Медведев о зарплатах учителей комментарии. Российские учителя возмущены советами медведева. О словах, «отлитых в граните»

Если бы Дмитрия Медведева у нас не было, его следовало бы выдумать. Потому что он режет правду-матку с откровенностью, которой может позавидовать любая оппозиция. Обнаруживая при этом собственную некомпетентность столь наивно, что поневоле задумаешься: если премьер таков, каковы же его подчиненные?

Вот очередной «мудрый» совет нищающему населению от премьер-министра: российским учителям, которые недовольны зарплатой в 15 тысяч рублей, он заявил, что учительство - это призвание, «а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». А кроме того, по мнению Дмитрия Анатольевича, работящий педагог может «как-то, так сказать, еще что-то заработать» - помимо основной зарплаты.

Вот такие розовые представления, видимо, рисуются в голове второго лица в государстве: незаинтересованные рвачи без призвания, думающие только о деньгах, уйдут из школы и займутся прибыльным бизнесом и будут очень довольны. На их место придут энергичные, трудолюбивые педагоги, которых не смутят нищенские зарплаты, ибо у них призвание, а потому будут тоже весьма довольны. А самые энергичные из них в свободное от основной работы время станут подрабатывать в бизнесе и совместят призвание с богатством - то есть их счастью вообще не будет предела.

Такие представления премьера вполне объяснимы: все мы прекрасно знаем о государственных чиновниках, которым вполне удачно удается совмещать основную деятельность с бизнесом, причем очень даже крупным. Но вот незадача: что получается у чиновников, почему-то не выходит у учителей.

В чем причина такого парадокса и почему учителям так не везет, премьеру попыталась растолковать директор забайкальской школы Валентина Маниковская. Простыми и доступными словами она объяснила понятные для подавляющего большинства из нас вещи: что для занятий бизнесом нужно много времени, которого у учителя нет, ибо работа по призванию требует огромной самоотдачи и занимает практически 24 часа в сутки. Что для бизнеса нужен начальный капитал, а у педагога его зарплаты хватает лишь на то, чтобы дотянуть до следующей зарплаты, и то с трудом.

Что же касается ухода излишне алчных учителей в бизнес «с концами», то это, конечно, возможно, но чревато совсем печальными последствиями: свято место (даже низкооплачиваемое) пусто не бывает, и на место ушедших учителей придут другие. Те, кому в силу слабых способностей и прочих недостатков другой работы не найти. И будут наших детей учить те, кто ни на что другое не годится... А это уж совсем невесело, Дмитрий Анатольевич.

Поэтому имеет смысл ознакомиться с опытом других стран - тех, где с образованием (да и с экономикой вообще, она ведь - следствие образования) дела обстоят хорошо. Там заработки учителей не бросают на откуп рынку, и они вполне сопоставимы с доходами бизнесмена средней руки. Например, в Германии зарплата учителя колеблется от 3200 до 4700 евро в месяц. А в Финляндии даже начинающий педагог получает 3600 евро в месяц. В результате самый большой конкурс в вузах Финляндии - на педагогические отделения. Соответственно, туда поступают самые умные. Соответственно, умные учителя готовят хорошие кадры для экономики. Соответственно, и экономика хороша.

Так, может, все же не стоит учителей посылать? Пусть даже и в бизнес.

Выступая на форуме «Территория смыслов», премьер-министр Дмитрий Медведев ответил на жалобу на низкие зарплаты учителей словами о том, что они сами выбрали эту профессию. Заявление главы правительства разозлило пользователей социальных сетей: они высмеяли Медведева и попытались понять, как трактовать слова человека, занимающего второй по важности пост в государстве.

О низких зарплатах учителей Медведеву задал вопрос преподаватель из Дагестана. Он попросил объяснить, почему молодые учителя в регионе получают 10—15 тысяч рублей, а полицейские - от 50 тысяч.

Глава правительства начал с рассказа о личном опыте: он вспомнил, что получал 90 рублей, когда начал преподавать после выпуска из института, а зарплаты полицейских и тогда были существенно выше: лейтенант, по словам Медведева, получал 250 рублей. У каждого человека есть выбор, заключил он.

Премьер также добавил, что «современный энергичный преподаватель способен не только получать ту зарплату, которая ему положена по должностному расписанию, но и как-то ещё что-то заработать», что многие восприняли как одобрение взяток в сфере образования.

