Травма после работы по дороге домой. Какая травма считается производственной? Компенсация при травме от источника повышенной опасности


В среднем житель России тратит на дорогу к рабочему месту и обратно больше часа-двух времени. Некоторые добираются пешком, другие используют личный транспорт, третьи — общественный. Тем не менее, дорога остается зоной повышенной опасности, особенно в зимнее время года. Часты случаи производственных травм по дороге на работу. Как быть, если с вами случилось подобное? Стоит ли обращаться к начальнику за компенсацией? Имеет ли право пострадавший на оплачиваемый больничный и страховые выплаты по несчастному случаю ? На эти и многие другие вопросы представлены ответы в материале.

Считается ли травма по дороге на работу производственной?

Какая травма считается производственной по закону? В 227 статье Трудового кодекса России сказано, что к такой группе относятся повреждения, случившиеся с сотрудником на рабочем месте во время смены или регламентированного перерыва. Но, необходимо сделать несколько уточнений. Официальной считается смена, прописанная в трудовом договоре. Иными словами, если прийти на предприятие вы, согласно контракту, должны в 9, но по устной договоренности появились в 8 и в интервале с 8 до 9 травмировались, получить надлежащие компенсации будет сложнее, особенно если начальник не захочет возмещать ущерб. Перерыв также должен быть регламентирован служебным уставом. Если в рабочее время человек получил перелом руки, находясь за пределами производства по личным причинам, травму признают бытовой.

Производственная травма по дороге на работу

Если вы получили повреждение по дороге на работу, то будет ли считаться такой случай производственной травмой? В Трудовом кодексе сказано, что решающая роль отводится транспорту, на котором вы ехали, когда случилась неприятная ситуация, которая стала причиной нанесения вреда здоровью. Если сотрудник получил повреждение, передвигаясь на личном транспорте, то оплатят ему лечение только в том случае, если в трудовом договоре сказано, что личное авто использовалось как служебное.

Что считается производственной травмой по дороге на работу?

Рассматриваться как производственные могут не все виды увечий, полученные по дороге на работу. Вы можете рассчитывать на компенсацию, если:


  • получили телесные повреждения, в это понятие входит удар электричеством;
  • получили обморожение или тепловой удар;
  • вас укусило животное или насекомое.

Конечно, этот перечень не полный, происшествия на трассе также входят в окончательный список производственных травм.

Травма по дороге на работу не связанная с производством

Основой для определения характера травмы является даже не цель поездки, а именно транспорт, на котором вы ехали. Если это был служебный/рабочий транспорт, а ЧП случилось не на территории, где расположена компания или предприятие, считается, что вы исполняли обязанности. Сотрудник мог получить повреждение, когда возвращался с работы домой на служебном транспорте. Несмотря на внеурочное время, повреждение, например, ушиб после падения или перелом руки, будет считаться производственным.

Какие выплаты полагаются пострадавшему?

За производственную травму, полученную по дороге на работу, полагается компенсация. На первом этапе инцидент расследуется в рамках трудового законодательства. Если инцидент, случившийся на дороге, признан производственным, то работодатель обязан оплатить пострадавшему больничный. Если повреждение повлекло последствия, которые не позволяли какое-то время сотруднику выполнять работу, то все расходы на реабилитацию и лекарства при сохранении заработной платы оплачивает наниматель.

Если работодатель не хочет признавать получение травмы производственного характера по дороге на работу, работник может обратиться в суд с требованием о взыскании. Однако заметим, пользование служебным транспортом должно быть указано в договоре. Именно этот документ является основным инструментом решения споров между юридическим лицом — работодателем, и физическим лицом — сотрудником.

Важно : если в контракте, где должны быть прописаны все условия труда, нет положений о времени, которое вы проводите на работе, обеденном перерыве, использовании служебного транспорта и, особенно, личного транспорта в служебных целях, процесс взыскания выплат может усложниться. Вы имеете право потребовать дополнение своего договора с вашим работодателем, чтобы избежать возможных юридических коллизий.

