К организациям осуществляющим полустационарное социальное обслуживание. Полустационарное и срочное социальное обслуживание инвалидов. Стационарное и полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание используется для таких граждан пожилого возраста и инвалидов, которые способны обслуживать сами себя и могут активно передвигаться. Они не должны иметь медицинских противопоказаний для зачисления на подобное социальное обслуживание. Также в эту группу включены дети, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации.

Осуществление полустационарного социального обслуживания производят полустационарные организации (предприятия, учреждения) социального ухода или отделения пребывания, как в ночное, так и в дневное время. Они формируются в центрах общественного социального обслуживания и применяются для помощи в проведении мероприятий в области социальной адаптации к условиям жизни в обществе клиентов социальной службы, которые утратили социально полезные связи.

Замечание 1

Полустационарное социальное обслуживание состоит в медицинском уходе, социально-бытовом и культурном обслуживании. Его получают инвалиды и граждане пожилого возраста.

В рассматриваемых учреждениях могут быть оказаны услуги по:

  1. организации питания, быта и досуга (например, обеспечение горячей едой и питьем, выдача постельного белья, обеспечение газетами, книгами, журналами и др.);
  2. социальным медицинским услугам (например, получение медицинской психологической помощи, санитарные и гигиенические услуги, лечебные и оздоровительные мероприятия, реабилитационные мероприятия для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторное, курортное лечение, содействие в протезировании и др.);
  3. получению образования и профессиональной подготовке;
  4. помощи в трудоустройстве;
  5. оказанию правовых услуг;
  6. содействию для организации ритуальных услуг.

Особенности полустационарного обслуживания

Для людей без соответствующего места жительства и занятия, могут быть созданы специальные полустационарные учреждения, включая дом для ночевки, гостиница или приют, центр социальной адаптации. В подобных организациях могут быть предоставлены услуги ночлега, первой доврачебной помощи, предоставления предметов личной гигиены и санитарной обработки, одноразового бесплатного питания, консультациям в вопросах бытового устройства и трудоустройства, помощи в оформлении документации, удостоверяющей личность человека, определению в стационарные учреждения, осуществляющие социальное обслуживание.

Замечание 2

Для лиц, которые освобождаются из мест лишения свободы и которым необходима социальная адаптация, кроме вышерассмотренных услуг, может быть оказана помощь в области восстановления утраченных социальных связей с семьей, прав на жилье и др.

Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому может являться одной из основных форм социального обслуживания. Подобное обслуживание направлено на максимальное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычных условиях социальной среды для поддержки их социального статуса, включая защиту законных интересов и прав таких лиц.

В число гарантированных надомных социальных услуг можно включить услуги по:

  1. организации питания, в том числе доставку еды домой;
  2. помощи в покупке медикаментов, продуктов, товаров первой необходимости;
  3. содействию в получении медицинской помощи, включая процесс сопровождения в медицинские учреждения;
  4. поддержка жизненных условий, которые соответствуют требованиям гигиены;
  5. содействию в организации юридической помощи и услуг в сфере права;
  6. помощи в организации ритуальных услуг, похорон;
  7. прочие социальные услуги домашнего характера.

В ходе обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов, которые проживают в жилых помещениях, не наделенных центральным отоплением (водоснабжением), в надомные социальные услуги может быть включена помощь в обеспечении водой, топливом.

Замечание 3

Социальное медицинское обслуживание на дому проводят для нуждающихся в надомных социальных услугах. Это могут быть лица пожилого возраста и инвалиды, которые страдают психическими расстройствами (на этапе ремиссии), туберкулезом (исключая его активную форму), тяжелыми заболеваниями (включая онкологию) в поздних стадиях.

Для лиц пожилого (престарелого) возраста и инвалидов, которые являются бактерио- или вирусоносителями, или при их хроническом алкоголизме, карантине в случае инфекционного заболевания, активной формы туберкулеза, тяжелого психического расстройства, венерических и прочих болезней, которые требуют лечения в специальных организациях здравоохранения, может быть получен отказ в предоставлении домашних социальных услуг и социально-медицинского обслуживания.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОЛУЧАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Социальное обслуживание в полустационарной форме предоставляется несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием у них следующих обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности:

а) наличие у ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством) трудностей в социальной адаптации;

б) наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

в) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

г) наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм, полученных вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов и (или) наличие суицидальных намерений;

д) совершение несовершеннолетним правонарушения, преступления;

е) нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе жестокое обращение и насилие в отношении несовершеннолетнего;

ж) наличие обстоятельств, вызывающих риск оставления родителем или иным законным представителем ребенка без попечения, а также риск искусственного прерывания женщиной беременности не по медицинским показаниям;

з) наличие у несовершеннолетнего правового статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо наличие у гражданина статуса лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются отделением дневного пребывания несовершеннолетних и социальной реабилитации инвалидов.

