Как организовать закупки ниокр: пошаговая инструкция. Тендеры на научные исследования и разработки Закупка на выполнение научно исследовательской работы

Контрактная система комплексно регулирует закупку товаров, работ, услуг независимо от их видов. Тем не менее в отношении отдельных видов закупок контрактная система предусматривает особенности их осуществления.

Закупка НИР (НИОКР).

В отношении закупки НИР (НИОКР) нормативное правовое регулирование контрактной системы устанавливает следующие особенности.

Обычно такие работы закупаются посредством проведения конкурсов. Правила оценки заявок позволяют устанавливать в этом случае следующие предельные величины значимости критериев оценки заявок:

  • 20% от суммарной значимости всех критериев минимально должно отводиться значимости стоимостных критериев оценки;
  • 80% - максимальная значимость нестоимостных критериев оценки.

Таким образом, при проведении конкурсов на выполнение НИОКР

качественные и квалификационные характеристики участника закупки имеют определяющее значение. Выиграть за счет снижения цены контракта при таких величинах значимости практически невозможно.

Кроме того, при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение НИОКР заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки с предложением демпинговой цены контракта (снижение от НМ ЦК более 25%). Подробнее об этом говорится в параграфе 3.6.

Также при закупке работ по проведению научных исследований Закон о закупках дает право заказчику провести двухэтапный конкурс, если для уточнения характеристик объекта закупки (содержания и требуемых результатов научных исследований) необходимо провести обсуждения с участниками закупки.

Закон о закупках разрешает проводить закупки на так называемые поисковые научно-исследовательские работы. В этом случае допускается заключение нескольких контрактов на выполнение одной и той же научно- исследовательской работы с несколькими участниками закупки одновременно. Для проведения такой закупке в конкурсной документации необходимо указать следующие дополнительные сведения:

  • информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;
  • указание количества контрактов, которые заказчик планирует заключить на выполнение поисковой научно-исследовательской работы;
  • в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно- исследовательских работ является одинаковой. Начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

В случае если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты на выполнение двух и более поисковых научно- исследовательских работ с несколькими участниками открытого конкурса, участник открытого конкурса вправе подать заявку на участие в открытом конкурсе (лоте) только в отношении одной поисковой научно-исследовательской работы.

При проведении открытого конкурса в целях заключения контракта на выполнение поисковой научно-исследовательской работы протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в такой закупке допускается размещать в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты подписания такого протокола.

При оценке заявок на участие в такой закупке конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество контрактов, которое планируется заключить по результатам закупки, указанное в конкурсной документации.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило открытые конкурсы на выполнение НИОКР:

1. НИР "Разработка предложений по формированию реестра материалов, используемых при производстве имплантируемых медицинских изделий, и проведению их сертификации в Российской Федерации", Шифр "Материалы-2018"

2. НИР "Исследование текущего состояния рынка и отрасли производства медицинских изделий в сравнении с прошлым периодом, а также факторов их развития", Шифр "Медмониторинг-2018"

3. НИР "Исследование текущего состояния внешнеторговой деятельности российских предприятий-производителей медицинских изделий и разработка предложений, направленных на повышение ее эффективности, подготовленных с учетом проведенного исследования", Шифр "Внешние рынки-2018"

1. ОКР "Разработка технологии изготовления конструкций для судостроения из полимерных композиционных материалов с использованием мультиаксиальных тканей с адгезионным слоем" Шифр "Адгезия-МА"

2. ОКР "Создание комплекса судового оборудования для обеспечения безопасности мореплавания и морской деятельности" Шифр "Октет-базис"

3. ОКР "Разработка технологиии создания типоряда водометных движителей мощностью до 1,5 МВт в обеспечение серийного строительства скоростных судов и судов повышенной мореходности" Шифр "Слеминг-водозабор"

4. ОКР "Разработка ряда типовых проектов плавучих тепловых электростанций на СПГ для экспорта электроэнергии" Шифр "ПТЭС"

