Конспект урока для студентов проектная деятельность. Занятие по проектной деятельности "учимся планировать". Этапы выполнения творческого проекта

Разработка занятия

ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»

Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: - развивать творческое мышление, воображение;

Формировать умение составлять план, распределять свои дела;

Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится. Наше занятие я предлагаю вам начать с разгадывания ребуса

(Проект) . Давайте вспомним, что такое проект?

Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Новогодний карнавал»).

Давайте вспомним основные этапы проекта , назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

- Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта.

(26 декабря – Новый год и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на празднике «Новогодний карнавал», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

Так какова же тема нашего занятия ? (Планирование)

Запишите тему занятия в тетрадь.

Как вы думаете, какие знания, умения вы можете получить, исходя из темы занятия?

Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

Для того, чтобы достичь поставленных целей, на протяжении всего занятия мы будем работать в группах. Чтобы работа в группе была успешной, давайте выработаем правила работы в группе:

Подумайте 30 сек . И сформулируйте правило работы в своей группе.

- Помогать друг другу

-распределять обязанности;

- следить за временем ;

Для достижений целей предлагаю вам следующий план-конспект занятия в виде вопросов, на которые в течение сегодняшнего занятия вы получите ответ:

1. Что такое план?

3. Умею ли я планировать?

4. Как я усвоил тему занятия? Достиг ли поставленных целей?

5. Какие впечатления остались у меня после занятия?

Ребята, прежде чем мы начнем нашу работу, я хочу обратить внимание на лист самооценки, в котором вам предстоит оценивать свою деятельность на занятии и то, как вы будете справляться с теми или иными заданиями. Обратите внимание на то, что даже если вы не сможете принять активного участия в работе вашей группы, вы сможете заработать себе балл, если будете внимательно слушать то, что говорят другие ребята. Обращаю ваше внимание на шкалу перевода заработанных за занятия баллов.

Чтобы стать «Успешным» вам нужно набрать более 10-15 баллов, ____________ от 5-9 баллов

А, что такое план?

Для того чтобы детально разобраться с этим понятием, давайте поработаем с энциклопедиями, справочниками и словарями. Найдите в источниках определения план, планирование, проанализируйте их в группе и запишите в тетрадь одно наиболее вам понятное.

(План - Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ ).

В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

На доске таблица:

«Важно. Срочно»

Срочно

Не срочно

Важно

Не важно

Перед вами таблица.

Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

А сейчас я вам предлагаю поработать в группе. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать конкурсы для команд;

    изготовить приглашения;

    подобрать необходимое оборудование;

    подобрать стихи и песни;

    подготовить фоторепортаж о празднике.

    подготовить сценарий праздника

Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

По какому критерию вы себя будете оценивать?

(По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в группе)

А сейчас немного отдохнём.

Отгадайте загадки.

    Загадан здесь сосуд широкий,

Большой, округлый, неглубокий.

Скажи, во что, когда стирает,

Бельё хозяйка собирает? (Таз)

    В неё сложу свои игрушки:

Вот пистолеты, сабли, пушки.

Сестрица спросит очень робко:

«Не маленькая ли …….?» (Коробка)

.

    Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

Ребята, а какое отношение имеют эти предметы к нашему занятию?

Сегодня мы постараемся найти необычное применение этим обычным предметам.

Вам нужно придумать спортивные конкурсы с неспортивными предметами (таз, коробка, веник).

Каждая группа придумывает 1 творческий проект конкурса.

А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам конкурсы, работать вы тоже будете по плану.

В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

- Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ

КОНКУРСА

ОСОБЕННОСТИ УЧЁТ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию конкурса.

- По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Новогодний карнавал» и придумали замечательные конкурсы.

По конструктивным критериям они просты и удобны в проведении.

По технологическим – оригинальны и рациональны.

И конечно же учтены экономические критерии.

Необходимое оборудование доступно, практично, его можно использовать неоднократно.

Время нашего занятия подходит к концу, вы оценивали себя, а сейчас я предлагаю вам внутри группы обменяться своими оценочными листами.

Передайте свой оценочный лист соседу. Обратите внимание на самый последний 5 пункт, прочитайте его внимательно и оцените работу того кому принадлежит этот оценочный лист внутри вашей группы.

Верните лист назад с вашими баллами. Подсчитайте сумму своих баллов.

Поднимите руку, кто сегодня получил «5», поднимите руку, кто получил «4», а кто сегодня с урока уйдет с «3».

