Проект на тему труд и творчество. Творческий труд.Особенности творческой деятельности. Сочинение «Творчество и труд»
Сочинение «Творчество и труд».
Под трудом я понимаю деятельность, которая нужна для получения каких-либо благ. Людям характерно заниматься планированием своих действий, улучшать процесс труда, разрабатывать уникальные технологии и упрощать изготовление. Это всё требуется для достижения поставленных целей.
Проявление сообразительности
Если в производственный процесс регулярно вносить что-то новое, можно избежать рутины, превращая работу в творчество. Человек занимается собственным развитием и провоцирует прогресс, находя непривычные пути решения имеющихся задач.
Я считаю, что труд и творчество существуют неразрывно друг от друга. С их помощью человек способен получать необходимые для себя блага. Чтобы лучше всего понять их связь, можно сравнить работу ремесленника и талантливого мастера. Первый каждый день создает миски из глины, постоянно повторяя одни и те же действия. Он не стремится сделать свою работу творческой, а выполняет однотипные задачи. Талантливый мастер, напротив, не сможет заниматься скучной работой, а будет подходить к ней творческим образом. Такой человек захочет усовершенствовать миски, сделав посуду более удобной для пользования. Также, его миски наверняка будут украшены различными узорами, что превратит их в настоящее произведение искусства. Конечно, выполнение подобной миски займёт у него больше времени, нежели миска ремесленника, однако он в результате получит уникальный продукт. Такие вещи ценны с художественной и практической точки зрения. Таким образом, творческий мастер и ремесленник, создавая посуду, изготавливают совершенно разные предметы.
Я отношусь к тем людям, которые не смогли бы ежедневно выполнять однотипную работу. Я стараюсь в повседневной жизни чаще проявлять свою смекалку и фантазию. Со временем начинаешь замечать, что жизнь изменяется в лучшую сторону, если к ней подходить творчески. Важно отметить, что общество не способно развиваться без творческого подхода, поэтому стоит оригинально подходить к выполнению своего дела.
К тому же, работа, в которой вы проявляете свой энтузиазм и вносите что-то новое, выполняется с большим удовольствием. Я не могу представить свою жизнь без творчества, так как оно занимает весьма важное место и позволяет мне раскрыть себя с лучшей стороны.
Труд и творчество, кажется, никак не взаимосвязаны, не имеют точек соприкосновения, но творчество, определяется как многогранное понятие, с характерным для него индивидуализмом, выраженным в непременно коллективной трудовой деятельности, группы людей.
Категории творческой деятельности
Основные критерии творчества представляют его своеобразной интеллектуальной деятельностью, завязанной на прочной трудовой основе, ставящей для себя цель создания качественных и новаторских подходов к ценностям материального, культурного и духовного характера. Всякий творческий процесс объединяется с трудовым. Конечно, они сильно отличаются и функциями, и производной частью, но если вспомнить как наши предки занимаясь тяжёлым физическим трудом и при этом пели, начинает прослеживаться прямая связь.
По словам Льва Толстого, прекрасно знакомого со всеми сторонами и труда и творчества: Творчество, соприкасаясь с трудом физическим, всегда находится в конфликте с общепринятыми устоями, и на подозрении у добропорядочности.
