Размещение социальной рекламы на рекламных конструкциях. Законы о социальной рекламе

В этой статье речь пойдёт о законодательстве Российской Федерации, так или иначе касающемся размещения социальной рекламы. О том, как разместить в своём городе социальную рекламу, .

Здесь мы ответим на следующие вопросы:

Что такое социальная реклама с точки зрения законодательства?
Обязаны ли рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу?
На каких условиях и в каком объёме рекламные компании и СМИ должны размещать социальную рекламу?
Нужно ли учитывать авторское право в социальной рекламе?
– Какие в законодательстве есть требования к социальной рекламе?

В первую очередь, в данной сфере нужно опираться на Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13.03.2006 года в свежей редакции, находящейся в свободном доступе, к примеру, в системе «КонсультантПлюс» . В этом законе социальной рекламе посвящена отдельная статья (10-ая).

С точки зрения российского законодательства, социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства (пункт 11 статьи 3 ФЗ «О рекламе»).

Отметим некоторые другие понятия, использующиеся в законе:

рекламодатель — изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
рекламопроизводитель — лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В статье 10 данного закона говорится об особенностях размещения социальной рекламы и требованиях к её содержанию:

1. Рекламодателями социальной рекламы могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления.

2. Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

3. Заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

5. Установленные частью 4 настоящей статьи ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным настоящей статьей, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

6. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать три секунды, в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, — три секунды и такому упоминанию должно быть отведено не более чем семь процентов площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, — не более чем пять процентов рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В принципе, многое понятно из самого текста. Но некоторые моменты требуют дополнительного разъяснения. Например, не совсем ясно из текста статьи, является ли размещение социальной рекламы обязательным для рекламораспространителя? И если да, то в каком объёме?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам пришлось обратиться в ФАС России с просьбой дать некоторые разъяснения.
Вот ответ:

Что становится понятно из этого письма?

1. Закон не обязывает рекламные компании и СМИ размещать социальную рекламу в каком-либо объёме. Он лишь обязывает их предоставлять время/площадь для возможности распространения социальной рекламы (в пределах 5% от годового объёма деятельности в натуральном выражении).

2. Условия, на которых размещается социальная реклама, являются договорными между заказчиком рекламы и её распространителем. Закон не устанавливает обязательное условие безвозмездности (бесплатности) размещения социальной рекламы, поэтому эти условия могут быть вплоть до коммерческих без предоставления каких-либо льгот.

Пример:
Рекламная компания размещает рекламу на щитах 3х6 метров. Годовой объём размещаемой рекламы составляет 500 щитов. Сама она не обязана размещать социальную рекламу, но обязана предоставлять места для возможности размещения социальной рекламы по заказу иных лиц (государственные органы власти, НКО, физические лица) в количестве в пределах 10 щитов (то есть 5%). Грубо говоря, эти места как бы резервируются под потенциальное размещение социальной рекламы. Далее, если в компанию обращаются заказчики социальной рекламы, то она принимает решение о том, размещать данную конкретную рекламу или нет. Рекламораспространитель может отказать в размещении, например, если посчитает, что данная реклама нарушает авторские права, закон о рекламе или является неэтичной, оскорбляющей и т.д. Если же претензий нет, то реклама размещается. При этом условия размещения социальной рекламы являются сугубо договорными, то есть могут подразумевать как возмездную, так и безвозмездную основу – тут уж как договориться.

Из этой нормы вытекает, что количество социальной рекламы, которое мы наблюдаем в эфире телеканалов, на страницах журналов и газет, на внешних стационарных рекламных конструкциях и т.д., зависит, главным образом, от активности рекламодателей (заказчиков) социальной рекламы. Инициаторы предлагают – СМИ и рекламные компании размещают. Нет предложений – нет и размещения.

Как стать инициатором размещения социальной рекламы в своём городе, читайте .