Вспомнили и о том, что премьер в начале своей карьеры преподавал гражданское и римское право на юридическом факультете ЛГУ, затем СПбГУ.

Многие комментарии касались самого Медведева.

Российские учителя выразили негодование в связи со словами премьера Дмитрия Медведева о том, что преподавателям, которым не хватает зарплаты, следует уходить в бизнес.

Медведев на вопрос учителя из Дагестана о размерах зарплат педагогов в 10-15 тыс. рублей ответил: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Премьер также выразил уверенность, что современный преподаватель способен не только получать зарплату по расписанию, но и «как-то иначе зарабатывать».

Учитель русского языка и литературы из Петербурга считает слова премьера неадекватными. «Судя по комментарию Медведева, правительству на образование и на будущее детей наплевать. Сказал, не подумав. Получается, что он отдельно, народ отдельно, страна отдельно. Заявил, что учитель — это призвание. И что — учителя теперь должны лапу сосать?» — сказала преподаватель «Росбалту».

Учитель химии из города Кяхта Наталья Исмагилова заявила порталу «Номер один» , что педагоги возмущены таким отношением правительства. «Не учитывая ставки лаборанта и прочих дополнительных обязанностей, я — учитель высшей категории — получаю за часы всего 16 тысяч рублей. Нам заниматься бизнесом некогда. Сколько на нас свалили отчетов, бумажек всяких. Приходишь домой в шесть часов и сразу садишься за компьютер. Надо и урок подготовить, и тетради проверить, и еще программу составить рабочую. Свободного времени нет вообще. Как нет никаких льгот. В советское время мы могли хотя бы подлечиться, отдохнуть в санаториях. Сейчас нет ничего. Зато все социальные нагрузки — это к нам: перепись детей, работа по выборам и прочее. И все это на добровольных началах», — указала Исмагилова.

«Да, учить детей — это наше призвание. Но пользоваться этим — малодушие. Это бесчестно и несправедливо. Сколько можно давить на патриотизм, призвание, любовь к детям и прочее? Жить-то учителю тоже как-то надо. И на что-то обеспечивать своих детей. Отдыхать, наконец. Вместо того, чтобы говорить такие вещи, государству нужно создавать нормальные условия для жизни учителей. От учителя только брать, ничего не давая ему взамен, — это наглость», — подчеркнула учительница.

Педагога на пенсии Ольгу Васильеву слова премьера обидели: «Это очень обидно слышать. Учителя — квалифицированные специалисты, которые сознательно пошли учиться на эту специальность. У многих большой стаж и опыт. Хороший учитель вкладывает в свою работу все: деньги, силы, нервы. Почти все отдает детям. И слышать такое заявление от премьер-министра страны, по меньшей мере, удивительно. Очень обидно, когда сейчас педагогов, грубо говоря, отправляют идти «торговать картошкой».

Бывший учитель Марина Климова последовала совету премьера, но горько сожалеет об этом: «Я пошла в школу работать по призванию. Любила свое дело и ребятишек. Но, к сожалению, то, что сейчас происходит в связи с этими реформами в школах — это кошмар. В прошлом году я была вынуждена уйти из профессии, чтобы иметь возможность нормально зарабатывать и обеспечивать своих детей. Сейчас я работаю в торговле, то есть, вынуждена заниматься нелюбимым делом. Медведев советует всем учителям поступать так, как я? Кто тогда будет работать в школах?»

«Я удивляюсь стойкости наших педагогов, тех, кто способен терпеть настоящие издевательства годами. Чудовищные реформы, античеловеческие условия работы, унизительные беганья за стимулирующими выплатами, писанина тонн отчетов и прочей всякой ерунды, которая отвлекает от того, чем педагог действительно должен заниматься — учить детей. И все это ради призвания. Но я считаю, что человеку, который напрямую причастен к тому бардаку, что сейчас происходит у нас в школах, стыдно говорить такие вещи! Вместо того, чтобы давать такие дурацкие советы, не пора ли заняться делом и навести, наконец, порядок в этой сфере и хотя бы попробовать вернуть нашей системе образования былую славу?» — подчеркнула Марина Климова.

Реакция на слова Медведева о том, что учителям ради более высоких доходов стоило бы сменить профессию и уйти, например, в бизнес, не заставила себя ждать. В учительских пабликах во «ВКонтакте» царит возмущение. «Газета.Ru» публикует некоторые комментарии учителей о словах Медведева.

