Изменения в трудовом законодательстве и по страховым взносам. Изменения в трудовом законодательстве и по страховым взносам Увеличение командировочных расходов

"Кадровик.ру", 2011, N 12

В 2011 г. было принято более 20 новых нормативных правовых актов, которые в той или иной степени повлияли на работу с персоналом. И в 2012 г. эта цифра может только увеличиться, причем значительно.

Только в этом году в Государственной Думе рассматривалось около 40 проектов по внесению изменений в действующие нормы, регулирующие трудовые отношения. Часть из них уже была принята в 2011 г., другие же были отклонены, сняты с рассмотрения. Некоторые проекты прошли первое и даже второе чтение или же были отложены на 2012 г. Факт очевиден: трудовое законодательство сдвинулось с мертвой точки, в которой оно находилось несколько лет. К каким же новациям приведет это движение?

Многие нововведения ожидались уже давно (например, проект по установлению регионами дополнительных праздничных дней). Одни из них усложнят жизнь работодателя, другие, напротив, упростят. Поэтому на сегодня самой главной задачей является своевременное отслеживание всех принятых изменений и, по возможности, планируемых поправок, поскольку к некоторым из них нужно готовиться заранее.

В мае 2011 г. прошел первые чтения в Государственной Думе законопроект по запрету на использование в нашей стране заемного труда (аутсорсинга, аутстаффинга, лизинга). Несомненно, работодателям, использующим такого рода отношения, следует продумать все пути "отхода" и заранее приняться за решение соответствующих кадровых вопросов.

В этом году Институт профессионального кадровика запустил программу информирования клиентов по вопросам, о которых должны знать все практикующие специалисты кадровой службы, - информационный бюллетень "Вестник кадровика". В нем ежемесячно публикуются принятые изменения, проекты новых актов, разъяснительные письма государственных органов, анализ судебной практики. Получить перечень всех нормативных актов в области трудовых отношений, принятых в 2011 г., вы можете, заполнив форму запроса на сайте www.inprofkadry.ru.

Итак, какие изменения ждут кадровиков в 2012 г.? Пожалуй, самым актуальным нормативным актом является федеральный закон "О кадровом учете", принятие которого планировалось еще в этом году. Данный закон в нашей стране выходит впервые, и, конечно, потребность в нем очень велика. В 2011 г. рассматривались и проекты, касающиеся изменений непосредственно в Трудовом кодексе Российской Федерации: в ст. 112 - о праздничных днях, в ст. 111 - о выходных днях, в ст. 81 - о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, в ст. 129 - о терминологии и требованиях к размеру должностных окладов и многие другие.

Кроме того, предполагается внесение изменений в нормы, регулирующие охрану труда и организацию труда работников, работающих во вредных условиях. Уже в этом году с 1 сентября 2011 г. изменился порядок аттестации рабочих мест.

Быстрыми темпами развивается законодательство, регламентирующее порядок проведения инспекционных проверок. Уже в 2010 г. были введены административные регламенты по проверкам контролирующих органов в области работы с персональными данными, архивного законодательства и др. Появляются нововведения в Уголовном кодексе РФ и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, причем все они только ужесточают ответственность работодателя и должностных лиц за те или иные нарушения. Изменения, принятые с 1 января 2011 г. в ст. 145.1 УК РФ, устанавливающие ответственность должностных лиц за нарушения в области задержки выплаты заработной платы (в том числе ее части), кардинально изменили судебную практику, связанную с такого рода ситуациями.

Что касается оплаты периодов нетрудоспособности, то только в этом году было принято семь актов, относящихся к этой области трудового законодательства, и изменения пока не завершены. Требования к заполнению новой формы листа нетрудоспособности по-прежнему вызывают множество вопросов. Некорректное оформление листов нетрудоспособности медицинскими работниками и связанные с этим нарушения со стороны работодателя, к сожалению, уже привели к противоречиям во взаимодействии с ФСС РФ. Чтобы помочь работодателям хотя бы немного снизить риск по невозмещению средств Фондом социального страхования, в Институте профессионального кадровика были подготовлены образец заполнения больничного листа и алгоритм его проверки.

25 июля 2011 г. были приняты важные изменения в Федеральный закон N 152-ФЗ "О персональных данных", касающиеся, например, обязательного уведомления о начале обработки персональных данных и заполнения формы письменного согласия работника. Получить таблицу, содержащую сравнительный анализ предыдущей и новой редакций этого Закона, вы также можете, заполнив форму-запрос на сайте www.inprofkadry.ru.

