Конспект по познавательно - исследовательской деятельности. Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в раннюю весну Познавательно исследовательская деятельность по теме ранняя весна

С наступлением весны в природе происходят изменения. Дует теплый ветер. А еще говорят, весна бывает разная: в марте - весна света, в апреле - воды, в мае - зеленой травы

В марте весна света. Что это означает?

Правильно солнце начинает святить все ярче и ярче, становиться все теплее и теплее. И только от солнца появляется такое явление как радуга. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных. Эта полоса цветных линий называется спектр. Слайд-шоу.

Ребята, как вы думаете, мы в группе можем получить радугу?

Опыт с радугой. Воспитатель делает радугу на стене с помощью СД диска, призмы. Для этого я “поймала” призмой белый луч и получила изображение радуги на стене.

Получилась вот такая радуга.

Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

А мы с вами пройдем за столы и сделаем опыт, «растущая радуга» при помощи фломастеров и воды.

Берем полоски салфетки, внизу ставим точки.

Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь).

Опускаем в стакан с водой бумажку, и посмотрите, что происходит, у нас вода поднимается вверх и растворяет капельки краски и появляется эффект «растущей радуги»

А использовали мы свойства воды – растворять, она растворила точки от фломастеров.

Очень красивая получилась у нас радуга. Такой опыт можно сделать дома. И удивить своих близких.

Гляньте: радуга над нами,

Над деревьями

Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение).

Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.

Домами

Руки сложены над головой крышей.

И над морем, над волной

Нарисовать волну рукой.

И немножко надо мной.

Дотронуться до головы

Ольга Быкова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в раннюю весну»

Программное содержание.

1. Уточнять и систематизировать знания детей о характерных признаках ранней весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, появляются сосульки, зацветают первые цветы, возвращаются перелетные птицы).

2. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

3. Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

4. Вызывать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

5. Воспитывать любовь природе, умение чувствовать ее красоту и любовь к родному краю.

Словарная работа : активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа : рассматривание картин на весеннюю тематику и прослушивание произведение П. И. Чайковского «Времена года» Жаворонок и Подснежник.

Ход занятия:

Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?

Мы с вами отправляемся в картинную галерею.

Картины будут открываться, если вы правильно будете отгадывать загадки и отвечать на вопросы.

Загадки :

Растет она вниз головой

Не летом, а ранней весной

Но солнце ее припечет

Заплачет она и умрет.

Хозяин лесной просыпается весной

А зимой, под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

II.Часть. Беседа :

Ребята какой месяц?

А какое время года?

Пришла весна все вокруг оживает .

Весна сколь месяцев с собой привела?

Назовите по порядку весенние месяца.

Назовите первые признаки наступившей весны .

Днем стало пригревать солнце, стало теплее, день стал длиннее.

Снег потемнел и стал таять.

Появились первые проталины, слышно звонкое чириканье воробьев.

Зазвенели ручьи, возвращаются перелетные птицы.

Какая птица предвестник весны ? (Грач) .

Какие цветы появляются первыми? (Подснежники) .

Март это первый месяц весны .

В народе его называют «Парник или капель» , почему?

Апрель это средний месяц, месяц «Живой воды» , почему?

Тает снег, бегут бурные звонкие ручьи.

Май месяц – месяц песен и плясок, почему?

Птицы поют, в народе его называют «Ай» (днем солнышко, а ночью морозно) .

Воспитатель читает детям стихотворение И. Такмаковой «Весна »

К нам шагает весна

Быстрыми шагами

И сугробы тают под ее ногами

Черные проталины на полях видны

Верно очень теплые ноги у весны .

Вопросы :

О чем говориться в стихотворений?

Что весна делает ?

Что происходит с сугробами?

На полях видны (черные проталины, почему все это происходит?

О каком главном признаке говориться в стихотворении.

IV.Физминутка.

Солнце стало пригревать,

Стали капельки стучать,

Капля раз, капля два,

Капли медленно сперва,

А потом быстрей, быстрей

Побежали ручейки,

Их попробуй, догони?

