Орган повседневного управления рсчс на муниципальном. Система рсчс: органы, силы и задачи рсчс. Силы и средства рсчс

Координирующими органами являются:

- на федеральном уровне - Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС;

- на ре­гиональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

- на территориальном, местном и объектовом уровне - комиссии по ЧС (КЧС).

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУГОЧС) являются:

- на феде­ральном уровне - Министерство по делам ГОЧС;

- на региональном уровне - региональные центры (РЦ);

- на территориальном и местном уровнях - ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, Органы управления по делам ГОЧС;

- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются:

Цен­тры управления в кризисных ситуациях;

Оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС;

Дежурно-диспетчерские службы органов исполни­тельной власти (ДДС).

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных мирное время – повседневных; в военное время – запасных) и подвиж­ных пунктов управления (воздушных и мобильных).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) - ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

2.1.3 Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС:

· службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах;

· формирования Госсанэпиднад­зора России;

· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· геофизическая служба РАН;

· оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;

· учреждения и агентства по мониторингу ЧС;

· учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

1) части и подразделения МЧС:

Поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;



Противопожарные части и подразделения;

Войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

2) специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

3) сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

4) бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

5) профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на:

- сводные отряды (команды, группы) - предназначены для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ;

- спасательные формирования - выпол­няют в основном спасательные работы.

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

2.1.4 Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

· центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС;

· информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

· инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС

субъектов Российской Фе­дерации;

· абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС;

· информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС, вводимых решением соответствующих орнанов исполнительной власти в пределах конкретной территории:

I. Режим повседневной деятельности : функционирование системы при нормальной,

отсутствии эпидемий, эпизодий и эмпифитомий, ведения долгосрочных работ по

ликвидации последствий катастроф, стихийных и иных бедствий.

II. Режим повышенной готовности : функционирование системы при ухудшении

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при

получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

III. Чрезвычайный режим : функционирование системы при возникновении и ликвидации

ЧС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

С целью закрепления изученного материала и самоконтроля степени его усвоения необходимо выполнить следующие устные контрольные задания и ответить на следующие вопросы:

1) Для чего предназначена РСЧС?

2) Что представляет из себя структура РСЧС?

3) Какие уровни и подсистемы входят в РЧС?.

4) Перечислите основные задачи РСЧС.

5) Дайте краткую характеристику и назначение органов управления РСЧС.

6) Какими основными силами и средствами располагает РСЧС?

7) Что включает в себя информационно-управляющая система РСЧС?

8) Сколько предусмотрено нормативных режимов функционирования РСЧС?

Литература по теме «Единая российская государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС (РСЧС)»:

1. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник: около 6000 слов /

Л.Н.Горбунова, А.А.Калинин, В.Я.Кондрасенко и др.; Под общ. ред. О.Н.Русака,

К.Д.Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 799 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высш

3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов педвузов. / Сост.

И.А. Кувшинова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 175 с.

4. Безопасность деятельности : Энциклопедический словарь / Под ред. засл. деят. науки и

техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н.Русака. – СПб.: Информационно-издательское

агентство «ЛИК», 2003. – 504 с.

5. Емельянов В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

жизнедеятельности, 1999. - № 3. – С.67-70.

6. «О мерах подго­товки населения в области защиты

7. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения

8. Положение «О подго­товке населения в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций

природного и техногенного характера» (Утверждено Постановлением Правительства

9. Постановление Правительства РФ «О подго­товке населения в области защиты от

чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» № 547 от 04.09.2003 г.

10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / Под ред. В А. Воробьева.

МЧС РФ. М., 2002.

11. Указ Президента Российской Федерации «Осно­вы единой государственной политики в

области гражданской обороны на период до 2010 г.». М., 2003 г.

12. Федеральные законы Российской Федерации:

· «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного

· и техногенного характера», 1994 год..

На каждом уровне РСЧС создаются координирующие органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координирующие органы:

  • на федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;
  • на региональном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям не создаются;
  • на территориальном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • на местном уровне - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления;
  • на объектовом уровне - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) создаются в целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на разных уровнях управления РСЧС и являются коллегиальными (совещательными) органами.