Ольга Ч. , преподаватель из Воронежа:

«Я сама являюсь учителем. Крайне возмущена словами премьер-министра, советующего учителям искать другой заработок. Учитель выполняет важнейшую функцию в обществе: не только обучает, но и воспитывает! Воспитывает личность, ответственную перед собой и перед Отечеством, готовую защитить свою Родину, ценящую подвиги и самоотверженность своих предков, готовую приносить пользу обществу. Огромное спасибо всем учителям, которые в столь непростых условиях, сложившихся в сфере образования, продолжают свою педагогическую деятельность!»

Анна К. , преподаватель физики в Мордовии:

«В принципе уйти в бизнес у нас в маленьком поселке просто невозможно. Весь бизнес заключается только в торговле на рынке, но даже совмещать свою работу учитель не сможет. У меня, например, до часа-двух уроки, затем до четырех вечера — факультативные занятия. После этого я прихожу домой, забираю из садика двух своих детей. Одновременно занимаясь ими, я проверяю тетрадки. А еще нужно успеть написать план-конспект на следующий день. Всего у меня 18 часов в неделю, есть еще классное руководство, а также я являюсь заведующей лабораторией. При этом оклад мой — 11 500 руб., а со стимулирующими на руки я получаю 16 тыс. руб. Я не понимаю, почему этот труд не может оплачиваться больше».

Ирина Д. , преподаватель из Москвы:

«Я давно недолюбливаю премьера, но сказанное сегодня вызвало просто негодование. Честно, не хочется из отпуска возвращаться, зная, что опять ждет... Удерживают дети, но с каждым днем все меньше. Как говорила Татьяна Санна из «Физрука»: «Во мне умер учитель».

Александр П. , преподаватель из Нижнего Новгорода:

«Мне кажется, что Медведев провоцирует учителей и преподавателей. Я хотел было написать подробный анализ текста выступления председателя правительства РФ со своими комментариями (как я это умею), а потом вдруг дошло: именно такой реакции от учителей в соцсетях власть, скорее всего, и ждет. А с какой целью — мне неясно. Поэтому проявлю максимальную сдержанность и корректность. Просто обозначу свою жесткую позицию по затронутому вопросу: в трудовых договорах и должностных инструкциях учителей (в том числе и в моих) нет термина «призвание». Там есть такие слова, как «труд», «обязанности», «права», «ответственность», «закон». И — о ужас! — «заработная плата».

Труд учителя с точки зрения морали, безусловно, подпадает под категорию «призвание», «дар», «миссия» наконец. Но вот с точки зрения закона и права — это труд, который должен быть оплачен, и оплачен достойно (Конституция РФ, статья 7-я, часть 1-я). Преподаватель (учитель) — это профессия, на овладение которой человек затратил время и силы. Получил квалификацию. И эта профессия может (и должна!) являться в первую очередь не лирическим призванием, а вполне конкретным и законным средством к существованию.

Или если записывать нас в святые, то хотя бы избавьте нас, учителей, от обязанности выплачивать подоходный налог в 13% (как РПЦ). Лично для меня вполне существенная прибавка к деньгам будет (хотя сами по себе эти деньги и небольшие даже при двух ставках)».

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в ходе общения с участниками форума «Территория смыслов» на Клязьме посоветовал жалующимся на низкие зарплаты учителям зарабатывать деньги в бизнесе. « Меня часто спрашивают по поводу учителей и преподавателей. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес» , — заявил господин Медведев.

Заявление премьер-министра стало ответом на вопрос учителя из Дагестана о том, почему в России зарплаты силовиков намного больше зарплат учителей.

Медведев в ответ рассказал, что когда он после окончания университета работал преподавателем, то получал 90 рублей в месяц, в то время как начинающие милиционеры — по 250 рублей.

Выступление премьер-министра вызвало оживленную реакцию в соцсетях — среди высказываний по этому поводу было немало критических замечаний.

«Дмитрий Анатольевич путает пресное со сладким. Учитель не должен сводить концы с концами, как он произнес в своей речи. Учитель не должен искать способ заработка на стороне. Учитель должен нормально, комфортно работать. Можно наплевать на нашу профессию, как, собственно, и делается в течение многих лет, но история показывает, что национальная безопасность и учительство очень сильно взаимосвязаны, даже более, чем с силовиками», — сказал в интервью радиостанции «Говорит Москва» «Учитель года-2009», преподаватель физики в ногинской школе № 5 Вадим Муранов.