Одним из ключевых вопросов для сотрудников кадровых служб является отмена трудовой книжки. Первые шаги в этом направлении планируется сделать уже в 2012 г., поэтому работу по проверке (аудиту) трудовых книжек необходимо начать уже сейчас. Сведения, содержащиеся в этом документе, нередко становятся источником споров с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования, органами занятости населения. О подобных конфликтах известно всем, однако проверкой принятых работодателем трудовых книжек занимаются немногие. Хотя положительная тенденция уже наметилась - в этом году аудит трудовых книжек в нашем институте был одним из наиболее востребованных видов деятельности. Собственными силами или с помощью сторонней организации кадровикам надо приступать к этой работе уже сейчас: проверить образцы бланков трудовых книжек, заполнение титульных листов и оформление записей, внесенных на всех местах работы сотрудника. От того, насколько верны эти записи, зависит расчет страхового стажа при оплате периода временной нетрудоспособности.

К сожалению, формат данной статьи не позволяет подробно остановиться на всех вопросах - обсудить их мы можем на конференциях, семинарах либо по электронной почте. Вы можете проверить, со всеми ли нормативными правовыми актами, принятыми в 2011 г., вы ознакомились. Для этого можно получить на нашем сайте полный перечень принятых актов и ежемесячно контролировать, какие изменения в действующем трудовом законодательстве появятся в 2012 г.

В.Митрофанова

Генеральный директор

Института профессионального кадровика

1. Социальная сфера

1.1. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» № 28-П от 15 декабря 2011 г. Предметом рассмотрения Конституционного Суда явилось положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым гарантия в виде запрета расторжения трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или совершением работником виновных действий) предоставляется (1) женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, и (2) другим лицам, воспитывающим детей того же возраста без матери. Конституционный суд указал, что оспариваемые нормы предоставляют названную гарантию работающей женщине только исходя из факта наличия у нее ребенка до 3-х лет (т. е. независимо от ее семейного положения, совместного или раздельного проживания с его отцом, наличия или отсутствия дохода в семье и т. п.). Что же касается отца такого ребенка, запрет на указанное увольнение распространяется на него только в том случае, если он занимается воспитанием ребенка без матери. Соответственно, рассматриваемая норма Трудового кодекса РФ позволяла уволить отца ребенка в возрасте до трех лет по инициативе работодателя, в частности, по сокращению численности или штата работников, даже если отец являлся единственным кормильцем в многодетной семье, а мать в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми не работала. Конституционный Суд указал, что предоставление гарантии, закрепленной в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто - мать или отец - работает (состоит в трудовых отношениях), а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, может приводить - в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости - к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей. Таким образом, положение части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации было признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

1.2. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 300-ФЗ от 6 ноября 2011 г.

Уточняется, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за 3 года, причем при расчете учитываются, в том числе, результаты аттестации рабочих мест и обязательных медицинских осмотров. Скидка к страховому тарифу не устанавливается, если наступил страховой случай со смертельным исходом. Также устанавливается обязанность страхователя сообщать в Фонд социального страхования сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах (правила предоставления указанной информации должны утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ).

1.3. Изменение порядка расчета пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. С 1 января 2011 г. Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 343-ФЗ от 8 декабря 2010 г. введен новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за детьми до полутора лет. Согласно ему расчетный период для определения среднего дневного заработка увеличивается до 2 календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая. Средний дневной заработок определяется как сумма заработка за 2 года, разделенная на 730 (дней). В соответствии с прежним порядком расчетный период составлял 12 календарных месяцев, а средний дневной заработок определялся как сумма заработка за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам и/или отпуску по уходу за ребенком до полутора лет, разделенная на количество фактически отработанных дней. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 21-ФЗ от 25 февраля 2011 г., застрахованным лицам предоставлено право выбора наиболее выгодного варианта

расчета соответствующих пособий. Так, если отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком наступит в период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г., по заявлению застрахованного лица соответствующее пособие назначается, исчисляется и выплачивается в соответствии с прежним порядком.

С 2013 г. изменяется новый порядок расчета пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком до полутора лет. Сумма начисленного заработка будет разделяться не на 730 дней, а на количество дней в 2 календарных годах, предшествующих году наступления страхового случая, за исключением определенных периодов (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, дополнительных оплачиваемых выходных для ухода за ребенком-инвалидом; освобождения от работы с полным или частичным сохранением заработной платы).

