Правила поведения на хакатоне (для тех, кто хочет выиграть). Международный дизайн-хакатон Сбербанка: непростые условия и эффективные решения

Тема "Дней промдизайна-2018" - "Дизайн проектирует, работает, формирует" - точно определяет то, как устроена работа молодых дизайнеров и какое влияние она способна оказать на будущее развитие отечественной промышленности. В течение трех дней участникам хакатона - преимущественно студентам ведущих столичных технологических ВУЗов - предстояло выработать решения по техзаданиям, полученным от резидентов и партнеров ИЦ "Сколково". Цель проекта - налаживание связей между сообществами дизайнеров и инженеров и совершенствование инновационных продуктов отечественных производителей.

Всего в соревновании приняли участие 76 разработчиков в составе 21 команды. Свои проекты представили студенты и недавние выпускники МГХПА им. С.Г. Строганова, РГУ им. А.Н. Косыгина, Высшей школы экономики, Института бизнеса и дизайна, Московского политехнического университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Британской высшей школы дизайна и НИТУ "МИСИС", объединения "Фабрика промдизайна" и vosq.design. Также была предоставлена возможность индивидуального участия, которой воспользовался 1 дизайнер. Спектр задач, которые стартапы поставили перед конкурсантами, варьировался от развивающих игр до передовых разработок в области транспорта. ТЗ предоставили 8 заказчиков: Avrora Robotics (беспилотный трактор), ООО "Анизопринт" (3D-принтер на базе роботизированной руки), ООО "НАСТЭК" (перчатка виртуальной реальности TAU tracker), ООО "Д.К.Орбитал" (система спутниковой связи для доступа в Интернет), инженерная компания LORETT (дизайн-проект аппаратно-программного комплекса для приема изображений Земли из космоса), ПАО "Сбербанк" (робот-бариста), ООО "СПУТНИКС" (конструктор для школьников на тему "Космос") и TSURU ROBOTICS (граффити-дрон).

Старт брейнсторму был дан ранним утром 26 июня. В распоряжении участников были все возможности Инновационного центра и Технопарка Сколково, с техническими заданиями они подробно ознакомились в процессе подачи заявок. С самого начала командам обеспечили прямой контакт с заказчиком. Большинство отметило, что коммуникация была налажена превосходно и в ходе работы они постоянно получали поддержку и фидбэк. Положительный опыт взаимодействия с клиентом стал главным приобретением для молодых дизайнеров. Их основное пожелание - в будущем обеспечить возможность следить за ходом работ не только курирующему стартапу, но и компаниям-конкурентам, чтобы у разработчиков была возможность получить междисциплинарную оценку проектов.

Для дизайнеров стала большим преимуществом возможность самостоятельно набирать команду численностью до 5 человек: как правило, на хакатонах группы формируются стихийно из числа откликнувшихся на конкретное предложение. Взаимодействие в слаженном коллективе позволило избежать временных затрат на распределение ролей и наилучшим образом раскрыть потенциал каждого участника. Направлял команды в работе куратор Алексей Якименко, преподаватель кафедры транспортного дизайна МГХПА им. С.Г. Строганова. Несмотря на конкуренцию, конкурсанты единодушно признали, что требования, выдвигавшиеся каждым заказчиком, абсолютно соответствовали и техническим возможностям, и уровню подготовки молодого российского дизайнера, а проекты, предлагавшиеся к разработке, можно внедрить в производство в кратчайшие сроки. В общей сложности специалисты провели за выполнением заданий 23 часа.

28 июня состоялась защита проектов и награждение победителей дизайн-хакатона. В течение 3 минут команде предстояло не только представить будущую разработку и ее визуальное решение, но и описать ход предварительных исследований и процесс принятия решений. В состав жюри помимо представителей компаний-заказчиков вошли независимые эксперты: Алексей Якименко (МГХПА им. С.Г. Строганова) и его предшественник, куратор прошлогодних соревнований, лауреат государственной премии РФ Игорь Сафронов (Институт бизнеса и дизайна), Алексей Жарков ("Студия Артемия Лебедева"), Денис Гармаш (бюро промышленного дизайна "Масштаб") и Олег Базоев (ART UP STUDIO).

