Материалы журнала «Консультант Свердловская область. Зарплаты бюджетников в россии Надбавка заработной платы бюджетникам

09 апреля

На основании ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается с учетом профессиональных квалификационных групп и критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.

Система оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочные работы и т.п., устанавливаются работодателем с учетом мнения профсоюзного органа организации.

В соответствии со ст. 8 и 9 ТК РФ при разработке системы оплаты труда и материального стимулирования (премирования) следует учитывать:

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями;

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными

ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.

Система оплаты труда - совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий в зависимости:

От сложности выполняемой работы;

Условий труда (в т.ч. отклоняющихся от нормальных);

Природно-климатических условий, в которых выполняется работа;

Интенсивности труда (совмещение профессий и т.п.);

Характера труда.

К основным нормативам, образующим систему оплаты труда работников бюджетной сферы, относятся: единые тарифно-квалификационные справочники, на основе которых производится тарификация работ и установление окладов работникам-специалистам, ставки профессиям рабочих, схемы должностных окладов руководящим работникам и нормы труда.

Базовые оклады (специалистам и служащим), базовые ставки заработной платы (рабочим) профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства от 05.08.2008 № 583) и соответствующими Приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В учреждениях применяется повременная форма системы оплаты труда, при которой заработная плата работникам бюджетной сферы определяется в соответствии с их квалификацией и количеством отработанного рабочего времени. При применении простой повременной формы оплаты труда оплачивается фактически отработанное время на основе должностных окладов руководителей, заместителей руководителя и главных бухгалтеров, окладов специалистов и служащих, ставок профессий рабочих. В зависимости от способа учета рабочего времени используются месячные ставки (оклад), дневные и часовые тарифные ставки. Размер заработной платы работника, для которого установлена месячная ставка (оклад), не зависит от количества рабочих часов или дней в конкретном месяце. В случае если все дни в расчетном периоде проработаны полностью, заработная плата начисляется в размере месячной тарифной ставки (оклада).

Размер оплаты труда работников, для которых установлена дневная или часовая тарифная ставка, зависит соответственно от количества рабочих дней или часов, фактически отработанных в течение расчетного периода.

Повременная оплата труда может применяться в сочетании с премиальной системой, принятой в учреждении в соответствии с положением о премировании, в котором установлены источник выплаты премии, конкретные показатели и условия начисления сумм премий работникам.

В соответствии со ст. 133 ТК РФ размеры тарифных ставок (окладов) не могут быть ниже законодательно установленной минимальной заработной платы, которая обеспечивается за счет финансирования соответствующего уровня бюджетов.

Минимальная заработная плата (МРОТ) - устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. В величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Структура системы оплаты труда работников бюджетной сферы формируется из двух ее составляющих:

а) базовая часть заработной платы , включающая:

Общую часть: должностные оклады руководителям, оклады специалистам и служащим, ставки профессиям рабочих, устанавливаемые руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы; }

Компенсационные выплаты по трудовому законодательству, устанавливаемые к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах;

Повышающие коэффициенты (доплаты за сложность, предметность, приоритетность, категорию труда и т.п.);

Доплаты за наличие почетных званий, государственных наград и т.п.

Источником покрытия базовой части заработной платы работников бюджетной сферы для казенных учреждений является бюджетная смета, бюджетная роспись, лимиты бюджетных обязательств по коду КОСГУ 211.

Для бюджетных и автономных учреждений - субсидии бюджета на покрытие расходов, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания;

б) стимулирующая часть заработной платы включающая:

Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;

Выплаты за качество выполняемых работ;

Выплаты за стаж непрерывной работы, за выслугу лет;

Премиальные выплаты по итогам работы.

Размер и условия выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами (Положениями).

Источниками покрытия стимулирующей части заработной платы работников бюджетной сферы являются: для казенных учреждений - лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования); для бюджетных и автономных учреждений - средства от приносящей доход деятельности, а также средства государственных внебюджетных фондов (в том числе средства ОМС) для всех типов учреждений.

Основными задачами учета оплаты труда являются точный учет личного состава работников, отработанного ими времени и объема выполняемых работ; правильное исчисление сумм оплаты труда и удержаний из нее; учет расчетов с работниками учреждения, бюджетом, органами социального страхования, органами обязательного медицинского страхования и Пенсионным фондом РФ, а также контроль за рациональным использованием трудовых ресурсов, фонда оплаты труда и правильное отнесение начисленной оплаты труда и начислений на социальные нужды на соответствующие счета бухгалтерского учета.

В процессе начисления и выплаты сумм заработной платы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами гражданского, налогового и трудового законодательства Российской Федерации, локальными нормативными актами, разрабатываемыми учреждениями, а также трудовыми договорами, заключенными с каждым отдельным работником учреждения.

При организации оплаты труда в учреждениях обращается внимание не только на правильность осуществления расчетов, но и на точность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов с работниками учреждения, составленных по установленной форме и содержащих все необходимые реквизиты.

Алгоритм расчетов, отражающий порядок операций по оплате труда и начислений на оплату труда включает следующие этапы:

Начисление сумм по оплате труда и других выплат работникам учреждения и отражение на счетах бухгалтерского учета;

Удержания из заработной платы;

Начисления на выплаты, произведенные в пользу работников учреждения (страховые взносы в государственные внебюджетные фонды);

Получение наличных денежных средств на заработную плату и другие выплаты в отделении банка и через органы, организующие кассовое обслуживание (казначейство);

Выдача заработной платы;

Депонирование заработной платы.

Бухгалтерский учет расчетов с работниками бюджетной сферы по заработной плате, а также другим выплатам осуществляется на счетах учета 030211000 «Расчеты по заработной плате», 030212000 «Расчеты по прочим выплатам» в следующем порядке:

Начисление заработной платы на расходы учреждения, покрываемые соответствующими источниками финансового обеспечения, производится на основании первичных учетных документов (табель учета использования рабочего времени, наряды на сдельную работу, ведомости учета выполненных работ и т.д.):

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате» - при начислении базовой и стимулирующей части заработной платы казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств,

410960211 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг» - при начислении базовой части заработной платы работникам основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

410980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении базовой части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания,

210960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении стимулирующей части заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

210980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет приносящей доход деятельности,

710960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг» - при начислении заработной платы основного персонала бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования,

710980211 «Общехозяйственные расходы» - при начислении стимулирующей части заработной платы работникам АУП и МОП бюджетных и автономных учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования.