В пределах соответствующего федерального округа функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Органами повседневного управления единой системы (РСЧС) являются:

  • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
  • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
  • центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
  • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
  • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Региональный состав РСЧС включает регионы:

  • Центральный (Москва)
  • Северо-западный (Санкт-Петербург)
  • Южный (Ростов-на-Дону)
  • Уральский (Екатеринбург)
  • Приволжский (Нижний Новгород)
  • Сибирский (Красноярск)
  • Дальневосточный (Хабаровск)

В мирное время органы управления , силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям :

Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

Создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;

Заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;

Совершенствование систем оповещения населения;

Планирование мероприятий ГО;

Обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Территориальные подсистемы РСЧС созданы в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (республиканские, краевые, областные, городские, районные и др.). Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Задачи, которые возлагаются на РСЧС в целом, звенья РСЧС выполняют с учетом особенностей своих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС (службы) создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации (независимо от форм собственности), имеющих в своем составе органы управления, силы и средства для решения специальных задач по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

В целях решения комплекса специальных задач по защите населения и территорий от опасностей различного характера (в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий) федеральными органами исполнительной власти организуются соответствующие федеральные службы предупреждения и ликвидации ЧС :

Служба медицины катастроф (Минздрав);

Служба охраны общественного порядка (МВД России);

Противопожарная служба (МВД России);

Служба защиты сельскохозяйственных животных и растений (Минсельхозпрод России);

Государственная спасательная служба (МЧС России);

Служба надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Минздрав);

Служба мониторинга окружающей среды (Росгидромет);

Служба экологической безопасности (Госкомэкология России);

Противопаводковая служба (Минприроды России);

Служба резерва материальных ресурсов (Госкомрезерв России);

Служба поиска и спасения на море (Минтранс России);

Транспортная служба (Минтранс России);

Служба защиты лесов от пожаров, болезней и вредителей лесной растительности (Рослесхоз);

Служба мониторинга чрезвычайных ситуаций (МЧС России).

Аналогичные или подобные службы могут создаваться на территориальном, местном и объектовом уровнях.

Силы и средства различных министерств и ведомств, предназначенные для решения аналогичных задач, могут объединяться в единую службу. Примером такого объединения является Всероссийская служба медицины катастроф (ВСМК). Общее руководство функционированием РСЧС осуществляется Правительством Российской Федерации. Непосредственное руководство функционированием РСЧС возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Все уровни управления РСЧС имеют:

Постоянно действующие органы повседневного управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее - органы управления по делам ГОЧС);

Органы обеспечения оперативного управления (пункты управления);

Силы и средства;

Резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются:

На федеральном уровне - МЧС России;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3.3.2. Силы и средства РСЧС

К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав сил и средств РСЧС входятсилы и средства наблюдения и контроля, силы и средства ликвидации ЧС, силы и средства постоянной готовности.

Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

К силам и средствам наблюдения и контроля относятся:

Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, а также за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ их воздействия на здоровье населения;

Формирования санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России;

Ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Минсельхозпрода России;

Геофизическая служба Российской академии наук;

Служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Космические средства наблюдения министерств и ведомств Российской Федерации;

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

Формирования и учреждения ВСМК;

Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Формирования ГО Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

Специально подготовленные силы и средства войск ГО Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;

Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергетике;

Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

Восстановительные и пожарные поезда МПС России;

Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.

Аварийно-спасательные формирования укомплектовываются с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток.

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности , предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

На объектах состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их организации исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства постоянной готовности МЧС России включают:

1.Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

2.Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Жуковский), поисково–спасательные службы (ПСС), перечень которых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти;

3.Центр специального назначения (Москва);

4.Авиацию МЧС России; сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас) является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС, предназначенным для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, как в России, так и за рубежом, оказания пораженным медицинской помощи, их эвакуации из района ЧС и для доставки гуманитарных грузов.

Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь – аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин. с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на ЧС самого различного характера.

Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

Поисково-спасательная служба предназначена для проведения поисково-спасательных работ в ЧС; оказания пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в лечебные учреждения; проведения профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием:

Высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру;

Пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т;

Акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные – для поиска в снежных лавинах;

Телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение.

С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин. до 2 ч . после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда – немедленно приступить к работам.