Человеческая деятельность охватывает практически все сферы трудовой направленности, но они, в какой-то мере, нуждается в особом творческом подходе и является неотъемлемой общего процесса. Другими словами, как для создания нематериальных объектов культуры, таких как изобразительное искусство, так и для создания материальных, мольбертов и подрамников, к примеру, требуется прилагать одинаковые усилия. Это простой пример сопоставления плотников художникам. По этим признакам выделяется 3 основных категории совместной творческой деятельности, занятой людьми совершенно разных профессий:
- Первая из них, объединяет только те аспекты деятельности, что относятся к творческим: научные изыскания, образовательная структура, любые виды искусства и культуры. Субъектами творчества, при этом, выступают люди, по роду профессиональной занятости, имеющие прямую принадлежность к этой категории: научные работники, учителя, художники, поэты, скульпторы и прочие;
- Вторая категория , объединяет те сферы деятельности, где творческий и практический процессы, сочетаются с работой друг друга, по реализации их конечных результатов. В этом случае субъектами творческой направления являются люди, в обязанности которых вменяются поиски и принятие конструктивных и ответственных решений. Выполняя одновременно инновационные и информационные задачи, решают вопросы организации с социальными функциями руководства. Таким образом, их бурная деятельность охватывает и интеллектуальный и профессиональный труд;
- К третьей категории , относятся исключительно представители трудовых сфер деятельности, осуществляющие основной и самый ответственный производственный процесс. При этом, частично занятые на производстве работники, имеющие вакуум свободного времени, наблюдая за происходящим, имеют возможность отдать себя всецело творческому поиску и проявить способности. В ряде случаев, это приветствуется – инициатива порождает новых новаторов, рационализаторов, изобретателей.
Основные принципы творческого поиска
В любых творческих процессах происходит осмысленные анализы существующих положений в среде консерватизма, одновременно с применением новаторских идей, благодаря чему происходит поиск творческого начала. До поры он не открыт для применения качественно новых принципов и решений, но здесь важнее всего поиск аргументов, способных засвидетельствовать как о правильном, так и ошибочном применении проектов. Здесь также можно выделить 3 основные фазы:
- Первая – это понимание что нужно отказаться от установленной практики по причине серьезных недочётов и недостатков, проявляющихся в виде сопутствующих проблем. Для этого потребуется взвешенное решение, или же проведение всестороннего масштабного анализа в сложившейся ситуации;
- Вторая - заключается в поиске подходящих, в данной ситуации, путей изменения установленной практики или принять решение, на фоне назревающей проблемы, выбрать наиболее оптимальный вариант, генерирующий идеи;
- Третья - выражена в нахождении и подборе подходящих путей, способных материализовать идеи проекта, путём его практического воплощения.
Тема открытого урока по обществознанию в 5А «Труд и творчество».
Цель урока: дать представление о том, какое значение имеет творческое начало в ходе трудовой деятельности;
объяснить причины появления творчества у людей; охарактеризовать виды творчества;
раскрыть значение понятий творчество, ремесленник, мастер.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся выделять характерные черты трудовой деятельности человека; объяснять смысл понятий мастер и ремесленник, связь слов творчество, творец, творение; систематизировать обществоведческую информацию и представлять ее в виде таблицы;
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Оборудование : проектор, презентация, корзина с цветами, рабочие листы
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ход урока: (Заставка (СЛАЙД 1)
Организационный момент (приветствие гостей, проверка готовности класса к уроку) (1 минута)
Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Учитель: На партах у вас лежат солнышки. Одно грустное, одно веселое. Поднимите то солнышко, которое соответствует вашему настроению. Значит, домашнюю работу вы все поняли, и мы перейдем к повторению.
II .Преемственность обществоведческого учебного материала: взаимосвязь пройденного материала с новыми знаниями. (4 минуты)
Учитель: (СЛАЙД 2.)
1. Что же такое труд?
2. Чем деятельность человека отличается от животных?
2. Составить синквейн со словом «труд».
III . Мотивационно-целевой этап
Давайте подумаем, какие качества необходимы для составления синквейна?
(ответы детей) (СЛАЙД 3)
Вы называли слова выдумка, фантазия, воображение . А каким одним словом можно назвать эти понятия?
(ответы детей предполагают «творчество»)
Учитель: А теперь запишем на рабочих листах тему нашего урока. Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано?
«ТУРД И ЧЕСТВОТВОР» (СЛАЙД 4)
«ТРУД И ТВОРЧЕСТВО» (СЛАЙД 5)
Предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке?
Как вы думаете на какие вопросы нам предстоит ответить?
