Модели оказания социальных услуг и социального сопровождения. Социального обслуживания. К ним относятся

Определенным этапом в предоставлении социальных услуг называют 60-е годы XX века, когда эта сфера развивалась особенно бурно. Именно этот период характеризовался интенсификацией промышленного развития, ускоренным процессом урбанизации и перемещением населения. Во многих странах Европы и Америки значительно были расширены возможности предоставления социальных услуг, расширена сеть лечебно-реабилитационных и образовательных учреждений.

своей сути вся сфера предоставление услуг в социальной сфере превратилась в институт, действующий в системе общественных отношений - удовлетворение коллективных интересов, то есть защиту интересов всего общества в целом, одновременно не ущемляет интересов отдельного индивида. Предоставление социальных услуг тесно связана с таким понятием, как благосостояние человека и общества. Это понятие в наиболее общей форме может быть сформулирована как попытка создать общество, каждый член которого имел бы возможность реализовать свои потребности, развивался бы в соответствии с принятым этим обществом ценностей и был бы защищенным этим обществом от социальных и природных катаклизмов. Любая современная индустриально развитое государство имеет социально ориентированную экономическую политику, которая реализуется государственными, общественными, частными учреждениями.

В конце 80-х годов в связи с экономическим кризисом, подход по развитию сферы социальных услуг несколько меняются. Ставка делается на социально-идеологически модель, которая была предложена либерально-консервативными политиками, в частности переход к смешанной формы предоставления социальных услуг, большую часть из которых должны оплачивать сами граждане. Несмотря на критику в отношении неэффективности и убыточности для рыночной экономики, никто из современных официальных политиков как на Западе, так и на Востоке не собирается (а точнее не в состоянии изменить мнение о том, что развитие социальных услуг является фактически стабилизатором общественной жизни, а их развитие - залог повышения качества жизни людей. В противном же случае современное общество потеряет признаки цивилизованности, условия для стабильного социального развития. Решение актуальных проблем, удовлетворения потребностей как личностных, так и общественных порождает новые потребности, новые проблемы, причем, как правило, более сложные и менее решаемые традиционными методами.

Сфера предоставления социальных услуг внутренне противоречива: с одной стороны, она ориентирована экзистенциально помочь личности, стимулирует ее индивидуализацию, а с другой - не противоречить социальной политике государства, поддерживать социальный порядок в обществе.

В научной литературе, освещая зарубежный опыт, выделяют различные экономические модели (их можно считать маркетинговыми) удовлетворение социальных потребностей - англосаксонская (или неоамериканская) и рейнская. Для обеих моделей социальные нормативы уровня и качества жизни человека и общества в целом являются ориентирами социально-экономического развития. Рыночность же экономики с ее определенными преимуществами - лишь путь к удовлетворению социальных потребностей человека. Такой подход был разработан немецкими учеными в середине XX века и реализован в Германии в виде "немецкого экономического чуда". Потом к такому пониманию экономических процессов присоединились другие государства. Преимущества такого подхода заключались в его основных принципах: опора на право и гарантии соблюдения прав для всех субъектов хозяйствования и всех слоев населения; равная возможность свободной занятости, реализация трудового и интеллектуального потенциала, и обеспечение на этой основе своих социальных потребностей; общая ответственность всех членов общества за его благополучие с солидарной заботой всех членов общества о тех, кто еще или уже не работает, на основе развитой системы социальной защиты; ответственность государства за выработку и соблюдение правил поведения на рынке, недопущения разрушительных действий рыночных сил (безработица, кризис, инфляция, противостояние богатых и бедных); признание системы социального партнерства как главного механизма достижения социального согласования и мира; ориентация на сохранение и развитие культурного, морального и духовного наследия народа.

Однако эти принципы, реализуемые в различных регионах и странах, приобрели своих особих форм. При таких обстоятельствах появилась потребность в понятии, которое бы смогло вместить в себя своеобразие, и не потерять при этом всеобщность принципов, которые реализуются. Таким стало понятие "маркетинговой модели".

Маркетинговая модель отражает различные исторические, географические, демографические, этнические ценности и другие особенности разных стран, но критериями отношение к такой модели является приоритетность в общей государственной политике социальных задач, обеспечивающих: социальную устойчивость и отсутствие социальных конфликтов в стране (регионе); доля населения, находящегося за чертой бедности, и не превышает уровень безработицы; уровень безработицы, не превышающий "естественной" уровень (до 5 %); дифференциацию населения по доходности на уровне природноекономічної (децильний коэффициент дифференциации на уровне не выше 1:10); продолжительность жизни в стране превышает среднемировой уровень. Учитывая эти аспекты, к первой модели относятся государства Северной Америки и Великобритания, а ко второй - "рейнской" - Германия, Австрия, Бельгия, Швейцария, Швеция и другие страны. К тому же следует заметить, что социальное направление сферы услуг не столько дань гуманизму, социуму и его проблемам, сколько объективная и более острая необходимость. Эта необходимость на этапе индустриального развития обуславливалась тем, что главные действующие лица экономического процесса - работодатели (собственники средств производства) вынуждены были понять и признать, что без удовлетворения социальных потребностей в полной мере, без предоставления высококачественных социальных услуг другим субъектам - наемными работникам - они не просто не в состоянии реализовать свой главный интерес - максимизация прибыли.