Также дело упирается и в эти пресловутые 5% от годового объёма. Это, конечно, очень мало. В конце 2015 года заговорили об инициативе увеличить этот процент до 20:

«Депутат нижней палаты парламента Иван Сухарев (ЛДПР) направил обращения на имя министра культуры России Владимира Мединского и главы Роспечати Михаила Сеславинского с просьбой пересмотреть текущую политику по присутствию социальной рекламы в российских СМИ. Как отметил законодатель, сегодня наблюдается недостаток качественный социальной рекламы, место которой заняла массовая коммерческая реклама, не всегда уместного содержания. Данная ситуация непосредственно влияет на низкую заинтересованность общества социальными и культурными проблемами, более того, не позволяет многим социальным проектам развиваться, акцентировать на себе внимание граждан и находить необходимое количество меценатов.

Сегодня действующим законодательством о рекламе предусмотрено обязательное заключение договора на распространение социальной рекламы в пределах 5% годового объема распространяемой рекламодателями рекламы. Как заметил Сухарев, данный процент «несерьезен и требует корректировки», в связи с чем в настоящее время рассматривается возможность внесения законопроекта, согласно которому рекламораспространитель будет обязан выделить на социальную рекламу не менее 20% годового объема рекламы.

Подобное четырехкратное увеличение объема социальной рекламы, как считает автор обращений, станет действенным шагом по изменению модели социального поведения и привлечет внимание граждан к актуальным социальным и культурным проблемам.

В пресс-службе Министерства культуры России сообщили, что ведомство изучит предложение депутата об увеличении объема социальной рекламы в СМИ и сформирует свой ответ».

Но пока это всё лишь слова. Также отметим, что ещё в 2008 году в Государственную Думу был внесён на рассмотрение законопроект , предусматривающий значительные поправки в статью 10 ФЗ «О рекламе». Предлагалось усилить роль государства в сфере размещения социальной рекламы, обязать рекламораспространителей именно размещать социальную рекламу, а также существенно увеличить количество социальной рекламы. Однако в 2008 году законопроект не был принят и формально он до сих пор находится на рассмотрении (уже больше 7 лет). Текущий результат его рассмотрения – решение о создании специального ответственного комитета. В общем, тоже получилась пока что лишь болтовня. Поговорили и забыли.

Помимо Федерального закона «О рекламе», при создании социальной рекламы следует принимать во внимание и нормы авторского права . Изображения для создания материалов следует либо брать в бесплатных фотобанках, либо проверять, чтобы автор давал согласие на использование и изменение его фотоработы в некоммерческих целях.

В первую очередь она должна показывать социальную проблему, а самое главное - это путь ее решения. (Например: призыв к аккуратности на дороге должен сопровождаться призывом пристегнуть ремни и соблюдать скоростной режим).

Второе, на что стоит обратить внимание - это место размещения рекламы. Например, малоэффективно размещать рекламу такого содержания как «Уступите дорогу скорой помощи» в общественном транспорте, или плакат с информационным сообщением «Переходите дорогу по пешеходному переходу» на скоростной автомагистрали.

К разработке социальной рекламы необходимо привлекать общественность. Уже в настоящее время проходит множество фестивалей, конкурсов. Люди сами участвуют в ее разработке, а, следовательно, вероятность непринятия рекламы обществом снижается в разы.

Многие исследователи говорят о существовании зависимости положительных результатов социальных кампаний, то есть изменения отношения к объекту или поведения, от силы спровоцированных эмоций - особенно, страха. Между эффективностью рекламы и эмоциями наблюдается прямая зависимость - чем сильнее эмоции, тем эффективнее сообщение.

Без сомнения, реклама, использующая угрозу, помогает манипулировать человеческим поведением. Однако любое преднамеренное стимулирование состояния тревожности затрагивает вопросы этики. Даже если мы представим опытного, зрелого человека, способного противостоять влиянию рекламы, нельзя исключить, что она может негативно воздействовать даже на него. Таким образом, реклама может быть неприемлемой с точки зрения этичности, даже если она преследует благородные общественные цели. Несмотря на то, что апелляция к чувству страха может сделать сообщение убедительным, использование её должно быть тщательно продуманным с точки зрения последствий.

Интересен так же вопрос об использовании юмора и креатива в социальной рекламе.

Юмор часто помогает в решении коммуникационной задачи, но может и разрушить сообщение. Известно, что наиболее значимыми и влияющими на эффективность рекламы являются такие факторы как качественность, полезность и доступность (понятность) .

Ниже представлены некоторые ключевые моменты, которые определяют поле существования социальной рекламы в России, создают предпосылки для ее использования и развития.

