Рекомендуемая дополнительная литература. К трудовому кодексу российской федерации Трудовой кодекс российской федерации

. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

1. Трудовое законодательство - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ предусматривает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному закону. В случае такого противоречия действует федеральный закон.

Эти исходные конституционные положения конкретизированы в комментируемой статье. Кодекс в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами федерального уровня и законами, а также иными нормативными правовыми актами субъектов РФ разграничивает полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Это разграничение осуществляется путем перечня полномочий, которые закреплены только за федеральными органами государственной власти, а также определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

2. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный ТК РФ, имеет исчерпывающий характер. В него включены принципиальные положения, требующие единого решения на всей территории Российской Федерации. Этот перечень начинается с закрепления за федеральными органами государственной власти полномочий по установлению основных направлений государственной политики в сфере труда. Одним из проявлений такой политики являются федеральные целевые программы, которые определяют основные направления реализации задач по улучшению содействия занятости населения, условий труда, социальной защиты граждан, а также государственные органы и общественные объединения, призванные выполнять эти задачи, объемы и источники финансирования программ. Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 была утверждена Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001 - 2005 годы)", в которой наряду с другими ставились задачи обеспечить занятость молодежи, снизить уровень безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних, роста деловой активности молодежи. Выполнение этой Программы финансируется за счет средств федерального бюджета.

Важную роль в повышении уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального риска сыграла Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.1997 N 1409. В соответствии с этой Программой, продленной Постановлением Правительства РФ от 15.01.2001 N 28 на 2001 г., были приняты Федеральные законы о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о порядке расследования несчастных случаев на производстве и др.

3. Трудовой кодекс закрепляет за федеральными органами государственной власти право устанавливать основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений. Основы - базовые понятия, концептуальные положения трудового законодательства, определяющие сферу их действия, стороны трудовых отношений, правовые принципы, конкретизируемые в нормах, составляющих содержание различных правовых институтов. Основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений составляют и иные принципиальные положения трудового законодательства: о запрещении дискриминации в сфере труда; запрещении принудительного труда; видах нормативных правовых актов, относящихся к источникам трудового права, и их иерархии по отношению друг к другу.

4. Закрепление в федеральных законах и иных нормативных правовых актах гарантированного государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работников является важным средством социальной защиты граждан. К таким гарантиям относятся минимальный размер оплаты труда, минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, различные выплаты при осуществлении трудовых обязанностей в условиях, отличных от нормальных (оплата при работе в выходные и нерабочие праздничные дни - не менее чем в двойном размере; оплата за сверхурочную работу - за первые два часа не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере и др.). С 01.01.2014 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5554 руб. в месяц. Любой работник, отработавший полностью месячную норму рабочего времени, не может получать меньше МРОТ. Не может быть снижена и минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска - 28 календарных дней (см. коммент. к ст. 115).

Установленные на федеральном уровне трудовые права и социальные гарантии могут быть расширены органами государственной власти субъектов РФ. Дополнительное финансирование, требуемое для установления таких прав и гарантий, осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Такой вывод последовательно осуществляется на практике. Он был также подчеркнут Конституционным Судом РФ в Постановлении от 05.04.2013 N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого части первой статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Архангельского областного Совета депутатов".

5. Статья 6 к числу положений в сфере труда, закрепленных за федеральными органами государственной власти, относит порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров. Этот порядок необходим, учитывая значение трудовых договоров в реализации прав и законных интересов как работников, так и работодателей. Заключение трудового договора связано с реализацией права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Изменение трудового договора базируется на договорном принципе установления его содержания, которое не может трактоваться по-разному в зависимости от того, на территории какого субъекта РФ возникло трудовое отношение между работником и работодателем. Расторжение трудового договора, как правило, - акт взаимного согласия или решение одной из сторон, осуществляемое в соответствии с законом.

6. Переход к рыночным отношениям определил значение социального партнерства как механизма, помогающего находить решения с учетом интересов и работников, и работодателей. Основы социального партнерства - предмет ведения федеральных органов государственной власти. К ним относятся основные принципы социального партнерства, стороны, система, формы и органы социального партнерства (см. коммент. к статьям гл. 3 - 5).

До принятия ТК в системе нормативных правовых актов, определяющих правовую базу социального партнерства, ведущее место занимал Закон РФ от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях". В настоящее время этот Закон утратил силу, а порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, а также контроль за их выполнением, ответственность сторон социального партнерства регулируются Кодексом (см. коммент. к статьям гл. 6 - 8).

7. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, закреплено в ст. 37 Конституции РФ . Порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров предусмотрен ТК РФ. Индивидуальные трудовые споры разрешаются в соответствии с гл. 60 ТК РФ, где указывается, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Эта глава определяет понятие индивидуального трудового спора, порядок его рассмотрения, образования комиссий по трудовым спорам, их компетенцию, а также иные вопросы, относящиеся к комиссиям по трудовым спорам. Отдельные положения гл. 60 ТК относятся к рассмотрению индивидуальных трудовых споров в судах (см. коммент. к статьям гл. 60).

Коллективные трудовые споры разрешаются по правилам гл. 61 ТК РФ, которая предусматривает порядок выдвижения требований работников и их представителей, примирительные процедуры, условия реализаций права на забастовку, гарантии и правовое положение работников в связи с ее проведением, а также их ответственность за незаконные забастовки.

8. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений относится установление принципов и порядка осуществления федерального надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль.

Органами государственного надзора и контроля являются федеральная инспекция труда, осуществляющая федеральный надзор и контроль за соблюдением в организациях законов и иных нормативных правовых актов о труде, и иные специальные органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности, за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности (Ростехнадзор), за соблюдением организациями гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил (Госсанэпиднадзор). Полномочия этих органов и возложенные на них обязанности определяются гл. 57 ТК (см. коммент. к ее статьям) и положениями о соответствующих органах, утверждаемыми Правительством РФ.