Кроме того, экономика ХХ-ХХІ вв. - это экономика интеллекта и интеллектуальных технологий. Богатство от ума, а не от станков - такова новая парадигма и новая реальность экономики, такой есть "соль" новой экономики. В связи с этим, становится все более очевидным, что работодателям необходимо искать и умножувати, в первую очередь, интеллектуальной ресурс своего предприятия, "компании" и экономики в целом. А этот ресурс формируется, в отличие от станков, не экономикой, а социумом. Вся экономика, таким образом, становится зависимой от качества, интеллектуальности человеческого ресурса (к тому же главного!), а следовательно, становится заинтересованным в развитии сферы предоставления социальных услуг.

Разделение на неамериканську и рейнскую модели предоставления социальных услуг является достаточно условным, потому что речь должна идти о модели инструментовки социальной политики, различных формах реализации концепций общественного и социального благосостояния. И природные циклы экономических колебаний вносят свои коррективы в состояние предоставления социальных услуг населению. За последние десятилетия социальная политика большинства европейских стран, начиная с Г. Рейгана в США и М. Тэтчер в Великобритании, имеет целью или поддержать на прежнем уровне или даже увеличить разрыв между бедными и богатыми. Особенно остро стала проблема занятости и ее соотношение с социальным обслуживанием в Швеции, Канаде, Испании, Индии и США.

Экономический кризис стал причиной возвращения многих стран Западной Европы к консервативной социальной политики; концепция "государства всеобщего благоденствия" фактически была отброшена в Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Израиле и других странах. Новая социальная политика свела к минимуму ответственность общества за существование социальных проблем отдельного человека и была нацелена скорее на удовлетворение отдельных потребностей "ослабленных" групп населения, а не повышение качества жизни всех своих граждан.

Направленность социальных услуг в значительной степени зависит от традиций. Например, традиция индивидуализма и ее антипод - традиция сотрудничества породила различные восприятия моделей удовлетворение социальных потребностей в США и Швеции. Традиции родства и родственных связей являются характерными для большинства систем снабжения социальных услуг, но в некоторых странах, особенно в тех странах (Иран, Китай, Индия), они являются базовыми в их организации. Например, социальные услуги в частных стационарах, санаториях и частное обслуживание на дому людей пожилого возраста является распространенной практикой в развитых странах Запада и пока не является показательной в азиатских странах, где люди преклонного возраста имеют традиционно высокий авторитет в системе родственных связей и забота о них - дело исключительно семьи, а не отдельных организаций или учреждений.

Во всех странах мира, за исключением (Швеции, Финляндии, Исландии), система социальных услуг финансируется практически по остаточному принципу. В настоящее время в странах мира является распространенной смешанная модель предоставления таких услуг: в Германии, Франции, Швеции, Канаде, Бразилии функционируют дополняя друг друга государственные, неправительственные, некоммерческие и частные социальные службы; в США и Великобритании приоритет в области социального обслуживания принадлежит общественным, частным и коммерческим службам, количество которых постоянно увеличивается.

Как уже отмечалось, социальная политика государства определяет приоритетные сферы социальных услуг и является фактической реализацией социальных устремлений и социальных интересов групп и отдельного индивида. Эти приоритеты меняются в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития того или иного государства.

Так, в Германии стержнем в понимании и предоставлении социальных услуг является социальность государства, концепция которого возникла после Второй мировой войны и которая понимается как забота государства о том, чтобы "предоставить экономической реальности человеческое лицо и социальную справедливость". Следует отметить, что социальная политика в Конституции воссоздана "не в милосердной популярности определенного подояння, а выступает как результат заботы социального государства". Кстати, это означало коренное возвращение в понимании социальной политики в целом в истории различных стран мира.

Забота государства по удовлетворению потребностей человека отразилась в представлении о конкуренции как добросовестное рыночное соперничество. Такая политика закрепилась целым рядом законов: антикартельним, о товарном знаке, о патентах, о недопущении недобросовестной конкуренции, гарантии качества товара и т.д. Составной частью германской модели социальной политики является прочный правовой защите сотрудников. И, прежде всего, это тарифная автономия. Конституция Германии содержит общие положения о свободе выбора профессии и рабочего места также гарантирует свободу заключения тарифных соглашений. Это означает тарифную автономию, которая связана с отсутствием прямого государственного вмешательства в договоренности по поводу хозяйствования и условий труда. В соответствии с Законом о тарифах и некоторым другим законодательным актам, субъектами тарифных договоренностей являются профсоюзы и работодатели или их объединения. В случае, когда отсутствуют такие договоренности, федеральное министерство труда и социального обеспечения определяет обязательные для всех тарифные условия, на основе этого всем работникам в отрасли определяется обязательная "зарплата по тарифу".

Закон о труде предусматривает предоставление государством услуг по переподготовке и повышению квалификации. Такие меры означают участие государства в формировании и накоплению человеческого капитала, а через него - способствуют росту жизненного уровня рабочего.