Согласно Закону заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы;

До обращения к рекламораспространителю по поводу заключения договора на распространение социальной рекламы рекламодатель социальной рекламы обязан получить заключение антимонопольного органа о соответствии рекламного материала, оформленного в виде социальной рекламы, всем установленным Законом требованиям;

Цена договора на распространение социальной рекламы не может быть выше, чем;

1) сто десять процентов от уровня себестоимости распространения рекламы для средств массовой информации, зарегистрированных в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, а также для владельцев рекламных конструкций и владельцев транспортных средств, используемых для распространения социальной рекламы;

2) пятьдесят процентов от цены договора на распространение рекламы, заключенного рекламораспространителем на аналогичных условиях о времени и месте размещения рекламы - для иных средств массовой информации;

Рекламораспространитель обязан осуществлять распространение социальной рекламы в телепрограммах, телепередачах, радиопрограммах, радиопередачах с 6 до 24 часов продолжительностью не менее, чем одна минута в течение часа.

2) такое условие предусмотрено договором о распространении социальной рекламы и распространение такой социальной рекламы с 24 до 6 часов является существенным элементом концепции социальной рекламы.

В случае если устанавливаются требования к объему рекламы в средствах массовой информации, социальная реклама не учитывается при расчете такого объема.

И наконец, перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств федерального бюджета, ежегодно до 1 июля утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, ежегодно утверждается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Перечень тем и предполагаемых способов распространения социальной рекламы, производство и распространение которой планируется осуществлять в будущем календарном году за счет средств бюджета муниципального образования, ежегодно утверждается представительным органом муниципального образования. [фз]

Данные положения Закона нацелены на отделение социальной рекламы от коммерческой, на создание специфического правового поля для ее регулирования. С одной стороны, это правильно, поскольку социальная реклама нацелена на самые широкие слои населения и затрагивает крайне серьезные темы социальной действительности. Но с другой стороны, сам процесс распространения социальной рекламы, на мой взгляд, организован не верно, в результате рекламораспространители лишены всякой инициативы в этой сфере деятельности. Государство должно регулировать содержание и формы распространения рекламы подобного рода, но не должно вмешиваться в процесс организации этой деятельности.

Данный закон был принят в 2006 году, однако с того времени вносилось немало законопроектов, нацеленных на повышение эффективности социальной рекламы.

Так, в ноябре 2010 года Госдума ограничила упоминание спонсоров в социальной рекламе . Смысл этой меры заключается в следующем: социальная рекламы не должна служить коммерческим целям. Продолжительность упоминания о спонсорах в теле- и радиорекламе не должна превышать трех секунд. При этом упоминанию о спонсоре не может быть отведено более чем семь процентов от площади кадра.

На данный момент, в правовом поле нет такого органа, который бы четко отслеживал соответствие рекламы принципам этичности (для этого и сами принципы должны быть четко прописаны в законе). В настоящее время этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая может запретить рекламу только после её выхода из-за недовольства общественности.

Однако можно отметить и ряд позитивных изменений. Например, Государственная дума разрешила упоминание в социальной рекламе физических лиц (в случаях, если реклама направлена на сбор помощи оказавшимся в трудной ситуации или нуждающимся в лечении гражданам), а также НКО (если реклама связана с описанием их деятельности) .

В целом, же в области законодательного аспекта социальной рекламы есть куда стремиться и что совершенствовать в России.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Федеральный закон "О средствах массовой информации" от 27 декабря 1991 года (ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ);

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ (ред. от 05.05.2014)"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";

Налоговый кодекс РФ;

Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 18.02.2011 N 423-па "Об утверждении порядка определения платы по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" и проекта договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (текст правового акта по состоянию на август 2012 года).

Распространение, производство, размещение:

В Федеральном законе "О рекламе" (статья 3) сказано, что социальная реклама - это "информация…, направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства". К сожалению, часто социальная реклама непонятна тем, кому она была адресована, делается на низком эстетическом и производственном уровне и, главное, у социальной рекламы есть проблемы с достижением того, ради чего она делалась.

Статья 18.

Рекламораспространители - организации средств массовой информации обязаны осуществлять размещение социальной рекламы, представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основной печатной площади) в год, используемого в пределах, установленных для рекламы законодательством Российской Федерации о рекламе.