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Натальи (г. Ставрополь)

Работник принес больничный лист с кодом 02 "травма, получена при движении на рабочее место в 07.45 утра при переходе дороги". Его маму медики настроили на производственную травму, поскольку много переломов. Правомерно ли это с точки зрения ТК?

Данный случай не подпадает под определение несчастного случая, связанного с производством, если работник следовал утром на работу пешком в обычном порядке, без особого распоряжения работодателя. В ч. 3 ст. 227 Трудового кодекса РФ перечислено несколько ситуаций, связанных с движением работника, в которых несчастный случай признается произошедшим на производстве:

  • при следовании к месту выполнения работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем (его представителем), или на личном транспорте (если он используется в производственных (служебных) целях по распоряжению работодателя (его представителя) или по соглашению сторон трудового договора);
  • при следовании к месту командировки и обратно, во время служебных поездок на общественном или служебном транспорте;
  • при следовании по распоряжению работодателя (его представителя) к месту выполнения работы (поручения) и обратно (в т. ч. пешком); при следовании на транспорте в качестве сменщика во время междусменного отдыха (водитель-сменщик на транспортном средстве, проводник или механик рефрижераторной секции в поезде, член бригады почтового вагона и др.).
Таким образом, несчастным случаем, связанным с производством, может быть признана травма, полученная работником, если он ехал на работу (с работы) на транспорте работодателя. При поездке работника на собственном автомобиле травма признается несчастным случаем на производстве, только если он использовал машину по распоряжению работодателя или в соответствии с трудовым договором. Если же работник ехал на работу на общественном транспорте, на собственном автомобиле (но без договоренности с работодателем) или шел пешком, такой несчастный случай не признается связанным с производством.

Следует учесть, что для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, работодатель должен исследовать следующие обстоятельства:

  • относится ли пострадавший к лицам, участвующим в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 Трудового кодекса РФ);
  • указано ли происшедшее событие в перечне событий, квалифицируемых в качестве несчастных случаев (ч. 3 ст. 227 Трудового кодекса РФ);
  • соответствуют ли обстоятельства (время, место и другие), сопутствующие происшедшему событию, обстоятельствам, указанным в ч. 3 ст. 227 Трудового кодекса РФ;
  • произошел ли несчастный случай на производстве с лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.);
  • имели ли место обстоятельства, при наличии которых несчастные случаи могут квалифицироваться как не связанные с производством (исчерпывающий перечень таких обстоятельств содержится в ч. 6 ст. 229.2 Трудового кодекса РФ), и иные обстоятельства (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 марта 2011 г. № 2).
Получить персональную консультацию Елены Ширимовой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Последние изменения: Январь 2020

Предстоит разобраться с таким интересным случаем, как производственная травма по дороге на работу, и определить меры, которые будут применены в этой ситуации. Невозможно заранее предсказать всех опасностей в жизни. Наемные работники получают травмы на предприятии или вне работы. В отношении случаев, произошедших на работе, закон однозначен в трактовке травмы как производственной. Но чаще случайности, приводящие к нетрудоспособности, происходят вне работы и рабочего времени.

Что входит в понятие производственной травмы

Закон устанавливает ответственность работодателя за благополучие человека, трудоустроенного на предприятие. Администрация обязана обеспечить условия безопасного исполнения наемным персоналом возложенных договором обязанностей. Ответственность распространяется и на соблюдение правил техники безопасности, и на сохранение здоровья подчиненного в период работы.

Если в отношении случаев, произошедших в рабочее время на территории компании, закон однозначен, то при получении увечий вне работы есть некоторые нюансы, поскольку обстоятельства могут трактоваться по-разному.

Согласно трудовому законодательству, производственная травма может быть получена в процессе исполнения рабочих обязанностей в часы, определенные договором как рабочие. Допускается применение той же нормы в и отношении пути работника с места работы до дома.

Переломы, любые телесные повреждения – далеко не весь перечень, в каких случаях травма считается производственной. Следующие происшествия по закону отнесены к случаю, что считается производственной травмой:

  • удар электротоком или молнией;
  • тепловой удар;
  • обморожение тела;
  • ожоги;
  • укусы;
  • воздействие радиации;
  • утопление;
  • воздействия природных стихий и техногенных катастроф;
  • аварии.

