Методы организации дорожно-строительных работ. Организация работ по строительству автомобильных дорог Особенности менеджмента дорожно строительной организации

УДК339.137.2

В. В. Нотченко, О. В. Виноградова, Т. В. Звягинцева

ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ И КОНКУРЕНТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ДАННОМ РЫНКЕ

В статье исследованы особенности рынка дорожных строительных работ, выявлена роль дорожного строительства для развития предпринимательства, уточнены взаимоотношения между заказчиком и подрядчиком, охарактеризованы фазы деятельности предприятий на рынке дорожных строительных работ. Также в статье уточнены характеристики дорожно-строительных предприятий, необходимые для успешного функционирования на рынке; осуществлена группировка характеристик.

Ключевые слова: рынок дорожно-строительных работ, особенности рынка дорожно-строительных работ, дорожно-строительные предприятия, фазы деятельности в дорожном строительстве, характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий.

Строительство дорог для нашей страны, обладающей большой площадью и территориальным рассредоточением населенных пунктов, имеет огромное значение. Кроме того, дороги являются важнейшим элементом транспортной инфраструктуры, развитие которой не только поддерживает необходимый уровень обеспечения населения страны общественными благами, но и является необходимым условием развития предпринимательства, роста деловой активности в регионах страны . Значение строительства дорог в экономике страны отражают данные таблицы 1, которые свидетельствуют, что «производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов» как вид строительных работ в последние годы занимает вторую позицию вслед за производством общестроительных работ по возведению зданий.

Как вид деятельности, строительство имеет ряд отличительных особенностей, выделяющих его из числа других видов деятельности. К общим особенностям строительства принято относить разнотипность конечной строительной продукции, технологическую взаимосвязанность операций строительного процесса, вариативность выполнения строительных работ, неоднородную сложность строительных работ, необходимость привлечения сторонних организаций к производству строительной продукции, роль климата и местных условий в строительных работах . К основным особенностям дорожного строительства, помимо общепризнанных особенностей строительства, следует отнести небольшой объем работ, выполняемых на одном участке, необходимость ведения работ на различных объектах, удаленность объектов друг от друга . Все это, с учетом определенной последовательности работ, определяет специфичность технологии дорожного строительства, по сравнению с другими видами строительных работ.

Оценивая особенности рынка дорожно-строительных работ, сформировавшегося в России, можно отметить, что взаимодействие двух ключевых фигур любого рынка, покупателя и продавца, на данном рынке носит весьма специфический характер:

в роли покупателя в подавляющем числе случаев выступают государственные или муниципальные органы власти, в роли продавца - конкурирующие между собой дорожно-строительные предприятия. Причем действия покупателя, называемого, как правило, Заказчиком, строго регламентированы законодательством Российской Федерации, отражающем как порядок размещения государственных и муниципальных заказов, так и строгий контроль за их исполнением, т. е. за качеством выполненных строительных работ. В рамках законодательства Заказчик устанавливает требования к качеству работ, используемым при производстве работ материалам, срокам проведения дорожно-строительных работ .

Таблица 1

Структура работ, выполненных собственными силами организаций

по виду деятельности «Строительство» (в % к итогу)

№п/п Виды строительных работ 2012 2013 2014 Изменение за период

1 Строительство всего, в том числе: 100 100 100

2 производство общестроительных работ по возведению зданий 31,6 35,1 38,0 + 6,4

3 производство общестроительных работ по прокладке местных трубопроводов, линий связи и линий электропередачи 12,5 10,7 10,2 - 2,3

4 производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог 11,7 10,2 9,1 - 2,6

5 производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов 11,5 12,1 11,0 - 0,5

6 монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений 8,2 8,2 8,4 + 0,2

7 подготовка строительного участка 6,2 5,8 5,3 - 0,9

8 производство общестроительных работ по строительству электростанций и сооружений для горнодобывающей и обрабатывающей промышленно сти 2,8 2,9 3,6 + 0,8

9 монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций 2,8 2,8 3,0 + 0,2

10 производство отделочных работ 0,8 0,7 0,9 + 0,1

11 прочие виды строительных работ 11,9 11,5 10,5 - 1,4

Продавец же, именуемый в сфере дорожного строительства Подрядчиком, вынужден заранее до получения заказа доказать заказчику, что он является лучшим из всех претендентов на получение заказа. При этом, основным критерием отбора является цена выполнения работ, вследствие чего потенциальный исполнитель дорожных работ должен обладать более ярко выраженной возможностью снижения конкурсной цены, чем конкуренты, при условии надлежащего выполнения требований к качеству работ. Кроме возможности снижения конкурсной цены, Подрядчик (предприятие дорожного строительства) должен также располагать финансовыми ресурсами для обеспечения заявок на участие в торгах и исполнения контрактов, а также способностями к привлечению трудовых и материальных ресурсов для выполнения дорож-

ных строительных работ в срок и с заданным качеством. Таким образом, существует определенная последовательность фаз осуществления деятельности по строительству автомобильных дорог (см. рис. 1).

Рис. 1. Фазы деятельности в дорожном строительстве

На первой фазе работники строительного предприятия изучают предложения Заказчиков, отслеживают и отбирают заказы на работы по строительству дорог, оценивают потенциальные возможности выполнения заказов, основываясь на полученной информации. Для данной фазы характерен постоянный контроль над рыночной ситуацией, включая мониторинг заказов и возможностей участия в конкурсах конкурентов.

Вторая фаза характеризуется изучением конкурсной документации; определением возможностей предприятия по исполнению технических требований Заказчика; оценкой возможностей предприятия снизить конкурсную цену для усиления своей конкурентной позиции при участии в конкурсе; рассмотрением вопроса привлечения субподрядных организаций при большом объеме работ; рассмотрением вопроса финансового обеспечения заявок на участие в торгах; подготовкой конкурсной документации к непосредственному участию в торгах. Дорожно-строительное предприятие, в данном случае Подрядчик, определяется Заказчиком по определенным конкурсным критериям, основным из которых является, как правило, наименьшая цена. Заказчик устанавливает стандартные требования к качеству работ, определяет характеристики материалов, используемых при производстве работ, ограничивает сроки проведения дорожных строительных работ и проявляет уверенность в том, что в любой момент может найти альтернативных подрядчиков . Данные обстоятельства предполагают, что у дорожно-строительного предприятия должны быть налажены устойчивые договорные отношения с другими предприятиями, по каким-либо обстоятельствам не участвующими в определенных конкурсах, но готовыми сотрудничать с данным предприятием на условиях субподряда. Кроме того, для финансового обеспечения исполнения контракта предприятию необходимо тесное сотрудничество с банками, т. к. для получения государственного или муниципального заказа предприятию необходимо заручиться возможностью получения кредита в банке или банковской гарантии. Немаловажное значение для соответствия требованиям Заказчика имеет уровень затрат на выполняемые работы у каждого потенциального подрядчика, т. к. чем он ниже, т. е. чем эффективнее используются ресурсы, тем большую степень «давления» на цену заказа может выдержать потенциальный подрядчик .

Если заявка данного предприятия и условия, на которых строительное предприятие готово выполнить заказ на дорожно-строительные работы, соответствует требованиям Заказчика в большей степени, чем аналогичные заявки и условия конкурентов, то данное предприятие получает заказ, заключается контракти осуществляется переход к третьей фазе цикла - выполнению работ. Дорожные строительные работы считаются завершенными, как правило, после истечения гарантийного срока .

Следуя логике предшествующих фаз, к третьей фазе деятельности, характерной для дорожного строительства, относятся следующие работы: планирование последовательности работ и затрат на их выполнение; организация эффективного проведения работ; организация и проведение технического и финансового контроля за процессом осуществления работ; организация сдачи выполненных работ. По своему содержанию данный этап, как правило, самый продолжительный и трудоемкий, т. к., по сути, он и определяет непосредственное содержание дорожно-строительных работ. В соответствии с этим, оптимальная организация действий в рамках данного этапа позволит предприятию получить запланированный доход, что, в свою очередь, зависит от того насколько предприятием исследованы и учтены условия внешней среды, влияющей на его деятельность непосредственно или опосредованно .

Работы по организации и проведению гарантийного контроля, созданию фондов гарантийного обслуживания, оптимизации затрат на гарантийное обслуживание, организацию работ по гарантийному обслуживанию отнесем к четвертой фазе цикла осуществления деятельности в сфере дорожного строительства.