Кредит

Начисление дополнительных выплат и компенсаций работникам учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации:

Дебет 040120212 «Расходы по прочим выплатам»,

010960212 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»

Кредит 030212730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»;

Удержания из начисленной заработной платы, прочих выплат работникам учреждения в установленном порядке по законодательству (налог на доходы физических лиц, в судебном порядке по исполнительным листам), а также удержания на основании заявлений работников:

Дебет ,

030212830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам»

Кредит 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»,

030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы».

В соответствии со ст. 137 ТК РФ допускаются удержания из заработной платы работников по инициативе }

администрации учреждения, которые подлежат отражению в бухгалтерском учете в следующем порядке:

Удержание неиспользованных и не возвращенных своевременно подотчетных сумм (авансовый отчет, документы, подтверждающие произведенные расходы):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020800660 «Уменьшение расчетов с подотчетными лицами»;

Удержание за причиненный материальный ущерб

(ТК РФ ст. 238 - 248, договор о материальной ответственности, заявление работника об удержании из заработной платы, распоряжение руководителя о взыскании материального ущерба, решение суда):

Дебет 030211830 «Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате»

Кредит 020900660 «Уменьшение расчетов по ущербу имуществу»;

Удержание излишне выплаченных сумм заработной платы работникам в предыдущем периоде вследствие счетной ошибки (распоряжение, приказ руководителя) -производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет

010960211»Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»;

Удержание сумм, выплаченных за использованный, но не отработанный отпуск при увольнении с работы (приказ руководителя о прекращении действия трудового договора), производится учетная запись «красное сторно»:

Дебет 140120211 «Расходы по заработной плате»,

010960211 «Себестоимость изготовления продукции, выполнения работ, услуг»,

010980211 «Общехозяйственные расходы».

Кредит 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».

Выдача из кассы учреждения заработной платы, прочих выплат работникам учреждения производится на основании Платежных ведомостей и отражается в следующей корреспонденции счетов бухгалтерского учета:

Дебет

Кредит 020134610 «Выбытия средств из кассы учреждения».

Перечисление учреждением заработной платы, прочих выплат сотрудникам учреждения на банковские карты отражается в следующем порядке:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 130405200 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом» - для казенных учреждений,

020111610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» - для бюджетных и автономных учреждений,

020121610 «Выбытия денежных средств учреждения со счета кредитной организации» - для автономных учреждений.

Депонированные суммы заработной платы, прочих выплат в связи с их неполучением в срок, указанный в Платежных ведомостях, отражается:

Дебет 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам».

Кредит 030402730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами».

В соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца и требуется выплачивать ее в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, коллективным или трудовым договором. Для реализации этой цели учреждениям необходимо отразить в своих локальных актах формы оплаты труда, а в случае выплаты аванса - его размер и срок выплаты. Таким образом, различают способы выплаты заработной платы два раза в месяц:

Аванс в счет будущей заработной платы и ее выплата по итогам месяца;

Заработная плата за первую и вторую половину месяца.

При выплате заработной платы с выдачей аванса за первую половину месяца выдается аванс в счет причитающейся заработной платы. Как правило, авансовая сумма заработной платы исчисляется в установленном локальным актом процентном отношении к должностному окладу (окладу, ставке). В данном случае заработная плата не начисляется, а отражается выданный аванс по заработной плате и, следовательно, налог на доходы физических лиц и страховые вносы в государственные внебюджетные фонды начислять не требуется.

При выплате заработной платы за первую и вторую половину месяца в соответствии с условиями коллективного или трудового договора производится расчет заработной платы, причитающейся работнику за фактически отработанное рабочее время, выполненный объем работ. При этом необходимо заполнение и представление в бухгалтерию табеля использования рабочего времени и других документов дважды в месяц. Данная форма расчетов требует дополнительных затрат времени, поэтому встречается реже.

В систему доплат и надбавок за особые условия труда включаются:

Система выплат компенсационного характера;

Система премирования и доплат, носящих стимулирующий характер.

Доплаты и надбавки за работу в особых (отличающихся от нормальных) условиях труда носят стабильный персонифицированный характер, так как выплачиваются тем работникам, условия труда которых отличаются от общеустановленных.

Премии чаще предназначены для поощрения работников за решение каких-то определенных задач и достижение конкретных результатов и могут носить периодический характер или быть одноразовыми (единовременными).

Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх установленной заработной платы в целях поощрения за достижение определенных результатов, выполнение повышенных обязательств и т.д., а также в целях стимулирования достигнутых показателей деятельности.

Порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат для государственных и муниципальных учреждений устанавливаются соответствующими уровнями бюджетов согласно ст. 144 ТК РФ. Системы стимулирующих и компенсационных доплат и надбавок могут также устанавливаться коллективным договором или определяться положением о премировании, которое признается локальным актом.

В учреждениях наиболее часто системой оплаты труда предусматривается выплата премии за основные результаты деятельности за счет средств бюджета или средств от приносящей доход деятельности. От стимулирующих премий, предусмотренных системой оплаты труда, следует отличать поощрительные премии, выплачиваемые в качестве награждения отличившихся работников вне системы оплаты труда. В этом случае выплата премии осуществляется }

в рамках поощрения за успехи в работе определенного круга работников учреждения (юбилейные даты, профессиональные праздники, уход на пенсию и т.д.). Указанные премии не могут рассматриваться в качестве системных, даже если они перечислены в Положении о премировании или ином локальном акте. Главным отличительным признаком несистемных выплат является то, что они не связаны непосредственно с исполнением работником трудовых обязанностей и результатами деятельности учреждения.