9. Федеральные органы государственной власти устанавливают единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательный для всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, а также для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и использующих наемный труд. В настоящее время действуют: Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 N 967; статьи ТК РФ, регулирующие вопросы расследования и учета несчастных случаев на производстве (ст. ст. 227 - 231).

10. Условия труда, производственные объекты должны соответствовать требованиям по охране труда. Эти требования обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Нормативные правовые акты, определяющие систему и порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, государственной экспертизы условий труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда установленным в Российской Федерации государственным нормативным требованиям охраны труда, принимаются федеральными органами государственной власти. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 N 399.

С 01.04.2011 действует новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н. Аттестация проводится в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ). Таким органом в настоящее время является Министерство труда и социальной защиты РФ.

11. С 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Согласно этому Закону вместо аттестации рабочих мест проводится специальная оценка условий труда, цель которой установить классы (подклассы) условий труда на рабочих местах и, соответственно, разработать и реализовать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, обеспечение их средствами индивидуальной защиты, организацию предварительных и периодических медицинских осмотров, установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций.

Специальная оценка условий труда должна проводиться не реже чем один раз в пять лет организациями, в уставе которых в качестве основного вида деятельности или одного из видов деятельности указано проведение специальной оценки условий труда.

В такой организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, а также необходимо иметь в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию для проведения исследований и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

12. Ответственность по трудовому праву - меры принуждения, применяемые к сторонам трудового договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей. Материальная ответственность (в отличие от имущественной ответственности по гражданскому законодательству) производится путем удержания из заработной платы - во многих случаях единственного источника материального обеспечения работника. Поэтому гарантией, способствующей устранению ошибок в этой сфере, является установление общих правил, в соответствии с которыми привлекаются работники к ответственности. Эти правила, включая условия материальной ответственности, содержатся в ТК и иных федеральных законах.

Материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю, регулируется ст. ст. 238 - 250 ТК (см. коммент. к ним).

Материальная ответственность работодателя перед работником за ущерб, причиненный его имуществу, за задержку заработной платы предусмотрена ст. ст. 235, 236 ТК РФ.

Вопросы возмещения вреда, причиненного здоровью работника вследствие несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им трудовых обязанностей, регулируются федеральным законом. Трудовой кодекс содержит лишь отсылочную норму по возмещению вреда, причиненного здоровью работника (ст. 219). Законом, определяющим виды, объемы и условия обеспечения работников, является Закон о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Одна из характерных особенностей этого Закона - замена гражданско-правовой защиты работников социальной защитой в форме обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний. Преимущества обязательного социального страхования перед гражданско-правовым институтом возмещения вреда заключаются в следующем. Во-первых, расходы по обеспечению пострадавших вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний распределяются более или менее равномерно между всеми работодателями; образуемый из их страховых отчислений централизованный страховой фонд должен стать более надежной финансовой основой для удовлетворения требований работников о возмещении причиненного вреда. Во-вторых, материальную ответственность за обеспечение доходов пострадавших на производстве (их иждивенцев) берет на себя государство в лице государственной страховой организации - Фонда социального страхования РФ. В-третьих, выплата страхового возмещения производится независимо от наличия вины работодателя (по принципу профессионального риска).

13. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений включают в себя установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения. Виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения предусмотрены ТК и федеральными законами, уставами и положениями. Перечень этих взысканий имеет исчерпывающий характер. Общими видами дисциплинарных взысканий, применяемых к большинству работников, являются взыскания, содержащиеся в ТК РФ. Все иные нормативные правовые акты предусматривают дисциплинарные взыскания, применяемые к отдельным категориям работников. Так, к государственным гражданским служащим применяются взыскания, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе. Дисциплинарные уставы утверждаются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Они, как правило, действуют в тех отраслях экономики, видах деятельности, где от работников требуется особо ответственное отношение к выполняемым ими обязанностям. К таким нормативным правовым актам относятся: Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.11.1998 N 1396; Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.1998 N 744. Положения о дисциплине утверждаются постановлениями Правительства РФ. Так, все виды дисциплинарных взысканий, применяемых к работникам железнодорожного транспорта, предусмотрены в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 N 621.

14. Для формирования бюджета по показателям, относящимся к сфере труда и охраны труда, для установления прожиточного минимума трудоспособного населения и пенсионеров, принятия иных социальных законов применяются статистические данные по вопросам труда и охраны труда. Трудовой кодекс относит установление таких данных к полномочиям федерального органа государственной власти. Этим органом являлся Государственный комитет РФ по статистике (в настоящее время - Федеральная служба государственной статистики). Этот Комитет утверждал также формы учета, имеющие важное значение для организации труда и производства. Так, Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты. Они состоят из документов по учету кадров и документов по учету использования рабочего времени и по учету расчетов с персоналом по оплате труда. Первые из них, к которым относятся штатное расписание, приказы о приеме на работу, о переводе работника на другую работу и о прекращении действия трудового договора, распространяются на юридические лица всех форм собственности. Вторые - табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы - применяются ко всем юридическим лицам, кроме бюджетных учреждений.

15. Перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере трудовых и связанных с ними отношений, предусмотренный комментируемой статьей, завершается полномочиями по установлению особенностей правового регулирования трудовых отношений. Эти полномочия отражают общую тенденцию развития трудового законодательства, которое наряду с нормами, распространяемыми на всех работников, содержит положения, предусматривающие дифференциацию условий труда отдельных категорий работников. При такой дифференциации учитываются особенности выполняемой работы, обеспечивающей исполнение полномочий государственных органов (Закон о государственной гражданской службе), природно-климатические условия (Закон о Крайнем Севере), профессиональные особенности (Закон о железнодорожном транспорте), специфика трудовой функции - труд руководителя организации (Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях) и иные особенности. Комментируемый ТК содержит разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников", который значительно расширяет (по сравнению с ранее действовавшим КЗоТ) круг лиц, на которых распространяются дифференцированные нормы трудового законодательства.

16. В ч. 2 комментируемой статьи названы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Эти полномочия определяются двумя факторами. Первый фактор - полномочия федеральных органов государственной власти. Вопросы, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, могут быть предметом регулирования органов государственной власти субъектов РФ. Второй фактор - нерешенность вопросов, относящихся к трудовым и связанным с ними отношениям, на федеральном уровне. В этом случае такие вопросы могут быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Их срок действия - до принятия федерального закона или иного нормативного правового акта РФ. После его принятия закон или иной нормативный правовой акт субъекта РФ прекращает свое действие.

Комментарий к статье 189 трудового кодекса

1. Дисциплина труда - это установленный порядок, без поддержания которого невозможно обеспечить согласованную деятельность в процессе совместного труда работников организации. Дисциплина труда требует от работников надлежащего исполнения трудовых обязанностей, закрепленных в ст. 21 ТК, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права (см. ст. 5 ТК и коммент. к ней).
2. Правила поведения работников во время совместной деятельности определяются коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем (в пределах своей компетенции) в порядке, установленном ст. 8 ТК. К локальным нормативным актам относятся: правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, графики сменности и др.
3. Регулятором поведения работников служит заключаемый с ними трудовой договор. Специфическим признаком трудового договора, отличающим его от гражданско-правовых договоров (договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг и др.), является подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному в организации (соблюдение режима рабочего времени, технологической дисциплины, своевременное исполнение приказов и распоряжений работодателя и т.п.).
В число существенных условий, составляющих содержание трудового договора, непременно включаются права и обязанности работника, режим труда и отдыха, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации (см. ст. 57 ТК и коммент. к ней).
4. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы. Так, работодатель обязан предоставлять работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей; своевременно выплачивать заработную плату; заботиться о бытовых нуждах работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей. При четком выполнении работодателем своих обязанностей по организации труда и быта работников (ст. 22 ТК) в организации отсутствуют основания для нарушений трудовой дисциплины.
5. Правилами внутреннего трудового распорядка устанавливаются: порядок приема и увольнения работников, обязанности работника и работодателя, режим работы организации, поощрения за труд и ответственность за нарушения трудовой дисциплины.
Обязанности работников формулируются в правилах внутреннего трудового распорядка в соответствии с положениями ст. 21 ТК (см. коммент. к ней) применительно к конкретным условиям данной организации.
Об обязанностях работодателя см. коммент. к ст. 22 ТК.
Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к содержанию правил внутреннего распорядка. В каждом случае оно определяется по усмотрению самой организации. При разработке правил внутреннего трудового распорядка в организации в качестве примерного образца могут быть использованы Типовые правила внутреннего трудового распорядка для рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, утв. Постановлением Госкомтруда СССР по согласованию с ВЦСПС 20 июля 1984 г. (Бюллетень Госкомтруда СССР. 1984. N 11).
6. Наряду с правилами внутреннего трудового распорядка в некоторых отраслях экономики действуют уставы и положения о дисциплине, предусматривающие повышенные требования к отдельным категориям работников этих отраслей.
Необходимость предъявления к ним более высоких требований обусловлена тем, что нарушение ими установленных правил может повлечь тяжкие последствия. Так, в Положении о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. N 621, отмечается, что оно определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками железнодорожного транспорта, поскольку ее нарушение создает угрозу жизни и здоровью людей, безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, а также приводит к невыполнению договорных обязательств (САПП РФ. 1992. N 9. Ст. 608).
Это Положение распространяется на всех работников организаций железнодорожного транспорта, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение составляют категории работников, прямо перечисленные в Положении. Это работники жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания, системы рабочего снабжения, общественного питания на железнодорожном транспорте (кроме работников вагонов-ресторанов), медико-санитарных, учебных учреждений и др. (п. п. 1 - 3 Положения).
В Уставе о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 744, предусмотрено, что Устав закрепляет обязанности работников соответствующих организаций с целью обеспечить безопасность ядерно опасных объектов и предотвратить несанкционированные действия в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов.
Действие Устава распространяется на работников организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также на работников эксплуатирующих организаций, непосредственно обеспечивающих безопасность объектов использования атомной энергии. Перечни должностей (профессий) работников организаций, на которых распространяется действие этого Устава, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти (СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).
В отношении сотрудников таможенной службы действует Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. N 1396 (СЗ РФ. 1998. N 47. Ст. 5742).
7. Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие. Работодатели не вправе вносить в них какие-либо изменения или дополнения. Некоторые особенности, касающиеся трудового распорядка работников, подпадающих под действие положений и уставов о дисциплине, могут быть предусмотрены в правилах внутреннего трудового распорядка организаций, однако они не должны противоречить положениям и уставам о дисциплине.

Текущая страница: 1 (всего у книги 127 страниц)

Шрифт:

100% +

С.Н. Бабурин, А.А. Глисков, А.Г. Глисков, А.И. Забейворота
Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Постатейный. Научно-практический. С разъяснениями официальных органов и постатейными материалами. Действующая редакция 2017 г

© С.Н. Бабурин, 2017 г.

© А.А. Глисков, 2017 г.

© А.Г. Глисков, 2017 г.

© А.И. Забейворота, 2017 г.

© Книжный мир, 2017 г.

