Мотивация на уроках истории и обществознания. Приёмы, формы и методы мотивации деятельности учащихся на уроке. Использование игр на уроках истории

Квитка Алла Владимировна

учитель истории

МБОУ «Лянторская СОШ №5»

Сургутский район

ХМАО – ЮГРА

E-mail:

Аннотация

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, но не исследователя. Путь поиска, исследования труден, многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Как разбудить врожденную потребность в познании? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? В данной статье рассматриваются наиболее часто применяемые на практике методы формирования и развития мотивации на уроках истории.

Методы мотивации на уроках истории

В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. В школьном возрасте развитие социальных и познавательных мотивов взаимосвязано между собой. Наряду с потребностью в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями, существуют и социальные мотивы обучения – это потребность в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Ученые считают, что учебная мотивация держится на 3 китах - это ощущение самостоятельности процесса поиска знаний ( «Мы это поняли, узнали, придумали сами!» ) + ощущение свободы выбора («Мы не пешки, у нас есть выбор!») + ощущение успешности ( «У меня это получается, я понял, я умею!»).

Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления этой деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

    Метод проблемных задач.

Постоянная постановка перед учеником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладание конвергентного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, уже кем-то до него поставленные и имеющие известные технологии решения, - так называемые «закрытые задачи». «Креатив» же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия. Это настоящий исследователь. Педагоги сталкиваются с детской пассивностью, отсутствием самостоятельности, готовностью к единственно правильным ответам как с данностью. Необходимо, поэтому, приложить все усилия для возрождения активного «почемучки».

Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному решению учебных задач, методика решения которых ему ещё не известна

Проблемные задания по истории можно разделить на 4группы:

    Ситуация несоответствия , когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи:

Исправьте не менее восьми ошибок в тексте.

«Е.И. Пугачев происходил из казаков станицы Зимовейской на Яике. Он участвовал в Северной войне, где приобрёл опыт в кавалерийском деле. Сбежав из армии, он испытал немало лишний. Пугачёв решил выдать себя за «чудесно спасшегося» императора Ивана Антоновича и привлёк на свою сторону донских казаков. Самозванец собрал большое войско и осадил город Астрахань. Под её стенами он разгромил правительственные войска».

    Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.

«Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки?»

« В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название?»

    Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
    собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
    событий:

«В первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности?»

    Ситуация выбора , когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:

Урок «Россия 1825г.»

«События 14 декабря 1825 года на Сенатской площади – это восстание или попытка государственного переворота?»

Урок "Февраль глазами современников”.

Мотивацией к уроку служит песня "Рабочая Марсельеза” (слова П.Л.Лаврова, музыка Руже де Лиля). Под звуки музыки учитель кратко рассказывает историю возникновения этой песни.

Обучающимся предлагается обсудить проблемное задание: "Можно ли согласиться с мнением: "В 1917г. царя "смахнули с плеча”, что пушинку, а народу, веками ему поклонявшемуся, не оказалось до этого дела?”

Урок “Холодная война».

Проблемное задание: одни историки (советские) приписывают вину за развязывание “холодной войны” Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Учащимся предлагается выяснить: кто виноват? Учащиеся разбиваются на три группы, им выдаются карточки с заданиями и указываются материалы для поиска ответов. Результатом работы становятся выступления групп. Учащиеся приходят к выводу, что виновными являются обе стороны. На дом предлагается также проблемное задание: “Холодная война” продолжается сегодня? Подберите факты из СМИ, подтверждающие или опровергающие данное утверждение”.

При использовании проблемного метода существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. При этом учитель и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.

    Использование мультимедийных и компьютерных технологий .

Компьютерные технологии с каждым днём всё более прочно обосновываются в образовательном процессе. Это уже не эксклюзивное новшество, а жизненная необходимость. Историческая наука, как одна из немногих наук, где возможности научного эксперимента ограничены самим предметом изучения, всегда нуждалась в красочном воспроизведении событийного материала. Однако, видеоматериалы сами по себе ещё не являются учебными пособиями для учащихся с ними ещё надо поработать, а именно:

    смонтировать имеющийся видеоматериал в определенной последовательности,

в соответствии со структурой урока;

    разбить на смысловые блоки;

    поставить вопросы и сформулировать задания, которые помогли бы учащимся проследить логику исследования темы, вопроса, проблемы .

Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Так широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение.

Популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний.

Эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению предмета является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и использовании мультимедиа курсов, записанных на CD-ROM, дают возможность организовать одновременное обучение школьников, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения.
Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания, выполняя которые они обращаются к программному приложению MS PowerPoint.

    Метод проекта.

С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одарённые ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого.

«Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы».

Проекты, выполненные школьниками, могут быть монопредметными, межпредметными

(в рамках одной образовательной области), интегрированными (выполняются на базе предметов из нескольких областей) и надпредметными (выполняются на основе сведений, не входящий образовательный стандарт и школьную программу).

Урок по теме «Королевская власть и Реформация в Англии в XVI в.».

Учитель может предложить три проекта: «Театр» (может быть посвящён творчеству Шекспира или прочитать повесть Марка Твена «Принц и нищий», выбрать сюжет для инсценировки),проект «Литературный журнал» (подготовка журнала, посвященной английской литературе данного периода), третий проект «Музей» (в результате работы должна возникнуть выставочная экспозиция рисунков, макетов домов, костюмов, отражающих быт и повседневность тюдоровской Англии). Проект носит интегрированный характер. По продолжительности это мини-проект, поскольку рассчитан на несколько недель.

    Научно – исследовательские работы.

Высшей степенью успешности формирования позитивных мотивов познавательной деятельности являются научно – исследовательские работы с учениками. Желание детей вести собственное исследование является главным показателем того, что деятельность педагога в русле развития познавательной активности дала положительные результаты. Поскольку самостоятельное исследование сопряжено с трудностями объективного характера, требует много времени и усидчивости, факт выхода с работой на научные конференции, а тем более, положительная оценка на них, для детей значит очень много.

Можно быть уверенным, что это уже самостоятельные личности, склонные к поиску и анализу информации, личности, которые будут занимать самостоятельную жизненную позицию, что так необходимо современному российскому обществу. Примеры тем научных работ:

    Верования славян как суеверия современного человека.

    Гражданский подвиг княгини М.Н. Волконской.

    Смуты в России: сравнительный анализ.

    Коммунизм в России – это религия?

    Метод игры.

Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие, выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Время и продолжительность игровой паузы должно выбираться в соответствии с темой занятия, объёмом необходимого изложения теоретического материала и должно служить дополнением к уроку, но, ни в коем случае, не замещением или подменой процесса обучения.

Существует огромное разнообразие учебных игр, например:

    игра «Отсроченная отгадка» - позволяет заинтересовать детей на весь урок, активизирует внимание;

    игра «Чистая доска» - более результативно применение этой игры на уроках обобщения и повторения пройденного материала;

    игра «Лови ошибку» - позволяет держать внимание включенным, способствует развитию способности анализировать полученную информацию.

Использование игр возможно для всех школьных возрастов. В старших классах используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. В среднем звене преподавание истории нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников. Нужно отметить, что речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.

Итак, игровая деятельность и игровые моменты урока дают ребенку ощущение свободы при выборе игры и возможность разрядки от нормативного дисциплинарного напряжения во время урока.

Учебный процесс необходимо рассматривать как средство развития индивидуальных качеств учащегося, формирования навыков и умений, способных адаптировать ученика к успешному существованию в обществе. И чтобы облегчить этот процесс, очень важна его мотивация на уроке. Многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Литература

    Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах, т. 5. - М.: Педагогика, 1990.

    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999

    Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

    Розов Н.Х.. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы. Информатика, 2005, № 6.

    Юдовская А.Я. Школьный урок и защита прав ребёнка.- НМЖ: Преподавание истории и обществознания в школе, 2005, №10.

    http://zvonoknaurok.ru

Повышение мотивации обучения

на уроках истории

учитель МОУ «Журавлёвская СОШ»

Старченко Светлана Викторовна

Важным условием освоения знаний на уроках истории является повышение мотивации обучения. Учитель способен добиться строжайшей дисциплины, но без пробуждения интереса и внутренней мотивации эффективного освоения знаний не произойдёт. Как же пробудить у детей желание учиться и получать знания? Существует много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности в большей степени зависит от внутренней мотивации.