(ответы детей)
План урока: (СЛАЙД 6)
1.Мастер и ремесленник
2. Что такое творчество?
3.Взаимосвязь труда и творчества
Что же нам важно выяснить на сегодняшнем уроке? Чему будем учиться?
(ответы детей)
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
Учитель: Правильно. Труд и творчество неразделимы. Каждое дело надо делать с любовью и творчеством.
IV . Работа по теме урока
Дети, издревле существовала такая группа людей, занимающаяся особой трудовой деятельностью - ремеслом. Ремесло возникло с началом производственной деятельности человека, прошло длительный исторический путь развития, принимая различные формы: а) домашнее ремесло - в условиях натурального хозяйства; б) ремесло на заказ - в условиях разложения натурального хозяйства; в) ремесло на рынок. С возникновением ремесла на заказ и особенно на рынок связано появление и развитие городов как ремесленно-торговых центров. Издавна человечество знало такие ремёсла, как:
Кузнечное
Гончарное
Плотницкое
Столярное
Портняжное.
Людей, которые занимались ремеслом называли ремесленниками.
Найдите, пожалуйста, на с.83 в разделе «Мастер и ремесленник» ответ на вопросы:
1.Какого человека в настоящее время мы можем назвать ремесленником?
2. Какое еще значение имеет слово «ремесленник»? (СЛАЙД 7)
Учитель: А как мы назовём ремесленника, создающего самые лучшие творения, считающиеся знаменитыми произведениями искусства, шедеврами, эталонами, образцами изделий?
Это слово у нас зашифровано на доске:
М_ _ _ _Р. (МАСТЕР)
Ученик: Это слово «МАСТЕР».
Учитель : Кто же такой мастер?
(Ответ ученика)
Учитель: Давайте посмотрим на с. 83 общую характеристику понятия «МАСТЕР». (Читаем определение) (СЛАЙД 8)
Учитель: Путь к мастерству лежит через ремесленную деятельность. В Средние века человек, после того как заканчивал обучение какому-либо мастерству, отправлялся в странствия. Он путешествовал по городам, общался с людьми, наблюдал за их жизнью, оттачивал свое мастерство. Через несколько лет человек возвращался в свой город и сдавал экзамен на звание мастера.
Рассмотрите иллюстрации на стр.84 учебника.
Как вы думаете какие предметы сделал ремесленник, а какие мастер?
Объясните, почему вы так думаете?
А теперь обратимся к рубрике «Путешествие в прошлое» на стр.87. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (СЛАЙД 9)
Содержание легенды: Жил когда-то мастер Нестор, построивший без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. В начале XVIII века, когда Россия утверждалась на берегах Балтийского моря и становилась морской державой, мастер возвел праздничную, жизнерадостную, ни на что не похожую двадцатидвухглавую церковь. Она так естественно вписывалась в окружающую природу, что, казалось, плыла над водой, упиралась куполами в голубое небо, пела, рассказывала всем о таланте русских строителей. Церковь радовала глаз и восхищала. Она звучала как торжественный гимн русскому народу. И вот, закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!» А вот имя свое запечатлеть для истории не пожелал: не расписался на своем творении.
ВОПРОС УЧИТЕЛЯ:
Чему учит эта древняя легенда?
ОТВЕТ УЧЕНИКА:
Легенда учит тому, что любое творение рук человеческих нетленно и будет жить в веках; что труд великого талантливого мастера будет оценён не только современниками, но и потомками. Все гениальные творения людей, живших в различные исторические эпохи, являются золотым фондом сокровищницы мировой цивилизации.
VI . Ребята, чем больше человек знает и умеет, тем интереснее и разнообразнее его труд. Чем бы ни занимался, работая человек, он создаёт творения, под которыми мы подразумеваем результаты его трудовой деятельности. А как известно, именно от слов «творение» (существительное), «творить» (глагол) происходит слово «творчество».