Вы сегодня работали на 4 и 5 Молодцы!

Давайте вернемся к нашему план – конспекту занятия

Как вы считаете, задачи занятия мы выполнили?

Первые конкурсы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё неспортивные предметы можно использовать в спортивных состязаниях.

А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.

Чему вы учились на этом занятии?

А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

Для того, чтобы подвести итог занятия и определить, насколько вы достигли поставленных целей, выберите одну или несколько фраз и продолжите их: ДАВАЙТЕ НАЧНЕМ ПО ПОРЯДКУ.

    Сегодня я узнал…

    Мне было интересно…

    Мне было трудно…

    Я понял, что…

    Теперь я могу….

    У меня получилось…

    Меня удивило….

    Мне захотелось…

    У меня не получилось

    Я научился….

    Я попробовал

    Я благодарю всех за…

/старший возраст/

Программные задачи:


  • Создать положительный эмоциональный настрой на весь день.

  • Обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

  • Активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности.

  • Закрепить последовательность дней недели, через цветовую гамму

  • Выбрать совместно с детьми тему нового проекта.

  • Развивать эмпатию, прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т.п.)

  • Выбирать из личного опыта наиболее значимые интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

  • Внимательно слушать, проявлять конструктивное отношения к высказыванием других.

  • Расширять и систематизировать представления о насекомых,

  • Воспитывать бережное отношение к животным.
Материал: цифры от 1-7, картон разного цвета (цвета радуги), слайдовая презентация по теме «Насекомые», д/и по теме "Насекомые", раскраски, трафареты, линейки, цветные карандаши и ручки, ножницы, дощечки, стеки, пластилин, цветная бумага, бросовый и природный материал, клей.

Предварительная работа: Разучивание физминутки «Трудолюбивая пчела» и речевой гимнастики «Насекомые».

Методические приёмы: Психологический настрой, метод постановки вопросов, метод постановки проблемы, метод доказательств, метод аргументов физминутка, актуализация нового, беседа, практическая деятельность, словестный инструктаж, поддержка при выполнении заданий и.т.д

интерактивная доска, магнитофон

План работы:


  1. Психологический настрой

  2. Д/и "Собери недельку"

  3. Д/и "Назови день недели"

  4. Речевая гимнастика "Насекомые"

  1. Приветствие

  2. Коммуникативная игра "Я превращаюсь"

  3. Обмен новостями

  4. Беседа, загадка

  5. История о божьей коровки

  6. Физминутка

  7. Постановка проблемы

  8. Работа в центрах активности

  9. Презентация деятельности и самоанализ
Ход занятия:

Звучит Музыкальная шкатулка. Это является сигналом для утреннего сбора детей

Психологический настрой:

Воспитатель:

Все на месте?

Все ли тут?

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Посмотрите в глаза друг другу

И подарите каждому, по очереди, свою улыбку

Ведь дружба начинается с улыбки.

Воспитатель:

Ребята, почему вы вчера не приходили в д/c? Выслушиваются ответы детей.

А сегодня какой день недели?

А завтра?

Выслушиваются ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним, в какой последовательности располагаются дни недели, по цветовой гамме, в нашем уголке природы.

И в этом нам поможет считалка:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Воспитатель:

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру "Собери недельку"

/Детям предлагается цветной картон по цвету радуги. Дети выстраиваются друг за другом в определенной последовательности, согласно цветовому спектру/.

В дальнейшем проводится Д/и "Назови день недели"

/ Воспитатель показывает цифру, а дети называют день недели, который соответствует показанной цифре/.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! А теперь, я предлагаю вам сесть на стулья для проведения

речевой гимнастики.

Приветствие «Здравствуй друг».

Воспитатель:

Ну вот, и все собрались. Я предлагаю, еще раз всем поздороваться друг с другом /дети хлопая друг с другом в ладоши произносят слова приветствия/

Воспитатель:

Мы немного отдохнём,

играть начнём. Игра называется

"Я превращаюсь"

Ребята, придумайте окончание к предложению «Я превращаюсь…»:

Например: "Я превращаюсь в тучку и лечу по небу"

Воспитатель:

Как мне было интересно слушать вас, все ребята придумали интересное продолжение предложения.

Обмен новостями.

Выслушиваются ответы детей

Воспитатель:

Ребята, я тоже хочу сообщить вам свою новость.

