Как называется письмо древних инков. История письменности. Узелковое письмо – кипу. Основные цели узелкового письма

Долгое время считалось, что одна из величайших древних цивилизаций - империя инков - была «всего лишь» цивилизацией бронзового века, не знавшей письменности.

Но прошлым летом вышла в свет книга гарвардского профессора Гари Уртона «Знаки инкского кипу», в которой утверждается, что у инков письменность все-таки имелась, правда, особая, замаскированная под цветные веревочки, завязанные в узелки.

Речь идет об узелковом письме кипу (на кечуа - языке инков - «quipu» означает «узел»). Вслед за Уртоном все больше ученых склоняются к мысли, что с кипу все не так просто...

Конец XVI в. На завоеванных землях Южной Америки хозяйничают испанские конкистадоры. Однажды на пути троих испанцев, спешивших по делам, появился пожилой индеец. Судя по одежде, он был представителем местной знати.

Завидев чужестранцев, индеец попытался спрятать что-то в складках одежды. Но конкистадоры успели заметить его попытку и, не церемонясь, выхватили у него то, что он пытался уберечь от чужих глаз.

К изумлёникг испанцев, в руках у них оказалась связка разноцветных веревочек с узелками. Конкистадоры, удивленно переглянувшись, спросили у индейца, что это такое. Инка, увидев, что деваться ему некуда, с достоинством ответил: «Здесь записаны все дела завоевателей - как дурные, так и добрые».

Очень не понравился такой ответ испанцам. Решено было индейца сурово наказать за дерзость, а «компромат» - таинственные узелки - на всякий случай уничтожить. Так было положено начало повсеместному изъятию и уничтожению уникальных памятников культуры великой цивилизации - образцов узелкового письма инков.

Испанцы объявили кипу объектом языческого поклонения, хотя сами были уверены, что в них содержится важная информация. Но попытки расшифровать ее ни к чему не приводили. Самые видные специалисты по тайнописи безуспешно бились над узелками.., А ведь у самих инков были специальные люди - кипукамайоки (хранители кипу), которые могли получать необходимую информацию, с невероятной скоростью перебирая пальцами узелки. Но они нерушимо хранили свои тайны.

Тогда и появилась среда европейцев легенда, в которой говорилось о том, что кипу не что иное, как проклятие завоевателям, созданное хитроумными инками в отместку за разрушенное государство.. Постепенно все успокоились на том, что кипу является всего лишь декоративным элементом, одежды. В крайнем случае - примитивной системой счета («узелки на память»).

Начало планомерному изучению кипу было положено только в 1923 г., когда узелками заинтересовался историк Лиланд Локк. Он полностью отверг мнение о декоративности кипу. Но Локк рассматривал узелковое письмо только как способ передачи математических данных, и понадобился не один десяток лет, чтобы изменить этот взгляд. Сейчас многие ученые полагают, что цветные узелки инков постепенно развивались в сложную систему трехмерной письменности (наподобие азбуки БрайЛя).

На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу - это особая форма письменности. По подсчетам ученых, кипу содержит около полутора тысяч единиц информации - отдельных знаков. То есть немногим больше, чем в шумеро-вавилонской клинописи, и почти вдвое больше, чем в египетской иероглифике или иероглифах майя.

Математики определили, что при создании кипу инки использовали бинарную кодировку, наподобие той, которая лежит в основе современных компьютерных языков. Неужели представители древней цивилизации создали веревочный компьютер?! Ученые также полагают, что если кипу - действительно форма письменности, то она не передает обычную разговорную речь, а является чем-то вроде нотной записи или того же компьютерного кода.

Уже упоминавшийся Гари Уртон в своей книге утверждает, что по меньшей мере дюжина древних документов, относящихся к истории инков, переведена на письменный язык с кипу. Загвоздка только в том, что никому пока не удалось определить, какие именно документы с каких именно кипу переведены.