Победителями конкурса стали команды "Строгановка" и MAMI DESIGN (заказчик: Avrora Robotics), D.tech ("Анизопринт"), "Додо" ("НАСТЭК"), "Футуристы" (LORETT), Man & Technologies lab (TSURU ROBOTICS), дизайн-бюро vosq.design ("Сбербанк") и "Фабрика промдизайна" ("СПУТНИКС"). По словам куратора проекта "Дни промдизайна в Сколково" Елены Пантелеевой, дизайн-хакатон всегда оправдывает свои ожидания: "Это самый живой и полезный формат нашего проекта. Без преувеличения, рынок промдизайна формируется именно здесь, в тот момент, когда технологический стартап принимает решение взять в свою команду дизайнера. А таких решений с каждым годом все больше на платформе проекта "Дни промдизайна в Сколково".


Разработки финалистов имеют все шансы быть реализованными: таким образом они внесут свой вклад в коммерциализацию резидентов Сколково. В знак признательности и с целью укрепления связей с развивающейся дизайн-средой ПАО "Сбербанк" пригласило всех работавших над их проектом участников на follow-up-встречу с корпоративными инженерами и партнерами в офисе компании. Конкурсанты выразили пожелание в следующем сезоне привлечь к участию команды из технологических вузов других городов и сделать состязание национальным.

Отзывы компаний-заказчиков:

"Масса впечатлений от мероприятия, огромное количество достойных решений - трудно было сделать выбор".
Владимир Грошев, Avrora Robotics

"Удивительно было за 3 дня в Сколково получить результаты, на достижение которых профессионалам обычно требуется несколько недель".
Антон Федоров, ООО "Анизопринт"

"Я очень рада, что нашлась команда, имевшая смелость на фоне весомых конкурентов выбрать проект от молодого неизвестного стартапа. Нам хотелось бы продолжить сотрудничество".
Ольга Гершензон, LORETT

"Это не только наш первый опыт участия в хакатоне ИЦ "Сколково", но и первый опыт работы с промдизайнерами в принципе. Одной из команд даже удалось отойти от заданных параметров и дать нам собственные рекомендации".
Алексей Елисеев, ООО "СПУТНИКС".


О МЕРОПРИЯТИИ

В середине лета представители дизайнерского и технологического сообщества в третий раз соберутся на площадке Технопарка Сколково, чтобы обсудить, как сделать мир удобнее и продуктивнее, не забывая о красоте и эргономике. Проект "Дни промдизайна в Сколково" ставит перед собой задачу быть институтом развития формирования рынка промышленного дизайна России. Уникальные форматы взаимодействия участников (Дизайн-хакатон, "Школа клиента", Дизайн-диалог) направлены на эффективный нетворкинг.

Пять основных тем, вокруг которых традиционно строится программа "Дней промдизайна в Сколково"

  • Дизайн для космоса и космонавтов
  • Дизайн для IT и робототехники
  • Дизайн для биомедицины
  • Дизайн для агросектора
  • Дизайн для транспорта

"Дни промдизайна в Сколково" помогут участникам - компаниям, занимающимся научными разработками и производством, найти дизайнера в команду, понять, как с помощью дизайн-стратегии капитализировать бизнес, получить рекомендации по акселерации продуктов через повышение их привлекательности. Для дизайнеров это возможность найти интересного заказчика. Для всех - наглядная иллюстрация того, что человечество живет и работает внутри мира, оболочка которого сконструирована дизайнерами.

Старт "Дням промдизайна в Сколково" даст открытие Дизайн-хакатона, объединяющего стартапы, дизайнеров и производителей. В трехдневном практикуме примут участие 10 команд, состоящих из молодых дизайнеров и студентов факультетов промышленного дизайна ведущих московских университетов и дизайн-школ (БВШД, РУДН, РГУ им. Косыгина, Политехнического университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИСиС, Института бизнеса и дизайна и др.). Им предстоит найти оптимальные решения в соответствии с техзаданиями, полученными от компаний - стартапов ИЦ "Сколково", на основе реальных продуктов и разработок. Для молодых дизайнеров это бесценный опыт работы и нетворкинг, для стартапов Сколково - возможность получить идеи для качественного изменения своего продукта.


Куратор хакатона этого года - Алексей Якименко, промышленный дизайнер, доцент МГХПА им. С.Г. Строганова.

Заявки на участие от команд дизайнеров и от стартапов принимаются по адресу: [email protected]

Ключевое событие второго дня - "Школа клиента" - пространство для диалога ведущих промышленных дизайнеров и стартапов. Что важнее: продукт или упаковка? Сколько стоит дизайн и почему? Как и кем формулируются задачи по креативу и производству? Как выглядит дизайн сделки по продаже и внедрению креативных решений?