5. ОКР "Разработка унифицированной серии сильноточных электромагнитных контакторов переменного тока с электронным управлением и низким энергопотреблением" Шифр "Контактор-Э"

6. НИР "Разработка концепции ведомственного проекта развития холодильно-технологической цепи обработки, хранения и транспортирования водных биологических ресурсов" Шифр "Цепь-холод"

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии микросхем двухтактных ШИМ-контроллеров с токовым режимом», шифр «Преобразователь-И34»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства микросхемы концентратора интерфейса USB 2.0 и микросхемы преобразования интерфейса USB 2.0 в последовательный и параллельный интерфейсы», шифр «Интерфейс-И5»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многовыводных металлокерамических корпусов микроэлектроники с нижним планарным однорядным расположением от 132 до 256 выводов и изолирующей рамкой», шифр «Корпус-И4»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии быстродействующих логических оптопар с напряжением питания 3-20 В», шифр «Интеллектуал-И7-Т»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии специализированных функциональных оптопар», шифр «Интеллектуал-И8»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства мощных полупроводниковых инфракрасных излучателей в корпусе для поверхностного монтажа», шифр «Дисплей-И6»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства PIN-фотодиода с верхней граничной частотой 2 ГГц», шифр «Фонон-И20»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства низкопрофильного цифрового приемо-передающего модуля диапазона 1,31 мкм со скоростью не менее 2,5 Гбит/с на основе одночасточного вертикально-излучающего лазера и фотоприемника с наногетероструктурой А3В5», шифр «Фонон-И28»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства матричного охлаждаемого фотоприемного модуля с интегрированной микрокриогенной системой Стирлинга с высокой чувствительностью в среднем ИК диапазоне», шифр «Фонон-И29»

1. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии многослойных керамических конденсаторов для поверхностного монтажа на номинальные напряжения 6,3; 10; 16; 25 В и с габаритными размерами от 1005М», шифр «Деталь-И71»

2. ОКР «Разработка и освоение серийного производства двух типов терморезисторов с отрицательным ТКС», шифр «Деталь-И72»

3. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии миниатюрных радиочастотных коаксиальных соединителей диапазона частот до 65 ГГц», шифр «Деталь-И73»

4. ОКР «Разработка и освоение серийного производства клемм винтовых для монтажа на печатную и монтажную платы и рейку монтажную (Din-рейку) под сечение провода до 6 мм^2», шифр «Деталь-И74»

5. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии дросселей синфазных ферритовых для поверхностного и объемного монтажа в диапазоне индуктивностей от 0,005 до 100 мГн», шифр «Деталь-И75»

6. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда кнопочных переключателей по типу переключателей модульной конструкции», шифр «Аппарат-И11»

7. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических коаксиальных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И15-Т»

8. ОКР «Разработка и освоение серийного производства серии радиационно-стойких электромеханических волноводных СВЧ переключателей», шифр «Аппарат-И16-Т»

9. ОКР «Разработка и освоение серийного производства ряда металлокерамических корпусов для источников вторичного электропитания и силовых интегральных схем с повышенными значениями теплопроводности оснований и локальными радиационно-защитными экранами», шифр «Корпус-И6»

И исследовательской работы. Рассказываем, как можно привлечь дополнительные внебюджетные средства и приводим примеры.

Ученые зарабатывают деньги, выполняя заказы на разработки и исследования. Государственные заказы на научные работы формируются с помощью системы закупок.

Основы системы госзакупок

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Закупки для нужд юридических лиц, где доля государственного участия в уставном капитале превышает 50%, а также дочерних предприятий таких организаций, бюджетных учреждений и определенных унитарных предприятий подчиняются Федеральному закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» .

По 44-ФЗ, заказчики планируют свои закупки в соответствии с законом о российском бюджете на следующий финансовый год и плановый период. Согласно 223-ФЗ, план закупки составляется на срок не менее года. В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции».

В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций.