Центр специального назначения (далее – Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т.д. Бывает и так, что к этому риску добавляется опасность, связанная с криминальными элементами, устремляющимися к месту ЧС с целью поживиться на чужом горе.

В состав Центра входят подразделения: горно-спасательных работ; аварийно-спасательных водолазных работ; специальных работ (подрывных и пиротехнических); десантников-спасателей; медико-спасательные; спасения и эвакуации населения; сопровождения грузов; радиационной, химической и биологической разведки.

Центр укомплектован высокопрофессиональными специалистами, многие из которых являются спасателями международного класса, и оснащен современной техникой.

За время существования Центра его личный состав принимал участие в десятках гуманитарных операций на территории Российской Федерации, стран СНГ и Дальнего зарубежья, обеспечивал безопасность органов управления и спасателей МЧС России при работе в районах ЧС и в «горячих точках», участвовал в ликвидации разнообразных ЧС природного и техногенного характера.

Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС.

Авиация МЧС России включает Государственное унитарное авиапредприятие, расположенное в подмосковном г.Жуковском, и отдельные вертолетные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров МЧС России.

В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов.

Центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

Центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС РФ, информационные центры, дежурно – диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;

Единые дежурно – диспетчерские службы муниципальных образований;

Дежурно – диспетчерские службы организаций (объектов).

Функции и полномочия МЧС России определены Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утверждено Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года №1011).

На региональный центр мчс России возлагаются следующие основные задачи:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории региона;

Участие в осуществлении мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Координация функционирования территориальных подсистем РСЧС в границах региона;

Осуществление в установленном порядке сбора, обработки и обмена информацией в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в пределах своих полномочий управления силами гражданской обороны и РСЧС;

Планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с задачами, возложенными на них в мирное время;

Осуществление закупок материально – технических средств для содержания соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно - табельной потребности;

Осуществление финансирования мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, а также организация финансирования органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, укомплектованных военнослужащими, подчиненных соединений и воинских частей войск гражданской обороны, поисково-спасательной службы;

Обеспечение по вопросам, относящимся к компетенции регионального центра, проведения мероприятий по сохранению информации, составляющей государственную тайну, развитию специальной связи, защите служебной информации.

Реализация задач, возложенных на региональные центры ГОЧС, осуществляется на основании Положения о региональном центре по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Постоянно действующими органами управления РСЧС на территориальном уровне являются органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (министерства, главные управления ГОЧС), создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на местном уровне - управления, отделы ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления, на объектовом уровне (в организациях) – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Задачи этих органов определены Примерным положением об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления (утверждено приказом МЧС России от 16.08.2000г. №436).

Основными задачами органа управления ГОЧС на территориальном и местном уровне являются:

Реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

Поддержание боевой готовности (готовности к применению) органа управления ГОЧС и обеспечение мобилизационного развертывания вновь формируемых соединений, воинских частей войск гражданской обороны и органов управления ГОЧС.

Планирование и осуществление мероприятий гражданской обороны, мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуаций и контроль за их выполнением;

Разработка проектов законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на местном уровне – нормативных правовых актов) по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и осуществление контрольных функций за состоянием гражданской обороны, надзорных и контрольных функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) и организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и подготовка предложений в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Осуществление в установленном порядке сбора обработки и обмена информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организация своевременного оповещения и информирования населения о проведении мероприятий гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Руководители постоянно действующих органов управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Непрерывное оперативное управление в РСЧС осуществляет создаваемые на всех уровнях органы повседневного управления; пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях); оперативно – дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно – диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти организаций.

Для оперативного управления в зависимости от конкретной чрезвычайной ситуации на базе органов управления РСЧС могут создаваться нештатные органы управления – оперативные штабы и оперативные группы .

Органы управления РСЧС размещаются на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации.

Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:

Максимальным приближением управления в повседневных условиях к управлению при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Заблаговременным созданием во всех звеньях управления запасных пунктов управления;

Оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;

сопряжением систем оповещения в связи РСЧС с соответствующими системами оповещения гражданской обороны, Министерства обороны Российской Федерации;

Заблаговременной подготовкой дублирующих органов управления;

Заблаговременной разработкой и своевременным осуществлением мероприятий по восстановлению нарушенного управления.

