Охрана труда и здоровья людей предполагает. Охрана труда. Труд и здоровье людей охраняются государством. Охрана труда в России


Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Кроме того, охрана труда рассматривается в юридической литературе ещё с нескольких позиций:

1. Как основной принцип трудового права и трудовых правоотношений

2. Как система законодательных актов, а также предупредительных и регламентирующих социально-экономических, организационных , технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, технических средств и методов, направленных на обеспечение безопасных условий труда. (ГОСТ 12.0.002-80)

Элементы системы

Необходимо отметить, что охрану труда нельзя отождествлять с техникой безопасности, производственной санитарией, гигиеной труда, ибо они являются элементами охраны труда, её составными частями. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие элементы:

  • Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
  • Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
  • Электробезопасность - состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
  • Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.
  • Промышленная безопасность - состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В свою очередь охрана труда, электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность являются составными частями
  • Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
  • Управление безопасностью труда - организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.

Термины охраны труда

Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;

Работодатель — организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (по оформленной нотариусом доверенности ), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

Организация — предприятие, учреждение либо другое юридическое лицо независимо от форм собственности и подчиненности;

Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

Рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

Рабочая зона — пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности;

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников - технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

Производственная деятельность - совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.

Авария - разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей (ГОСТ 12.0.006-2002).

Аварийная ситуация - ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).

Безопасное расстояние - наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)

Пожарная безопасность — состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возгорания предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей;

Безопасность - состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)

Безопасность производственного оборудования - свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).

Безопасные условия труда - состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно - на первое лицо предприятия. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):

  • Соблюдать требования ОТ;
  • Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • Проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований ОТ;
  • Немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления;
  • Проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.

Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят, в частности, в том, что:

  • Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ;
  • Условия труда по трудовому договору должны соответствовать требованиям ОТ;
  • На время приостановления работ вследствие нарушения требований ОТ не по вине работника за ним сохраняется место работы и средний заработок;
  • При отказе работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы невозможно, время простоя оплачивается в соответствии с действующим законодательством;
  • В случае не обеспечения работника средствами защиты по нормам работодатель не в праве требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить простой ;
  • Отказ работника от выполнения работ из-за опасности для его жизни и здоровья, либо от тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечёт за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности;
  • В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей осуществляется возмещение указанного вреда в соответствии с действующим законодательством;

Охрана труда в России

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;
  • исправительные работы;
  • лишение свободы на определённый срок.

Правила и инструкции по охране труда

Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учета, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.

Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утвержденных федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.

Правила по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.

Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила - соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.

Правила по охране труда утверждаются на определенный срок действия или без ограничения этого срока.

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.

Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утвержденному работодателем штатному расписанию.

Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:

  • общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);
  • требования охраны труда перед началом работы;
  • требования охраны труда во время работы;
  • требования охраны труда в аварийных ситуациях;
  • требования охраны труда по окончании работы.

При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.

Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.

Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.

Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.

Организация работы с персоналом по охране труда

Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:

  • обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
  • формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
  • сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
  • совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
  • постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;
  • изучение и применение передовых безопасных приемов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда

Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест - это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестовывать необходимо каждое рабочее место, причем не реже одного раза в пять лет. При аттестации производится оценка всех опасных и вредных производственных факторов. Для проведения аттестации создается специальная комиссия.

Даже если фирма небольшая и не предполагает опасных условий, могущих повлиять на трудоспособность работников, аттестацией рабочих мест пренебрегать не следует. В противном случае организация рискует подвергнуться штрафу в размере от 30 000 до 50 000 рублей или даже приостановлению деятельности на срок до 90 суток.


Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. ст. 209




Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты; Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента; Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.




Доводы в пользу лечения за деньги. Бесплатная помощь для больного не является бесплатной для общества: приобретая оборудование, оплачивая труд врачей, государство тратит средства, заработанные в других отраслях. При этом качество и объем получаемых человеком медицинских услуг не зависят от его личных отчислений на нужды здравоохранения.




Довод противников бесплатного лечения Оно малоэффективно, не дает необходимых результатов – клиники плохо оборудованы, врачи невнимательны, подчас недостаточно квалифицированны. Но полностью свернуть систему бесплатной медицинской помощи государство не может. Далеко не каждый наш соотечественник может оплачивать медицинские услуги.