Интернет статьи
«Наиболее старое кипу обнаружил археолог Рут Марта Шейди Солис. Проводя раскопки в Карале, ему удалось найти образец, который датируется началом III тысячелетия до н.э. После шумерской клинописи и египетского иероглифического письма это прото-кипу является самым древним свидетельством о наличии письменности у коренного населения североамериканского континента. Радиоуглеродный анализ показал, что остальные кипу, которые были найдены в процессе археологических раскопок, были созданы приблизительно в XVIII-X веке н.э. При этом настолько большой промежуток между датами происхождения этих образцов узелкового письма ученые не могут объяснить до сих пор.»
В другом источнике:
«Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») - так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Впрочем, такая ранняя находка единична - следующая датируется уже VII веком нашей эры. Кипу существовали до 1725 года, однако к этому времени искусство их чтения было уже фактически утрачено.»
...
«Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее - тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня - возможно, это также служило для пояснения смысла.»

Дело просто в том, что этот самый ранний образец еще не является письмом как таковым, вернее, это был (лишь) набросок, попытка изобразить через веревки и узелки некий смысл, информацию. Сама идея, видимо, пришла через лошадей. Разные племена или одно и то же племя, отправляя табун на расстояние (или отправляя гонца и т.д.) использовали... гриву животного для передачи информации.
Волоски гривы заплетались и на косичках вязались узелки, означающие, например, прежде всего... число лошадей, которые отправляются табуном другому племени или части этого же племени, что находится на каком-то расстоянии.

Это довольно просто, согласимся. А для чего было указывать на гриве определенного коня число в табуне? Так... своего рода торговля. Человек издревле учился быть экономным и практичным.
Итак, самое первое на этих узелках безусловно счет. Э... счет? Или только запись количества? Как с конем передать информацию вождю другого племени: «я даю тебе двадцать таких лошадей, взамен за пять из них хочу тридцать колчанов со стрелами кураре, за остальных пятнадцать семь быков»?
Значит, на одной косичке навязывали узелки числом двадцать: 9+9+2.

Это означало: в табуне 20 голов. Как дать понять, что речь о головах, а не о чем-то еще? Может какие-то лошади должны быть навьючены, а погонщик потерял по дороге бурдюки? Все 20...
Поэтому, знак «голова» будет...

Почему. Потому что этот узел... «сам себе голова», он вошел внутрь себя, он собран, он целен как нечто вполне целое, как... живое (будто). Живой узел. Сложно передать этот смысл если сразу не ощущается цельность узла. Он идеален. Он совершенен. Иначе сложно выразить. Замкнут.
В общем, от этого узла возникает ощущение завершенности, согласимся. А вот этот узел...

Понимается как «не голова».
Предполагаемое значение цветов кипу современными исследователями:
красный – война, кровь;
белый – мир, здоровье;
черный – смерть, болезнь;
зеленый – урожай, хлеб;
желтый – солнце;
синий – море, вода.

Применение веревок с узлами у разных народов

Ки́пу (кечуа khipu -> исп. quipu - «узел», «завязывать узлы», «счет»; айм. chino - чино) - древняя мнемоническая и счетная система (в связке со счетным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др.). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) - писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчеты с помощью узлов.
Древний Китай, Древний Вавилон, Израиль, Индейцы Северной Америки, Месоамерика и Южная Америка...
Другие территории и народы:
Веревки с узелками встречались и в других землях у различных народов: на о. Рюкю, Каролинских островах, Гавайях, в некоторых горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, а также в Европе. (Википедия)


И как видно, узелковое письмо существовало и было распространено в древности по сути по всей планете, это не есть изобретение отдельно взятого народа. Однако, важно именно то как оно возникло, отчего станет понятен его принцип. Потому что, если оно применялось у разных народов, да еще в разные времена-эпохи, то есть, в разных культурологических условиях, то вполне понятно, что и нам самим, интереса ради, ничто не возбраняет взять и... вложить в систему узелкового письма СВОЙ характер отображения смыслов, информации, причем, что интересно, так как мы не уклонимся от единого и основного принципа... наше узелковое письмо смог бы понять и тот древний человек, что сам им пользовался, но несколько по-своему (лишь пришлось бы немного пояснить - на пальцах - какой именно характер информации превалирует в нашем письме).

Как обозначить на веревке арифметическое выражение вычитания?