V.Сложи картинку

Ответь, какое время года и почему.

VI.Пословицы о весне

В марте вода - в Апреле трава

В марте курица из лужицы напьётся

В марте мороз - на нос садиться

В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

VII.Волшебная полянка подснежников.

Загадка :

На снежную поляну,

Согретую весной ,

Упал кусочек неба –

Расцвел цветок лесной!

(Да он смелый он появился с солнечным теплом, он красив и самого нежного цвета)

Какого цвета?

Мы сделаем поляну весенних цветов, а как я сейчас вам объясню.

(хорошо промазываем тонкую полоску клеем (сердцевина) ; скручивая, приклеиваем ее к палочке, затем приклеиваем три лепестка).

Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации - цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной

Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.

Л. С. Выготский

«Воображение и творчество в детском возрасте»

Возрастные особенности старших дошкольников

Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

  • Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.
  • Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).
  • Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.
  • Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.
  • Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:

  • Расширение представлений об объектах окружающего мира.
  • Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.
  • Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.
  • Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.
  • Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие - губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных - проходит свободно.

Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.

Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

  • Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.
  • Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.
  • Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).
  • Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.
  • Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.
  • Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания.

В. А. Сухомлинский

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:

  • Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.

    Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков

  • Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

    Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов

  • Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике - процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.

    Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах

  • Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.

    Опыты с водой - одни из самых любимых у дошкольников

  • Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).

    Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования

  • Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

    Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски

Виды занятий исследовательской направленности

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:

  • Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.
  • Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия - разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

    Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).

  • Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.
  • Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.
    Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов - укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).

Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе

Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.

Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.

В. А. Сухомлинский

«О воспитании»

Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес

В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.

Таблица: схема построения плана исследования

Этап исследования Пример хода детского экспериментирования
Постановка вопроса Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?».
Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории.
Выдвижение гипотез Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала).
Проверка гипотезы Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом.
Анализ полученных результатов Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью).
Подведение итогов исследования, формулирование выводов Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды.

Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают

Мотивирующее начало занятия

От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).

Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников

От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о природном явлении - извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора - вулкан»).
  • Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа. Он сообщает, что видел макет горы, который ребята сделали на прошлом занятии. Герой рассказывает ребятам легенду об огнедышащей горе и просит объяснить ему, что же это за гора.
  • Проведение беседы с использованием наглядного материала (схемы строения вулкана, фотографии спящих вулканов, пробуждающихся и извергающихся).
Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»).
  • Создание игровой ситуации. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в морское путешествие к удивительному острову. Проводятся подвижные игры «Мы медузы», «Осьминожки», «Море волнуется - раз!», звучит аудиозапись шума морских волн.
  • Сюрпризный момент. Ребята находят бутылку («Дети, волны принесли нам послание в бутылке!»), в ней находится алгоритм проведения опытов на исследование плавучести различных материалов.
Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). Проведение эвристической беседы:
  • «Что такое воздух?»,
  • «Для чего человеку нужен воздух?»,
  • «Как мы можем увидеть воздух?»,
  • «Может ли воздух стать вредным для растений, животных и человека?».

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема занятия Задачи исследования
  • «Вода и лёд»,
  • «Снежное царство»,
  • «Куда пропали лужи?»,
  • «Путешествие капли».
Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой.
  • «На свету и в темноте»,
  • «Увлажнение и засуха»,
  • «Тепло или холодно».
Формирование представлений об условиях роста растений.
«Невидимый и близкий» Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле.
«Откуда берётся звук?» Формирование представлений о колебании предметов.
  • «Тени на стене»,
  • «Свет повсюду».
  • Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных).
  • Формирование представлений о значимости света для жизни на Земле.
«Зеркало, зеркало» Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании.
«Почему двигаются предметы?» Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения».
«Почему не тонет корабль?» Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса.
«Сахар» Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования.
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения.
«Клей» Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами.
«Цемент» Знакомство со свойствами цемента и способами его использования.
  • «Очистка воздуха»,
  • «Как очистить почву?»,
  • «Почему стала грязной вода?».
Знакомство с понятием «экологическая проблема».
«Измерение длины предметов»
  • Знакомство со способами измерения длины.
  • Формирование умения работать с линейкой, сантиметром, курвиметром.
  • «Айсберг»,
  • «Вулкан»,
  • «Коралловый риф»,
  • «Выше гор могут быть только горы».
Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов.
  • «Мы исследователи»,
  • «Юные учёные»,
  • «Познаём, исследуем, творим».
  • Совершенствование навыков экспериментирования.
  • Осваивание проектной деятельности.

Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом

Временной план занятия в подготовительной группе

Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 3–5 минут.
  • Построение плана исследования - 2–3 минуты.
  • Физическая активность - 2–3 минуты.
  • Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) - 10–15 минут.
  • Фиксирование результатов исследования - 1–2 минуты.
  • Подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Проговаривание этапов исследования (планирование) Физическая активность Практическая работа Фиксирование результатов Подведение итогов
«Путешествие в Эру динозавров» 1 минута.
  • Создание игровой ситуации. При помощи импровизированной машины времени ребята переносятся в доисторические времена.
  • Просматривание видеоматериалов.
2 минуты. Подвижная игра «Динозаврики».
3 минуты.
Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии).
13–15 минут.
Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие.
1–2 минуты.
1 минута.
«Листья жёлтые над городом кружатся» 1 минута. Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?».
3 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Дерево всё выше».
2 минуты.
Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла).
14 минут.
Оформление страницы гербария.
2 минуты.
1 минута.
«Берегите воду!» 1 минута.
  • Изучение наглядного материала (плакатов, фотографий, видеоролика) о загрязнении воды.
  • Проведение познавательной беседы об этой экологической проблеме.
3 минуты. Зарядка «Капельки - бух! Капельки
- прыг!».
2 минуты.
Опытная деятельность по очистке воды.
15 минут.
Заполнение карточки исследования.
1 минута.
1 минута.

Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Автор Ковалевская Н. Н., воспитатель МБДОУ Д/с «Радуга», г. Исилькуль, Омская область.
Название «Гербарий. Деревья на участке детского сада»
Цель Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.
Задачи
  • Закрепить знания детей о строении листа.
  • Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад.
  • Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.
  • Расширять и активизировать словарь по теме.
  • Формировать умение использовать знания, полученные опытным путём.
  • Создать условия для творческой деятельности детей.
Предварительная работа
  • Наблюдения,
  • беседы,
  • чтение художественной литературы,
  • совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада,
  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»,
  • рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.
Формы организации деятельности
  • Решение проблемной ситуации,
  • ситуативный разговор,
  • работа в творческой лаборатории,
  • беседа,
  • загадывание загадок.
Материалы
  • Листья разных пород деревьев,
  • презентация «Лист»,
  • белый картон,
  • клей ПВА, салфетки,
  • иллюстрации деревьев с названиями,
  • лупы,
  • простой и цветные карандаши.
Ход занятия Мотивационный этап.
В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария).
Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги - энциклопедии).
А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей).
Основной этап.
В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.
  1. Беседа о листопаде.
    • Уж пахнет в воздухе дождём,
      Всё холоднее с каждым днём.
      Деревья свой наряд меняют,
      Листочки потихонечку теряют.
      Понятно всем, как дважды два -
      Пришла … (Осенняя пора).
    • Дни стали короче,
      Длинней стали ночи,
      Урожай собирают.
      Когда это бывает? (Осенью).
      В.: Почему вы решили, что это загадки про осень?
      По каким признакам можно определить, что пришла осень?(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.).
      Какой признак осени самый красивый?
      Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?
      Почему листья меняют цвет?
      Почему листья опадают?
      Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (Выслушивает ответы детей на каждый вопрос).
  2. Повторение строения листа (презентация).
    В.: Вы всё сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа. (Лист состоит из листовой пластинки и черешка).
    А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп). Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели? (На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка - это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества).
    Но если заглянуть в середину листа через микроскоп учёного, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных зёрен. Как называются эти зелёные зёрнышки? Кто помнит? (Хлорофилл).
    Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть и другие - жёлтые, красные, бордовые. Пока работали зелёные зёрнышки, других зёрнышек видно не было, но растворились зелёные - и остались только жёлтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.
  3. Беседа «Деревья нашего участка».
    В.: Мы с вами вспомнили строение листа и что такое листопад, но ничего не рассказали о самих деревьях. Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, берёза, рябина, клён, дуб).
    У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаём, от какого дерева лист? (По форме листа).
    А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У берёзы - жёлтая, у клёна - жёлтая и красная, у рябины - бордовая, у дуба - коричневая).
  4. Исследовательская и продуктивная деятельность.
    В.: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.
    Нам надо будет разделиться на 5 групп по 2 человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа - как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп).
    Вы можете ещё раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте к работе.
    Каждая подгруппа рассказывает о своём дереве. Воспитатель дополняет.

