Художественная обработка изделий. Творческий проект «Художественная обработка древесины. Возрастные психологические особенности

Негосударственное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 2 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

В 6 КЛАССЕ

Тема: «Художественная обработка изделий из древесины».

Подготовил:

учитель технологии

Рудчик В.И.

р.п.Новохоперский

2014г

Тип урока - комбинированный

Цель: ознакомить учащихся с видами художественной обработки древесины, способами конструирования изделий и переноса изображений на поверхность заготовки. Ознакомить с приемами выполнения простейших видов художественной обработки изделий.

Задачи: привить навыки:

    конструирования

    поэтапной разработки изделия от идеи до конечного результата

    эстетики, сочетания форм изделия с различными видами художественной обработки.

Оборудование: образцы изделий художественной отделки древесины, заготовки из древесины, разметочный инструмент, резцы по дереву.

Ход урока

Организационный момент:

1. Проверка явки учащихся.

2. Подготовленность к уроку.

3. Назначение дежурных.

Повторение пройденного материала. Беседа по вопросам.

1. Дать определение станка.

2. Для какой цели предназначен токарный станок по дереву?

3. Устройство СТД 120 м

4. ТБ при работе на СТД.

А теперь, ребята, давайте вспомним вместе с вами и повторим ранее изученный материал по обработке древесины и попробуем ответить на вопросы для того, чтобы разгадать кроссворд.

Кроссворд

1

3

4

2

5

7

6

8

10

9

11

по горизонтали:

2 Материал, получаемый в результате лущения чурака на лущильном станке. 5 Узкая боковая часть доски. 6 Срез, получаемый в результате поперечного распила доски. 8 Материал, получаемый путем наклеивания друг на друга листов шпона. 9 Пиломатериал шириной и толщиной до 100 мм. 11 Пиломатериал толщиной до 60мм и шириной более чем две толщины.

по вертикали:

1Природный рисунок древесины.3 Широкая часть доски.4 Материал, получаемый путем продольной распиловки бревна. 7 Линия, разделяющая пласть и кромку. 10 Пиломатериал шириной и толщиной более 100 мм.

Основная часть

Изучение программного материала

С древних времен человек украшал жилище и его интерьер деревянными изделиями с художественной резьбой, изготавливал резную посуду, игрушки и другие предметы быта.


Художественная резьба непосредственно связана с понятием "орнамент".

Орнамент-узор, построенный на чередовании в определенном порядке изображений. Он может состоять из геометрических фигур, листьев, плодов, птиц и зверей.

Слово "орнамент" произошло от латинского " ornamentum "- что означает украшение. С давних пор люди начали украшать посуду предметы домашнего обихода, одежду, книги. Часто ритмические узоры наносились на стены, полы и потолки зданий.

Орнаменты могут быть выполнены любыми красками, карандашом, а также средствами скульптуры. Очень много орнаментов в вышивке. Плитками с узорной росписью выложены стены старинных сооружений в Средней Азии. Здесь в узоры иногда вплетали надписи. Многие орнаменты существуют уже тысячи лет. В разные эпохи, в разных странах создавались свои узоры, непохожие на другие. Они бережно передавались из поколения в поколение. В них отразилась национальная культура народов.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба, разновидностями которой является:

Плосковыемчатая;

Геометрическая;

Контурная;

Прорезная.

Плосковыемчатая резьба - характерна тем, что на плоской поверхности вырезают углубления различной формы ее разновидностью является геометрическая резьба.

Контурная резьба - применяется в основном для изображения фигур (птиц, животных, листьев, цветов).

Прорезная резьба- является наиболее простой и выполняется лобзиком (электролобзиком), применяется при изготовлении дверей, буфетов, ширм и др., для украшения мебели.

Прорезная резьба с рельефным рисунком называется ажурной и используется для украшения мебели в стиле барокко и роккоко.

Прорезная резьба, приклеенная к деревянной основе, называется - накладной .

Для ручной художественной резьбы применяют стамески (резцы):

    Плоские прямые;

    желобчатые

    клюкарзы

    уголки;

    церазики;

    плоские косяки.

Грубые работы по дереву выполняют долотом.

Ребята, а сейчас давайте рассмотрим различные виды художественной обработки изделий из древесины.

Итак, ребята, мы с Вами получили общее представление о художественной обработке изделия, а сейчас давайте попробуем это применить на практике (демонстрирую учащимся задание и на примере показываю, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы)

Практическая работа

Сегодня мы с вами попробуем выполнить изделие с художественной обработкой.