1 марта 2011 г. было принято Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 120. Изменения связаны с поправками в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», описанными выше. Новая редакция соответствующих норм Положения повторяет норму закона о том, что пособия исчисляются исходя из среднего заработка за 2 года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у других страхователей, или за иной период (в установленных случаях). При этом, в случае если в 2 календарных годах (или в одном из годов), непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению такого лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия. Положение также устанавливает, что (1) в случае если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка, а также (2) в случае если средний заработок в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда (на день наступления страхового случая).

2. Миграционное законодательство

ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» № 186-ФЗ. Сторонами Соглашения выступают Правительства России, Белоруссии и Казахстана. Ратифицированное Соглашение определяет права и обязанности трудящихся - мигрантов и членов их семей, порядок ведения ими трудовой деятельности, закрепляет социальные гарантии для данных лиц. В частности, Соглашение предусматривает, что трудящимся-мигрантам не требуется получать разрешение на трудовую деятельность, а также, что работодатели могут привлекать их к трудовой деятельности без учета ограничений по защите национального рынка труда. Данные лица и члены их семей освобождаются от регистрации по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда в государство трудоустройства, а срок их временного пребывания определяется периодом, в течение которого действует трудовой договор. При этом если последний расторгается досрочно по истечение 90 суток с даты въезда, то мигрант вправе в течение 15 суток заключить новый договор, в том числе с другим работодателем.

2.2 Значительные изменения произошли в правилах миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства (далее совместно именуются «иностранные граждане»). С 15 февраля 2011 вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 385-ФЗ от 23 декабря 2010 г., которым высококвалифицированным специалистам и членам их семей предоставлена возможность не вставать на учет по месту пребывания в течение 90 дней с момента въезда на территорию Российской Федерации, а также им не нужно уведомлять миграционную службу при смене места пребывания на срок не более 30 дней. Встать на учет надо лишь по истечении указанных периодов в течение 3 рабочих дней (в соответствии с более поздними изменениями, в течение 7 рабочих дней). Названным Федеральным законом был также уточнен порядок снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, в частности, отменена обязанность принимающей стороны при убытии такого лица представлять в миграционную службу отрывную часть бланка уведомления о прибытии. В соответствии с новыми правилами иностранный гражданин снимается с миграционного учета после получения информации о постановке его на учет по новому месту пребывания от территориального органа ФМС России, или при получении информации о его выезде из России от пограничных органов.

2.3 Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 42-ФЗ от 20 марта 2011 г. с 3 до 7 рабочих дней увеличен срок, в течение которого временно проживающий (находящийся) в России иностранный гражданин обязан встать на учет по месту пребывания. Аналогичным образом изменен срок подачи в миграционный орган уведомления о прибытии указанного лица в место пребывания.

3. Новый бланк листка нетрудоспособности и правила его заполнения Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» № 347н от 26 апреля 2011 г. и «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» № 624н от 29 июня 2011 г. утверждены форма нового бланка листка нетрудоспособности и порядок его заполнения. Так, часть данных в новом листке нетрудоспособности должна быть представлена в виде кодов (например, причина нетрудоспособности, виды нарушений режима и т.п.). В отличие от старого листка нетрудоспособности, к заполнению нового бланка листка нетрудоспособности предъявляется много исключительно технических требований (заполнение листка в пределах ячеек печатными буквами или с применением печатающих устройств, чернилами определенного цвета и т.д.). В новом бланке листка нетрудоспособности появились и новые поля (например, ИНН и СНИЛС работника). При наличии в листке нетрудоспособности ошибок, допущенных медицинской организацией, такой листок нетрудоспособности считается испорченным и взамен него выдается новый.

4. Минимальный размер оплаты труда Федеральным законом «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» № 106-ФЗ от 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда на территории Российской Федерации установлен в размере 4 611 рублей (с 1 июня 2011 г.). «Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей» от 30 ноября 2011 г. предусматривает поэтапное повышение минимального размера оплаты труда в г. Москве - до 11 300 рублей с 1 января 2012 г. и до 11 700 рублей с 1 июля 2012 г.

5. Новое Московское трехстороннее соглашение на 2012 г.