Ответы на эти и многие другие вопросы дадут такие лидеры отрасли, как Михаил Васильев, генеральный директор "Карфидов Лаб"; Алексей Кутяев, генеральный директор ART UP studio; Тимур Бурбаев, арт-директор и промышленный дизайнер Студии Артемия Лебедева, и другие.

В 2018 году эксперты "Школы клиента" в значительной мере представлены центрами коллективного пользования Технопарка Сколково, чья компетенция находится в сфере услуг инжиниринга и промдизайна. Эти профессионалы хорошо знают, как улучшить внешний вид продукта, вывести его на рынок, увеличив его стоимость, сделав понятнее для потребителя.

Также в этот день:

  • Дизайн-диалог "В невесомости". О том, как придумываются космические корабли, поговорят Валерий Токарев, космонавт, мэр Звездного городка, и Марк Серов, космонавт-испытатель РКК "Энергия".
  • Дискуссия "Атака дронов", главная тема которой - дизайн беспилотных летательных систем. Участвуют: Игорь Белов, "Дронстрой"; Олег Понфиленок, Copter Express; Андрей Мамонтов, генеральный директор "Аэроб", и другие.
  • Дискуссия "Дизайн как лекарство от боли". Круглый стол с лидерами медицинского дизайна модерирует промышленный дизайнер Сергей Смирнов, руководитель SmirnovDesign, член экспертного совета Минпромторга России. Среди участников: представители компаний "Моторика", "ЭкзоАтлет", Kleiber Bionics, "ВИТ Медикал" и другие.

Главный день проекта насыщен лекциями, кейс-сессиями и дискуссиями в основной и параллельной программах.

Откроет день пленарная сессия "Власть дизайна в индустрии 4:0", во время которой будут обсуждаться такие вопросы, как: "Дизайнократия как одна из вероятных моделей организации общества будущего", "Роль, доля и стоимость дизайнерских решений в автопроме", "Какие дизайн-задачи ставит перед нами искусственный интеллект?".

Как всегда, проект "Дни промдизайна в Сколково" организует встречи с уникальными специалистами. Гости этого года - голландские дизайнеры из бюро The Row, которые напечатали мост в реальном размере на 3D-принтере по заказу одного из городов. Тема их лекции: "Новые материалы: от мусора до 3D-принтера".

Также в этот день:

  • Дискуссия "Маршрут построен?", эксперты которой обсудят вопросы трансформации привычного транспорта. Среди участников: Святослав Саакян, транспортный дизайнер, основатель дизайн-студии slava"saakyan; Антон Кужильный, дизайнер, арт-директор студии транспортного дизайна; представители "КамАЗ", МАДИ и другие.
  • Дискуссия "У будущего - человеческое лицо?", посвященная дизайну в робототехнике, а также моделям взаимодействия людей и роботов. Среди участников: Альберт Ефимов, директор робоцентра ПАО "Сбербанк"; Конышев Владимир, генеральный директор "Нейроботикс"; Алексей Южаков, генеральный директор "Промобот"; Андрей Незнамов, руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и ИИ, и другие.
  • Лекция Сергея Смирнова, руководителя SmirnovDesign, члена экспертного совета Минпромторга России, - о роли дизайна в бизнесе и жизни.
  • Кейс-сессия - "Big Data в полях" - об инновациях, эргономике и дизайне в AgroTech.
  • Лекция Владимира Юданова, сооснователя дизайн-студии "Ё-Программа" на тему "Влияние дизайна на развитие промышленного и городского пространства".

Традиционно третий день завершается защитой проектов дизайн-хакатона и награждением тех самых лучших, для которых проект "Дни промдизайна" станет карьерным лифтом.

Для детальной информации смотрите полное

Дмитрий Волков, сооснователь международного интернет-холдинга SDVentures , поделился с Rusbase экспертным мнением о важности хакатонов для бизнеса и участников, о типичных ошибках команд и трендах на будущее.

Хакатоны: что это такое?

Слово «хакатон» образовалось от слияния слов «хакинг» и «марафон». Под хакингом понимают, конечно же, не компьютерных мошенников, а любителей ИТ-технологий, которые находят удовольствие в исследованиях и поиске неординарных решений.