Каждому учащемуся предоставляется возможность для индивидуального выполнения художественной обработки (выделяется заготовка и резец).

Учащимся необходимо подготовить рисунок (изображение) для художественного оформления на лицевую поверхность заготовки. Выполнить художественную обработку материала. В ходе работы необходимо соблюдать элементарные правила ТБ:

    с разметочным инструментом;

    режущим инструментом;

    колющими предметами;

    соблюдать правила организации труда на рабочем месте.

Подведение итогов урока

  • Выполнение изображения (рисунка) на поверхность заготовки.

    Оценка работ.

    Выявление работ более удачно выполненных.

    Уборка мастерской.

Литература

    П.С. Самородский, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко /Технология/Трудовое обучение /Учебник для учащихся 6 класса (вариант для мальчиков) общеобразовательной школы /Москва/Издательский центр «Вентана - Граф» 1997г.

    А.Ю. Семенцов/ Альбом орнаментов 3/прорезная резьба/Минск/»Современное слово» 2007г.

    А.Ю. Семенцов/ альбом шаблонов 2/орнаменты розетки панно/Минск/»Современное слово» 2007г.

    Мольнар А.А./Художественная резьба по дереву/Москва/Сезам-маркетинг 1997г.

    И.П. Арефьев/5 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

    И.П. Арефьев/6 класс/пособие для учителей и учащихся/Занимательные уроки технологии для мальчиков/Москва/»школьная пресса» 2004г.

Мы всегда стараемся придать жилому пространству, окружающему нас, индивидуальность, неповторимость, уют. Существует множество способов добиться особого колорита и комфорта, но самым притягательным является украшение интерьера обработанными изделиями из дерева. Какие же виды художественной обработки древесины существуют?

Пять основных видов художественной обработки древесины

Мозаика – изображение орнаментов или сюжетов с помощью отдельных элементов. Включает в себя разновидности:

  • инкрустация
  • интарсия
  • маркетри
  • блочная мозаика

Инкрустацией называют украшение поверхностей врезанными в них пластинами из дерева. Если вставки отличаются от основы цветом или фактурой, то такую инкрустацию называют интарсией. В случае применения в мозаичных полотнах декоративных кусочков шпона различных пород дерева, в результате чего получается целостное, будто нарисованное, изображение, тогда речь ведут о маркетри. Блочную мозаику вы сразу отличите по наличию тонких пластин с одинаковым рисунком, приклеенных на украшаемую поверхность.

Резьба по дереву – это, в сущности, получение изображения с помощью вырезанных элементов. Плосковыемчатая, например, обрисовывает контуры изображения с помощью выемок, при контурной силуэт создаётся с помощью простых линий, а геометрическая использует для этого орнаменты из несложных геометрических фигур. Самый интересный эффект получается в результате рельефной резьбы – узор приобретает объёмы.

Пирография – сравнительно новый способ обработки, заключается он в том, что рисунок получается в процессе выжигания по дереву.

Точение – оно предполагает вытачивание из дерева различных изделий, которые поражают своей законченностью, природной красотой, идеально гладкими формами, непревзойденной игрой светотени.

Роспись по дереву – как продолжение предыдущего способа. Простые растительные орнаменты превращаются в настоящие произведения искусства. Существуют даже определённые стили орнаментов (гжель, хохлома).

Самые простые и эффективные средства для обработки древесины, проверенные временем и доступные по цене, – это морилка, пчелиный воск, столярный клей и водорастворимые краски. Этот, незатейливый на первый взгляд, набор средств позволит качественно обработать поверхности, придать им законченный вид.

Технология обработки древесиныпозволяет получить разные результаты. Если нужно обработать или окрасить изделие морилкой, его необходимо сначала загрунтовать. Грунтуют столярным клеем, предварительно на сутки замочив его в воде, затем нагревают на водяной бане до 60 градусов. С помощью толстой кисти полученный состав наносят на поверхность и оставляют для просушки.

Для окрашивания изделий небольшое количество коричневатой морилки смешивают с водорастворимыми красками для увеличения яркости оттенков. Чтобы подчеркнуть игру теней, работу, ещё во влажном состоянии, промокают тканью.

Последний этап – обработка изделий воском, это позволяет надёжно защитить древесину от загрязнений и воздействия влаги.