Любое событие, негативно отразившееся на трудоспособности работника, может быть отнесено к производственному случаю. Важнее выявить обстоятельства, при которых пострадал человек.

Положения ст. 227 ТК РФ разъясняют основные тонкости применения закона в отношении производственных травм, в зависимости от времени происшествия и места. Также в ТК регламентируются выплаты, которые сможет получить пострадавший работник.

Несчастный случай по дороге на работу

Травма по пути на работу считается производственной, если работник пострадал в следующих ситуациях:

  1. При получении травмы по дороге на работу или домой использовали служебный транспорт, принадлежащий или оформленный предприятием для собственных нужд.
  2. Травма по дороге на работу получена командированным сотрудником, передвигающимся на служебном авто.
  3. При посменном режиме травмирован работник в рабочее время или в пересменку (относится к лицам, трудоустроенным на железной дороге в первую очередь).
  4. Травма на рабочем месте в нерабочее время или в процессе исполнения должностных обязанностей случилась при попытках предотвратить катастрофу.

Чтобы правильно трактовать случаи, предприятие должно заранее побеспокоиться о надлежащем оформлении периода работы и пересменок, если деятельность предполагает посменную занятость персонала. Эти положения фиксируют во внутренних регламентах и нормативных актах предприятия с учетом особенностей работы.

Важные исключения

Чтобы трактовать событие как производственную травму, должны соблюдаться четкие условия относительно места, времени, используемого транспорта передвижения. Например, передвижение на собственном авто в личных целях не будет считаться случаем на производстве, как и травма в общественном транспорте. Но если сотрудник находился в разъездах по поручению руководства и личный транспорт использовался в момент происшествия как служебный, случай оформляется как производственный.

Аналогично решается вопрос при передвижении пешком. Если перемещения вызваны производственной необходимостью или оформлено отдельное поручение руководства, увечье признают как полученное на производстве.

Если в момент аварии работник ехал на общественном транспорте, принадлежащем компании, в которой он трудоустроен, оформление происходит в рамках производственного случая.

Иногда в регламент предприятия специально вводят нормы, предусматривающие освобождение работника от исполнения трудовых функций на производстве, поскольку здоровье повреждено вне рабочего процесса. Сложно доказать применимость ст. 227 и в случаях увечья в период обеда в неположенное время.

С ситуацией возврата домой или следования из дома на место работы вопрос решается проще, если будет доказано, что на выбор способа перемещения влиял руководитель и есть документы, подтверждающие оформление личного транспорта служебным или наличие поручений от администрации.

Работодатель не освобождается от ответственности за полученное на производстве повреждение, вне зависимости, писал ли сотрудник заявление, снимающее ответственность с предприятия. Закон рассматривает случай в общем порядке, вне зависимости от дополнительных бумаг, которые заставил написать работодатель. Ответственность определяется согласно Трудовому Кодексу согласно ст.8-9 ТК РФ.

Как оформить травму, полученную в командировке

Отдельного рассмотрения требует ситуация оформления травмы по пути на работу командированного. Особенности получения во время командировки включают потребность выявления целей, которые преследовал работник в момент наступления несчастного случая. Важно значение имеет, действовал ли человек в интересах предприятия, или ездил по своим делам. Сделанные выводы напрямую влияют на дальнейший ход оформления.

В список обязательных действий работодателя входит создание спецкомиссии по расследованию обстоятельств события во время командировки. Именно итоги, подведенные членами комиссии, позволят отнести случай к производственному или исключат такую трактовку.

Выбор комиссии и организация ее деятельности осуществляется с учетом положений ст. 229 ТК РФ.

Иногда специфика работы не предполагает оформления официальной командировки. Например, телесные повреждения получены юристом, в чьи должностные обязанности входит подписание контрактов с контрагентами на местах, действуя от имени работодателя. В такой ситуации руководство инициирует создание комиссии по расследованию, с включением в ее состав представителей стороны контрагента, на территории которого произошло событие.