Гарантией получения необходимых социальных услуг является обязательное социальное страхование. В немецкой модели в него входят: пенсионное страхование, страхование в случае болезни, страхование по безработице, а также минимум социальной помощи.

По принципам "рейнской" модели предоставляются социальные услуги в Австрии.

В этой стране была основана одна из самых прогрессивных социальных систем. Все работающие и их семьи застрахованы от рисков, социальный баланс между бездетными и семьями с детьми осуществляется за счет единого страхования и по сей день.

Общий закон о социальном страховании закрепил социальные права трудящихся. С принятием закона были выполнены три важнейших задачи: кодификация социального права, его "австрифікація" после периода национал-социалистского господства и оккупации и, наконец, ряд улучшений уже достигнутых условий, например, появилась свобода выбора врача, тринадцатая зарплата и надбавка к заработной плате пенсионеров.

В 50-х годах происходит срочном реформировании социальных услуг для людей пожилого возраста. Это означало, что для этих учреждений необходимо найти новую модель при обслуживании таких людей. Примерами для реорганизации послужили датские и шведские дома престарелых, где проживающие получали свое собственное жилье. В 1960 г. основана попечительский совет венских домов для пенсионеров. В 1997 г. дома для пенсионеров были переименованы в жилые дома для пенсионеров. При участии социальных служб люди преклонного возраста имеют возможность дольше оставаться в доме. Кроме того, в этих учреждениях появились пункты помощи.

Прогрессивный маркетинговый подход в удовлетворении социальной потребности в жилье превратили столицу Австрии - Вену - в крупнейшего и самого успешного коммунального хозяина в Европе.

К концу XIX века рабочие слои населения жили в казармах временем в абсолютно неприемлемых условиях. Для решения проблемы на рубеже столетий предпринимались попытки строительства первых жилых домов для рабочих. Для того, чтобы покончить с нищетой в перенаселенных кварталах, местный совет 21 сентября 1923 г. впервые принял пятилетнюю программу строительства жилья, что предусматривает строительство 25 тыс. квартир за счет налоговых отчислений.

В современных условиях приоритет отдан строительству так называемых "суперблоків" с такими интегрированными сооружениями коллективного пользования, как централизованные прачечные, детские сады, женские консультации, народные библиотеки, залы для проведения мероприятий и собраний, мастерские, торговые помещения и потребительские кооперативы. Все это имело, конечно, сильны политические мотивы, что позволило в течение десяти лет построить около 65 тыс. новых квартир.

На сегодняшний день ежегодно ведется строительство 5 тыс. новых квартир, проводится санация старых. Данные меры не столько направлены на повышение качества жизни, сколько представляют собой важный фактор, что позволяет решить проблему занятости населения: строительные работы, проведенные в Вене, позволяют дополнительно создать более 20 тыс. рабочих мест в год.

В одном другом крупном городе Европы не существует такого соотношения между предложением квартир и количеством жителей, как в Вене и, наверное, именно по этой причине арендная плата за жилье в Вене не превышает среднеевропейские показатели. Ввод общих государственных пособий для покрытия расходов по найму жилых помещений позволило городу сделать важный шаг в направлении к социальной справедливости. Семьи, проживающие в арендованных квартирах и домах, могут получать государственную помощь. В целом около 62 тыс. венских семей получают помощь на аренду жилья и помощь молодым семьям.

Из 1,6 миллиона жителей, проживающих в Вене, каждый четвертый живет в коммунальных домах. Всего в столице насчитывается около 220.000 коммунальных квартир. Таким образом, город является крупнейшим "домоуправлінням" в Европе. Ежегодно в Вене распределяются около 10 тыс. коммунальных квартир. С 1994 г. была заново отстроена примерно треть квартир (68.842 квартиры). Больше половины этих коммунальных зданий в период с 1994 по 2005 гг. были отремонтированы и благоустроены, если говорить цифрами, то речь идет о 2522 домах с 122 тыс. квартирами. Расходы на санацию составили € 2,9 млрд. В целом в Вене в период с 1994 года в современное строительство жилья вложено почти € 5 млрд (4,829 миллиарда).

В будущем Вена также предложит помощь всем нуждающимся.

В 2000 г. в Вене социальную помощь получили около 41700 человек. Через четыре года помощь получили уже более 75700 человек, то есть на 82 % больше! Это количество продолжает расти, причем непропорционально увеличивается количество людей, что, помимо низкого дохода (пособие по безработице, пенсия и т. д.) получают социальную помощь. Такая ситуация прежде всего связана с ростом безработицы (особенно длительного) и обострением социальной ситуации в федеральной сфере.

Переломным моментом в сфере социального обеспечения в Вене можно считать включение в "Социального фонда Вены" таких сфер, как уход за престарелыми, помощь инвалидам, бездомным, что было реализовано во время пребывания на посту советника по здравоохранению и социальному обеспечению Ренате Браунер.

С помощью "Социального фонда Вены" и отделений магистрата были созданы оптимальные организационные структуры с мстою поддержки в Вене в ближайшие годы высоких социальных стандартов.