В субботу вечером, я перебирала летние вещи и в кармане летней куртки, я нашла….. и удивилась. А кого я нашла? И почему я удивилась? Вы узнаете, отгадав мою загадку.

Она похожа на половинку маленького, круглого, блестящего, будто лакированного мячика, оранжево-красного цвета, с чёрными точками, как будто пятна на настоящем солнце. Кто это?

Выслушиваются ответы детей.

Да, ребята, это божья коровка.

А божья коровка это птица?

А каких насекомых вы ещё знаете?

А почему насекомых, называли насекомые? Выслушиваются ответы детей.

Правильно ребята, у насекомого три части:

голова, грудь, брюшко. Эти части по-другому

называются насечки, отсюда и название

насекомые.

Назовите насекомых, которых вы знаете.

Так, а почему я удивилась? Выслушиваются ответы детей.

Да, ребята, божья коровка, которую я нашла, не смогла вылезти из кармана моей куртки и впала в спячку т.к. уже наступили холода.

Ребята, а как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

«В разных странах название жучка разное и это говорит о глубоком уважении к нему наших предков: в России и во Франции - "божья коровка", на Украине "солнышко", в Великобритании "леди-жук". Невинная внешность божьей коровки очень обманчива.

Однако, образ жизни, которая ведёт божья коровка, совершенна, не схож с её миролюбивым внешним видом. Божья коровка хищник и она в основном промышляет

охотой. Жертвами божьих коровок становятся

малоподвижные мягкие насекомые, живущие огромными скоплениями и питающимися соками растений - в основном это тли. Божья коровка съедает в день сто насекомых. При

чем не только тлей, но и яйца бабочек, мелких гусениц, куколки насекомых, цветочный нектар и пыльцу. Чтобы добраться до тлей, живущих на корнях, божьи коровки

могут даже закапываться под землю. Божьи коровки перелётные насекомые. В сентябре они улетают на зимовку, а весной возвращаются.

А сейчас я прочитаю вам историю о божьей коровке.

Воспитатель:

Вот видите ребята, какая интересная история произошла в Америке. И как божья коровка спасла апельсиновые сады.

Физминутка.

Трудолюбивая пчёлка

Пчёлка трудится весь день (рисуем руками круг)

И работать ей не лень. (покачиваем указательным пальцем)

От цветка летит к цветку (взмахи руками)

Клеит на брюшко пыльцу. (круговые движения руками по животу

Хоботком нектар сосёт, (наклоны вниз)

За день много соберёт. («раскрыть» перед собой все пальцы)

Унесёт нектар в тот улей. (изображаем полёт)

И назад вернётся пулей. (показываем указательный палец)

В сотах утрамбует мёд, (топанье ногами)

Скоро ведь зима придёт (поёживание)

Будет пчёлкам, чем питаться. (имитация движения ложкой)

Надо летом им стараться. (имитация накладывания мёда в соты)

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поиграли и отдохнули.

Ребята, а малыши не успели понаблюдать за насекомыми и они не знают о них ничего, потому что внезапно наступили холода и выпал снег. Что же делать?

(выслушиваются предположительные гипотезы детей и обоснованность их выбора.)

Воспитатель:

Я рада, что вы решили помочь малышам и сделать для них макет луга с насекомыми, сделать книжки-малышки с загадками и стихами и разноцветными картинками и т.д.

В центрах вас ждут интересные задания, игры, упражнения.

Презентация центров активности:

В центре искусства вы можете сделать макет луга с цветами, травой и поселить туда насекомых.

Лепка «Божья коровка», «Гусеничка»…

Конструирование: из бумаги «Улей для пчелы Майи»

Макет:«Веселый луг»

Рисование: сотовых ячеек по шаблону.

Вырезание: гирлянда из бабочек,

В центре игры вы можете поиграть в различные игры:

«Кто это?», «Четвёртый лишний», «Собери картинку», «Что сначала, что потом», «Найди различия и сходства», «Назови бабочку», «Разрезные картинки»

В центре математики решить интересные кроссворды и примеры, задачки, измерить длину насекомых.

В центре книги рассмотреть иллюстрации, открытки о насекомых, посмотреть энциклопедию.

В центре грамоты решить ребусы, составить предложения по схеме, составить рассказы о насекомых, подобрать и печатать слова в таблицу

"Алфавит".

Центр экспериментирования рассмотреть под микроскопом насекомое.

Центр кулинарии приготовить торт «Муравейник».

