Почему обществу нужен социальный контроль. Зачем нужен социальный контроль. План изучения нового материала

Начинает рассмотрение самых "западающих" тем по обществознанию. И начинаем мы с социального контроля (в кодификаторе тема 3.9 "Социальный контроль"). Из школьного курса мы помним, что есть такое социальное явление, как отклоняющееся или девиантное поведение. Причем неважно, позитивное это поведение или негативное. Усилия, которые общество направляет на предотвращение такого поведения, и называются социальным контролем.

Социальный контроль - это действующий способ регулирования отношений между гражданином (индивидом) и обществом. В результате такое взаимодействие приводит к стабильности и порядку в обществе.

Это понятие может рассматриваться как в широком, так и в узком смыслах. И если в широком смысле это совокупность всех видов контролирующих действий, которые на данный этап развития существуют в обществе, то в узком смысле это всего лишь мнение людей или всего общества в отношении действий и поступков людей, а также их ежедневного поведения.

Социальный контроль включает в себя в обязательном порядке такие элементы, как социальные нормы и социальные санкции . Вы должны четко понимать эту нерушимую взаимосвязь при решении любых типов вопросов, которые встретятся вам на ЕГЭ. Существует социальный контроль, он базируется на социальных нормах, если эти нормы не выполняются, наступают социальные санкции. Санкции - это необходимая реакция со стороны общества на отклоняющееся поведение отдельного гражданина или группы людей.

В свою очередь социальные санкции подразделяются на следующие виды:

1. Формальные (негативные), то есть штрафы, тюремное заключение и иные наказания за нарушения закона.

2. Формальные(позитивные), то есть любые поощрения со стороны официальных и государственных структур. Это могут быть награждения любого рода, присвоение академических и иных званий.

3. Неформальные (негативные), которые могут проявляться в осуждении человека со стороны общества в оскорбительном тоне, выговоре, демонстративном игнорировании.

4. Неформальные (позитивные), которые выражаются в одобрении, поощрении и благодарности официальных и неофициальных лиц, друзей, знакомых, коллег. Это может проявляться в похвале, одобрительной улыбке и иных проявлениях доброго расположения.

Принято выделять две формы социального контроля.

1. Внутренний социальный контроль или самоконтроль. Данная позиция предполагает, что человек самостоятельно скорректирует свои поступки, согласно принятым нормам.

2. Внешний социальный контроль, как совокупность всех социальных институтов и иных механизмов регулирования общественного поведения. Формальный (институциональный) контроль основан на поддержке таких социальных институтов, как полиция, армия или судебные органы. Неформальный же держится на одобрении или осуждении близких и родных, друзей и знакомых.

Особое значение придается мнению членов общества, которое базируется на обычаях и традициях и поддерживается, прежде всего, через СМИ. В процессе социализации человека, социальные нормы усваиваются настолько прочно, что фактически и не требуют жесткого контроля. В случае их нарушения, человек испытывает чувство неловкости, вины и стремиться, максимально быстро, самостоятельно исправить ситуацию. В данном случае, проявлением социального контроля будет совесть человека.

Эти нормы остаются в области человеческого сознания и являются рациональными предписаниями, которые фактически формируются на уровне подсознания человека или уровне его стихийных импульсов. Такое понятие, как самоконтроль человека, основывается на волевом усилии и сдерживании своих порывов.

Конечно, социальный контроль по-разному себя проявляет в различных типах общества. Если в традиционном обществе он держится на неписаных традициях и обычаях, то в современном обществе основу социально контроля составляют писаные или формальные нормы (законы, распоряжения, указы, инструкции).

Формальный контроль приобретает институциональную поддержку в лице политических партий и общественных движений, системы образования. Так, например, школа контролирует ученика посредством системы оценки знаний и экзаменов. Правительство осуществляет контроль посредством налоговых сборов и оказания помощи населению. Государство осуществляет социальный контроль через систему правоохранительных органов, каналы СМИ и через другие доступные ресурсы.

Все большую роль в России начинают играть общественные организации, которые осуществляют контроль в сфере торговли, рынка труда, экологической безопасности и защиты окружающей среды. Такого рода контроль может осуществляться как на микро, так макро уровне.