Утвержденные планы закупок публикуются в единой информационной системе (ЕИС). Сайт ЕИС - zakupki.gov.ru. Там размещаются все запросы от государственных и муниципальных заказчиков. Информация обо всех конкурсах, связанных с научными исследованиями и инженерно-технологическими разработками, цена которых превышает ₽500 тысяч, публикуется на .

По закону участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Дополнительные требования к участникам - в отношении опыта, квалификации, финансового положения и материальных ресурсов - выдвигает организатор закупки при объявлении конкурса.

Госзакупки проводятся в двух форматах: в традиционном виде, когда участник конкурса должен предоставить все необходимые документы напечатанными на бумаге, и в электронной форме - на специальных площадках, таких как sberbank-ast.ru , roseltorg.ru , etprf.ru , etpgpb.ru .

Изменения в законах о госконтрактах

Теперь помимо аукциона в электронной форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Пока заказчики смогут осуществлять электронные закупки в добровольном порядке, а с 1 января 2019 года электронные закупки станут обязательными.

Для участия во всех этих видах электронных закупок нужно получить аккредитацию на электронной площадке, необходимое требование для этого - . До конца 2018 года порядок аккредитации устанавливается статьей 61 44-ФЗ . С 1 января 2019 года будет вестись единый реестр участников закупок.

Важной составляющей контрактной системы является обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта. Обеспечение заявок на участие в электронных конкурсах и аукционах может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на виртуальный счет на электронной площадке. До 30 июня 2019 года включительно это единственный способ.

В дальнейшем появится еще один вид обеспечения заявки - банковская гарантия. Такую возможность предусматривают поправки, внесенные в контрактную систему Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ . В этом случае денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в определенных банках. Их перечень установит правительство, и операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше ₽1 млн. Это изменение было внесено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439 .

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта меньше ₽1 млн.

Величину платы определяет оператор площадки, но правила регламентированы законом. Размер платы не может превышать ₽2 тысяч при закупках среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), и ₽5 тысяч - при прочих закупках. Если НМЦК не больше ₽500 тысяч или меньше ₽200 тысяч для закупок среди СМП и СОНКО, то плата за участие не превысит 1% НМЦК. При этом те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены.

С 2017 года регламентированы сроки оплаты выполненных работ. Контракты теперь надо оплачивать в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Контракты оплачиваются в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО - в течение 15 рабочих дней.

Итоги конкурсов на выполнение НИОКР

На сайте госзакупок можно увидеть как объявленные конкурсы на выполнение различных НИОКР, так и результат определения исполнителя.

Например, две заявки было подано на конкурс по теме «Исследование аккумулирующей способности Ивинского разлива, ее влияние на режим эксплуатации Верхне-Свирского водохранилища и разработка научно обоснованных рекомендаций по оптимизации режима регулирования водохранилища с целью снижения негативного воздействия вод на прибрежную территорию». Заказчик - Невско-Ладожское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов. Победителем был признан Государственный океанографический институт имени Н.Н. Зубова, предложивший цену ₽6,8 млн. Вторым участником был Государственный гидрологический институт с заявкой на ₽7,6 млн.

Минпромторг России проводил конкурс на НИОКР « Создание комплексов бортовой аппаратуры, на основе распределенной интегрированной модульной авионики (ИМА второго поколения), необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-2-го уровней на мировой рынок» . Цена контракта составила ₽1,3 млрд. Тендер выиграло ОАО « Раменское приборостроительное конструкторское бюро» , конкурентом которого выступило АО «Концерн радиоэлектронные технологии».

На выполнение НИОКР для «Росатома» по теме «Исследование, разработка технологий и изготовление экспериментальных образцов узлов и систем преобразователей тепловой энергии в электрическую. Этап 2018 года» по цене ₽175,4 млн претендовали Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации и АО «Научно-исследовательский институт приборов» (победил НИИТФА).