Московское трехстороннее соглашение на 2012 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей предусматривает снижение уровня безработицы, который не должен превышать 1% экономически активного населения города. В соответствии с Соглашением планируется также оптимизировать привлечение иностранных работников с учетом развития экономики города и роста производительности труда, при этом долю иностранных работников в численности занятого населения планируется поддерживать на уровне, не превышающем 3,2%. Стороны обязуются не допускать задержек выплаты заработной платы работникам, а также обеспечить начисление и выплату компенсации за задержку выплаты заработной платы, при этом указанная компенсация должна устанавливаться в размере не ниже одной двухсотой ставки рефинансирования.

6. Изменения Трудового кодекса Российской Федерации

6.1 Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» № 353-ФЗ от 30 ноября 2011 г. были закреплены особенности регулирования труда лиц, занятых на подземных работах. Под работниками, занятыми на подземных работах, понимаются работники, непосредственно осуществляющие добычу полезных ископаемых подземным способом, а также работники, занятые на работах по строительству, эксплуатации подземных сооружений и аварийно-спасательных работах в них (кроме подземных сооружений, строящихся открытым способом), за исключением работников, занятых на работах по эксплуатации метрополитена. Принимаемые на указанные работы должны удовлетворять квалификационным требованиям соответствующих справочников, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Обязательным условием приема на работу является отсутствие медицинских противопоказаний, соответственно, при приеме на работу проводится медицинский осмотр (обследование). Занятые на подземных работах обязаны проходить медицинские осмотры в начале, а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Осмотры в начале рабочего дня (смены) обязательно проводятся для всех работников, а в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) - при необходимости. Целью осмотров в течение и (или) конце рабочего дня (смены) является диагностика и предупреждение профессиональных заболеваний, а также выявление возможного состояния алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения у работников, занятых на работах на взрывопожароопасных объектах. За нарушение установленных правил работодатель вправе отстранить работника от работы.

6.2 Федеральным законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» № 334-ФЗ от 22 ноября 2011 г. внесены поправки в положения Трудового кодекса, регулирующие рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров. Указанные поправки не несут кардинальных изменений, однако более подробно регламентируют проведение отдельных примирительных процедур, а также устанавливают более благоприятные для работников сроки процедур. В частности, работодатель обязан сообщить о принятом решении по результатам рассмотрения требований работников в течение двух рабочих дней со дня их получения (ранее - в течение трех рабочих дней); срок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника теперь составляет на локальном уровне социального партнерства до трех рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства - до пяти рабочих дней (ранее указанный срок составлял до семи рабочих дней со дня приглашения посредника). Помимо прочего, значительное25.1 внимание законодателя уделено положениям закона о трудовом арбитраже, а также проведению переговоров при уклонении одной из сторон от участия в примирительных процедурах.

изменениявзаконодательстве

С 1 января 2012 г. вступила в силу новая редакция п. 3 ст. 217 НК РФ (изменения внесены Федеральным законом от 21.11.2011 N 330-ФЗ), в соответствии с которой освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, связанные с увольнением работников, в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, не превышающей в целом 3-кратный размер среднего месячного заработка или 6-кратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.


Что касается выходного пособия, выплачиваемого при увольнении сотрудника по соглашению сторон до 1 января 2012 г., то оно подлежит обложению НДФЛ в установленном порядке.

1.Гарантии, льготы, компенсации

Приняты Правила, которые определяют порядок выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел РФ, прикомандированным в соответствии с законодательством РФ к организациям (Порядок оказания материальной помощи сотрудникам органов внутренних дел, утв. Приказом МВД России от 19.12.2011 N 1260). Сотрудникам выплачиваются:

  1. месячный оклад в соответствии с замещаемой должностью и месячный оклад в соответствии с присвоенным специальным званием;
  2. ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет);
  3. ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационное звание;
  4. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы;
  5. ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  6. премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей;
  7. поощрительные выплаты за особые достижения в службе;
  8. надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время;
  9. коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Размеры должностных окладов устанавливаются руководителями организаций, к которым прикомандированы сотрудники, по согласованию с МВД России.


Утверждены также Правила выплаты денежной компенсации за использование личного транспорта в служебных целях сотрудникам органов внутренних дел РФ.


Письмом ФНС России от 14.02.2012 N ЕД-3-3/433@ "О налогообложении НДФЛ компенсационной выплаты, эквивалентной стоимости молока" разъясняется, что компенсационная выплата, выплачиваемая в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с действующим законодательством работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ.

2.Социальное страхование

В ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) внесен ряд уточнений, касающихся особенностей определения объекта обложения страховыми взносами по выплатам и иным вознаграждениям, получаемым физическими лицами в рамках гражданско-правовых договоров, которые с учетом ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ не затрагивают вопросов обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.