Управление в РСЧС обеспечивается с использованием систем связи и оповещения, которые представляют собой организационно – техническое объединение сил и средств связи и оповещения, а также каналов общегосударственной, ведомственных и коммерческих сетей связи, обеспечивающих передачу информации и сигналов оповещения в интересах органов управления РСЧС.

В системе связи МЧС России используется линии и каналы спутниковой, радио-, радиорелейной и проводной связи. Она строится по принципу рационального сочетания сетей общего использования и прямой связи, что позволяет более эффективно использовать единый ресурс связи, повысить ее живучесть, учесть специфические особенности связи.

С целью обеспечения управления в РСЧС создана автоматизированная информационно – управляющая система РСЧС.

Второй учебный вопрос : « Пункты управления, их назначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности».

Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.

Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны - это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления, как в мирное время, так и в особый период.

Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.

Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:

Повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;

Запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период.

По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.

ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом, постоянный состав включает в себя штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС,

В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.

Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения.

Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляется к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.

Узел связи такого ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к опорным узлам связи сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» - районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.

С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.

С узла связи с загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В необходимых случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.

Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:

Защищенные рабочие помещения;

Узлы связи;

Помещения для аппаратуры централизованного оповещения;

Помещения спецсвязи;

Пункты приема и передачи информации;

Радиопередающий центр;

Автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;

Наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;

Места стоянки машин;

Посадочные площадки для вертолетов;

Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.

В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио – и телевещание).

В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС и ОПБ, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.

Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечению его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.

Загородные запасные ПУ в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно – штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должно быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (руководителей гражданской обороны), членов КЧС и ОПБ и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.

Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.

Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненным органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.

В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:

Воздушные ПУ – на базе самолетов или вертолетов;

Мобильные ПУ - на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.

К особой группе мобильных ПУ следует ПУ на базе кузововконтейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.

На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.

В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.

Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н (Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. в состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и КВ радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300км), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанция транкинговой связи обеспечивает выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства такого мобильного узла связи - бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.

В положение о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:

Состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;

Ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;

Состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);

Время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;

Состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;

Периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи;

Организация привязки ПУ к опорным узлам связи;

Задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;

Вопросы организации работы на ПУ;

Вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;

Состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;

Вопросы организации связи с ПУ;

Мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;

Вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;

Порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ;

При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.

При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:

Техническое состояние ПУ;

Состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;

Общие вопросы организации управления с ПУ;

Организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;

Возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;

Состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;

Состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;

Мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;

Состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;

Общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);

Готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.

На ППУ – на:

Общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;

Состав и назначение элементов ППУ;

возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;

Состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;

Состояние техники связи и организация связи с ППУ;

Организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.

Впервые вопросы защиты граждан и территорий во время военных действий или непосредственно после них наше правительство рассмотрело только после завершения Гражданской войны. Главный фактор такого изменения был напрямую связан с активным развитием авиации и увеличением потенциала нанесения ударов на тыл противника. Начиная с 1932 года этими вопросами занимались МПВО, а в 1961 году эту миссию возложили на ГО. Со временем актуальность защиты от военных действий снизилась, но начала увеличиваться угроза влияния негативных техногенных факторов и нестабильности природных сил.

Основные сведения

РСЧС - это единая система государства, занимающаяся предупреждением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного уровня. В ее обязанности входит уберечь население и местности от ЧС техногенного, природного либо же любого другого характера. Система РСЧС является совокупностью органов управления, их сил и средств, а также организаций любого типа, которые занимаются защитой граждан от любых чрезвычайных ситуаций.

Управление

Система управления в РСЧС представляет собой целенаправленную деятельность руководства и органов управления, благодаря которым осуществляется развитие и совершенствование ее деятельности. Основой разделения системы выступает территориально-производственный принцип. Иными словами, она имеет пять уровней:

  1. Федеральный.
  2. Региональный.
  3. Территориальный.
  4. Местный.
  5. Объектовый.

Правительство страны занимается общим руководством работы РСЧС. Уровни влияют на занимается обеспечением функционирования системы и максимальной защитой населения во время любых Координирующие органы управления есть на каждом уровне системы, они постоянно находятся в действии и отвечают за постановку задач и связь, и информационное обеспечение.