Рекламораспространители, не являющиеся организациями средств массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы.

Условия, касающиеся времени размещения и средств распространения социальной рекламы, предложенные рекламодателем, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодатель обращается к рекламораспространителю не позднее, чем за месяц до предполагаемого срока распространения социальной рекламы.

Оплата производства, размещения и распространения социальной рекламы производится на основании договора…

Налогообложение:

Освобождаются от налогообложения:

…Плательщиками налога на рекламу становятся юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию. Органы местного самоуправления определяют круг плательщиков по двум основаниям: во-первых, по месту регистрации рекламодателя (принцип резидентства), во-вторых, по месту распространения рекламы (территориальный принцип). Принцип резидентства состоит в том, что все рекламодатели, зарегистрированные на территории муниципального образования, уплачивают налог по месту регистрации независимо от места размещения рекламы. Согласно территориальному принципу, все рекламопроизводители, распространяющие свою продукцию на территории муниципального образования, независимо от места регистрации рекламодателя, обязаны при выставлении рекламодателю счета за размещение рекламы включать в него сумму налога на рекламу. Одновременное действие указанных правил ведет к нарушению прав налогоплательщиков: московскому или ярославскому рекламодателю, воспользовавшемуся услугами петербургского издателя, неизбежно придется платить этот налог дважды, что не отвечает принципам однократности и соразмерности налогообложения. Необходимо устранить данное противоречие, закрепив лишь один общий принцип установления налога на рекламу - полагаю, следует выбрать территориальный.

Объектом обложения налогом на рекламу является стоимость работ (услуг) по изготовлению и (или) размещению (последующему распространению) рекламы (без НДС и налога с продаж). И здесь важно безошибочно отграничивать рекламную информацию от сведений нерекламного характера, иначе объект налогообложения будет необоснованно расширен…. (Костюков А.Н. Налог на рекламу // Законодательство. - 2013. - N 6. - с. 37-39.)

Органы местного самоуправления определяют объект обложения налогом на рекламу как стоимость услуг либо фактические расходы по изготовлению, размещению и распространению рекламы (без учета НДС и налога с продаж).

С марта 2003 г. страховая компания "Россия" спонсирует кампанию ГУВД Москвы по пропаганде телефона "02". Интерес МВД в данном случае заключается в том, чтобы перевести звонки с дежурных частей на единый телефон. Своей цели они добились быстро: за 6 месяцев с начала реализации кампании количество звонков увеличилось с 6000 до 20 000 в день. Однако и у страховой компании "Россия" результаты не менее впечатляющие. Согласно исследованию, проведенному компанией "Эспар-Аналитик", рекламу службы "02" более 50% опрошенных ассоциируют со страховщиком. Подобных примеров в России становится все больше. Яркий пример грамотной и креативной социальной рекламы представляет нам MTV на последней церемонии RMA, был дан старт "MTV EXIT" мультимедийной кампании, посвященной борьбе с эксплуатацией и торговлей людьми. Кампания включает несколько компонентов, в том числе различные программы и Интернет сайт на 14 языках, плюс реклама на канале и распространение DVD.

Дальнейшие действия телеканала таковы: реклама компании через информационные ресурсы, привлечение финансовых средств, но самое главное - это формирование в сознании людей положительного образа не только развлекательного музыкального канала, но и канала, способного донести до молодежи социально - значимые проблемы.

Последние два года социальные кампании превышают законодательно рекомендованный 5% -ный барьер. В 2013 г., по данным Комитета по рекламе г. Москвы, социальные кампании заняли 12% от общего объема рынка. Источник: журнал "Эксперт", 2013,. №8, стр.30 (см. график "Основные темы социальной рекламы и процент рекламных расходов в России в 2013 г".)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, не являющиеся средствами массовой информации, обязаны осуществлять размещение социальной рекламы в пределах 5% годовой стоимости предоставляемых ими услуг по распространению рекламы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять услуги по производству социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема производимой ими рекламы. При этом в законе "О рекламе" не упоминается, что за эти 5% разместитель социальной рекламы не платит налоги. Таким образом, средства массовой информации не только отдают под социальную рекламу эфирное время и площади (работают в убыток), но также еще и платят налоги за это. Предложение заключается во внесении в Закон "О рекламе" статей по регулированию налогообложения. Следует также отметить, что по закону рекламодатель вправе требовать вознаграждения за размещение социальной рекламы, но практика показывает, что эта реклама размещается на безвозмездной основе.