Как же найти истоки учебной мотивации? К каким внутренним источникам активности ребенка необходимо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду?

Важным источником внутренней мотивации, безусловно, является интерес к информации. Исторический материал нужно подать детям так, чтобы он вызвал интерес, отклик в их душе. Изложение материала в 5-6 классах существенно отличается от подачи материала в 9-11 классах. Для обучающихся 5-6 классов - это эмоционально окрашенный рассказ учителя, обязательный просмотр картинок в учебнике. И, конечно же, дополнительная информация. На сегодняшний день учитель, чтобы заинтересовать ребёнка, должен знать гораздо больше, чем написано в учебнике, то есть необходимо привлекать дополнительные источники знаний. В своей работе я привлекаю материал, который собираю, путешествуя по стране. Это, конечно же, фотографии и открытки. Например, изучая в 5 классе источники исторических знаний и говоря об археологических раскопках, я показала фотографии археологического музея в г. Анапа, рассказала об истории раскопанного города. Было видно как оживились лица детей, они стали задавать массу вопросов. Или изучая тему по культуре России XVIII века, я предложила детям фотографии дворцов Санкт-Петербурга. Учащиеся оживились и активно включились в беседу. Такая связь истории с сегодняшним днём является важным инструментов в побуждении интереса к предмету.

Важным средством мотивации обучения является и выбор способа действий на уроке. Каким бы не был интересным рассказ учителя о различных событиях истории, это утомляет учеников. Необходимо разнообразить формы учебной деятельности, предложить варианты работы, действительно интересные ученику. Учащимся можно предложить составление конспекта темы по учебнику, подготовку тестовых заданий по теме, работу по модулю, работу с документами, решение проблемного вопроса. Большими возможностями обладает также лекция с элементами беседы. Когда детям в ходе лекции задаёшь вопросы по теме, это акцентирует их внимание, способствует лучшему запоминанию материала.

Большими возможностями обладает групповая и парная работа. Главное правило групповой деятельности - не разбивать учеников на сильных и слабых, а организовать взаимообучение детей. Необходимые условия групповой работы – состав группы 3-5 человек, добровольность создания групп, четкое распределение ролей в группе. Функциональные роли в группе определяются перед началом выполнения задания, а коммуникационные роли после выполнения задания.

Групповая работа способствует формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом. Учащиеся отмечают, что благодаря таким занятиям “научились выступать публично”, “дискутировать”, “быстро думать”.

Групповая работа используется как при изучении нового материала, так и во время повторительно-обобщающих или уроков-игр.

Для активации познавательной деятельности можно предложить ученикам работу над презентациями и проектами. Например, в 8-ом классе при изучении темы «Внешняя политика во второй половине XIX века», можно предложить работу над проектами по темам: «Политика России в Средней Азии», «Европейское направление внешней политики России во второй половине XIX», «Дальневосточная политика», «Сравнительная характеристика политики Александра II и Александра III», «Балканский кризис во второй половине XIX».

По истории России в 7 классе учащимся можно предложить подготовить презентации по основным вехам, изученным в 7-м классе: «Деятельность Ивана Грозного», «Смутное время в России», «Первые Романовы», «Эпоха дворцовых переворотов», «Екатерина Великая».

Важным мотивационным моментом является предоставление свободы выбора. Например, при изучении темы урока: «Экономическое развитие СССР в 30-е годы» учащимся предлагаются задания на выбор: подготовка тестовых заданий по теме, составление конспекта темы по учебнику, работа с документами, работа по модулю, решение проблемного вопроса. Таким образом, создается ситуация выбора при изучения нового материала, что повышает мотивацию обучения.

При этом контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень – обязательный минимум: тест. Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень: тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это – творческое задание. Это может быть сочинение, работа с документами, логические задания. Обычно оно выполняется на добровольных началах. Возможно и другое применение разноуровневых заданий: учащиеся сами выбирают уровень, и могут отказаться от первого уровня.

