Длинная рука вкс - стратегические бомбардировщики россии. ПАК ДА — проект создания новейшего стратегического бомбардировщика России Истребители, бомбардировщики и ударные вертолеты российских ВВС


Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для российских стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.


Стратегический ракетоносец - Ту-95МС. Ту-95 (изделие «В», по кодификации НАТО: Bear - «Медведь») - советский и российский турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, один из самых быстрых винтовых самолётов, ставший одним из символов холодной войны.

12 ноября 1952 года прототип 95-1 отправился в воздух. Впереди был трудный испытательный путь в небо. Увы, при выполнении 17-го испытательного полета прототип разбился и из 11 человек на борту погибло 4. Но это не остановило испытания, и вскоре самолет был принят на вооружение.

Ту-95МС - носитель крылатых ракет Х-55 с ядерной боевой частью. Он создан на основе Ту-142МК - дальнего противолодочного самолета.

В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в конце 20-х - начале 30-х годов XX века, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-160 называют в честь Героев Советского Союза и людей, непосредственно связанных с Дальней авиацией, Ту-95МС - в честь городов.



Стоять на кромке ВПП и смотреть, как мимо тебя взлетают и садятся Ту-95 и Ту-160, можно было бесконечно.

От гула и вибрации винтов пробирает. Чувствуется какой-то детский восторг от происходящего. Увы, фотография этого передать не может.

30 июля 2010 года был установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса, при этом за это время бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.

Внезапно прилетел Ми-26Т. При нанесении номеров произошла путаница, и с регистрацией RF-93132 несколько месяцев летал другой Ми-26Т с бортовым номером 99.

Едем к стоянкам самолетов. Около 95-го стоит АПА-100 - аэродромный передвижной электроагрегат.

Дальше забираемся в кабину «Медведя». Я сразу фотографирую рабочее место, которое находится около входа и которое напичкано всяким интересным оборудованием. Следом залезает сопровождающий и укоризненно смотрит на меня: «Александр, ну что такое? Вот почему ты сразу снимаешь именно то, что нельзя снимать». Удаляю кадры и узнаю, что снимать можно все что угодно, кроме того самого рабочего места. На фотографии - пульт бортинженера.



Вообще, конечно, внутреннее убранство по-военному сурово. Впрочем, отечественные КБ никогда не заморачивались над эргономикой кабины.

А этот странный пол между креслами - резиновое полотно с деревянными рейками. Вы не поверите, но это - средство аварийного покидания самолета.

Ту-160 - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности, разработанный в ОКБ Туполева в 1980-х годах.

В составе ВВС России находятся 16 самолётов Ту-160.
























Стратегический бомбардировщик представляет собой боевой самолет, который может нести авиационное, в том числе ядерное, вооружение (баллистические и крылатые ракеты, авиабомбы). Его предназначение заключается в нанесении ракетных и бомбовых ударов по объектам стратегической значимости, расположенных на вражеской территории, обычно вне зоны основных военных действий, с целью подрыва промышленного и военного положения противника.

По сравнению с тактическими бомбардировщиками, которые предназначены для поражения целей непосредственно во фронтовой зоне (личного состава, тактических баз, стационарной и мобильной техники), стратегические бомбардировщики обладают:

    большой дальностью полета, увеличенным по массе боевым вооружением, которое производит наиболее разрушительные поражающие воздействия;

    более комфортабельными условиями для размещения членов экипажа, что вызвано требованием к сохранению их работоспособности в режиме боевого дежурства (при выполнении длительного полета).

Наличие у государств стратегических бомбардировщиков, которые несут ракето-ядерные средства поражения, особенно страшно для их потенциальных противников и сдерживает агрессию со стороны «разжигателей войны».

Еще одно отличие стратегических бомбардировщиков от тактических заключается в том, что первые являются более дорогостоящими и универсальными, способны уничтожать электростанции, заводы, плотины, мосты, магистральные дороги, важные объекты и даже целые населенные пункты как на поле боя, так и за его пределами. На сегодняшний день стратегическими бомбардировщиками располагают только 2 государства – США и Россия.