Субъектом этого контроля или надзора становится государство, превращаясь в специализированный общественный институт. В данной ситуации важен баланс контроля и доверия, поскольку излишний контроль влияет на развитие человека, уровень его самосознания и сводит на нет волевые усилия и проявления свободного гражданина.

Остановимся на методах социального контроля, которые могут проявляться в:

- изоляции , то есть установлении физических барьеров между девиантом и обществом, без усилий исправить поведение или перевоспитать человека.

- обособление или ограничение контакта девианта с другими членами социума, не предполагая полной изоляции и допуская возможность изменения поведения и возвращения в общество. При условии готовности выполнять общепринятые нормы.

-реабилитации , т.е. активном взаимодействии с девиантом с целью подготовки его к возвращению в социум и добровольного исполнения предписанных социальных ролей.

Подводя итоги, необходимо отметить, что социальный контроль должен придерживаться "золотой середины", а человек - соотносить свободу выбора с необходимостью нести ответственность за этот выбор.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

— механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Понятие социального контроля

Важнейшим условием и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость социальных действий и социального поведения людей, в отсутствие которой социальную систему ждут дезорганизация и распад. Общество располагает определенными средствами, с помошью которых обеспечивает воспроизводство существующих социальных отношений и взаимодействий. Одним из таких средств является социальный контроль, основная функция которого заключается в создании условий для устойчивости социальной системы, сохранения социальной стабильности и в то же время для позитивных социальных изменений. Это требует гибкости от социального контроля, в том числе способности распознавать позитивно-конструктивные отклонения от социальных норм, которые следует поощрять, и негативно-дисфункциональные отклонения, к которым надо применять определенные санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) негативного характера, в том числе правовые.

— это, с одной стороны, механизм социальной регуляции, совокупность средств и методов социального воздействия, а с другой — социальная практика их использования.

В целом социальное поведение личности протекает под контролем общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида правилам социального поведения в процессе социализации, но и выступают агентами социального контроля, наблюдая за правильностью усвоения образцов социального поведения и их реализации на практике. В этом плане социальный контроль выступает как особая форма и способ социальной регуляции поведения людей в обществе. Социальный контроль проявляется в подчинении индивида социальной группе, в которую он интегрирован, что выражается в осмысленном или спонтанном следовании социальным нормам, предписанным этой группой.

Социальный контроль состоит из двух элементов — социальных норм и социальных санкций.

Социальные нормы — социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей.

Социальные санкции — средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальные нормы

Социальные нормы — это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах. Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания.

Нормы морали — неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание или общественное одобрение.

К социальным нормам обычно относят:

  • групповые социальные привычки (например, «не задирай нос перед своими»);
  • социальные обычаи (например, гостеприимства);
  • социальные традиции (например, подчинение детей родителям),
  • общественные нравы (манеры, мораль, этикет);
  • социальные табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство и т.д.). Обычаи, традиции, нравы, табу называются иногда общими правилами социального поведения.

Социальная санкция

Санкция признается основным инструментом социального контроля и представляет собой стимул для соблюдения , выраженный в форме поощрения (позитивная санкция) или наказания (негативная санкция). Санкции бывают формальные, налагаемые государством или специально уполномоченными организациями и лицами, и неформальные, выраженные неофициальными лицами.

Социальные санкции - это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Социальные нормы и социальные санкции представляют собой неразрывно целое, и если у какой-то социальной нормы отсутствует сопровождающая ее социальная санкция, то она теряет свою социально-регулирующую функцию. Например, еще в XIX в. в странах Западной Европы социальной нормой считалось рождение детей только в законном браке. Поэтому незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, ими пренебрегали в повседневном общении, они не могли заключать достойные браки. Однако общество по мере своей модернизации и смягчения общественного мнения относительно незаконнорожденных стало постепенно исключать неформальные и формальные санкции за нарушение данной нормы. В результате данная социальная норма вообще перестала существовать.

Выделяют следующие механизмы социального контроля:

  • изоляцию — изолирование девианта от общества (например,тюремное заключение);
  • обособление — ограничение контактов девианта с другими (например, помещение в психиатрическую клинику);
  • реабилитацию — комплекс мер, направленных на возвращение девианта к нормальной жизни.