Закон Республики Казахстан об охране труда. Настоящий Закон направлен на обеспечение права работников на охрану труда, устанавливает основные принципы национальной политики в этой области в целях предупреждения несчастных случаев и повреждения здоровья на производстве, сведения к минимуму опасных и вредных производственных факторов и распространяется на все виды хозяйственной деятельности и предприятий независимо от форм собственности.

Общие положения об охране труда.

Понятие - охрана труда. Охрана труда - система мероприятий и средств (социально-экономических, организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических) действующих на основании соответствующих законодательных и иных нормативных актов, и направленных на обеспечение безопасности, сохранения здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Право на охрану труда имеют:

  • - все работники, состоящие в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, кооперативами, фермерскими хозяйствами и другими организациями различных форм собственности и хозяйствования, в том числе с отдельными нанимателями; студенты ВУЗ-ов и учащиеся средних, специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, проходящие производственную практику и производственное обучение;
  • - военнослужащие, привлеченные к работам, не связанным с несением воинской службы; лица, отбывающие наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях;
  • - определенных органами, ведающими исполнением приговор также участники любых других видов трудовой деятельности, организованной в интересах общества и государства.

Законодательство Республики Казахстан об Охране труда состоит из настоящего Закона и других законодательных и нормативных актов по безопасности и гигиене труда и производственной среде.

В процессе трудовой деятельности на здоровье и работоспособность работающего оказывают влияние факторы производственной среды. Результатом воздействия неблагоприятных факторов производственной среды могут стать несчастные случаи и профессиональные заболевания.

Трудовое законодательство обязывает администрацию предприятия предпринимать меры по созданию безопасных и здоровых условий труда, предупреждению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Руководитель предприятия несёт ответственность за состояние охраны труда на заводе в целом. В отдельных цехах такая ответственность возложена на начальников цехов, начальников участков, мастеров. Для постоянной и систематической работы по улучшению условий труда на предприятии создан отдел охраны труда. Основными задачами отдела являются совершенствование организации работы на заводе по созданию безопасных и здоровых условий труда работающих, внедрение передового опыта и научных разработок по охране труда, осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве. Отдел охраны труда ведёт учёт несчастных случаев, в специальном журнале регистрации несчастных случаев на производстве, анализирует причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимает участие в расследовании аварий и несчастных случаев, контролирует правильность расхода подразделениями предприятия средств, выделенных на мероприятия по охране труда, составляет отчёты об охране труда по установленным формам и в определенные сроки.

В соответствии с законодательством о труде должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, за невыполнение обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда несут ответственность в порядке установленном законодательством Республики Казахстан. Предусматриваются следующие основные виды ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и материальная.

Проблема обеспечения безопасности труда - комплексная проблема, решаемая в рамках государственной стандартизации на всех стадиях жизненного цикла продукции. Она имеет и чётко выраженный экономический характер. Улучшение условий труда, обеспечение его безопасности влияет на экономический результат производственной деятельности, так как способствует повышению производительности труда и качества продукции, сокращению потерь, которые несёт производство и общество в целом из-за производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, текучести кадров вследствие неблагоприятных условий труда, снижения периода активной трудовой деятельности человека. Это порождает множество проблем и малоэффективно для производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Современные социально-экономические и правовые реформы в Российской Федерации привели к возникновению серьезных проблем и противоречий в организации охраны труда и здоровья. Травматизм на производстве и профессиональные заболевания приносят не только горе и страдания конкретным людям, их родным и близким, но и непосредственным образом влияют на экономику страны, негативно сказываются на жизни народа.

По оценке число несчастных случаев на производстве за последнее время возросло и составляет на планете 125 миллионов ежегодно, в результате которых гибнет до 220 тысяч человек. Травматизм и профессиональные заболевания не щадят ни один регион мира. По общим данным в России в среднем ежегодно травмируется более 400 тыс. человек, 8 тыс. из которых погибают, 12 тыс. человек становятся инвалидами.

Не случайно вопрос о мерах по обеспечению безопасности на производстве стал предметом рассмотрения. Отмечено, что в последние годы на предприятиях большинства отраслей экономики сложилось крайне неблагополучное положение в обеспечении безопасности труда, и этот вопрос стал одной из основных составляющих проблемы обеспечения национальной безопасности.

В стране уже длительный период осуществляются экономические реформы, затрагивающие все сферы общественной жизни. Развитие различных форм собственности предполагают принципиально новые подходы к правовому регулированию отношений в сфере охраны труда и здоровья.