Почему? Потому что знак-узелок «не голова» обозначает не цельность. В данном случае это минус, как можно понять.
Для чего на узелке обозначать арифметическое выражение?
Например... для того, чтобы сказать: «дай мне двух коров из твоего стада, у тебя итак аж девять».
Как дать понять, что речь именно о коровах? Повяжем две головы ниже арифметического выражения, между головами повяжем знак единицы. Получится образ головы с рогами.

Почему же это образ головы с рогами? Те кто обмениваются между собой узелковым письмом хотя бы приблизительно осведомлены какого рода запись будет в послании, к чему относиться. Если это хозяйственные отношения, то это одно понимание... Если же общаются астрономы... то, как выходит, скотопромышленник такое письмо не поймет. Ай-яй-яй... примитивное письмо значит. Не... совсем. Записи астронома скотопромышленник не поймет и на современном обычном для всех языке. Прочитать - прочитает; понять - не поймет.
Ладно, почему не навязать одну «голову» и рядом узел означающий число «два» (т.е. «рога»)? Тогда это на самом деле будет вот что: одна голова (корова?) и, соответственно, раз число два, это две коровы. То есть головы. Две головы чего-то; не суть что речь (у нас) именно о коровах - получатель послания нас не поймет. Потом «рядом»: важно понимать, что выше-ниже так же меняет смысл, так как то что выше, естественным образом, более значимо.
Например в выражении вычитания большее число располагается выше. А если при вычитании то что вычитаем больше того числа из которого вычитаем... то это абсурд, так ведь не бывает, из стада в девять голов не вычесть десять.
А если сложение? Тогда расположение чисел не важно. Арифметически. Но может быть там некий сопроводительный (посторонний именно для счета) смысл.
Тонкая наука... это узелковое письмо.
Так что там с коровой? Почему две головы и число два это голова с рогами?
Две головы и число один - опечатка. Возможно не зря, потому что... две головы и число два между ними это... просто телятина, мясо. То есть? Мы (как скотопромышленник) получаем письмо с двумя головами и между число два. Что мы думаем? Что будь это число один, то речь шла бы о целой (живой) корове. А раз число два, то... образ (смысла) сплющился (читайте ниже почему два узла «голова» и между ними единица это указание на одну корову).
Интересно, а если число три между головами? Это... некоторый избыток (смысла); может речь о костях тогда? Почему нет... в производстве все идет в дело.
А четыре? Э... тут что-то невообразимое. Две головы (речь о знаке «голова», важно не клеймить сам знак образом «коровы», образ коровы - это по ситуации) на узелковом письме это ЕЩЕ не конкретно две головы чего-то: надо смотреть весь узелковый коленкор. Так вот, четыре... между двумя знаками «голова»... И мы тут это не поймем, это определяется самой ситуацией которая диктует условия необходимости послания.
Так же важно подметить, что ответвления...

Являются важным и равноценно конструктивным элементом записи. И как считается (по дошедшей каким-то образом информации от древних источников) левое ответвление более значимо. В этом есть логика, потому что сердце у человека с левой стороны, то есть, та веревочка-нить, что крепится левее основной, добавляется будто от самого сердца. Выходит, посему, что правое ответвление... может содержать противоречие, сомнение, вопрос (собственно, последнее наиболее важно, потому что, видя ответвление вправо, первое что мы подумаем: там вопрос). А то что слева, от сердца... то в том уверенность.

Итак...

Две головы соединяет число один. Аналогично это может быть смысл свадьбы, как думаете? Все зависит от условий в которых письмо отсылается, адресуется. Смысловая накладка, однако! Как бы... да. А в ином случае, когда общаются обычным, то есть, привычным образом, не бывает накладок?
Мы пока находимся на самом простейшем уровне овладения техникой узелкового письма. Это почти еще азбука. С попытками уже произносить слоги.