Типы социальных санкций

Хотя официальные санкции кажутся более эффективными, на самом деле для человека более важными бывают неформальные санкции. Потребность в дружбе, любви, признании или боязнь насмешек и стыда часто оказываются действеннее, чем ордена или штрафы.

В процессе социализации формы внешнего контроля усваиваются так, что они становятся частью его собственных убеждений. Формируется система внутреннего контроля, именуемая самоконтролем. Типичный пример самоконтроля — муки совести человека, совершившего недостойный поступок. В развитом обществе механизмы самоконтроля превалируют над механизмами внешнего контроля.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида; интериоризация (от фр. interiorisation — переход извне внутрь) индивидом социальных норм поведения. В связи с этим выделяют внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля — формальный и неформальный.

Формальный социальный контроль , основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. К формальному социальному контролю может относиться также доминирующая в обществе идеология. Говоря о формальном социальном контроле, имеют в виду прежде всего действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

Неформальный социальный контроль , основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

В процессе социального контроля за нарушение одних социальных норм следует очень слабое наказание, например неодобрение, недоброжелательный взгляд, ухмылка. За нарушение других социальных норм следуют суровые наказания — смертная казнь, тюремное заключение, изгнание из страны. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов, мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные.

Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. В процессе самоконтроля личность самостоятельно регулирует свое социальное поведение, согласуя его с общепринятыми нормами. Данный вид контроля проявляется, с одной стороны, в чувстве вины, эмоциональных переживаниях, «угрызениях совести» за социальные действия, с другой — в форме рефлексии индивида по поводу своего социального поведения.

Самоконтроль индивида за собственным социальным поведением формируется в процессе его социализации и становления социально-психических механизмов его внутренней саморегуляции. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

- это индивидуальная форма психической репрезентации действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. Сознание позволяет индивиду рационшшзироватьсвое социальное поведение.

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и требовать от себя их выполнения, а также производить самооценку совершаемых действий и поступков. Совесть не позволяет индивиду нарушать сложившиеся у него установки, принципы, убеждения, в соответствии с которыми он выстраивает свое социальное поведение.

Воля — сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля помогает индивиду преодолевать свои внутренние подсознательные желания и потребности, поступать и вести себя в обществе в соответствии со своими убеждениями.

В процессе социального поведения индивиду приходится постоянно бороться со своим подсознанием, придающим его поведению стихийный характер, поэтому самоконтроль является важнейшим условием социального поведения людей. Обычно самоконтроль индивидов за своим социальным поведением усиливается с возрастом. Но это также зависит от социальных обстоятельств и характера внешнего социального контроля: чем жестче внешний контроль, тем слабее самоконтроль. Более того, социальный опыт показывает, что чем слабее самоконтроль у индивида, тем жестче должен быть по отношению к нему внешний контроль. Однако это чревато большими социальными издержками, поскольку жесткий внешний контроль сопровождается социальной деградацией личности.

Кроме внешнего и внутреннего социального контроля социального поведения индивида выделяют также: 1) косвенный социальный контроль, основанный на идентификации с референтной законопослушной группой; 2) социальный контроль, основанный на широкой доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Девиантное поведение и его виды.

Гендер как форма социального контроля.

Социальный контроль и его средства.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации) посредством которых обеспечивается следование определенным «образцам» деятельности, соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы.

Социальный контроль – это воздействие общества на индивида или группы с тем, чтобы они следовали нормам с целью поддержания стабильности

ценности, правовые и моральные нормы

административные предписания, решения

привычки

Социальные нормы это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей.

Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах (например, Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения)

Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2. Нормы морали - это неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать людей соответствующему поведению и. во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм.

Социальный контроль обеспечивает определенную организацию общественной жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях (обезьяны должны ухаживать за вожаком).

Есть и специальные институты – судебные, карательные органы.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты осуществляют социальный контроль политическими методами, мораль, обычаи, право и т.д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.


Они очень разные и разной степени строгости.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействие людей.

Образец – культурное образование, которое определяет, как индивид должен реагировать на ситуацию, важную для него и его окружения. Наиболее часто повторяющийся способ поведения в определенных ситуациях.