В условиях либерализации экономики видно, что практически распалась создаваемая десятилетиями система организации охраны труда, которая в прошлом основывалась на формировании комплексных планов улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятии, имела управленческие связи и информационные потоки, базирующиеся на основе отраслевых служб охраны труда, региональных отделений отраслевых служб и служб охраны труда предприятий, т. е. носила отраслевой характер.

Отказ от командно-административных методов управления, введение новых отношений центра с субъектами Федерации, изменение роли отраслевых органов управления и профсоюзов, переход к более широкому использованию рыночных регуляторов, а также многие другие причины обусловливают необходимость поиска современных путей и методов государственно-правового регулирования охраны труда и здоровья.

Проводимые в стране реформы, с каким бы трудом они не проходили, в конечном счете, направлены на укрепление экономики страны, на достижение лучших условий жизни людей и, если мы действительно хотим добиться этого, то нельзя относиться к охране труда и охране здоровья как к чему-то побочному как, к сожалению, думают некоторые экономисты, считая, что затраты на них не дают никаких дивидендов.

В период становления в России рыночной экономики вопросы охраны труда и здоровья приобретают особую значимость. Применение наемного труда в различных организационно-правовых формах и структурах, в том числе основанных на частной собственности, создает опасность пренебрежения требованиями охраны труда, сокращения вложений средств именно в эту сферу. Жизнь подтверждает, что многие предприятия и предприниматели в погоне за прибылью и высокими заработками не вкладывают средства даже в развитие производства, не говоря уже о мероприятиях по улучшению условий труда и его охране. Таким образом, создается реальная угроза жизни и здоровью трудящихся.

Предприниматели западных стран уже давно убедились, что охрана труда и здоровья -- это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства. Следует четко сказать, что улучшение положения в этой сфере позволит сократить человеческие, моральные и материальные потери, которыми обременено наше государство.

Глава 1. Конституционные основы организации охраны труда

Конституция содержит основополагающие начала для развития системы законодательства в сфере организации охраны труда, определяет ведущую роль государства в организации охраны труда в Российской Федерации.

Установлено, что система управления охраной труда и организация охраны труда, практически, тождественные понятия.

Система управления охраной труда состоит из трех элементов: Первый элемент -- управляющая подсистема. Второй элемент -- управляемая подсистема. Третий элемент системы -- совокупность прямых и обратных связей между управляющей и управляемой подсистемами, создаваемого и регулируемого системой управляющего воздействия, функций, задач, информационных потоков и т. д.

Организация охраны труда включает не только нормы, регулирующие данный тип общественных отношений, но и нормы, определяющие политический статус, задачи, функции органов принимающих участие в правовом регулировании организации охраны труда.

Структура правового регулирования организации охраны труда должна быть такой, чтобы каждому из элементов государственного управления была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению, обеспечивает его эффективную реализацию.

Система законодательства в сфере охраны труда состоит из:

Норм и правил, регулирующих организацию и управление охраной труда;

Норм и правил, регулирующих обеспечение охраны труда;

Норм и правил, регулирующих деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающих различные виды юридической ответственности в связи с нарушением законодательства по организации охраны труда.

Регулирование отношений в сфере организации охраны труда можно определить как осуществление при помощи всей совокупности правовых средств юридического воздействия на общественные отношения в области организации охраны труда.

Конституцией РФ 1993 года (ч. 3 ст. 37) установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Это право может быть реализовано за счет технического перевооружения и реконструкции производства, комплексной механизации, автоматизации, электрификации и роботизации производственных процессов.

В основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации, принцип охраны труда определён в статье 37: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".

В "Кодексе законов о труде Российской Федерации" отражены следующие вопросы:

в главе Х - "Охрана труда";

в главе XI - "Труд женщин";

в главе XII - "Труд молодёжи".

Основные принципы государственной политики в области охраны труда представлены в федеральном законе РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", принятом 23 июня 1999 года. В частности:

Признание приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

Государственное управление и координация деятельности в области охраны труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

Установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности;

Обеспечение общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;

Обязательность расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обучение безопасным методам труда и подготовка специалистов в области охраны труда;

Гарантирование компенсаций за вред, причинённый работникам другие принципы.

Дополнительные условия охраны труда рассматриваются при составлении коллективного договора и контракта, т.е. индивидуального трудового договора (КЗоТ РФ, глава 3).