«Дай двух коров из своего стада из девяти»
НО...
Почему (все-таки) две «головы» и число «один» означает одну корову? Потому что две «головы» (знак головы обозначает не только голову, это знак цельности, сведения к общему, знак порядка и т.п., и соответственно, знак «не головы» нечто противоположное перечисленному)... вернее так: знак единицы между «двумя головами» выглядит как соединитель, потому что единица в своем смысловом качестве по-любому есть нечто целостное, так? И единица между чем-то (одинаковым, однотипным) стремится сработать как соединитель.
Представим единицу между болтом и гайкой.
Странный образ как бы... но, однако же, глядя на это мы начнем понимать, что неспроста, верно? Так изобразили... Единица эти два предмета притягивает друг ко другу, а поскольку мы знаем, что вместе им гораздо удобней, то это как команда: соединить их!
Ну вот... и две головы (предполагаемой коровы) соединяются в одну. И что же? Остается «смысловая пена»: число 2 (два) в 1 (единице). И сам собой вырисовывается образ с рогами, потому что рогов пара.
Довольно просто. И вот так древние и воспринимали (на уровне смыслов и вообще... как им было удобно), и использовали узелковое письмо для передачи информации и хранения ее.
Но это только один элемент «алфавита» или способа изложения сообщений на узелках и веревочках.
Безусловно. Пара буков... м-да. А там... целая история, понимаете ли. Древняя притом. Интересно...

А что со цветами? Это вообще просто. Это радуга.
То есть, те цвета радуги что выше, те и определяющие... как в законе угла: треугольник подчиняется углу, угол подчиняется линии - значит, линия главная. (Там еще точка и целая геометрия посему). Это к слову, для образа.

Ну а то, что красный это кровь?
Да... кровь... спорить сложно. Еще красный закат. Красные глаза пьяницы не подойдут, потому что берется только «нечто общее», а посему большинству понятное, определяющее.

Так... и что теперь? Можно начинать пользоваться узелковым письмом? М... в принципе, да. Немного смекалки и фантазии, и вы создадите свой собственный макраме-кипу. Но этот ваш «собственный» макраме-кипу, если будет ориентироваться на общедостаточные понятия, определения, факторы и прочее и прочее, а не замыкаться только на вашем собственном и единоличном видении вещей... то станет понятен - в принципе - кому угодно.

Стадо в 20 коров.

Моему стаду в 20 голов требуется пастух (объявление на дереве в селении древних инков).


На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу — это особая форма письменности.

На фотографии вы видите кипу — древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров.

Способ записи на кипу. Узлы в верхней трети означают сотни, в средней — десятки, в нижней — единицы. А — шнур-основа, B1-В3 — отдельные подвески, используемые для записи. Рисунок из книги чешского этнографа Милослава Стингла «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца»
Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).
Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.
Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники — кипукамайоки — и передавали их в центр, то есть в Куско.

«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами — бегунами часки — по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке — это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.
До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и их сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.
Николай Николаевич Непомнящий

Узелковое письмо является одной из трех самых древних систем письменной передачи информации. Корректнее всего обозначить его как предметно-письменную систему хранения и передачи данных. Изначально оно применялось для счета и ведения календаря, затем эволюционировало в полноценную форму письменности. Самая развитая система хранения данных с помощью узлов и нитей - узелковое письмо древних перуанцев или инков.

Как называется узелковое письмо? В чем оно заключается?

Узелковое письмо - это древний вид счетной системы. Оно также использовалось для упрощения запоминания большого объема информации, а в некоторых культурах даже переросло в примитивную, но эффективную письменность.

В различных культурах узелковое письмо выглядит и называется по-разному, кроме того, оно может выполнять различные функции. Например, самая развитая система под названием «кипу» принадлежала народам, жившим на территории Анд. Основной культурой, предположительно создавшей кипу, были племена инков. Узелковое письмо индейцев Северной Америки называется «вампум» и имеет несколько иную форму и содержание, чем кипу.

Кроме индейских народов узелковая письменность, как носитель информации, была широко развита в Китае. В Древнем Вавилоне ее использовали для обрядов и других религиозных и мистических целей. Существуют предположения, что узелковое письмо было формой письменности славян, до крещения Руси. Также есть ряд исторических доводов, поддерживающих теорию существования узелкового письма в религиозной системе Индии.

Основные цели узелкового письма

Изначально узелковое письмо древних перуанцев выглядело крайне примитивно и использовалось как система счета и, возможно, как знаковая передача информации. Первые кипу состояли из нескольких нитей с небольшим количеством узлов.