Итоговый этап.
Вопросы для рефлексии:

  • Что мы сегодня делали?
  • Вам понравилось?
  • Какое у вас настроение?

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.

Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

  • умение постановки проблемы;
  • грамотное формулирование вопросов;
  • построение алгоритма действий для решения проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • выбор способов исследования;
  • умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
  • наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
  • степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
  • способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

К. Чуковский

Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь

Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Этап работы по самообразованию Содержание деятельности
Теоретический этап
  • Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).
  • Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).
  • Разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы дошкольников.
Практический этап Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег.

Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

В исследовательском уголке размещаются различные материалы для проведения опытов Материалы исследовательского уголка должны находиться в свободном доступе детей При работе в мини-лаборатории обязательно соблюдение техники безопасности При организации исследовательского уголка важно предусмотреть пространство, где дети будут работать с материалами Работа с микроскопом требует аккуратности, но оставляет у детей незабываемые впечатления В опытной лаборатории могут заниматься не все дети, а только наиболее мотивированные Педагог обязательно знакомит воспитанников с оборудованием исследовательского кружка

Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы»

Цели:

Продолжать знакомить детей с зимующими птицами; изучать их особенности.

Задачи: Продолжать расширить знания детей о зимующих птицах. Формировать представление о том, какую роль играют для птиц перья.

Развивать память, мышление и воображение у детей. Умение делать выводы с помощью экспериментальной деятельности.

Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой, стремление беречь их. Формировать экологическую культуру у детей, прививать любовь к птицам.

Материалы и оборудование:

фотографии зимующих птиц;
плакат «Зимний лес»;
корм для птиц.

кормушка

Организационный момент

В зимний день среди ветвей
Стол накрыт для гостей.
Дощечка новая,
Для птиц столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.

Что это? (Ответы детей). Кормушка.

Что за птицы сидят на кормушке?

Какие это птицы? (зимующие)

Почему их называют зимующие? (живут зимой и не боятся зимних холодов)

У нас не только синички и снегири зимуют, еще многие другие птицы.

Мы с вами сейчас отправимся на опушку леса, в гости к зимующим птицам. Вы готовы?

Закройте глаза, а я произнесу заклинание.

Вокруг себя повернитесь и на опушке леса окажитесь.

Вот мы и оказались на опушке в зимнем лесу.
- Перед вам необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Все эти птицы собрались вместе ещё поздней осенью.

Птички в этой стайке разные. Давайте с ними познакомимся.

Игра «Назови птичку».

1.Воробей. Маленькая птичка. Спина коричневая, брюшко светлое, на крыльях чёрные полоски. Клюв к концу заострённый. Питается –хлебными крошками, пшеном.