Система премирования должна четко определять и увязывать между собой следующие элементы (составляющие Положения):

- показатели премирования . При этом показатели премирования должны быть конкретными и четно сформулированными, а выполнение показателей легко учитываемое. Необходимо, чтобы каждый работник точно представлял себе, в каких случаях он имеет право на получение премии и в каком размере. Реализация данного элемента Положения достигается при помощи установленных критерев оценок труда работников учреждения. В противном случае снижается степень уверенности работников в объективности и справедливости системы премирования, что приводит к снижению ее стимулирующей роли;

- условия премирования . При этом условия премирования выполняют контрольную функцию и вводятся для того, чтобы премирование по выбранным показателям не было оторвано от других сторон деятельности работника учреждения, не учитываемых показателями премирования. Правильно организованная система премирования должна быть основана на том, что при несоблюдении всех или части условий премирования у работника изначально не возникает права на получение премии или премия начисляется в меньших размерах;

- размеры премий . Премирование работников учреждения может осуществляться в рамках системы оплаты труда, и размер премии может устанавливаться в виде заранее определенной части основной заработной платы или в твердой денежной сумме. В положении о премировании (или в разделе коллективного договора) следует указать, как будут начисляться премии. В случае применения коллективной системы премирования размер премии для каждого работника учреждения определяется с учетом его реального вклада в общие результаты работы исходя из ряда параметров, характеризующих объем выполненных работ, напряженность работы, качество работы, уровень организации труда, деловую и творческую активность работника, исполнительную и трудовую дисциплину и т.д.;

- круг премируемых работников . В число работников, премируемых по установленным показателям, следует включать работников, которые своей работой оказывают непосредственное воздействие на достижение определенного уровня этих показателей;

- периодичность премирования . Выбор периода премирования зависит от особенностей организации и специфики деятельности учреждения, состава показателей и условий премирования, установленной периодичности планирования, учета и отчетности. Наиболее часто премирование производится ежемесячно. В отдельных случаях, когда основным показателем премирования являются результаты хозяйственной деятельности учреждения, а также по специальным системам премирования поощрение может производиться поквартально, за полугодие или за год.

Оплата неотработанного времени казенными учреждениями производится за счет лимитов бюджетных обязательств, а бюджетными и автономными учреждениями за счет субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, формирующих базовую часть заработной платы работников учреждения.

К оплате неотработанного времени относятся:

Оплата ежегодных отпусков: основного (ст. 114, 115

ТК РФ) и дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ);

Оплата отпусков, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением (ст. 173 - 176 ТК РФ);

Выплата выходного пособия при увольнении, а также выплаты в размере среднего заработка в период трудоустройства (ст. 178 ТК РФ);

Оплата простоев не по вине работника (ст. 157 ТК РФ);

Оплата льготных часов учащихся (ст. 173, 174 ТК РФ);

Оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства (ст. 263 ТК РФ);

Другие случаи полного или частичного сохранения среднего заработка.

Трудовым законодательством предусмотрено сохранение рабочего места (должности) и выплаты денежной компенсации в размере среднего заработка за фактически не отработанное время для следующих работников:

- работников, направляемых в служебные командировки . При этом средний дневной заработок выплачивается за каждый рабочий день, пропущенный вследствие командировки (ст. 167 ТК РФ);

- работников, избранных членами комиссии по трудовым спорам . При этом средний заработок выплачивается за время работы в комиссии (ст. 171 ТК РФ);

- работников, направляемых для повышения квалификации . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни подготовки, переподготовки, обучения вторым профессиям, повышения квалификации с отрывом от производства (ст. 187 ТК РФ);

- работников, обязанных проходить медицинский осмотр (обследование). При этом в размере среднего заработка оплачиваются дни нахождения работника в медицинском учреждении на осмотре (обследовании) (ст. 185 ТК РФ);

- работников, являющихся донорами . При этом в размере среднего заработка оплачиваются день обследования, день сдачи крови и день отдыха, предоставляемый после каждой сдачи крови (ст. 186 ТК РФ);

- женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет . При этом в размере среднего заработка оплачиваются дополнительные перерывы для кормления ребенка (ст. 258 ТК РФ);

- беременных женщин . При этом в размере среднего заработка оплачивается время прохождения обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях (ст. 254 ТК РФ).

Предусмотрено также сохранение за работником среднего заработка в следующих случаях:

- при временном переводе на другую, ниже оплачиваемую работу в случае производственной необходимости, для замещения отсутствующего работника (ст. 74 ТК РФ);

- при переводе на другую постоянную ниже оплачиваемую работу (ст. 182 ТК РФ);

- при переводе беременных женщин на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов ; при переводе на другую работу женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; в случае невозможности выполнения прежней работы средний заработок по прежней работе сохраняется до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 254 ТК РФ).

При определении размера оплаты за неотработанное время необходимо:

- определить количество дней (часов), которое подлежит оплате;

- рассчитать средний дневной (или средний часовой) заработок, пользуясь правилами, определенными трудовым законодательством (ст. 139 ТК РФ) или Положением о порядке исчисления среднего заработка (Постановления Правительства РФ от 24.12. 2007 № 922, от 15.06.2007 № 375).

На выбор способа исчисления среднего дневного (среднего часового) заработка в каждом конкретном случае влияют:

Назначение выплаты;

Продолжительность периода, принимаемого в качестве расчетного;

Продолжительность (в днях) рабочей недели, принимаемой за нормальную при проведении расчетов;

Полнота отработки расчетного периода (полностью или не полностью отработан расчетный период);

Факт начислений в расчетном периоде премий, вознаграждений, предусмотренных системными положениями;

Факт изменения окладов (ставок) в учреждении.



Начисление зарплаты в бюджетном учреждении — это трудоемкий процесс, который требует согласования с действующим законодательством. В разделе детально рассматриваются нюансы налогообложения в различных ситуациях и практические советы по учету зарплаты в бюджетных учреждениях . Приводится правильное исчисление средней заработной платы для дальнейшего расчета отпускных и различных компенсаций, государственных пособий. Статьи раздела позволяют изучить расчет зарплаты в бюджетном учреждении, порядок начисления командировочных, отпускных, пособий и компенсаций, а также правила расчета, начисления и выплаты премий и иных доходов.