В будущем повсеместные социальные центры вполне заменят нынешние социальные отделения и представительства по социальной работе. Новые учреждения предлагают как материальную помощь (социальную помощь), так и личную помощь (консультация, социальное обслуживание и социальная работа). На данный момент социальные центры Вены помогают около 48000 гражданам, это 31,5 тыс. домашних хозяйств. Дополнительно собственно "Сервисное отделение социальной службы" предлагает оперативную помощь и предоставление информации по вопросам получения социальной помощи для всех людей, имеющих финансовые проблемы.

Ежегодно около 22 тыс. жителей Вены обращаются к услугам амбулаторных социальных служб. Вид и объем социальных услуг зависит от индивидуальных потребностей. На основании амбулаторного подхода в городе существует активная поддержка людей пожилого возраста, что позволяет им как можно дольше оставаться в ближайшем для них окружении, жить в собственной квартире.

Чтобы нуждающиеся люди или их близкие могли без препятствий получить информацию об условиях обслуживания, в Вене существует восемь центров здоровья и социальной поддержки. Ежегодно выявляется около 30 тыс. информационных и консультационных услуг, а также около 4,5 млн. индивидуальных услуг, начиная от ухода за больными на дому и заканчивая доставкой еды.

Компетентным центром, где сосредоточены все предложения по предоставлению социальных услуг в Вене, есть новая центральная сервисная служба "Прием в дома для проживания и ухода" на Гульгассе. С помощью данной сервисной службы обеспечивается легкий доступ ко всем частным и городским учреждениям по уходу и социальном обслуживании населения.

Семь государственных центров и восемь частных центров является важной составной частью социального обслуживания людей пожилого возраста в Вене, для того чтобы они как можно дольше смогли находиться в привычном для них окружении. Таким образом снимается и чрезмерная нагрузка из близких, занимающихся уходом за ними. В дневных центрах ежедневно обслуживаются около 350 жителей Вены.

Дипломированные специалисты в области здравоохранения и ухода за больными оказывают услуги на дому больными людям и инвалидам различных возрастных категорий. Такая услуга является бесплатной в течение 28 дней с момента предписания врача. Если есть необходимость в уходе за больным на время, что выходит за рамки данного срока, то финансирование происходит не за счет социального страхования, а согласно закрепленных тарифов. На основании новых правил все жители Вены имеют одинаковые критерии доступа к услугам по уходу на дому, и, кроме того, гарантируется высокое качество предоставления такого вида услуг.

Международный опыт предоставления социальных услуг убедительно свидетельствует о том, что для всех стран характерны общие стратегические проблемы социального развития, которые решаются в каждой стране по-разному, а действующая система маркетинга социальных услуг является залогом социального благополучия, высоких жизненных стандартов социума. Социальный институт маркетинга социальных услуг является необходимой, неотъемлемой частью общественного устройства современного общества, на каком бы уровне социально-экономического развития оно не находилось.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Принципы стандартизации социальных услуг. Роль стандарта в формировании социальной сферы. Право граждан на социальное обслуживание. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России: политическая, методологическая и теоретическая причина.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2014

    Анализ качества оказания услуг в доме-интернате для престарелых. Принципы обеспечения качества социальных услуг. Осуществление мероприятий, направленных на социально-бытовую и трудовую реабилитацию инвалидов. Совершенствование методов обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2015

    Деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Качество услуги. Система качества учреждений социального обслуживания.

    презентация , добавлен 08.12.2013

    Социальная стандартизация в учреждениях по предоставлению услуг семье и детям. Исследование особенностей стандартизации социальных услуг государственных учреждений Ленинградской и Новосибирской областей. Анализ отличий социальных стандартов областей.

    дипломная работа , добавлен 27.08.2013

    Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества жизни и социальных услуг. Индикативное планирование как инструмент государственного регулирования.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2013

    Изучение опыта оказания социальных услуг и организации социальных служб в Америке, Европе и Азии, управление ими. Формы и методы за рубежом, особенности применения их в практической работе в отечественных условиях. Анализ инновационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 07.03.2016

    Понятие качества социальных услуг. Определение критериев и показателей оценки эффективности социального обслуживания. Система контроля за деятельностью подразделений и сотрудников учреждения. Основные факторы, влияющие на качество социальных услуг.

    «Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов...»

    Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации

    и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

    Проблемы и перспективы внедрения профессиональных

    стандартов работников социальной сферы в организациях

    поддержки семьи и детства социальной сферы г. Москвы

    Евстешина О.И.

    ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства

    «Отрадное», Москва, Россия

    Рассмотрены практические аспекты внедрения профессиональных стандартов в организациях поддержки семьи и детства Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы, осуществляющих социальную профилактическую и реабилитационную работу с семьями и детьми.

    Отмечены основные проблемы в области внедрения профессиональных стандартов и обозначены направления их возможного решения.

    Ключевые понятия: профессиональные стандарты, социальная сфера, социальное обслуживание, организации поддержки семьи и детства, социальная профилактическая и реабилитационная работа с семьями и детьми.

    Разработка, апробация и внедрение профессиональных стандартов является одной из приоритетных задач кадровой политики организаций социального обслуживания населения. В настоящее время в г. Москве процесс перехода на новые профессиональные стандарты осуществляется поэтапно, с учетом действующих нормативно-правовых оснований, а также социальных гарантий для работников.

