Дипломатический речевой этикет. Что такое этикет и протокол? Психология деловых отношений в международном сотрудничестве

Нормы и правила дипломатического этикета
Оглавление:
Введение 3
1. Понятие дипломатическом этикете 5
2. Дипломатический протокол 9
3. Протокольная служба Министерства иностранных дел РФ и ее деятельность 16
Заключение 25
Список литературы: 27
Введение
В развитом сообществе существуют неписанные правила поведения, которые определяют рамки дозволенных действий со стороны тех или иных личностей, данные рамки определены степенью социализации общества. Более высоким уровнем требований к личности отличается такая разновидность социализации как этикет. Особую роль в жизни общества, а сказать точнее во внешнеэкономической деятельности государства, играет дипломатический этикет или протокол.
Согласно дипломатическому словарю «этикет» определяется как строго определённые нормы поведения, которые используются в основном при дворе монархов, в дипломатических отношениях или установленные меры морального повседневного поведения. «Этикет» происходит от франц. «etiquette» и определяется как совокупность норм морального поведения; нормы поведения в дипломатических отношениях; нормы вежливости; правила этикета.
Межгосударственные отношения - это в первую очередь межличностные отношения и успех в этих отношениях зависит от личностных характеристик индивидов, от их умения убеждать и располагать к себе собеседника. Следует особо отметить насколько важно для работников дипломатической службы знать и правильно применять в своей деятельности предписания дипломатического протокола. Объясняется это тем, что игнорирование или незнание некоторых норм поведения, порой приводит к нежелательным результатам не сколько для самой личности, сколько даже для государства, от имени которого действует данное лицо, что в конечном счёте выливается в усложнение ситуации в двусторонних отношениях между странами.
Взаимность - один из основополагающих принципов двусторонних отношений между странами, нашедший отражение в нормах дипломатического протокола и этикета. Законодательствами многих стран непосредственно фиксируется то, что многие дипломатические привилегии и иммунитеты предоставляются дипломатическим и консульским представителям других стран на основе принципа взаимности.
Отход от взаимности в соблюдении дипломатического протокола и этикета может рассматриваться как недружественное действие и повлечь ответные шаги.
На основе взаимности в двусторонних отношениях страны могут предприниматься и ограничительные меры - известны случаи взаимных действий по обвинению сотрудников дипломатических миссий персонами нон грата с последующим им предложением покинуть страну пребывания. Обычно, такие шаги ведут к кризису и напряжению двусторонних отношений.
1. Понятие дипломатическом этикете
Этикет - слово французского происхождения. К этикету относят правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. В основе этикета лежат правила поведения, которые являются всеобщими, поскольку они соблюдаются не только представителями какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих а современном мире. В каждой стране в этикет вносятся свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
придворный этикет - строго регламентируемый Порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
дипломатический этикет - правила поведения Дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, корм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
общегражданский этикет - совокупность правил, Традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере идентичны Отличие состоит лишь в том, что в дипломатическом этикете от точности соблюдения правил этикета дипломатами зависит престиж страны, которую они представляют. Несоблюдение правил этикета может привести к осложнениям по взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения устаревают, другие корректируются или сменяются новыми, То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными и носят характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает устойчивые взаимоотношения.
Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствия с нормами этикета не только на работе и на официальных церемониях, но и дома. Встречаются и такие люди, которые на работе, со знакомыми и друзьями вежливы, предупредительны, а дома же с близкими не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры и такта, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.
Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе;, в общественных местах и на улице, в гостях и па различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.
Итак, этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанных на протяжении многих веков жизни всеми народами.
Деловой этикет включает правила проведения деловых встреч, презентаций, приемов, правила пользоваться визитными карточками, правила деловой переписки, правила обмена подарками и сувенирами, правила телефонных переговоров и т.д.
Деловые встречи стали реалиями российской жизни, где решают принципиальные вопросы и принимают согласованные решения. Деловые встречи могут проводиться в форме бесед и переговоров. Если беседа - это обмен взглядами, точками зрения, информацией, то цель переговоров - найти решение проблемы, привести к разумному соглашению, достичь взаимопонимания.
Дипломаты при выполнении своих функций, организации официальных мероприятий, участии в церемониях и процедурах действуют в соответствии с дипломатическим протоколом, под которым понимают совокупность общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемых правительствами, государственными представительствами за рубежом (посольствами, консульствами и др.) и их сотрудниками при общении друг с другом. Дипломатический протокол и общегражданский этикет - разные вещи.
К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств и т.д.
Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц и т. п.
Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. Подобные встречи и беседы имеют целью поддержание и развитие политических, экономических, торговых, культурных и научноvтехнических связей, стремление развить двусторонние дружественные отношения. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона.
Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.
Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям.
Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны.
За многие годы в дипломатической практике сложился своего рода язык дипломатического этикета со своими терминами и понятиями. Недопустимо игнорировать эти правила. "Пропущенные" жесты вежливости или комплименты равнозначны умышленному проявлению неуважения.
Многие из норм и правил дипломатических протоколов п остепенно перешли в практику делового этикета.
Так, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента.
И, наконец, в основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.
2. Дипломатический протокол
Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Нарушение международной вежливости, особенно преднамеренное, рассматривается как нанесение ущерба престижу и авторитету государства.
Основные принципы дипломатического протокола.
Дипломатический протокол был официально утвержден в 19 веке на Венском конгрессе (1814-1815). Это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которые должны соблюдаться руководителями государств и правительств, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.
Дипломатический протокол имеет богатую историю, свои особенности и традиции. Но его основой стабильно и неизменно остается выражение глубокого уважения к высокому иностранному гостю, к стране и народу, которые он представляет. Сложившиеся к настоящему времени правила и нормы дипломатического протокола регулируют практически все формы внешнеполитического и международно-экономического сотрудничества.
Одной из органических составных частей дипломатического протокола является дипломатический этикет. Если дипломатический протокол является «выражением хороших манер в отношениях между государствами», то дипломатический этикет - это проявление хороших манер в отношениях между должностными лицами, политическими и общественными деятелями, представляющими свое государство. Общение дипломатов со своими коллегами в правительственных, общественных и деловых кругах производится с соблюдением издавна установленных правил, отступление от которых может вызвать нежелательные осложнения во взаимоотношениях.
Правила дипломатического этикета содержат определенные формы обращения, переписки, а так же строгий порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов и т. д. Они предъявляют довольно строгие требования к внешнему виду дипломата, государственного служащего, бизнесмена, их одежде, манерам, поведению и так далее. В основе норм дипломатического этикета и протокола лежит принцип, по которому за каждым дипломатом стоит представляемое им государство. Все государства суверенны и пользуются в практике международного общения равными правами и привилегиями.