После презентации дети расходятся по центрам активности, проводится практическая работа.

После того, как работа завершена, дети собираются в круг и презентуют результаты своей деятельности.

Воспитатель:

Ребята, что нового вы узнали?

Что вам понравилось?

Обговариваются планы работы на будущее.

Как называется наш кружок?

Чему учат вас в «Школе исследователей»?

  1. Актуализация опорных знаний.

Какие качества вы в себе открыли за время работы?

Какие открытия сделали для себя?

2. Проверка домашнего задания.

С какими ребятами вы познакомились?

Какое впечатление у вас о них сложилось?

УСП 2 кл. с.5-6; 3кл. с.3

Б) «Поразмышляем».

УСП 3кл.с.2-3 (Переменка)

В) «Запомни и воспроизведи»

Напомните,с чего я начала наш урок?

Как называлось стихотворение Э. Успенского? (Удивительное дело)

Какие слова были зашифрованы в ребусах по порядку их расположения?

(шкаф,тыква, панама)

III. Постановка цели занятия.

С какой целью я вам задавала эти вопросы? (проверить память)

О чем сегодня пойдет разговор на нашем занятии?

Прочитайте тему нашего занятия.

Тема: « Светофор мысли: включаем память!»

Запишите в тетрадь.

Определите цель работы, проблему, выдвинете гипотезу.

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

1.Понятие «память».

С чего начнём нашу работу? (выясним, что такое память)

Что такое память, по- вашему?

Прочитайте и попробуйте составить свое определение.

Память – это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.

Озвучьте свой ответ.

Запишите в своей тетради.

Вспомните пословицу: «Повторение –………….(мать учения)».

Как она связана с запоминанием?

Как вы думаете, а на что похожа наша память?

Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т.д.

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок.

Итак, память – это: Запоминание; Сохранение;Воспроизведение.

2. Упражнение на определение виды памяти.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем – определим виды памяти.

а) Слуховая память.

Каждый из вас получил листочек (он перевёрнут).

После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: солнце, кукла, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб.

Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

Верно.

Какой памятью воспользовались? (слуховой)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

б)Зрительная память.

Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача – нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

Давайте проверим.

Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели)

Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная)

в) Двигательная память.

Если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать и танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три ученика на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет повторить.

г) Осязательная память.

Закрой глаза. (Неожиданно для ребёнка говорю - чайник горячий. Ребёнок убирает руки.)

Почему убрали резко руки?

Закройте глаза и вспомните прикосновение пушистого и мягкого ковра или котенка. А теперь вспомните прикосновение холодного снега, когда лепите снежный ком и рукам зябко.

Какая память у вас работала? (Этот вид памяти называется осязательной)

Д) Обонятельная память.

А теперь вспомните запах костра, печеной картошки (или запах духов).

Какая память работает в данном случае?

Е) Вкусовая память.

Показываю лимон. Что произошло? (кисло)

Показываю апельсин. Что произошло? (сладко)

Какая память работала?

V. Контроль, самоконтроль.

Над какой темой работали?

Что выяснили?

Как проверить гипотезу?

VI. Домашнее задание.

Аккуратно вклеить работы в тетрадь. Подобрать методики для исследования памяти. Исследовать свою память и память родителей. Сделать вывод и оформить результаты исследования в тетрадь.

Название методики:

Результаты исследования (таблица)

Вывод: Какая память у вас лучше развита?

VI. Рефлексия.

Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что помогло вам решить задачи?

Где можно применить свои знания?

Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»

Проект с детьми средней группы «Воздушная страна»

Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители.

Длительность проекта : краткосрочный.

Тип проекта : экспериментальный.

Актуальность проекта : недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении не живой природы - воздухе , его свойствах, влиянии на живую природу.

Цель проекта : Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности, дать представление о воздухе, его свойствах, его значении.

Задачи проекта :

Обучающие:

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции,умение делать выводы.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

Развивать экологическое сознание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающей жизни.

Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут :

Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :

Что такое воздух?

Какой он?

Зачем он нужен людям, животным и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Как можно услышать воздух?

Как можно почувствовать воздух?

Имеет ли воздух форму?

Имеет ли воздух цвет?

Предполагаемый результат:

Презентация проекта в ДОУ ;

Творческая презентация с участием детей;

Опыты и эксперименты дома.

Этапы реализации проекта :

1 этап : подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования. Оснащение центра экспериментирования по данной теме.