Обобщая вышесказанное, представим характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий, определяющие их устойчивую конкурентную позицию, сгруппировав их по признаку природы возникновения (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий, определяющих

их устойчивую конкурентную позицию

№ п/п Признак группировки Характеристики деятельности дорожно-строительных предприятий

1 Экономические Соотношение прибыли и затрат, позволяющее при необходимости снизить цену за выполнение работ по заказу

2 Финансовые Возможность получения банковских гарантий

Наличие финансовых ресурсов или возможности для их привлечения для выполнения заказа

3 Ресурсные Технические возможности широкой вариации работ

Обладание правами и возможностями использования инновационных технологий

Доступ к необходимым для выполнения заказов материалам и другим ресурсам

Соответствующая требованиям квалификация персонала

4 Репутационные Доверительные взаимоотношения с субподрядчиками

Выполнение гарантийных обязательств в ретроспективный период

Отсутствие значимых юридических претензий со стороны партнеров по бизнесу и государственных органов

Достаточный опыт строительства дорог

5 Организационные Наличие возможностей и опыта быстрого и экономного перемещения ресурсов к месту дорожных работ (высокая мобильность)

Членство в Саморегулируемой организации (СРО)

Эффективная организация работ с учетом цикличности их выполнения

6 Рыночные Соответствие требованиям к работам как со стороны государственных и муниципальных заказчиков, так и частных заказчиков

Умение пользоваться своими конкурентными преимуществами с учетом особенностей инфраструктуры бизнеса

Готовность к кооперации с предприятиями-партнерами

Подводя итог исследования, необходимо отметить следующее.

1. Рынок дорожных строительных работ является весьма специфическим рынком, на котором доминирует рыночную власть Покупателя в лице государственных и муниципальных заказчиков, которые формируют цены; определяют требования к качеству работ, используемым материалам; утверждают сроки проведения дорожных строительных работ; решают путем конкурсного отбора какое предприятие будет выполнять заказ на строительство конкретной дороги.

2. На основе изучения деятельности дорожно-строительных предприятий при выполнении работ на условиях государственных или муниципальных заказов приходим к выводу, что деятельность по строительству дорог имеет определенную четкую последовательность (отбор заказов, получение заказа, выполнение работ по заказу, гарантийное обслуживание сданных заказчику объектов), что требует от предприятий, функционирующих на данном рынке, организации своей деятельности в точном соответствии с данными фазами.

3. На данном рынке, учитывая приведенные выше выводы, у предприятия меньше самостоятельности в принятии решений относительно сроков выполнения работ, применяемых материалов и технологий, чем на иных рынках.

4. Для успешного функционирования на рынке дорожных строительных работ предприятия должны обладать определенными характеристиками, чтобы быть способными достигать как целей точного следования требования заказчиков, так и целей эффективного функционирования собственного предприятия.

Стремление предприятий к соответствию отмеченным в данной статье характеристикам будет способствовать их более успешному функционированию на столь сложном и специфическом рынке, как рынок дорожного строительства.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 05.04.2016 г.) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Интернет-версия системы КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru

2. Виноградова О. В. Анализ и направления снижения затрат на материалы при дорожном строительстве // Вестник гражданских инженеров. 2014. № 5 (46). С. 112-116.

3. Нотченко В. В., Линева Е. Л. Оценка состояния транспортной инфраструктуры региона как необходимого условия развития предпринимательства // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2015. № 1 (211). С. 172-181.

4. Нотченко В. В. Содержание и классификация внешней и внутренней среды предприятия // Труды Псковского политехнического института. Псков: Издательство ППИ, 2011, № 14.2, С. 219-224.

5. Смирнов Е. Б., Евтюкова К. С. Состояние строительной отрасли в Российской Федерации / Е. Б. Смирнов, К. С. Евтюкова // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 267.

6. Степанов И. С. Экономика строительства: учебник / Под общ. ред. И. С. Степанова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2007. 620 с.

Нотченко Виктория Валентиновна - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

Виноградова Ольга Владимировна - аспирант кафедры экономики предпринимательства и инноваций, факультет экономики и управления, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

Звягинцева Татьяна Викторовна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления на предприятии, факультет менеджмента, Псковский государственный университет, Россия.

E-mail: [email protected]

V. V. Notchenko, O. V. Vinogradova, T. V. Zvyagintseva

THE FEATURES OF THE MARKET FOR ROAD CONSTRUCTION WORKS AND COMPETITIVE CHARACTERISTICS OF FIRMS OPERATING IN THIS

In article investigated features of the market for road construction works, the role of road constructionfor the development of entrepreneurship, clarified the relationship between the Customer and the Contractor, characterized by phases of activity of the enterprises in the market of road construction works. The article also clarified the characteristics of road construction companies, necessary for successful functioning on the market; made grouping characteristics.

Key words: market road construction, features of the market for road construction works, road construction companies, phases in road building, the characteristics of the activities of road-building enterprises.

About the authors

Notchenko Viktoriya Valentinovna, Doctor of Economic Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Economy and Management at the Enterprise, Management Faculty, Pskov State University, Russia.

E-mail: [email protected]

Vinogradova Olga Vladimirovna, Postgraduate student,Department of Business Economics and Innovations», Faculty of Economics and Management, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia.

E-mail: [email protected]

Zvyagintseva Tatiana Viktorovna, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economy and Management at the Enterprise», Management Faculty, Pskov State University, Russia.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Структура организации и обеспечение управления производственным процессом

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Выполняемые работы, производственный план на текущий год

В настоящее время дорожно-строительной организацией ООО "Стройхимсервис" производятся работы на следующих объектах:

1) Объект Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы.

Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир- Нижний Новгород - Казань- Уфа на участке км 856+500 - км 868 Республика Татарстан

2) Объект Ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" - от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга.

Ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва -Тверь-Новгород- Санкт-Петербург на участках: км 148+000 - 156+000км; км 152+860 - км 156+000; км 180+201 - км 193+610; км 193+610 - км 198+610. Тверская область

3) Множество объектов по г. Казань

3. Материально техническая база

3.1 Уровень технической оснащенности

Перечень технической оснащенности предприятия, участвующих в процессе работ:

· СУ1- участок по строительству инженерных сооружений

· СУ2- участок по строительству А/Б покрытия

· СУ3- участок по строительству дорожного основания

· СУ4- участок по озеленению и благоустройству

· Инженер по организации и безопасности движения;

· Инженер по охране труда;

· Лаборатория;

· Производственно технический отдел;

· Сектор экономики, труда и заработной платы;

· Отдел главного механика;

· Отдел бухгалтерского учета;

· Сектор правовой и организационно кадровой работы;

· Зав. складом.

· Асфальтобетонный завод;

· Инженер по экологии;

· Отдел геодезии;

· Отдел ввода объектов в эксплуатацию

4. Обеспечение производственного процесса материалами и готовыми изделиями, условия хранения и контроль качества материалов

Доставка материала осуществляется железно - дорожным транспортом и автомобилями. Поставка материала на асфальтобетонный завод зачастую осуществляется железно-дорожным транспортом.

Хранение материала производится на открытых промышленных складах. Модифицированный битум хранится в цистернах, к которым подведен подогрев, чтобы поддерживать постоянную температуру битума. Температура регулируется автоматически, при помощи компрессорных насосов. За этим следят варщики битума.

Контроль качества материалов осуществляется в производственной лаборатории на АБЗ, а также обеспечивает своевременное выявление несоответствий, причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.

Операционный контроль осуществляют производители работ, мастера и прорабы, персонал лаборатории и служба ОТ и КР, а также специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ в соответствии со схемами операционного контроля на выполнение соответствующего вида работ и входящих в состав технологических карт или документальных процессов. Схемы рабочих контролей являются основным рабочим документом контроля качества работ для прорабов, мастеров и строительной лаборатории.

Ответственность за операционный контроль и оформление документов контроля качества несет главный инженер. На него возлагается:

· Организация операционного контроля качества на объектах;

· Обеспечение контрольно- измерительными инструментами и необходимой документацией;

· Обучение линейных ИТР осуществлению операционного контроля.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128, СНиП 2.05.02-85, СНиП 3.06.03-85, проекта (сметы).

Испытания асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, отбор проб поводят по ГОСТ 12801.

Номенклатура контролируемых показателей зависит от вида и типа смеси и асфальтобетона, а также от стадии производства и области применения смеси.

При приемосдаточных испытаниях смесей отбирают по ГОСТ 12801 одну объединенную пробу от партии и определяют её показатели. Партией горячей смеси считают количество смеси одного состава, выпускаемое на одной установке в течение смены, но не более 600 т.

Периодический контроль качества смесей осуществляют не реже одного раза в месяц, а также при каждом изменении материалов, применяемых для приготовления смесей; однородность смесей рассчитывают ежемесячно.