Цель социального контроля – ограничение девиантного поведения.

Средства обеспечения социального контроля:

  • социализация
  • групповое давление (вознаграждение/улыбки, кивки, повышение в должности/, наказание, убеждение)
  • принуждение государственного аппарата

Методы социального контроля:

· изоляция – отлучение индивида от других

· обособление – ограничение контактов

· реабилитация – возвращение к нормальной жизни

Одна из форм социального контроля - представления о гендере.

Субординация женщин и мужчин – важнейший элемент, на котором держится социальный порядок. Социальные условия для одних благоприятны, для других – нет. Они подчиняются, другие – командуют. Люди неравны, почему же они мирятся с таким положением дел. Почему соблюдается социальный порядок ? Добровольное подчинение объясняется тем, что оно воспринимается как естественное, обусловленное самой природой.

П. Бурдье показывает на примере мужского доминирования (этнографический материал крестьяне – берберы в Алжире)

Во-первых, природа интерпретируется через бинарные оппозиции: высокое/низкое, сухое/влажное, светлое/темное, и т.д.

Все они пронизаны ассоциациями с мужское/женское. Женское связывает с теплом очага, терпением, слабостью.

Представления/стереотипы о полах настолько вплетены в нас в процессе социализации, что мы этого можем и не осознавать. Мы даже не замечаем, как влияют половые различия на наше поведение. Они укореняются в нас с первых дней жизни.

ПР. Джен Морис, знаменитая писательница, была Джеймсом Морисом. Она описала опыт человека, который изменив свой пол, ощутил себя в разных мирах. Она сделала такое наблюдение – менялась не только реакция окружающих людей, но и ее собственная. Если ее считали некомпетентной в открывании пробок, или тонкостях вождения автомобиля, она начинала вести себя соответственно.

ПР. Г. Гарфинкель посвятил работу анализу «индивидуального случая» изменения полового статуса. Основной эмпирический материал – интервью с Ангнессой, девятнадцатилетней девушкой, рожденной и воспитывавшейся до 17 лет как мальчик и сознательно сменившей пол. С токи зрения генетики Агнесса представляла редкий случай гормональной феминизации в подростковом возрасте. Мужские органы соседствовали с женскими вторичными половыми признаками. Внешне – привлекательная девушка. До момента поступления в клинику Агнесса жила уже два года в облике девушки и ощущала себя женщиной. Был жених. Сделала операцию. Позже призналась, что никаких биологических дефектов, которые бы вели к феминизации в подростковом возрасте не имела. Она тайно с 12 лет принимала экстрогены (женские половые гормоны), прописанные матери после серезной хирургической операции.

В 50-х гг. Х. Беньямин впервые описал трансексуализм с научной точки зрения как патологическое состояние личности, заключающееся в расхождении между биологическим и психическим полом.

С 60-70 хх. начали разделять понятия «пол» (в англ. sex) – биологический пол, физические признаки и «гендер» (в англ. gender) – социальный пол, обусловленный социо-культурными особенностями, обусловленные культурой половые различия. Как сказала Симона де Бовуар «Женщинами не рождаются, ею становятся». Тоже можно сказать и о мужчине. Поведение связано с усвоением комплекса норм, привязанных в культуре к определенному полу. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и феминный). Они формируются через изучение женской и мужской идентичности – феминности и маскулинности .

Если пол человека определяется биологически, то гендер – культурная и социальная конструкция. Основной политический и теоретический вопрос заключается в том, связан ли гендер с биологией и определяется ли ею. Всегда ли отличия в поведении связаны с биологией. На сегодня не установлено однозначно степень влияния биологии на идентификацию.

Например, в ХIХ веке медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Диагноз «истерия» считался женским и связывался с наличием матки. Эти взгляды были оспорены феминистками

ПР. в большинстве культур женщины большую часть своей жизни отдают детям, поэтому не могут принимать активное участи в войне или охоте.

ПР. родились близнецы, но одному повредили орган и решили реконструировать ему половые органы, чтобы они стали женскими. После этого, воспитывали как женщину. Росли типичные мальчик и девочка. Куклы, замуж, помощь по хозяйству и машинки, милиционер. Но когда узнала о происхождении своего пола, то высказала неуверенность в гендере.