    Однако остается ряд нерешенных проблем и противоречий, затрудняющий процесс перехода и создающий определенные препятствия для их внедрения в организациях социального обслуживания.



    Нормативно-правовые основания деятельности организаций социального обслуживания В основу создания новой системы поддержки семьи и детства в г.

    Москве легли следующие правовые документы:

    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761);

    Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. (Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р);

    Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

    ЧАСТЬ II

    Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и Закон г. Москвы № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»;

    Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

    Закон г. Москвы № 34 «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»;

    Стратегия Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг., утвержденная постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. № 195-ПП;

    Постановление Правительства города Москвы № 829-ПП «О социальном обслуживании в городе Москве».

    После введения Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» была определена задача разрешения существующих и возможных противоречий, возникающих в результате правоприменительной практики.

    Для решения этой задачи была создана рабочая группа, в состав которой вошли специалисты-практики, преподаватели ГАУ ИДПО и АНО «Совет по вопросам управления и развития». В каждом административном округе проведены фокус-группы среди специалистов, сформулированы актуальные вопросы, которые легли в основу разработки методических рекомендаций по организации практической работы с семьями и детьми в условиях реализации Федерального закона от 28.12.2014 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Тем самым, в Москве созданы условия для регулирования разных правовых форм поддержки семьи и детства.

    Одновременно с этим существует проблема организации деятельности по социальному сопровождению семей, которое является одной из важных составляющих профилактической работы. Статья 22 Федерального закона № 442-ФЗ трактует социальное сопровождение как только содействие в получении помощи, не относящейся к социальным услугам, что создает значительные помехи в деятельности организаций. В связи с этим был разработан новый пакет предложений, касающийся социального сопровождения семей с детьми, для внесения поправок в федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»».

    Данные положения непосредственно касаются специалистов, осуществляющих свою деятельность в организациях социального обслуживания и диктуют непосредственные действия по уточнению их трудовых функций.

    Структура организаций

    В рамках одной организации социального обслуживания, относящейся к сфере поддержки семьи и детства, могут осуществляться различные направлеМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ния деятельности. Последние, в свою очередь, позволяют учреждать структуру организации. В такого рода организациях представлен весь спектр видов социального обслуживания и видов профилактической работы, исключая обслуживание на дому, которые регламентированы действующим законодательством (ФЗ-442, ФЗ-120, Закон города Москвы № 12).

    В соответствии с этим в структуре организаций сферы поддержки семьи и детства могут быть созданы подразделения, деятельность которых отражает все этапы работы с детьми и семьями и учитывает основные категории.

    Возможные наименования такого рода подразделений.

    1. Отделение социальной поддержки семьи и детей (ранней профилактики семейного неблагополучия) - обеспечивает такое направление деятельности, как работа с семьи на стадии возникновения потенциального риска семейного неблагополучия.

    2. Отделение социальной профилактики (отделение дневного пребывания) - обеспечивает индивидуальную профилактическую работу несовершеннолетних получателей социальных услуг и их семей (дети и семьи в трудной жизненной ситуации).

    3. Отделение социальной реабилитации (где имеется стационар) - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию несовершеннолетних, относящихся к категориям беспризорные, безнадзорные, дети в социально опасном положении.

    4. Отделение социальной реабилитации детей-инвалидов - обеспечивает комплексную социальную реабилитацию, направленную на повышение социальной компетентности получателей социальных услуг.

    5. Отделение социальной диагностики (отделение выявления детского и семейного неблагополучия) - обеспечивает работу на территории с целью раннего выявления детского и семейного неблагополучия.

    6. Отделение сопровождения замещающих семей (при наличии статуса уполномоченной организации по данному направлению деятельности) - обеспечивает подготовку замещающих родителей и последующее социальное сопровождение детей, находящихся под опекой/попечительством.

    Изменение подходов к формированию кадровой политики организаций социального обслуживания в связи с введением профессиональных стандартов Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) характеристику профессиональных навыков, опыта, умений и знаний, необходимых для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, описывающих в соответствии с макетом содержание конкретных трудовых функций, ранжированных по уровням квалификации в зависимости от сложности и ответственности выполняемой работы, в соответствии с которой работнику устанавливается трудовая функция.

    ЧАСТЬ II

    В случаях, предусмотренных федеральными законами, применение профессиональных стандартов обязательно.

    В социальной сфере с 01 января 2015 г. вступили в силу профессиональные стандарты в социальной сфере, которые могут быть применены в области работы с семьями и детьми.

    К ним относятся:

    - «Руководитель организации социального обслуживания»;

    - «Социальный работник»;

    - «Специалист по социальной работ»;

    - «Специалист по работе с семьей»;

    - «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

    - «Психолог в социальной сфере».

    В ТК РФ внесены поправки, согласно которым в части предъявления требований к квалификации работников подлежат применению профессиональные стандарты с 01 июля 2016 г.

    Данные должности относятся к основному персоналу организаций социального обслуживания, который оказывает социальные услуги и осуществляет индивидуальную профилактическую работу. Эти должности соответствуют ОКВЭД 85.30 (предоставление социальных услуг).