С 2017 года Фонду соцстраха России подведомственны лишь так называемые взносы по травматизму. В связи с этим ФСС сократил количество таблиц в 4-ФСС и, соответственно, утвердил для нее новую форму. Впервые учреждения сдают отчет по новой форме за 1 квартал 2017 года. 3515

Чтобы без стресса первый раз в 2017 году заполнить 6-НДФЛ за I квартал – читайте статью и смотрите пример. Мы расскажем о том, как правильно заполнить Раздел 1 и 2 формы, а также самые проблемные строки. Последний день сдачи формы за 1 квартал выпадает на 2 мая. 10746

С 1 января 2017 года учреждения всех уровней бюджета и всех типов должны соблюдать предельные соотношения зарплаты руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера с зарплатой работников. О том, как бухгалтеру учреждения рассчитать предельное соотношение — в статье. 17959

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) ежегодно утверждает Единые рекомендации по системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений федерального, регионального и местного уровней. О рекомендациях на 2017 год — читайте далее. 9065

C 2017 года страховые взносы администрирует ФНС России. Есть изменения в порядке персонифицированного учета и исчисления НДФЛ. При уплате страховых взносов применяйте новые КБК. 17937

Расчет заработной платы различных категорий работников на предприятии

Экономический смысл деятельности любого предприятия – получение максимально возможной прибыли посредством своей коммерческой деятельности. Осуществляют данную деятельность сотрудники данной структуры. Очевидно, что учет и оплата труда – это те бухгалтерские операции, без которых не обходится ни одна организация, чем бы она не занималась.

В последние годы законодатели и контролирующие органы особенно пристально стали отслеживать полноту и правильность этих выплат и начислений. Сейчас особенно важно делать всё максимально грамотно и своевременно. Значительно возросла ответственность, которую законодательство возлагает на сотрудников бухгалтерии в учете кадров.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Это быстро и бесплатно !

Порядок подсчета и выдачи средств

Учет зарплаты в РФ осуществляется согласно следующим нормам:

  • ТК РФ в последней редакции.
  • НК РФ в последней редакции.
  • ПБУ 10/99 «Расходы организации».
  • ФЗ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  • Инструкция по применению Плана счетов предприятий №94н 31.10.2000.
  • Письма Роструда и Минфина.

В соответствии с обозначенными актами учет оплаты труда выполняется однократно в течение месяца, а вот выплат обязательно должно быть минимум две .

Подсчет зарплаты производится в строгом следовании трудовому договору сдельно либо повременно. Учитывается действительно отработанное количество времени либо выполненный объем работ.

Эти величины умножаются на причитающийся должности оклад либо ставку, производятся премирующие выплаты, удерживается НДФЛ. Совокупность величин тарифных окладов и премий на любом предприятии называется системой оплаты труда. Эта система находит отражение в учетной политике хозяйствующего субъекта, трудовых договорах с сотрудниками и соглашениях к ним.

Выплачивать зарплату коллективу разрешено наличным и безналичным образом. Допустимо по согласованию с работниками оплачивать их труд в натуральной форме, но не больше 20% от всего размера причитающихся величин.

Порядок и образец расчета

Допустим, работник ООО «Астра» Медведев Ю. В. устраивался на предприятие на повременную оплату. Он был принят в организацию на должность товароведа с окладом, равным 32000 рублей. В ноябре 2015 года он отработал полных 19 дней. В производственном календаре за 2015 год в ноябре 20 рабочих дней.

Оклад, соответствующий данной должности, следует поделить на величину рабочих дней в месяце и помножить на количество действительно отработанных дней:

За выполнение плана продаж на предприятии установлены премии в соответствии с коллективным договором в размере 5% от выручки сверх плана на весь коллектив работников (98 человек). В ноябре план продаж был перевыполнен на 3450000 рублей. Определяем размер премии:

Эту величину следует прибавить к рассчитанной по окладу зарплате:

В 2015 году Медведев Ю. В. писал заявление о предоставлении ему стандартных налоговых вычетов по НДФЛ на него (как гражданина, уволенного с военной службы и выполнявшего интернациональный долг в Республике Афганистан) и двоих детей. С января его заработная плата превысила величину в 280 000, следовательно, вычеты на детей в 2015 году больше не предоставляются, и для нахождения базы по НДФЛ следует произвести только вычет на сотрудника:

С оставшейся суммы следует удержать и перечислить в бюджет НДФЛ:

В бухгалтерии предприятия находится исполнительный лист на удержание с Медведева Ю. В. алиментов на содержание его несовершеннолетней дочери в объеме 25% всего заработка после налогообложения. Следует определить величину алиментов, удержать их с сотрудника и перечислить на расчетный счет, указанный в исполнительном листе:

В середине ноября Медведеву был перечислен на его карточный счет аванс в размере 10000. Его также следует вычесть из полагающихся к оплате средств:

Итого, за ноябрь 2015 года Медведеву Ю. В. полагается выплатить 11033,15 рублей.

Все сложности и нюансы данной процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Расчет фонда заработной платы

Часто бухгалтерам и кадровикам предприятия необходима величина фонда заработной платы (ФЗП). Данная цифра может понадобиться для заполнения многих форм статистической, налоговой, бухгалтерской и управленческой отчетности.

ФЗП представляет собой размер всех произведенных в организации начислений в пользу коллектива в денежной и натуральной формах. Он включает в себя следующие пункты:

  • Зарплата по окладам и тарифам сотрудникам на повременной системе.
  • Зарплата, начисленная по нормам выработки на сдельной системе.
  • Зарплата, выданная в натуральной форме. Такие выплаты учитываются в рублевом эквиваленте по среднестатистическим ценам рынка.
  • Все виды поощрительных и стимулирующих надбавок и премий.
  • Компенсационные выплаты за сверхурочное время или особые условия труда, а также все прочие компенсации, начисленные персоналу.
  • Денежные выплаты в виде компенсаций за неиспользованные отпуска.
  • Оплаты топлива, питания, жилья, если они носят систематических характер. Стоимость подарков сотрудникам и членам их семей, акций, путевок. Эти выплаты учитываются по рыночным ценам.

Читайте также: Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы

Особенности подсчета сдельной зарплаты

Сдельная форма подразумевает выплаты по расценкам за отдельную единицу продукции (работ, услуг), произведенную сотрудником. То есть, оплачивается не сам факт нахождения на рабочем месте в течение какого-то времени, а произведенный результат трудовой деятельности.