Первый в мире состоялся в 1999 году. Его провели разработчики ОС OpenBSD в городе Калгари (Канада).


Там собралась группа исследователей, которым предстояло решить непростую задачу: найти легитимный обход для ограничений, накладываемых США на экспорт из страны криптографических продуктов. Мероприятие они назвали «хакатоном», и термин сразу же понравился коллегам.


Спустя 10 дней на конференции JavaOne компания Sun Microsystems провела похожую встречу, где предложила разработчиком создать Java-программу для Palm V для обмена данными между гаджетом и интернетом через ИК-порт.


Нацеленность на успех, приятный дружеский формат, одновременное общение и состязательность – все это сделало мероприятия нового типа привлекательными для участников и инвесторов. Так хакатоны получили путевку в жизнь.

Зачем бизнесу нужны хакатоны?

В 2016 году в мире было проведено, по оценкам hackaton.com, 3450 хакатонов. Первым в списке сейчас стоит США – 1568 мероприятий за год, следом идут Великобритания (470 хакатонов), Канада (230), Германия (223), Франция (196). В них приняли участие самые разные специалисты: разработчики для веб (36%), мобильных систем (36%), аппаратных платформ (15%), робототехнических систем и ИИ (8%).


России в этом списке нет. Потому что, согласно этому источнику, в России за 2016 год было проведено всего… одно мероприятие.


Разумеется, эти данные недействительны. Они лишь отражают тот факт, что хакатон как формат развития инновационной экономики еще только растет в России. И пусть в мире пока очень мало знают о хакатонах в нашей стране, реальное состояние дел значительно лучше западной статистики.


Так, по данным портала IT-dominanta , каждый месяц в 2016 году в России проходило по 8-10 различных мероприятий такого типа. А только в апреле 2017 года было проведено 19 крупных хакатонов.


Возможно, хакатоны остались бы явлением местного значения, если бы на них не обратили внимания крупные компании, инвесторы, и «ангелы». Они оценили потенциал для роста.


Вместо утомительных согласований и доработок, с которыми приходится сталкиваться при выполнении обычных проектов, хакатоны предложили новый формат создания прототипов при минимальных затратах. В течение нескольких дней организаторы получают сразу несколько решений той технологической задачи, которая перед ними стоит.


С другой стороны, компании привлекают : здесь можно не только познакомиться с сильными разработчиками, но и сразу проверить их в деле. Наконец, важное преимущество хакатонов – нетворкинг с потенциальными партнерами и продвижение собственного бизнеса.

В чем интерес участников?

По данным hackaton.com, в публичных хакатонах сегодня принимают участие специалисты (42,8%), студенты (21,1%), «любители» (18,9%), предприниматели (9,6%), а также те, кто ищет работу (7,6%).


Тема хакатона объявляется сразу, зато цели оглашаются не всегда, что придает таинственность будущему мероприятию и привлекает особо авантюрных участников. Это делается ради того, чтобы не мешать рождению результата прямо на глазах. «Чудеса» могут происходить и с призовым фондом.


Так, на финальном этапе Дизайн-хакатона, который провели в Москве в конце июля 2016 года и «Сбербанк-Технологии», первоначальный призовой фонд был объявлен в размере 200 тысяч рублей. Однако результаты хакатона настолько впечатлили организаторов, что призовой фонд был увеличен до 500 тысяч рублей.


Победителем тогда стала команда Dream Team. Она предложила «умное решение по добровольному медицинскому страхованию», в основе которого использовались данные ДНК-теста. Опыт, знания и инициативность позволили добиться отличного результата.


Как показывает опыт, участников, помимо заявленных призов, интересует в хакатонах несколько моментов:

  • Возможность трудоустройства в ведущих интернет-компаниях и перспектива знакомства с «нужными» в профессиональном развитии людьми.
  • Проверка сил команды разработчиков в нестандартной ситуации: время ограничено, адреналин на пределе, соревновательный дух не дает покоя.
  • Академический интерес. Как правило, в этом случае речь идет о командах, которые работают самостоятельно, то есть не ищут трудоустройства у организаторов. Им интересно проверить гипотезы, которые у них родились для решения той или иной софтовой задачи.

Правила поведения на хакатоне

На первый взгляд, стать победителем достаточно просто, но многие попадаются на ошибки, которых делать нельзя.