    Помимо данных специалистов функции по оказанию социальных услуг могут быть возложены на следующих работников.

    1 Воспитатель На данный момент воспитатель относится к номенклатуре должностей педагогических работников, т.е. может быть в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

    В настоящее время создана рабочая группа по разработке, апробации и внедрению нового профессионального стандарта «Воспитатель в социальной сфере». Предполагаемая новая должность не имеет права на социальные льготу, трудовые права и гарантии, связанные со статусом педагогического работника (режим рабочего времени, отпуск), а также, согласно новым системам оплаты труда, данная должность не входит в квалификационную профессиональную группу по оплате труда, в которую ранее входили педагогические работники 2 Руководитель Данные должности относятся к разделу Единого квалификационкружка, куль- ного справочника «Должности специалистов в области культуры, торганизатор, искусства и кинематографии». При этом, учитывая наличие в аккомпаниа- перечне социальных услуг культурно-досуговой деятельности, тор возможно введение в штатное расписание данных должностей.

    В перспективе предполагается организация сотрудничества организаций социальной сферы с организациями культуры для осуществления данной деятельности как соответствующей виду экономической деятельности в данной области (аутсорсинг) Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

    –  –  –

    Для обслуживания деятельности организаций социального сервиса необходимо наличие специалистов, служащих, относящихся к общеотраслевым должностям, как, например: бухгалтер, специалист по кадрам, юрисконсульт, специалист по охране труда, специалист гражданской обороны, секретарь и т. д.

    Наличие медицинской службы, включающей медицинских работников, необходимо при наличии в организации стационара и лицензии на медицинскую деятельность.

    В связи с новыми требованиями к профессиональной деятельности специалистов социальной сферы возникают вопросы о необходимости специальных мер для приведения должностного функционала сотрудников в соответствие с профессиональными стандартами и другими нормативно-правовыми документами.

    В 2015 г. начат процесс перехода на новые профессиональные стандарты, при этом возникло противоречие: с одной стороны, социально-педагогическая услуга входит в перечень ведомственных услуг и является востребованной, а с другой стороны, педагогические должности исключены из штатного расписания организаций поддержки семьи и детства, а также Центров содействия семейному воспитанию (табл. 1). Данное противоречие создает ограничение в получении социально-педагогических услуг детьми. При этом у специалистовпрофессионалов изменяется продолжительность рабочей недели, которая стала для всех сотрудников одинаковой - 40 часов (ранее: логопед - 18 часов, воспитатель - 30 часов, педагог-психолог - 36 часов) и продолжительность отпуска (вместо 56 дней - 28). В то же время они выполняют самую сложную социально-педагогическую работу, особенно в стационарах.

    Вопрос о педагогических должностях в социальной сфере и о новых профессиональных стандартах является открытым и требует детального рассмотрения.

    Возникающие в связи с переходом на новые профессиональные стандарты вопросы рассматриваются руководителями организаций социального обслуживания последовательно и с учетом требований к образованию работников организаций социального обслуживания. Основные из них представлены в табл. 2, а требования - в табл. 3.

    ЧАСТЬ II

    –  –  –

    Однако далеко не все организации располагают средствами для обучения или профессиональной переподготовки своих работников, что является препятствием для планомерного и успешного перехода на новые профессиональные стандарты.

    Комментарии в части отдельных профессиональных стандартов в связи с их внедрением в организациях поддержки семьи и детства В соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области реабилитационной работы в социальной сфере» трудовая функция работника предполагает предоставление комплексной реабилитационной помощи уязвимым категориям населения. В организациях социальной сферы для несовершеннолетних такая функция предполагает социально-психологическую и социально-педагогическую реабилитация несовершеннолетних получателей социальных услуг, куда входят: дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) с инвалидностью, психическими расстройствами, пострадавшие вследствие участия в военных конфликтах, террористических актах, после различных типов аварий и катастроф, ставшие жертвами домашнего, сексуального и физического насилия; дети и подростки - сироты; дети и подростки, не имеющие постоянного места жительства, с различными видами тяжелой зависимости (алкоголизм, наркомания и другие зависимости); несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом, условно осужденные или находящиеся в пенитенциарной системе.

    Данная целевая группа и трудовая функция специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере полностью соответствует виду экономической деятельности социальных учреждений и действующему законодательству, а также обеспечивает потребности несовершеннолетних получателей социальЧАСТЬ II ных услуг, составляющих контингент социальных организаций. Требования к образованию специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере предполагают наличие образования по специальностям: клиническая психология, специальная психология, социальная педагогика, специальная дошкольная психология и педагогика, а также наличие специального (дефектологического) образования. В связи с этим логопеды (дефектологи) социальных организаций могут быть переведены на должность специалиста по реабилитационной работе без прохождения программ дополнительного профессионального образования.

    В связи с приведением в соответствие с действующим законодательством кадровой политики социальных организаций возникла проблема сохранения в штатном расписании организаций со стационарными формами обслуживания должности «воспитатель», при безусловной необходимости выполнения данной трудовой функции в организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания детей и подростков.