Существуют следующие ее виды:

  • Простая сдельная форма подразумевает начисления за каждую отдельно выполненную единицу продукции по тарифам, принятым на предприятии. Этой системой подразумевается наличие норм производства и критерии признания продукции годной. За брак по вине работника выплата не начисляется.
  • Сдельно-премиальная кроме вышеозначенных принципов предполагает также наличие премиальных выплат за качество продукта, за объем больше принятых норм, за затрату меньшего количества материалов.
  • Сдельно-прогрессивная система содержит два различных комплекса расценок: базовые и повышенные. Вторые употребляются в отношении продукции, произведенной сверх запланированных величин.
  • Косвенно-сдельная регулирует не только величину произведенного товара каждым отдельным работником, но и процент его участия в общей массе. Здесь распространен так называемый КТУ (коэффициент трудового участия).
  • Аккордная похожа по своей сути на бригадный подряд. В ней формируется аккордное задание и фонд оплаты труда за конкретную задачу, который делится впоследствии среди всех сотрудников пропорционально вкладу каждого.

Документальное оформление

Первичные документы по учету зарплаты бывают унифицированных форм и разработанных самой организацией. Такая норма предусмотрена в новом законе о бухгалтерском учете. Если бухгалтер самостоятельно разрабатывает формы документов, это необходимо отразить в учетной политике предприятия. В таких регистрах должны присутствовать все обязательные реквизиты.

Сроки хранения кадровых документов самые высокие среди всей бухгалтерской документации. Регистры, содержащие сведения о трудовом стаже, условиях труда, выплатах зарплаты предприятие обязано хранить 75 лет . Поэтому требования к грамотному составлению и учету таких бумаг крайне высоки.

К документам кадрового учета и учета заработной платы относят:

В любом случае, какой бы документ не оформлялся, он должен полностью соответствовать последним требованиям законодательства, быть грамотно составлен и заполнен, учтен в соответствующих регистрах и по окончании отчетного периода подшит и сдан в архив на хранение.

Основные изменения в учете и выплате зарплаты в 2016 году

Законодательство относительно данных процедур в 2016 году предусматривает применение норм, ранее не требовавшихся от работодателя. Так, впервые нужно будет ежеквартально отчитываться по начисленным и удержанным суммам НДФЛ.

У работников предприятия появится возможность получать имущественные и социальные вычеты не самостоятельно как раньше, а через бухгалтерию своего работодателя.

Сотрудники организации теперь имею право по собственной инициативе менять банк, в котором будет открыт счет на перечисление их заработной платы, даже если у компании существует действующий зарплатный проект в другом банке.

Это, без сомнения, сделает учет зарплаты еще более ответственной и важной работой для коллектива бухгалтерии и отдела кадров.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Проводки по заработной плате в бюджетном учете

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении являются важной частью бухгалтерского учета. В данной статье мы попробуем разобраться в правильном учете затрат на заработную плату в организациях, относящихся к бюджетным .

Нормативно-правовая база

Проводки по заработной плате в бюджетном учреждении регулируются несколькими законодательными актами, в частности:

  • Единым планом счетов бухучета для госорганов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н);
  • Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета (приказ Минфина от 16.12.2010 № 174н).

Что относить к зарплате сотрудников согласно действующему законодательству, читайте в материале «Ст. 135 ТК РФ — вопросы и ответы» .

Порядок формирования проводок по зарплате в бюджетной организации

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

В частности, для начисления зарплаты бухгалтеру нужно использовать следующие коды КОСГУ:

  • 211 — «Заработная плата»: сюда необходимо отнести расходы на все выплаты денежных средств в соответствии с договорными обязательствами; кроме этого, здесь отражают различные удержания из начисленной зарплаты сотрудника (членские профсоюзные взносы, НДФЛ, возмещение морального вреда, причиненного работником, алименты и пр.);
  • 212 — «Прочие выплаты»: используется для начисления расходов на оплату не относящихся к зарплате дополнительных выплат, компенсаций (например, суточных при служебных командировках, компенсаций за использование автомобиля и пр.);
  • пособия, например те, что выплачиваются за счет ФСС сотрудникам, относят на подстатью 213 (в т. ч. пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за детьми и т. д.).

Также для корректного распределения видов движения денежных средств нам понадобятся следующие КОСГУ:

  • 730 — «Увеличение прочей кредиторской задолженности»;
  • 830 — «Уменьшение прочей кредиторской задолженности»;
  • 610 — «Выбытие со счетов бюджета».

Проводки по зарплате в бюджетном учреждении

На основании вышеприведенных нормативных документов составим основные проводки по заработной плате в учете бюджетной организации.

1. Начислена зарплата, отпускные, премия.

При этом затраты по заработной плате могут быть отнесены на несколько различных счетов бухгалтерского учета:

  • Дт 0 401 20 211 «Расходы по зарплате»

Кт 0 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по зарплате»

  • Дт 0 109 61 211 «Затраты на зарплату в себестоимости готовой продукции»

Кт 0 302 11 730

  • Дт 0 109 71 211 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг по заработной плате»

Кт 0 302 11 730

  • Дт 0 109 81 211 «Общехозяйственные расходы на производство готовой продукции, работ, услуг по зарплате»

Читайте также: Можно ли оформить декретные на мужа если я работаю

Кт 0 302 11 730

2. Начислен НДФЛ:

  • Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате»
  • Кт 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по НДФЛ»

3. Отражено начисление по исполнительному листу:

  • Дт 0 30211 830
  • Кт 0 304 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по расчетам по удержаниям из выплат по оплате труда»

4. Из кассы выплачена зарплата:

5. Заработная плата перечислена на банковские карточки:

  • Дт 0 302 11 830
  • Кт 0 20111 610 «Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

6. Депонированы невыданные суммы:

  • Дт 0 30211 830
  • Кт 0 30402 730 «Увеличение кредиторской задолженности перед депонентами»

7. Начислены взносы в ПФР, ФСС, ФФОМС.

Ежемесячно в каждой организации начисляются страховые взносы в ПФР, обязательные социальные взносы в ФСС и ФФОМС. Объектом обложения признаются выплаты и прочие вознаграждения, которые перечисляют плательщики данных взносов в пользу сотрудников.

Подробнее о начислении и действующих ставках страховых взносов смотрите в нашем материале.

Проводки по начислению взносов формируются следующим образом. Счет по дебету будет постоянным — Дт 0 40120 213 «Расходы на начисления на выплаты по оплате труда». А вот корреспондирующий счет будет зависеть от вида начисления:

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

8. Выдана заработная плата раздатчику — подотчетному лицу из кассы:

  • Дт 0 20811 560 «Расчеты с подотчетными лицами по зарплате»;
  • Кт 0 20134 610 «Денежные средства в кассе учреждения».