Групповая работа может использоваться и на лабораторных занятиях, при этом

группа учащихся работает над пакетом документов по определенной тематике или вопросу. Например, в 8-м классе можно провести лабораторное занятие

Приёмы мотивации учащихся на уроке истории в 6-7 классах

«Не пытайтесь удовлетворить своё тщеславие,

стараясь научить кого-то слишком многому.

Разбудите в человеке любопытство.

Достаточно приоткрыть разуму дверь,

не перегружая его, просто заронить в него искру.

Если там есть чему гореть, разум будет охвачен пламенем».

Анатоль Франс

В условиях современной школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом. И многое в решении этого вопроса зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Творческий учитель постоянно спрашивает себя:

    • что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться?
    • Как спланировать виды деятельности на уроке и вне его?

Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями

Пришлось задуматься над вопросом: что я могу сделать для того, чтобы повысить мотивацию к изучению своего предмета, какие использовать приёмы, чтобы ученикам было интересно на уроках истории, чтобы у них развивались интеллектуальные качества и стремление к творчеству, чтобы они получали удовольствие от своей деятельности и повышали качество знаний по предмету.

Однажды мне ученик сказал на уроке: «Мне тогда все понятно, когда интересно». Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Так как же сформировать его у ребенка? Ответ на это вопрос простой, необходимо использовать различные приемы на уроках, которые делают их неповторимыми. И держит в напряжении интерес учащихся. Применение их на уроках позволяет разнообразить образовательный процесс, повысить интерес к своему предмету, а главное выполнить преподавателю свою главную функцию – сформировать разносторонне развитую, думающую и анализирующую личность.

Сейчас мне хотелось бы остановиться на тех приемах мотивации, которые я использую на уроках истории 6-7 классах:

Самый частый прием, который я использую, «прием проблемное обучение».

Проблемное обучение – обучение, при котором учащимся знания не сообщаются в готовом виде. Знания приобретаются только в процессе разрешения проблемных ситуаций.

Используя проблемное обучение, я учитываю готовность учащихся каждого класса к восприятию проблемного материала: общий уровень знаний, настроенность на урок, опыт применения проблемного обучения в данном классе. Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самой и в конце провести опрос проблемного характера. Составляю вопросы таким образом, чтобы дети их с нетерпением встречали и радовались поиску ответов на них; чтобы не ответить на них совсем, промолчать было бы просто невозможно, и чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а, напротив, повышал познавательную активность ученика.

При объяснении нового материала я использую две формы проблемного обучения - проблемное изложение и поисковую беседу.

В ходе проблемного изложения проблему ставит и решает учитель. Не просто излагаю материал, а размышляю, рассматриваю возможные подходы и пути решения. Учащиеся следят за логикой рассуждения, анализом, глубже усваивают материал. Проблемное изложение применяю, когда материал совсем новый и слишком сложный.

Проблемное изложение можно использовать при изучении темы «Истоки образования российского государства», в 7-м классе спорным, например, остается вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла? Учащимся предлагаются разные точки зрения историков по этому вопросу. Таким образом, приходим к выводу, что вопрос о происхождении орла на печати Ивана III пока остается открытым.

Смысл поисковой беседы в том, чтобы привлечь учащихся к решению выдвигаемых на уроке проблем с помощью подготовленной заранее системы вопросов. Использую эту форму в тех случаях, когда дети обладают необходимыми знаниями для активного участия в решении выдвигаемых проблем.

Когда я стала подавать содержание нового материала в проблемном ключе, то заметила, что дети стали активнее и самостоятельнее. Например, если раньше при изучении темы «Средневековый город» в 6-ом классе, детям навязывалась точка зрения, что в городе жить лучше, то сейчас при постановке проблемы «Где в средневековом городе лучше жить: в городе или в деревне?» учащимся предоставляется возможность высказать собственную точку зрения и обосновать ее.

Приступая к применению метода проблемного обучения в том или ином классе, учитель должен быть уверен, что ученики способны к репродуктивному получению знаний и у них имеется определенный базис. Проблемный метод требует большой затраты времени, и нецелесообразно применять его при проверке домашнего задания. В процессе решения новой проблемы материал предыдущих уроков сам по себе актуализируется.