Чтение энциклопедии.

Анкетирование родителей по данной проблеме.

Консультирование родителей.

Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Дети любят приносить в детский сад мыльные пузыри. В очередной раз, когда ребенок принёс и стал пускать пузыри, я сказала: «А вы знаете, что внутри пузырей воздух?» Многие дети засмеялись. Дети были удивлены, как воздух ? Тогда мы взяли ёмкость с водой и через трубочки начали дуть в воду. В воде стали появляться пузырьки. От куда же они появились в воде? Так, путём логической цепочки мы предположили что это воздух . Дети выявили проблему: «Что же такое воздух ?», «Откуда он берётся?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1) Узнать про воздух , как можно больше.

2) Провести опыты с воздухом .

2 этап : основной.

Организация исследования в рамках проекта .

Для мотивации интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя. Так, в нашем центре по экспериментированию появился мишка-путешественник на воздушном шаре, прилетевший из воздушной страны, от имени которого предлагались задания, и которому дети рассказывали о своих экспериментах и выводах.

Теоретическая часть :

Составление перспективного плана работы с детьми,

Анкетирование родителей,

Описание опытов;

Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».

Практическая часть :

Наблюдения на прогулке (когда мы выдыхаем, то воздух видно, потому что на улице холодно).

Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома:

1.Как увидеть воздух;

2.Как услышать воздух;

3.Как почувствовать воздух.

Центр экспериментирования: ёмкости для воды разного размера, воздушные шарики , мыльные пузыри, коктельные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, веера, салфетки, свистульки, султанчики, вертушки, схема свойств воздуха.

По проблеме загрязнения воздуха, мы решили с ребятами построить из конструктора город, в центре которого был построен завод, машины стояли хаотично, беспорядочно. Жителям города было не комфортно, не было зелёных зон отдыха, деревьев, дорог. Затем ребятам был задан вопрос: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в нашем городе стал воздух чище? И жители чувствовали себя уютно и комфортно». «Вы можете помочь в решении данной проблемы?». «Конечно да!» - воскликнули ребята и начали перестраивать. Завод был вынесен за пределы города, в самом городе появились деревья, парк с прудом и уточками, для машин была построена дорога за городом.

3 этап : заключительный.

Презентация проекта в ДОУ.

Результат проекта.

Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по

обнаружению воздуха.

Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.

Имеют представление о свойствах воздуха.

Знают о необходимости воздуха людям , растениям, животным.

Знают что воздух нельзя загрязнять.

(2 слайд)

На сегодняшний день есть основания утверждать, что развитие инновационной деятельности - одно из стратегических направлений в образовании. Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую пирамиду и во главу угла ставит не руководителей образовательного учреждения, а педагога и воспитанников, научно-методических помощников, их профессиональные запросы и потребности.

Не административная воля и нажим становятся движущей силой развития образовательного учреждения, а реальный, творческий потенциал педагогов: их рост, отношение к работе, способности раскрыть потенциальные возможности воспитанников, умение работать в команде.

(3 слайд)

Клип про команду

(4 слайд)

Что такое инновация? Инновация - это новая или усовершенствованная продукция либо новая или усовершенствованная технология, используемые в практической деятельности

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью.
М.Монтень

(5 слайд)

Задание 1. На столах лежат листы с заготовкой (приложение 1). Вам предлагается в течение 5 минут придумать логический ряд умозаключений, отвечая на вопрос «Зачем нужно учиться?». Образец перед вами на доске.

Зачем нужно учиться?

Ответ на этот «детский» вопрос каждый ищет самостоятельно. Даже нам, взрослым людям с высшим образованием (а иногда и не с одним), бывает трудно его сформулировать, хотя интуитивно все понятно. А детям, которые еще только начинают путь к знанию, необходима четкость.

«Учиться нужно, чтобы больше знать». А зачем знать больше?

«Учиться нужно, чтобы поступить в вуз». А зачем поступать в вуз? Чтобы снова учиться?

«Учиться нужно, чтобы в настоящей взрослой жизни уметь по-настоящему жить». А как это связано с учебой?

(6 слайд) - пока работают группы

(7 слайд)

Каждый из нас сталкивается с необходимостью достичь поставленной цели. Мы должны осознать,

чего хотим;

спланировать путь достижения;

подобрать необходимые средства;

освоить нужные методы и,

корректируя по мере необходимости свои действия, выполнить намеченное.