9. Получена зарплата сотрудником от раздатчика:

  • Дт 0 30211 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по зарплате»;
  • Кт 0 20811 660 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате труда».

Пример отражения в учете бюджетной организации начисления зарплаты

Рассмотрим проводки для начисления зарплаты в бухгалтерском учете предприятия на конкретном примере.

Должностной оклад работника больницы составляет 24 000 руб. Сотрудник не имеет детей, следовательно, у него отсутствует право на стандартный вычет.

Начислен доход за март 2016 года — 24 000 руб.

Проводки по отражению операций, связанных с начислением и выплатой зарплаты, будут такими:

Заработная плата в бюджетном учреждении. Общие понятия

«Заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, … и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)» ст. 129 ТК РФ

Данная статья, с которой мы предлагаем вам ознакомиться, носит информационный характер. Если вам интересна услуга по расчету заработной платы и стипендий в бюджетном учреждении, перейдите сюда.

К расчету заработной платы бюджетников относятся следующие выплаты:
1. Собственно заработная плата:
— по должностным окладам, по ставкам заработной платы, по почасовой оплате, за работу в ночное время, праздничные и выходные дни.

2. Надбавки:
— за выслугу лет, за особые условия работы, за квалификационный разряд и т.д. согласно положению об оплате труда.

3. Отпускные:
— за ежегодные отпуска, компенсация за неиспользованный отпуск, за отпуска в период обучения работников.

4. Выплат пособий и компенсаций за дни временной нетрудоспособности.

5. Другие расходы по заработной плате:
— выплаты поощрительного, стимулирующего характера.

К прочим выплатам относятся:
1. Пособия, компенсации.
2. Ежемесячные пособия на ребенка.

Основание для начисления заработной платы

Основанием для начисления сотрудникам заработной бюджетного учреждения служат:

  • приказ руководителя организации о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденным штатным расписанием и ставками заработной платы;
  • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы;
  • записка-расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях;
  • другие учетные документы по учету труда и его оплаты.

Начисления заработной платы бюджетникам, выплат, произведенных в течение месяца, и суммы причитающейся к выплате в окончательный расчет, а также отражение налогов, удержанных из сумм начислений по оплате труда, производятся в Расчетной ведомости. Заработная плата сотрудникам бюджетного учреждения может выплачиваться из кассы учреждения или может перечисляться на карточные счета работников в банке.

Постановление № 86 – ПП утратил силу

Приложение № 7 Постановления Правительства Москвы № 86-ПП от 22.03.2011 «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве», утратил силу. В данном постановлении были рекомендации по расчету стоимости ученика-часа для установления базового оклада преподавателя. Заработная плата педагога зависела от количества учеников в преподаваемом классе, от количества часов, от приоритетности предмета и т.д.

С 01.01.2014 данные рекомендации не действуют, но в силу того, что учебная нагрузка преподавателей устанавливается на учебный год, то есть с 01 сентября по 31 августа, то большинство управляющих советов организаций приняло решение о том, что новое положение о системе оплату труда на основании новых рекомендаций будет действовать с 01 сентября 2014 года, с нового учебного года.

Базовый оклад педагога

Теперь Положение системе оплаты труда работников организации должно предусматривать фиксированные размеры окладов (базовых окладов), ставок заработной платы применительно к соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 г. № 216 н.

«Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат», ст. 129 ТК РФ

Если данную статью Трудового кодекса применять к педагогическим работникам, то в базовый оклад включается аудиторная занятость, без компенсирующих выплат.

Расчет заработной платы бюджетников формируется на основании:
1. Трудового кодекса РФ, «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждения на 2014 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, протокол № 11)».
2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
3. Региональных нормативных актов.
4. Локальных нормативных актов организации.
5. Положении о системе оплату труда в организации, утвержденного управляющим советом, профсоюзным комитетом, руководителем организации.

Повышение заработной платы бюджетным работникам совершается постепенно на протяжении нескольких лет, но вряд ли она станет достаточной в существующих реалиях сопровождаемых кризисом, ростом цен на товары народного потребления.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Чтобы повысить заработную плату правительство Российской Федерации разработало нормативные акты, регламентирующие процесс по достижению поставленных задач.

Кто относится к этой категории?

Организации образованные государственной властью, органами местного управления, носящие некоммерческий характер и финансируемые из государственного бюджета либо внебюджетного фонда относятся к бюджетным учреждениям.

Из них сформирована система, состоящая из:

  • органов исполнительной власти;
  • органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Федерации;
  • предприятия оборонной промышленности;
  • судебные учреждения, правоохранительные органы, прокуратура;
  • научные и образовательные организации;
  • учреждения культуры;
  • органы социальной защиты;
  • избирательные комиссии.

Бюджетные организации принадлежит к непроизводственной сфере по роду деятельности.

Государство выступает в качестве работодателя, нанимая работников для реализации функций в бюджетных организациях управленческих, социальных, культурных, научно-технических, образовательных.

Работники указанных организаций называются бюджетниками или бюджетными работниками.

Система подразделяется на три уровня:

  • к первому уровню отнесены бюджет Федерации, внебюджетные фонды государства;
  • ко второму уровню причислены бюджет субъектов РФ, региональные государственные внебюджетные фонды;
  • третий составляют бюджеты местного самоуправления, муниципальных административно-территориальных единиц, городских административных округов, муниципальные образования городов, имеющих федеральное значение, сельские поселения.

К категориям бюджетных работников относятся граждане страны, которым заработную плату выплачивает государство из своего бюджета. Их уровень оплаты труда полностью зависит от государства, проводимой им политики. Они получают заработную плату из поступающих в бюджет денежных средств, являющихся налогом.

В их состав входят:

  • работники, которые трудятся в социальной сфере, работники социальных фондов;
  • государственные служащие, представленные чиновниками различных рангов, которые занимают посты в структуре государственного управления;
  • военнослужащие срочной службы, работники МЧС, пожарники, полицейские;
  • работники культуры;
  • вузовские преподаватели, научные сотрудники;
  • преподавательский состав колледжей и техникумов;
  • учителя образовательной системы всех видов;
  • младшая категория бюджетников, куда вошли воспитатели детских садов и яслей, дошкольного образования;
  • врачи, младший персонал медицинских учреждений всех профилей;
  • работники коммунального хозяйства.

