Каковы полномочия руководителей ликвидации чс. Доклад: Выработка проекта решения руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации. Решения руководителей ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организ

1. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

3. Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

4. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

о проведении эвакуационных мероприятий;

об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

8. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»

Дисциплина:

Организация и ведение аварийно-спасательных работ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

Выработка проекта решения руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации

Вариант 10

Выполнил: Василюк Е.В.

Учебная группа: ЗЧС–5

Проверил: Резниченко А.И.

Калининград 2010

Введение

3. Замысел действий

Приложение 1

Приложение 2

Заключение

Список используемых источников

Введение

Количество чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера из года в год не становится меньше, и они продолжают приносить человеческие жертвы, большой материальный ущерб и урон окружающей природной среде.

Уровень организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС и их последствий во многом определяется четкой работой начальника по делам ГО и ЧС объекта, председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Порядок организации работ, их виды, объем, приемы и способы проведения зависят от обстановки, сложившейся после аварии, степени повреждения или разрушения зданий и сооружений, технологического оборудования и агрегатов, характера повреждений на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта, жилого сектора и других условий.

Успех в выполнении поставленных задач достигается непрерывным и твердым управлением, принятием оптимального решения, поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений (формирований), а также зависит от уровня подготовленности и оснащенности сил и надежности и степени модернизации средств МЧС России, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.

1. Краткие выводы из оценки обстановки

Из оперативных данных известно, что в 22.05 20 ноября 2010 г. из-за нарушения мер безопасности при производстве работ на технической площадке предприятия произошел взрыв гексогена. В результате взрыва значительные разрушения получили цех деревообработки, пилорама и сборочный цех. Предположительное число пострадавших под завалами 140 человек. Также в результате разрушения зданий образовались завалы на дорогах на территории предприятия. Возникшие очаги пожаров тушат пожарные подразделения федеральной противопожарной службы по Калининградской области.

Необходимо провести поиск и спасение пострадавших из-под завалов разрушенных цехов предприятия.

Метеоусловия в день ЧС:

Облачность, небольшой дождь

Температура + 6°С,

Влажность 90 %,

Ветер северо-восточный 3 м/с.

Радиационная, химическая и биологическая обстановка в зоне ЧС в пределах нормы.

Для ликвидации ЧС необходимо привлечь силы и средства Калининградской области, предназначенные для проведения работ.

2. Расчет сил и средств для разборки завала

При получении информации о сложившейся обстановке в зоне возникновения ЧС необходимо произвести расчет потребных сил и средств для разборки завала и спасения пострадавших.

Из оперативных данных известно количество и характеристика разрушенных зданий и цехов.

Таблица 1

Характеристика разрушенных зданий

Рассчитаем необходимые силы и средства для разборки образовавшихся завалов. Так как известно количество людей, находящихся в завале, то объем завала для извлечения пострадавших можно определить по формуле:

где Vзав – объем завала, который необходимо разобрать для извлечения пострадавших, м3 ;

1,25 – коэффициент, учитывающий увеличение объема разбираемого завала;

Nзав – количество людей, находящихся в завале, чел;

hзав – высота завала, м.

Высоту завала при оперативном прогнозировании можно определить по формуле:

где Н – высота здания, м;

g – объем завала на 100 м3 объема здания:

для промышленный зданий g = 20 м3 ,

для жилых зданий g = 40 м3 ;

k – показатель, принимаемый равным:

для взрыва вне здания k = 2,

для взрыва внутри здания k = 2,5.

Рассчитаем высоту образовавшегося завала при разрушении:

1) цеха деревообработки

2) пилорамы

1) цеха деревообработки

2) пилорамы


3) сборочного цеха

Разборку завала наиболее целесообразно производить спасательными механизированными группами во взаимодействии с ними звеньев ручной разборки.