Этот путь так же универсален, как и дифференцирован, и в силу этого - часто неосознан. Многие освоили его небезызвестным «методом проб и ошибок», набив немало шишек и множество раз наступив на грабли. Как вы понимаете, в школе нужно учить детей другими способами, а что мы можем предложить?

Каждый педагог-предметник действует в строго определенных образовательным стандартом рамках классно-урочной формы обучения. На уроках алгебры решают уравнения и упрощают выражения. Нужно это во взрослой жизни? Вам лично было нужно когда-нибудь? (Исключаем из числа опрашиваемых учителей математики.)

На уроках биологии учат, из каких отдельных фаз состоит половое и бесполое деление клеток. Эти знания востребованы во взрослой жизни? Зачем же мы учим детей тому, что им не потребуется? Наверное, затем, что в самом процессе учебы заключено то необходимое знание, без которого невозможно выжить в современном мире. Это знание о том, как получать знания.

Как вы считаете, как использование какого метода позволяет детям добывать знания самостоятельно?

(8 слайд)

В требованиях к выпускникам средней школы перечислены не только знания, но и умения, которыми они должны овладеть. Выпускники должны уметь читать, писать, говорить (в том числе и на иностранных языках!), считать, анализировать информацию, представленную в форме таблиц или диаграмм, петь, рисовать, плавать и много еще чего… Из этого многообразия навыков трудно выбрать действительно важные. Что важнее - петь, писать или считать?

Сегодня нужно быть узким специалистом. Уже нельзя обойтись без лаборатории с приборами, без компьютеров, без соединения знаний и умений множества людей в научно-исследовательских центрах. Значит ли это, что назрела необходимость учить детей еще более дифференцировано?

Но ведь детям нужно не только получить готовый результат. Они должны сами сделать что-нибудь подобное, причем с самого начала. Им необходимо понимать, что каждому фокусу предшествует долгий период подготовки, что кролика в цилиндр нужно подложить.

Мы должны научить ребенка таким способам достижения результата, которые является всеобщими, и срабатывают независимо от конкретного содержания. В рамках традиционной классно-урочной формы обучения сделать это можно, но затруднительно, гораздо удобнее применить метод проектов. Суть его вкратце сводится к тому, что ребенка обучают этапам достижения цели, предлагая выполнить конкретное задание.

Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

(9 слайд)

Метод проектов - это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

(10 слайд)

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952), хотя в своих работах он не использовал слова «проект». В книге «Школа и общество» он писал: «С точки зрения ребенка самый большой недостаток школы происходит от невозможности для него свободно, в полной степени использовать опыт, приобретенный вне школы, в самой школе. И, наоборот, с другой стороны он оказывается неспособным применить в повседневной жизни то, чему научился в школе».

Последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик считал чрезвычайно важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. «Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова».

Метод проектов в представлении многих - сугубо американское изобретение, как ковбойские джинсы или гамбургер.

Но, как и в случае с джинсами и гамбургерами, не все так прямолинейно. Еще в 1905 году в России появилась небольшая группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого, которая пыталась активно внедрять в педагогическую практику новые образовательные методики, очень напоминающие американские проекты. Внедрение оказалось недостаточно продуманным и последовательным. После революции 1917 года у молодого советского государства хватало других проблем: экспроприация, индустриализация, коллективизация… Но в череде серьезных дел нашлось место и для педагогики. В 1931 году Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, а его использование в школе - запрещено.

(11 слайд) - аудиокнига

Описание метода и причину запрещения можно найти в романе В.Катаева «Два капитана». «Старенькая преподавательница Серафима Петровна приходила в школу с дорожным мешком за плечами, учила нас… Право, мне даже трудно объяснить, чему она нас учила. Помнится, мы проходили утку. Это были сразу три урока: география, естествознание и русский… Кажется, это называлось тогда комплексным методом. В общем, все выходило «мимоходом». Очень может быть, что Серафима Петровна что-нибудь перепутала в этом методе… …по мнению Наробраза, наш детский дом был чем-то вроде питомника юных дарований. Наробраз полагал, что мы отличаемся дарованиями в области музыки, живописи и литературы. Поэтому после уроков мы могли делать что угодно. Считалось, что мы свободно развиваем свои дарования. И мы их действительно развивали. Кто убегал на Москву-реку помогать пожарникам ловить в прорубях рыбу, кто толкался на Сухаревке, присматривая, что плохо лежит… …Но так как на уроки можно было не ходить, то весь школьный день состоял из одной большой перемены… …Из четвертой школы-коммуны вышли впоследствии известные и уважаемые люди. Я сам обязан ей очень многим. Но тогда, в двадцатом году, что это была за каша!»