В связи с изменениями, внесенными в ст. 46 Закона N 212-ФЗ, штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы 4-ФСС (далее - Расчет) составляет 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.


Штраф за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный Законом срок расчета в указанных размерах применяется к правонарушениям, совершенным после 1 января 2012 г.


Частью 2 ст. 46 Закона N 212-ФЗ введена ответственность страхователей за несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 200 руб.


Кроме того, введена ответственность за нарушение срока представления плательщиком страховых взносов сведений об открытии и закрытии счета в банке в виде штрафа в размере 5000 руб. (ст. 46.1 Закона N 212-ФЗ). До 1 января 2012 г. плательщики страховых взносов могли привлекаться только к административной ответственности за несообщение указанных сведений (ч. 1 ст. 15.33 КоАП РФ).

3.Пенсионное обеспечение

Физические лица (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой), самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, ранее представлявшие один раз в год, но не позднее 1 марта года, индивидуальные сведения, с 1 января 2012 г. их не представляют.


Утверждены Правила исчисления среднемесячной заработной платы, исходя из которой рассчитывается размер ежемесячной доплаты к пенсии гражданам РФ, замещавшим должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Белоруссии и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России.


Принят коэффициент индексации с 1 февраля 2012 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,07.

Елена Розанова, директор департамента управления персоналом ООО "Балтийская солодовенная компания"

В 2012 году несколькими федеральными законами были внесены изменения в основной документ, регулирующий трудовые отношения, - Трудовой кодекс Российской Федерации. Эти изменения коснулись трудовых отношений со спортсменами, педагогическими работниками, а также в целом работодателей в их обязанности письменного уведомления работников о составляющих заработной платы (содержанию расчетного листка). Кроме того, нововведения для россиян коснулись нерабочих праздничных дней.

Важным моментом явились изменения последнего периода, касающегося гарантий при расторжении трудового договора для лиц с семейными обязанностями, ранее касавшихся исключительно женщин (подробно - в разделе «Трудовые отношения»).

Важные и долгожданные сдвиги коснулись сферы охраны труда, а именно порядка предоставления льгот и гарантий, связанных с вредными (тяжелыми) условиями труда. Подробнее об изменениях - в разделе «Охрана труда».

На протяжении долгого времени в законодательстве наблюдалось противоречие между одновременно действующими законами - Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 и «Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, а также «Инструкцией о порядке применения Списка...», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20. Это противоречие приводило к неоднозначной судебной практике в случае возникновения разногласий между работниками и работодателями в части, касающейся объема и порядка предоставления льгот и компенсаций.

Сейчас, когда наконец-то поступили официальные разъяснения о порядке применения этих законодательных актов, действующих одновременно, работодателям должно стать проще ориентироваться в вопросе установления конкретных льгот и компенсаций работникам, занятым во вредных (тяжелых) условиях труда. Однако до конца вопрос все же не проработан, за период с 2008 г. по настоящее время все еще не реализован п. 2 Постановления № 870. Министерство труда и социальной защиты РФ так до сих пор и не установило в зависимости от класса условий труда конкретику в отношении сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций. Остается надеяться, что в 2013 году эти изменения произойдут.

Итак, об изменениях за последний квартал уходящего года и готовящихся изменениях в 2013 году.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

24.11.2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 188-ФЗ от 12.11.2012 г. «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 261 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Изменено наименование статьи 261 ТК РФ, оно изложено в новой редакции как «Гарантии беременной женщине и лицам с семейными обязанностями при расторжении трудового договора», и часть четвертая изложена в следующей редакции:

«Расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет, с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери, с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель (иной законный представитель ребенка) не состоит в трудовых отношениях, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пп. 1, 5–8, 10 или 11 ч. 1 ст. 81 или п. 2 ст. 336 настоящего Кодекса)».

12.11.2012 г. принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» , устанавливающий, что обязательным требованием для получения разрешения на работу иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, является подтверждение владения русским языком.

Знание русского языка должны будут подтверждать иностранные граждане, планирующие осуществлять трудовую деятельность в сфере розничной торговли, бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства.

Непредставление иностранным гражданином документов, подтверждающих владение русским языком, будет являться основанием для отказа в приеме заявления о выдаче ему разрешения на работу.

Закон вступает в силу 1 декабря 2012 года и действует в отношении лиц, заключающих новые трудовые договоры.