Температура смеси при выпуске из смесителя и при отгрузке потребителю (отгрузке на собственный объект)должна соответствовать требованиям табл. 8

ГОСТ 9128. При отгрузке автотранспортом температуру смеси определяют в кузове каждого автомобиля. Температура смеси в автомобиле на объекте должна быть не ниже величины, регламентированной табл. 14 СНиП 3.06.03-85, и не должна превышать значений, приведенных в табл. 8 ГОСТ 9128.

В процессе строительства (при укладке в покрытие) контроль смеси и асфальтобетона выполняют в соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85.

Качество асфальтобетона определяют по показателям кернов (вырубок) в трех местах на 7000 м2 покрытия.

Суммарная удельная эффективная активность естественных радионуклидов контролируется регистрационным методом (по документам о качестве предприятия-поставщика). В случае отсутствия соответствующих данных изготовитель обеспечивает контроль при помощи компетентной специализированной лаборатории (по ГОСТ 30108). В качестве показателя удельной эффективной активности естественных радионуклидов асфальтобетонной смеси принимают большее из значений активности радионуклидов применяемых в ней минеральных материалов.

Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года: в весенний период - исключить переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами; в летний период - выполнить работы по очистке и восстановлению дефектов водоотводных устройств, обочин и откосов; в осенний период - предупредить переувлажнение земляного полотна атмосферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов.

Весенний период отличается неблагоприятным сочетанием природных факторов, в результате чего создаются условия, способствующие максимальному увлажнению земляного полотна. Поэтому весной основное внимание необходимо уделять регулированию, улучшению водно-теплового режима земляного полотна и прежде всего обеспечить поверхностный сток воды с обочин и откосов при таянии снега.

До начала интенсивного таяния снега проезжую часть, обочины и откосы полностью освобождают от снега и льда, что улучшает условия оттаивания грунтов земляного полотна. Для обеспечения пропуска талых вод производят очистку от снега и льда открытых лотков, приёмных колодцев, устьев труб, выпусков дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок, боковых канав и других водоотводных сооружений. Боковые канавы очищают автогрейдерами с кюветовосстановителями по всему их сечению или вручную путем устройства в снегу прорезей шириной 0,7 м на всю глубину канавы. У малых мостов и труб убирают шиты, закрывающие их отверстия, удаляют лёд и снег на ширину, равную ширине отверстия и на длину не менее 30 м вверх и вниз от искусственного сооружения.

Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не может быть быстро удалён, в этих отложениях через каждые 30-50 м по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5-0,7 м на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега и обеспечить её быстрый стоке поверхности дороги (рис.1)

Рис. 1. Схема обеспечения отвода воды, образующейся при таянии снега: а - полная очистка земляного полотна и кюветов от снега; b - устройство продольной прорези в снегу вдоль кювета; с, d - устройство поперечных и продольной прорези в снегу; 1 - отложения снега; 2 - продольная прорезь; 3 - поперечная прорезь

Если на откосах выемок имеется выход на поверхность грунтовых вод, необходимо производить очистку поверхности откоса от снега с удалением его за пределы выемки, не допуская дополнительного увлажнения грунта откосов талыми водами. Особенно это необходимо выполнять на участках, ориентированных на север.

С началом весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Первый признак - появление в отдельных местах на покрытии продольных и поперечных трещин, влажных пятен (покрытие как бы «потеет»). Число трещин постепенно увеличивается, они соединяются, образуя сетку трещин.

Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие, является прокопка осушительных дренажных прорезей на неукреплённых обочинах. Прорези роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 4-8 м одну от другой. Они имеют ширину 0,25-0,5 м, а глубина равна толщине дорожной одежды с подстилающим песчаным слоем. Дну их придается уклон в сторону откоса 40-50 ‰. Воронки, соприкасаясь с тёплым воздухом и подвергаясь прямому нагреву солнечными лучами, способствуют быстрейшему оттаиванию земляного полона и отводу образующейся воды.

Воздушные воронки остаются открытыми до просыхания грунта, что представляет существенную опасность для движения автомобилей. Поэтому на таких участках должны быть установлены соответствующие дорожные знаки и ограждения, снижена скорость движения.

Если признаки пучинообразования всё же появились, необходимо предохранить покрытие от разрушения. Для этого на пучинистом участке устраивают «подушку» из котельного шлака, несмёрзшегося сухого песка или гравийно-песчаной смеси слоем 10-15 см. На «подушку» укладывают деревянные щиты или временное колейное покрытие. На отдельных участках, где дорожная одежда обладает малой прочностью, движение переносят на объезды или ограничивают скорость и грузоподъёмность автомобилей. Такие участки ограждают барьерами, устанавливают указатели и знаки ограничения скорости и грузоподъёмности.

Борьбу с пучинами прекращают, когда грунт земляного полотна полностью оттает и просохнет. С проезжей части убирают настилы, щиты, маты, шлак и песок, засыпают прорези на обочинах. После просыхания грунта прорези засыпают гравием или щебнем и уплотняют до требуемых норм.

На пучинистых участках необходимо устранить причины пучинообразования. В противном случае пучины на следующий год могут возникнуть вновь и опять потребуется устройство воздушных воронок. Вместо этого для отвода воды из переувлажнённого грунта при весеннем оттаивании могут быть устроены фильтры из геотекстиля, к которым подтягивается вода из земляного полотна и песчаного основания и выпускается на откос или высыхает (рис.2) Фильтры представляют собой оболочку из геотекстиля диаметром 15-20 см длиной от 1 м до 3 м, плотно заполненные отходами геотекстиля. Они укладываются в траншеи, отрытые на всю глубину дорожной одежды так, чтобы один конец фильтра выходил на откос, и засыпаются грунтом. Расстояние между фильтрами составляет 5-10 м.

Рис. 2. Дренирующие фильтры из геотекстиля

Места на покрытии, подвергшиеся разрушению или деформациям, исправляют. В конце весны устраняют повреждения земляного полотна: засыпают промоины, исправляют бровки обочины (рис.3), убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы.

Рис. 3. Характерные дефекты неукреплённых обочин: а - зарастание сорной травой; b - образование желоба у кромки проезжей части; с - нарастание обочин; d - занижение обочин; е - колеи на обочинах; f - общая деформация обочин

В летний период выполняют работы по уходу за обочинами, откосами, водоотводными канавами и полосой отвода путём устранения мелких деформаций и разрушений: обочины, откосы, разделительную полосу и полосу отвода освобождают от мусора, посторонних предметов, скашивают сорную траву и вырубают кустарник. Для борьбы с сорняковой растительностью используют скашивание травы косилками или применяют химические вещества - гербициды в виде растворов и суспензий (табл.1).

Таблица 1

Наименование гербицида

Краткая характеристика

Норма расхода, кг/га

всходов сорных растений

Порошок, близкий по составу к монурону. Применяют так же, как монурон

Порошок содержит около 50 % химического продукта. Применяют в виде суспензии. Опрыскивают почву до появления всходов сорняков. Можно опрыскивать и уже взошедшие растения, но действие в этом случае слабее

Порошок содержит 50 % химического продукта. Применяют в виде суспензии. Опрыскивают почву до всходов сорняков

Порошок содержит около 85 % химического продукта. Проникает в растения через опрыснутые листья. Применяют в виде раствора, когда высота растущих сорняков достигнет 10-20 см

ТХА (трихлорацетат натрия)

Порошок содержит около 85 % химического продукта. Эффективно подавляет как однолетние, так и многолетние сорняки. Применяют в виде раствора опрыскиванием почвы. Способен сохранять в почве свои токсические свойства до 4 месяцев

Сульфамат аммония

Порошок содержит около 70-90 % химического продукта. Можно применять для борьбы с травянистой и с нежелательной древесно-кустарниковой растительностью. Используют в виде раствора для опрыскивания растительности

Применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями. Для распределения гербицидов применяют прицепные и навесные опрыскиватели разных марок на факторах и самоходных шасси, а также поливомоечные машины. При использовании гербицидов следует соблюдать требования правил охраны труда и техники безопасности в связи с их токсичностью для людей и животных.

Все работающие с гербицидами должны быть обеспечены комбинезонами, сапогами, рукавицами, защитными очками, респираторами или марлевыми повязками с ватной прокладкой. Продолжительность работы с гербицидами - не более 5-6 ч в день. На участках, где применяют гербициды, и в местах их приготовления нельзя принимать пищу, курить, хранить пищу в карманах. Перед приемом пищи необходимо снять спецодежду, вымыть с мылом руки и лицо, прополоскать рот и горло. По окончании работы спецодежду нужно сдать в отведённое для её хранения помещение, вымыться или принять душ. Категорически запрещается уносить домой спецодежду или индивидуальные средства зашиты.