Художественная обработка изделий из древесины – это удивительное мастерство, своего рода искусство украшать поверхности природным материалом. Тем не менее, при желании, небольших способностях к творчеству и терпении, практически у каждого могут получиться интересные предметы декора. Остаётся только выбрать то направление, которое наиболее вам близко, инкрустация, например, или вытачивание заздравных кубков.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Волоконская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Советского Союза А.В. Забояркина»

Большесолдатского района Курской области

Презентация по теме:

«Художественная обработка изделий из древесины».

Выполнил учитель технологии

Зайцев Сергей Петрович

Курск 2018г.


Школьникам необходимо было создать предметы домашнего обихода, как декоративно-прикладное изделие из древесины с художественной обработкой.

При выполнении данной работы учащиеся выпилили из фанеры детали для своих изделий, но что делать дальше, какую художественную обработку выбрать, они не знали.

Детям необходимо было решить данную проблему.

Задача: Найти оптимальное решение для данной ситуации

и способ его реализации.


  • Определите основные виды художественной обработки древесины.
  • Обоснуйте, какой вид художественной обработки древесины является наиболее простым, и приемлем для выполнения данного задания.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

Это – древнейшее ремесло.

В деревянном зодчестве человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище резными деревянными изделиями, а дом декоративной резьбой.



Широкое применение получило производство деревянной резной и точеной посуды , которую пропитывали олифой, украшали серебром и золотом и расписывали масляными красками (знаменитая хохломская роспись).



РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Особое место в художественной обработке изделий из древесины получила ручная резьба по дереву.

Резьба по дереву - это вид декоративно-прикладного искусства (которая является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием и токарным делом).

Существует много видов резьбы. Среди них наибольшее распространение получили:

  • плосковыемчатая;
  • геометрическая;
  • прорезная.

I . ПЛОСКОВЫЕМЧАТАЯ РЕЗЬБА

Характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона.

Выделяют несколько подвидов такой резьбы:


1. Контурная резьба Самая простая, единственным её элементом является канавка.

Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или обыкновенным ножом в два приёма.

Эта техника широко применяется в русской народной резьбе: различные орнаменты на деревянных резных элементах дома, при изготовлении панно, мебели, посуды, сувениров.


2 . Скобчатая (ногтевидная) резьба

Основным элементом резьбы является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка.


II. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

Также является разновидностью плосковыемчатой резьбы.

Это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву. Из-за простоты выполнения, во второй половине XVII века в России, она получила наиболее широкое применение. Ее выполняют в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрический орнамент, отсюда и её название «геометрическая».

Основным элементом геометрической выемчатой резьбы является: трехгранник с прямыми, вогнутыми или выпуклыми сторонами, грани которого образуют пирамиду, опрокинутую вершиной вниз; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба, а также двухгранные , четырехгранные и многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами (рис. 1- 4).


III. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА

С середины XIX века одной из самых распространенных традиций на Руси, была традиция украшать деревянные дома резьбой. Карнизы, оконные и дверные наличники, ставни в деревянных домах любого достатка, покоряли филигранной вязью ручной работы, причудливо сплетавшейся в такие удивительные узоры, что трудно даже вообразить, что они действительно созданы руками человека. До сих пор сохранились и дошли до нас отдельные образцы резьбы по дереву, напоминающей кружевные сплетения.


Современные мастера талантливо продолжают традиции предков. Широко применяя при отделке строений ажурное выпиливание из тонких досок (коньки, карнизы, затейливые наличники на окнах и дверях и т.д.).

Прорезная или Пропильная (сквозная ажурная)

резьба - вид декоративной обработки древесины,

при котором намеченные на плоской поверхности

узоры выпиливаются с помощью лобзика

или выкрутной пилы.

В пропильной резьбе декоративность

достигается ажурной сеткой.

Красивы узоры пропильных деревянных полос, украшающих фасады домов. Завитки сквозного растительного или геометрического орнамента прекрасносно смотрятся на фоне стены.

Пропильная резьба – является наиболее простой. Эта работа не требует больших материальных затрат, а по простоте и легкости исполнения является наиболее доступным ремеслом для любого школьника.


Много красивых изделий можно изготовить из фанеры и украсить их пропильной резьбой: мебель, кухонные принадлежности, подсвечники, полочки, шкатулки и т.д


Прорезная резьба - в ней чаще всего используется плоский орнамент, где сквозные участки прорезаются стамесками и резцами.


ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Название и изображение

Примечание

Пропильную резьбу на фанере обычно выпиливают лобзиком, который состоит из рамки с ручкой, верхнего и нижнего зажимных винтов. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.

Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим. После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается.

В ыпиловочный столик, который крепят в заднем зажиме верстака.


ПРИЕМЫ РАБОТЫ

  • При работе лобзиком необходимо сидеть так, чтобы

правое плечо находилось против треугольного выреза в

выпиловочном столе, а чтобы выбрать правильное положе-

ние тела при выпиливании, столик должен располагаться

на высоте середины плеча.

  • Фанеру прижимают левой рукой к выпиловочному сто-

Лику так, чтобы большой палец с указательным образовы-

вал прямой угол, в котором производится движение пилки

при пилении.

  • При выпиливании лобзик необходимо держать на одном месте, а фанеру с рисунком надвигать левой рукой на пилку, то есть «пилить на месте», при этом добивайтесь такого положения, чтобы линия пропиливания шла строго по линии (контуру) рисунка.
  • При поворотах движение лобзика должно быть частым и коротким особенно при обратном пропиле в узких проемах внутреннего контура и острых углах, не спеша, поворачивают фанеру, а не лобзик.
  • Для получения четкого пропиливания рисунка и увеличения скорости выполнения работ движение пилки должно производиться на всю ее длину.
  • При заедание пилки в детали, нужно слегка повернуть пилку в сторону и устранить задержку, или же освободить верхний конец пилки и извлечь ее из пропила.

  • Пользоваться только исправным инструментом.
  • Проверить надежность и правильность закрепления пилочки.
  • Надежно закрепите выпиловочный столик к верстаку.
  • При пилении нельзя наклонять пилку в стороны.
  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании и не давить на пилочку.
  • Не наклоняться низко над заготовкой.
  • Не отвлекайтесь во время работы, следите за правилами техники безопасности.

ГЛОССАРИЙ

  • Мозаика – это орнамент или сюжетное изображение, выполненное из

однородных или различных по материалу частиц.

  • Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
  • Инкрустация – это украшение деревянных изделий врезанием в их

поверхность пластинки металла. Слоновой кости и других

материалов.

  • Интарсия - вид инкрустации поверхности древесины вставками из древесины

других пород и цвета.

  • Маркетри – украшение поверхности древесины наклеенными кусочками

шпона из древесины различных пород.

  • Эксцентрик - приспособление, который применяют для стягивания рамки

перед креплением пилки.

  • Выпиловочный столик – приспособление для выпиливания лобзиком.
  • Надфили – напильники очень малых размеров, имеющие различные
  • профили в поперечном сечении.
  • Перечислите виды художественной обработки древесины? Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение? В чем особенность плосковыемчатой резьбы? Назовите основные элементы контурной резьбы? Назовите основные элементы скобчатой резьбы? Назовите основные элементы геометрической резьбы? В чем особенность прорезной резьбы? Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной? Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком? Что нужно делать если пилочку зажало? Какие можно увеличить производительность работы? Пере числите основные правила техники безопасности?
  • Перечислите виды художественной обработки древесины?
  • Перечислите виды резьбы получившие широкое распространение?
  • В чем особенность плосковыемчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы контурной резьбы?
  • Назовите основные элементы скобчатой резьбы?
  • Назовите основные элементы геометрической резьбы?
  • В чем особенность прорезной резьбы?
  • Назовите основной инструмент для прорезной резьбы и пропильной?
  • Как правильно нужно сидеть при работе лобзиком?
  • Что нужно делать если пилочку зажало?
  • Какие можно увеличить производительность работы?
  • Пере числите основные правила техники безопасности?

  • На выпиленные и отшлифованные детали изделия перенести орнамент через копирку.
  • В вырезаемых контурах просверлить отверстия, для завода пилки лобзика и выпилить контур рисунка.
  • Зачистить выпиленный рисунок надфилем.
  • Собрать изделие с помощью клея.




  • Т.А. Матвеева Мозаика и резьба по дереву – М., 2006.
  • Виноградов А.Н., Савченко В.А. Художественная обработка дерева - Ростов н/Д: «Феникс» 2008.
  • Технология. Учебник для учащихся 6 класса/Под ред. В. Д. Симоненко – М., 2008.

Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.

Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда - прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.

Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.

В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.

Основные цели программы

Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:

  • формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
  • подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
  • формирование эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
  • формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • формирование политехнических знаний и экологической культуры;
  • развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
  • приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
  • освоение технологических приемов;
  • решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
  • умение выстроить межпредметные связи.

Воспитательные:

  • воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
  • формирование эстетического отношения к труду;
  • формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
  • получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
  • воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.

Развивающие:

  • развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
  • формирование потребности в саморазвитии;
  • развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
  • развитие эстетического вкуса.

Особенности программы

Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом - резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись.

Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.

Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.

Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.

Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.

На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.

В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:

  • Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
  • Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
  • Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
  • Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
  • Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
  • Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
  • Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
  • Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
  • Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.

Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.

Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.

Основными отличиями от перечисленных программ является:

  • Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
  • Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
  • Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.

Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.

Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.

Возраст обучающихся и особенности группы:

  • программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
  • состав группы рекомендуется постоянный;
  • набор учащихся – свободный.

Возрастные психологические особенности

Подростковый возраст - остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.

У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.

Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.

Режим организации занятий:

  • время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
  • в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
  • форма обучения по программе – очная;
  • практические занятия составляют большую часть программы.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся должны знать:

  • общие сведения о народных ремеслах;
  • принципы формообразования и композиции;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
  • особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
  • виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
  • виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
  • инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
  • стадии и процедуры проектирования;
  • критерии оценки проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
  • подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
  • осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
  • планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
  • защитить выполненный проект.

Учащиеся должны обладать компетенциями:

  • по общим основам художественного конструирования;
  • по профессии мастера-краснодеревщика;
  • по профессии резчика по дереву;
  • по выполнению проекта.

В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.

Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации Артёмовского городского округа

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Артёма

Творческий проект

«Художественная

обработка

древесины»

Образовательная

«технология»

Выполнил: Петров Владислав

Руководитель:

Учитель технологии СШ № 4

1. Введение (художественная обработка дерева)……………………………...4-5

2. Обоснование выбора проекта……………………………………..……………6

3. Перечень первоначальных идей………………………………………………..7

4. Варианты изготовления………………………………………………………...8-9

5. Технология изготовления кувшина…………………………………………....10

7. Технологическая карта изготовления кувшина…………………………11-14

8. Экономическое обоснование…………………………………………………...15

9. Экологический анализ…………………………………………………………...16

10. Информация по теме проекта

а) Свойства древесины и характеристика…………………………………...17

б) Инструменты и приспособления………………………………………..18-21

Вариант1 Вариант2

Вариант2.

Так как техника выполнения росписи первого варианта достаточна проста, во втором варианте я решил выполнить элемент геометрической резьбы «сияние с зубчиками».

Технология изготовления кувшина

https://pandia.ru/text/78/166/images/image013_0.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Превращение заготовки в изделие может осуществляться разными путями и методами, но всегда надо стремиться к их упрощению, стараясь универсально использовать режущий инструмент, проводить полную обработку изделия при наименьшей затрате сил и времени. В работе я использовал токарные стамески и разметочный инструмент.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image015_0.jpg" align="left" width="112" height="149 src=">.jpg" align="left" width="122" height="163 src=">Из второй половины заготовки выточил крышку. Для вытачивания крышки использовал полукруглую и косую стамески, после вытачивания зашлифовал и отрезал. После вытачивания приступил к разметке сияния зубчиками. Для этого использовал циркуль, линейку, карандаш. Для резьбы использовал резец-косяк. После выполнения резьбы покрыл изделие лаком марки ПФ-283 в три слоя.

Технологическая карта изготовления крышки


2. Обточить коническую поверхность.

3. Снять заготовку, навинтить патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

5. Покрыть лаком.

Технологическая карта изготовления кувшина


Наименование операции.

Графическое

изображение.

Инструменты и приспособления.

1. Закрепить заготовку и обточить диаметр на 150 мм.


Полукруглая и плоская стамески, штангенциркуль.

2. Обточить поверхность.

Косая стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

3. Снять заготовку, забить в патрон, установить на станок.

Верстак, патрон.

4. Выполнить конические и фасонные поверхности.

Полукруглая и косая стамески, универсальная стамеска, штангенциркуль, измерительная линейка.

5. Просверлить отверстие диаметром 30 мм

на глубину 130 мм.

Сверло 30мм, задняя бабка, штангенциркуль.