Количество спасательных механизированных групп определяется по формуле:

где Псмг – производительность одной механизированной группы на разборке завала принимается равной 15 м3 /ч;

Т – общее время выполнения спасательных работ, ч;

Общее количество спасательных звеньев ручной разборки при этом составит:

где n – количество смен в сутки при выполнении спасательных работ;

k – коэффициент, учитывающий соотношение между механизированными группами и звеньями ручной разборки в зависимости от структуры завала.


Таблица 2

Значения коэффициента k

Определим количество спасательных механизированных групп и звеньев ручной разборки, а также численность их личного состава, необходимую для разборки завала и спасения пострадавших из под разрушенного:

4) цеха деревообработки

2) пилорамы

3) сборочного цеха

человека

Разборку завалов цеха деревообработки и пилорамы целесообразно проводить только вручную, поэтому необходимое количество звеньев ручной разборки определяем по формуле:

где Прз – производительность одного звена ручной разборки принимается равной 1,2 м3 /ч;

n – количество смен в сутки при выполнении спасательных работ.

Определим количество звеньев ручной разборки и численность их личного состава:

1) цеха деревообработки

2) пилорамы

Для проведения работ по спасению пострадавших необходимо создать 1 механизированную группу, 9 звеньев ручной разборки, а также разведывательное звено, для чего необходимо привлечь 89 человека из числа сил ликвидации ЧС на территории Калининградской области и сохранившихся сил предприятия.

3. Замысел действий

Для ликвидации ЧС в зону ЧС вводится группировка сил ликвидации ЧС РСЧС – это сведенные в определенную систему и расположенные соответствующим образом силы и средства РСЧС, предназначенные для выполнения задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Привлечение сил и средств ликвидации ЧС при проведении АСДНР осуществить в два эшелона с привлечением резерва. В состав сил и средств первого эшелона входят силы и средства постоянной готовности:

– дежурные смены поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

– дежурные смены поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»;

Боевые расчеты пожарных частей г. Калининграда;

Дежурные бригады скорой медицинской помощи г. Калининграда;

В состав сил второго эшелона входят силы и средства с готовностью до 3 часов:

– формирования поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

– поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда».

Основная задача второго эшелона – проведение аварийно-спасательных работ с целью поиска и деблокирования пострадавших, оказания им помощи и эвакуации в безопасные районы, а также предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами.

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществлять по мере их готовности.

В зоне ЧС иметь часть сил и средств (формирования) поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России в качестве резерва, предназначенного для решения внезапно возникающих задач.

Первоочередными спасательными действиями при авариях и взрывах определить работы по поиску, деблокированию и спасению пострадавших, оказавшихся в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях. Поиск пострадавших проводить способом сплошного визуального обследования.

Непосредственно перед разборкой завала осуществить следующие мероприятия:

1. устроить проезды и проходы к местам аварий, поврежденным и разрушенным зданиям, подготовить площадки для работы средств механизации;

2. выявить здания и сооружения и их отдельные конструкции, которые создают для оставшихся в этих зданиях людей и для самих спасителей серьезную опасность;

3. организовать оцепление и ограничение доступа посторонних в район проведения аварийно-спасательных работ.

Работы по разборке завалов следует начинать одновременно на всех участках сразу после ликвидации пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях. Приступая к ним, необходимо соблюдать максимальную осторожность, чтобы не вызвать дополнительных обрушений и не усложнить последующие работы. Командиры формирований, находясь на участках (объектах) работ, определяют способы извлечения пораженных из завалов (деблокирование), порядок проведения спасательных работ, транспортировки пострадавших на медицинские пункты. Работы ведутся расчетами, которые действуют в три смены, непрерывно сменяя друг друга.

4. Задачи подчиненным формированиям на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС

Для непосредственного руководства аварийно-спасательными и другими неотложными работами на каждом участке или объекте работ назначить соответствующих руководителей (согласно приложениям 1 и 2). Они ставят конкретные задачи приданным формированиям, организуют питание, смену и отдых личного состава. Командирам формирований руководитель напоминает основные приемы и способы выполнения работ, определяет меры по медицинскому и материально-техническому обеспечению, сроки начала и окончания работ.