Ошибка 1. Несоблюдение соотношения скорости и качества проработки проекта

Многие участники пытаются завершить проект максимально быстро, не принимая в расчет, что самое важное для жюри – это результат. Ошибки при во время хакатонов неизбежны, их не стоит бояться. Но та идея, которая будет демонстрироваться жюри, должна быть детально проработана.

Ошибка 2. Неумение работать в команде

Это особенно проявляется как раз в ситуациях, когда необходимо быстро получить результат. На хакатоне нет времени на долгие споры, нужно уметь грамотно распределять роли и принимать компромиссные решения.

Ошибка 3. Забыть про реальные цели

И пожалуй, главное, о чем стоит помнить – решение, которое предлагает команда, должно иметь реальное практическое применение. Как мы помним, бизнес интересуют рабочие идеи, которые уже завтра компания сможет реализовать и получить желаемый результат.

Что будет дальше?

Если бы у хакатонов не было планов, то о них не было бы смысла рассказывать.

  1. Смещение тематики. Еще пять лет назад практически все хакатоны проводились с целью разработки мобильных приложений. Однако уже в прошлом году тематика хакатонов сдвинулась в сторону создания систем, связанных с искусственным интеллектом и виртуальной реальностью. Без всякого сомнения, эти темы станут топовыми для будущих хакатонов.
  2. Внутрикорпоративные мероприятия. Сегодня главным трендом для крупных компаний становится акцент на инновации и развитие творческих связей внутри компаний. Проведение внутрикорпоративных хакатонов позволяет формировать временные коллективы внутри компаний и собирать в такие проекты людей с разной экспертизой.

Меня зовут Алиса, я старший дизайнер в Touch Instinct. Мы - аутсорс-компания. Скорость - один из важнейших критериев оценки нашей работы, наравне с качеством. Иногда для подготовки предложения для нового клиента нужно изучить, придумать и воплотить в жизнь концепцию приложения всего за пару дней. В таких ситуациях нет права на ошибку.

В марте я выступала на хакатоне, который мы организовали вместе с Партией еды. Рассказала участникам, как сделать хорошо за короткий срок. По мотивам лекции подготовила статью-памятку. Она будет полезна участникам команд, которые планируют участвовать в хакатонах, а также начинающим дизайнерам.

Время - наш враг

Неважно, насколько гениальна идея у вас в голове. Единственное, что важно на хакатоне - это время. Подумайте, успеете ли вы реализовать задуманное? Если нет - упрощайте и смело отсекайте функциональность, в которой не уверены.

Получился самокат? Здорово!

На выходе у вас должен быть продукт, который можно запустить и показать жюри. Чтобы у них было законченное представление о том, что это и как оно работает. Ничто так не портит презентацию как «сейчас не смотрите, потом у нас здесь будет...». Но не забывайте, что мы делаем продукт для пользователей.

Давайте всё же разберемся, как сделать качественный продукт за сутки.

#1 Отталкивайтесь от контекста

  • Какие цели у вашего пользователя?
  • В каких условиях он будет пользоваться вашим продуктом?
  • В какой момент будет обращаться к продукту?
С самого начала стоит обсудить эти вопросы с командой.

Возьмем в качестве примера приложение с пошаговыми рецептами для готовки.
Главное ограничение в данном случае - занятые или грязные руки.

Есть несколько способов упростить коммуникацию пользователя с приложением:

  1. Поместить всю необходимую информацию на один экран. Экран при этом не должен погаснуть.
  2. Использовать аудио- и видеодорожку.
  3. Использовать голосовое управление по шагам рецепта («дальше», «повторить», «на шаг назад»)

#2 Отсекайте лишнее

«Все должно быть представлено настолько просто, насколько это возможно. Но не более » - Альберт Эйнштейн.

Вы можете видеть множество путей развития своего продукта, главное - выделить основную идею и выбрать, какую часть можно запустить в первой версии. Сосредоточьтесь на решении одной задачи или проблемы. Пусть ваш продукт будет решать всего одну проблему - но главное, чтобы это работало.

#3 Отталкивайтесь от лучших практик

Перед началом работы необходимо ознакомиться с продуктами конкурентов и выделить их слабые и сильные стороны. Так вы избавите себя от чужих ошибок и, возможно, дополните свой интерфейс.

Если вы создаете мобильное приложение - используйте гайдлайны и популярные библиотеки. Это ускорит вам разработку, а для пользователей интерфейс окажется более привычным.

