, которое отправляется работодателю. Данный документ может быть составлен в свободной форме. Главное, чтобы в нем содержались следующие сведения: наименование и адрес организации, в которую направляется трудовой инспектор, основная информация о том, что в компании будет проведена проверка и т.д.
    Во время подготовки вышеуказанного уведомления уполномоченным лицом должно быть соблюдено и еще одно важное правило, а именно - установленные сроки, в которые работодатель должен быть осведомлен о проверке. В соответствии с действующими правилами, документ должен быть передан работодателю не позднее, чем за три дня до непосредственного начала проверки.
  2. Второй разновидностью проверки трудовой инспекции можно назвать внеплановую. Она представляет собой особые мероприятия, которые, как и следует из их названия, проходят во внеплановом режиме. Для назначения внеплановой проверки у уполномоченного лица должны иметься определенные основания. В большинстве случаев таким основанием является получение письменного обращения от недовольного сотрудника. В своем письме он может сообщить о различных нарушениях, которые совершаются работодателем. О внеплановой проверке трудовой инспектор никогда не предупреждает руководителя организации.

Как минимизировать отрицательные последствия проверки трудовой инспекцией?

Безусловно, итоги любой проверки трудовым инспектором напрямую будут зависеть от того, добросовестно ли работодатель осуществляет свою деятельность. Однако современная практика позволяет выделить несколько важных советов, соблюдение которых позволит сократить негативные последствия до минимума:

  1. Прежде всего, желательно идти с инспектором на контакт. Не нужно пытаться установить для него препятствия для проведения проверки. Такое поведение работодателя только усугубит ситуацию и настроит инспектора против него.
  2. Во время общения с инспектором нужно быть максимально сдержанным, не грубить и, тем более, не пытаться запугать его. Все это обернется лишь дополнительными проблемами для директора.
  3. Кроме этого, необходимо быстро и качественно исполнять все требования уполномоченного лица. Например, инспектор может потребовать представить некоторые дополнительные документы компании для их внимательного изучения и т.д.
  4. После получения соответствующего заключения о результатах проверки не нужно пытаться оспорить указанные в документе нарушения. Если работодатель действительно считает их несправедливыми, оспаривание решения трудового инспектора необходимо будет производить в судебном порядке.