Т.е. идентификация зависит от ярлыка, который дали человеку с детства. В нормальной ситуации эти ярлыки соответствуют биологическим отличиям в хромосомах, гормонах и анатомии.

Научение гендеру происходит в процессе социализации. С девочками и мальчиками по-разному разговаривают, разные игрушки.

ПР. изучение сказок показало, что там в качестве героев значительно чаще выступают мужчины. А если принять во внимание зверей с гендерними признаками, то соотношение 95 к 1. Там мужчины в авантюрных приключениях, а женщины – дома, ждут их, пассивны, или баба-яга.

Т.е. уже в сказках отражено отношение к гендеру и распределение гендерных ролей. Поэтому феминистки переписывают известные сказки (Золушка разочарована в принце и решает притворится, что туфелька ей давит).

ПР. тоже и в мультиках. Активные преследователи и герои – мужчины.

ПР. Изучали, каким игрушкам дети отдают предпочтение. Анализировали отношение к игрушкам, которые традиционно являются женскими, мужскими, нейтральными. И дети, и взрослые одинаково относили игрушки к соответствующему полу. В Италии дети выбирали дифференцированные по полу игрушки чаще, чем в Голландии, что связано с большей традиционностью итальянской культуры. В обоих обществах девочки высказывали желание поиграть с мальчиковыми и нейтральными игрушками намного чаще, чем мальчики выбирали девочковые.

Поэтому многие авторы говорят о том, что маскулинность – это испытание, а не только власть, за что критикуют феминистки западную культуру – за андроцентризм современной культуры. Т.е. за то, что реальный социальный мир культуры ориентирован на мужчину.

Признаки:

Отождествление понятия «человек» и «мужчина» (во многих языках обозначаются одним словом)

Разделение языка на мужской и женский основано на реальной социальной ассиметрии

Мужская физиология определяет большее количество видов спорта

Женщина «выпадает» из социальной жизни в связи с рождением ребенка

Неудобная одежда (короткие юбки сковывают движения и заставляют постоянно контролировать себя)

Общество ожидает определенного поведения. Гендер не просто существует, мы каждый день «подтверждаем» свой гендер во взаимодействиях. Польза от ликвидации гендерных различий, к чему стремятся феминистки – вопрос (дать эссе).

Все социальные нормы сопровождаются санкциями и направлены на поощрение общепринятого поведения, общепринятых образцов действия и предотвращение отклонений от него (девиации, «девиантности», от лат. «отклонение»).

МОУ «Архангельская СШ»

Открытый урок по обществознанию

Тема: «Социальный контроль»

11 класс

Подготовила:

Учитель обществознания

Абдалина А.С.

Тема: «Социальный контроль».

Цель: формирование представления о социальных нормах и санкциях, о социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка.

Задачи:

Образовательная: ввести понятия социальные нормы, социальный контроль, формальные и неформальные санкции.

Развивающая: формировать умения сравнивать, обобщать, выявлять признаки явлений, прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательная: формировать навыки социального поведения.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьюпер, презентация, раздаточный материал (тест, задания).

Основные понятия:

    Социализация;

    Нормы,

    Санкции,

    Самоконтроль,

    Внешний контроль,

    Социальные предписания.

Ход урока:

    Организационный момент

    Определение темы, целей урока, место урока в системе блока.

Задание для определения темы урока. (слайд 1)

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

    этикет; 2. социальный контроль; 3. правовые нормы; 4. поощрение; 5.наказание.

И так тема нашего урока «Социальный контроль» (слайд 2)

Эпиграф

Совесть есть закон законов.

Альфонс де Ламартин ( французский писатель и поэт, политический деятель. )

Какую же цель мы свами поставим?

Цель: выяснить особенности социального контроля, показать значимость норм и санкций для поддержания общественного порядка. (слайд 3)

Давайте выясним если данная тема в кодификаторе ЕГЭ по обществознанию?

Да, тема № 3 «Социальные отношения» 3.9 Социальный контроль (слайд4)

    Новый материал

Постановка проблемного задания, можно записать на доске, для того чтобы учащиеся в течении урока видели его перед собой.