Ещё один совет - опирайтесь на опыт крупных компаний. Возможно, у вас совершенно другая тематика, но вы можете перенять что-то из стилистики.

Несколько примеров успешных продуктов: Instagram, Dropbox, Notion .

Посмотрите что их объединяет: белый фон, всего один акцентный цвет, чистый и аккуратный интерфейс без лишних функций.

#4 Дизайн - сегодня

Используйте правило одной ночи - прорабатывайте сегодня не только структуру, но и UI. Утром со свежей головой стоит посмотреть на свой продукт. Точно появятся мысли, как улучшить пользовательское взаимодействие или визуальную часть. Не забывайте про пустые состояния и обработку ошибок.

#5 Вызывайте эмоции

На самом деле не важно, что вы разрабатываете на хакатоне - мобильное приложение, чат-бот или что-то другое. Дизайн - это коммуникация с пользователем.

Давайте рассмотрим, какие инструменты есть в нашем арсенале.

Текст. Пишите простой и понятный текст. Определитесь со стилевым направлением - оно должно наследоваться по всему приложению. Не нагружайте пользователя лишней информацией. Будьте дружелюбны - давайте советы и подсказки.

Шрифт. Старайтесь использовать не более двух шрифтов. Не используйте мелкий нечитабельный текст - отталкивайтесь от гайдлайнов.

Цвет. Выберите один акцентный цвет, который задаст настроение.

Фотографии. Используете только качественные фотографии в одной стилистике. Продумайте, как будет выглядеть заглушка для блока с фото.

Иллюстрации. Очень хорошо работают иллюстрации в онбординге и на пустых состояниях.

Анимации. Если в команде есть дизайнер - отлично. Можете экспериментировать с онбордингом или проработать микровзаимодействия.

Хороший пример работы с эмоциями - приложение Рокетбанка. В навбаре у поддержки иконка сердца. В переписке с сотрудником банка можно прикрепить документ, фотографию или отправить любовь. Любовь отправляется в виде стикера с сердцем. И более того, спиннер загрузки стикера тоже в форме сердца. Очень любвеобильный банк.

Ваш продукт должен быть френдли. Покоряйте сердца, как Рокетбанк.

#6 Упрощайте

В процессе разработки не забывайте про критическое мышление - постоянно задавайте себе вопрос «как это можно упростить?».

Если к экрану нужны комментарии и подробный онбординг - это плохой экран.
Интерфейс должен быть интуитивно понятным и не должен вызывать вопросов.
Лучший интерфейс - отсутствие интерфейса. Постарайтесь свести количество шагов, необходимых пользователю для выполнения главного кейса, до минимума.

Я собрала небольшую подборку главных экранов с одной функцией или четким фокусом.

Shazam
Наверное, все знакомы с этим продуктом. При входе в приложение акцент на кнопке задается не только её размером, но и анимацией. Идеально, когда хочешь быстро узнать исполнителя - не нужно долго высматривать кнопку, запускающую поиск.

Hear
Приложение, преобразующее звуки, которые поступают из микрофона. По сути, это просто набор звуковых фильтров, которые можно свайпать. Ничего лишнего.

Boomerang
Небольшое приложение от Инстаграма - камера, которая позволяет делать зацикленные минивидео. Пара элементов управления камерой и архив - всё, что необходимо.

Выглядят лаконично.

#7 Пишите понятно

Ошибки в интерфейсе очень сильно бросаются в глаза. Старайтесь проверять весь текст на грамотность. Используйте короткие заголовки. В заголовках не нужны точки. Продумывайте текст кнопок, пользователь должен понимать, что происходит по нажатию. Используйте язык, понятный пользователю.

Примеры, как писать не нужно:

Будьте осторожны с зарубежными словами (например, «девайс»). Поймёт ли их ваша аудитория?

Прочтите совет о стоп-словах в интерфейсе от Бюро Горбунова.

#8 Делайте перерывы

Очень важно в диком темпе хакатона отдыхать. Хотя бы недолго. Давайте себе отвлечься. Желательно, чтобы это были не социальные сети, а смена обстановки. Сходите сделать чай или кофе, выйдите на пару минут на свежий воздух.

Если хотите, можете использовать технику Pomodoro . Она заключается в разделении рабочего времени и времени отдыха на периоды: 25 минут вы работаете над определенной задачей и ровно 5 минут отдыхаете. Если такая роскошь не позволительна из-за сжатых сроков или выбивает вас из состояния потока - определите время работы для вашей команды и общие перерывы. Например, 55/5.