У большинства бюджетных работников очень низкая заработная плата. Хотя , несмотря на нее, их уровень дохода значительно превышает зарплату выплачиваемую учителям общеобразовательных школ.

Сегодняшний день бюджетников

Средняя зарплата

Каждое министерство и ведомство рассчитывают среднюю заработную плату с учетом всех категорий работников, числящихся у них вне зависимости от служебного положения, включая ведущих специалистов с высокими окладами.

Например, уровень заработной платы у федеральных бюджетников высшего ранга составляет от 132 тыс. рублей до 715 тыс. рублей.

У бюджетных работников, относящихся ко второму и третьему уровню заработки существенно меньше. Однако руководители некоторых региональных субъектов обладают высокими доходами, превышающими заработок большинства бюджетников в разы.

К тому же:

  • в их распоряжении находится служебный транспорт;
  • у них улучшенные жилищные условия;
  • им оплачивают командировочные при поездках за границу;
  • они имеют помощников и секретарей;
  • им выплачивают пособия за лечение, предоставляют специальные санатории и больницы.

Чтобы выполнить распоряжение президента России о поднятии уровня заработной платы бюджетных работников к 2020 году местные управленцы обязаны нарастить объем финансовых средств за счет снижения капиталовложений в экономику. Например в этом году затраты государства и региональных субъектов на увеличение оплаты труда повысились на 13 % , вместе с тем размер инвестиций уменьшился на 10 % .

Динамика прошедших лет

Одной из плановых задач правительства является повышение заработка государственным служащим, которое начало осуществляться по указу президента России с мая 2012 года. За прошедшие годы заработок федеральных чиновников повысился на 20 % , региональных на 50 % , потому что за эти годы возросла доля финансирования с 31 до 36 % , выделяемая на оплату труда бюджетникам.

Средняя месячная зарплата за прошлый год у бюджетников выросла до 33 000 рублей. Заработную плату за прошедшие годы врачам подняли до 45 000 рублей, у среднего и младшего персонала она возросла до 26 000 рублей, у учителей она приблизилась к 30 000 рублям.

Например, если зарплата у медицинских работников с высшим образованием составляла 129,7 %, то в 2020 году она стала равна 130,7 % . Для сравнения: заработок мастера производственного обучения в образовательном учреждении начального и среднего профессионального образования в 2013 году была 80 % от средней российской зарплаты, в 2020 она составила 85 % .

У педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений к 2013 году возросла на 100 %, поэтому для них повышение зарплаты не предусматривается. Но необходимо отметить, что программой предусмотрено количественное соответствие заработной платы некоторой категории бюджетников со средней заработной платой других граждан по стране или по субъектам Федерации. В прошлом году МРОТ был увеличен, притом существенно, что повлекло к увеличению средней зарплаты, сообразно ему повысилась оплата труда бюджетников приблизительно на 30 %. Отсюда можно сделать вывод, что программа реализовывается.

Что касается заработной платы государственных служащих, то ситуация складывается неопределенная. Министерство финансов вносит предложение о замораживании индексации из заработка на текущий год и последующие. Однако у них зарплата выросла в 2020 году на 29,7 %, если сравнить ее с 2012 годом. Индексация для них не предусматривается, но зарплату намечено поднять.

В федеральный бюджет 2020 года не была заложена статья финансирования заработной платы полицейских, хотя испущен закон об осуществлении доплат к ней из регионального бюджета.

В прошлом году у полицейских произошло повышение заработка в регионах, которые не относятся к дотационным. Для военнослужащих заработная плата в прошлом году осталась на уровне 2013 года и не была индексирована.

Последние новости

Правительство вынесло решение, по которому будет снижен рост заработной платы бюджетникам в текущем году. Оно должно уменьшить нагрузку на федеральный и региональный бюджет. В этом году регионам выделяется регионам на повышение зарплаты 80 миллиардов рублей , хотя было запланировано 130.

К тому же правительство по предложению Минфина рассматривает вопрос о введении поправок в методику расчета заработной платы.

По ней будет допущено отклонение в пределах до 5 % по величине зарплаты бюджетника от среднего годового размера.

Указанная мера поможет снизить затраты регионов приблизительно на 90 миллиардов рублей. Уровень экономии на ближайшие два года будет составлять 241 миллиарда рублей.

Введение поправки было вызвано мерами, способствующими поддержке частного бизнеса, так как он ориентирован на величину заработной платы в бюджетных организациях. Повышение уровня оплаты труда в них приводит к возрастанию издержек частных владельцев.

Приостановление роста заработной платы привело к положительным результатам, потому что расходы на увеличение зарплаты со 189 миллиардов рублей снизились до 101 миллиардов. К тому же правительство намеревается в 2020-2017 годы продолжить поэтапное повышение зарплаты, но его рост находится в прямой зависимости от общего экономического положения в стране.

По прогнозам экспертов в текущем году ВВП должно возрасти на 1,2 % , в следующем на 2,3 % , к 2020 году намечается его рост на 3 % . Причем не исключен вариант о продлении роста заработной платы на более поздние сроки, не останавливая его в 2020 году.

Будет ли индексация?

По сведениям преданным огласке Министерством финансов Федерации уровень индексации зарплаты в этом году будет составлять 5,5 %, что соответствует намеченной бюджетом степени инфляции. Несмотря на решение правительства о том, что уровень индексации заработных плат бюджетных работников будет составлять не менее 10 %.

В этом году им заработная плата будет индексирована сообразно степени инфляции в экономике, что отвечает сложившейся ситуации в стране.

Минфином внесено предложение об исключении из расчета средней зарплаты, оплачиваемой регионами, доходов работников госслужащих и военнослужащих, так как увеличение их заработной платы повлечет к существенному повышению размера средней зарплаты по региону, например, к увеличению оплаты труда медикам либо учителям, что не каждый регион сможет обеспечить.

Повышение возможно?

Повышение заработной платы учителям, врачам происходит согласно программе, которая предусматривает поэтапное совершенствование системы по совершению оплаты труда. Она была принята в 2012 году сроком действия на шесть лет.

По ее указаниям к 2020 году величина заработной платы преподавателей ВУЗов, научных сотрудников, медиков с высшим образованием должна возрасти на 100 % от средней заработной платы в целом по стране, педагогов разных уровней и учителей, среднего и младшего медицинского персонала, работников культуры, социальных работников на 200 %.