2.1. Заявление о предоставлении социальных услуг подается гражданином либо его представителем

2.2. К заявлению о предоставлении социальных услуг в обязательном порядке прилагаются следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (при наличии);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина обращается его представитель;

в) копия документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина, обращается его представитель;

г) копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для нахождения в полустационарной организации, указанных в пункте 4.2 раздела 4;

д) документмедицинской организации о помещении родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на лечение (реабилитацию) (при наличии);

е) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе основанное на заключении психолога (при наличии);

ж) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего (при наличии).

3.1. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, указанные в Законе Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», в объемах, определенных стандартами социальных услуг, гражданам, указанным в пункте 1.1 раздела 1, предоставляются бесплатно.

3.2. Социальные услуги, оказанные сверх объемов, определенных стандартами социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень социальных услуг, утвержденный Законом

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ

4.1. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам при отсутствии у них медицинских противопоказаний, указанных в пункте 4.2 настоящего раздела.

4.2. Медицинскими противопоказаниями к предоставлению социальных услуг в полустационарной форме являются:

а) острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;

б) тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

в) карантинные инфекционные заболевания;

г) хронические и затяжныепсихические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;

д) полная потеря способности к самообслуживанию и свободному передвижению;

е) все заболевания, требующие стационарного лечения, постоянного круглосуточного ухода, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения).

4.3. При наличии у гражданина медицинских противопоказаний он вправе повторно обратиться за предоставлением социальных услуг после прохождения соответствующего лечения и повторного представления документов, указанных в разделе 2 .

4.4. При обращении к поставщику социальных услуг гражданин, его представитель представляет следующие документы:

а) личное обращение несовершеннолетнего либо заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам, либо заявление органа или должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;

в) свидетельство о рождении (при его отсутствии – заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст несовершеннолетнего), паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (для граждан старше 14 лет) (при наличии);

г) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителей, законных представителей (при наличии);

д) копию заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для нахождения в полустационарной организации, указанных в пункте 4.2 раздела 4.

4.4.1. Управлением дополнительно поставщику социальных услуг предоставляются копии следующих документов:

а) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (при наличии);

б) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего (при наличии).

4.5. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с настоящим подразделом предоставляются на срок не более 18 рабочих дней (в объеме не более трех часов в день).

4.6. Для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания формируются следующие группы:

а) в первой половине дня с соблюдением временного промежутка 08:30-11:30 для:

детей, не посещающих дошкольные организации;

школьников, обучающихся со второй смены;

б) во второй половине дня с соблюдением временного промежутка 13:30-16:30 для школьников, обучающихся с первой смены.

В течение всего дня группы могут посещать подростки, не обучающиеся и не имеющие постоянного места работы, а также подростки, получающие среднее профессиональное образование, работающие подростки.

4.7. В последний день социального обслуживания в полустационарной форме выдается получателю социальных услуг либо его представителю заключение о результатах реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и рекомендации по дальнейшей работе с ним и (или) его семьей. Рекомендации по дальнейшему социальному сопровождению несовершеннолетнего и его семьи также направляются в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОЛУЧАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ – ИНВАЛИДАМ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В СВЯЗИ С ЧАСТИЧНОЙ УТРАТОЙ СПОСОБНОСТИ ЛИБО ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИЛУ НАЛИЧИЯ ИНВАЛИДНОСТИ, ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ.

Социальное обслуживание в полустационарной форме в соответствии с настоящим разделом предоставляется:

Инвалидам, детям-инвалидам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу наличия инвалидности.

Детям в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет ограниченных возможностей здоровья.

Социальные услуги в полустационарной форме в соответствии с настоящим подразделом предоставляются центрами (комплексными центрами) социального обслуживания населения, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами реабилитации инвалидов, центрами социальной помощи семье и детям и другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, аналогичную деятельности указанных организаций.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Заявление о предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящим подразделом подается гражданином либо его представителем.

К заявлению о предоставлении социальных услуг прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина обращается его представитель;

3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина, обращается его представитель;

4) копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в полустационарной форме.