Из числа привлекаемых сил и средств создать спасательные механизированные группы и звенья ручной разборки (состав сил и средств согласно приложениям 1 и 2) и определить им участки работ:

1) спасательной механизированной группе проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха. Назначить командира группы старшим на данном участке работ.

2) звеньям №№1–4 проводить работы в завалах разрушенного цеха деревообработки (старший на участке – командир 1 звена);

3) звеньям №№5–7 проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха (старший на участке – командир спасательной механизированной группы).

4) звеньям №8 и №9 проводить работы в завалах разрушенной пилорамы (старший на участке – командир звена №9).

Командиру спасательной механизированной группы и командирам звеньев ручной разборки на участках работ решить следующие задачи:

1. подготовить площадки и рабочие места для работы средств механизации;

2. проводить деблокирование и спасение пострадавших, находящихся на поверхности завалов;

3. проводить поиск пострадавших способом сплошного визуального обследования и кинологическим способом;

4. проводить деблокирование и спасение пострадавших из завалов, и эвакуацию их в безопасные места.

Для успешного проведения АСДНР в зоне ЧС перед непосредственным началом проведения поисково-спасательных работ на участках работ решить следующие задачи:

Расчистить проходы и подъезды к участкам работ,

Подготовить площадки и рабочие места для работы средств механизации,

Организовать освещение рабочих мест.

При проведении аварийно-спасательных работ следует соблюдать меры безопасности и помнить, что нахождение среди разрушенных поврежденных зданий и сооружений связано с повышенной опасностью, что требует тщательной инженерной разведки и всесторонней оценки обстановки перед началом спасательных работ.

Неустойчивые конструкции поврежденных зданий укрепляют или обрушивают.

Различные машины, применяемые при разборке завалов, как правило, размещают на площадках, расчищенных от обвалившихся строительных конструкций.

При разборке завала над пострадавшими необходимо строго соблюдать меры безопасности, не допуская самопроизвольного перемещения отдельных элементов и осадки всей массы завала.

5. Взаимодействие между привлекаемыми поисково-спасательными формированиями

Важным условием успешного руководства мероприятиями, проводимыми РСЧС, является организация взаимодействия между вышестоящими, подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления, привлекаемыми для ликвидации ЧС. Взаимодействие организуется по целям, задачам, месту, времени и способам действий, и заключается в согласовании действий подчиненных формирований на участках работ.

Руководитель работ по ликвидации ЧС, организуя взаимодействие, должен согласовать:

· порядок выдвижения к объекту работ, действия при преодолении завалов, зон пожаров и других препятствий, которые могут встретиться ещё на подходе к месту аварии или в зоне ЧС;

· порядок проведения поиска пострадавших и спасательных работ, оказания помощи пострадавшим;

· организацию связи и порядок передачи информации;

· сигналы управления, оповещения и порядок действий по ним.

Взаимодействие в зоне ЧС организовать:

o между старшими участков работ;

o на участках работ между командирами спасательных механизированных групп и командирами звеньев ручной разборки.

Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи должны поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимный обмен информацией и согласовывать вопросы управления.

6. Всестороннее обеспечение действий формирований

Всестороннее обеспечение действий формирований включает разведку, медицинское, материальное и техническое обеспечение. Всестороннее обеспечение при проведении АСДНР на территории предприятия организует руководитель работ по ликвидации ЧС.

Разведка является важнейшим видом обеспечения и организуется с целью своевременного добывания данных об обстановке, необходимых для принятия обоснованного решения и успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Организацию разведки возложить на штатного начальника кинологической службы поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Цель медицинского обеспечения заключается в оказании своевременной помощи получившим травмы спасателям и сохранении здоровья и работоспособности личного состава, участвующего в проведении АСДНР. Оно включает комплекс лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, которые проводятся на всех этапах спасательных работ. Организацию медицинского обеспечения возложить на штатного врача поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. В районе проведения работ развернуть медицинский пункт.

Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении формирований и других подразделений техникой, имуществом, расходными материалами, необходимыми для производства работ.

Материальное обеспечение решает задачи по укомплектованию и оснащению техникой и имуществом ликвидаторов ЧС, обеспечению горючим и смазочными материалами автомашин и техники, обеспечению питанием, спецодеждой и транспортом для доставки к местам работ и обратно. Организацию материального обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по материальному обеспечению.

Основной целью технического обеспечения является содержание техники в исправном состоянии и постоянной готовности к применению в неблагоприятных условиях: запыленности, задымления и, как правило, круглосуточно. Задачу технического обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по инженерно-техническому обеспечению.

При необходимости организации других видов обеспечения направить соответствующую заявку в Главное управление МЧС России по Калининградской области.

Проект решения руководителя работ по ликвидации ЧС

1. Краткие выводы из оценки обстановки.

В 22.05 20 ноября 2010 г. из-за нарушения мер безопасности при производстве работ на технической площадке предприятия произошел взрыв гексогена. В результате взрыва значительные разрушения получили цех деревообработки, пилорама и сборочный цех. Предположительное число пострадавших под завалами 140 человек. Также в результате разрушения зданий образовались завалы на дорогах на территории предприятия. Возникшие очаги пожаров тушат пожарные подразделения федеральной противопожарной службы по Калининградской области. Метеообстановка для проведения АСДНР благоприятная.

2. Для проведения аварийно-спасательных работ в зоне ЧС создать группировку сил и средств, прибывающую в два эшелона с выделением резерва:

1) состав сил и средств первого эшелона:

Дежурные смены поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Дежурные смены поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»;

Сохранившиеся силы и средства предприятия.

2) состав сил второго эшелона:

Формирования поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Поисково-спасательной службы Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда».

3) резерв:

подразделения поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Взаимодействующие силы: боевые расчеты пожарных частей г. Калининграда, бригады скорой медицинской помощи г. Калининграда, подразделения охраны общественного порядка УВД Калининградской области, аварийные бригады МУП «Водоканал», ФГУП «Калининградгазификация», ОАО «Янтарьэнерго.

3. Задачи определить

1) разведывательному звену провести разведку зоны ЧС, определить характер разрушений, определить и обозначить границы зоны работ.

2) спасательной механизированной группе проводить работы по разбору крупных фракций завала разрушенного сборочного цеха. Назначить командира группы старшим на данном участке работ.

3) проводить поиск, деблокирование и эвакуацию пострадавших в безопасные районы:

Звеньям №№1–4 проводить работы в завалах разрушенного цеха деревообработки (старший на участке – командир 1 звена);

Звеньям №№5–7 проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха (старший на участке – командир спасательной механизированной группы).

Звеньям №8 и №9 проводить работы в завалах разрушенной пилорамы (старший на участке – командир звена №9).

Проведение работ организовать посменно:

спасательной механизированной группе – в 2 смены;

звеньям ручной разборки – в 3 смены.

4. Взаимодействие организовать:

Между старшими участков работ;

На участках работ между командирами спасательных механизированных групп и командирами звеньев ручной разборки.

5. Организацию разведки возложить на штатного начальника кинологической службы поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России.

Организацию медицинского обеспечения возложить на штатного врача поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России. В районе проведения работ развернуть медицинский пункт.

Организацию материального обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по материальному обеспечению. Организацию технического обеспечения возложить на штатного заместителя начальника поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России по инженерно-техническому обеспечению. При необходимости организации других видов обеспечения направить соответствующую заявку в Главное управление МЧС России по Калининградской области.

Заключение

Руководитель работ по ликвидации ЧС играет ключевую роль в решении задачи по ликвидации сложившейся ЧС, так как он принимает соответствующее решение и организует его выполнение.