Министерство финансов намеревается совершить ограниченную индексацию зарплаты бюджетных работников осенью текущего года, а именно в октябре или ноябре. Весь текущий год у бюджетников зарплата останется на прежнем уровне, ее повышение приостановлено.

В предложенном Минфином проекте федерального бюджета на этот год значительно сокращен объем дотаций по регионам, которые предназначались на повышение заработной платы работников образовательных и медицинских учреждений. Возобновление увеличений зарплат бюджетников, возможно, произойдет в 2016 году .

Дополнительные выплаты в 2020 году

Комиссией занимающейся вопросами регулирования социально-трудовых отношений разработан документ, в котором даются рекомендации по определению системы оплаты труда для граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях на 2020 год. В нем определен принцип формирования системы оплаты труда в организациях, которые финансируются государством.

При трудоустройстве используется огромное количество схем расчетов между работодателем и сотрудником. Оклад - это один из них, но не единственный. Какие бывают еще, в чем их преимущества и недостатки?

Варианты оплаты труда

Работодатели легко могут запутаться сами и запутать своих сотрудников, не разбираясь, например, в разнице между ставкой и окладом. Конечно, любой вариант можно назвать зарплатой и не разбираться, из чего она состоит, но будет ли это правильно? Гораздо умнее подумать о том, что влияет на размер дохода, а что - нет. Возможно, за выполнение некоторых обязанностей стоит просить начальство о повышении зарплаты? Так что разбираться в хитросплетениях терминов, связанных с оплатой труда, просто необходимо.

Вариантов на самом деле не так много. Различают тарифную, бестарифную и смешанную труда. В свою очередь первая также делится на разные типы:

  • сдельная форма, при которой можно объективно оценить показатели труда с помощью установления, например, Существуют разные схемы расчета, исходя из функциональности и факторов, важных для производительности. Так, зарплата может зависеть от итогов работы не только одного человека, но и, например, группы;
  • повременная форма, при которой оплата труда зависит от квалификации работника и затраченного времени. Также подразумевает различные системы расчета.

Что касается бестарифной и смешанной разновидностей, как правило, они не подразумевают конкретных показателей и результатов работы сотрудников, при этом оценивая их участие в производственном процессе с точки зрения результативности. В любом случае схема расчета должна быть максимально простой и прозрачной. Ведь работодатель заинтересован в том, чтобы труд был как можно более результативным, так что зависимость количества выплачиваемых денег и потраченного времени или усилий должна быть совершенно понятной.

Оклад

Это один из достаточно часто применяемых вариантов, который относится к тарифной разновидности. Он успешно применяется уже достаточно долгое время и в самых разных сферах. Оклад работника - это неизменная часть заработка, которая выплачивается при условии, что месяц был отработан полностью, то есть не было больничных, отпуска, отгулов и т. д. Иными словами, это "твердая" часть зарплаты, которая будет начислена, даже если результаты трудовой деятельности нулевые. Размер оклада постоянен и прописан в трудовом договоре, любые изменения вносятся с помощью подписания дополнительных соглашений с работником.

Сферы применения

Должностной оклад - это понятие, которое напрямую ассоциируется с государством, настолько данное словосочетание похоже на канцеляризм. И все верно, в первую очередь подобная схема оплаты труда применяется у бюджетников. К данной категории относятся медики, педагоги, госслужащие, военные и т. д. В этом случае подобная форма расчетов между работодателем и сотрудником крайне удобна и предсказуема. Для большего удобства даже разрабатываются штатные расписания и показывающие вилку зарплат для людей тех или иных профессий с различной квалификацией.

Кроме того, частично схема с окладом может применяться в сфере продаж. Помимо небольшой, но постоянной части заработка, сотрудник получает надбавки в зависимости от результативности своей деятельности. Например, работодатель выплачивает ему процент от совершенных сделок и заключенных контрактов.

Стоит также помнить, что оклад - это сумма заработка до удержания налогов. Так что необходимо при подписании трудового договора учесть, что прописанная в нем цифра в любом случае не отражает количество денег, которые могут быть получены по итогам работы.

Из чего состоит?

Как в случае с госслужащими, так и в коммерческих организациях под окладом понимают примерно одно и то же. И эта часть заработка включает в себя только сумму, установленную работодателем. Еще несколько лет назад оклад не мог быть ниже МРОТ, но действующее законодательство это допускает - в случае если месячная зарплата все-таки превышает это значение. Для того чтобы это достичь, применяются различные надбавки, коэффициенты, премии и т. д.

Если речь идет о работниках бюджетной сферы, то учитываются квалификация, стаж, район, особые условия и многие другие факторы, а не только должность. И тогда мизерная, казалось бы, сумма заработка может вырасти в несколько раз. Сам оклад тоже может быть в некоторых случаях выплачен не полностью, например, если работник ушел в отпуск или на больничный. Но в любом случае сумма начисленного заработка по итогам месяца должна быть по закону выше МРОТ.

То же самое касается и коммерческих структур. Проценты от продаж и сделок, премии по итогам месяца и прочие надбавки призваны сделать труд по факту более высокооплачиваемым. Изначально же оклад это все не включает.

Разница со ставкой

В понимании большинства обывателей между двумя этими терминами нет принципиальных отличий, но это не так. Ставка - это полная зарплата без вычетов налогов, но с уже примененными коэффициентами, надбавками и премиями. Она гораздо ближе к тому, что работник реально видит как свой доход. Другое дело - Оклад - в данном случае синоним. Запутаться несложно, но лучше этого не делать, ведь разница между двумя суммами, кроющимися за этими терминами, может быть огромной.

Преимущества и недостатки оклада

Вместе с тем такая форма расчетов влечет за собой трудности для бухгалтеров. Вместо начисления и проведения одних и тех же сумм им приходится постоянно актуализировать данные относительно надбавок к заработку тех или иных сотрудников.

Для самих же работников оклад - это тоже не всегда удобная схема, даже с хорошими и регулярными премиями, прежде всего это касается коммерческих компаний. Невозможно распланировать траты на длительный срок, поскольку несколько затруднен расчет заработка в следующие месяцы. Еще существуют так называемые сезонные спады деловой активности, когда зарплата может быть и вовсе очень маленькой. С другой стороны, хорошо потрудившись, можно ожидать весьма высокой оценки со стороны работодателя, причем в денежном эквиваленте.