Пример. В 6-м классе по теме « Византийская империя» я знакомлю детей с политикой императора Юстиниана по фрагментам документа, даю собственное изложение темы. Учащимся предлагаю выразить свое отношение к этому правителю. В ходе урока дети «собирают», записывают мысли учителя, слушают информацию, чтобы обоснованно выразить свое мнение на этапе закрепления.

Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он - консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся.

Безусловно, если решение проблемной задачи на каком-то этапе зашло в тупик, учитель может и должен направить ребят в нужное русло.

Таким образом, постановка проблемы обеспечивает мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.

После недолгих наблюдений при использовании стандартной формой опроса, у учеников снижается интерес, к самому предмету. И я решила попробовать нестандартные формы опроса. Нестандартные формы опроса, воспринимаются учениками гораздо лучше, чем стандартные, и предлагаются учащимся либо в качестве разминки в начале урока, либо для разрядки, смены вида работы в течение урока. Пусть он будет не каждый урок, но эффект новизны даст знать повышением интереса учащихся к уроку, к материалу и к конкретному «учителю с искоркой».

Вот некоторые из таких заданий, которые я использую на своих уроках:

  • «Скорое место».

Рядом с рабочим местом учителя, но боковым положение к ученикам класса устанавливаю 2-3 стула. Ученикам объясняется, что те учащиеся, которые будут приглашены на эти места, смогут получить оценку «9,8», «7,6» или «5,4» при условии быстрых и верных ответов на задания. Соответственно оценивается по 1 баллу за верный ответ.

На подготовку к ответам дается 2-3 минуты, в это время остальные ученики готовятся к фронтальному опросу.

Оценки выставляются, они «прозрачны». Можно проводить дальнейший опрос во фронтальной форме.

  • «Да или нет?».

Опрос всего класса по рядам, поочередно. Задаю вопросы на которые можно ответить да или нет. Учитывается дисциплина, ведется открытый подсчет баллов на доске. Всему ряду, давшему наибольшее количество правильных ответов, оценки не выставляются, но разрешаются дополнения короткими рассказами учащихся, которые учитель и оценивает.

  • «Вопрос другу».

Можно данную форму опроса использовать после традиционного, когда учащиеся не успевшие ответить, но имеющие желание это сделать, приглашаются встать со своего рабочего места и класс по домашнему материалу задает вопросы (обычно 5-6). Учитель корректирует вопрос, если это необходимо. Данная форма позволяет ученикам учится слушать друг друга более внимательно, вникать в вопрос, учиться его задавать.

  • «От первого лица»

Учащимся дается задание при прочтении материала домашнего задания приготовить небольшой рассказ от первого лица любого человека, о котором упоминается в материале.

  • «Интервью»

Учитель дает задание 6 ученикам сформировать пары, в которых один - журналист, другой - историческое лицо. Цель журналиста – продумать не менее 10 вопросов к историческому лицу, цель исторического лица – знать, что нужно отвечать. Оценивается, как умение задавать вопросы, так и умение конкретно на них отвечать.

  • «Блиц»

Учащиеся в быстром темпе отвечают на предложенные учителем вопросы по пройденному материалу. Ученик, выбранный учителем в качестве помощника, раздает цветные фишки. По количеству набранных фишек выставляется оценочный балл. Учитель должен заранее сообщить соотношение количества набранных фишек и оценок.

  • «Дай пять»

Учитель просит ребят на своих листочках обвести карандашом свою ладошку. Далее говорит, что в Позднем средневековье начинается объединение страны под властью короля, и королевская власть стала центром государства, и в изучении данного вопроса нам с вами помогли знаем следующее понятия:

Централизованное государство

Сословно-представительная монархия

Парламент

Генеральные штаты

Учащиеся в изображения своих пальчиков вписывают термины и дают пояснения.

  • «Путаница»

Учитель рассказывает ребятам: «Представляете, у меня до урока упала книжка на пол, и в некоторых словах перепутались буквы. Ребята, помогите им найти свои места!»