Решение на ликвидацию ЧС является основой управления и отражает определенные руководителем работ порядок и способы выполнения поставленных задач.

Решение должно быть всесторонне обоснованным и соответствовать условиям сложившейся обстановки и возможностям привлекаемых сил и средств. Поэтому, грамотно принятое решение и умелое руководство ходом его осуществления обеспечит эффективное выполнение задач по поиску и спасению пострадавших в завалах, восстановлению сетей коммунально-энергетического хозяйства, а также создаст предпосылки для скорейшего восстановления нарушенного производства на предприятии.

1. Федеральный закон от 21.12.1994г. № 68 – ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

2. Федеральный закон от 22.08.1995г. № 151 – ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1996г. № 924 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

5. Закон Калининградской области от 19.12.1997г. № 46 «О защите населения и территории Калининградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

6. Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, М. 1996

Приложение 1

Для проведения АСДНР в зоне ЧС создать 1 спасательную механизированную группу в составе:

Силы:

Командир группы (1 человек) привлекаемый из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Крановщики (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Стропальщики (4 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Экскаваторщики (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Компрессорщики (2 человека) привлекаемые из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Газосварщики (2 человека) привлекаемые из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Бульдозеристы (2 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Водители (4 человека) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия;

Загрузчики (6 человек) привлекаемые из сохранившихся сил предприятия.

Средства:

Автокран (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Экскаватор (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Компрессорная станция привлекаемая из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Керосинорез привлекаемый из поисково-спасательного отряда МЧС России по Калининградской области – филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России;

Бульдозер (1 шт.) привлекаемый из сохранившихся средств предприятия;

Самосвалы (2 шт.) привлекаемые из сохранившихся средств предприятия.

Механизированной группе проводить работы в завалах разрушенного сборочного цеха. Назначить командира группы старшим на данном участке работ.

Приложение 2

Для проведения ПСР в зоне ЧС создать 9 звеньев ручной разборки (согласно таблице 1).

Таблица 1

Состав и оснащенность звеньев ручной разборки

Звено

Состав

Кол-во

Принадлежность

Средства

Командир звена

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедки – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедка – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., электропилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., «Пеленг-1» – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательный отряд МЧС России по Калининградской области – филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., «Пеленг-1» – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., электроножницы – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

Командир звена

Поисково-спасательная служба Муниципального учреждения «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»

ГАСИ «СПРУТ» – 1 компл., бензопилы – 1 шт., отрезные машинки – 1 шт., лебедка – 1 шт.

Спасатель-разведчик

Спасатель

1 декабря 2013г. Чрезвычайная ситуация – это особая обстановка на отдельной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, аварии, катастрофы, стихийного бедствия, которая влечет за собой человеческие жертвы, приносит ущерб здоровью людей и природе, приводит к значительным материальным потерям и нарушениям условий жизнедеятельности людей.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций привлекаются все силы и средства, имеющиеся на объекте. Руководят работами лица, ответственные за предупреждение и .

В зоны ЧС первыми прибывают руководители аварийно-спасательных служб и формирований. Они принимают на себя ответственность за ликвидацию ЧС и руководят работами до прибытия других ответственных лиц, определенных планами предупреждения опасных ситуаций или назначенных руководителями организаций или местными и центральными исполнительными органами.

Руководство и решения ответственных лиц являются обязательными в выполнении всеми гражданами и организациями, находящимися в зонах ЧС.

Никто не должен вмешиваться в деятельность руководителей относительно управления ликвидацией чрезвычайных ситуаций. Можно только отстранить их от исполнения обязанностей в установленном порядке, после чего назначить другое должностное лицо или принять руководство на себя, если это позволяет законодательство.