Хранят гербициды в прочной, хорошо закрытой таре на отдельном складе. После работы опрыскивающую аппаратуру и тару, в которой готовили растворы, следует тщательно очистить, промыть горячей водой и сдать на склад. Остатки рабочих растворов закапывают в землю на глубину не менее 1 м вдали от жилых построек, скотных дворов, источников питьевой воды. На обработанных гербицидами участках запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, кошение травы, пока не истечёт 15 дней со времени обработки.

В осенний период проводят работы по предупреждению переувлажнения грунтов земляного полотна весной следующего года. Водоотводные канавы, устья водопропускных устройств и выпуски из дренажей систематически очищают от посторонних предметов и грязи с целью подготовки их к пропуску наибольшего расхода весенних вод. Отверстия малых мостов и труб закрывают щитами с целью не допустить попадание снега в сооружения. Производят планировку и срезку неукреплённых обочин для устранения колеи и ликвидации застоя воды. Автогрейдерами тщательно планируют откосы и канавы на снегозаносимых участках.

Укрупнённые показатели на основные работы по содержанию земляного полотна и полосы отвода приведены в таблице 2.

Таблица 2

Вид работ

Средства механизации

наименование

кол-во маш.-ч

профессия и квалификация

кол-во чел.-ч

Земляное полотно и система водоотвода

Кюветовосстановитель ДЭ-9 на автогрейдере ДЗ-31-1

Машинист 6-го разряда

Водитель 3-го класса

Дорожные рабочие 2-го разряда

Очистка труб весной от снега, льда и наносов с вывозом мусора

Оборудование для Т-927 на комбинированной дорожной машине КДМ-130А, Автомобиль Камаз с грейфером

Водитель 3-го класса

Дорожный рабочий 3-го разряда

Водитель 3-го класса

Рытье и засыпка осушительных воронок на обочинах весной на пучинистых участках

Машина ЭД-201 на колесном тракторе «JCB» 3cx для рытья дренажных прорезей

Машинист 5-го разряда

Планировка откосов и засев травами

Автогрейдер Caterpillar

Машинист 6-го разряда

Машина для гидропосева СД-101

Водитель 3-го класса

Дорожный рабочий 2-го разряда

Окашивание откосов и уборка скошенной травы

Водитель 3-го класса

Дорожный рабочий 2-го разряда

Комбинированная дорожная машина КДМ-130А

Машинист 4-го разряда

Автомобиль ЗИЛ ММЗ-555

Водитель 3-го класса

Автогрейдер Caterpillar

Машинист 6-го разряда

Машинист 5-го разряда

Автомобиль ЗИЛ ММЗ-555

Водитель 3-го класса

Комбинированная дорожная машина КДМ 130А

Машинист 4-го разряда

Автогрейдер ДЗ 31-1

Машинист 6-го разряда

Каток ДУ-11

Машинист 6-го разряда

Косилка ЭД-101 на колёсном тракторе «Беларусь» МТЗ-50

Машинист 4-го разряда

Дорожный рабочий 2-го разряда

Планировка полосы для обеспечения стока

Бульдозер ДЗ-37

Машинист 4-го разряда

Автогрейдер ДЗ-31-1

Машинист 6-го разряда

Полоса отвода

Сбор мусора, погрузка и вывоз его с полосы

Автомобиль ЗИЛ ММЗ-555 с грейфером

Водитель 3-го класса

Дорожный рабочий 2-го разряда

Окашивание полосы и уборка скошенной травы

Косилка ЭД-101 на колёсном тракторе «JCB» 3cx

Машинист 4-го разряда

Дорожные рабочие 3-го разряда

Дорожные рабочие 2-го разряда

Имеющиеся в полосе отвода объездные и временные дороги необходимо поддерживать в рабочем состоянии путём периодического профилирования. В то же время при стихийном возникновении въездов и съездов с дороги они должны быть уничтожены, а движение по ним запрещено. На разрешённых въездах и съездах должно быть устроено твёрдое покрытие в зависимости от типа грунта на расстоянии не менее 100-300 м от основной дороги, чтобы избежать её загрязнения.

6. Технология работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог

6.1 Техника безопасности

Вводный (общий) инструктаж по безопасным методам работ проводят со всеми рабочими, поступающими в строительную организацию, независимо от их профессии, стажа и характера будущей работы. Инструктаж проводят применительно к местным условиям производства по приведенному перечню вопросов.

Ознакомительный инструктаж проводится начальником отдела охраны труда. На рабочем месте проводится первичный инструктаж, а также первичный инструктаж перед вновь выполняемой работой прорабом.

Поступающих на работу ознакомляют с вопросами, касающимися трудового законодательства, производственного травматизма, требований безопасности, требований организации и содержания рабочего места.

Прошедшего инструктаж прикрепляют к опытному рабочему для стажировки на 2 - 3 дня.

6.2 Основные виды работ, выполняемых при капитальном ремонте и ремонте земляного полотна и системы водоотвода

В зависимости от состояния земляного полотна и системы водоотвода в процессе эксплуатации дороги возникает необходимость выполнения различных видов ремонтно-восстановительных работ, связанных с повышением устойчивости и работоспособности земляного полотна, совершенствованием формы и приведением его геометрических параметров в соответствие с нормативными требованиями.

По особенностям технологии выполнения работы по капитальному ремонту и ремонту земляного полотна и системы водоотвода можно разделить на две группы:

работы, технология выполнения которых не отличается от технологии возведения земляного полотна при строительстве новых дорог; работы, технология выполнения которых отличается от технологии работ при строительстве дорог.

К первой группе относятся предусмотренные в составе капитального ремонта работы по поднятию земляного полотна на подтопляемых и снегозаносимых участках, по устройству земляного полотна и водоотвода на площадках для остановки, стоянках автомобилей, площадках для отдыха, при строительстве подъездных дорог и объектам дорожно-ремонтной службы, историческим и достопримечательным местам, а также работы по устройству новых дренажей, системы водоотвода, осушительных канав, берегозащитных и противоэрозионных сооружений и ряд других работ. К этой же группе можно отнести предусмотренные в составе ремонта работы по восстановлению размытых и разрушенных участков дорог, поднятию небольших по протяженности участков земляного полотна на сырых или снегозаносимых местах, срезку откосов выемок, устройство аккумуляционных полок в выемках и ряд других работ.

Ко второй группе относятся предусмотренные в составе капитального ремонта работы по исправлению параметров земляного полотна на участках смягчения продольного профиля, обеспечению видимости в продольном профиле и плане и ряд других работ. К этой же группе можно отнести предусмотренные в составе ремонта работы по восстановлению земляного полотна на участках пучинообразования, укрепительные и другие работы, обеспечивающие устойчивость существующего земляного полотна, работы по сплошной прочистке водоотводных канав, укреплению стенок и дна канав на участках, подверженных размыву, и ряд других работ.

При периодических изменениях классификации работ по ремонту и содержанию дорог работы различных технологических групп могут переходить из одного вида ремонта в другой по причинам, не зависящим от технологии их выполнения.

Работы, технология выполнения которых не отличается от технологии строительства новых дорог, описываются в справочной энциклопедии дорожника по строительству и реконструкции автомобильных дорог.

В данном томе рассматриваются работы, технология выполнения которых отличается от технологии строительства новых дорог.

6. 3 Подготовительные работы к ремонту земляного полотна и водоотвода

Состав подготовительных работ и очередность их выполнения

Подготовительные работы должны быть выполнены, как правило, до начала основных работ по ремонту земляного полотна и системы водоотвода. В некоторых случаях часть этих работ может выполняться одновременно с основными операциями по ремонту дороги.

В состав основных подготовительных работ входят: создание геодезической разбивочной основы, перенос кабельных линий электропередачи, линий связи, различных трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций; расчистка дорожной полосы и территорий, отведенных под карьеры и резервы; подготовка и усиление местных дорог, на которые планируется перевести движение с ремонтируемой дороги или строительство объездных дорог, а также строительство временных дорог к грунтовым карьерам и карьерам песчаных, гравийных и каменных материалов.

В состав дополнительных работ и мероприятий входят: снятие существующих знаков, ограждений, направляющих столбиков, столбов мачт для осветительных фонарей; разборка и удаление павильонов на автобусных остановках; разборка укреплений откосов, водоотводных лотков и канав; разработка схем движения транспорта на участке ремонта дороги и т.д.

Геодезической разбивочной основой на местности служат знаки, закрепляющие в плане вдоль дороги вершины углов поворотов и главные точки кривых, а также точки на прямых участках не реже чем через 1 км и реперы вдоль дороги не реже чем через 2 км.