Зачем это всё нужно? Взгляд не замылится. Короткая передышка даст немного сил. Возможно, вы увидите решение проблемы или ошибку, на которую не обращали внимания.

Запомните


Самое важное

Вы делаете продукт в рамках хакатона. Ваша задача не только сделать что-то рабочее, но и заинтересовать всех своей идеей, запомниться.

Не забудьте порепетировать перед защитой и постарайтесь показать весь объем проделанной работы.

30-31 июля 2016 года консалтинговая группа «Полилог» организовала в Москве международный дизайн-хакатон для Сбербанк-Технологий. В этом материале мы расскажем об особенностях такого формата и поделимся некоторыми решениями, которые мы использовали при организации и проведении хакатона.

Для тех, кто не в курсе: хакатон – это марафон для разработчиков программного обеспечения. В нашем случае на хакатоне собрались дизайнеры и UX-специалисты, которым предстояло разрабатывать решения на базе Единой фронтальной системы (ЕФС) – глобальной IT-платформы Сбербанка, которая разрабатывается в целях обеспечения мультиканальности обслуживания клиентов в режиме одного окна.

Мы спланировали нашу работу по подготовке и проведению хакатона по четырем направлениям: привлечение участников, техническое обеспечение площадки, работа с программой, PR-сопровождение.

Привлечение участников

Сразу после принятия решения о начале работы над проектом мы поняли, что собрать участников будет не так уж и просто: легко найти программиста, нелегко найти дизайнера интерфейсов и UX-специалиста. К сожалению, в интернете не существует баз контактов людей с таким специфичным профилем деятельности. Наш алгоритм поиска участников включал несколько составляющих.

Мы обратились к нашим партнерам, Digital October и Хабрахабр, разместив информацию о хакатоне на их сайтах и осуществив рассылку по их базам. Мы также создали базу наиболее авторитетных digital-агентств и дизайн-студий Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких городов-миллионников, что дало более 400 контактов для обзвона.

Следующий блок – профессиональные ассоциации и сообщества. Мы направили информацию о хакатоне в Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) и Apps4all. Кроме того, приглашения к участию в хакатоне были отправлены в школы и студии дизайна: Британская высшая школа дизайна, Netология, центр «Специалист», Redmadrobot и др.

Полилог не обошел стороной в пригласительной кампании и хэдхантинговые агентства: SuperJob и HeadHunter. Мы также направили информацию о хакатоне в институты и университеты, но этот канал привлечения участников в данном случае не сработал: июль, все студенты на каникулах.


Техническое обеспечение

В качестве площадки для проведения мероприятия был выбран DI Telegraph, где можно было с комфортом разместить команды дизайнеров и программистов. Памятуя о том, что одной из особенностей хакатонов является непрерывная работа на протяжении долгого времени (в данном случае – 48 часов), мы предусмотрели и полноценное трехразовое питание для участников, и специальную зону «дозаправки», где участники могли найти чай, кофе и снеки в любое время дня и ночи. Мы также позаботились не только о приеме пищи, но и других аспектах комфорта дизайнеров – при обзвоне после завершения регистрации сотрудники Полилога рекомендовали участникам взять с собой смену одежды. Для отдыха участников были предусмотрены диваны и пуфики. Все было спланировано, но вмешалась погода: последние выходные июля выдались очень жаркими. И тут выяснилось, что здании DI Telegraph нет кондиционеров. В срочном порядке были открыты все окна, включены все вентиляторы, но это, к сожалению, не смогло сильно снизить температуру и без того накаленной атмосферы соревнования. Так что в следующий раз, когда мы будем готовить мероприятие летом, обязательно проверим состояние системы кондиционирования.

Работа с программой

Специальный контент для хакатона – технологии marketplace, machine learning, Big Data, умные сценарии обработки информации и модели работы с клиентами – разрабатывал Сбербанк-Технологии, а задачей консалтинговой группы «Полилог» стала его адаптация и интеграция в программу мероприятия. Помимо этого, на наши плечи легла разработка собственно программы (таймплан и прочее). Разобравшись со спецификой контента и адаптировав его под формат мероприятия, мы провели репетиции открытия хакатона, основных событий в процессе мероприятия, церемонии награждения победителей. Нельзя не отметить, что у заказчика появлялись новые пожелания в процессе мероприятия, а у нас, следовательно, возникали новые задачи. Мы оперативно претворяли эти пожелания в жизнь: например, перед самой церемонией награждения поменяли названия номинаций, чтобы они более соответствовали тем результатам, которых достигли участники.