2. Синицы. Спинка у неё желтовато- зелёного цвета, а брюшко жёлтое, хвост чёрный с голубоватым оттенком. У неё на голове чёрная шапочка. Питается – салом несоленым, семечками арбуза и дыни.
3. Дятел. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на крыльях белые полосы, на голове красное пятно. Клюв прочный и острый. Дятла называют «лекарем леса», он уничтожает насекомых-вредителей. Питается - Зимой дятел питается, в основном, семенами сосны и ели, вынимает клювом семена из шишек.
4. Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета. Питается - ягодами рябины, калины, шиповника.
5. Свиристель. Серо-розовое оперение, черные крылья с полосками ярко-желтого и белого цвета, розовый хохолок на голову. На горлышке черное пятно, хвост тоже черный. Питается - ягод рябины калины, рябины, шиповника, можжевельника.
6. Ворона. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. Питается - основную часть пищи эти птицы находят на свалках, яйца не вылупившихся птенцов, и самих птенцов.

7.Голубь. Окрас голубей может быть разным. Это птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами. Еще у этой птицы красивые, длинные и острые крылья. Питается - пшено, семечки, хлебные крошки.

8.Щегол. Спина у пернатых данного вида в основном коричневая. Клюв длинный, лоб и передняя часть ярко-красного цвета. Брюшко пернатого беловатое, грудь и бока бурые. Некоторые перья на крыльях черные у основания и желтые на концах. Самцы остаются зимовать, а самки улетают в теплые края. Питается – семена подсолнечника, пшено.

Как одним словом назвать этих птиц?

Что есть общего у всех птиц? (Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.) Чем они отличаются? (Размером, окраской, опереньем.)

Ой ребята, посмотрите, здесь чьи то следы?

Чьи это следы?

Они нас куда –то ведут, давайте посмотрим!

(Зимняя поляна, а на поляне лежат перья.)

Наверно здесь были птички и оставили свои перья.

Давайте присядем на ковер.

Опыты с пером 1.

Ребята, а как вы думаете, зачем птицам перья?

Отличаются перья чем-то друг от друга?- Найдите самое длинное перо.

Как называется это перо? «маховое»

Почему его называют маховое? (помогает летать)

Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое) Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на руку перо, на другую – камень. Делают вывод – легкое. А за счет чего оно легкое? Стержень пустой. Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.) Вот почему оно легкое, стержень пустой.

А какие перья лежат у вас ещё? Пуховое

Потрогайте перо. Какое оно? (маленькое, пушистое, тоненькое, стержень тоненький).

Зачем такое перо птице?

Пуховое перо служит птице для сохранения тепла.

Ребята, давайте немного отдохнем. Сделаем гимнастику для пальчиков.

Ребята посмотрите, что здесь изображено? (Картинка с купанием воробья)

Летом воробьи купаются в лужах, а зимой барахтаются в снегу.

А как вы думаете, почему у птиц перья не намокают?

Потому что, у них есть специальная жировая железа, и птицы сами клювом смазывают перья. Вода скатывается с перьев, не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

Давайте узнаем, правда это или нет, проведем эксперимент.

ОПЫТ 2.

Ребята, у вас на столах лежат перья из бумаги, возьмите одно и с помощью пипетки намочите ее.

Что с бумагой произошло? (намокла)

А теперь возьмите второе бумажное перо и с помощью ватной палочки нанесите сначала крем, а потом попробуйте намочите водой эту же бумагу.

Что произошло?

Намокла ли бумага? (нет, вода скатывается в капли, масло не дает бумаги намокнуть)

А теперь возьмите по перышку и намочите его. Намокло ли перо? Дети берут по пёрышку, и пипеткой капают на перышко. Наблюдать, как вода собирается в капельки и стекает с пёрышка.

Делают вывод : Перья у птицы не намокают за счёт жира, благодаря чему вода не проникает, а скатывается с оперенья.

Молодцы! Теперь вы знаете, почему перья не намокают и птицы не мерзнут в зимний период времени.

Ребята, а, что самое страшное для птиц в зимний период? (Голод)

Чем человек может помочь зимующим птицам?

Сделать для них кормушки, кормить каждый день.

Мы с вами уже сделали пряники для пернатых.