Если возникла крайняя необходимость (непосредственная угроза жизни или здоровью людей), руководители ликвидации ЧС могут самостоятельно принимать следующие решения:

Проведение эвакуации населения;

Остановка деятельности организаций, которые находятся в зонах ЧС;

Спасательные и другие неотложные работы на территориях организаций или объектах, находящихся в зонах возникновения ЧС;

Ограничение доступа людей в опасные зоны;

Разбронирование материальных резервов для своевременной ликвидации ЧС организаций, которые находятся в зонах ЧС;

Использование транспортных средств, средств связи и другого имущества организаций, в соответствии с действующим законодательством. После проведения работ возмещаются расходы;

Привлечение к проведению спасательных и других работ добровольных АСФ, спасателей, которые не входят в состав указанных формирований. У них должны быть документы, подтверждающие их аттестацию на участие а аварийно-спасательных работах;

Привлечение к проведению неотложных работ населения на добровольной основе, граждан с их согласия (не спасателей);

Принятие других мер, определенных развитием ЧС и ходом выполнения спасательных работ.

Руководители ликвидации ЧС принимают все меры по быстрому информированию соответствующих государственных органов и служб, руководства организаций о принятии тех или иных решений.

Руководствующие ликвидацией ЧС, имеют право получать достоверную информацию в полном объеме о прохождении чрезвычайных ситуаций, чтобы можно было организовать спасательные и неотложные работы.

Если технически невозможно провести весь объем неотложных спасательных работ, руководители ликвидации ЧС могут принять решение о приостановке определенных работ полностью или частично, в первоочередном порядке предприняв возможные меры по спасению людей, которые находятся в опасной зоне.

Естественно, жизнь и здоровье людей находится на первом месте. После предотвращения опасности и защиты пострадавших аварийно-спасательные формирования переходят к устранению последствий чрезвычайных ситуаций.
Аварийно-спасательная службы Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы


Управление при ликвидации чрезвычайных ситуаций заключается в руководстве силами РСЧС при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения, в результате чего работы в зонах чрезвычайных ситуаций должны быть выполнены в полном объеме, в кратчайшие сроки, с минимальными потерями населения и материальных средств.

Управление работами начинается с момента возникновения чрезвычайной ситуации и завершается после ее ликвидации. Оно осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает:

  • сбор данных об обстановке, анализ и оценку обстановки;
  • подготовку выводов и предложений для решения на проведение работ;
  • принятие (уточнение) решения и доведение задач до исполнителей;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий сил и средств.
  • Содержание функций управления и их цикличность характерны для планомерного проведения аварийно-спасательных работ; в случаях резких изменений обстановки они могут быть изменены и органы управления будут действовать в соответствии с конкретной обстановкой.

    Данные об обстановке поступают в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные донесения представляются в определенное время, как правило, в формализованном виде; внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме. Основными источниками получения наиболее полных и обобщенных данных об обстановке являются подчиненные разведывательные формирования (подразделения) и органы управления; значительная часть информации может поступать от вышестоящих органов управления и их средств наблюдения и контроля.

    В зависимости от последовательности развития чрезвычайной ситуации подчиненные органы управления представляют донесения: о вероятности возникновения чрезвычайной ситуации, о факте ее возникновения, об обстановке в районе бедствия, о ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ, о резком изменении обстановки, о результатах работ (по периодам).

    Донесение о вероятности и факте возникновения чрезвычайной ситуации представляется немедленно; в нем допустимо ограниченное количество данных для принятия экстренных мер и постановки задач силам постоянной готовности, а также для принятия предварительного решения на приведение в готовность сил и средств, выдвижение их в район чрезвычайной ситуации и ведение аварийно-спасательных работ. Более детальные донесения об обстановке представляются после проведения разведки, рекогносцировки и на начальном этапе работ. Они содержат данные, обеспечивающие уточнение предварительного или принятие нового решения на проведение работ основными силами.

    Донесения о ходе работ включают сведения о количестве спасенных (извлеченных из-под завалов) людей, об изменениях обстановки, выполненных аварийных работах, потерях, состоянии и обеспеченности формирований. Эти данные необходимы для уточнения ранее поставленных задач, а также для принятия решений в случаях резкого изменения обстановки. Формы, содержание и сроки представления донесений определяются нормативными документами; при необходимости они могут быть изменены в ходе организации и проведения работ.