В СССР метод проектов возрождать в школе не торопились, а в англоговорящих странах - США, Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии - применяли активно и весьма успешно. В Европе он прижился в школах Бельгии, Германии, Италии, Нидерландов, Финляндии и многих других стран. Разумеется, со временем произошли изменения; сам метод не стоял на месте, идея обросла технологической поддержкой, появились подробные педагогические разработки, позволяющие перевести метод проектов из категории педагогических «произведений искусства» в категорию «практических приемов». Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.

СОС «Мягкая» адаптация участников к тренинговой среде

Психогимнастическое упражнение.

Все участники сидят в кругу.

Ведущий: «Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должно встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю “четыре”, то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу “спасибо”. Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга».

Лучше вначале называть 5-7, в середине 1-2. В ходе выполнения упражнения необходимо блокировать попытки участников группы обсудить и принять какую-либо форму алгоритмизации работы.

Вопросы группе в заключение: «Что помогло нам справляться с поставленной задачей и что затрудняло ее выполнение?» «На что вы ориентировались, когда принимали решение вставать?»

Цель: Снятие усталости.

Члены группы должны, не переговариваясь друг с другом, встать по росту, затем - по цвету глаз, затем по цвету волос (от светлых к самым темным), затем по дням рождениям.

Упражнение «Раз, словечко - два словечко» (приветствие)

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Тренер предлагает членам группы составить общее приветствие от всех и каждого всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Тренер командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.

(12 слайд) Интерактивная игра (групповая)

Вопросы:

Что такое проект.

Обратимся к словарю: «Проект (лат. projectus - «брошенный вперед») -
1) технические документы - чертежи, расчеты, макеты вновь создаваемых зданий, сооружений, машин, приборов и т.д.;
2) предварительный текст какого-либо документа и т.п.;
3) план, замысел».
Уже в определении заложено многообразие, но все варианты содержат общую черту. Какую?

проект предполагает определение цели

С чего начинается работа над проектом?

с постановки цели

Что является движущей силой проекта?

Если следовать логике определений проекта, то проектами в нашей жизни является практически все: прием гостей, выбор подарка к празднику, покупка бытовой техники, путешествие, ремонт (разумеется); а если задуматься, то проектами должны быть и вступление в брак, и воспитание детей… Исходя из этих понятий дайте определение слову «Проектировать»

1) составлять проект; 2) предполагать сделать что-либо, намечать

Разновидности

Определите вид проекта: направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории

Информационный

Разновидности

Определите вид проекта: предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к выполнению проекта и презентации его результатов

Творческий

Разновидности

Определите вид проекта: участвуя в котором, проектанты берут на себя социальные роли или роли литературных героев с целью воссоздания через игровые ситуации различных ситуаций социальных или деловых отношений

Ролево-игровой

Разновидности

Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность учащегося, научить школьника проектированию, мы называем именно так...

проектным обучением

Определите тип проекта по продолжительности: проекты, требующие выполнения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома

Краткосрочные проекты

Определите тип проекта по продолжительности: могут укладываться в один урок или часть урока

Мини-проекты

Определите тип проекта по продолжительности: проекты, которые могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Желательно осуществлять их в рамках ученического научного общества. Весь цикл реализации годичного проекта выполняется во внеурочное время

Долгосрочные

Определите тип проекта по продолжительности: проекты выполняются в течение 30-40 ч. При осуществлении такого проекта возможно сочетание классных и внеклассных форм работы. Желательно проведение проектной недели

Среднесрочные

Самое интересное

Определите вид проекта: он нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика

практико-ориентированный

Самое интересное

Определите вид проекта: по структуре напоминает научное исследование) - он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов

Исследовательский

Самое интересное

Определите вид проекта: реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знаний, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом - учитель другой дисциплины

Монопроекты

Самое интересное

Определите вид проекта: выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы

Межпредметные проекты

На закуску

Познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов - какие это цели?

Когнитивные

На закуску

Овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии - какие это цели?

Оргдеятельные

На закуску

Творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование - какие это цели?

Креативные

На закуску

Какая главная цель любого проекта?