Давайте попробуем сейчас найти разные определения понятия «творчество »:
- Ксюша будет корреспондентом и проведет опрос среди наших гостей на тему «Что такое творчество?» - Рома найдет это понятие в Интернете.
- Арина поработает с толковым словарем и найдет это определение.
Всем остальным ребятам я предлагаю выполнить задание на листочках. Используя разные источники информации, я выписала несколько определений творчества. Они перед вами на листе. Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Объясните почему.
Творчество –
- создание новых ценностей;
- деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
- создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
- это особый взгляд на мир.
(Поводим итоги)
Давайте на с.78 прочитаем определение понятия «ТВОРЧЕСТВО».
Обсуждение с учащимися притчи:
– Что ты делаешь?
–
– Деньги зарабатываю.
– Строю собор!»
Вопросы для беседы.
Как вы понимаете притчу?
Предполагаемый ответ : каждый труд воспринимает по-разному: для кого-то это тяжелое занятие, а для кого-то это радость жизни, творчество)
Учитель: Какие творческие профессии знаете вы?
(ответы учащихся) (СЛАЙД 10)
Учитель: Творчество бывает художественное, научное, техническое, педагогическое.
Ученые доказали, что творческие способности есть у каждого. Но у кого они развиты больше, у кого-то меньше. От чего это зависит?
Учитель: Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 и 2 группы подберут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей;
3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей;
Учитель: Подведем итоги:
- 1 и 2 группы:
1) смелость, независимость, свобода
2) терпение и трудолюбие
3) любопытство, тяга к новому
4) самообразование
5) врожденный талант.
-3 и 4 группы:
1) неуверенность в себе и своих способностях
2) страх критики
3) привычка делать как все.
Учитель: Тот, кто нашел себя и занимается любимым делом, становится счастливее.
Можете ли вы привести примеры своего творческого опыта, пусть и не очень значимого, в самых разных делах?
Какие чувства вы испытывали?
(ответы учащихся)
Учитель: А сейчас немного отдохнем.
V. Физкультминутка.
Ветерок спросил, пролетая: (руки вверх – машем руками)
От чего ты, рожь, золотая? (разводим руки в стороны)
А в ответ колоски шелестят: (руки вверх – машем руками)
Золотые руки растят! (движение кисти)
Учитель: О каком человеке можно сказать: «У него золотые руки»? (СЛАЙД 11)
Предполагаемый ответ: Золотые руки у того, кто умело, профессионально выполняет ту работу, за которую берется. Первоначально золотые руки – это руки, которым нет цены, настолько они искусны в каком-либо деле.
А знаете ли вы, чем в свободное время занимаются ваши учителя, мамы, папы? Есть ли у них какие-то увлечения? Вот у Ксюши мама – парикмахер.
Выступление Ксюши о профессии мамы.
А у Оли вся семья творческая
Выступление Оли о своей семье
Учитель: А теперь возвращаемся к вопросу, который мы озвучили в начале урока. Попробуем на него ответить.
Проблемный вопрос: Почему важно связывать между собой труд и творчество?
(работать честно, с удовольствием, радоваться результатам труда, приносить пользу другим…)
(ответы учащихся)
VII Домашнее задание
Подготовить сообщение «Я и мое увлечение». Расскажите о той работе, которую вы делаете с удовольствием, творчески.
А теперь мы с вами немного поработаем.
У вас на столе цветная бумага, из которой нужно сделать цветы.
Практическая работа.
Учитель: У нас получился замечательный букет, который вы можете подарить и себе за творческую работу, и гостям и на 23 февраля, и на 8 марта.
Ребята, вы сегодня работали хорошо. Оля, Ксюша, …… у вас сегодня «5». Я попрошу всех сдать свои листы с ответами для оценки ваших работ.
VII Рефлексия
Учитель: А сейчас вспомним про наше солнышко. Если вам тема урока была понятна, вы все усвоили, вам понравилось работать на уроке, поднимите веселое солнышко. Если что-то не поняли, если вам было грустно, поднимите грустное солнышко.