Служебные поездки по странам ближнего зарубежья (например, в Беларусь, Армению, Таджикистан и т.д.) требуют фиксации события в виде акта, инициированного стороной, пригласившей сотрудника российской компании. В составленном акте фиксируется факт получения повреждений.

Аналогично действуют, если приглашенный специалист из других стран ближнего зарубежья получил увечье на территории и во время пребывания в командировке у российской стороны. Компания составляет такой же акт с указанием обстоятельств события.

Наличие прикрепления к новому временному месту работы у принимающей стороны влечет за собой не только составление акта, но и принятие полноты ответственности перед пострадавшим работником. По факту получения травмы принимающая компания:

  • Проводит расследование и составляет акт, где определяется, был ли случай производственной травмой.
  • Отправляет уведомление страховщику, с которым заключен договор у трудоустроившего предприятия.
  • При наличии серьезных последствий, включая смертельные исходы или групповые травмы, принявшая сторона направляет особое уведомление первоначальному работодателю в Россию.

Как производят выплаты при производственной травме по дороге на работу

Поскольку травма по пути на работу приводит к нетрудоспособности, особенно важно для работника определить размер выплат, которые будут выделены в рамках несчастного случая на производстве.

В зону ответственности руководства входит оформление компенсаций согласно открытому листку нетрудоспособности. Средства, перечисленные пострадавшему, компенсируют из страхового фонда, куда регулярно идут поступления от организации. Иными словами, за травму, полученную по пути на работу, рассчитается фонд Соцстраха из суммы накопленных взносов работодателя.

Закон предписывает полностью покрывать больничный за весь период вынужденной нетрудоспособности.

Дополнительно работник вправе рассчитывать на единовременную помощь, оказываемую по факту обращения с пакетом документации. Сумму, подлежащую выплате, определяет представитель ФСС с учетом степени полученных увечий.

Помимо однократной компенсации и , сотрудник вправе взыскать через суд компенсацию материального и морального ущерба, связанного с полученной травмой.

Собираясь решать вопрос финансирования в период нетрудоспособности по причине производственной травмы, человек должен учитывать, что по линии ФСС получают выплаты только при значительных увечьях и серьезных нарушениях здоровья. Небольшие травмы, не повлиявшие на трудоспособность, компенсации из фонда не подлежат, а вопрос финансирование предприятие решает по собственному усмотрению.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Мало кто знает, как действовать, если по пути на работу была получена травма. А если за это полагается выплата, вопрос приобретает еще большую актуальность. Несчастный случай может произойти внезапно, и никто от этого не застрахован.

Если травма получена по пути на работу, то относится ли она к производственной

Гражданин пошел на работу и по дороге получил травму. Относится ли данное травмирование к производственному? Нужно ли проводить расследование?

Когда человек получает травму по пути на работу, то это расценивается как связанное с производством обстоятельство. Но производственной ее называть будет неправильно.

Служебное расследование проводится:

  1. Когда сотрудник передвигался на транспорте, предоставленном предприятием. Важно, чтобы транспорт использовался для служебных целей.
  2. При получении травмы работником в командировке и на транспорте работодателя.
  3. Если во время пересменки водитель травмируется.
  4. Во время устранения последствий катастрофы происходит несчастный случай с работником.

В локальных актах должно быть отражено, как регулировать вопросы между сторонами при травмировании по пути на работу.

Например, сотрудница после работы зашла в магазин, а после вышла и упала на крыльце, сломала ногу. Будет ли этот случай отнесен к связанному с производством? Нет, так как она изначально посетила магазин.

Не связанное с производством травмирование

Если сотрудник получил травмирование по пути на работу, как определить, производственное оно или нет? Травма считается производственной, если сотрудник находился на транспорте, предоставленном предприятием, но при этом учитываются несколько условий:

  • использование личного авто по распоряжению руководства предприятия, а также если эти сведения фигурируют в трудовом соглашении;
  • в администрации предприятия имеется копия техпаспорта средства передвижения;
  • осуществляется учет разъездов работника.