  • Прием «Крепкий орешек»

Расставьте в хронологическом порядке события и прочитайте зашифрованное слово, объясните его.

  • Прием «Древо мудрости»

На доске прикреплено дерево с плодами и листочками, на которых с обратной стороны написаны вопросы. Тот, кто сорвал плод и правильно ответил на вопрос, получает 3 балла, зеленый листочек – 2 балла, желтый – 1 балл.

На своих уроках, я часто использую наглядность (рисунки, фоторепродукции памятников архитектуры и скульптуры, учебные картины), чтобы сделать историю живой, яркой, зрительно ощутимой - такова одна из задач наглядного обучения. «Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать», - гласит народная мудрость. Наглядность помогает учащимся конкретно представить яркие и точные зрительские образы прошлого. Как бы ни ярки мои слова, отрывок из документа или художественное описание исторического факта, все же этого недостаточно для образования представлений о жизни людей прошлых времен. Если ученики ни разу не видели изображения средневекового, рыцаря, феодала, крестьянина, их жилища, как они одевались - им будет трудно, и неинтересно изучать историю. На своих уроках используя учебную картину, добиваюсь, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа.

Общеизвестно, что сегодня меняется представление об учебном процессе, как процессе передачи информации. Меняется и роль учителя. Роль учителя не в том, чтобы яснее, понятнее, красочнее, чем в учебнике сообщить информацию, а в том, чтобы стать организатором образовательной деятельности, где главным действующим лицом становится ученик, «субъект». Учитель должен организовывать и управлять учебной деятельностью ученика, ориентируясь, прежде всего на личность ребенка.
Реализовать это можно, используя различные технологии адекватные поставленным задачам. Но, прежде всего, в педагогической деятельности учитель сталкивается с проблемой овладения техникой развития учебной мотивации как важнейшего фактора развития успешной личности, удовлетворения её образовательных запросов и проектирования пути к саморазвитию.
Именно техника развития учебной мотивации на уроке позволяет учителю обрести новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и повышать его эффективность. (Как побудить ребенка учится?)
Одна из актуальных проблем образования сегодня – учебная мотивация.
В настоящее время у школьников наблюдается слабая мотивация к учению. Причин этого множество. Снижение мотивации определяется отсутствие интереса к изучаемому предмету, перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся. При изучении мотивации встает вопрос, что является ее движущей силой. Что, в свою очередь, формирует мотивацию?
Отвечая на возникший вопрос нужно отметить, что на формировании положительной мотивации ребенка влияет не только педагог, но и непосредственно родитель и сам ученик, т. е. работа по формированию мотивации должна быть в тандеме. Все «три » стороны процесса должны четко определить для себя, что они хотят получить на выходе, т.е. мы приходим к выводу, что движущая сила мотивации это настоящие потребности индивида.
Что я могу сделать, как учитель, чтоб мотивировать детей на уроке?
Во-первых, при работе с детьми необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности в соответствии с этим их можно разделить на группы:
1 Дети с высокой и средней мотивацией
2. Дети с низкой мотивацией
Однако, не смотря на разный уровень мотивированной и те и другие дети нуждаются в постоянной активизации мотивационных процессов. Исходя из этого, мной на уроку используются следующие технологии, инновационные методы и формы работы - интерактивные методы обучения, развитие критического мышления, коллективный способ обучения (КСО), использование компьютерных технологии (ИКТ), личностно ориентированное обучение (ЛОО).
Мотивировать ученика необходимо на всех этапах урока.
1. На этапе вызывания сходной мотивации;
- «настройка на урок»
- «Ассоциация»
- привлекательная цель (ставится понятная, простая и привлекательная цель, выполняя которую ученик волей-неволей выполняет учебное действие, запланированное педагогом) (ср. звено-интерес или практическая значимость, старшее звено - практическая значимость)
2. На этапе подкрепления и усиления возникшей мотивации:
- «лови ошибку» (объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки);
- пресс-конференция (учитель неполно раскрывает тему, предложив обучающимся задать до раскрывающие ее вопросы);
- советы учеников или неуверенный учитель (по различным вопросам и проблемам, учитель советуется с детьми);
- вопрос к тексту (перед изучением темы ставится задача: составить список вопросов по теме и т.д).
- с использованием ИКТ - самостоятельная подготовка темы или отдельного вопроса при помощи презентации, поиск информации в интернете. Просмотр документальных фильмов.
- ученик выступает в роли учителя
- парная (взаимообучающая) работа
- групповая работа (+ объективность оценки учащихся)
3. На этапе завершения урока:
- опрос-итог (учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока);
- отсроченная отгадка (дать загадку в конце урока или течении урока, чтобы начать с нее следующее занятие).
- «шкатулка вопросов»
- «снежный ком»
4. На этапе предъявления домашнего задания:
- «идеальное задание» (учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию);
- «альтернативное задание» учитель предлагает ученику 2 разно-уровневых Д/з, ученик вправе выбрать сам какое задание он выполнит
- обсуждаем домашнее задание (учитель вместе с учащимися обсуждает, каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен);
- творческое домашнее задание; (например в 5 классе, нарисовать герб семьи, генеалогическое древо)
- домашнее задание на двоих.
- опережающие задания
Использование всех вышеперечисленных методов и приемов «педагогических техник», дает положительный результат для побуждения к действию ученика не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, пробуждая в нем интерес к изучаемому предмету.
Не менее важным итоговым элементом мотивации является похвала, одобрение учителя и своевременная оценка деятельности ученика. Однако важно чтоб «оценка» не стала побуждением к действию. «Оценка» - это не «самоцель», а лишь оценивание деятельности ребенка. И наша задача сегодня, чтоб ребенок был нацелен прежде всего на «добывание нужных ему знаний» из того множества «информационных источников» которых он имеет в своем распоряжении.
В заключение отмечу, что необходимо использовать, различные педагогические техники для формирования у обучающегося положительных мотивов учения. Применение различных приёмов, методов, педагогических техник позволяет ребенку сделать учение ведущей деятельностью, приобрести личностный смысл учения, сформировать положительное отношение к себе, что является показателями положительных мотивов учебной деятельности. Работа учителя над развитием учебной мотивации обеспечивает ученику понимание изучаемого материала, успешного выполнения заданий, приводит к удовлетворению выполняемой работы, поддерживает желание переживать успех на уроке и быть успешным в учении. Нужно помнить, что каждый ученик глубоко индивидуален и сложен. Также и сложно найти педагогические техники, мотивирующие учеников на учебную деятельность. Когда-то Святой Августин сказал: «Человек – это великая глубина… Легче посчитать волосы на его голове, чем чувства, мысли и наклонности его сердца».