5) копия свидетельства о рождении

6) копия справки о наличии инвалидности с указанием группы инвалидности (при наличии инвалидности);

7) копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации (при наличии инвалидности).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО ЛИБО ЗА ПЛАТУ ИЛИ ЧАСТИЧНУЮ ПЛАТУ

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, указанные в Законе Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» предоставляются бесплатно.

Социальные услуги, оказанные сверх объемов, определенных стандартами социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень социальных услуг, утвержденный Законом Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», предоставляются на условиях оплаты в размере 100 процентов установленных тарифов в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам, при отсутствии у них медицинских противопоказаний.

Медицинскими противопоказаниями к предоставлению социальных услуг в полустационарной форме в соответствии с настоящим подразделом являются:

1) острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;

2) туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;

3) тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

4) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;

5) хронический алкоголизм, наркотическая зависимость;

6) полная потеря способности к самообслуживанию и свободному передвижению;

7) все заболевания, требующие стационарного лечения, постоянного круглосуточного ухода, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения).

При наличии у гражданина медицинских противопоказаний он вправе повторно обратиться за предоставлением социальных услуг в соответствии с настоящим подразделом после прохождения соответствующего лечения и повторного представления документов.

При обращении к поставщику социальных услуг гражданин, его представитель представляет следующие документы:

1) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина или свидетельство о рождении ребенка;

3) заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в полустационарной форме.

Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.

Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:

    в форме социального обслуживания на дому – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 939н;

    в полустационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 938н;

    в стационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 935н.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ.

К сведению:

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

К сведению:

В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33-1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).

Согласно ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

    Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.

    Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

    размеров установленных пенсий;

    сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33-6913/2015).

В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам, если учреждение является их опекуном или попечителем?

Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.

Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.

При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив , выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).

Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).

Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.

На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?

На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442-ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

    федеральным органом исполнительной власти – для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

    уполномоченным органом субъекта РФ – для организаций социального обслуживания субъекта РФ.

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен пре­дусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:

1) на текущую деятельность учреждения:

    приобретение продуктов питания и медикаментов;

    приобретение мягкого инвентаря и прочие текущие расходы;

2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;

3) на стимулирование труда работников учреждения.

Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407-пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.

В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.

На что могут расходоваться средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?

Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10-р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.

Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:

    составляют список товаров в пределах утвержденного перечня;

    определяют сумму денежных средств, необходимых для их приобретения;

    представляют информацию на комиссию для принятия решения о снятии денежных средств.

Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.

Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?

Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).

Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Обратите внимание:

Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).

Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):

    в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя;

    во вторую очередь – братья и сестры, дедушка и бабушка;

    в третью очередь – дяди и тети наследодателя.

    Отметим, что проживающий в учреждении пенсионер или инвалид может написать завещание и заверить его у нотариуса, тем самым распорядиться своим имуществом на случай смерти. Также заверить завещание может директор дома престарелых, и такое завещание будет приравнено к нотариальному.

Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:

  1. Пенсионер может передать свое имущество в распоряжение социального учреждения. Для этого с домом престарелых или иным социальным учреждением, где проживает гражданин, заключается договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В таком случае социальное учреждение содержит гражданина за счет собственных средств, но имущество после смерти гражданина перейдет учреждению.
  2. Если собственность пенсионера не была передана в распоряжение учреждения, где он проживает, у него нет наследников и она никому не завещана, то после смерти гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ). В таком случае недвижимое имущество передается в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество (в том числе денежные средства) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

К сведению:

Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.

Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане:

    оформляются в социальное учреждение временно (в договоре нужно прописать срок);

    приватизируют квартиру и после этого заключают договор с учреждением, оказывающим соцуслуги.

Обобщим вышесказанное.

    Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении (например, из пенсии), или это могут делать его родственники либо опекуны.

    По заявлению пенсионера пенсия полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФ РФ на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Оставшаяся часть пенсии может перечисляться на счет пенсионера в кредитной организации или доставляться непосредственно ему. Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения.

    Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, могут использоваться учреждением для его развития, покрытия расходов по текущей деятельности и стимулирования работников. Средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

    Имущество недееспособных граждан, проживавших в социальных учреждениях, после их смерти не переходит в распоряжение этого учреждения. Оно может быть передано учреждению по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенным с пенсионером при жизни, или по иным правовым основаниям. Если такой договор не заключался, наследников на имущество нет и оно никому не завещано, то после смерти такого гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность государства.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.
Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Приказом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994 N 10 утверждено Временное положение о доме ночного пребывания.Статья 20. Стационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Не допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания

Глава 2. Характеристика отдельных видов социального обслуживания

2.1 Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых

2.2 Полустационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых

Заключение

Библиографический список

В ведение

Актуальность моей работы обусловлена, прежде всего, тем, что в современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста и инвалидов в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше.