Если не выполняется хотя бы одно из условий, то травмирование относится к бытовому.

Нормативная база

  1. Попросить пострадавшего и очевидцев произошедшего написать объяснительные по этому поводу.
  2. Создать комиссию по проведению расследования. Для этого необходимо медзаключение о степени тяжести.
  3. После акт по форме Н-1.
  4. Оплата больничного производится за счет работодателя, если происшествие произошло по вине администрации предприятия.

Действия работодателя регламентированы нормативными документами.

Перечень документов

Для расследования несчастного случая требуется подготовить перечень документов:

  1. Приказ по предприятию, в котором назначается комиссия по расследованию во главе с председателем. Членами комиссии не могут быть заинтересованные лица.
  2. Документы из медицинской организации об отнесении случая к степени тяжести.
  3. Показания очевидцев и личная объяснительная от пострадавшего.
  4. Видео и фотосъемки с места происшествия по возможности. Если место невозможно оставить в том виде , при котором произошел несчастный случай, то видеоматериалы не будут востребованы.
  5. Сведения о проведении инструктажей, копии личных карточек о выдаче спецодежды и СИЗ.
  6. Результаты наркологической экспертизы для подтверждения, что работник находился в нормальном состоянии.
  7. Схема места, где произошел несчастный случай.
  8. Документ, где определено отношение несчастного с производством.

При необходимости представляются иные документы.

Если травмирование произошло в командировке

Травма, связанная с производством может быть получена в командировке. Если сотрудник поехал в командировку или возвращается назад и по пути с ним произошел несчастный случай, то расследование неминуемо.

Рабочий день в командировке идентичен рабочему времени, проведенному на месте работы. Когда сотрудник действовал в интересах администрации предприятия или в личных, тоже будет учтено при расследовании.

Проведение расследования может быть разным, в зависимости от обстоятельств. Если сотрудника не откомандировали в определенную организацию, то в включаются сотрудники, в чьем ведении находится территория объекта.

Обязанность организации - провести расследование и помимо всего прочего:

  • нужно уведомить о произошедшем страховую службу;
  • подготовить Акт о случившемся;
  • отправить уведомление работодателю, у которого трудится пострадавший, если травмирование приобрело тяжелые последствия (стойкую утрату трудоспособности или летальный исход, а также произошло с несколькими сотрудниками одновременно);
  • расследовать несчастный случай при нахождении в командировке необходимо.

Ответственность работодателя при сокрытии случая

Травмирование на производстве - это страховой случай и последствия могут компенсироваться в соответствии с действующим законодательством. Получается, что работодатель несет ответственность, если не расследовал должным образом несчастный случай.

Это статья, внесенная в административный кодекс, на основании которой устанавливаются наказания. Для этого применяются штрафные санкции:

  • для простых граждан сумма штрафа установлена 300-500 рублей;
  • для работников 500 -1000 рублей;
  • для организационных структур 5000 -10000 рублей.

Поэтому невыгодно скрывать подобные случаи, чтобы все вылилось в неприятные последствия. К тому же будет проводиться расследование и организации потребуется много времени, что повлечет за собой массу непредсказуемых обстоятельств, влияющих на выпуск готовой продукции.

Какие выплаты полагаются

При подтверждении факта травмирования сотрудника и после расследования, первому полагаются выплаты из ФСС:

  1. Согласно представленному , так как установлена временная нетрудоспособность.
  2. Единовременные и каждый месяц выплачиваются компенсации.
  3. Возмещается расходование денежных средств по факту произошедшего на профессиональную, социальную или медицинскую реабилитацию.

Если сотрудник получил увечье в результате травмирования на производстве, то ему полагается выплата заработной платы в полном объеме, причем стаж на размер не влияет. Пособие выплачивается до тех пор, пока не восстановлена трудоспособность. За месяц выплаты не превышают 4 размера пособия, устанавливаемого ФСС. Если заработок превышен, то пособие может быть выплачено в максимальном размере.