Перечень принятых сокращений и обозначений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

АГПК РФ - Агропромышленный комплекс Российской Федерации

БВС РФ (СССР, РСФСР) – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР)

БМТ - Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации

БНА (СССР, РСФСР, РФ) – Бюллетень нормативных правовых актов (министерств и ведомств; федеральных органов исполнительной власти)

Ведомости СНД и ВС РФ (РСФСР) – Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации (РСФСР)

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

ВЦСПС - Всесоюзный центральный Совет профессиональных союзов

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

ЕКС - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих

ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

КТС - Комиссия по трудовым спорам

МИД РФ - Министерство иностранных дел Российской Федерации

Минздравсоцразвития России - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

МОТ - Международная организация труда

МРОТ - Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом

НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации

ОСПС ЗР - Общероссийская лицензионная ежемесячно обновляемая справочная правовая система «Законодательство России» издательства «ELEX»

Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.09.2010 № 2)

Постановление Пленума ВС РФ от 16.11.2006 № 52 - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.09.2010 № 22)

РИСОТ - Российская информационная система охраны труда

Росстат - Федеральная служба государственной статистики РФ

Роструд - Федеральная служба по труду и занятости РФ

РСПС - Российский Союз промышленников и предпринимателей

СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ФГУ - Федеральное государственное учреждение

ФГУП - Федеральное государственное унитарное предприятие

ФЗ - Федеральный закон

ФКЗ - Федеральный конституционный закон

ФМС России - Федеральная миграционная служба

ФНС России - Федеральная налоговая служба

ФСС РФ - Фонд социального страхования Российской Федерации

ЦК КПСС - Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза

Предисловие

С развитием и совершенствованием рыночных отношений в Российской Федерации и повышением роли государства в их правовом регулировании (совершенствовании механизма рыночных отношений) возникает потребность осмыслить новую роль трудового законодательства не только в системе российского права в частности, но и в системе новых производственных отношений вообще.

Представляемый Научно-практический комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации является наиболее полным из всех ранее издаваемых.

Комментарий подготовлен научными работниками и адвокатами практиками.

Комментарий составлен простым, доступным для всех читателей языком.

Авторы использовали не только обширные международную и федеральную законодательные базы, но и законодательные базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также судебную практику; приводят конкретные примеры применения норм трудового права, показывают пути совершенствования отдельных норм Трудового кодекса РФ.

В конце Комментария приведен Перечень (более 800) законодательных, нормативных правовых и судебных актов, использованных при подготовке Комментария.

Авторы комментируют нормы трудового законодательства в системе современного российского права в реалиях нового экономического базиса страны, основанного на различных видах собственности, в том числе и частной, равным образом признаваемых и защищаемых государством, на свободе экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) и свободе труда (ст. 37 Конституции РФ).

При этом первостепенное значение (в идеале) в понимании роли и значения современного трудового права в России является осознание, что Российская Федерация, как об этом указано в ст. 7 Конституции РФ, является социальным государством, политика которого (в том числе и трудового законодательства как метода регулирования трудовых и связанных с ними иных правоотношений) «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

В указанном контексте современное трудовое законодательство не всегда выполняет свою регулирующую роль. В частности, крайне низка, не выразительна его роль в установлении справедливого соотношения норм труда и его оплаты, распределения природной ренты, прибавочной стоимости, прибыли, чрезмерной в ряде случаев эксплуатации человека наемного труда, его незащищенности от недобросовестного работодателя.

Обыденным делом в условиях действия Трудового кодекса РФ стали длительные задержки выплаты заработной платы, необоснованные отказы в приеме на работу, незаконные переводы, принудительные направления работников в длительные отпуска без сохранения заработной платы, увольнения трудящихся без обеспечения соответствующих мер материальной защиты и предоставления иных социальных гарантий и другие нарушения трудового законодательства.

Авторы обращают внимание читателей представленной работы, что трудовые отношения некоторых (достаточно крупных) групп работников помимо Трудового кодекса регулируются нормами других федеральных законов. Например, для государственных гражданских служащих своеобразным основным законом о труде (трудовым кодексом) является Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а для значительной категории служащих органов местного самоуправления – соответственно Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Вместе с тем, нормы этих законов должны, во-первых, не входить в противоречие с нормами Трудового кодекса, и, во-вторых, применяться во взаимодействии с нормами трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Важно понимание того, что разработка и принятие нового Трудового кодекса РФ обусловлены переходом Российской Федерации к рыночным отношениям на базе широкой приватизации государственных предприятий, учреждений и организаций, получивших после приватизации полную хозяйственную самостоятельность.

Авторы подчеркивают, что в современных условиях необходимо возрастание роли трудового законодательства, его совершенствования как регулятора общественных отношений в сфере труда, механизма стимулирования творческой активности участников трудовых отношений, обеспечения справедливого регулирования соотношения интересов собственников организаций (работодателей) и людей труда (наемных работников), достойной адекватной оплаты результатов труда работников, их социальной защищенности.

Часть первая

Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные начала трудового законодательства Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

разрешению трудовых споров;

обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.

КОММЕНТАРИЙ

1. Трудовое право – одна из наиболее важных, ведущих и в то же время наиболее сложных и объемных отраслей Российского права, регулирующая трудовые и непосредственно связанные с ними другие правоотношения.

Нормы трудового права регулируют трудовую деятельность любого сообщества людей, осознавших необходимость совместной или индивидуальной деятельности в рамках установленных ими же (или избранными ими представителями) норм поведения, касающихся как организации самого процесса труда, так и распределения вознаграждения за его результаты.