Большое значение в дипломатической практике имеет принцип взаимности. Строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа (на письмо, ноту, присланную визитную карточку, на визит вежливости или поздравление), необходимость присутствия в официальной переписке (ноты, письма) вступительного (в начале письма или ноты) и заключительного (в конце) комплимента. Пропущенные, казалось бы, формальные комплименты могут быть расценены как неуважение или враждебность и повлечь за собой международный конфликт.
Большое значение в дипломатической практике имеет соблюдение принципа старшинства, который зависит не от значимости представляемой страны, а от ранга представителя и его даты аккредитации. В основе норм дипломатического этикета лежит строгое и безусловное соблюдение обычаев и правил страны пребывания, ее законодательства и установленных порядков. По сути дела дипломатический этикет лишь дополняет правила общегражданского этикета, которые в полной мере распространяются и на всех дипломатов.
Приемы и церемонии.
К официальным мероприятиям относятся различные приемы и церемонии, устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат, прибытия иностранных делегаций, глав государств и правительств. Сложившиеся к нашему времени правила и нормы протокола регулируют практически все внешние формы дипломатической практики. В зависимости от отношений с той или иной стороной, при применении правил протокола им придаётся большая или меньшая торжественность, расширяется или уменьшается количество и уровень участия официальных лиц.
Одной из важных форм международных контактов между государствами являются встречи и беседы руководителей государственных служб с дипломатическими представительствами. О дне, часе, месте проведения встречи или беседы стороны договариваются заранее, уславливаются также и о темах переговоров и их участниках. Инициатором беседы может быть любая сторона. Приемы, а также официальные завтраки, обеды и ужины проводятся главами государств, правительств, министрами, а также посольствами, консульствами, торговыми представительствами страны за границей.
Приемы проводят военные атташе, командиры кораблей, находящихся с визитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военного командования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшим военным гостям. Дипломатические приемы проводятся также независимо от каких-либо событий, в порядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатических представительств эти приемы являются наиболее распространенными. Немногочисленные по количеству приглашенных лиц такие приемы представляют собой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления и расширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местные круги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Виды дипломатических приемов достаточно разнообразны, в основу их подготовки и проведения положены общепринятые правила и нормы протокола, основанные на принципах международной вежливости.
В зависимости от времени и способа проведения, приемы подразделяют на дневные и вечерние, и на приемы с рассадкой и без рассадки за столом. Вид приема избирается в зависимости от повода, по которому он устраивается. Наиболее торжественными (и наиболее почетными) принято считать вечерние приемы. При выборе соответствующего вида приема следует учитывать протокольные правила, национальные обычаи и традиции соответствующей страны.
Выбор вида того или иного приема сопряжен также с необходимостью соблюдения ряда протокольных формальностей, связанных с его подготовкой и проведением (приглашение и ответ на него, форма одежды, порядок прихода и ухода, встречу и проводы гостей, составление меню, сервировка стола, тосты).
К дневным приемам принято относить «бокал шампанского» (или «бокал вина») и «завтрак». К вечерним - «чай», «коктейль», «фуршет», «обед» (или «обед-буфет» и «ужин»). Завтрак, обед и ужин проводятся со строгой рассадкой, когда каждому гостю с учетом протокольного старшинства отводится специальное место за столом. При организации обеда-буфета или чая рассадка достаточно свободна.
«Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Прием проходит стоя. Форма одежды - повседневный костюм (платье). С точки зрения организации это - наиболее простая форма приема, не требующая сложной и длительной подготовки.
«Завтрак» устраивается между 12 и 15 часами. Обычно начало завтрака планируется в 12.30-13.00. Продолжительность, как правило, час-полтора, из них около часа - за столом и примерно 15-30 минут - за кофе (чаем). Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. В меню могут быть включены одна - две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда или горячей закуски.
Во время сбора гостей им предлагается аперитив. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение - шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Инициатива ухода - за главным гостем. Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если иная форма одежды специально не указана в приглашении.
«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Прием проходит стоя. На приглашении обозначается время начала и окончания приема (17.00-19.00, 18.00-20.00). Нормальным считается пребывание на приеме около одного часа. Приход на прием в начале и уход с него в конце принято считать выражением особого уважения к хозяевам.
Прием типа «Фуршет» проводится в те же часы, что и «Коктейль». Формальное отличие этого вида приема в том, что на приеме «Коктейль» обычно напитки и закуски разносятся, а на фуршетных приемах ассортимент, закусок представлен значительно шире. На фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Форма одежды на коктейле и фуршете - повседневный костюм. Иногда, в зависимости от конкретного случая, в приглашении может быть указан другой вид одежды.
«Обед» обычно начинается от 20 до 21 часа. Меню обеда включает одну - две холодные закуски, суп, горячие рыбное или мясное блюда, десерт. Во время обеда гостям подается аперитив. Продолжительность обеда - от 2,5 до 3 часов. При этом за столом гости проводят чуть более часа, а остальное время - в гостиных. В приглашении на обед протокольная практика рекомендует указывать форму одежды. Для мужчин это, как правило, вечерний костюм, а в торжественных случаях - смокинг или даже фрак. Для женщин - вечернее платье.
«Ужин» отличается от обеда только временем начала - не позднее 21 часа. В российской протокольной практике такой вид дипломатического приема как «Ужин» в настоящее время используется достаточно редко. Не столь строго, как прежде, выдерживается протокольное время начала официального обеда. Он может быть проведен, начиная с 19 часов.
В последние годы при организации протокольных мероприятий часто используется такая разновидность приема, как «обед-буфет», при котором гости сами выбирают блюда с общего стола, а затем свободно рассаживаются по своему выбору. Такого рода прием организуется после концерта, музыкального вечера или какого-либо торжественного акта. Хорошее знание протокола необходимо не только дипломатам, но и каждому государственному служащему, занимающемуся вопросами международно-экономического сотрудничества, более того - каждому бизнесмену, который хочет успешно сотрудничать со своими зарубежными партнерами. Грамотное владение правилами и нормами современного дипломатического и делового протокола создает благоприятный климат общения, повышает престиж не только дипломатического или экономического ведомства, но и государства в целом.
3. Протокольная служба Министерства иностранных дел РФ и ее деятельность
История Протокольной службы Министерства иностранных дел в XX столетии ведет свое начало с 1922 года, когда была создана отдельная Протокольная часть, которая вскоре была преобразована в Протокольный отдел НКИД СССР. До этого протокольными делами занимался один из сотрудников Секретариата нового внешнеполитического ведомства.
К концу 1921 года в Москве, куда в 1918 году перенесли столицу, было аккредитовано 15 официальных дипломатических миссий, большая часть которых, правда, представляла новые государственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи. В первом Положении о Народном комиссариате по иностранным делам указывалось, что "ведение учетом дипломатического корпуса иностранных представительств" входит в обязанности Секретариата НКИД. Курировал вопросы протокола заместитель наркома М. М. Литвинов.
После распада СССР и образования Содружества Независимых Государств на Управление Государственного протокола выпал большой объем работы по ознакомлению дипломатического корпуса в Москве с новыми реалиями и подготовке соответствующей информации о преобразованных государственных структурах и остающихся в силе прежних законодательных актах.