С развитием цивилизации инков усложнилось и кипу. Информация стала различаться по количеству нитей и узелков, размерам и расположению узелков и даже по цветам нитей. По мнению некоторых историков, вся древняя цивилизация инков и соседних народов управлялась с помощью кипу. В них были зашифрованы законы, карты местности, данные о налогах и о военной силе. Также посредством узелкового письма осуществлялось управление страной.

Очень часто узелковое письмо использовалось для ведения календарей. В Китае оно заменяло современные органайзеры и ежедневники. В Вавилоне узлы использовали в различных обрядах и во время колдовства. Во многих культурах во время ритуальных обрядов и песнопений использовались мнемонические четки с различным количеством узлов и бусин, которые помогали жрецам запомнить сложные слова и движения и не запутаться на протяжении церемонии.

Южноамериканские индейцы: кипу

Инки завязывали узлы на шерстяных или хлопчатобумажных нитях. Одна нить была основой кипу и на нее навязывались другие, которые и являлись носителем информации. Узелковое письмо перуанцев (кипу) считается одним из трех самых древних видов человеческой письменности, сразу после древнеегипетской и шумерской. Первое кипу, найденное на территории современного Перу, датируется третьим тысячелетием до нашей эры.

До 1923 года историки считали кипу уникально развитой счетной и календарной системой, однако работа Лесли Локка доказала, что на самом деле это своеобразная и достаточно богатая письменность. К сожалению, нечисловые символы очень трудно расшифровать, и существуют лишь предположения об их значении. Такая трудность связана с теорией о том, что кипу не пытались воспроизводить язык фонетически, а полагались на систему мнемонических и числовых знаков - словно шифр или система кодов.

Если современная наука легко представляет себе использование кипу в качестве бухгалтерских бумаг и календаря, то гораздо сложнее «прочесть» законодательные кипу. Существуют неопровержимые доказательства того, что с помощью кипу осуществлялось административное управление и велись судебные записи - как жалобы, так и приговоры; это в очередной раз доказывает насколько комплексно было узелковое письмо древних инков.

Североамериканские индейцы: вампум

Технику записи и передачи информации, которой пользовались многие североамериканские племена индейцев, сложно назвать узелковым письмом, поскольку вместо узелков она чаще всего использовала бусины. Нанизанные на нитки бусины - вампумы - являлись не только носителями информации, но могли использоваться в качестве валютных единиц.

Существуют сохранившиеся договоренности между индейскими племенами ирокезов и делаваров, и даже договор между делаварами и квакерами, записанные на вампум. Еще одной исторической ценностью вампумов для североамериканских племен было то, что на них записывались основные события истории племени, и старейшины делились ими с молодыми соплеменниками. Достоверно известно, что не все ирокезы и индейцы из соседних племен могли читать и составлять вампумы - это было прерогативой вождей и старейшин.

Мезоамерика

Основной древней культурой Мексики была цивилизация майя, которая, по основным историческим данным, была слишком развита для того, чтобы использовать узелковое письмо. Майя создали полноценную фонетическую словесно-слоговую письменность. Однако самые ранние кодексы и первые записи датируются третьим веком до н. э., в то время как первые узелковые записи кипу старше почти на три тысячи лет.

Существует теория о существовании докодексовых узелковых записей, которую впервые озвучил Луи Боден в 1928 году, она предполгает, что до создания более развитой письменности и системы исчисления племена майя использовали узлы и нити. Кроме индейцев майя, на среднеамериканском континенте существовал ряд других, менее развитых культур, которые использовали узелковое письмо в различных целях (в повседневной жизни и в обрядово-религиозной системе).

Китай

Существование в Древнем Китае узелковой письменности однозначно не доказано - не сохранилось ни одного экземпляра или достойного описания китайской системы узелкового письма. Прообраз китайской иероглифической письменности появился достаточно рано, в государстве Шан-Инь, которое является первой ступенью в историческом развитии Китая. В результате раннего становления развитой письменности узелковое письмо кануло в Лету и не использовалось ни в одной сфере жизни китайского народа.

Единственные доказательства его существования - упоминания в летописях и учениях Лао-цзы. Из этих скудных данных можно заключить лишь то, что узелковое письмо было и чаще всего использовалось в качестве современного органайзера - на веревке завязывались узлы, обозначающие дни и дела, которые человек должен выполнить - чем больше узел, тем важнее дело.