Правительством Российской Федерации 12 августа 1994 года принято постановление N937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерация", которым утверждён перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации.

Этим же постановлением установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охране труда, обязательные для применения при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Согласно постановлению, можно выделить следующие виды нормативных правовых актов по охране труда (в скобках приводятся сокращённые обозначения).

Государственные стандарты Системы Стандартов Безопасности Труда (ГОСТ Р ССБТ) - утверждают Госстандарт России и Минстрой России.

Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Санитарные правила (СП), санитарные нормы (СН), гигиенические нормативы (ГН) и санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждает Госкомсанэпиднадзор России.

Строительные нормы и правила (СНиП) - утверждает Минстрой России.

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) - утверждают федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией.

Правила по охране труда межотраслевые (ПОТ М) - утверждает Минтруд России.

Межотраслевые организационно-методические документы (положения, рекомендации, указания) - утверждают Минтруд России и федеральные органы надзора.

Правила по охране труда отраслевые (ПОТ О) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Типовые отраслевые инструкции по охране труда (ТОИ) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Отраслевые организационно-методические документы (положения, указания, рекомендации) - утверждают федеральные органы исполнительной власти.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы стандартов безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.

Глава 2. Конституционные основы охраны здоровья

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, настоящие Основы устанавливают правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья граждан.

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Основными принципами охраны здоровья граждан являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

3) доступность медико-социальной помощи;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящие Основы регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны ограничивать права граждан в области охраны здоровья, установленные настоящими Основами.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.

Охрана здоровья граждан в том широком понимании, как оно раскрыто в Основах, является обязанностью различных государственных и негосударственных организаций, их должностных лиц, включая те, для которых охрана здоровья не является их профильной задачей. Но имеется специальное понятие охраны здоровья граждан (здравоохранение), под которым понимаются медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. В этом смысле здравоохранение населения осуществляется относительно самостоятельной системой учреждений и органов здравоохранения, которое является их основным назначением и основной деятельностью. Государственное управление здравоохранением связано именно с руководством этой специализированной деятельностью государства.

С организационно-правовой точки зрения охрана здоровья граждан в Российской Федерации представляет собой неоднородную систему. Выделяются государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения. Каждая из этих систем имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Например, к государственной системе относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, органы управления здравоохранением ее субъектов, находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Граждане Российской Федерации имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действующими правовыми актами.

В Российской Федерации введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены законом Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Объем медицинских услуг гражданам поставлен в зависимость от вида медицинского страхования. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Оно предполагает формирование средств на его осуществление путем отчисления в фонд обязательного медицинского страхования 3,6 процента фонда оплаты труда каждого работающего.

Каждый гражданин получает страховой полис на бесплатное медицинское обслуживание в учреждении государственной и муниципальной системы здравоохранения.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги на основании программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством.

Законодательством Российской Федерации гарантируется медицинская помощь гражданам. Основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь. Она состоит в лечении наиболее распространенных заболеваний, неотложных состояний (травм, отравлений); в проведении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; проведении мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятиях, связанных с оказанием медико-санитарной помощи по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы.

охрана труд здоровье конституционный

Заключение

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Охрана здоровья - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

2) Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

3) Охрана труда и здоровья -- это один из действенных рычагов, способствующих увеличению прибыли. Необходимо, чтобы и в нашей стране организация охраны труда и здоровья вошла в число приоритетных направлений социальной политики государства.

4) Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

5) Роль охраны здоровья граждан - сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, которое стремится к совершенствованию правового регулирования и закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.

6) Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Список используемой литературы

2. Конституция Российской Федерации. Комментарий, М., Юридическая литература, 2007 г.

3. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

6. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г.№ 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда".

7. Основы законодательства Российской Федерации " Об охране здоровья граждан" от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ.

8. Кобец Н.Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе. М., Юридическая литература, 2004г., с. 39.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общие положения организации охраны здоровья граждан в РФ, обеспечиваемая государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения. Принцип приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Приоритет охраны здоровья детей.