Инвалидность и старость - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Развитию социального обслуживания пожилых и инвалидов предаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов и пожилых граждан, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей. Сегодня данный круг лиц относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения. инвалид социальный обслуживание сочувствие

Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека и инвалида становится реальной и тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага, а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

Целью исследования является рассмотрение форм и методов организации социального обслуживания инвалидов и престарелых, для достижения чего поставлены следующие задачи:

1. уточнить понятие социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;

2. рассмотреть инвалидов и пожилых граждан как субъектов социального обслуживания;

3. изучить такие формы социального обслуживания, как стационарное и полустационарное социальное обслуживание.

Объект исследования - нормы права, направленные на социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.

Предмет исследования - социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.

Метод исследования - изучение и исследование специальной научной литературы, нормативно-правовых актов.

Глава 1. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и прочее.

Право на социальное обслуживание имеют: граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.В зависимости от социального положения нуждающихся, а также по их желанию, форма услуг может принимать следующие формы: бесплатную, форму частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются социальные услуги: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Социальные услуги на условиях частичной оплаты оказываются: одиноким гражданам пожилого возраста (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию, в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход, при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона; гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях полной оплаты социальные услуги оказываются гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150 процентов прожиточный минимум, установленный для данного региона.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

1) Адресность. Предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.

2) Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

3) Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

5) Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

6) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Контроль над деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения, органами образования в пределах их компетенции.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения, занимающиеся в соответствии с учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц с психическими расстройствами. Одним из таких объединений является Независимая психиатрическая ассоциация России

Надзор за соблюдением законности в данной сфере, осуществляют органы прокуратуры, чья помощь должна быть наиболее оперативной.

Действия или бездействие государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд.

1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

Информацию о своих правах, обязанностях, условиях оказания социальных услуг, о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях их оплаты;

Добровольное согласие на социальное обслуживание (в отношении недееспособных граждан согласие дается их опекунами, а при их временном отсутствии - органами опеки и попечительства);

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг (такая информация составляет профессиональную тайну указанных работников);

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, - их законным представителям. Граждане, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в этих учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья граждан или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях такого отказа.

Глава 2. Характеристика отдельных видов социального обслуживания

2.1 Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых

Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения имеет следующие особенности: Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах и др.; В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины - с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных их содержать;

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать;

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами;

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет;

В специальные дома-интернаты направляются лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка, а также лица из числа особо опасных преступников, а также занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального, бытового и лечебно-трудового характера; Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя; В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до 1 месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдается с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственников или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

2.2 Полустационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых

Одной из разновидностей социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста являются полустационары, создаваемые в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

В отделениях дневного (ночного) пребывания осуществляется социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов.

Полустационарное социальное обслуживание предусмотрено для лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к зачислению на такое социальное обслуживание, а также детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

В указанных учреждениях оказываются следующие виды услуг:

1) организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, предоставление постельных принадлежностей, обеспечение книгами, журналами, газетами);

2) социально-медицинские услуги (содействие в получении медико- психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, содействие в проведении реабилитационных программ для инвалидов, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, содействие в протезировании и т.д.);

3) содействие в получении образования и профессиональной подготовки;

4) содействие в трудоустройстве;

5) содействие в организации правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг.

Для лиц без определенного места жительства и занятий в системе органов социальной защиты создаются специальные учреждения полустационарного типа -- дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной адаптации (постановление Правительства РФ от 8 июня 1996 г. № 670). В указанных учреждениях предоставляются:

* талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

* первая доврачебная помощь;

* предметы личной гигиены, санитарная обработка;

* направление на лечение;

* содействие в обеспечении протезирования;

* оформление в дом-интернат;

* оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

* содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

* содействие в получении страхового медицинского полиса;

* оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и т.д.).

З аключение

Из всего изложенного можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы - повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

Для более эффективной работы органов социального обслуживания необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. - 1999. - №22-23.(действующая редакция).

2. Конституция Российской Федерации. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. - 1993.

3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"// Консультант плюс (действующая редакция).