Протокольная служба Министерства рядом вербальных нот официально довела до сведения глав диппредставительств, официально аккредитованных в Москве, что все советские законодательные акты, касающиеся их пребывания, продолжают действовать на территории Российской Федерации. Наряду с этим была высказана просьба довести до сведения своих правительств, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по международным договорам, заключенным Советским Союзом. Дипломатические и консульские представительства СССР, аккредитованные в зарубежных странах, предлагалось рассматривать как дипломатические и консульские представительства Российской Федерации и соответственно признать прежний статус за их главами.
18 декабря 1991 г. появился Указ Президента "О внешнеполитической службе РСФСР", в котором в связи с ратификацией Верховным Советом Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. МИД РСФСР было предложено "принять в ведение и оперативное управление упраздняемое Министерство внешних сношений СССР". Начался весьма болезненный процесс, когда с ломкой старых стереотипов порой ставился под удар и весь внешнеполитический механизм.
В президентском Указе от 18 декабря 1991 г. наряду с требованием представить в месячный срок новую организационно-штатную структуру МИД РСФСР и предложения по рациональному использованию работников упраздняемого министерства была одновременно поставлена задача, затрагивающая непосредственно протокольное подразделение: "Создать службу Государственного протокола, обеспечивающую единую протокольную практику" в Российской Федерации.
Отдельные "горячие головы" в руководстве, невольно повторяя опыт 1917 года, пытались истолковать это положение Указа как требование перечеркнуть, перекроить все, что было сделано, и начать с чистого листа.
Однако существовавшая конструкция российской протокольной практики оказалась достаточно устойчивой, и в фундамент работы по созданию Государственного протокола новой России были заложены уже сложившиеся и проверенные временем основы.
Требование поставить наше государство в ряд демократических цивилизованных стран, изгнать из межгосударственных отношений двойную мораль и двойные подходы неизбежно затрагивало и протокол. В свою очередь протокольная практика, несмотря на все идеологические наслоения, прочно основывалась на незыблемых устоях норм международной вежливости и общечеловеческих моральных ценностях, нашедших свое адекватное выражение в правилах дипломатического протокола и -этикета.
С другой стороны, на высших этажах государственной власти с самого начала проявлялось подчеркнутое внимание к вопросам протокола не только на словах, но и на деле. Подтверждение этому - создание соответствующих протокольных структур в Администрации Президента и Правительстве. Была сохранена и кадровая преемственность: возглавивший президентский протокол В. Н. Шевченко сумел полностью сохранить свою прежнюю команду, работавшую под его началом при М. С. Горбачеве с момента его избрания Президентом СССР.
Что касается Министерства иностранных дел, то здесь в сохранении преемственности следует выделить роль Б. Л. Колоколова. Как заместитель министра, он курировал протокольную службу. На собственном опыте хорошо понимая, насколько это важный, но в то же время деликатный механизм, он сделал все, чтобы не нанести ему ущерба, сохранить кадровый состав, не позволить сломать сложившуюся протокольную структуру, которая доказала свою жизнестойкость и эффективность.
Управление Государственного протокола МИД СССР было успешно преобразовано в Службу Государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Потребовался дипломатический опыт и талант В. И. Чернышева, чтобы умело провести протокольный корабль сквозь рифы и подводные камни бурного политического моря начала 90-х годов.
Его преемником на посту руководителя протокольной службы стал Александр Филиппович Борисов (1995-1998 гг.). После окончания Института международных отношений он пришел на дипломатическую службу в 1969 году и сразу отправился в Африку, в Республику Конго (Браззавиль), где проработал четыре года. Затем была еще одна длительная командировка - в Того (1979-1983 гг.). После работы в Швейцарии, в Генеральном консульстве в Женеве с 1987 по 1992 год, он был назначен заместителем начальника Службы Государственного протокола МИД.
16 лет, больше половины своей тридцатилетней дипломатической жизни, А. Ф. Борисов отдал протокольному подразделению Министерства, куда всегда возвращался после очередной загранкомандировки. Здесь он рос по службе и набирался опыта протокольной работы, пройдя путь от атташе Протокольного отдела до директора Департамента Государственного протокола.
В 1992 году, в соответствии с поручением Президента, был готов первый вариант основных положений протокольной практики. На следующий год, 23 февраля 1993 г., были утверждены "Основные положения протокольной практики Совета Министров - Правительства Российской Федерации". Оба документа имели единую основу и в последующем неоднократно дорабатывались.
6 мая 1994 г. "Основные положения государственной протокольной практики Российской Федерации" (Государственного протокола Российской Федерации) в новой редакции были утверждены Указом Президента. Департамент Государственного протокола 12 мая информировал посольства в Москве о введении в действие основных положений Государственного протокола, касающихся приема делегаций на высшем и высоком уровнях, а также о порядке приема в Российской Федерации глав государств, глав правительств и министров иностранных дел государств - участников СНГ.
В феврале 1997 года в Основные положения Государственного протокола были внесены изменения, касающиеся приема глав иностранных государств (в протокольную практику была введена категория государственного визита).
В эти годы был разработан и ряд других протокольных норм, касающихся положения иностранных дипломатических представительств, порядка их сношений с российскими официальными лицами, правил передвижения по стране и т. д.
А. Ф. Борисов был настоящим интеллигентом - спокойным, выдержанным, доброжелательным, все бури и невзгоды протокольной жизни переживал в себе. Если даже иногда эмоции выплескивались наружу, когда при очередном аврале не хватало сил сдержать их, он тотчас брал себя в руки. Человек высокой культуры, заядлый книголюб и страстный книгочей, он, на первый взгляд, мог произвести впечатление человека не столько сдержанного, сколько замкнутого, погруженного в себя. Однако это была лишь внешняя оболочка.
В работе его отличала коллегиальность, стремление к коллективному творчеству. Все симпатии и антипатии он всегда держал при себе, но равнодушным к людям не был.
Жизнь А. Ф. Борисова оборвалась в самом расцвете сил, на пике дипломатической карьеры. Получив в 1998 году назначение на пост посла России в Габоне, он так и не успел приступить к новой работе. Ему было всего 53 года, когда коварная болезнь неожиданно подстерегла его и в течение нескольких месяцев вырвала из наших рядов. Но память об этом прекрасном человеке, замечательном дипломате останется навсегда в истории российской протокольной службы.
В начале 1995 года Служба Государственного протокола была преобразована в Департамент Государственного протокола Министерства иностранных дел Российской Федерации (ДГП). 27 июня 1995 г. приказом министра было утверждено положение о ДГП, задачи и функции департамента, сфера его компетенции.
Департамент Государственного протокола (ДГП) является структурным политическим подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Департамент Государственного протокола создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий Российской Федерации, применения единой протокольной практики при приеме в Российской Федерации официальных представителей и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.
Департамент в своей деятельности руководствуется федеральным законодательством, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, другими нормативными актами, Положением о МИД России, приказами и указаниями руководства Министерства, а также утвержденным министром Положением о ДГП.
Работу с иностранными партнерами Департамент строит с учетом общепринятых в международной практике протокольных норм, положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, характера двусторонних отношений между государствами.
Департамент возглавляется директором, назначаемым приказом Министра в соответствии с решением Коллегии, и состоит из трех отделов: Отдела по пребыванию дипломатического корпуса, Отдела визитов и делегаций, Отдела информационной работы, регистрации дипломатического корпуса и правительственных телеграмм.
Одной из основных задач Департамента является осуществление средствами и методами дипломатического протокола внешней политики Российской Федерации, координация деятельности министерств и ведомств в соответствии с их функциями, определенными Основными положениями государственной протокольной практики Российской Федерации.