В нашем государстве цели и задачи трудового законодательства предопределены положениями ст. 18 Конституции РФ, согласно которым права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Поэтому установление и реализация государственных гарантий трудовых прав граждан (работников), обеспечение благоприятных условий труда, определение справедливого баланса интересов работников, работодателей и государства, защита прав указанных субъектов трудовых правоотношений является целью трудового законодательства.

2. В комментируемой статье сформулированы две основные задачи трудового законодательства.

Во-первых, это создание таких правовых условий, при которых возможно оптимальное согласование, как интересов сторон трудовых отношений, так и интересов государства.

Во-вторых, это обеспечение правового регулирования не только трудовых отношений, но и непосредственно связанных с ними иных отношений.

В части 2 комментируемой статьи законодатель выделяет 9 групп таких отношений.

Отношения по организации труда и управлению трудом складываются между работодателем (его администрацией) и коллективом по вопросам:

● подготовки и заключения коллективного договора и (или) соглашений;

● установления норм выработки и условий оплаты труда;

● предоставления льгот и преимуществ;

● профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обучения другим профессиям;

● улучшения социально-бытового обслуживания работников;

● другим вопросам, касающимся как коллективных, так и индивидуальных интересов работников данной организации, индивидуального предпринимателя.

Поскольку отношения по организации труда и управлению трудом в основе своей касаются коллектива работников, было бы целесообразным ввести в Трудовой кодекс РФ понятия трудового коллектива, определение его функций и полномочий.

Указанные организационно-управленческие отношения играют служебную подчиненную роль по отношению к трудовым отношениям. Они по существу признаны организовать трудовые отношения и управлять ими в рамках конкретного коллектива работников.

Отношения по трудоустройству у данного работодателя могут возникать при непосредственном обращении граждан к работодателям по вопросам трудоустройства или в органы трудоустройства на местах, которые входят в состав Федеральной службы по труду и занятости. В первом случае работник самостоятельно ведет переговоры в кадровой службе организации либо непосредственно с работодателем об условиях заключения трудового договора. При обращении гражданина в органы трудоустройства, эти органы на местах выполняют посреднические функции между организациями, нуждающимися в кадрах работников определенных специальностей, и гражданами, желающими устроиться на работу по определенным специальностям, профессиям и должностям. Вопросы трудоустройства регулируются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014 № 425-ФЗ).

Согласно ст. 12 указанного Закона гражданам Российской Федерации гарантируются:

● свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

● защита от безработицы;

● бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

● информирование о положении на рынке труда.

При посредничестве органов службы занятости по трудоустройству возникают три вида отношений:

● между гражданином и местным органом трудоустройства по вопросу содействия в подыскании соответствующей работы;

● между местным органом трудоустройства и организацией (работодателем) по вопросу направления гражданина на работу.

● между организацией (работодателем) и гражданином, имеющим направление местного органа трудоустройства, по вопросу заключения трудового договора.

Указанный вид отношений обеспечивает возможность гражданину на основе информации о положении на рынке труда путем свободного выбора наиболее быстро и рационально вступить в трудовые отношения.

По данным Росстата потребность организаций в работниках, заявленная в органы государственной службы занятости на 1 января 2008 года, составляла 1 126 295 чел.

Таким образом, отношения по трудоустройству у конкретного работодателя как бы предшествуют трудовым отношениям, обеспечивают их возникновение. При этом для некоторых граждан (инвалидов, несовершеннолетних) устанавливаются определенные льготы по трудоустройству, для чего конкретным организациям (работодателям) устанавливаются соответствующие квоты (нормы брони) для приема на работу и профессиональному обучению. В условиях перехода к рыночным отношениям такая практика обеспечивает правовую защищенность этих категорий граждан при реализации права на труд. Так, Законом г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, установлена квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников. Право на предоставление квоты для трудоустройства имеют:

● инвалиды, признанные таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы;

● несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет;

● лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет:

● граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (ОСПС ЗР. 2008. Март).

Аналогичные законы приняты в других субъекта Российской Федерации.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя возникают в связи с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников, обучения их вторым профессиям непосредственно в организации. Это может осуществляться путем заключения ученического договора и обучения гражданина на рабочем месте, путем бригадного или курсового обучения. Такие формы обучения граждан, как правило, осуществляются до начала их самостоятельной работы, следовательно, эти отношения носят предварительный, подготовительный характер по отношению к трудовым отношениям. Вместе с тем обучение работника другой профессии может осуществляться в период выполнения им первоначальной работы, обусловленной трудовым договором. В таком случае отношения по поводу получения второй профессии будут носить по отношению к трудовым отношениям характер вспомогательных, сопутствующих.

Кроме того, работодатель в случае необходимости может осуществить переподготовку работников в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях, предусмотренных коллективным договором либо соглашениями. Тогда эти отношения в зависимости от того, в какой очной или заочной формах осуществляется переподготовка работников, будут носить характер или предварительных (при очной форме обучения), или вспомогательных, сопутствующих (при заочной форме обучения).

Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений призваны содействовать развитию нормальных взаимоотношений между работодателями и работниками.

Социально-партнерские отношения строятся на федеральном, региональном (межрегиональном), отраслевом, территориальном уровнях и на уровне организации, индивидуального предпринимателя (локальном уровне).

На федеральном уровне такие социально-партнерские отношения зафиксированы в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2014–2016 годы, в котором в частности указано, что стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения создание условий, содействующих формированию структурно развитой, обеспечивающей нужды страны и населения, конкурентоспособной экономики на базе рабочих мест, позволяющих использовать материальные и человеческие ресурсы эффективно с точки зрения интересов всех субъектов экономики; обеспечение нового, более высокого уровня жизни граждан Российской Федерации, прежде всего за счет кардинального повышения эффективности государственного управления и социальной ответственности всех субъектов экономики, внедрения принципов достойного труда на основе подходов Международной организации труда.