    Обстановку в полном объеме анализирует руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации), его заместители (помощники), а также другие должностные лица каждый в пределах своей компетенции и ответственности.

    Обстановка анализируется по элементам, основными из которых являются:

  • характер и масштаб развития чрезвычайной ситуации, степень опасности для производственного персонала и населения, границы опасных зон (пожаров, радиоактивного загрязнения, химического, бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
  • виды, объемы и условия неотложных работ;
  • потребность в силах и средствах для проведения работ в возможно короткие сроки;
  • количество, укомплектованность, обеспеченность и готовность к действиям сил и средств, последовательность их ввода в зону чрезвычайной ситуации для развертывания работ.
  • В процессе анализа обстановки специалисты сопоставляют потребности в силах и средствах для проведения работ с конкретными их наличием и возможностями, производят расчеты, анализируют варианты их использования и выбирают наилучший. Выводы из оценки обстановки и предложения по использованию сил и средств докладываются руководителю органа управления (руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации); предложения специалистов обобщаются и используются в процессе принятия решений.

    Решение на проведение спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации является основой управления; его принимает и организует выполнение руководитель органа управления (руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации).

    Решение включает следующие основные элементы:

  • краткие выводы из оценки обстановки;
  • замысел действий;
  • задачи подчиненным формированиям, частям и подразделениям;
  • меры безопасности;
  • организацию взаимодействия;
  • обеспечение действий формирований.
  • Краткие выводы из оценки обстановки содержат основные сведения о характере и масштабах чрезвычайной ситуации, объемах предстоящих работ и условиях их проведения, имеющихся силах и средствах и их возможностях.

    В замысле действий отражаются цели, стоящие перед данным органом управления и его силами, главные задачи и последовательность проведения работ, объекты (районы, участки) сосредоточения основных усилий, порядок создания группировки сил и средств.

    Задачи руководителям подчиненных органов управления и их формированиям определяют старшие начальники в зависимости от их возможностей и развития обстановки. При постановке задачи указываются район работ, силы и средства, последовательность и сроки проведения работ, объекты сосредоточения основных усилий, порядок использования технических средств, меры безопасности и обеспечения непрерывности работ.

    Взаимодействие между подчиненными подразделениями (формированиями), между ними и специальными подразделениями других ведомств, а также между подчиненными силами и соседями (силами других районов, городов) организуется при принятии решения и осуществляется в ходе работ в первую очередь при спасении людей, локализации и тушении пожаров, ликвидации аварий на коммунально-энергетических системах, подготовке объездных путей (дорог) для ввода сил и эвакуации пострадавших (пораженных).

    При организации взаимодействия:

  • уточняются границы объектов работ каждого формирования;
  • устанавливается порядок действий на смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
  • согласовывается время и место сосредоточения усилий при совместном выполнении особо важных и сложных работ;
  • определяется система обмена данными об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
  • устанавливается порядок оказания экстренной взаимной помощи.
  • Взаимодействие подчиненных органов управления и подразделений (формирований) с другими силами, выполняющими специальные задачи по обеспечению спасательных работ, организуется в процессе постановки задач с участием представителей взаимодействующих сил; при этом руководитель органа управления информирует подчиненных о работах, выполняемых на их объектах, сроках их начала и (ориентировочно) завершения. Одновременно руководители подчиненных органов управления (командиры подразделений и формирований) и представители взаимодействующих сил уточняют места и порядок проведения работ, обмениваются данными об обстановке, местах расположения пунктов управления, способах связи и порядке информирования о ходе выполнения задач.

    Обеспечение действий сил и средств в районах ведения работ организуется с целью создания им необходимых условий для успешного выполнения поставленных задач. Основными видами обеспечения являются: разведка, транспортное, инженерное, дорожное, гидрометеорологическое, техническое, материальное и медицинское. Непосредственное руководство обеспечением действий сил и использованием специальных средств осуществляют начальники служб и должностные лица органов управления в соответствии с их обязанностями.