Законодательство регулирует этот вопрос следующим образом:

существует положение о благотворительной деятельности. Согласно Налоговому кодексу РФ, денежные средства, переданные на благотворительные цели, не подвергаются налогообложению. Данное взыскание является незаконным, и взысканные налоги подлежат возврату через суд.

В данной ситуации возникает следующая проблема: кто будет контролировать весь процесс налогообложения, за какой процент рекламы надо брать налоги, за какой нет. В качестве альтернативы при размещении социальной рекламы предлагается ввести пометку "на правах социальной рекламы". В таком случае Антимонопольный комитет мог бы отслеживать размещаемую под этой пометкой рекламу на предмет соответствия нормам и понятиям социальной рекламы. Однако в данном случае необходимо создать экспертную организацию, орган, который бы занимался классификацией и экспертизой продуктов, размещаемых как социальная реклама, контролировал выход социальной рекламы на рынок и отслеживал норматив использования того самого 5% лимита размещения социальной рекламы в СМИ и рекламном пространстве.

До недавнего времени в дискуссиях на эту тему выделялось уверенное мнение, что такой закон нужен. Однако у противников принятия закона есть вполне веские аргументы: он только усложнит сферу регулирования социальной рекламы и продемонстрирует беспомощность в управлении процессами в среде социальной рекламы в России. Действительно, в развитых странах мира не существует не только закона о социальной рекламе, но даже Закона "О рекламе", так как на устойчивом рекламном рынке нет вопиющих прецедентов и постоянных нарушений.

К слову сказать, основная путаница в толковании социальной рекламы заключается также в том, что сам термин "социальная реклама" не совсем точен. "Социальная" - слово слишком многозначное, чтобы иметь точную коннотацию. "Реклама" - слишком коммерческое в нашем понимании. Все основные споры и толкования, в том числе в области законодательства, идут еще и из-за этой терминологической неточности формулировок.

Изучив ситуацию с законодательством в сфере социальной рекламы, можно прийти к выводу, что в данное законодательство уместно вносить изменения и дополнения в рамках статьи 10 существующего Федерального закона "О рекламе" от 13 марта 2006 г.

Наиболее верное и полное понятие социальной рекламы дает С.П. Гришаев:

——————————–

<1> См.: Малышев М.Ф. Правовое регулирование рекламной деятельности: учеб.-практ. пособ. М., 2009. С. 31.

Согласно ст. 3 Закона о рекламе социальная реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также на обеспечение интересов государства.

Статьей 3 Закона о рекламе предусмотрены различные виды информации, которая доводится до граждан-потребителей: просто реклама и социальная реклама. Таким образом, социальная реклама не является разновидностью рекламы, а рассматривается как особый вид информации.

История возникновения социальной рекламы начинается в 1906 году. В это время общественная организация “Американская гражданская защита” создает рекламу, призванную привлечь внимание к вредному влиянию на окружающий мир энергетических компаний. Бурное развитие социальная реклама получила во время Первой мировой войны, когда был создан Комитет по общественной информации, проводящий работу по информированию американского населения о целях и причинах войны.

Следует иметь в виду, что сам термин “социальная реклама” вызывает некоторые сомнения, поскольку в данном случае не рекламируются ни товары, ни услуги, а доводится какая-то социально значимая информация до широких слоев населения. Кроме этого, регулируется она исключительно ст. 10 Закона о рекламе, и иные нормы данного Закона, в том числе положения ст. 14 Закона о рекламе, в которой говорится о рекламе в телепрограммах и телепередачах, не распространяются на социальную рекламу.

Вместе с тем вполне очевидно то, что отношения по производству, размещению и распространению социальной рекламы по своей природе являются гражданско-правовыми и регулируются в первую очередь гражданским законодательством.

Так, можно нередко встретить плакаты, в которых говорится о последствиях несоблюдения Правил дорожного движения и которые сопровождаются изображениями жертв дорожно-транспортного происшествия. Таким образом, основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения.