    контрольная работа , добавлен 22.12.2015

    Конституционные основы охраны здоровья граждан РФ. Медицинское страхование граждан России, находящихся за рубежом. Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья, проблемы их реализации и пути развития законодательного регулирования.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2011

    Основные направления государственной политики в области охраны труда. Требования охраны труда. Организация охраны труда. Обеспечение прав работников на охрану труда. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2002

    Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства. Обеспечение на предприятии условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Права и обязанности работника и работодателя в сфере охраны труда.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2016

    Правовое регулирование охраны здоровья граждан - совокупности мер правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2011

    Понятие и социальная сущность охраны труда. Определение направлений государственной политики в области охраны труда. Общие нормативные требования к производственной безопасности и их законодательное регулирование. Расследование и учет несчастных случаев.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2014

    Рассмотрение законодательно-нормативной базы Российской Федерации в области охраны труда. Изучение особенностей государственного управления в данной области; основные направления государственной политики. Примеры работы государственной инспекции труда.

    курсовая работа , добавлен 31.12.2014

    Рассмотрение компетенции органов государственной власти и местного самоуправления в области охраны здоровья граждан. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2014

    Изучение специфики проблем охраны здоровья детей. Правовое регулирование медицинских услуг. Исследование правовых гарантий несовершеннолетних в области охраны здоровья на международном и федеральном уровнях. Правовое обеспечение в сфере здравоохранения.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2014

    Охрана труда как правовой институт. Понятие и содержание охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Обеспечение охраны труда в организации. Обязанности и ответственность работника и работодателя в области охраны труда.

В демократическом обществе гражданин сам распоряжается своими способностями к труду самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в действующем законодательстве.

Свобода труда означает, что только самим гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род деятельности и занятий. Он может, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудовой деятельностью и т. д. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности 1 . В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.

Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Назовем лишь основные из них. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и

1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР». трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда 1 .

Следует отдельно отметить, что занятыми считаются граждане:

· работающие по найму, в том числе выполняющие работу за

вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

· временно отсутствующие в связи отпуском,

нетрудоспособностью, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

· самостоятельное обеспечивающие себя работой, в том числе

предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;

· избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую

должность;

· проходящие службу в Вооруженных Силах, железнодорожных,

внутренних и пограничных войсках, органах безопасности и внутренних дел;

· обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-

1 См. Закон РСФСР от 19.04.1991г. №1032 «О занятости населения в РСФСР».

технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях.

Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников. Программы для работников, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации; нужно изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности); гражданин желает получить другую профессию (специальность).

Как отмечает А. П. Починок, «право на образование предусмотрено Конституцией РФ. И по закону работодатель один раз обязан дать возможность получить человеку высшее образование … Но если человек работает и решил получить высшее образование, и это, как правило, абсолютно необходимо ему по работе, мы будет очень жестко требовать от работодателей выполнения всех обязательств по Трудовому законодательству, в том числе касающихся профессиональной переподготовки, переобучения сотрудников. Что касается отпуска для сдачи экзаменов, то, согласно закону, работодатель обязан предоставить отпуск, но работник может его не взять. Здесь можно провести аналогию с ежегодным отпуском … Работа не дает возможности полностью использовать отпуск, но возможность отпуска должна быть» 1 . Работодатель должен обеспечивать возможность нормально трудиться и питаться в рабочее время. Например, если человек работает в ночную смену на заводе, его должны обеспечить полноценным горячим питанием. «Вот и автоматы с газированной водой - это не блажь. Есть ряд профессий,

1 Интервью с А. П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.

где идет такая потеря воды, что человек должен прямо на рабочем месте иметь возможность попить воды. Также необходимо выдавать молоко, если это положено по закону. При этом даже если выплачивается высокая зарплата, в любом случае молоко обязаны выдавать» 1 .

Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

«Достойный труд - это труд интересный, следовательно, предприниматели должны откликаться на требования научно-технического прогресса и создавать рабочие места, требующие новых знаний, новых технологий», - считает Починок А. П. 2 . В коллективных и в индивидуальных договорах предусматриваются расходы на обучение, лечение и предупреждение заболеваний. Государство само стимулирует предпринимателя и работника. Каким образом? Оно больше позволяет включать в себестоимость затраты на эти нужды для предпринимателя и списывает из доходов физического лица расходы на образование и лечение.

«А что такое предупреждение заболеваний? Это охрана труда, жесткие требования» 1 .

В России элементарные меры в течение последних лет позволили сократить количество несчастных случаев. Сейчас в России делается принципиально новая спецодежда, предъявляются новые требования к компьютерной технике и освещению рабочих мест, к запыленности и шумам.

1 Интервью с А.П. Починком // Законодательство, 2001, № 9, с. 25.