Мне приятно было с вами работать. Урок окончен. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист урока.
Задание 1 . Составить синквейн со словом «ТРУД».
1. ТРУД
2._____________, _____________
3. _____________, _____________, _____________
4. ________________________________
5. ____________.
Задание 2 . Тема урока:________________________
Задание 3 . Записать слово зашифрованное на доске.
М___ ___ ___ ___ Р.
Задание 4 . Прочитайте внимательно все определения и выберите то, которое вы считаете наиболее полным. Подчеркните определение, которое вы выбрали. Объясните почему.
Творчество –
Это создание новых ценностей;
Это деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее;
Это создание чего-то нового не только для одного человека, но и для других;
Это особый взгляд на мир.
Задание 5 . Прочитать притчу:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Вопросы для беседы.
Как вы понимаете притчу?
Кто из этих работников, на ваш взгляд, является человеком творческим?
Задание 6 . Представьте, что вы ученые, исследующие факторы, влияющие на развитие творческих способностей.
1 и 2 группы подберут и запишут понятия, которые способствуют развитию творческих способностей:
__________________________________________________________________ .
3 и 4 группы подберут понятия, которые сдерживают развитие творческих способностей:
__________________________________________________________________
Творчество - сложная форма трудовой деятельности, требующая от человека определенных способностей, многолетней предварительной подготовки,высокой профессиональной квалификации и особых условий.
К представителям творческих профессий относятся:
ученые, архитекторы, писатели, композиторы, конструкторы, артисты, художники и многие другие работники интеллектуальных форм деятельности. Для любой творческой работы характерно создание некоего качественно нового, никогда ранее не существовавшего.
Но это не всегда какое-либо значительное для всего человечества открытие (закон, принцип, правило) или шедевр искусства. Творчеством является
так же новая цель или алгоритм деятельности, ее новые способы и средства, новые методические подходы
к той или иной проблеме.
И с такой точки зрения элементы творчества включены практически в каждую существующую сферу деятельности людей, преобразующих окружающую природную и социальную действительность соответственно своим потребностям.
Всегда предполагает известную степень неопределенности, которая возникает в тех случаях, когда человек сталкивается с новыми, отличающимися от обычных ситуациями, требующими от него принятия нестандартных решений.
Частным примером таких форм творческой деятельности может служить труд судоводителя-штурмана
, управляющего движением судна в условиях неожиданных воздействий природной стихии, для которых характерна недостаточность информации о предстоящих изменениях метеорологической обстановки.
Возникающая ситуация неопределенности, активируя процессы внимания, восприятия, памяти, предъявляет повышенные требования к функциям творческого воображения.
На основе последнего, окружающая человека реальная действительность отражается в сознании человека в виде чувственных образов, в оригинальных, неординарных сочетаниях и связях. Мысленное оперирование ими способствует нахождению наиболее верного пути решения той или иной производственной задачи.
В рассматриваемом нами примере судоводитель , выполняя трудовую операцию швартовки судна, каждый раз в виде определенных образных картин идеально представляет все возможные варианты последствий своих решений и действий, выбирая наиболее оптимальные. При этом важнейшим механизмом творчества является интуиция - знания, условия получения которых человеком не осознаются.
В таких случаях люди обычно говорят: "Чувствую, что нужно действовать именно так, но объяснить, доказать этого не могу" .
Интуиция
- это один из видов мышления, для которого характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решения при недостаточной осознанности его обоснования. Однако неверно противопоставлять интуицию логике, так как в процессе решения задачи эти стороны интеллекта образуют единое целое.
Прежде чем счастливая мысль "озарит" ученого, изобретателя, поэта и любого другого представителя творческих профессий, человек, как правило, затрачивает немало трудов на поиск решения, на рассмотрение различных его вариантов.