Список используемой литературы

1. Бутылина, Е. В. «Факторы, влияющие на качество образования» / Е.В. Бутылина // Завуч, –2005. №7. С. 17-21.
2. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – Москва: Просвещение, 1972. – 95 с.
3. Гин, А. А. Приёмы педагогической техники. – Москва: Вита-Пресс, 2006. – 112 с.

Мастер-класс «Мотивация учащихся на уроках гуманитарного цикла на примере преподавания истории и обществознания»

Изучая педагогический опыт предыдущих поколений становиться ясно, что главная задача современного педагога в условиях новых государственных образовательных стандартов – это научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать, анализировать и систематизировать информацию, а не дать максимально большое количество знаний. Что, правда, не отменяет необходимости со стороны ученика прикладывать определённые усилия к заучиванию требуемого объёма знаний по предмету.

Человек, как существо, идущее по пути наименьшего сопротивления, естественно легче усваивает уже готовые знания, но это тупиковый путь, готовящий исполнителя, а не исследователя, серую массу, но не активную личность. Путь поиска, исследования, саморазвития для ученика нелёгок. Многих он отталкивает именно своей трудностью, огромными усилиями, которые нужно потратить, чтобы получить крупицу знаний. Достаточно редко встречаются дети, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо и можно быть уверенным, что он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем гениями, одарёнными детьми. Но есть масса других детей, в которых исследователь либо «спит», либо задавлен вечными «нельзя», «не трогай», «не твоего ума дело»…