Основные знаки и реперы должны иметь надёжную конструкцию в виде столбов или свай, установленных за границами полосы отвода в соответствии со специальными требованиями.

Перед выполнением земляных работ производится детализация геодезической разбивочной основы. При этом делают разбивку всех пикетов и плюсовых точек с выноской за полосу отвода; устанавливают дополнительные реперы у насыпей высотой свыше 3 м за пределами подошвы, у выемок глубиной более 3 м за бровками откосов, у перестраиваемых труб и других искусственных сооружений; устанавливают промежуточные реперы на пересечённой местности; разбивают круговые и переходные кривые с выноской и закреплением промежуточных точек.

Детальную разбивку можно выполнять не одновременно на всей протяжённости ремонтируемой дороги, а по мере продвижения фронта работ - с заделом, учитывающим скорость потока работ.

На участках, где предусмотрены уширение земляного полотна, смягчение продольного уклона, замена пучинистого грунта на непучинистый, снимают существующие столбики, ограждения, мачты освещения, павильоны на автобусных остановках и всё другое инженерное оборудование и обустройство, которое может помешать производству работ по возведению земляного полотна и дорожной одежды. Разборке подлежат также укрепления откосов насыпей и выемок, водоотводных лотков и канав.

На участках двустороннего уширения все работы выполняют с обеих сторон дороги, а на участках одностороннего уширения - с одной стороны.

Большие трудности при ремонте дороги возникают с переносом и переустройством воздушных, наземных и подземных коммуникаций. Как правило, за время от строительства до ремонта дороги она обрастает различными видами коммуникаций, имеющих, а чаше не имеющих отношения к самой дороге. Это линии технологической и общей связи, проводной и кабельной, линии электропередачи в виде воздушных линий или кабелей высокого напряжения, наземных и подземных трубопроводов, коллекторов и других коммуникаций. Чаше всего эти коммуникации расположены в полосе отвода дороги или на определённом расстоянии от неё и могут быть повреждены в процессе производства работ по ремонту дороги. Нередки случаи, когда кабели линий связи и электроснабжения осветительных систем уложены непосредственно в тело земляного полотна. Поэтому необходимо уделять особое внимание работам по переносу и переустройству инженерных коммуникаций, обозначению мест их расположения около дороги.

Работы по переносу и переустройству коммуникаций должны производиться по специальным проектам специализированными организациями по отдельному графику, согласованному с подрядной организацией, осуществляющей основные работы по ремонту дороги. В случаях, когда возведение земляного полотна опережает устройство пересекающих дорогу подземных коммуникаций, необходимо по согласованию с заинтересованными организациями предусматривать предварительную укладку кожухов или других устройств для последующей прокладки коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.

До начала земляных работ расчищают дорожную полосу и площади, отведенные для карьеров, резервов, зданий и сооружений, от леса, кустарника, пней, порубочных остатков, крупных камней, строительного мусора и т.д.

Расчистку дорожной полосы осуществляют по отдельным участкам в порядке очерёдности выполнения земляных работ теми же методами и средствами, что и при строительстве новых дорог.

Боковые кювет-резервы, из которых возведены насыпи, особенно во II дорожно-климатической зоне, как правило, зарастают болотной растительностью и влаголюбивым кустарником. Работы по расчистке дорожной полосы производят кусторезом или бульдозером в летнее время и в начале сухой осени, поскольку весной в резервах и водоотводных канавах имеется поверхностная вода.

После расчистки дорожной полосы на всей площади, где предусмотрены земляные работы, снимают плодородный слой почвы на глубину, определенную проектом, и укладывают его в отвалы для последующего использования при восстановлении (рекультивации) нарушенных и малопродуктивных сельскохозяйственных земель, а также при благоустройстве площадок.

Снятие плодородного грунта выполняют автогрейдерами и бульдозерами. На участках высоких насыпей и глубоких выемок эти работы выполняют скребком или ковшом экскаватора с телескопической стрелой.

Особое место в подготовительных работах занимают мероприятия по организации движения автомобилей при ремонте дороги, которое существенно возрастает из-за движения построечного транспорта.

Организация движения транспортного потока решается с учётом интенсивности движения, видов работ по ремонту дороги, протяжённости ремонтируемых участков, наличия других дорог, рельефа местности и других местных условий.

Лучшим для безопасного производства работ является вариант переноса движения с ремонтируемого участка дороги на другие дороги, идущие в том же направлении. Во многих случаях для снятия движения с ремонтируемого участка дороги на время производства работ строят специальные объезды. Тип и капитальность дорожных одежд на объездных дорогах должны соответствовать интенсивности переведенного на них автомобильного движения с учётом намечаемого срока действия объездной дороги.

Распространённым является вариант закрытия одной половины проезжей части с пропуском движения по другой половине. Для этого устраивают дорожную одежду на всю ширину обочины и организуют дополнительную полосу движения.

Во всех случаях необходима разработка специальных схем организации движения, расстановка знаков, ограждения и освещения участков производства работ в соответствии с требованиями действующих правил.

6.4 Ремонт покрытий и дорожных одежд

К ремонту асфальтобетонных покрытий относят работы по устройству слоев износа, шероховатых и защитных слоев, работы по обеспечению ровности и шероховатости покрытий, ликвидации колей глубиной до 45 мм, а также восстановлению покрытий способами и методами, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия.

К капитальному ремонту дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием относят работы по усилению дорожных одежд с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой дополнительных слоев основания и покрытия; уширению дорожной одежды до норм, соответствующих категории ремонтируемой дороги; ликвидации колей глубиной более 45 мм с заменой нестабильных слоев методами фрезерования и регенерации; устройству вновь дорожных одежд в местах исправления и перестройки земляного полотна и другие работы.

Как правило, ремонт покрытий и дорожных одежд выполняют в составе общего комплекса работ по ремонту дороги в соответствии с проектом, разработанным на основании результатов диагностики и детального обследования транспортно-эксплуатационного состояния дороги. Конкретный метод ремонта выбирают в зависимости от состояния дороги, интенсивности движения, наличия материалов и дорожной техники, установленных сроков ремонта и объёмов работ, возможности объезда ремонтируемого участка.

Независимо от применяемого способа ремонта в процессе его выполнения имеется определенная последовательность операций и работ, которую необходимо проанализировать при подготовке проекта организации работ и скорректировать с учётом конкретных условий. При этом все работы можно разбить на несколько этапов: подготовительные работы; приготовление и доставка материалов; распределение и разравнивание материалов; уплотнение; заключительные работы и уход за отремонтированным участком и организация движения.

Подготовительные работы включают в себя:

· оценку условий проведения ремонта, изучение и анализ проектно-сметной документации, уточнение видов и объёмов работ; условий поставки материалов;

· подбор оптимальных составов машин и оборудования, проверка их готовности к работе; составление технологических карт и графиков организации работ;

· организацию контроля качества материалов и работ;

· организацию движения на участке ремонта путём установки ограждений и временных знаков, устройства разметки, освещения; устройство съездов, объездов или временных дорог;

· очистку, мойку, подгрунтовку старого покрытия, выполнение работ по заделке трещин, выбоин и устранению других дефектов;

· устройство выравнивающего слоя.

Состав подготовительных работ может быть сокращён или расширен в зависимости от конкретных условий.

Перед укладкой слоев износа, шероховатых слоев, слоя поверхностной обработки или слоя усиления необходимо выполнить работы по текущему ремонту: заделать трещины и провести ямочный ремонт, исправить кромки и устранить другие мелкие повреждения. Если ямочный ремонт производят горячей смесью, то после заделки выбоин можно сразу укладывать слой износа способом поверхностной обработки или другим способом.

Если ямочный ремонт производится с применением холодных смесей, то слои износа, защитные, шероховатые и другие слои можно устраивать через 10-12 дней, когда произойдёт доуплотнение и формирование отремонтированных мест под движением автомобилей.

Устранение неровностей может производиться фрезерованием или укладкой выравнивающего слоя. Незначительные неровности могут устраняться за счёт увеличения расхода основного материала при устройстве защитного слоя или слоя износа. Для устранения неровностей до 40 мм укладывают выравнивающий слой из мелкозернистых асфальтобетонных смесей, а при неровностях более 50 мм - из крупнозернистых смесей.

Приготовление и доставка материалов . Способ приготовления и доставка материалов к месту их укладки зависит от выбранного способа ремонта и технологии работ.