На пути к верному интуитивному решению проблемы происходит предварительное, порой длительное, сознательное её изучение, а так же неосознанное накопление связанных с ней образных представлений, которое осуществляется в процессе практической деятельности и специального обучения. Любое открытие, любая творческая мысль возникают не на пустом месте, а имеют своей основой профессиональный опыт индивида, общий уровень его развития, его способности, знания.
Современная наука признает , что любой человек в той или иной мере способен к творческой деятельности, но степень ее индивидуальной успешности во многом определяется такими личностными качествами как любознательность, трудолюбие, стремление к самосовершенствованию. Даже наделенные от природы какой-либо специальной способностью (к музыке, математике и т.д.) люди достигали значительных творческих успехов лишь благодаря длительному упорному труду.
Известно, что Т. Эдисон работал ежедневно по 19-20 часов в сутки. В. Гёте, которого считали баловнем судьбы, писал "... я могу сказать сейчас, в 75 лет, что за всю жизнь и четырёх недель не прожил в свое удовольствие. Как будто я всё время тащил в гору камень, который снова и снова скатывался, а нужно было снова тащить его вверх". Человек рождается не со способностями, а с наследственными их предпосылками - задатками, которые развиваются лишь в процессе практической деятельности (учебной, игровой, трудовой). Это относится к любому виду творчества. По словам русского композитора П. И. Чайковского: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых".
Элементы творчества как компоненты многих форм человеческой деятельности характерны, в частности, для управленческого труда, связанного с необходимостью принимать нестандартные решения.
Ж Животное выполняет всегда одни и те же дей- ствия. Это условные и безусловные рефлек- сы, данные природой. Подробнее о них ты уз- наешь на уроках биологии. Н Ни одно животное не создаёт чего-то нового. Н Ни одно животное не думает заранее, как оно будет работать, какую цель поставит, какие средства подберёт для её достижения, ско- лько времени на это понадобится. Т Планирование – То есть животное не умеет планировать свою работу. Планирование – черта деятельности человека.
Мастер и ремесленник Ремесленником Ремесленником назы- вают человека, владе- ющего ремеслом. Ремесло Ремесло – это деятель- ность человека по про- изводству различных важных и нужных предметов. Б Быть ремесленником – значит заниматься ка- ким-то ремеслом.
Г Главное отличие труда ремесленника от труда на заводах и фабриках – труд обыч- но ручной. С Среди ремесленников много мастеров, трудом которых восхищаются. Мастер Мастер – человек достигший высокого мас- терства (искусства) в своём деле. Он вкла- дывает в свой труд смекалку, творчество, делает уникальные предметы.
Что такое творчество Творчество Творчество – это создание чего-то нового, ценного не только для данного челове- ка, но и для других. В Выдумка, фантазия, воо- бражение неотделимы от творчества. Т Творчество отличает дея- тельность очень многих лю- дей – учёных, писателей, художников, музыкантов и многих других.
Творчество в искусстве. У ви- деть Умеешь ли ты не только смотреть, но и ви- деть, т.е. замечать среди броских, ярких объектов удивительно красивое, но не брос- кое? У слы- шать Умеешь ли ты не только слушать, но и слы- шать, т.е. понимать красоту музыки или ус- лышать захватывающий полёт звуков среди многообразия набора звуков? П Про людей, у которых есть и зрение, и слух, но не развито умение чувствовать красоту окружающего мира, говорят: «У них нет чув- ства красоты».
З Заполните пропуски букв и восстанови те слова: _ _ _ ЕЦ Ш Шкатулка для хранения драгоценностей. _ _ _ _ ЕЦ С Создатель, автор. _ _ _ _ ЕЦ П Постройка мастера-архитектора. _ _ _ _ _ ЕЦ П Похвала за то, что ты выполнил(а) задание. Давай повторим главное Л А Р Т В О Р Д В О Р М О Л О Д
Домашнее задание: § §10, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, сс