6.Расточить внутреннюю поверхность, обработать наждачной шкуркой, отрезать.

Универсальная и косая стамески, кронциркуль, наждачная бумага, ножовка.

7. Разметить и выполнить резьбу, покрыть лаком.

Измерительная линейка, циркуль, резцы, кисть.

Экономическое обоснование.

Изделие, представленное в проекте, сделано из экологически чистого материала.

Кувшин.

Для изготовления кувшина потребуется заготовка липы размерами 500мм – 150мм-150мм. Переведем линейные размеры из миллиметровых в метры: 500=0.50 м.

Находим объем древесины:

V=0.50*0.15*0.15=0.01125 м3

Цена 1м3 липы стоит 1700руб.

С(заготовки)=0.01125*1700=19руб. 12коп.

Кувшин изготовлен на токарном станке, поэтому рассчитаем затраченную электроэнергию.

Время работы на станке 8 часов, мощность станка 0.40 К Вт. Цена 1 К Вт электроэнергии – 2.68коп.

где А – количество электроэнергии,

W – мощность,

t – время.

A (э)= 0.40 К Вт*15=6.4 К Вт. ч

С(э)=6.4 К Вт*2.68 руб. = 17руб. 15 коп.

Для шлифовки изделия было использовано 1 лист наждачной бумаги. Цена 1 листа – 10 рублей.

Изделие покрывал масленым лаком марки ПФ – 283. Цена

1 литра лака 130рублей. 500 гр.

Общие затраты на изготовление кувшина составили:

С=С(заготовки)+С(электроэнергии)+(лак)+С(наждачная бумага)=19.12+17.15+10+130=176рублей 27копеек.

Экологический анализ.

Охрана окружающей среды, рациональное исполнение природных ресурсов принадлежат к числу наиболее важных и актуальных задач современности.

Охрана растительности предусматривает сохранение зеленого покрова Земли. Использование растительности должно сочетаться с ее одновременным восстановлением. Весной и осенью каждого года я с одноклассниками принимаю активное участие в посадке деревьев на пришкольном участке

Липа была спилена в Заводском лесничестве, квартал № 30, почвы бурые лесные.

Экспозиция: юго-запад 12 градусов. Леса второй группы, дубники горные леспедецовые

Конфетница сделана из экологически чистой древесины липы. При пилении, строгании, токарной обработки были получены отходы в виде опилок и стружек, но мы я стал их сжигать, а использовал как удобрение для огорода.

Особую ценность представляет лес, охрана и восстановление его, прежде всего с предотвращением пожаров, правильным использованием древесных насаждений и древесного сырья, посадкой быстрорастущих и ценных пород, борьбой с болезнями лесов.

Свойства древесины.

Вспомогательные инструменты.

Ножовка, в зависимости от формы зубьев

может служить для поперечного,

продольного или смешанного

Рубанок - предназначен для строгания тонких стружек и получения гладких поверхностей на древесине, а также для сострагивания заготовки в нужный размер.

Топор – незаменим при процессе изготовления столярных

и резных изделий, а также

в процессе изготовления или отделки дома, пригодится древесину тесать, колоть, перерубать. Для выполнения этих работ необходим топор средних размеров.

Инструменты для токарной обработки древесины.

1 – полукруглая стамеска-трубка;

2 – плоская стамеска-косяк;

3 – двухугловой резак;

4 – штихель;

5 – крючок;

6 – разновидности крючка.

Измерительные инструменты.

1 https://pandia.ru/text/78/166/images/image037.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="305" height="197 src=">2 - кронциркуль, измерительный инструмент применяется для измерения наружных и внутренних размеров деталей.

https://pandia.ru/text/78/166/images/image039.jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="275" height="210 src=">3 - угольник, предназначен для обозначения прямых углов, нанесения перпендикулярных и параллельных линий.

4 - линейка, служит для измерения размеров (длины, ширины, высоты, глубины), а так же для проведения прямых линий.

Режущий инструмент


а) Нож - резак; б) богородский нож;

а) Нож - косяк - используется для черновой работы так и

для зачистки резьбы.

б) Богородский нож - служит для выполнения накладной и

объёмной резьбы.

Правили техники безопасности при работе на СТД - 120м.

1. Не включать станок без разрешения учителя.

2. Надежно крепить заднюю бабку станка.

3. Проверить заготовку, чтобы она не имела трещин.