В задачу департамента входит защита государственных интересов Российской Федерации и ее граждан при выполнении задач, связанных с пребыванием дипломатического корпуса, контроль за соблюдением Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и соответствующих положений российского законодательства. Департамент Государственного протокола участвует в разработке предложений и осуществлении мероприятий протокольного и организационного характера при визитах за границу Президента Российской Федерации, Председателя Правительства, министра иностранных дел, а также визитов в Россию государственных и правительственных делегаций, глав государств, глав правительств, министров иностранных дел зарубежных стран.
В круг ведения Департамента Государственного протокола входит контроль за составлением и направлением телеграмм от имени главы государства, главы правительства и министра иностранных дел в связи с национальными праздниками и другими памятными датами зарубежных государств, подготовка верительных и отзывных грамот послов Российской Федерации, аккредитация глав иностранных дипломатических представительств, регистрация их персонала и выдача соответствующих документов; подготовка и проведение мероприятий по разъяснению внешней и внутренней политики страны среди аккредитованных в России дипломатических представителей.
ДГП взаимодействует с министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольным вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.
По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент Государственного протокола Министерства иностранных дел работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента Российской Федерации и Правительства России.
Как видно из структуры Департамента Государственного протокола и краткого перечня тем, которые входят в его ведение, дипломатическим сотрудникам приходится повседневно заниматься широким кругом самых разнообразных вопросов, в основном оперативного характера.
В течение только одного года в Российской Федерации принимаются более ста высоких зарубежных делегаций на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел. Именно этой категорией иностранных гостей занимается Отдел визитов и делегаций ДГП, включая весь комплекс вопросов, связанных с подготовкой и проведением таких визитов.
Помимо подготовки один или иногда два дипломата работают с каждой делегацией непосредственно в течение всего срока ее пребывания в нашей стране, отвечая за решение всех практических вопросов, возникающих в ходе визита.
Из 155 глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в Москве, за год в среднем сменяется до одной трети. -В этой связи четыре-пять раз в год проводится церемония вручения верительных грамот.
Многочисленные члены дипломатического корпуса, к сожалению, не всегда соблюдают правила дорожного движения и совершают в год более сотни различного рода нарушений.
Повседневная жизнь всех иностранных дипломатов в Москве является предметом заботы дипломатических сотрудников Отдела по пребыванию дипкорпуса. Поэтому круг задач, которые приходится им решать, весьма широк: встреча и проводы приезжающих послов в аэропорту, подготовка и проведение церемонии вручения верительных грамот, таможенные, бытовые вопросы, дорожно-транспортные происшествия, нарушение правил, предусмотренных Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года и т. п.
Прохождением и оформлением всех телеграмм и писем на уровне глав государств, глав правительств и министров иностранных дел зарубежных государств, а также писем российских руководителей в их адрес занимаются сотрудники Отдела информационной работы, регистрации дипкорпуса и правительственных телеграмм.
Это поздравительные телеграммы по случаю национальных праздников, телеграммы соболезнования в связи с теми или иными трагическими событиями, обмен посланиями по случаю очередной юбилейной даты установления дипломатических отношений и другая переписка протокольного характера на правительственном уровне.
Главы дипломатических представительств, ак-кредитованные в Москве, ежегодно приглашаются на различные мероприятия в Кремле, проводимые руководством Российской Федерации (ежегодное послание Президента, торжественные приемы по случаю национальных праздников и других памятных дат общегосударственного характера и т. п.). Всеми организационными вопросами, связанными с приглашением дипкорпуса на эти мероприятия, занимаются сотрудники этого подразделения ДГП.
В ведение отдела входит также регистрация всех сотрудников (дипломатических и административно-технических) диппредставительств и выдача им дипломатических и служебных карточек, информационная работа и организация коллективных поездок по стране глав диппредставительств по приглашению Министерства иностранных дел.
В рамках Департамента нередко осуществляется ротация отдельных дипломатов, работающих в различных отделах. Такой подход требует от каждого сотрудника, специализирующегося на том или ином направлении, достаточно полного представления обо всем круге вопросов, входящих в ведение ДГП.
Отсюда - высокие требования, предъявляемые ко всем дипломатическим сотрудникам протокольной службы. Нужно хорошо ориентироваться в основных вопросах международной жизни и приоритетах внешней политики Российской Федерации, владеть соответствующим страноведческим потенциалом, обладать высокой эрудицией, знать не менее двух иностранных языков. Вместе с тем необходима постоянная собранность, аккуратность, пунктуальность и обязательность, а также хорошая психологическая устойчивость, умение владеть собой в самых сложных ситуациях, поскольку уровень общения дипломатов в процессе работы весьма высок.
Заключение
Деловое общение с представителями других государств требует особого внимания к вопросам протокола и этикета, неукоснительного соблюдения общепринятых правил и норм. Соблюдение правил протокола повышает эффективность контактов и при общении с деловыми партнерами внутри страны.
Деловой протокол, как и протокол дипломатический, регламентирует порядок проведения деловых встреч, переговоров и бесед, приема делегаций, подписания договоров и соглашений, ведения деловой переписки, организации представительских мероприятий и т.д. Он включает в себя и необходимость соблюдения требований деловой этики, определяющей и регламентирующей внешнюю сторону деловых контактов.
Систематизация отдельных норм дипломатического протокола в историческом аспекте представляет интерес с точки зрения формирования единой государственной протокольной практики Российской Федерации и дипломатического церемониала, сложившихся к началу XXI столетия.
Вместе с тем, анализируя историю формирования протокольных правил и норм, нельзя недооценивать человеческий фактор и рассматривать этот вопрос в отрыве от работы дипломатов, которые эти нормы и правила претворяли в жизнь, адаптируя общепризнанные каноны к условиям, складывающимся в тот или иной период. С этой точки зрения важно проследить историю протокольной службы российского внешнеполитического ведомства.
Таким образом, история становления российской протокольной практики в ХХ столетии полностью подтверждает, что, несмотря на всю идеологическую фразеологию, "велосипеда" здесь нам изобретать все-таки не пришлось. Все основополагающие нормы протокола стали и нормами нашей протокольной практики как в советский период, так и в годы становления новой демократической России.
Вместе с тем, можно констатировать, что в советский период нашей истории протокольная служба, вынужденная реальностями международного общения не только признавать, но и практически использовать общепринятые протокольные правила, одновременно была наполнена классовым содержанием и подчинена требованиям господствующей идеологии. В результате шел процесс определенной демократизации норм протокола. Думаю, здесь с некоторыми оговорками можно согласиться с мыслью, высказанной В. В. Карягиным о том, что, будучи отражением наших ограниченных материальных возможностей, советский протокол "оказал демократизирующее влияние на формирование современного международного протокола, так как стал притягательным своей относительной скромностью для новых государств, родившихся, как и мы, в пуританской простоте"
По этой ли причине или еще по какой-либо другой, но как бы там ни было, тенденция демократизации протокольных норм в мировой дипломатии на протяжении всего XX столетия явно пробивала себе дорогу. Каким станет протокол в наступившем новом тысячелетии, покажет будущее, но это будет предмет уже другого исследования.
Список литературы:
1. Борунков А.Ф. Дипломатический протокол в России. М., 2000.
2. Карягин В. В. Дипломатическая жизнь за кулисами и на сцене. - М.: 1994.
3. Молочков Ф.Ф. Дипломатический протокол и церемониал в России. М., 1979.
4. Муратов Э.Н. Дипломатические документы и дипломатическая переписка на английском языке. М., 2001. (Mouratov E.N. Diplomatic Documents and Diplomatic Correspondence in English)
5. Семенов В.Л. Практика дипломатического протокола и этикета. М., 2003.