Ограничение термина

Стратегическим бомбардировщиком называется тип самолета, который обладает межконтинентальной дальностью полета (более 5000 км) и может использовать ядерное оружие. Самолеты типа B-47, Ту-16 и Ту-22М, например, хоть и могут вооружаться ядерными ракетами и бомбами, не способны преодолеть межконтинентальную дальность полета, поэтому их относят к категории дальних бомбардировщиков. Использование термина «дальние бомбардировщики» не совсем корректно, потому что такие самолеты, кроме того, что не имеют межконтинентальной дальности полета, по остальным техническим характеристикам полностью соответствуют требованиям стратегических бомбардировщиков. То есть дальние и межконтинентальные бомбардировщики правильно указывать как два подкласса стратегических бомбардировщиков.

Неопределенность критериев с одной стороны и политическая конъюнктура с другой привели к тому, что отдельные государства называют стратегическими не только тактические, но и оперативно-тактические бомбардировщики – FB-111 (США), Mirage 2000N (Франция), Vickers 667 Valiant (Великобритания), Xian H-6A (Китай).

В частности, это вызвано использованием (в том числе планируемым) в техническом аспекте оперативно-тактических и тактических бомбардировщиков в качестве стратегических. В некоторых случаях оно будет целесообразно, если находящиеся на территории противника стратегические объекты находятся в зоне досягаемости оперативно-тактической и тактической ударной авиации.

История

Стратегическая авиация (в т. ч. стратегическая бомбардировочная) начала полноценно развиваться с приходом холодной войны. Однако к категории стратегических бомбардировщиков можно также смело отнести тяжелые бомбардировщики периода Второй мировой войны:

    бомбардировщики «Ланкастер» на вооружении Королевских ВВС Великой Британии.

    B-29, B-24 и B-17 ВВС США.

    Советские Пе-8 и Ил-4.

Эти самолеты в военное время использовались в качестве стратегических бомбардировщиков. По характеру боевого применения советский Ту-4 также относился к классу стратегических бомбардировщиков.

Во времена Второй мировой войны началось проектирование межконтинентальных бомбардировщиков. Японская и германская армии использовали такие бомбардировщики (Nakajima G10N и Amerika Bomber) для совершения налетов на территорию США. Американцы, в свою очередь, занимались проектированием межконтинентального бомбардировщика, способного осуществлять налеты на Германию в случае капитуляции Англии. Итогом дальнейшего развития событий стало появление в рядах ВВС США в начале 1940-х гг. первого полноценного стратегического бомбардировщика B-36. Этот поршневой самолет не смог составить должное сопротивление реактивным истребителям, несмотря на большую для того периода высоту полета. Однако продолжительное время бомбардировщики B-36 были основой ядерных стратегических сил США.

Далее начинается стремительное развитие этой военной техники. Спустя некоторое время стратегические бомбардировщики, укомплектованные ядерным и обычным оружием, постоянно проводили боевое дежурство, обеспечивая гарантированное уничтожение позиций противника в случае войны. В послевоенное время главное требование, которое ставилось перед конструкторами стратегических бомбардировщиков, – это возможность доставления ядерных бомб или ракет до вражеской территории и благополучное возвращение на свою базу. Основными самолетами этого класса во времена холодной войны стали Boeing B-52 Stratofortress (США) и Ту-95 (СССР).

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики

В первой половине 1950-х еще не было зенитных комплексов, способных поражать высотные высокоскоростные цели.

Единственными вариантами, которые можно было использовать против таких целей, были истребители-перехватчики (напр. Convair F-102 Delta Dagger). Поэтому решить проблему неуязвимости стратегического бомбардировщика можно было за счет создания самолета этого класса с увеличенными параметрами максимальной скорости и практического потолка.

По этой доктрине в США разработали бомбардировщики A-5 и B-58. Особенностью этих самолетов является в первую очередь то, что они не могли использовать никакое иное вооружение кроме ядерных авиабомб.

Примерным аналогом со стороны СССР можно считать М-50 и Ту-22.

Самым совершенным аппаратом, созданным по этой доктрине, стал американский бомбардировщик «Валькирия» и советский Т-4.

После появления в составе ПВО зенитно-ракетных комплексов, способных поражать любые высотные цели, производство самолетов B-58 свернули, а первый стратегический бомбардировщик палубного размещения A-5 переделали в разведывательную версию.

На данном этапе гонки вооружений к стратегическому бомбардировщику предъявлялись по-прежнему серьезные требования в скорости, но не для прорыва средств ПВО противника, а лишь сокращения времени подлета к месту нанесения авиаудара. Для прохождения ПВО врага планировалось использовать полет на очень малой высоте.