Основные задачи федерального уровня

Каковы цели первого уровня системы РСЧС? Это прежде всего:

  • Построение и внедрение единой политики государственного манипулирования предупреждением и ликвидацией ЧС после аварий, катастроф и стихийных бедствий.
  • Координирование федеральных органов относительно разработки проектов и прочих действий, связанных с их деятельностью, кроме того, представление и рассмотрение этих проектов в правительстве.
  • Подготовка предложений, как лучше сформировать систему мер, позволяющих обезопасить все сферы человеческой деятельности и само население, а также территорию страны от ЧС стихийного, аварийного или катастрофического характера.
  • Должна проводиться единая техническая политика, способствующая созданию и развитию сил, а также средств, влияющих на предотвращение либо же ликвидацию ЧС.

  • Определяются основные направления развития, усовершенствования, контролируется функционирование РСЧС.
  • Организовывается разработка проектов технических и научных программ, помогающих предотвращать ситуации, способные навредить населению или территории страны.
  • Деятельность всех органов, относящихся к РСЧС, должна строго координироваться, затрагивая такие моменты, как медицинская защита граждан, социальный и правовой аспект.
  • Определяются основные направления сотрудничества стран для предотвращения возникновения

Задачи исполнительной власти федерального уровня

Цели данного уровня РСЧС - это:

  • Осуществление руководства проектами по разработке инженерно-технических и организационных мероприятий, которые способны предотвратить ЧС, увеличить надежность защиты опасных объектов, обезопасить экономику в экстренных ситуациях.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ, контроль за соблюдением правил и норм, а также проверка, нормально ли функционируют режимы РСЧС.
  • Обеспечение подготовки ведомственных органов к проведению необходимых действий во время ситуаций чрезвычайного характера, а также их координирование в момент работы на месте происшествия.
  • Координирование действий органов при неотложных работах во время ЧС.

  • Создание и использование резервов ведомственных органов для работ по ликвидации ситуации.
  • Осуществление мероприятий по социальной защите пострадавших от ЧС, соблюдение прав и обязанностей населения.
  • Влияние на разработку правил безопасности и норм в отраслях, защита работников и предприятий от возникновения
  • Координирование подготовительных мероприятий, обеспечение необходимыми сведениями всех сотрудников, включая руководство, о действиях при ЧС.
  • Проведение аттестации спасателей и других формирований подобного типа.

территориальных органов власти

Как и остальные структурные подразделения организации, территориальные органы власти также должны выполнять определенные задания. Каждый участок подчиняется своим нормам и правилам. Необходимые цели, которых должны достигнуть все организации, относящиеся к РСЧС, - это:

  • Управление деятельностью звеньев и подсистем РСЧС на территории, относящейся к их компетенции.
  • Участие в создании и осуществлении федеральных и научных программ.
  • Они должны участвовать в разработке и воплощении мероприятий, сопутствующих предотвращению ЧС, а также минимизации ущерба после таких ситуаций.

  • Обеспечение готовности всех управленческих органов, средств и сил к работе при возникновении ЧС.
  • Создание системы, объединяющей правовые и экономические меры, предупреждающие возможность возникновения ЧС.

Задачи местных органов власти

  • Создание фондов резервного плана, посредством которых будут осуществляться все задачи РСЧС.
  • Координация работы комиссий, осуществляющих свою деятельность на территории, подведомственной местной власти.
  • Организация взаимосвязи между комиссиями, военными и общественными организациями с представителями предприятий на соседних территориях для обмена данными и совместной работы по предотвращению и ликвидации ЧС.
  • Подготовка и повышение квалификации местного населения и специалистов РСЧС.

Основные задачи объектовых комиссий

  • Осуществление руководства над разработкой и запуском мероприятий, которые предупреждают ЧС, а также максимизация надежности защиты потенциально небезопасных объектов, режимы функционирования РСЧС и работа организаций, если возникает ЧС.
  • Организация работ по созданию и поддержанию локальных систем контроля и оповещения на объектах с потенциальной опасностью возникновения ЧС.

  • Органы управления, силы и средства для ликвидации последствий ситуаций должны находится в полной готовности, кроме того, важно, чтобы персонал смог эвакуироваться с объекта максимально быстро и без потерь.
  • Создание резервов материального и финансового характера для их использования во время ликвидации ЧС.
  • Подготовка руководства сил и персонала к действиям во время ЧС.