4. Постановление губернатора Владимирской области N 920 «О внедрении во Владимирской области стационарозаменяющей технологии «Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов»» от 16 августа 2012 г.// Консультант плюс (действующая редакция).

5. Постановление губернатора Владимирской области № 435 «Об утверждении административного регламента по предоставлению департаментом социальной защиты населения администрации Владимирской области государственной услуги по направлению на стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» от 10 мая 2011 г// Консультант плюс (действующая редакция).

Литература

6. Агапов Е. П. Методы исследования в социальной работе/ Учебное пособие. -М.: Дашков и Ко, 2013 г. 224 с.

7. Буянова М. О. Право социального обеспечения России: Учебник / М. О. Буянова и др.; под ред. К. Н. Гусова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012.-512с.

8. Галаганов В.П.Право социального обеспечения/ Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2014.- 512.

9. К.Н. Гусова Право социального обеспечения России.-М.: Проспект, 2010.-329 с.

10. Карпунина Н.А. Юридические факты в праве социального обеспечения. Дисс. канд. юрид. наук. М. 2010 г.

11. Минаева Л.Н., Беликова Т.Н. Пенсия: расчет и порядок оформления /Практическое пособие.- СПб.: Питер, 2011г.- 224 с.

12. Миронова Т. К. Право социального обеспечения. Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2013.-312 с.

13. Миронова Т.К. Право социального обеспечения/Учебное пособие. - М.: Кнорус, 2013 (19,5 п.л.)

14. Симонов А.Н. Пенсионное обеспечение пожилых граждан в условиях социальной модернизации России.Дисс. канд. социол. наук: 22.00.04, Волгоград, 2009. - 162 с.

15. Снежко, О. А. Защита социальных прав граждан: теория и практика: монография / О. А. Снежко. -М. : Инфра-М, 2013. -274 с

16. Соколова В.Ф., Берецкая Е. А. Теория и практика реабилитации граждан пожилого возраста/Учебное пособие.- М.: Флинта, 2012. - 195 с.

17. Тучкова Э.Г. Акатнова М.И., Ерофеева О.В./Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / отв.ред. Э.Г.Тучкова, Ю.В. Васильева - М.: Проспект, 2013. (27,5 п.л.) .

18. Энциклопедия социальных практик / Под ред. Е.И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - М.: ИТК "Дашков и К°", 2011.

Интернет ресурсы

19. Электронный журнал «Азбука права» [Электронный ресурс] ,-http://azbuka.consultant.ru/.

20. Департамент социальной защиты населения Владимирской области [Электронный ресурс],- http://www.social33.ru/.

21. Администрация Владимирской области(официальный интернет-портал) [Электронный ресурс],- http://www.avo.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Основная функция, выполняемая психоневрологическими интернатами. Задачи деятельности Геронтологического центра. Дом-интернат для престарелых.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2014

    Социальная политика государства по защите и поддержке граждан пожилого возраста, основные принципы их социального обслуживания в России. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новый Уренгой.

    дипломная работа , добавлен 06.01.2014

    Понятие, критерии эффективности социального обслуживания. Изучение способов его оценки в отделении социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов на примере МУ "Междуреченский комплексный центр социального обслуживания населения".

    дипломная работа , добавлен 26.10.2010

    Цели и задачи, принципы, функции, виды и формы деятельности системы социального обслуживания населения, ее проблемы и пути их решения. Управление и специфика работы учреждений социального обслуживания семьи и детей, людей пожилого возраста и инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Проблемы одиночества пожилых людей. Особенности деятельности специалиста по социальной работе отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Рекомендации по совершенствованию условий жизни пожилых граждан на селе.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Общие положения социального обслуживания граждан. Принципы социального обслуживания граждан. Содержание инвалидов и престарелых в учреждениях социальной защиты населения. Реабилитация инвалидов. Программа по реабилитации инвалидов в Читинской области.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2008

    Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения. Система социального обслуживания населения: принципы, функции, виды и формы деятельности. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров. Социальное обслуживание инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2008

    Понятие социального обслуживания. Системная функция коррекции работы механизмов саморегуляции и самоорганизации общества. Функции государственных социальных служб. Специфика деятельности учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание, его формы и основные принципы. Характеристика учреждений социальной помощи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Городская социальная служба" и "Геронтологический центр".

    курсовая работа , добавлен 27.12.2010

    Понятие, принципы, цели и задачи социального обслуживания населения. Виды и специфика деятельности учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации. Учреждения социального обслуживания семьи и детей, пенсионеров и инвалидов.