    Организация обеспечения включает уяснение задачи, оценку обстановки в рамках своей ответственности, подготовку специальных сил и средств и их своевременный ввод в зону чрезвычайной ситуации, постановку задач подчиненным и их уточнение в ходе работ, контроль выполнения поставленных задач.

    При организации разведки указываются цели, районы (участки, объекты) и время ведения разведки, порядок наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и изменениями обстановки в местах ведения работ, система подачи сигналов и представления донесений.

    Транспортное обеспечение включает определение характера и объема пере-возок, учет всех видов транспорта, время и места погрузки, маршруты следования, контрольные рубежи и сроки их прохождения, районы (пункты) и сроки разгрузки, создание резерва транспортных средств и порядок его использования.

    Инженерное обеспечение решает задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию средств механизации работ, оборудованию пунктов водоснабжения, доставке воды в места ведения работ.

    Дорожное обеспечение предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов обеспечения движения), каждому из которых определяется мар-шрут и сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай невозможности использования отдельных участков или дорожных сооружений на обслуживаемом маршруте.

    Гидрометеорологическое обеспечение включает установление объема и порядка передачи органам управления и командирам формирований данных о погоде в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.

    Техническое обеспечение предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий и специальных подразделений (формирований) по своевременному проведению технического обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте и доставку неисправной техники на ремонтные базы.

    Руководство всеми силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют назначенные для этого руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (руководители ОГ) и органы управления РСЧС.

    Решения руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зонах действия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны действия первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайной ситуации и исполняют их до прибытия руководителей, определенных законодательством Российской Федерации или назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций.

    Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, руководством организаций в соответствии с законодательством.

    В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

  • о проведении эвакуационных мероприятий их опасных зон;
  • об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • об ограничении доступа людей в опасные зоны;
  • о разбронировании резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в зонах бедствия, в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • об использовании в порядке, установленном законодательством, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • о привлечении к проведению аварийно-спасательных работ нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
  • о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению аварийно-спасательных работ;
  • о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.
  • В последующем руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны незамедлительно информировать соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, руководство организаций о принятых ими решениях.

    Оперативные группы (ОГ) укомплектовываются специалистами и обеспечивают:

  • получение информации о чрезвычайных ситуациях и передачу ее руководителю ОГ;
  • прогнозирование масштабов возможного развития чрезвычайной ситуации;
  • аналитическую обработку информации о чрезвычайной ситуации и подготовку вариантов решения по привлечению и использованию сил и средств;
  • доведение принятого решения до подчиненных органов управления и формирований (подразделений);
  • контроль за развертыванием и ведением работ в соответствии с принятым решением;
  • представление донесений об изменении обстановки и ходе работ.
  • Руководство работами осуществляется с оборудованных пунктов управления (ПУ), которые представляют собой помещения, оснащенные средствами связи, автоматизации и другими необходимыми техническими средствами. Ста-ционарные ПУ размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях и сооружениях и укомплектовываются личным составом (в дежурном варианте) и необходимыми средствами связи. Подвижные пункты управления (ППУ) обеспечивают более эффективную работу оперативных групп; они размещаются на машинах, самолетах (вертолетах), плавсредствах.

    И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

    Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

    • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
    • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
    • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
    • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

    Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

    • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • принятие решения на проведение АСДНР;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

    • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
    • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
    • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
    • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

    Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

    Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

    На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    К экстренным мерам защиты населения относятся:

    • оповещение об опасности;
    • использование средств защиты;
    • соблюдение режимов поведения;
    • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
    • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

    Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

    Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


    На третьем этапе
    в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

    • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
    • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
    • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
    • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
    • организация учета и распределения материальной помощи;
    • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

    При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

    • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
    • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
    • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
    • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
    • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.