    Трудовая функция воспитателя предполагает социально-педагогическую поддержку, социальное воспитание и социальную адаптацию детей и подростков, а также обеспечение жизнедеятельности детей и подростков, направленное на их воспитание и социализацию. Без выполнения такой функции реабилитационная работа в учреждениях, оказывающих стационарные услуги детям и подросткам, становится лишенной важной составляющей, стационар становится преимущественно местом проживания детей в ситуации разлучения с семьей. Профессиональные стандарты специалиста по социальной работе, специалиста по реабилитационной работе, специалиста по работе с семьей и психолога в социальной сфере не предполагают выполнение этой функции.

    Разрешение данного противоречия возможно в случае разработки проекта нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания в социальной сфере» («Воспитатель в социальной сфере») с подачей заявки в Министерство труда и социальной защиты РФ.

    С учетом актуальной ситуации обсуждения данного вопроса в настоящее время предлагается оставить без изменения наименование должности «воспитатель» в социальных организациях, обеспечивающих стационарные формы обслуживания, до конца 2016 года, до урегулирования вопроса о соответствии трудовой функции воспитателя действующим профессиональным стандартам.

    В качестве иллюстрации актуального положения в области кадровой работы приводим примерное штатное расписание центра поддержки семьи и детства с указанием структурных подразделений и должностей (табл. 4).

    Одним из самых актуальных является вопрос об оценке квалификации специалистов организаций социального обслуживания, их аттестации или сертификации, а также об образовательных программах, необходимых для формирования соответствующих компетенций специалистов в рамках существующих профессиональных стандартов. Остается ряд вопросов, требующих дополнительного рассмотрения в рамках специальных межведомственных рабочих групп.

    Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы

    –  –  –

    Примечание. Директор учреждения, исходя из производственной необходимости и по согласованию с Департаментом, может в пределах установленного фонда заработной платы вводить в штат учреждения должности, не предусмотренные примерным штатным расписанием, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из соответствующего бюджета на эти цели.

    «*» отделение дневного пребывания «*» отделение ранней профилактики семейного неблагополучия.

    Литература

    1. Письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 «Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/onlne.cgi?req=doc&base=LAW&n=196694&div=LAW&dst=0%2C0&r nd=224476.5162589413920124 (дата обращения: 26 августа 2016 г.).

    № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собМежведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы ственности или муниципальной собственности» // Собрание законодательства РФ, № 27 (часть III), ст. 4484, 04.07.2016.

    3. Приказ Минтруда России от 18.11.2014 № 889н «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)».

    4. Трудовой кодекс Российской Федерации, 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2001. 31 дек. № 256.

    5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2012. 31 дек. № 303.

    Организация перехода на профессиональный стандарт педагога: опыт и перспективы (на материале стажировочной площадки Республики Мордовия)

    –  –  –

    Представлено описание основных результатов апробации модели экспериментального внедрения профессионального стандарта педагога в условиях деятельности федеральной стажировочной площадки Республики Мордовия, созданной на базе государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования» с целью реализации в 2014-2015 гг. Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Раскрыты особенности применения квалификационных требований, заявленных в профессиональном стандарте педагога.

    Рассматриваются механизмы привлечения представителей системы государственно-общественного управления образованием (представители работодателей, потребителей профессиональных ассоциаций, профсоюзов, педагогических коллективов, экспертов и др.) к процедурам независимой оценки компетенций педагогов. Показаны предварительные результаты применения требований профессионального стандарта педагога к содержанию профессиональной педагогической деятельности в системе управления образованием Республики Мордовия.

    Ключевые слова: педагог, профессиональный стандарт, сертификация, дополнительная профессиональная программа, компетенция, аудит.

    Похожие работы:

    2002. – 368 с.11. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология:...»

    «Положение о проведении Всероссийской заочной теоретической олимпиады "Музыкальная регата" (по предмету "Музыкальная литература") для учащихся детских школ искусств 1. Общие положения Всероссийская заочная теоретическая олимпиада по предмету "Музыкальная литература" для учащихся детских школ искусств (далее...»

    « государственного педагогического университета, году учителя посв...»

    «СОДЕРЖАНИЕ Наименование раздела Страница ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1 3 Цели и задачи реализации программы, сроки реализации. 1.2 3 Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.3 4 подготовительного к школе возраста. Ожидаемые результаты освоения...»

    «Государственно бюджетное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центр повышения квалификации специалистов "Информационно-методический центр" Колпинского района Санкт-Петербурга Рассмотрено Утверждаю на Методическом Советом директор ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ...»

    «Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности школы – городских педагогических гостиных

    Социальное обслуживание 1 граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях.

    Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально - психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

    Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

     соблюдения прав человека и гражданина;

     предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

     обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

     преемственности всех видов социального обслуживания;

     ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

     приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

     ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

    В настоящее время в Российской Федерации сложились несколько моделей социального обслуживания, которые были оформлены Законом РФ от 2 августа 1995г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно этому Закону, система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и включает государственный, муниципальный и негосударственный секторы социального обслуживания.