Руководство РСЧС

В основном руководящий состав состоит из заместителей руководителей органов власти, местного самоуправления, а также организаций, занимающихся гражданской обороной, предотвращением и ликвидацией ситуаций чрезвычайного характера. Оперативное, непрерывное управление РСЧС обеспечивается созданием органов повседневного управления на всех уровнях системы. При необходимости создают оперативные группы и штабы.

Они должны быть обеспечены связью, возможностью оповестить других, обрабатывать и передавать необходимые информационные данные. Чтобы управлять системой, используются все возможные средства связи на территории страны, на данный момент создана автоматизированная система оповещения, позволяющая максимально быстро среагировать на возникновение проблемы.

Организация и функционирование единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

В 1992 году постановлением Правительства РФ "О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" от 18 апреля 1992 г. N 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, в последующем преобразованная в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). С созданием РСЧС были определены функции органов государственного управления РФ по предупреждению и ликвидации ЧС, на всех уровнях государственного управления были воссозданы территориальные и отраслевые комиссии по ЧС или органы, выполняющие их функции, разработан план приведения в готовность ГКЧС России (так называлось МЧС РФ) к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях, установлены режимы функционирования РСЧС, ее подсистем и звеньев. Была утверждена Федеральная целевая Программа создания и развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, принятая Постановлением Правительства РФ № 43 от 16 января 1995г.


РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС.


Правовую основу деятельности единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) составляют Конституция РФ, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другие федеральные законы, Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794, а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ.


Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяет порядок организации и функционирования РСЧС. В соответствии с Положением, РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.


Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС РФ.


Другими словами, функциональные подсистемы создаются в различных министерствах РФ с целью защиты населения и территорий от ЧС, и их деятельность распространяется на основную сферу деятельность их министерства, т.е. почти каждое федеральное министерство имеет в своем составе департамент, отдел или другую структуру, в функцию которой входит предупреждение и ликвидация ЧС в сфере деятельности данного министерства. Например, в министерством транспорта РФ создана Функциональная подсистема предупреждения и ликвидации ЧС на железнодорожном транспорте, которая действует на различных уровнях РСЧС. В частности, на объектовом уровне в г. Мичуринске, железнодорожной станции Кочетовка функционирует Восстановительный поезд - эта структура занимается ликвидацией ЧС на железной дороге, возникших в результате аварий и катастроф.


На станции Кочетовка-2 функционирует ведомственная пожарная охрана, основной задачей которой является предупреждение и ликвидация пожаров на ведомственных предприятиях мичуринского отделения железной дороги. Другой пример - Министерство сельского хозяйства РФ (федеральный орган исполнительной власти) создало следующие функциональные подсистемы - защиты сельскохозяйственных животных, защиты сельскохозяйственных растений, предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах) агропромышленного комплекса.


Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.


Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов РФ. Например, территориальная подсистема РСЧС республики Карелия, в нее входят республиканские звенья, силы и средства районов и крупных предприятий Карелии.


Основными задачами РСЧС являются:
1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей;
7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
10. ликвидация ЧС;
11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.


Координационными органами единой системы являются:
1. на федеральном уровне - Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти (министерств);
2. на межрегиональном уровне - полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.
3. на региональном (в пределах территории субъекта РФ) - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;
4. на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) -комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;
5. на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организации.


Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
1. на федеральном уровне - МЧС Росси, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) гражданской обороны;
2. на межрегиональном уровне - территориальные органы МЧС России - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;
3. на региональном уровне - территориальные органы МЧС России - органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (главные управления МЧС России по субъектам РФ);
4. на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;
5. на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО.


Органами повседневного управления единой системы являются:
1. центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
2. центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
3. центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам РФ, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
4. единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
5. дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).


К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.


В состав сил и средств каждого уровня единой системы (РСЧС) входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу этих сил составляют аварийно-спасательные службы (далее АСС), аварийно-спасательные формирования (АСФ), иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.


Для ликвидации ЧС создаются и используются резервы финансовых и материальных ресурсов:

  1. резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;
  2. запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;
  3. резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;
  4. резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.


Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти (федеральными и субъектов РФ), органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством РФ. Обмен информацией с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.