По такому принципу были созданы такие самолеты, как Ту-22М (СССР), FB-111 (США) и TSR.2 (Великобритания). Последний бомбардировщик не попал в серийное изготовление из-за переориентации государства на применение ПЛАРБ, несущих ракеты «Поларис». Такие самолеты в англоязычных текстах получили название «интердиктор».

В эпоху развития новых технологий самолеты стратегической авиации получали способность летать на разных высотах (в том числе предельно малых – Ту-160, B-1), а некоторые из них обладали пониженной радиолокационной заметностью (B-2). Все эти характеристики в комплексе способствовали успешному проникновению в чужое воздушное пространство.

Однако высокая стоимость постройки и содержания этого типа самолетов и их сомнительная эффективность в возможных локальных военных конфликтах (например, в российских ВВС имеются для этих целей Ту-22М и Су-34) не дают возможности произвести замену военного авиапарка государств, некоторые типы самолетов не снимаются с военного учета (яркие примеры: Ту-95 и B-52). Вместе с этим техническое и моральное старение аппаратов представленного типа порождает необходимость проведения их замены. С этой целью в США учреждена программа разработки нового бомбардировщика, который сменит B-52 (самолеты этого типа планируется полностью снять с боевого дежурства до 2030 года). На замену Ту-95 в России поступят ПАК ДА и модернизированные Ту-160 (первые поставки Ту-160 в ряды российских ВВС датируются 2015 г.).

Основные требования, которые ставились перед конструкторами-создателями самолетов стратегической бомбардировочной авиации, – это возможность выполнять доставку ядерного оружия. Однако известны случаи их использования в локальных военных конфликтах. В частности, Ту-22М, Ту-22 и Ту-16 были задействованы в Афганской войне, B-52 – в Ираке и Вьетнаме, B-2 – в Ираке (2003) и Югославии.

Основные модели стратегических бомбардировщиков

Холодная война:

    Handley Page Victor.

    Vickers Valiant.

  • B-52 Stratofortress.

Нереализованные и опытные проекты:

Современные:

    B-52H Stratofortress.

Будущие:

    Next-Generation Bomber (NGB).

    модернизированные Ту-160.

Классификация самолетов:


А
Б
В
Г
Д
И
К
Л

Многие не раз слышали о танковой мощи России. Бомбардировщики, как ни странно, упоминаются гораздо реже. Но не стоит пренебрегать авиацией, равно как и флотом. Это очень важная составляющая, позволяющая контролировать воздушное пространство государства, защищая его или атакуя врага с воздуха. В данной статье мы с вами как раз и поговорим о стратегических бомбардировщиках и истребителях России, стоящих на вооружении.

Стратегический бомбардировщик

Прежде чем переходить непосредственно к теме, хотелось бы поговорить о том, какая техника относится к классу стратегической, ведь именно она имеет наибольшее значение для Так вот, стратегического назначения предназначен для нанесения ядерных ударов путем сброса бомб или ракет по стратегически важным объектам противника. При этом нельзя путать стратегическую и тактическую военную технику. Последняя используется для уничтожения техники и живой силы врага. Стоит отметить, что в настоящее время только на вооружении двух стран в мире есть стратегические бомбардировщики, это Россия и США. Ну а сейчас перейдем к рассмотрению конкретных моделей.

Ту-160, или «Блэкджек»

Вся авиация получает классификацию НАТО и имя. В данном случае это «Блэкджек». В это же время заводское обозначение - «Объект 70». Такие бомбардировщики России относятся к классу стратегических с крылом изменяемой стреловидности. Данный агрегат был разработан в академии Туполева еще в 1970-х годах и используется до сих пор.

На сегодняшний день это самый большой и мощный самолет такого класса, с изменяемой геометрией крыла и максимальной взлетной массой. Пилоты зачастую называют Ту-160 «белый лебедь». Можно говорить о том, что при разработке бомбардировщика выдвигались жесткие требования, которые необходимо было выполнить. К примеру, суммарная масса боевой нагрузки должна была составлять не менее 45 тонн, а дальность полета - не менее 10-15 тысяч километров. Так как все требования были выполнены, то серийно было выпущено более 25 экземпляров, а также насчитывалось порядка 8 прототипов.