    Вгосударственный сектор социального обслуживания входят органы управления социальным обслуживанием Российской Федерации, органы управления социальным обслуживанием субъектов Российской Федерации, а также учреждения социального обслуживания, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

    Муниципальный сектор социального обслуживания включает местные органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.

    Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении.

    Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.

    В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.

    Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми. Получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.

    Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Разработаны федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

    Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объёма гарантированных государством социальных услуг не допускается. На основе федерального перечня социальных услуг устанавливается территориальный перечень, также гарантированный государством. Этот перечень утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ с учётом потребностей населения, проживающего на территории данного субъекта РФ.

    Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети - инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие

    ограниченияспособности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

    При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на:

    Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

    Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном федеральным органом социальной защиты населения и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

    Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

    Отказ от социального обслуживания;

    Конфиденциальность 2 информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

    Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;

    Получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.

    На рис.1 представлена общая схема оказания адресной социальной поддержки, на основе которой проводится моделирование обращений граждан и принятия управленческих решений в условиях конкретного города. Схема основана на разделении формализованных и неформализованных процедур.

    Рекомендуется создать единый Центр социальных субсидий (ЦСС). В больших городах у него могут быть районные (окружные) отделения. Целесообразно создавать ЦСС на базе служб жилищных субсидий. Как правило, они имеют опыт работы по оценке доходов и достаточную техническую оснащенность.

    Центр социальных субсидий собирает и анализирует информацию о доходах, ведет учет льгот и оформляет "социальный паспорт" семьи. Право на получение такого паспорта получают семьи и одиноко проживающие граждане с низким душевым доходом (критерий нуждаемости определяется по решению местной администрации). Сотрудники ЦСС проводят оценку доходов на основе представленных документов, а при необходимости и с помощью других мер - посещения на дому, запросов по месту работы и др.

    Центр занимается начислением жилищных субсидий и других адресных видов денежных пособий и компенсаций, в том числе пособий по нуждаемости (если принято решение о реализации такой региональной или городской программы). ЦСС может заниматься также начислением детских пособий (при введении в действие нового законодательства о выплате только семьям с душевым доходом не выше 150 процентов прожиточного минимума). Все данные о семьях, обладающих "социальными паспортами", вносятся в базу данных. База данных содержит сведения о полученных семьями социальных выплатах и бесплатных (льготных) услугах, которые используются для корректировки дохода.

    Схема оказания помощи основана на использовании метода социальной работы, который называется "ведение случая". Он включает три основных этапа:

    Открытие дела/случая: определение нужд клиента, оценка положения и состояния клиента (включая оценку дохода), формирование плана обслуживания, выделение приоритетов в обеспечении потребностей, определение стоимости услуг, составление "пакета услуг", подписание договора с клиентом.

    Непосредственное оказание услуг:

    • - в рамках ЦСС;
    • - в других организациях, которые оказывают социальное обслуживание в координации и при обмене информации с ЦСС.

    Обзор проведенной работы и оценка оказанных услуг: оценка влияния оказанных услуг на положение клиента, формирование нового плана обслуживания с учетом изменившегося положения клиента, либо закрытие случая.

    Социальные услуги могут оказываться на платной или бесплатной (льготной) основе, в последнем случае - при предъявлении "социального паспорта" малоимущей семьи.

    При первичном обращении за помощью граждане приходят на прием в ЦСС, отдел социальной защиты или другую социальную службу по месту жительства.

    Социальный работник проводит индивидуальное собеседование, в результате которого определяются потребности клиентов и формируются соответствующие пакеты социальных услуг, льгот и помощи.

    Социальный работник планирует "путь", который клиенту/клиентке нужно пройти для решения кризисной ситуации. Социальный работник направляет клиентов в ЦСС для оценки доходов и определения права на получение такого паспорта, а при необходимости - начисления денежных субсидий и компенсаций.

    Используя рекомендации социального работника, клиенты обращаются в различные социальные службы (центр социального обслуживания, благотворительную столовую, кризисный центр и др.). Это могут быть учреждения разной формы собственности, среди которых на конкурсной основе был размещен социальный заказ на оказание услуг малоимущим семьям. При получении социальных услуг бесплатно или на льготной основе в "социальном паспорте" ставится соответстветствующая отметка; сведения сообщаются в базу данных ЦСС для последующей корректировки дохода. Рекомендуется, чтобы завершающую фазу (оценка полученных услуг и закрытие договора) проводил тот же социальный работник, у которого клиенты были на первичном приеме.

    Рис.1

    Получение бесплатной социальной помощи в период ожидания адресного государственного социального пособия

    Рис. 2 дает представление о том, как может быть организована социальная помощь, если будет действовать программа выплаты государственного (областного) адресного социального пособия. В случае, когда нет возможности одномоментно выплатить пособие по нуждаемости всем гражданам, имеющим на него право, целесообразно зарегистрировать этих граждан и сформировать очередь. Во время ожидания выплаты адресного пособия граждане смогут пользоваться другими видами социальной помощи. Порядок и приоритеты оказания поддержки устанавливаются решением органов местного самоуправления. Муниципалитеты определяют также критерий участия в городских социальных программах (городской норматив нуждаемости).