Дипломатические приемы - одна из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности правительств, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств и дипломатов. Приемы проводятся как в ознаменование важных событии (национальных праздников, юбилейных дат, годовщин подписания договоров, а также по случаю пребывания в стране высокого гостя или делегации), таки в порядке повседневной деятельности министерств иностранных дел и посольств.

Приемы, организуемые дипломатическим представительством, способствуют установлению, поддержанию и развитию контактов посольства со страной пребывания. На таких приемах иностранные дипломаты разъясняют политику своих стран, собирают информацию о стране пребывания, обмениваются мнениями по важным международным проблемам. Поэтому любой дипломатический прием имеет большое политическое значение как для тех, кто его устраивает, так и для присутствующих на нем гостей. Еще более важный политический характер имеют приемы, организуемые руководящими органами страны в честь высоких иностранных гостей или делегаций.

Традиции проведения приемов уходят своими корнями в глубокую древность. Гостеприимство было и остается существенным показателем чести и достоинства народа и государства. Страны бережно хранят исторические традиции приема гостей как символы миролюбия и добросердечности. Традиции славянского гостеприимства и поныне отмечают иностранные гости.

Многолетняя международная практика установила виды дипломатических приемов, методы их подготовки, дипломатический этикет, которого придерживаются участники приемов. Протокольная практика обладает некоторыми особенностями в организации приемов, но в целом она совпадает с международной.

В дипломатическом протоколе приемы подразделяются на дневные и вечерние, приемы с рассадкой и без рассадки за столом.

К дневным относятся приемы типа «бокал шампанского», «бокал вина», завтраки.

«Бокал шампанского» начинается, как правило, в 12 часов и продолжается около часа. Поводом для организации такого приема могут быть годовщина национального праздника, отъезд посла, пребывание в стране делегации, открытие выставки (фестиваля). Во время приема гостям помимо шампанского могут быть предложены и другие напитки (вино, соки, минеральная вода). Напитки и закуски разносят официанты. С точки зрения организации это - наиболее простая форма приема, не требующая большой и длительной подготовки.

Аналогичным является прием типа «бокал вина». Название в данном случае подчеркивает особый характер приема.

Завтрак устраивается между 12 и 15 часами. Обычно завтрак начинается в 12.30 или 13.00. Меню завтрака составляется с учетом национальных традиций. При организации завтрака меню включает одну-две холодные закуски, одно рыбное или мясное блюдо и десерт. Не исключается подача за завтраком первого блюда и (или) горячей закуски.

Перед завтраком гостям предлагаются соки. В ходе завтрака возможна подача сухих виноградных вин, а в заключение - шампанского, кофе, чая. Минеральная вода, соки подаются во время всего завтрака. Завтрак продолжается обычно час-полтора, из них около часа - за столом и примерно 30 мин - за кофе, чаем (кофе, чай могут быть поданы за тем же столом или в гостиной).

Гости, как правило, приходят на завтрак в повседневной одежде, если форма одежды специально не указана в приглашении. В протоколе завтрак - один из наиболее распространенных видов дипломатических приемов. Завтраки устраиваются по случаю приезда и отъезда послов, годовщины договоров и других юбилейных дат, в честь высоких иностранных гостей, в порядке поддержания контактов МИД с иностранными дипломатическими представительствами.