Вкратце о технических характеристиках Ту-160

Как было отмечено немного выше, на самолете установлено крыло изменяемой стреловидности. Минимальный размах составляет 57,7 метра. Самой интересной деталью является силовая установка, которая состоит из 4 двигателей НК-32. Каждый мотор является трехвальным 2-контурным со смещением потоков на выходе. Что касается то она рассчитана на 171 000 литров (азотированного). При этом для каждого двигателя имеется отдельный бак, но часть топлива отведена на центровку. Возможна дозаправка в воздухе.

Что касается вооружения, - это бомбардировщики России, которые имеют разрушительную мощь. Изначально агрегат разрабатывался исключительно как носитель крылатых ракет большой дальности. Но в дальнейшем было принято решение несколько расширить номенклатуру боеприпасов. В настоящее время пытаются добавить высокоточные крылатые ракеты большой дальности типа х-555 и х-101.

Дальние бомбардировщики России: Ту-95МС

Данный агрегат получил классификацию НАТО Bear, что в переводе означает «Медведь». Это турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец. Стоит заметить, что Ту-95 стал настоящим символом из-за чего и было принято решение глубокой модификации и создания более эффективного и мощного Ту-95МС. Стоит заметить, что бомбардировщик является последним принятым на вооружение во всем мире, следовательно, и самым новым, что немаловажно. Данная авиационная машина пережила просто огромное количество модификаций. Последняя заключалась в возможности поражения важных объектов противника крылатыми ракетами при любых погодных условиях и в любое время суток. Именно Ту-95МС поставил рекорд беспосадочного полета. За 43 часа пара бомбардировщиков пролетела порядка 30 тысяч километров, с четырьмя дозаправками в воздухе.

О вооружении Ту-95МС

Новый бомбардировщик России Ту-95МС имеет суммарную бомбовую нагрузку порядка 12 тонн. Фюзеляжный бомбовой отсек предполагает возможность размещения ядерных свободнопадающих бомб калибром 9 000 килограмм. Помимо этого, Ту-95МС оснащается крылатыми ракетами х-20. Они в основном предназначены для поражения радиоконтрастных целей врага на дистанции от 300 до 600 километров.

Стоит заметить, что многие эксперты говорят о том, что именно Ту-95МС является ключевой, то есть основной частью российской авиации. Самолет оснащается крылатыми ракетами х-55. При этом в различных модификациях ракетоносца размещается от 5 до 10 таких ракет. В некоторых случаях демонтируется устройство для свободного сброса ядерной бомбы, ввиду своей ненадобности. На борту имеется и оборонительное вооружение, которое состоит из 23-миллиметровых авиационных пушек. Их количество изменяется в зависимости от модификации и может быть от 3 до 8 штук.

Новый стратегический бомбардировщик России Ту-22М

«Обратная вспышка», согласно классификации НАТО, или же «изделие 45» - заводское название. Представляет собой сверхзвуковой дальний ракетоносец-бомбардировщик с регулируемой геометрией крыла. Т-22М - последняя модификация Ту-22 - мало чем отличается от Ту-22К. Многие говорят о том, что это был результат политических манипуляций. Так, разработка Ту-22М была начата только для экономии средств. Тем не менее решение оказалось не самым худшим, самолет до сих пор стоит на вооружении России и показывает неплохие результаты.

Сегодня есть масса модификаций Ту-22М, такие как Ту-22М0, Ту-22М1 и Ту-22М2 и М3. Но, несмотря на это, все бомбардировщики России данного класса отличаются между собой несущественно, поэтому и принято говорить о Ту-22М. Хотя нельзя не сказать, что все внесенные модификации никак не улучшили технические характеристики агрегата. К примеру, масса Ту-22М1 была снижена на 3 тонны, за счет чего удалось улучшить аэродинамические характеристики. А Ту-22М2 удалось оснастить более мощными крылатыми ракетами большой дальности.

Немного о вооружении

Любой перспективный бомбардировщик России должен иметь на своем борту эффективное защитное вооружение и мощные ядерные ракеты, которые бы поражали стратегически важные объекты противника. Все это было у Ту-22М3, последней модификации Ту-22М. Суммарная бомбовая нагрузка составляет 24 тонны. При этом на борту могут находиться противокорабельные ракеты, свободнопадающие ядерные бомбы, мины и пара крылатых ракет х-22. Ключевой же особенностью является наличие на борту так называемой СУРО (системы управления ракетного оружия), которая предусматривает наличие 4-х аэробаллистических ракет.