«Отдельно интересно — в какой чудо-стране милиционеры получали по 250 рублей? Я вот у станка стоял, перевыполнял план и не всегда получалось 250, и не у всех. Кстати, потом я уже в другой стране служил в милиции. В 1992 году зарплата у меня была 26 (двадцать шесть) долларов США, а в 1998 целых 180 долларов США», — написал на своей странице в Facebook известный публицист и переводчик Дмитрий «Гоблин» Пучков , в прошлом сотрудник МВД.

О «хорошем настроении и здоровье»

Дмитрию Анатольевичу Медведеву принадлежит большое количество фраз, запомнившихся народу и ставших практически афоризмами.

В мае 2016 года, во время посещения премьер-министром России Крыма к Медведеву обратилась пенсионерка, пожаловавшаяся на низкий уровень пенсий.

Отвечая женщине, премьер-министр, в частности, сказал: «Просто денег нет сейчас. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья».

Это высказывание немедленно вошло в народный фольклор и гуляет по стране до сих пор.

Комментируя данное выступление, президент России Владимир Путин сказал: «Я не видел, чтобы Дмитрий Анатольевич говорил нечто подобное по этому поводу. Всегда можно или из контекста как такового взять какую-то фразу, или взять из того общего разговора: тоже по словам все может совпадать, но по духу, смысл, может быть, может как-то иначе представляться».

Глава государства абсолютно прав — речь идет просто не о самым удачным образом построенной фразе. Однако не зря пословица говорит: «Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь!».

О «молодой стране России»

31 декабря 2010 года, выступая с новогодним обращением к народу в качестве президента, Дмитрий Медведев сказал: «У нас богатая и древняя история, и мы по праву ею гордимся. И в то же время Россия — молодая страна. Напомню, что в наступающем году ей исполнится только двадцать лет».

Как и в случае с недавним выступлением Медведева в Крыму, политик не имел ввиду ничего плохого. Однако формулировка «Россия — молодая страна, ей всего 20 лет» удивила многих. Получалось, что РФ не отождествляет себя не только с советским периодом, но и отстраняется от тысячелетней истории российской государственности в целом. Между тем, Российская Федерация, к примеру, официально является правопреемницей СССР по международным соглашениям.

Слова Медведева о «молодой стране, которой всего 20 лет» также вошли в «золотой фонд» его высказываний.

О словах, «отлитых в граните»

В декабре 2009 года на заседании комиссии по модернизации экономики глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов после выступления президента РФ Дмитрия Медведева попросил слова, чтобы ответить, как он выразился, на «реплику» главы государства.

Замечание Чемезова не понравилось Медведеву, и он отрезал: «Моя не реплика уже, а приговор. Реплики у вас. А то, что я говорю, в граните отливается».

Согласно справочникам, гранит — это кислая магматическая интрузивная горная порода, состоящая из кварца, плагиоклаза, калиевого полевого шпата и слюд — биотита и/или мусковита. Граниты являются наиболее важными породами земной коры. Они широко распространены, из них слагают основание большей части всех континентов.

Гранит используется как облицовочный камень, как основной материал для изготовления памятников, однако вот отливка из него чего бы то ни было — дело довольно проблематичное.

Разумеется, речь в очередной раз идет о неточной формулировке.

О «больших и жирных котах» в спорте

В 2010 году, после неудачной для России Олимпиады-2010 в Ванкувере, Дмитрий Медведев произнес слова, которые чрезвычайно актуальны с учетом нынешней ситуации в российском спорте.

На встрече с руководством «Единой России» Медведев сказал: «Во главу угла должна быть поставлена фигура самого спортсмена — не федераций, которые у нас иногда большие и жирные, как коты, не тем более руководителей федераций и даже не тренеров, при всем колоссальном к ним уважении: спортсмены достигают успехов — они должны быть эпицентром внимания».

К сожалению, эти слова не были услышаны и поняты. «Большие и жирные коты» от спортивного чиновничества поставили Россию на грань отстранения от Олимпиады-2016. Возможно, что хотя бы теперь «жирных котов» основательно встряхнут — пусть и с явным опозданием.