Примером социально-партнерских отношений на отраслевом уровне может служить Отраслевое Соглашение по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013–2015 годы» (утв. Рослесхозом, Профсоюзом работников лесных отраслей России 04.12.2012).

Данное Соглашение заключено между работниками организаций лесного хозяйства (лесхозы, лесничества, специализированные организации по авиационной охране лесов от пожаров, по защите леса от вредителей и болезней леса, по лесному семеноводству, лесоустроительные, научные, проектно-изыскательские и другие организации, общество лесоводов, работников Росприроднадзора, государственные природные заповедники, национальные парки) в лице их представителя – Профсоюза работников лесных отраслей Российской Федерации (Рослеспрофсоюз) и работодателей в лице их представителей – Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Соглашение является правовым актом, устанавливающим общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемым между полномочными представителями работодателей и работников организаций лесного хозяйства.

Положения Соглашения обязательны к руководству и применению при заключении коллективных, трудовых договоров, при разрешении трудовых споров (конфликтов) и споров по возмещению вреда, причиненного работникам трудовым увечьем и иным повреждением здоровья в организациях лесного хозяйства России при исполнении трудовых обязанностей.

В случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие.

Социально-партнерские отношения между работодателем и трудовым коллективом регулируются нормами Трудового кодекса РФ. Это по существу новый вид отношений в предмете трудового права используется сторонами социально-партнерских отношений (работодателями и работниками) по договорному регулированию их социально-трудовых отношений и по согласованию их социально-экономических интересов.

Социальному партнерству в сфере труда посвящен целый раздел Трудового кодекса РФ (33 статьи), что подчеркивает значимость этих отношений в системе взаимоотношений работников (представителей работников) с работодателями (представителями работодателей), а в необходимых случаях и с органами государственной исполнительной власти либо органами местного самоуправления.

Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях вытекает из права работников и их представителей (в том числе и органов профессиональных союзов работников) на участие в управлении организациями в формах, предусмотренных нормами трудового законодательства, иных федеральных законов, соглашений и коллективных договоров.

Такими формами участия работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства могут быть: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров и соглашений; взаимные (работников и работодателей) консультации по указанным вопросам; надзор профсоюзных органов за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства; принятие работодателями в предусмотренных Трудовым кодексам РФ случаях локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, с учетом мнения выборного профсоюзного органа и т. п.

Одним из наиболее характерных примеров участия работников в установлении условий труда и применении трудового законодательства является участие работников в общих собраниях трудового коллектива по обсуждению проекта коллективного договора.

При этом законодатель подчеркивает, что не допускается ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, политическими партиями.

Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда могут возникать как в случае причинения работнику вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным нарушением его трудовых прав, так и в случае причинения работником ущерба имуществу работодателя.

Материальная ответственность работника, как стороны трудового отношения, как правило, носит ограниченный характер. Полная материальная ответственность работника может наступить только в строго указанных в Трудовом кодексе РФ случаях (см. комментарий к ст. 243 ТК РФ).

Необходимо отметить, что отношения работодателя и работника (членов семьи работника в случае его гибели) по материальной ответственности за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, связанным с несчастным случаем на производстве, носят двоякий характер. С одной стороны эти отношения непосредственно связаны с трудовыми отношениями и являются предметом трудового права, ибо работодатель в указанных случаях производит выплату работнику по листкам нетрудоспособности (больничным листкам), возмещает моральный вред, а также осуществляет некоторые другие выплаты.

С другой стороны с принятием Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 01.12.2014, с изм. от 30.09.2015) возмещение материального ущерба работнику (членам его семьи) в основной части в указанных случаях возлагается на Фонд социального страхования РФ, а работодатель лишь осуществляет страховые выплаты в этот Фонд. Поэтому отношения по материальной ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, перераспределяются между предметом трудового права и предметом права социального обеспечения.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права можно охарактеризовать как охранительно-обеспечительные. Они обеспечивают соблюдение норм трудового законодательства, в том числе правил и норм по охране труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивая приоритет сохранения здоровья и жизни работников.

Эти отношения складываются в процессе надзорной деятельности соответствующих государственных органов за соблюдением трудового законодательства, обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях.

Такими органами в настоящее время являются органы федеральной инспекции труда (Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах РФ), осуществляющие свои полномочия на основании норм Трудового кодекса РФ (ст. 354–365), Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (в ред. от 11.04.2015 № 347), а также положений о государственных инспекциях труда в субъектах РФ, утв. соответствующими приказами Роструда от 24.03.2005 № 139–227 (ОСПС ЗР. 2008. Март).

Право контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства предоставлено также профсоюзным органам. Профсоюзы могут осуществлять такие контрольные функции как через свои органы (комитеты, объединения, ассоциации), так и через специализированные профсоюзные органы – профсоюзные инспекции труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

В различных отраслях производства контрольно-надзорные функции за охраной труда осуществляют специализированные государственные организации. Таковыми являются:

● Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), руководство которой осуществляет непосредственно Правительство РФ, выполняющая, в том числе контрольно-надзорные функции: за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; по обеспечению промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии, электрических и тепловых установок и сетей и др.;

● Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в составе Министерства здравоохранения и социального развития РФ, осуществляющая, в том числе функции санитарно-эпидемиологического надзора в организациях.

Государственный надзор за точным и единообразным применением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют также органы Прокуратуры РФ в соответствии с полномочиями, возложенными на них Законом РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре в Российской Федерации» (в ред. от 13.07.2015 № 269-ФЗ).

В ходе осуществления своих контрольно-надзорных полномочий за охраной труда и соблюдением трудового законодательства указанные органы вступают в правовые отношения с организациями, должностными лицами их администраций, работодателями и работниками.