Сегодня мы с вами пойдем на улицу и угостим пряниками наших птиц.

Я думаю птицы очень обрадуются и скажут вам спасибо!

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в средней группе

месяц

Познавательно – исследовательская деятельность

Формы работы

Задачи исследования

Материал

сентябрь

Цветочная клумба.

(наблюдение)

Проблемная ситуация

Беседа

наблюдение

Определить взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения.

Познание

Коммуникация

Цветы с клумбы, емкость для растения, предметы ухода.

сентябрь

Такие разные фрукты и овощи

(исследование)

Проблемная ситуация

Дидактические игры

Моделирование

Рассматривание

Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения семян: ядрышко, оболочка.

Познание

Коммуникация

Овощи, фрукты, ягоды (вишня, слива), подносы, ножи для овощей, лупа, молоточек, изображения растений, коллекция семян и растений.

октябрь

Почему птицы могут летать?

(исследование)

Рассматривание

Беседа

Моделирование

Чтение познавательной литературы

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Познание

Коммуникация

Крылья птиц из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.

октябрь

Сыпучие барханы.

(рассматривание + опыт)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Опыт

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Познание

Коммуникация

Емкость с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

ноябрь

Как звери меняют шубку?

(исследование)

Беседа

Проблемная ситуация

Рассматривание

Познание

Коммуникация

Кусочки меха (старого), кора деревьев.

ноябрь

«Воздух – невидимка.

(опыты)

Проблемная ситуация

Беседа

Опыты

Обнаружить воздух. Выявит свойства воздуха. Обнаружить воздух в других предметах.

Познание

Коммуникация

Султанчики. Ленточки. Флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом), комочки земли, глина.

декабрь

Зачем зайчику другая шубка?

(исследование)

Проблемная ситуация

Беседа

Экспериментирование

Рисование

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание

Коммуникация

Художественно – эстетическое творчество

Кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

декабрь

Пузырьки – спасатели»

(наблюдение + опыт)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Беседа

Опыты

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Познание

Коммуникация

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

январь

Цветные льдинки.

(исследование + опыт)

Рассматривание

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: (превращаться в лед (замерзать на холоде. Принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Познание

коммуникация

Емкость с окрашенной водой. разнообразные формочки, веревочки.

февраль

Домашние и дикие животные.

(рассматривание + исследование)

Проблемные ситуации

Чтение художественной литературы

Рассматривание

Уточнить с детьми признаки домашних животных.

Познание

Коммуникация

Социализация

Иллюстрации, атрибуты к сюжетно – ролевым играм «На ферме»

февраль

Снег и лед.

(опыт)

Моделирование

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Опыт

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе тает снег. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть – хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Познание

Коммуникация

Мерные емкости с водой разной температуры. Снег, тарелочки, мерные ложки.

март

Кто живет в воде?

(рассматривание + эксперимент)

Рассматривание иллюстраций

Проблемная ситуация

Эксперимент

Найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Познание

Коммуникация

Емкость с водой, аквариум с рыбками, иллюстрации животных, рыбки игрушки (внутри груз, чтобы держались в воде).

март

«Волшебная рукавичка».

(опыты)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Опыты

Выявить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Познание

Коммуникация

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

апрель

Из чего птицы строят гнезда?

(экскурсия + исследование)

Целевая прогулка,

Наблюдение, речевые ситуации, рисование.

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие ветки, палочки, камешки.

апрель

Где будут первые проталинки?

(исследование)

Наблюдение, целевые прогулки, рисование

Установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество.

Емкости для каждого ребенка, окрашенные в светлые и темные тона.

май

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.

месяц

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Может ли растение дышать?

(исследование + опыт)

Наблюдение

Моделирование

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Определить, что все части растений участвуют в дыхании.

Познание

Коммуникация

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, прозрачная емкость с водой, лист на длинном стебельке.

сентябрь

Для чего корешки?

(опыт)

Моделирование Наблюдение Рисование

Беседа

Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции растения.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа, карандаши, бумага.