Размер зависит от полученных травмирований, которые устанавливаются на МСЭК. На основании принятого положения устанавливается максимальная сумма. Для некоторых категорий выплачивается районный коэффициент. Когда произошел летальный исход, то родня должна получить миллион рублей в качестве компенсаций.

От среднего заработка зависит выплата. При этом в учет принимаются все доходы, получаемые пострадавшим ранее, в их числе вознаграждение по договору или авторскому заказу.

Если не выплачивают пособие, что делать

Если пособие не выдается, но гражданин получил травму, зафиксированную специалистами, то ему необходимо заявить о своих правах. Для этого существует трудовая инспекция. Ее сотрудники выпишут предписание и могут наказать штрафом за нарушения.

Если это не поможет, то на обращение в суд имеет право каждый гражданин. Суд вынесет решение о неправомерности действий, и пособие обяжут выплачивать в полном объеме. Согласно законодательству работник должен получать .

О травме по пути на работу смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

Наибольшую трудность у специалистов по охране труда вызывает квалификация несчастного случая, который произошел не на территории предприятия. В статье мы расскажем, как определить, какая травма по пути на работу считается производственной.

Из статьи вы узнаете:

Производственная травма по пути на работу

Производственным называют несчастный случай при выполнении должностных обязанностей, следствием которого стало повреждение здоровья с выдачей больничного листа хотя бы на один день. Исполнение трудовой функции в момент травмирования имеет главное классифицирующее обстоятельство.

Поскольку травматизм влечет за собой расходы из бюджета ФСС и финансовых средств работодателя, должны быть установлены пределы ответственности за причиненный здоровью работников ущерб. Не являются связанными с производством и не подлежат расследованию комиссией происшествия, причиной которых послужили противозаконные действия сотрудников.

Например, если был установлен факт, что водитель по дороге на работу получил травму из-за наличия алкоголя в крови «после вчерашнего», то этот случай не должен расследоваться как связанный с производством. Речь идет о противоправном действии со стороны работника.

  • при исполнении трудовой функции на территории работодателя и в рабочее время (командировка и т.п.);
  • если НС случился с водителем и его пассажирами при поездке или возвращении на служебном автомобиле;
  • если НС произошел по пути на работу или обратно на личном ТС, если его использование в служебных целях было указано в допсоглашении к трудовому договору.

Обстоятельства НС

Работник должен прийти в цех к 8.00. Но он пересекает проходную в 07.48, поскальзывается на лестнице, падает и ломает ногу.

Работник по просьбе своего непосредственного руководителя заезжает на своей машине на строительный рынок, чтобы купить перчатки с точечным покрытием для рабочих. Пересекая дорогу, он попадает в аварию.

Командированный сотрудник пешком вышел из здания проектного института и по дороге в отель был сбит мотоциклистом.

Признак производственного НС

Рабочим местом является цех, но проходная – это территория работодателя. Сотруднику требуется время для того, чтобы привести в порядок рабочее место, .

Инцидент произошел не на территории работодателя, не на служебном ТС. Но работник действовал в интересах работодателя.

Все происшествия в командировке относятся к связанным с производством.

Вывод комиссии

Несчастный случай признан связанным с производством.

Теперь рассмотрим ситуации, когда расследование не проводится вообще, поскольку произошедшее считается бытовой травмой или относится к несвязанным с производством.

Обстоятельства НС

Работник в командировке сел за руль в нетрезвом состоянии, совершил ДТП (противоправное действие), получил травмы.

Сотрудник добирается на работу на общественном транспорте или пешком. Поскользнувшись из-за гололеда, ломает ногу.

Сотрудник добирается на работу на личном ТС, которое не используется в служебных целях по согласованию с работодателем.

Подтверждение

Расследуется. Справка о ДТП, справка о наличии алкогольного опьянения. Квалификация НС как не связанного с производством подтверждается протоколом осмотра места происшествия и протоколом опроса.

Не требуется. Расследование не проводится.

Не требуется. Расследование не проводится. Нет допсоглашений к трудовому договору о привлечении ТС к выполнению служебных поручений, нет указаний на это в должностной инструкции.

Квалификация

НС, не связанный с производством.

Бытовая травма.