В международной протокольной практике принято считать, что дневные приемы менее торжественны, чем вечерние. Вечерние приемы бывают нескольких типов.

«Коктейль» начинается между 17 и 18 часами и длится около двух часов. Во время приема официанты разносят напитки и холодные закуски (в виде канапе - небольших бутербродов). Возможна подача горячих блюд. Иногда устраивается буфет, где желающим официанты предлагают напитки.

Прием типа «а ля фуршет» проводится в те же часы, что и «коктейль». Однако на фуршетном приеме могут накрываться столы с закусками, включая горячие блюда. Гости сами подходят к столам, набирают закуски и отходят, давая возможность подойти и другим присутствующим. Приемы «коктейль» и «а ля фуршет» проводятся стоя. В обоих случаях, чтобы подчеркнуть особую торжественность приема, к его концу возможна подача шампанского, мороженого, кофе. Если прием устраивается по случаю национального праздника или в честь высокого гостя, в конце приема возможны организация небольшого концерта или показ видеофильма. Торжественность приема может быть подчеркнута и указанием в приглашении особой формы одежды.

Обед считается наиболее почетным видом приема. Он обычно начинается в 20 часов или 20.30, но не позднее 21 часа. По протокольной практике обед может начинаться и в более раннее время. Меню обеда в соответствии с национальными традициями включает две-три холодные закуски, первое, горячее рыбное, горячее мясное блюда и десерт. Подача напитков та же, что и на завтраке. Обед длится обычно два-три часа и даже дольше. После стола, за которым гости находятся примерно час, все переходят в гостиные для беседы; сюда подаются кофе, чай. В некоторых случаях кофе, чай могут быть поданы за обеденным столом. Нередко обед предполагает специальную форму одежды (смокинг или фрак - для мужчин, а для женщин - вечернее платье).

Ужин начинается в 21 час и позднее. От обеда отличается лишь временем начала.

В некоторых странах в особо торжественных случаях в связи с пребыванием в стране главы государства или делегации во главе с государственным деятелем самого высокого уровня устраиваются подряд два приема: сразу же после обеда для высоких гостей проводится прием типа «коктейль» или «а ля фуршет».

Обед-буфет предполагает свободную рассадку за небольшими столами по четыре - шесть человек. Так же как на фуршетном приеме, накрываются столы с закуской, имеются буфеты с напитками. Гости набирают закуски и садятся по своему усмотрению за один из небольших столов. Такого рода прием часто организуется после концерта, просмотра фильма, в перерыве танцевального вечера. В тропических странах такого рода прием нередко проводится на открытом возд ухе - на веранде или в саду. Обед-буфет менее официален, чем обед.

К вечерним приемам относится также чай, устраиваемый между 16 и 18 часами, как правило, для женщин. Супруга министра иностранных дел приглашает «на чай» супруг послов, других женщин. Такая форма приема используется и при нанесении прощальных визитов супругами глав дипломатических представительств супруге министра иностранных дел. Для «чая» накрываются один или несколько столов с учетом количества приглашенных. Подаются конфеты, печенье, фрукты, напитки. Не исключаются небольшие бутерброды (канапе).

В международной практике все реже встречается прием типа «жур фикс». Супруга министра иностранных дел или супруга посла назначает на весь сезон день и час каждой недели, когда она ожидает гостей. В начале осенне-зимнего сезона один раз рассылается приглашение, действительное на весь период, если не последует особого уведомления. Этот прием, называемый иногда «средами», «четвергами», «пятницами», по форме и содержанию такой же, что и «чай».

Есть и другие виды дипломатических приемов: музыкальные, литературные, танцевальные вечера, встречи дипломатов во время спортивных соревнований.

Государственный и дипломатический этикеты

Государственный протокол

Хоть и мала вещь, а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна - никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены по мере. Без чина же всякая вещь не утвердится и не укрепится; безстройство же теряет дело и возставляет безделье.

Царь Алексей Михайлович

Слово «протокол», как и многие другие международные термины, - греческого происхождения: pr?tos означает «первый», а kolla - «клею». Так греки обозначали правила оформления документов и ведения архивов, а дипломаты расширили это понятие, добавив в него правила этикета и церемониал.

Под протоколом подразумевают соблюдение определенного этикета, основанного на принятых правилах и уважении старшинства (должностного и возрастного) участников тех или иных официальных или публичных мероприятий. Как совокупность правил протокол берет свое начало в глубокой древности. Переговоры о мире, избрание вождей, восшествие на престол, коронация, прием послов, проведение международных конгрессов - всего и не перечислить! И всегда в таких случаях форма организации, «рассадка» (чисто протокольный термин) гостей и участников, процедура подписания документов, встреча с журналистами и многое другое становятся предметом пристального общественного внимания, комментариев, анализа, выводов.

Правители стран Древнего мира волей-неволей были вынуждены поручать организацию своей деятельности другим людям. Впо следствии эти доверенные лица выросли до статуса министров и стали официально значиться в реестрах государственных служащих. Наиболее часто им присваивался статус министра двора. Все контакты правителя, все его поездки и мероприятия отныне осуществлялись исключительно через этих лиц. Для поддержания реноме государственной власти в глазах международной общественности и собственного народа при правительстве каждой страны создается служба государственного протокола (в России это Департамент государственного протокола при Президенте РФ и президентах других государственных образований, входящих в состав РФ).

В течение 2005 г. Россию посетили 27 президентов, 20 премьеров, 36 министров иностранных дел, 7 глав международных организаций, 5 монархов и членов королевских фамилий. И каждому из них следовало обеспечить достойный прием, обхождение, составить график встреч и мероприятий. Случалось так, что одновременно в России находились сразу несколько высоких гостей. Для каждого вида визита (государственного, официального, неофициального, рабочего и т. п.) предусмотрен особый перечень протокольных мероприятий, и любое отступление от правил чревато дипломатическими осложнениями. Кроме того, работники департамента участвуют в зарубежных поездках нашего руководства. Государственные визиты готовятся месяцами. Лишь только достигается договоренность, в дело вступает служба протокола: сотрудники обговаривают формат встречи, «наполняют программу мероприятиями и объектами». Если же речь идет о зарубежных поездках наших лидеров, протоколисты предварительно обкатывают все маршруты, расписывая программу с точностью до минуты. Бывает и так, что на подготовку визита отводится чуть больше суток. Согласовывается буквально все - от вопросов предоставления воздушных коридоров до проведения пресс-конференций. В течение года проводится до 1000 таких согласований.