У других народов

Исторически доказано существование узелковой системы передачи информации в Микронезии, где узлы особенно часто использовались в создании карт. В Вавилоне узлы использовались в колдовских ритуалах, похожую цель выполняли славянские «наузы» — узлы, вязавшиеся на оружие с целью укрепить его и ослабить вражеское.

Идея существования узелкового письма у славян никем не доказана и подтверждена лишь косвенно, в то время как доказательства ее использования в Индии существуют по сей день. В тантризме ритуал посвящения состоит из навязывания узлов на три нити разного цвета, каждая нить и каждый отдельный узел (а всего их 27) имеют собственную символику.

Хранение информации с помощью нитей и узлов упоминается в финском и эстонском народном творчестве. В некоторых скандинавских сказаниях и мифах нить играет роль носителя не только информации, но и человеческих судеб.

Славяне

Фольклорные, лингвистические и другие косвенные доказательства послужили основой возникновения теории о существовании узелкового письма у славян и их предков. Сторонники этой теории приводят в качестве доказательств устойчивые выражения: «узелок на память», «нить повествования» или «путать смысл», а также сказочный клубок-путеводитель Бабы-Яги.

Кроме этого, существуют различные археологические находки с изображением сложных фигурных узлов. По мнению А. Барашкова, автора статьи «Узелковое письмо древних славян» 1992 года, доказательством развитой узелковой письменности являются и изображения, украшающие первые славянские рукописи - сложные сплетения нитей и прутьев, образующие разные и часто повторяющиеся узлы и фигуры. Барашков полагает, что каждому из этих узлов соответствовало свое значение.

Финны

Существование узелкового письма у финнов и карелов подтверждается несколькими отрывками из «Калевалы», рассказывающими о том, как сказание или песнь берутся из размотанного клубка, или наоборот - песни, напетые природой, плетутся сказителем в клубок и хранятся в медном ларце. Образы из финского эпоса чрезвычайно схожи со славянскими фольклорными картинами и некоторыми устойчивыми выражениями, вроде «наврать с три короба» или «что сказал, то на нить нанизал».

Несмотря на примитивность узелкового письма, оно нашло свое применение во многих культурах, никак не связанных между собой, и это может говорить лишь об универсальности и удобстве метода как для счетной, так и для мнемонической и даже языковой системы.

Из словарей, на основе анализа слов, из хроник, из всех документов следовало, что в должна была существовать своя полноценная письменность, а не только узелковое письмо кипу .

Кроме того, известно, что на всей территории Тиуатинсуйю действовали одни и те же законы. Не могли же судьи опираться только на свою память: значит, существовал точный и притом записанный свод законов. Например, в донесении вице-короля Толедо от 1582 г., говорилось, что «...12 индейцев осуждены были недавно самими же индейцами по законам и обычаям, коим они подчинялись, а законы сии были записаны при помощи узлов кипу, а еще и с помощью знаков, кои судьи на таблицах имели разными цветами обозначенные. Судьи, оные знаки читая, каждому кару достойную определяли...».

А Хозе де Акоста пишет: «Ни один из индейских народов, коих в наше время множество открыто, не пользуется ни буквами, ни письмом, а только двумя другими способами, кои суть рисунки и фигурки; известно сие лишь между индейцами Перу и Новой Испании». Вице-королевство Новая Испания была испанской колонией, охватывающей территорию . На ней до прихода испанцев располагалась , в котором употреблялось ацтекское письмо .

Хронисты также сообщали, что повелитель инков Пачакутек «...приказал нарисовать всю историю инков на больших таблицах, каковые, оправленные в золотые рамы, содержались в некоем специальном святилище». А ведь инки, особенно в ранний период, никогда не изображали ни людей, ни животных.

Когда испанцы вторглись в Куско , они нашли в столице инков храмы, полные золота, а стены храмов были увешаны пестрыми, разрисованными тканями. Многие из этих тканей были уничтожены конкистадорами во время грабежей. Виктория взялась за изучение уцелевших тканей, предполагая, что на них ли была записана история Пачакутека .