октябрь

Как устроены перья у птиц?

(исследование)

Рассматривание

Моделирование Обсуждение

Беседа.

Установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Познание

Коммуникация

Перья куриные, гусиные, лупы, «замок – молния», свеча, волос, пинцет.

октябрь

Почва.

(опыты)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Беседа

Опыт

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки).

Познание

Коммуникация

Почвы, спиртовка, металлическая тарелка. Стекло или зеркало, емкость с водой.

ноябрь

Кто чистит аквариум?

(исследование)

Проблемная ситуация

Рассматривание

Наблюдение

Выявить взаимосвязь в живой природе экосистемы «пруд».

Познание

Коммуникация

Аквариум со «старой» водой, моллюски, лупы, кусок белой ткани.

ноябрь

Упрямый воздух.

(опыты)

Рассматривание

Беседа

Опыт

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Познание

Коммуникация

Шприцы, емкость с водой (подкрашенной)

декабрь

«Сухой из воды».

(опыты)

Моделирование

Наблюдение

Выдвижение гипотез

Опыт

Определить, что воздух занимает место.

Познание

Коммуникация

Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой, деревянные бруски с флажками.

декабрь

Сравнить жизнь диких и домашних животных.

(исследование)

Чтение литературы, проблемные ситуации. Рассматривание и обсуждение иллюстраций

Уточнить с детьми признаки домашних и диких животных; Доказать, что домашние животные отличаются от диких.

Познание

Коммуникация

Видеофильмы, энциклопедии.

январь

Волшебница вода.

(опыты)

Моделирование

Рассматривание

Беседа

Опыт

Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Выявить процесс испарения воды. Познакомиться с процессом конденсации.

Познание

Коммуникация

Социализация

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, схемы.

февраль

Почему первые птицы не летали?

(исследование)

Проблемная ситуация

Чтение энциклопедий

Рассматривание иллюстраций

Опыт

Рисование

Выявить особенности строения птиц, помогающие им держаться в воздухе.

Познание

Коммуникация,

Художественное творчество

Социализация

Модели крыльев, грузы разного веса, перо птицы, лупы, бумага, картон, тонкая бумага.

февраль

Свойства воды.

(опыты)

Наблюдение

Моделирование

Рассматривание

Проблемная ситуация

Сравнить свойства воды, льда, снега. Выявить особенности их взаимодействия.

Познание

Коммуникация

Емкости со снегом, водой, льдом.

март

Как появились моря и материки.

(исследование)

Проблемная ситуация

Опыт

Создание макета

Рисование

Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкость с почвой, камешки, вода. Карандаши, бумага.

март

Мы – фокусники.

(опыты)

Проблемная ситуация

Выдвижение гипотез

Опыт

Наблюдение

Игровые ситуации

Выявить свойства магнита; прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества.

Познание

коммуникация

Пластмассовая тарелка, фанера, картон, ткань, бумага, стаканы с водой, магнит; мелкие реагирующие на магнит предметы; емкость с песком и мелкими металлическими предметами.

апрель

«Вершки – корешки»

(опыт)

Моделирование

Опыт

Наблюдения

Выяснить, что раньше появляется из семени.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Бобы (горох, фасоль), влажная ткань (бумажные салфетки). Прозрачные емкости, зарисовка с использованием символов строения растения.

апрель

Опыление растений.

(исследование)

Моделирование

Рассматривание иллюстраций

Рисование

Выявить, как происходит процесс опыления у растений.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Ватные шарики, порошок краситель двух цветов, макеты цветов, коллекция насекомых, лупы. Карандаши, бумага.

май

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана

Перспективный план познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

месяц

Познавательно – исследовательская деятельности

Формы работы

Задачи исследования

Интегрируемые образовательные области

Материал

сентябрь

Куда тянутся корни?

(исследование + опыт)

Проблемная ситуация

Наблюдение

Рассматривание

Беседа

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

Познание

Коммуникация

Два растения в горшках с поддоном, модель зависимости растений от факторов внешней среды.