В качестве рекламодателей в социальной рекламе могут выступать физические лица, юридические лица, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 10 Закона о рекламе).

Как следует из ч. 2 ст. 10 Закона о рекламе, органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, осуществляют закупки работ, услуг на производство и распространение социальной рекламы в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Речь, в частности, идет о Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Этот Закон предусматривает принципы открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции при государственных закупках. Согласно ч. 1 ст. 7 указанного Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.

Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” заменил собой Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, предусматривая при этом целый ряд нововведений в правовом регулировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Основным нововведением является создание и ведение в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок единой информационной системы (ЕИС), взаимодействие которой с иными информационными системами должно обеспечивать осуществление процедур, предусмотренных контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Кроме этого, предусматривается использование новых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса, запроса предложений. Наконец, был исключен такой способ размещения заказа, как открытый аукцион, – его функции выполняет электронный аукцион.

В отдельных случаях заключение договора социальной рекламы является обязательным. Так, согласно ч. 3 ст. 10 Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах 5% годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном ГК РФ. Речь, в частности, идет об общих правилах заключения гражданских договоров в части предмета, формы и порядка заключения.

В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. Однако указанные ограничения не распространяются на упоминания об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о спонсорах, о социально ориентированных некоммерческих организациях, соответствующих требованиям, установленным ст. 10 Закона о рекламе, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. Кроме этого, в социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей.

В социальной рекламе можно упоминать о спонсорах, однако существуют ограничения. В социальной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность упоминания о спонсорах не может превышать 3 сек., в социальной рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, – 3 сек., и такому упоминанию должно быть отведено не более 7% площади кадра, а в социальной рекламе, распространяемой другими способами, – не более 5% рекламной площади (пространства). Эти ограничения не распространяются на упоминания в социальной рекламе об органах государственной власти, иных государственных органах, органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

В качестве особой разновидности социальной рекламы следует выделить политическую рекламу или рекламу политических партий, которая проводится в рамках предвыборной кампании . Ее нужно рассматривать как информацию, распространяемую участниками избирательного процесса, о кандидатах на должность Президента РФ, о кандидатах в депутаты и на иные государственные выборные должности с целью формирования общественного мнения как “за”, так и “против” тех или иных кандидатов. Таким образом, ее основная цель – побуждение людей к участию в политических процессах в соответствии со ст. 3 Конституции РФ. Положения Закона о рекламе на политическую рекламу прямо не распространяются (в частности, в ст. 10, посвященной социальной рекламе, о ней не упоминается).

Определение политической рекламы как таковое отсутствует в законодательстве РФ. Единственное упоминание о ней содержится в Законе о рекламе, где лишь в ст. 2 указано, что действие данного Закона не распространяется на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума. Основной разновидностью политической рекламы следует считать предвыборную агитацию, но ее определение в Законе о рекламе также отсутствует.

Как правильно отмечено в литературе, будучи упомянутой лишь раз, политическая реклама отождествляется с предвыборной агитацией, причем, исходя из смысла данной нормы, политическая реклама есть категория общая, а предвыборная агитация рассматривается как разновидность политической рекламы <1>. То есть в контексте Закона о рекламе любая предвыборная агитация есть политическая реклама, однако не любая политическая реклама обязательно является предвыборной агитацией.

——————————–

Предвыборная агитация активно применяется в периоды предвыборных кампаний. При этом используются все возможные способы доведения ее до избирателей и, в частности, использование рекламных конструкций. Необходимо иметь в виду, что во время предвыборных кампаний рекламные конструкции, предназначенные для коммерческой и социальной рекламы, широко используются в интересах отдельных депутатов.

Однако следует отметить, что в свое время Центральная избирательная комиссия обратилась в ФАС России за разъяснениями, можно ли использовать объекты наружной рекламы в политических целях, на что антимонопольное ведомство однозначно дало отрицательный ответ. В пояснительном письме было указано следующее: размещение политической информации от партий на рекламных конструкциях даже в форме социальной рекламы невозможно, так как вступает в противоречие с ч. 2 ст. 19 Закона о рекламе <1>.

——————————–

<1> См.: Мыльников В.В. Проблемы понятия “политическая реклама” // Реклама и право. 2008. N 2. С. 22.