Прежде всего Виктория занялась тканями, известными в науке под названием «тканей паракас». Эти ткани найдены были на полуострове Паракас, где лет за триста до нашей эры родилась одна из интереснейших культур древнего Перу. Внимание Виктории эти ткани привлекли прежде всего тем, что среди их узоров четко различались изображения обычных зерен фасоли. Точно такие же зерна фасоли обнаружил на разрисованных сосудах индейской культуры мочика крупнейший знаток древнегеруанской керамики Рафаэль Ойле. Рафаэль Ларко Ойле обладал великолепной интуицией, но - увы! - слишком скудным материалом для доказательств. И языковедческие авторитеты солидно отвергли его предположения о том, что эти фасолины могут быть знаками письменности. Виктория хорошо знала все «против», но они не казались ей убедительными.

Две тысячи тканей паракас хранились в запасниках Национального археологического музея, в громадных сундуках, которые вряд ли кто открывал с того времени, как их туда положили. И каждая завернута была в несколько слоев ткани: белой и разрисованной. Тщательное изучение тканей заняло двадцать один месяц. На некоторых из них Виктория нашла изображения фасолин. Кроме того, фасолины нарисованы были на лбу глиняных фигурок фелино - бога-кошки, которого почитали во всей Южной Америке. Это окончательно убедило Викторию: фасолины не могли быть фишками для игры. Ибо поместить фишки для игры на лбу самого почитаемого божества - святотатство не меньшее, чем для католика принести мадонне колоду засаленных карт. И фасолины на каждом фелино были расположены по-своему; так отличаются друг от друга разные надписи. Теперь Виктория была совершенно уверена: фасолины - это знаки письменности. Виктории удалось выделить триста двадцать пять фасолевых знаков. Это было весьма существенное открытие.

Наука о письменности утверждает: если в письменности насчитывается тридцать знаков - это алфавит; если сто - это слоговое письмо; от трехсот и выше - это иероглифическая письменность. К примеру, в хорошо известной американистам письменности майя насчитывается примерно четыреста знаков. Следовательно, древнеперуанская письменность была близка к иероглифической. Составив и систематизировав каталог токапу , Виктория выделила шестнадцать знаков , которые встречались чаще других. Но ведь у инков число 16 было священным.

И снова зарывается Виктория в старинные рукописи: нет ли там толкования хоть одного из этих знаков? ...Первыми токапу, которые удалось прочесть, были слова «Куско» и «инка». Именно эти токапу встречались чаще всего на одеждах инков и на кубках. С неимоверным усилием удалось разобрать запись на одной из туник Великого Инки. Это был отрывок из хроники. На остальных туниках тоже были записаны исторические события. Теперь можно было с уверенностью сказать: гардероб каждого Великого Инки и был сводом законов империи, ее исторической памятью... Судите сами, в какой еще письменности время глагола обозначается... цветом знака? То есть, если какой-то знак обозначает, скажем, глагол «идти», то, начертанный зеленой краской, он значит «шел», красной - «иду», а синей - «пойду».

Почему было забыто это письмо? Хронист Монтесинос сообщает, что у инков был период, когда у них была своя письменность - «келька» на кечуа. Это были пергаменты или особые листья деревьев, на которых писали. Однако инки запретили им пользоваться. Дело в том, что в царствование Инки Тупака Каури Пачакути несколько провинций не согласились присоединиться добровольно к их царству. Были совершены великие жертвоприношения, чтобы посоветоваться с Илья Тиси Виракочей . Ответ был таков: причиной «заразы» были письмена, которыми не следует больше пользоваться. Тогда Тупак Каури Пачакути издал закон, запрещавший под страхом лишения жизни пользоваться кельками. После этого перуанцы никогда больше не пользовались письмом.

О сакральной письменности , впоследствии запрещенной их жрецами (после чего остались только кипу ) писал инка Гарсиласо де ла Вега (История государства Инков, вышла в серии Литературных памятников в 1970-х). Ткани с узорами, вписанными в квадраты по кайме, изображены в ней на иллюстрациях. Но научных сведений о знаках этого письма мало и вряд ли ученые располагают подобными артефактами. (И.К. Фёдорова , МАЭ РАН)