Проблемное задание (по ПОПС-формуле)(слайд 5):

План изучения нового материала: (слайд 6)

1.Социальный контроль.

2.Элементы социального контроля (нормы и санкции).

3.Формы контроля.

4.Способы реализации социального контроля в группе и обществе.

1. Совместная жизнь и деятельность требуют упорядочения отношений между людьми, установления определенных правил, направленных на защиту их безопасности, координацию действий, поддержание целостности общества. Это возможно благодаря социальному контролю, которые сопровождают человека всю жизнь . Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки».

(слайд 7)

Социальный контроль – система способов воздействия общества на деятельность, поведение человека, социальных групп.

В широком смысле социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе: нравственный, государственный контроль и т.п.

В узком смысле это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

(Слайд 8)

- Каковы же функции социального контроля?

Выясним это выполнив задание. (Приложение 1 )

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие .

Правильные ответы: IB, 2Е, ЗБ, 4Д, 5И, 6Ж, 7А

Функции социального контроля: охранительная; стабилизирующая (заключается в воспроизводстве господствующего типа социальных отношений, социальных структур); регулятивная. Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

2.

(Слайд 8)

Коментариии учителя к схеме

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах - компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются " общими правилами " , а не " групповыми привычками " . К "общим правилам " относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции - изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны) , мягче всего - отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь) . Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Нормы связывают людей в единую общность, в коллектив.

- Каким образом подобное происходит?

Во-первых, нормы - это еще и ожидани: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет на встречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновения и беспорядок.

Значит, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

- Почему люди стремятся соблюдать нормы, а общество строго следит за этим ?

Социальные нормы - действительно стражники порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой т, что ценится группой или обществом. Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы - правила поведения, ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и так далее.

А вот, Социальные санкции - охранники норм. Наряду с ценностями они отвечают за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций.

С/Р с учебником 87- 88

Заполните таблицу (слайд 10-11) Время выполнения 5 минут

Виды санкций

Наименование вида

Его сущность

Примеры

Формальные позитивные санкции (Ф+)

публичное одобрение со стороны официальных организаций (правитель­ства, учреждения, творческого союза)

правительственные награды, государственные премии и стипендии, ученые сте­пени и почетные звания, сооружение памятника, вручение грамот, избрание на высокие должности и др.

Неформальные позитивные санкции (Н+)

публичное одо­брение, не исходящее от официальных организаций

дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелатель­ное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзы­вы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции (Ф-)

наказания, пре­дусмотренные юридическими законами, правительственны­ми указами, административными инструкциями, предписа­ниями, распоряжениями

лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование и др.

Неформальные негативные санкции (Н-)

- наказания, не предусмотренные официальными инстанциями

порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная клич­ка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать от­ношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разобла­чительная статья, анонимка.

Проверка таблицы.

Слайд 12

Установите соответствие между позитивными санкциями и иллюстрирующими их примерами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Примеры позитивных санкций

Позитивные санкции

А) гражданину В. присвоили звание «Заслуженный артист РФ»

1) формальные

Б) заметка в стенгазете завода, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

2) неформальные

В) научный сотрудник Б. получил премию за своё изобретение

12112

Г) исследователю Л. Присудили учёную степень доктора исторических наук

Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты

3.

Слайд 13

Комментарии учителя схемы.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится решение суда. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета.

Если применение санкций совершается самим человеком, направленно на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем. Совесть – проявление внутреннего самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю

Внешний социальный контроль подразделяется на неформальный и формальный.

Первый основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо средства массовой информации.

Формальный контроль осуществляют суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения и органам печати.

Слайд 14

Установите соответствие между проявлениями социального контроля и его формами. (Задание № 5 ЕГЭ)

Проявления

Формы социального контроля

А) одобрение или осуждение поведения индивида со стороны родственников, друзей, коллег, знакомых

1) внутренний (самоконтроль)

Б) реакция на поведение индивида со стороны общественного мнения

2) внешний

В) самостоятельного согласование индивидом своего поведения с общепринятыми нормами

22122

Г) поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных лиц

Д) гласность оценок деятельности и поведения людей

4.