Зачастую эти отношения могут возникать еще до стадии начала деятельности организации. Например, надзор за соблюдением норм охраны труда на стадии проектирования предприятия, на стадии его строительства или реконструкции и т. д. В этих случаях контрольно-надзорные отношения возникают до трудовых отношений, и их можно охарактеризовать как предупредительные.

Отношения по разрешению трудовых споров складываются между органами по рассмотрению трудовых споров, касающихся различных аспектов применения трудового законодательства, межу работодателями и работниками. Эти отношения могут касаться как защиты прав работников, так и защиты прав работодателей.

Защита трудовых и связанных с трудовыми социально-экономических прав работников может быть осуществлена следующими способами:

● государственными органами и должностными лицами этих органов, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (федеральной инспекции труда, федеральных служб органов исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности, Прокуратуры РФ; служб по труду субъектов РФ);

● органами профессиональных союзов (комитетами, объединениями, ассоциациями; инспекциями труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда);

● органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях – комиссиями по рассмотрению трудовых споров (КТС);

● в судах;

● путем самозащиты работниками трудовых прав;

● путем рассмотрения коллективных трудовых споров (примирительными комиссиями, с участием посредника, в трудовом арбитраже), включая использование права на забастовку.

В целом эти отношении можно охарактеризовать как процессуально-защитительные и процессуально-предупредительные, поскольку деятельность органов по защите прав работников и работодателей имеет целью не только защиту прав указанных субъектов трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, но и предупредительный характер по недопущению подобных нарушений впредь.

Отношения по обязательному социальному страхованию осуществляются только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Одним из принципов трудового права является «обеспечение права на обязательное социальное страхование работников».

Поэтому законодатель в ст. 22 ТК РФ отнес к числу основных обязанностей работодателя осуществление обязательного социального страхования работников в порядке, установленном федеральными законами.

Такое социальное страхование осуществляется работодателями на основании ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Согласно данному Закону страховое возмещение вреда пострадавшим осуществляется страховщиком, каковым является Фонд социального страхования РФ. Работодатели же обязаны производить платежи на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

КОММЕНТАРИЙ

К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

Под редакцией

заслуженного юриста Российской Федерации,

действительного государственного советника

Российской Федерации 3-го класса

З.О. Александрова - заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник Российской Федерации 1-го класса - разделы III (ст. 56 - 84), IV, V, VIII, IX (в соавт. с С.А. Паниным).

А.М. Куренной - д-р юрид. наук, профессор, декан факультета государственной службы Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации - разделы II, XIII (ст. 398 - 418).

А.Н. Луговой - действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники - разделы III (ст. 85 - 90), XIII (ст. 352 - 380, 419).

А.Ф. Нуртдинова - д-р юрид. наук - разделы I, XIII (ст. 381 - 397).

С.А. Панин - заслуженный юрист Российской Федерации, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса - разделы VI, VII, IX (в соавт. с З.О. Александровой), XI, XII.

А.П. Соловьев - зав. кафедрой анализа и моделирования в охране труда Академии охраны труда МГСУ, канд. экон. наук, профессор, государственный советник Российской Федерации 3-го класса - раздел X (в соавт. с Ю.Г. Сорокиным).

Ю.Г. Сорокин - зав. кафедрой менеджмента и права в сфере охраны труда Академии охраны труда МГСУ, канд. техн. наук, профессор, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса - раздел X (в соавт. с А.П. Соловьевым).

ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственной Думой

Советом Федерации

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

организации труда и управлению трудом;

трудоустройству у данного работодателя;

профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

разрешению трудовых споров.

Комментарий к статье 1

1. Настоящая статья определяет социальное назначение трудового законодательства. Прежде всего это осуществление защитной функции - создание системы государственных гарантий трудовых прав работников. Трудовой кодекс РФ устанавливает статутные права работников в сфере труда, механизм реализации и защиты этих прав. Специально подчеркивается социальная направленность правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, она проявляется в ориентации на создание благоприятных условий труда.

Наряду с трудовыми правами работников - лиц, состоящих в трудовых отношениях, трудовое законодательство провозглашает и охраняет права и свободы человека в сфере труда, такие, как свобода труда, защита от дискриминации при приеме на работу.

Защита трудовых прав работников и установленных для граждан свобод в сфере труда провозглашается в качестве государственной задачи.

Второй общественной функцией трудового законодательства традиционно признается производственная - направленная на защиту интересов работодателя в трудовых отношениях. Нормы трудового права должны создать условия для выполнения производственных задач, эффективного функционирования субъектов хозяйствования.

2. Перед трудовым законодательством ставится задача достижения разумного баланса между защитой прав и интересов работников и обеспечением нормальной деятельности организаций и физических лиц, использующих чужой труд. Правовое регулирование трудовых и иных входящих в состав предмета трудового права общественных отношений призвано создать основу для согласования интересов работников и работодателей, с одной стороны, субъектов трудовых отношений и государства - с другой.

Таким образом, работники должны быть защищены от сверхэксплуатации в процессе трудовой деятельности: для них создается система защиты жизни и здоровья на рабочих местах, устанавливаются справедливые условия труда, обеспечивается государственная (в т.ч. судебная) и общественная (профсоюзный контроль за соблюдением законодательства) защита трудовых прав, гарантируется право на самозащиту.

Работникам обеспечивается возможность коллективной защиты их интересов и трудовых прав, включая право на объединение, коллективные переговоры, участие в управлении организацией, коллективные трудовые споры.

Работодатели защищаются от недобросовестного исполнения трудовых обязанностей работниками, повреждения имущества и нарушения имущественных прав в процессе трудовой деятельности.