Самыми сложными являются государственные и официальные визиты глав государств. Они предполагают торжественную церемонию встречи и проводов на аэродроме, возложение венка к Могиле Неизвестного Солдата, официальные мероприятия в Кремле и массу других моментов. Также должны быть учтены интересы сопровождающих первое лицо государственных деятелей, им должна быть предоставлена возможность для встреч со своими визави. Как правило, руководителей государств сопровождают несколько министров, которые проводят переговоры со своими партнерами. На итоговом заседании министры докладывают лидерам о достигнутых ими договоренностях.

Методы общения за последние сто лет претерпели изменения, оно стало более тесным, неформальным. Основной принцип протокола - не нанести ущерба реноме гостя, хозяина и имиджу принимающей страны в целом, как и страны гостя. Согласно принципу взаимности, как страна встречает своих гостей, так будут встречать и ее представителей.

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и в своем отечестве. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дипломатический корпус Дипломатический корпус (Corps diplomatique) – совокупность послов и др. Д. агентов, аккредитованных При одном и том же государе или правительстве. Лишь с тех пор как вошло в обычай содержать постоянные посольства, стало возможным рассматривать

Из книги Символы, святыни и награды Российской державы. часть 1 автора Кузнецов Александр

ГЛАВА I. Российский Государственный герб: от первых печатей до наших дней Древнегреческое слово «символ» имеет несколько значений. В том смысле, в каком оно употребляется применительно к атрибутике государства, следует понимать его как условное обозначение образа,

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АГ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИМ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Глава 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТЫ Государственный протокол Хоть и мала вещь, а будет по чину честна, мерна, стройна, благочинна - никтоже зазрит, никтоже похулит, всякий похвалит, всякий прославит и удивится, что и малой вещи честь и чин и образец положены

Из книги Музеи Петербурга. Большие и маленькие автора Первушина Елена Владимировна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Акт дипломатический АКТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (лат. actus - акт, действие) -1) выраженное в письменной форме официальное выступление компетентного внутригосударственного (глава государства, премьер-министр, правительство, министр либо ведомство иностранных дел и др.) или

Из книги Полная современная энциклопедия этикета автора Южин Владимир Иванович

Дипломатический агент ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ АГЕНТ - согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломат, т. е. член дипломатического персонала дипломатического представительства, лицо, которое по должности непосредственно участвует в осуществлении

Из книги автора

Дипломатический корпус ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ КОРПУС - в узком смысле совокупность глав дипломатических представительств иностранных государств, аккредитованных в данной стране. В широком смысле совокупность членов дипломатического персонала всех дипломатических

Из книги автора

Иммунитет дипломатический ИММУНИТЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - особые права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам. их главам и сотрудникам в стране пребывания. Юридическая природа И.д. вытекает из того, что одно суверенное государство

Из книги автора

Курьер дипломатический КУРЬЕР ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ (фр. courrier) - служащий ведомства иностранных дел, на которого возлагается доставка дипломатической почты между центральными и зарубежными органами внешних сношений одного и того же государства. Юридическое подтверждение

Из книги автора

Наблюдатель дипломатический НАБЛЮДАТЕЛЬ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ - официальный представитель субъекта международного права, уполномоченный участвовать в работе международной конференции, межгосударственной организации или ее органа, если подобная возможность

Из книги автора

Дипломатический протокол Дипломатический корпус служит выражением солидарности интересов, стремлений, взглядов и понятий, связывающих в одно целое европейские государства и совершенно чуждых государствам восточным. Федор Федорович Мартенс Дипломатический этикет

Дипломатический этикет - многочисленные переговоры и встречи на государственном уровне, контакты, деловые форумы, внешнеэкономическая активность, которая является реальностью нынешнего времени. Относительно недавно бывшие уделом совсем немногих, международные контакты и поездки происходят сегодня на уровне повседневной реальности многих миллионов сограждан. Дипломатический этикет - постоянно усиливает механизм интернационализации между государствами экономических связей и предполагает под собой признание критериев деловой политики всеми субъектами деловых международных отношений, этики экономического международного сотрудничества.

Изучение этических основ, т.е. набор знаний, сведений, представлений о формах, методах и правилах предпринимательской деятельности, а также принципах делового общения с коллегами - чрезвычайно важный аспект для эффективного получения высокой результативности в любой форме международной торговой, экономической и политической деятельности. Все это можно обобщить под понятием дипломатического этикета. Дипломатический этикет экономического международного сотрудничества считается с опытом многих поколений предпринимателей на всей планете. Именно такой бесценный опыт способствует укреплению и установлению отношений взаимного доверия между партнерами и сотрудничества. Успешная деятельность участников деловых, международных связей зависит в большинстве от их знания и умения искусства общения.

Дипломатический этикет - эта тонкая наука помогающая поддерживать, и устанавливать цивилизованные отношения с людьми равными себе, разрешать конфликты, преодолевать противоречия, вести деловые переговоры, играть роль посредника, заключать и подготавливать международно-правовые соглашения, уметь грамотно обмениваться информацией, эффективно ее обрабатывать и использовать на пользу своего дела. Важнейшее подразделение отношений между людьми - деловое, международное сотрудничество. Тайны общения перед человеком раскрываются постепенно, в течение его жизни. Исходя из данных сведений, необходимо как можно раньше учиться созидательному общению, постоянно развиваясь в этой отрасли.

Знание вопросов психологии и этики межличностных и деловых отношений хорошо помогает принимать обдуманные решения, которые обеспечивают достижение поставленных целей, а также ориентироваться в нелегком мире общения людей.Дипломатический этикет выступает в качестве одного из основных балансирующих факторов делового международного сотрудничества, в которых ярко выражены человеческие представления о зле и добре, несправедливости и справедливости, неправильности или правильности поступков разных людей.

Все зависит от того, чем наполняются моральные нормы, каково понимание о них, как они учитываются при общении, люди при желании могут значительно облегчить свое деловое общение, сформировать его в более эффективную форму, существенно помочь в решении стоящих достижений и целей, так и усложнить это общение или сформировать его, соблюдая дипломатический этикет , вообще невозможно. Принцип мотивации делового общения заключен в противоречии между сущим и должным.