Слайд 15

Способы реализации социального контроля в группе и обществе:

через социализацию (социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе);

через групповое давление (каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом, в противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием из данной первичной группы);

через принуждение (в ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все).

    Подведение итогов

- Нужен ли социальный контроль сегодня? Является ли он выразителем «Совести общества»?

Формулировка своего ответа на проблемное задание с использованием ПОПС-формулы (слайд16)

П –позиция (ваша точка зрения, предположение «Я считаю, что…»)

О – обоснование (доказательство вашей позиции « Потому что…»)

П – пример (при разъяснении своей позиции пользуйтесь конкретным примером «Я могу подтвердить это тем, что…»)

С – следствие (в результате делается вывод «В этой связи…»)

Выступление 1-2 минуты, состоит из 4-5 предложений.

Желательно выслушать несколько позиций, сделать вывод по заданию.

Сделаем вывод: Основная задача социального контроля - создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять.

    Закрепление

С/Р Задание на карточках. (слайд 17)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ) ( Приложение 2 )

Социальные нормы

3) честь 8) совесть

5) неформальные санкции

Ответ: 741928

    Рефлексия (слайд 18)

    Что хотели?

    Чего достигли?

    Как этого достигли?

    Домашнее задание (слайд 19)

Параграф №10. Вопросы 1-4, практикум № 1-2 (устно)

Выставление оценок

Приложение 1.

1. Каковы же функции социального контроля?

Прочитайте приведенный ниже текст. Заполните пропуски, выбрав из предлагаемого списка слова.

Обратите внимание, что пробелы пронумерованы. Под каждым номером запишите букву, обозначающую в списке выбранное слово.

А) санкция; Б) группы; В) интеграция; Г) идеал; Д) контроль; Е) эталон; Ж) правило; 3) управление; И) стабильность; К) развитие.

В обществе социальные нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной_(1), т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразным _(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_(3).

В-третьих, способствуют_(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают_(5) общества.

По характеру регулирования различают нормы-ожидания и нормы-_(6). Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных_(7), например уголовных или административных.

Приложение 2.

2.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. (Задание № 20 ЕГЭ)

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется ______ (А). Другой элемент - _________ (Б), под которыми понимают реакцию общества на поведение человека или группы. Они означают либо одобрение и поощрение - ______ (В), либо неодобрение и наказание _______ (Г).

Наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль, или _______ (Д), в процессе которого большую роль играет ________ (Е), т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам.

1) позитивные санкции 6) социальные нормы

2) самоконтроль 7) социальный контроль

3) честь 8) совесть

4) социальные санкции 9) негативные санкции

5) неформальные санкции

Всем доброго времечка! На связи с вами как всегда, Андрей Пучков. продолжаем публикацию офигенных статей и сегодня поговорим о том, что такое социальный контроль? Тема не нова, избита. Но в массе своей на всех сайтах написана какая-то ахинея. Придется внести ясность, раскрыть этот вопрос с моей колокольни, так сказать — колокольни профессионального социолога.

Необходимость социального контроля

На уровне обыденных представлений понятие «контроль» как правило ассоциируется с работой силовых структур: полиции, омона, ФСБ, ФСО и прочих органов. Однако это не совсем так. Настоящий социальный контроль возник к глубокой древности как механизм сдерживания людей от отклоняющегося поведения.

То есть первая необходимость, и следовательно, функция контроля — в обуздании , к проявлениям которого относят: убийства, воровство, лживые поступки и другие «прелести» совместной жизни больших масс людей.

Почему люди совершают такие поступки? Вопрос крайне интересный. Одни социологи считают, что причина в условиях воспитания и того или иного человека. Если человек вырос на улице, для него разбитые окна, машины, хамство и воровство стали нормой. Он учится в школе, где на входе стоят металлоискатели и полицейские, следящие за детишками, чтобы те не принесли в школу свои пушки..., тогда конечно для него все это будет нормой. И ребенок будет строить свое поведение, ориентируясь на местных «авторитетов».