4. Надежно крепить заготовку.

5. Перед работой на токарном станке надо тщательно приготовить рабочее место: убрать все лишнее со станка и вокруг него, подготовить и разложить только нужные инструменты и приспособления.

6..jpg" alt="H:\Users\Pavel\Desktop\images.jpeg" align="left" width="250 height=210" height="210">Отделка - конечная, завершающая операция в процессе изготовления деревянных изделий, которые при всех своих положительных свойствах - красоте, гигиеничности, долговечности и т. д.- имеют большой недостаток: все они подвержены воздействию внешних физических условий - температуры, влажности воздуха, солнечных лучей. Для предохранения изделий из дерева от влияния этих факторов и служит отделка. Кроме того, она должна уберечь материал от вредителей и придать предмету красивый внешний вид. Для этого деревянные изделия покрывают слоем краски, эмали или лака, оклеивают декоративной пленкой или фанеруют (отделка шпоном), пропитывают специальными составами, защищающими древесину от загнивания и вредителей. Защитные покрытия бывают прозрачные и непрозрачные. Первые не только защищают древесину, но и сохраняют ее естественный внешний вид, подчеркивая рисунок (текстуру). Применяются они обычно для отделки изделий из древесины ценных пород и имеющих красивый рисунок. Непрозрачные покрытия наносят главным образом на изделия из малоценных пород дерева; при этом, как правило, стремятся и такие покрытия сделать красивыми.

Анализ процесса творчества.

Творческий процесс - чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явление, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно проследить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на заданную тему, и каким образом достигается результат.

Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая должна отвечать замыслу.

Замысел - это структурный элемент композиции - средства для выражения художественной идеи. Композиция - конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительного объекта.

Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении - все это входит в решение композиционной задачи.

Творческий процесс - это достижение единства формы и содержания.

Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление мастера развито в профессиональном направлении и сам мастер обладает следующими качествами:

способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограниченное время;

умением отыскивать оригинальные решения;

умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной проблемы.

Существует определенный план творческого процесса мастера работы по дереву:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

Развитие ассоциативного мышления проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение искусства - это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях реального мира, воссоздаваемых в памяти.

Процесс творчества связан не только с эмоциональным чувством, но и со способностью абстрагирующего мышления человека.

1. Художественная обработка дерева. . Феникс. 2004г.

2. Резьба по дереву. Лабиринт Пресс. 2002г.

3. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. . Москва, Издательство Оникс. 2007г.

Рецензия.

«художественная обработка древесины»

Петров Владислав

Ученик 9 класса МКОУСОШ №4

Артемовского городского округа.

При выполнении проекта автор использовал многовековой опыт и национальные традиции, которые присущи только русским мастерам декоративно – прикладного искусства. Для изготовления кувшина выбрана древесина липы, так как благодаря своим природным характеристикам она хорошо точится, режется и шлифуется, что позволило качественно выполнить изделие. При токарной обработке была соблюдена технологическая последовательность выполнения операций: разметка, пиление, строгание, черновое и чистовое точение, растачивание внутренней поверхности.

Кувшин имеет фасонную поверхность украшенную геометрической резьбой, правильно проработаны все детали, что отражается в лёгкости и оригинальности форм, подчёркивает неповторимую красоту линий и изгибов. В рисунках, схемах были представлены различные варианты конфигурации форм и техники выполнения, разнообразие применяемых инструментов и приспособлений. В полном объёме сделан экономический расчёт и экологический анализ. Проект отличается правильным подбором,

хорошо выполнен с эстетической точки зрения, актуальность проекта заключается в его практическом применении.

При изготовлении кувшина автором была проведена поисково - исследовательская работа, в ходе которой происходит знакомство с древнерусским жилищем, предметами домашнего обихода, технологий изготовления токарных сосудов и техникой выполнения росписи по дереву. В проекте были оригинально вставлены, высказывания, поговорки, что делает его более интересным и познавательным.

Всё это способствует развитию творческих фантазий, обладанию чувством (прекрасного). В процессе выполнения автор использовал знания по математике, экономике, истории, литературе, на практике примененил умения и навыки по черчению, рисованию, технологии. В процессе изготовления кувшина совершенствовались умения и навыки владения токарным инструментом.

Выполнение высокохудожественных изделий способствует гармоничному развития учащихся, удовлетворяя их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству.

Рецензент:

Учитель технологии