Люди, с одной стороны, стремятся и хотят вести себя должным образом, то есть нравственно, а с другой - им бывает куда важнее удовлетворить свои жизненные потребности, достигнув которые путем несоблюдением нравственного порядка. Это противоречие между практическим расчетом и возвышенным идеалом, реальным желанием и нравственным долгом проявляется всегда и везде, во всех жизненных аспектах и, в том числе, в этике делового международного общения. Дипломатический этикет в экономическом и других видах сотрудничества, является важнейшим фактором со стороны ответственности участников, которые находятся в этом сотрудничестве.

Придворный этикет

С 15 века все большее влияние на развитие западноевропейского этикета оказывал чрезвычайно усложнившийся церемониал королевских дворов. Сначала определенное влияние оказывали испанские и бургундские ритуалы, затем с развитием абсолютизма главную роль начала играть Франция. В это время появляются многочисленные пособия по этикету, который становится настолько сложным, что при дворах появляется специальная должность церемониймейстера, следившего за выполнением всех его тонкостей и строжайшим образом регламентировавшего всю дворцовую жизнь. Члены семьи монарха и придворные должны были в определенный час вставать, точно указывалось, кто должен был присутствовать при одевании монарха, подавать предметы его туалета, сопровождать его во время прогулки и т. д. Было точно определено, как проходили церемонии аудиенции, торжественных выходов, прогулок, обедов, балов.

Пышные обряды сопровождали рождение, брак и смерть при королевском дворе. Чем выше ранг, тем более сложным был ритуал. Например, королева Франции в течение года не покидала покоев, где ей сообщили о смерти супруга, а для принцесс этот срок ограничивался шестью неделями. Покои были занавешены и убраны черным, и принцесса, одетая в траур, должна была провести эти шесть недель в постели. Покои для пребывания знатной дамы после родов убирались зеленым шелком, причем все предметы в этих комнатах служили определенным церемониальным целям.

Возникновение дипломатического этикета Придворный этикет дал начало этикету дипломатическому, так как именно при королевских дворах происходили приемы иностранных посольств. В раннем средневековье на церемониал международного общения в Европе решающее влияние оказывали торжественные и пышные ритуалы Византийской империи, имевшие своей целью убеждать в могуществе своей страны, демонстрировать ее богатства, силу и превосходство. Позднее, когда вопросы первенства стали играть при дворе важнейшую роль, возникла необходимость четко определить место каждого дипломата и соответственно его страны в общем церемониале. Дипломату приходилось быть еще более пунктуальным и строгим к соблюдению всех правил этикета, чем остальным придворным, так как он представлял не столько себя, сколько свою страну. Постепенно во избежание конфликтов, которые могли вспыхнуть из-за действительных или мнимых оскорблений, формы официальных контактов между представителями различных государств становятся все более и более регламентированными и остаются таковыми и в наше время. Дипломатический протокол, способствовавший предотвращению спорных моментов между представителями государств, был официально утвержден в 1815 году на Венском конгрессе, где было решено принимать послов по дате и часу их представления или по алфавиту. Это дало возможность исключить предположение о предпочтительности той или иной стороны.

Классическими странами этикета считаются Англия и Франция, хотя облагораживание нравов в Европе началось с Италии 14 века. Взлёт искусств, характерный для эпохи Возрождения, эстетическое и умственное наслаждение изменили быт и нравы людей. Утончённость, изящество, манеры, моды, этикет, - всё это стало живо интересовать итальянцев. Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды.

В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в 16 веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости: боярину, наместнику царя, царю. К концу 17 века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр 1, расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. В 1717 году выходит книга "Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". С незапамятных времен человеческий опыт накапливал и отбирал из бесконечных повторений поведения те правила, условности и традиции, которые отвечали интересам поддержания общения. С появлением государств и с развитием связей между ними стали складываться нормы общения, включая протокольные. В процессе исторического развития протокол претерпевал глубокие изменения, но всегда за условностями церемониала стояли вопросы большой политики государств, престижа верховной власти.

От дипломата требовалось тщательное соблюдение всех поведенческих норм своего времени и доскональное знание высшего светского этикета. Так происходило выделение дипломатического корпуса в особое сословие со своими корпоративными правилами.

Правила дипломатического протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости» - совокупности общепринятых в международной практике правил этикета, почтительности и уважения, соблюдаемых в межгосударственных отношениях. Соблюдение норм дипломатического этикета диктуется уважением к другой стране. Игнорирование даже мельчайших деталей может быть истолковано как умышленное нанесение ущерба достоинству государства. В частности, этикет предписывает обязательный ответ на послание, использование в официальной переписке вступительного и заключительного комплимента - формулы вежливости.

    Посольства имеют право вести переписку на языке своей страны, но иногда перевод задерживает рассмотрение важных вопросов. Потому протокол разрешает составлять документы на языке страны пребывания. Профессиональный этикет, однако, требует проявлять большую осторожность в тех случаях, когда в государстве существует несколько официальных языков. Использование одного из них порой приводит к недоразумениям.

    К дипломатическому этикету относится и международный этикет флага и герба. Он основан на строгом слежении за правильным изображением гербов и флагов. Размеры флагов разных государств, вывешенных на той или иной церемонии, должны быть одинаковыми, как и высота их подъёма на флагштоках. Ни один флаг не может возвышаться над другими. Почётным местом в ряду флагов считается центральное или крайнее справа (со стороны флагов), однако чаще флаги вывешиваются в алфавитном порядке стран, без подчёркивания каких бы то ни было приоритетов. При перекрещивании двух флагов наиболее почётная сторона - правая. Помещение нескольких полотнищ на одном флагштоке не допускается.

    В настоящее время обязательное четкое соблюдение норм дипломатического протокола необходимо, когда происходит признание новых государств, установление дипломатических отношений, когда назначаются главы дипломатических представительств, вручаются верительные грамоты, осуществляются дипломатические визиты, проводятся беседы, переговоры, подписываются договоры и соглашения и т. д. Но в последнее время принимаются во внимание тенденции, которые наблюдаются в международной протокольной практике: сделать нормы протокола более простыми и удобными.

    Правила международной вежливости не имеют обязательной силы. Но, как свидетельствует международная протокольная практика, государства и дипломаты стремятся соблюдать их. Ведь в ходе международного общения встречаются представители различных суверенных государств, они могут иметь различные (иногда конфликтующие, непримиримые) идеологические, религиозные взгляды, политические установки, моральные принципы и т. п.

    Основоположники дипломатического протокола и этикета разработали правила поведения дипломатов и политиков во время проведения переговоров. Длительное время руководители государств и дипломатические службы четко придерживались этих правил, но в последнее время политики стали упрощать протокольные требования. Инициаторами такого вольного толкования протокола специалисты называют американцев.