Согласно же другой точке зрения — например, нейробиологов, дело в разном биологическом развитии. Итальянский отец криминалистики Чезаре Ломброзо считал, что дело в природных качествах, свойственных каждому человеку. К примеру, у убийц — большие скулы и мрачный взгляд. У насильников — пухлые губы и много волос растет на руке — дескать такой человек не может обуздать свои природные инстинкты.

Современная нейробиология же дает вполне внятный ответ на вопрос о причинах отклоняющегося поведения. И она кроется в разном строении мозга у людей. К примеру, 15-я структура мозга у одного человека может быть больше в 10 раз, у другого меньше..., а она отвечает за сознательность!

Можете себе представить. То есть какие-то люди чисто по причине строения своего мозга не в состоянии себя же контролировать! Жестко? Напишите, что думаете по этому поводу в комментах.

Думаю, понятно, что в этих условиях социальный контроль просто необходим. Также он необходим и для банальной организации людей. Если людей не контролировать, они в массе своей неспособны качественно исполнять свои обязанности. Примеров масса. Возьмите хотя бы .

Многие меня, вероятно, упрекнут в том, что я не называю имен — авторов теорий. Щелкните по кнопке социальных сетей и список сразу откроется:

Определение понятия

Социальный контроль — это механизм подчинения людей обществу. Это самое простое и емкое определение. Из чего складывается этот механизм. Во-первых, из конкретных людей, которые осуществляют такой контроль. Это ваши родители, которые до 18 лет обязаны отвечать за все ваши действия. Учителя в школе, воспитатели в детском саду, сержант и офицерский состав в армии и прочие люди.

Во-вторых, этот механизм включает в себя организации: ФСБ, правоохранительные органы (полиция), ФСО, налоговая полиция и пр. То есть каждый человек живет работает в какой-то структуре и следовательно является агентом социального контроля. Вот, к примеру я — преподаватель вуза — также являюсь агентом контроля, если студент тупит на семинарах, не занимается и ничего не делает в плане своей учебной деятельности. Тогда я налагаю на него санкции.

В-третьих, социальный контроль включает в себя конкретные санкции — действия направленные на подчинение людей обществу. Санкции, как и контроль, могут быть формальными и неформальными. Грубо говоря, формальные санкции связаны с нарушением формальных норм: норм права. К примеру, перешли вы дорогу в неположенном месте — полагается санкция — предупреждение, а затем и штраф — это формальные санкции.

Неформальные санкции связаны с нарушением неформальных норм: традиций, обычаев. Например, вы грубиян и хам. Вам будут делать замечания, а может даже и будут попросту игнорировать. Возможно, кто и кулаками попытается преподать вам урок о том, как надо себя вести в обществе. Это все неформальные санкции. Разумеется к драчуну потом могут применить и формальные санкции — уже в полиции и по решению суда.

Уровни социального контроля

Социальный контроль реализуется на разных уровнях. Первым из таких уровней является самоконтроль — контроль, который осуществляет сам человек. Этот процесс выражается, например, в совести. Совесть — это наше социальное «я», которое образовалось в детстве, когда взрослые говорили вам, как поступать правильно, а как нет.

Вторым уровнем является уровень малых социальных групп: семья, близкие друзья, родственники. Эти группы в которых человек непосредственно каждый день вступает в с другими. Разумеется эти представители этих групп не просто должны, обязаны ставить нас на место, если наше поведение выходит за определенные рамки.

Третьим уровнем социального контроля является уровень больших социальных групп и организаций. Здесь уже обычно действует формальный контроль. Если ты работаешь в какой-то организации, то санкции уже будут реализацией социального контроля на этом уровне. Штрафы, лишение премии, выговор, увольнение — лишь самые распространенные примеры такого рода контроля. Очень важным условием реализации контроля в организации является корпоративная культура. Детальнее о ней ты можешь почитать .

Как видите, нюансов в этой теме достаточно для того, чтобы в ней запутаться. Тем более неподготовленному школьнику. Поэтому я приглашаю вас, если вы выпускник, или вашего ребенка, если Вы родитель, на наши курсы подготовки к школьным выпускным экзаменам (ЕГЭ или ГИА — не важно, как они теперь называются). Узнать о них детальнее вы можете в нашем сервисе подготовки. Регистрация по этой кнопочке:

С уважением, Андрей Пучков