На место производства работ могут доставляться исходные материалы в виде щебня, песка, битума или битумной эмульсии и др., из которых приготавливается смесь и укладывается. Может доставляться готовая смесь, приготовленная в стационарной установке на заводе или в передвижном смесителе в процессе движения от места загрузки к месту укладки. В любом случае необходимо заранее уточнить требования к качеству и составу материалов, условиям их приготовления и транспортировки и организовать контроль качества.

Особое внимание необходимо обращать на сохранение температуры горячих и тёплых смесей в процессе транспортировки. В зависимости от температуры воздуха и требований к температуре материала может быть ограничена дальность транспортировки или возникнет необходимость дополнительных мер по поддержанию температуры путём обогрева и утепления кузова или ёмкостей транспортных машин.

При транспортировке некоторых материалов пластичной консистенции происходит их расслаивание, для предупреждения которого необходимо применять принудительное перемешивание в процессе доставки. Рыхлые материалы, в том числе асфальтобетонные смеси в процессе транспортировки, погрузки и разгрузки подвержены сегрегации, то есть разделению по фракциям, что может служить причиной неоднородности слоев покрытия из этих материалов. Во избежание этого явления необходимо соблюдать требования к способам погрузки, разгрузки и подачи материалов в укладочные машины, особенно при использовании для транспортировки автомобилей очень большой грузоподъёмности. Важно обеспечить контроль качества материалов на месте укладки, предусмотренной нормами.

Распределение и разравнивание . Укладка, распределение и разравнивание выполняются различными машинами и оборудованием в зависимости от применяемых материалов и технологии работ. При этом важное значение имеет соблюдение требований к погодным условиям и состоянию поверхности, на которую укладывается материал, к температуре материала, к толщине укладываемого материала с учётом запаса на уплотнение, его однородности, равномерности, ровности. Выполнение большинства этих требований зависит от настройки и качества управления рабочих органов укладочных и распределяющих машин. Поэтому их настройка и подготовка к работе требует особого внимания.

Уплотнение . Выбор средств уплотнения, схем движения, количество проходов катков или других уплотняющих машин зависит от применяемых материалов, технологии и укладывающих машин.

Степень уплотнения материала является одним из главнейших факторов, определяющих прочность, водонасыщаемость и другие физико-механические свойства слоев покрытия и дорожной одежды. Для материалов, укладываемых в горячем состоянии, особое значение имеют требования к температуре смеси в момент начала и окончания уплотнения. Поэтому необходим контроль за температурой материала в момент уплотнения, за соблюдением требований, за числом проходов катков и схемой их движения, а также за достигнутой плотностью уложенного слоя. Материалы, укладываемые тонкими слоями в жидком виде и холодном состоянии, не требуют уплотнения.

Заключительные работы . После выполнения основных операций по ремонту необходимо выполнить заключительные работы, состав и объём которых зависят от способа ремонта и применяемого материала.

Так, для слоев износа, устроенных с применением катионных эмульсий, движение можно открывать после распада эмульсии и испарения воды, которая происходит в короткий промежуток времени. Для слоев поверхностной обработки необходимо ограничение скорости и регулирование движения по ширине проезжей части на период формирования структуры уложенного слоя, который составляет 10-12 дней.

В состав заключительных работ входит снятие временных знаков и разметки, установка новых знаков и нанесение линий разметки, закрытие и ликвидация временных съездов и объездов.

При ремонте дорожных одежд и покрытий широко применяют машины и оборудование, используемые при строительстве дорог. Кроме того, применяют специальные машины и оборудование, предназначенные для ремонтных работ. К таким машинам относят асфальторазогреватели, машины и оборудование для фрезерования и для регенерации старых покрытий, машины для уширения дорожной одежды и устройства краевых полос и др.

6. 5 Регенерация покрытий и нежёстких дорожных одежд

Методы горячей регенерации на месте, на дороге и методы горячего ресайклинга (Регенерация - восстановление утерянных свойств материала; ресайклинг или рециклинг - повторное использование материала.). Различают 4 основных метода этой группы: выравнивание и восстановление формы покрытия без добавления новой смеси; с добавлением новой смеси, но без перемешивания; с добавлением новой смеси и с перемешиванием; с добавлением новой смеси и её перемешиванием со старой и с одновременной укладкой нового слоя асфальтобетона. Первые два метода на автомобильных дорогах практически не применяются.

В любом способе горячей регенерации одной из основных операций является разогрев старого асфальтобетонного покрытия. Задача состоит в том, чтобы плавно разогреть обрабатываемый слой асфальтобетона до температуры его переработки и при этом не перегреть вяжущее, которое при высокой температуре ухудшает свои свойства за счёт испарения лёгких фракций и выгорает, если нагрев превышает температуру вспышки вяжущего, равную 180-220°С для вязких и 45-110°С для жидких битумов. Температура переработки асфальтобетона на вязких битумах колеблется от 100 до 150°С, редко до 180-200°С.

Нагрев асфальтобетонного покрытия осуществляется при помощи газовых горелок инфракрасного излучения, объединенных в блоки или панели разогревателя. Сразу после полного включения панелей горелок, которые расположены над поверхностью покрытия на высоте не менее 5 см, идёт быстрое нагревание верхнего слоя асфальтобетона, от которого тепло передаётся вниз (рис. 4).

Рис. 4. Температурный режим разогреваемого слоя: цифры на кривых - время нагрева в минутах

Режим разогрева слоя регулируют изменением давления в газовой системе, изменением положения панелей над поверхностью покрытия или скорости движения разогревателя.

Исходя из ограничений по температуре вспышки битума максимальная продолжительность непрерывного нагрева поверхности асфальтобетона не должна превышать 2,5-3 мин при температуре воздуха 20°С. После этого необходимо понизить температуру нагревания или сделать перерыв в подаче тепла и затем продолжить нагрев до тех пор, пока температура всего слоя на глубину рыхления достигнет требуемых значений (рис.5).

Рис. 5. Прерывистый (щадящий) режим разогрева асфальтобетонного покрытия при скорости движения разогревателя 2 м/мин; Т - температура нагрева, °С; t н - продолжительность работы горелок; t р - продолжительность перегрева в работе горелок; цифры на кривых означают глубину слоя прогрева, см

Теплообмен в слое протекает неравномерно. Вначале поверхность нагревается быстрее, чем нижние слои. К моменту рыхления верхние слои остывают, но нижние за счёт теплопроводности аккумулированного тепла продолжают набирать температуру. Это обеспечивает при перемешивании среднюю стабильную температуру 80-100°С.

Как правило, разогрев производится при медленном движении блока горелок в две или три ступени. Сначала разогрев производят самоходным асфальторазогревателем для предварительного разогрева до температуры поверхности 90-100°С, затем в одну или две ступени окончательного разогрева до требуемой температуры.

Длина каждой панели или блока горелок определяется в зависимости от скорости движения разогревателя и допустимой максимальной продолжительности непрерывного нагрева асфальтобетона. При скорости движения разогревателя 2 м/мин и продолжительности нагрева 2,5 мин длина панели горелок составляет 5 м. При большей скорости движения длина панели увеличивается.

Глубину рыхления, которую разогревают до рабочей температуры, принимают не менее толщины слоя регенерации, которая зависит от крупности зёрен щебня или песка в асфальтобетоне, но не менее:

20 мм для песчаных смесей;

25 мм для щебёночных смесей с зёрнами размером до 15 мм;

35 мм для щебёночных смесей с зёрнами размером до 20 мм.

Обычно глубину разогрева принимают от 30 до 60 мм в зависимости от толщины верхнего слоя асфальтобетона и максимальной глубины рыхления, которую может обеспечить термосмеситель.

Выравнивание и восстановление формы покрытия с добавлением новой смеси и её перемешивание со старой

Этот метод называется термопрофилированием, или Remix, а машины для его реализации называют Remixer. Из всех методов горячей регенерации метод термопрофилирования и машины ремиксеры разных фирм и модификаций получили наибольшее распространение.

Метод термопрофилирования применяют в том случае, когда существующее покрытие имеет много дефектов в виде трещин, колей, сетки трещин, а также когда необходимо усилить старое покрытие. Для этого к снятому и разрыхлённому материалу старого покрытия добавляют новый материал в количестве 25-50 кг/м 2 при ремонте без усиления и до 150 кг/м 2 при ремонте с усилением.

Для подбора состава добавляемой смеси с учётом свойств старого асфальтобетона из покрытия отбирают пробы (керны), изучают состав старой смеси, проектируют требуемый состав с учетом условий движения и эксплуатации дороги. Назначают вид и состав добавляемой смеси так, чтобы после ее перемешивания со старой смесью получить асфальтобетон с требуемыми свойствами. Старый и новый материал перемешивают в мешалке, получают однородную смесь, которую укладывают в виде одного слоя покрытия. Глубина фрезерования старого покрытия может достигать 50-60 мм.