сентябрь

Какие корни у растений тундры?

(опыты)

Моделирование

Опыт

Наблюдение

Рисование

Понимать взаимосвязь строения корней с особенностями почвы в тундре.

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Пророщенные бобы, влажная ткань, термометр, вата в высокой прозрачной емкости.

Листы белой бумаги, карандаши.

октябрь

Как появились острова, материки.

(исследование)

Моделирование

Проблемная ситуация Наблюдение

Опыт

Объяснить происходящее на планете изменения с использованием полученных знаний

Познание Коммуникация Социализация

Емкость с почвой, камешками, залитая водой

октябрь

Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

(исследование)

Проблемная ситуация, Рассматривание

Беседа

Моделирование

Уметь самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием; проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, карандаши, краски, альбомные листы, фломастеры.

ноябрь

«Растущие малютки»

(исследование)

Моделирование

Наблюдение

Рисование

Экспериментирование

Выяснить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы. Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Познание

Коммуникация

Социализация

Художественное творчество

Емкости с крышкой, молоко, полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупы.

Карандаши, тетради.

ноябрь

Свечка в банке.

(опыт)

Проблемная ситуация

Опыт

Наблюдение

Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения пожара.

Познание

Коммуникация

Социализация

Свеча, банка, бутылка с обрезным дном.

декабрь

Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем в лесу?

(исследование)

Опыт

Моделирование

Проблемные ситуации

Создание макета «Пустыня»

Понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы (природно – климатические зоны)

Познание

Коммуникация

Социализация

Ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета.

декабрь

Почемучкины вопросы.

(опыты)

Моделирование

Конструирование

Опыт

Беседа

Анализировать и делать выводы на основе знаний о свойствах воздуха: теплый воздух поднимается в верх, т. е. легче холодного, воздух плохо проводит тепло.

Познание

Коммуникация

Папиросная бумага, подставка с иглой.

январь

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

февраль

Фильтрование воды.

(опыты)

Моделирование

Проблемная ситуация

Опыт

Продолжать знакомить с процессами очистки воды путем фильтрования.

Познание

Коммуникация

Социализация

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости

февраль

Зеленые витамины для птиц.

(эксперимент)

Сюжетно – ролевая игра, труд в уголке природы (посадка), проблемные ситуации.

Систематизировать представления о птицах;

Закрепить знания об особенностях зимующих птиц;

Закрепить знания детей о росте растений, условиях для его роста.

Познание

Коммуникация

Социализация

Почва, ящик для рассады, семена разных трав, овса, лейка, палочки для рыхления земли.

март

Почему растаяла избушка лисы?

(опыт со льдом)

Игра – ситуация, моделирование, слушание музыки.

Закрепить свойства снега и льда, умение определять разные состояния воды, устанавливать причинно – следственные связи в явлениях окружающей жизни.

Познание

Коммуникация

Социализация

Домик из кусочков льда, лампа, иллюстрация к сказке, поддон.

март

Земля – магнит

(опыт)

Моделирование

Игровая ситуация

Проблемная ситуация

Беседа

Выявить действие магнитных сил.

Познание

Коммуникация

Социализация

Гвозди по количеству детей, батарейки, проволока; иголки, тарелки с водой, растительное масло, магниты на каждого ребенка; металлические опилки, металлические скрепки.

апрель

Почему в пустыне мало воды?

(исследование)

Рассматривание карты

Эксперимент

Беседа

Объяснять некоторые особенности природно – климатических зон Земли.

Познание

Коммуникация

Макет «Солнце – Земля», две воронки, прозрачные емкости, мерные емкости, песок, глина.

апрель

Быстрые растения.

(исследование)

Труд в уголке природы

Наблюдение

Беседа

Выявить приспособление некоторых растений к короткому, благоприятному для жизни периоду.

Познание

Коммуникация

Социализация

Луковицы тюльпанов, почва.

май

Итоговые мероприятия по содержании тематического плана