PR-сопровождение

Основной сложностью, с которой Полилог столкнулся при подготовке PR-сопровождения Хакатона, была необходимость одновременно вести работу с тремя разными типами СМИ: IT-издания, банковские СМИ, издания для мобильных разработчиков. Для этого мы выработали разные подходы для работы с ними, что позволило привлечь СМИ всех трех видов к освещению мероприятия. КГ «Полилог» заключила соглашения об информационном партнерстве с «Интерфакс», «РИА Новости», Bankir.ru, «Аналитический банковский журнал», PC Week, Apptractor.ru и другими СМИ. По итогам хакатона вышло более 100 сообщений.

Итоги

Несмотря на очень сжатые сроки подготовки и проведения мероприятия, международный дизайн-хакатон Сбербанк-Технологий прошел на достойном уровне. Было зарегистрировано 40 команд, 16 из них прошли в очный тур, лучшие решения были отмечены денежными призами и подарками.

22 авг 2016

Продолжаем развевать миф о том, что хакатоны — это только для программистов. Еще бы, в слове есть корень “hack” — тут непроизвольно возникает ассоциация с хакерами и суровыми бородачами-кодерами. Что ж, когда-то хакатоны действительно проводились только для них. Причем ими же.


Сегодня все по-другому. Хакатон — это формат, который объединяет специалистов из самых разных отраслей. Программисты, дизайнеры, маркетологи, менеджеры, предприниматели (а иногда даже музыканты, врачи, журналисты, гражданские активисты...) — все собираются в команды, запасаются едой и кислородом, чтобы в сжатые сроки запустить свой проект. Часто на пределе возможностей, перехватывая несколько часов сна прямо на поле боя. Но знали бы вы, сколько удовольствия дает осознание: мы сделали это!

Итак, у дизайнеров есть несколько причин идти на хакатон.


Причина 1. Вызов



По сути, только такую работу можно считать настоящим “проектированием интерфейсов”. В общем, причина первая, почему дизайнер должен хотя бы раз попробовать сходить на хакатон — шанс бросить себе профессиональный вызов. И победить.


Причина 2. Хорошая компания



Как недавно сказала одна из участниц HackDay: “ в первую очередь, это замечательная альтернатива выходным, проведенным дома”. По большому счету, к этому нечего добавить.

У хакатонов особая атмосфера бурлящего “интеллектуального котла” — и она сама по себе способствует рождению творческих идей и правильных дизайн-решений.


Причина 3. Полезные знакомства



Вам вообще часто выпадает шанс познакомиться с сотней человек, которые думают так же, как вы, интересуются примерно тем же, взбудоражены такими же идеями?

Особенно полезно фрилансерам — завести знакомства с проектами, которым потом наверняка понадобится работа дизайнера.

Помимо коллег-разработчиков, можно пообщаться с опытными игроками стартап-рынка (приглашаются в качестве наставников) — их советы часто полезнее, чем все бизнес-книги вместе взятые.


Причина 4. Новый проект в портфолио




Причина 5. Работа в команде в условиях реального стартапа



Да, хакатон — это испытание на прочность. Не зря мы раздаем участникам футболки “я выжил на HackDay” :)

Зато, если у вас были мысли податься делать что-то свое, сможете в полной мере вкусить будней стартапа. На самом деле, это незабываемый опыт.


Причина 6. Возможность воплотить свою идею



Эван Шпигель, один из сооснователей Snapchat (того самого, который Цукерберг хотел купить за 3 миллиарда долларов) — по образованию промышленный дизайнер.


Причина последняя — хватит причин


В общем, мы на сто сорок семь процентов уверены, что дизайнеры могут найти себе применение на HackDay (и любом другом хакатоне с должной организацией). Нужно понимать, что это не соревнование, где дизайнеры бьются с кодерами за право называть свое приложение лучшим. Это совместная командная работа, которая дает правильные плоды и открывает кучу возможностей.

Поэтому приглашаем, ждем и верим в вас. Конкретно в тебя верим. Приходи на HackDay и сделай крутой проект. Давай!