Необходимый уровень владения русским языком должен быть подтвержден одним из следующих документов:

Сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку;

Документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), если в данном документе имеется запись об изучении русского языка, выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации, с нотариально удостоверенным переводом данного документа на русский язык;

Документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР до 1 сентября 1991 года, а также выданным образовательным учреждением на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Подтверждение владения русским языком не требуется для граждан иностранных государств, в которых русский язык является государственным (Казахстан, Киргизия и др.).

Вышло Постановление Правительства РФ от 15.10.2012 № 1048 «О переносе выходных дней в 2013 году».

В 2013 году россияне будут отдыхать 10 дней в новогодние праздники, 5 дней - в Праздник весны и труда и 4 дня - на День Победы.

Переносятся следующие выходные дни:

Таким образом, период зимнего отдыха составит 10 дней - с 30 декабря 2012 года по 8 января 2013 года (с учетом переноса выходных дней в 2012 году). В мае 2013 года предусматривается пятидневный период отдыха, совпадающий с празднованием Праздника весны и труда, и четырехдневный период отдыха, совпадающий с празднованием Дня Победы.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ Правительство РФ вправе переносить выходные дни на другие дни в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней.

15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 234-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации».

Данным законом уточнены порядок заключения и содержание соглашений между представителями работников и работодателей.

Более подробно регламентировано содержание соглашений. Положения соглашения, регулирующие оплату труда, должны включать вопросы установления размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.

Кроме вопросов оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, включение в соглашения которых предписывалось Трудовым кодексом РФ и ранее, в соглашения в обязательном порядке также должны будут включаться вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам, вопросы занятости, условий высвобождения работников, повышения квалификации работников, в том числе в целях модернизации производства. Под развитием социального партнерства теперь должно пониматься в том числе и участие работников в управлении организацией.

Установлены полномочия государственных и местных органов по регистрации в уведомительном порядке коллективных договоров и соглашений.

Также 15.12. 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании».

В Трудовом кодексе РФ появились понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

Квалификация работника представляет собой уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт - это требования к квалификации работника в целях осуществления его профессиональной деятельности.

Предусмотрено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

ОХРАНА ТРУДА

01.10.2012 г. Минтруда России предоставило «Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. № 870».

Работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда установить повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Сообщается, что до реализации Министерством труда и социальной защиты РФ поручения, указанного в п. 2 Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870, работодатель может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 №N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Верховный Суд РФ вынес Определение от 01.11.2012 № АПЛ12-651.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ отменила Определение о признании недействующими нормативных правовых актов СССР, устанавливающих право на дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.

Определением Верховного Суда РФ от 04.04.2012 № АКПИ12-317 было прекращено производство по делу о признании недействующими отдельных положений Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», и Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20).

В данном Определении было указано, что в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, вышеназванные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, устанавливающие перечни указанных работ, не применяются, поскольку противоречат Трудовому кодексу РФ и являются недействующими.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ указала: при вынесении определения судом не учтено, что изменение федеральным законодателем порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, не исключает применение нормативных правовых актов бывшего Союза ССР, устанавливающих Списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, поскольку в настоящее время отсутствует какой-либо иной нормативный правовой акт, заменяющий данные акты бывшего Союза ССР.

ГОТОВЯТСЯ ИЗМЕНЕНИЯ

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Применительно к трудовым отношениям интересны изменения, касающиеся главного бухгалтера организации.

Главный бухгалтер обязан (ч. 4 ст. 7):

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет (при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет);

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Перечисленные требования не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу Закона № 402-ФЗ возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 2 ст. 30).

Государственная дума приняла Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», подготовленный Минтрудом России.

Согласно документу, с 1 января 2013 года минимальный размер оплаты труда вырастет до 5205 рублей в месяц. Сегодня МРОТ составляет 4 611 рублей, таким образом, увеличение составит почти 13%.

С 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» установлена новая система тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Принятым Законом предусматривается в том числе:

установление дифференцированных дополнительных тарифов страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от вида работ, в которых заняты застрахованные лица (например, для подземных работ, работ с вредными условиями труда, в горячих цехах в 2013 году - 4 процента, 2014 году - 6 процентов, начиная с 2015 года - 9 процентов; на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, дающих право на назначение досрочной пенсии, в 2013 году - 2 процента, в 2014 - 4 процента, с 2015 года - 6 процентов);

введение фиксированного тарифа страховых взносов на обязательное страхование и страхование для самозанятых лиц в процентах от МРОТ.