Метод позволяет скорректировать зерновой состав старого асфальтобетона, устранить последствия старения битума, повысить шероховатость покрытия и обеспечить хорошую связь между регенерированным слоем и старым покрытием.

Технологический процесс метода термопрофилирования включает в себя следующие основные операции (рис. 6):

Рис. 6. Последовательность технологических операций, выполняемых при термопрофилировании: 1 - покрытие до ремонта; 2 - нагрев; 3 - рыхление; 4 - сбор разрыхлённой смеси, добавление новой, перемешивание; 5 - разравнивание, предварительное уплотнение; 6 - окончательное уплотнение; 7 - готовое покрытие

Оборудование для выполнения этих операций состоит из трёх панелей горелок инфракрасного излучения для предварительного разогрева, смонтированных на отдельном шасси (разогреватель типа ДЭ-234), и термосмесителя типа ДЭ-232, в состав которого входят несколько блоков (панелей) нагревательных газовых горелок, ёмкости для сжатого газа, приемный бункер для новой смеси, рыхлитель-фреза, шнековый питатель для подачи нового материала в смеситель, мешалка (смеситель) принудительного действия, шнековый разравниватель и планирующий отвал, вибробрус для предварительного уплотнения и др. Современные ремиксеры при необходимости могут выполнять все виды горячей регенерации на дороге.

Работы начинают после очистки покрытия от пыли и грязи. Разогрев покрытия производят ступенчато. Вначале в течение 6-7 мин производят предварительный прогрев покрытия. Затем при рабочей скорости 1,2-1,3 м/мин прогревают покрытие в течение 10-20 мин в зависимости от температуры воздуха. После этого выходят на стационарный режим движения 2,5-3 м/мин, температуры нагрева 110-120°С. Минимальная продолжительность нагрева Т м при высоте нагревателя над поверхностью покрытия 50 мм для слоя толщиной 40 мм зависит от температуры воздуха t в :

t в ,°C 10 20 30 40

Т м , мин 8,8 8 6,9 5,9

После разогрева верхний слой покрытия фрезеруется и полученный гранулят подаётся в смеситель, куда вводится новая горячая смесь, которая перемешивается с гранулятом, укладывается и уплотняется.

Важно отметить, что укладка смеси ведется на горячее основание, что улучшает процесс слияния верхнего и нижнего слоев в единый монолит. В результате за один проход получается новое, более прочное покрытие, устраняются колеи, трещины и неровности (рис.7). Тем не менее обычно на слой регенерированного асфальтобетона укладывают защитный слой или дополнительный тонкий слой нового асфальтобетона.

Рис. 7. Вид покрытия до и после ремонта

7 . Внедрение рационализаторских предложений и новых технологий

дорожно строительная организация

а) Внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов - вторая стадия освоения инноваций, целью которой является обеспечение широкомасштабного освоения инновационной продукции и введение ее в хозяйственный оборот

б) Стадия внедрения включает реализацию в производственных условиях (при проектировании, реконструкции, строительстве, капитальном ремонте, ремонте и содержании дорог и дорожных сооружений) в одном или нескольких органах управления дорожным хозяйством (в одном регионе со сходными природно-климатическими и гидро-геологическими условиями) инновационной продукции, ранее прошедшей стадию опытно-экспериментального внедрения и рекомендованной Росавтодором для широкомасштабного применения в дорожном хозяйстве.

в) Основой для формирования перечня инновационной продукции, планируемой к широкомасштабному применению в дорожном хозяйстве, являются:

Введенные в действие (изданные) распоряжениями Росавтодора отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);

Согласованные письмами Росавтодора стандарты организаций.

Издание ОДМ и согласование стандартов организаций осуществляется в порядке, предусмотренном ОДМ 218.1.001-2005 "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства".

г) Инновационную продукцию, отвечающую критериям применения на второй стадии освоения инноваций (упомянутым в пунктах б) и в) раздела 6 настоящих Методических рекомендаций), органы управления дорожным хозяйством включают в задания на проектирование строительства, реконструкции и капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

Организация работ по освоению инновационной продукции в дорожном хозяйстве включает:

Разработку проектной документации с использованием инновационной продукции;

Формирование планов освоения инноваций в дорожном хозяйстве;

Реализацию планов по освоению инноваций в дорожном хозяйстве;

Контроль и отчетность выполнения работ по освоению инноваций;

Информационное обеспечение освоения инноваций.

7.1 Разработка проектной документации с использованием инновационной продукции

а) Работы по освоению инноваций органы управления дорожным хозяйством начинают с организации разработки проектной документации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

б) Органы управления дорожным хозяйством в заданиях на разработку проектной документации вводят специальный раздел "Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов".

в) В состав раздела "Применение новых технологий, техники, конструкций и материалов" органы управления дорожным хозяйством включают перечень инновационной продукции (в том числе альтернативные варианты для отдельных конструктивно-технологических решений), рекомендуемой для использования проектными подрядными организациями при проектировании строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.

г) Информационной основой для формирования органами управления дорожным хозяйством перечня инновационных разработок являются:

База данных завершенных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Росавтодора (представлена на официальном интернет-сайте Росавтодора);

Банк прогрессивных технологий, техники, конструкций и материалов Росавтодора (представлен на официальном интернет-сайте Росавтодора);

Фонд алгоритмов и программ Росавтодора (представлен на официальном интернет-сайте Росавтодора);

Организационно-распорядительные документы Росавтодора по изданию отраслевых дорожных методических документов;

Перечень согласованных Росавтодором стандартов организаций (представлен на официальном интернет-сайте Росавтодора);

Другие информационные ресурсы.

д) При разработке проектной документации на выполнение дорожных работ освоение инноваций обеспечивается за счет:

Замены на основе технико-экономических расчетов типовых проектных решений новыми прогрессивными техническими решениями, обеспечивающими снижение строительных затрат, повышение долговечности и сроков службы конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений (при соответствующем технико-экономическом обосновании), решение проблем выполнения дорожных работ, а также функционирования автомобильных дорог и сооружений на них в сложных природно-климатических и грунтово-гидрогеологических условиях;

...

Подобные документы

    Рассмотрение структуры и основ деятельности дорожной строительной организации. Изучение системы контроля и приемки выполненных работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог. Охрана труда и техника безопасности при исполнении работ асфальтобетонщика.

    отчет по практике , добавлен 17.09.2014

    Контроль качества выполняемых работ при строительстве земляного полотна и правила их приемки. Операционный контроль в процессе выполнения и по завершении соответствующих операций. Основные правила приемки работ при строительстве автомобильных дорог.

    реферат , добавлен 14.01.2015

    Выбор методов организации дорожно-строительных работ. Общие сведения о поточном методе организации дорожно-строительных работ. Построение графиков организации дорожно-строительных работ поточным методом. Основные параметры дорожно-строительных потоков.

    реферат , добавлен 13.04.2008

    Общая характеристика строительной площадки, организация стройгенплана. Определение потребностей в энергоресурсах и строительной техники. Указания по технологии производства работ. Контроль качества работ и мониторинг существующих зданий и сооружений.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Расчет состава механизированных дорожных отрядов на производство подготовительных работ, строительство искусственных сооружений, возведение земляного полотна, строительство дорожных одежд. Определение потребности в рабочих и дорожно-строительной технике.

    курсовая работа , добавлен 18.05.2014

    Краткая характеристика строительной организации. Оформление хозяйственных отношений со строительной организацией. Методика составления смет. Обеспечение качества строительно-монтажных работ. Документация по организации строительства и производству работ.

    отчет по практике , добавлен 06.11.2011

    Оценка физического износа здания. Составление описи работ по текущему ремонту здания. Определение объемов работ по ремонту здания, сметной стоимости ремонтных работ, расхода материалов, численности ремонтных рабочих и продолжительности ремонтных работ.

    методичка , добавлен 01.03.2012

    Проектирование ремонтных работ автомобильных дорог. Выбор ведущей машины. Разработка технологической карты, составление почасового графика работы машин, расчет потребности в ГСМ, технико-экономических показателей. Составление линейного графика работ.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2015

    Определение состава комплексной бригады для выполнения кладочно-монтажных работ. Выбор и размещение монтажного крана на строительной площадке. Проектирование построечных временных автомобильных дорог. Расчет расхода воды и диаметра временного водопровода.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2016

    Характеристика природных условий района строительства. Потребность в основных дорожно-строительных материалах. Определение оптимальных длин захваток при ведении работ по строительству слоев дорожной одежды. Досыпка обочин щебеночно-песчаной смесью.