формирование различных ключевых компетенций

(13 слайд)

Подведем итог.

Существует несколько классификаций проектов.

Приведем некоторые из них

По комплексности монопроекты и межпредметные.

По продолжительности мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные.

(14-18 слайд)

Последовательность работы над проектом

Стадия работы над проектом

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников.

Планирование

а) Определение источников необходимой информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта)
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся.

Исследование

1. Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.)
2. Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3. Выбор оптимального варианта хода проекта.
4. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта

Работают активно и самостоятельно:
1. Каждый в соответствии со своим амплуа и сообща.
2. Консультируются по необходимости.
3 Добывают недостающие знания.
4. Подготавливают презентацию результатов.

Не участвует, но:
1. Консультирует учащихся по необходимости.
2. Ненавязчиво контролирует.
3. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость.
4. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект

Наблюдает, советует (по просьбе учащихся)

Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого

Демонстрируют:
1. Понимание проблемы, цели и задач.
2. Умение планировать и осуществлять работу.
3. Найденный способ решения проблемы.
4. Рефлексию деятельности и результата.
5. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности.

Принимает отчет:
1. Обобщает и резюмирует полученные результаты.
2. Подводит итоги обучения.
3. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.
4. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат и др.

(19 слайд)

Паспорт проекта

(20 слайд)

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) - один из обязательных

выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите - показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

Четко организовать работу каждого участника проектной группы;

Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал-киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни-ки группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

(21 слайд)

Задание группам. У вас на столах лежат образцы проектов. Необходимо проанализировать содержание проектов в соответствии с таблицей.

Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать возрастные особенности детей каждого класса. В связи с этим уроки, содержащие проектную деятельность должны составляться с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых порах, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты собственно про-ектной деятельности.

Рассмотрим основные особенности уроков с использованием проектной деятельности уроков. Все уроки характеризуются примерно одинаковой структурой.

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок цикла) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы. С учетом работы с первоклассниками это могут быть такие группы: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. На уроках в других классах такое деление на группы является сквозным. Для создания оптимальных условий осуществления совместной деятельности необходимо детей пересадить в соответствии с образовавшимися группами. Состав групп следует продумать заранее с учетом дифференцированного подхода. Наиболее сильные дети объединяются в группы «аналитиков» и «испытателей».

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке цикла подготавливаются общий план деятель-ности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Здесь следует уточнить, что в нашем случае проект рассматривается как разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. На первом этапе таким продуктом совместной деятельности могут быть: составленные детьми опорные таблицы, используемые для подготовки сообщений по теме; иллюстрированные альбомы; дидактические игры. Опре-деление разделов таких проектов лучше провести в виде «мозгового штурма». Это один из специфических приемов совместной деятельности, применяемый и среди групп младшего и старшего возраста. Сам прием несколько труден для первоклассников. Поэтому учитель может направить работу детей так, чтобы результатом «мозгового штурма» стал выбор, близкий к выбору, запланированному учителем. Здесь очень важна роль «аналитиков», которым предстоит откорректировать предложения остальных детей.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится в груп-пах. Причем работа может быть организована по-разному. Каждый раздел может разрабатываться каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складывать-ся из промежуточных продуктов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках цикла, когда идет обучение учащихся и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью. Общей для всех уроков цикла является единая технология работы групп. Начинают работу «экспериментаторы». Они выполняют наблюдения, позволяющие «аналитикам» сделать выводы и систематизировать их в виде, правил, схем, рисунков и так далее. Наглядное подкрепление каждого раздела проекта осуществляют «иллюстраторы». За практическое применение, апробирование отдель-ных частей и всего проекта в целом отвечают «испытатели».

Пятый этап - это этап практического применения разработанного проекта. На этом этапе главная роль отводится «испытателям». Но это не умаляет значения остальных групп, так как каждая из них следит за «работой» своей части проекта и при необходимости может внести коррективы.

Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Это в основном обучающий этап, в ходе которого дети приучаются анализировать положительные и отрицательные стороны своей деятельности.

САМОАНАЛИЗ!!!

Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом.

Очень важно, чтобы руководство учителя было скрытым, ненавязчивым, вариативным и очень деликатным, обеспечивая наибольшую самостоятельность ученика. В ходе работы над проектом учитель является координатором и консультантом, иногда экспертом или источником информации, но его роль второго плана, а на первом плане - ученик.