Работодателям гарантируется возможность свободного формирования кадрового состава организации (персонала), права по организации труда, установлению внутреннего трудового распорядка, принятию локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В целях защиты своих прав работодатели могут привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности.

Интересы государства в сфере труда связаны с обеспечением социальной стабильности и экономического развития, снижением уровня безработицы, повышением качества жизни, созданием условий для свободного развития личности.

В связи с этим трудовое законодательство создает основы для социального партнерства, устанавливает процедуры для быстрого и эффективного разрешения коллективных трудовых споров, смягчения противостояния между трудом и капиталом.

В качестве основного принципа определения оплаты труда устанавливается учет его количества и качества, что создает условия для соблюдения баланса между ростом производительности труда и его оплатой, формирования стабильного платежеспособного спроса населения - важных факторов экономического роста.

Создается система социальных гарантий защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, ставится цель обеспечения каждому достойной заработной платы.

Особо надо подчеркнуть роль трудового законодательства в создании условий для реализации прав и свобод человека в сфере труда, обеспечения социальной справедливости при приеме на работу, установлении условий труда, продвижении по работе, прекращении трудовых отношений.

3. Частью второй настоящей статьи определен круг общественных отношений, регулируемых нормами трудового права. Это трудовые отношения (см. комментарии к ст. 15 - 19 Кодекса) и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство регулирует отношения по организации труда и управлению трудом. Традиционно эти отношения рассматривались как отношения, сопутствующие трудовому правоотношению. Они возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов.

Отношения по трудоустройству у данного работодателя предшествуют трудовому отношению. Они возникают между лицом, направленным органом государственной службы занятости, и работодателем, который обязан рассмотреть вопрос о заключении трудового договора и сообщить о своем решении безработному (лицу, нуждающемуся в трудоустройстве) и соответствующему органу службы занятости.

Законодатель подчеркивает, что не все отношения по трудоустройству относятся к предмету регулирования трудового законодательства. В частности, отношения между органом государственной службы занятости и обратившимся с просьбой о трудоустройстве гражданином регулируются административным законодательством.

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации могут предшествовать или сопутствовать трудовому отношению. Сторонами этих отношений выступают работодатель и работник, заключивший ученический договор либо направленный на повышение квалификации. Такие отношения могут возникать и между работодателем и лицом, желающим получить профессию (специальность) (см. комментарии к ст. 196 - 208 Кодекса).

Отношения по социальному партнерству, или (по терминологии Международной организации труда) коллективные трудовые отношения, включают отношения между работодателем (работодателями, представителями работодателей) и представительными организациями (органами) работников по ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров, соглашений, по участию представителей работников в управлении организацией, по проведению консультаций, по формированию и деятельности органов социального партнерства (комиссий, комитетов и т.п.), по управлению социальными внебюджетными фондами и т.п. (см. комментарии к ст. 23 - 53 Кодекса). Такие отношения могут возникать на различных уровнях - локальном, отраслевом, региональном и т.д. Они сопутствуют трудовым отношениям.

Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства, строго говоря, также относятся к группе отношений по социальному партнерству. Они характеризуют сотрудничество работодателя (работодателей) и профсоюзов в сфере установления и применения норм трудового права. Однако законодатель счел необходимым выделить их, подчеркивая тем самым особое значение взаимодействия сторон в указанной сфере.

К ним можно отнести отношения по разработке и принятию локальных нормативных актов с учетом мнения (или по согласованию) профессиональных союзов (см. комментарии к ст. 8, 53, 135, 190, 372 Кодекса), отношения между работодателем и выборным профсоюзным органом организации по учету мнения профсоюза при увольнении работников, получению согласия на увольнение и в других случаях (см. комментарии к ст. 39, 82, 371, 373, 374, 375, 376, 405 Кодекса). Эти отношения сопутствуют трудовым отношениям.

Отношения работодателя и работника по материальной ответственности в сфере труда (по возмещению причиненного ущерба) (см. комментарии к ст. 232 - 249 Кодекса) впервые выделены в качестве самостоятельной группы общественных отношений, входящих в предмет трудового права. Традиционно они рассматривались как элемент трудового правоотношения.

Отношения по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства возникают между органами надзора и контроля (в т.ч. профессиональными союзами) и работодателями в процессе осуществления надзорно - контрольной деятельности компетентных государственных и общественных органов (см. комментарии к ст. 353 - 370 Кодекса). Они могут предшествовать трудовым отношениям в случае осуществления предупредительного надзора за соблюдением требований по охране труда при проектировании, строительстве (реконструкции) и конструировании машин, механизмов и другого оборудования, в ходе разработки технологических процессов (см. комментарий к ст. 211 Кодекса), сопутствовать им в случае проверки соблюдения законодательства и правил по охране труда по отношению к лицам, состоящим в трудовых отношениях, следовать за трудовыми отношениями (вытекать из них), если проводится проверка законности увольнения работника.

Отношения по разрешению трудовых споров возникают между сторонами спора и органами по их рассмотрению. Надо отметить, что эти отношения не являются однородными и делятся на две группы: а) отношения по разрешению индивидуального трудового спора, участниками которых могут выступать работник, работодатель, комиссия по трудовым спорам, суд (мировой судья), вышестоящий орган (в установленных законом случаях) (см. комментарии к ст. 381 - 397 Кодекса); б) отношения по разрешению коллективных трудовых споров, в которых участвуют работодатель (работодатели, представители работодателей), представители работников, служба по урегулированию коллективных трудовых споров, созданные сторонами примирительные органы (см. комментарии к ст. 398 - 418 Кодекса).

Отношения по разрешению индивидуального трудового спора могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от того, по какому поводу возникли разногласия. Отношения по разрешению коллективного трудового спора смогут только сопутствовать трудовым отношениям.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.