Последовательность строительства устанавливается исходя из деления всех дорожно-строительных работ на три периода: подготовительный, основной и заключительный.

В подготовительный период осуществляется организационно-техни-ческая подготовка строительства для обеспечения его развёртывания на начальных участках, определённых проектом организации строительства.

В основной период выполняют все строительные работы.

В заключительный период ликвидируют базы и другие временные сооружения, проводят рекультивацию земель.

Все виды работ по строительству автодорог разделяются на:

    заготовительные – включают подготовку и хранение материалов, полуфабрикатов и деталей, изготавливаемых предприятиями стройиндустрии (заготовка камня, приготовление асфальтобетона, изготовление конструкций мостов, труб, дорожной обстановки);

    транспортные – производится перевозка дорожных материалов ав-томобильным, железнодорожным или водным транспортом. В эту группу работ входит доставка материалов и полуфабрикатов на склады, заводы, промежуточные базы и на места непосредственной укладки;

    строительно-монтажные работы – выполняются работы по возве-дению всех элементов поперечного профиля дорог, устройство до-рожной обстановки, строительство зданий и сооружений дорожной инфраструктуры.

По равномерности и повторяемости дорожно-строительные работы разделяются на линейные и сосредоточенные.

Линейные – работы, объёмы которых равномерно распределены по всему объекту. К ним относятся: земляные работы, устройство оснований и покрытий, устройство водопропускных труб, небольших подпорных стенок и др.

Сосредоточенные – работы большой трудоёмкости, сосредоточенные на незначительном протяжении (мосты, большие выемки и насыпи, дорож-ные развязки на нескольких уровнях, водопропуски большого расхода).

Для организации линейных работ применяются два метода: поточный и раздельной организации. Поточным методом выполняются дорожно-строительные работы на всех линейных объектах, имеющих достаточную протяжённость. Комплексный поточный метод предусматривает непрерыв-ное и равномерное производство в течение всего периода строительства. Если протяжённость участка дороги недостаточна и периоды развёртывания и свёртывания потока превышают время его эффективной работы, то работы ведутся методом раздельной организации, при котором каждый строительный процесс выполняется самостоятельно.

Аналогично выполняются сосредоточенные площадочные работы.

При организации строительства в целом, широко распространён и некомплексный поточный метод, когда земляное полотно, малые и средние мосты и трубы возводят за год до устройства дорожной одежды поточным методом, а дорожную одежду сооружают отдельно (поточным методом, не связанным единым графиком всех работ).

При новом дорожном строительстве, а также при реконструкции на достаточном протяжении поточный метод предусматривает: выполнение всех строительных работ комплексно-механизированными подразделении-ями (колоннами, отрядами, бригадами); обеспечение их необходимыми ресурсами, в том числе, производимыми передвижными притрассовыми установками; передвижение специализированных подразделений непре-рывно друг за другом по трассе строящейся дороги с установленной средней скоростью потока, оставляющих за собой полностью готовую автомобиль-ную дорогу.

Основными пространственными параметрами потока являются: зах-ватки, делянки, карты, монтажные участки (в зависимости от вида работ).

За основной временной параметр принята скорость потока, исчисляе-мая протяжением готовой дороги, заканчиваемой за смену (основной пока-затель потока). Скорость потока задаётся при технологическом проектиро-вании.

В процессе технологического проектирования принимаются наиболее современные технологии производства дорожно-строительные работ на основе комплексной механизации. В каждом специализированном потоке предусматривается ведущая машина, с которой увязываются производи-тельности вспомогательных машин и механизмов. Эффективность выбора комплекта машин оценивается себестоимостью выполнения единицы измерения работ (1км, 1м 3 , 1т и др.).

Особенности автодорожного строительства необходимо учитывать при составлении календарных графиков и стройгенпланов. Они обязательно должны «привязываться» к топографии местности, учитывать передвижной характер производства работ, поставку большого количества строительных материалов, конструкций и изделий. Стройгенпланы должны составляться на различные периоды строительства и на все участки со специфическими условиями труда.

Особенности стратегического управления предприятиями в сфере дорожного строительства определяются особенностями данной сферы деятельности.

Технико-экономические особенности сферы дорожного строительства можно классифицировать на общие и специфические.

К общим особенностям можно отнести:

  • - долговечность строительных конструкций;
  • - длительный период производства работ;
  • - дорогостоящие единовременные затраты;
  • - технологическая взаимосвязь всех операций, входящих в общий строительный процесс;
  • - широкие межотраслевые связи;
  • - особая форма оплаты за работы;
  • -влияние климатических и географических факторов на организацию производственно-строительного процесса;
  • - разный уровень сложности производимых работ в течение всего процесса.

К специфическим особенностям можно отнести:

  • - линейный принцип организации строительных работ;
  • - высокая капиталоемкость, материалоемкость и трудоемкость.

Перспективность отрасли сферы дорожного строительства ни у кого не вызывает сомнения. Успешное развитие инфраструктуры напрямую связано с новаторскими технологиями и инновационными процессами.

Современные предприятия сферы дорожного строительства строят свою деятельность на тех же принципах, что и большинство предприятий отраслей народного хозяйства, а именно:

  • а) самофинансирования (окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов);
  • б) хозяйственной обособленности (предприятия самостоятельно определяют свою экономическую деятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли);
  • в) финансовая заинтересованности в результатах деятельности (определяется основной целью - получением прибыли);
  • г) материальная ответственность (наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты хозяйственной деятельности);
  • д) контроль за финансово-хозяйственной деятельностью;
  • е) необходимость формирования финансовых резервов.

Стоит отметить, что в дорожно-строительном хозяйстве функционируют два самостоятельных вида финансов: финансы заказчика (инвестора) и финансы подрядчика.

В роли заказчика чаще всего выступает государство. При этом с одной стороны, от возможностей бюджета финансировать строительство дорог зависит объем строительного производства и финансовое состояние подрядных строительных организаций, с другой стороны, от финансового состояния, платежеспособности, от объемов выполненных подрядчиком работ зависит, насколько будут удовлетворены общегосударственные потребности.

Все расчёты между подрядчиком и заказчиком должны соответствовать действующим законодательным правилам и ГОСТам. Стандарты устанавливают требования к качеству проводимых работ и используемых материалов, определяют будущую пропускную способность магистрали.

Технологии строительства постоянно исследуются. Учитываются природные факторы, повышенная загруженность магистралей. Разрабатываются методики, ускоряющие и удешевляющие строительный процесс.

К этапам строительства относят:

  • 1) Работы по заготовке.
  • 2) Транспортные и строительно-монтажные работы.

К работам заготовительной деятельности относят добычу и переработку каменного материала, изготовление асфальтобетонной смеси, производство железобетонных изделий, приготовление битума и щебня, изготовление и окраска дорожных знаков и прочее.

К транспортной работе относят доставку строительного груза к месту выполнения работы, на производственные предприятия и перемещение строительного груза в пределах стройплощадки или предприятия. Транспортные работы важные составные части дорожного строительства.

К строительно-монтажным работам относится деятельность по строительству дорожного полотна, искусственных сооружений, сопутствующих постройке. Такую работу условно подразделяют на две части:

Важной составляющей при современном строительстве является комплексное или частичное использование механизации в труде. Используя современную технику с высокой показательностью функциональности и манёвренности, появилась возможность производства дорожного полотна в кратчайшие сроки. Услуги по аренде спецтехники, активно используемые на данный момент предприятиями, позволяют сокращать затраты при проведении строительных работ, исключая тем самым необходимость приобретения дорогостоящего оборудования.

Однако, при наличии современной техники и грамотных специалистов качество магистралей России порой оставляет желать лучшего. Факторов, влияющих на такой результат достаточно много:

  • - тяжёлые природные условия;
  • - не соблюдение договорных отношений;
  • - длительная протяжённость дорог.

Вопреки факторам, количество транспорта на российских магистралях ежегодно растёт, призывая бороться за качество и постоянно совершенствоваться предприятия дорожного строительства.

Таким образом, особенности стратегического управления предприятиями в сфере дорожного строительства определяются особенностями данной сферы деятельности.

Ввиду особенностей сферы дорожного строительства, стратегическое планирование приобретает важную роль. Сезонность работ вносит коррективы в стратегию планирования деятельности предприятия на долгосрочную перспективу, при этом особую значимость приобретает такой этап стратегического планирования, как корректировка плана ввиду изменившихся условий на рынке, позиции самой организации, уровня конкурентоспособности предприятия.

Также при составлении стратегического плана важно провести детальный анализ внешней и внутренней среды, с целью определения верного направления дальнейшего развития.