Что касается обороны, то тут предусмотрена дистанционно управляемая кормовая пушечная установка с увеличенным темпом стрельбы (до 4 тыс. выстрелов в минуту) и укороченным блоком стволов. Прицеливание осуществляется с помощью системы «Криптон», а ведение огня может быть переведено в автоматический режим.

Заключение

Мы рассмотрели основные бомбардировщики России. Фото этих машин вы можете просмотреть в данной статье. Стоит заметить, что вся техника стоит на вооружении РФ. Многие вышеперечисленные самолеты дислоцируются на Украины, Беларуси и других стран бывшего Советского Союза. В настоящее время многие военные базы давно расформированы и брошены, а все, что там осталось, принято называть «самолетным кладбищем». Кроме того, как было отмечено выше, бомбардировщики-ракетоносцы есть только у США и России, но это по официальным данным. В принципе, это все, что можно рассказать об основной тяжелой авиационной технике, которая используется и в ближайшие годы списываться не будет. Многие проекты в настоящее время находятся в разработке, но подробная информация по этому поводу не разглашается. Да и нет смысла говорить о том, что ещё не взлетело в небо.

Эта авиабаза находится около города Энгельс в Саратовской области. Она является домом для стратегических бомбардировщиков. В настоящий момент только Россия и США обладают этими типами самолётов, способными действовать на огромных расстояниях и применять ядерное оружие.

Здесь находятся Ту-95мс - турбовинтовой стратегический бомбардировщик, один из символов холодной войны, а также сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160 - самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой самолёт.

Ту-95мс



Знакомьтесь, турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95мс. Это самый быстрый винтовой самолёт, ставший символом холодной войны. Также, это единственный в мире принятый на вооружение и серийно производившийся турбовинтовой бомбардировщик.
Бомбардировщик называют стратегическим, если он обладает дальностью действия свыше 5 000 км и способен применять ядерное оружие. 30 июля 2010 установлен мировой рекорд беспосадочного полета для самолётов такого класса. Бомбардировщики пролетели около 30 тысяч километров, над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе.



Мощь и основа стратегической авиации России:



На каждом двигателе установлено по два четырёхлопастных винта:



Двухствольная авиационная пушка ГШ-23. Дальность эффективной стрельбы - 2 км:



В продолжение традиций, начатых в отечественной авиации в 30-х годах, некоторым самолётам присваиваются собственные имена. Ту-95МС называют в честь городов:



Кабина Ту-95мс:



Экипаж из 7 человек располагается в двух гермокабинах:



Самолеты Ту-95 оснащены двигателями НК-12, которые до сих пор являются самыми мощными турбовинтовыми двигателями в мире. Винты имеют диаметр 5.6 метра - это больше, чем диаметр стандартного тоннеля московского метрополитена!



Необычайно эффектно! Ту-95 - один из самых шумных самолетов в мире, но это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов:





Ту-95мс готовятся к вылету. По взлетному полю растекается мощный гул турбовинтовых двигателей:



Когда такая машина взлетает, пролетая в десятках метров от тебя, появляется такой детский и искренний восторг, что хочется кричать и прыгать от радости. Фотографией этого никак не передать:




Включенные носовые прожекторы нужны для отпугивания птиц, которые воспринимают два огонька за глаза хищника.





Ту-160

Гвоздь сегодняшней программы - сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяющейся стреловидностью крыла Ту-160:




Размах крыла - 55.7 метра, максимальная взлётная масса - 275 тонн, максимальная скорость - 2 230 км/ч:



Суммарная мощность двигателей на форсаже - более 100 000 л. с.:



Взлет:




Российские летчики прозвали этот «белым лебедем» за его надёжность, красоту и грациозность. Американцы дали ему другое название - «Чёрный валет» - за его неуязвимость для систем ПВО и возможность нанести внезапный удар. Белый лебедь:



Всего с 1984 года было произведено 35 таких самолетов. Стоимость одного - около 7.5 миллиардов рублей.



Взлеты потрясают. Ты ощущаешь всем телом звук и вибрацию их двигателей, а потом тебя сдувает теплым порывом воздуха, смешанного с запахом керосина.


На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.