Гораздо чаще на сайте госзакупок можно увидеть более скромные суммы. Россельхознадзор предложил ₽5 млн за выполнение НИОКР по созданию противоящурной инактивированной вакцины для ранней защиты против вируса ящура типа О. Контракт достался ФГБУ «Федеральный центр охраны здоровья животных», который обошел в конкурсе соперника - ФГБУ «Центральная научно-методическая ветеринарная лаборатория».

Нередко на научные конкурсы подается единственная заявка. Примеров много. Контракт с ФГБНУ «Аграрный научный центр «Донской» на сумму ₽915 тысяч заключил Донской государственный технический университет. Он выполняет НИОКР

Отношения, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, регулируются ГК РФ (гл. 38). Конкурсы на заключение таких договоров имеют свои особенности.

Предмет договоров на выполнение НИОКР определяется в статье 769 ГК, в которой говорится, что по договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (ОКР) - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, а заказчик обязуется принять работу и оплатить ее. При этом договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы.

Специфика договоров на выполнение НИОКР обусловлена, во- первых, творческим характером работ, составляющих предмет договора, и, во-вторых, тем, что предмет договора составляет не сам результат работ, а работы как таковые. Отсюда вытекают два основных элемента правового режима подобных контрактов:

Условия договора должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности);

Если не предусмотрено законом или договором, риск случайной невозможности исполнения договоров на выполнение НИР и ОКР несет заказчик.

Различие между договорами НИР и ОКР, относящимися к единому договорному типу, состоит в характере работ и определяется неодинаковой степенью творчества, присущей этим работам. Именно более высокой степенью творческого характера НИР объясняется то, что, как правило, исполнитель должен выполнить их лично, а для привлечения к исполнению третьих лиц ему необходимо получить согласие заказчика. Для договоров на выполнение ОКР такого согласия не нужно, и исполнитель на правах генподрядчика вправе привлекать третьих лиц, если иное не предусмотрено договором.

С этим же связано различие двух видов договоров в определении последствий невозможности достигнуть результатов. В случае невозможности достигнуть результатов по обстоятельствам, не зависящим от исполнителя, заказчик обязан оплатить стоимость выполненных работ по договору на НИР, а для ОКР - понесенные исполнителем затраты.

На практике заказчик нередко не желает нести эту ответственность, и по условиям договоров на выполнение НИОКР риски несет исполнитель. В таком случае заказчик рискует творческим характером выполнения работ. Исполнители, чтобы не рисковать, не берутся за непосредственное выполнение работ, а предлагают заказчику более-менее готовые, когда-то ранее полученные результаты.

Обычно результатами выполнения НИОКР являются объекты исключительных прав (интеллектуальной собственности - ОИС), которые могут самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте.

Исключительная особенность таких объектов состоит в том, что созданная один раз интеллектуальная собственность способна без дальнейших затрат многократно окупать себя (путем продажи лицензионных соглашений).

Существенным условием для договоров на выполнение НИОКР является обеспечение конфиденциальности. Ведь, с одной стороны, в результате работы исполнителя может появиться информация, имеющая ценность для заказчика и исполнителя лишь при условии ее конфиденциальности в течение определенного срока, а с другой стороны - исполнитель в процессе выполнения работы заинтересован в публикации своих результатов. Это повышает его рейтинг, в том числе и как участника будущих конкурсов.

Существенным условием договора является его цена. Отметим два важных момента. Во-первых, поскольку предметом договоров на выполнение НИОКР являются работы как таковые, а не результат, то цена формируется из описания программы выполнения работ. Главной задачей заказчика является обеспечение минимального риска случайной невозможности достижения результата работ. Значит, при выборе победителя цена уже не является главным критерием - на первое место выходят квалификация претендента, предложенная им программа выполнения работ. Во-вторых, рынок НИОКР может считаться в основном монополизированным вследствие ограниченности круга заказчиков и потенциальных исполнителей, и в первую очередь собственников охранноспособных решений, имеющих необходимые и желательные для выполнения договора наработки. Поэтому на механизм рыночного регулирования цены в отличие от конкурса с простыми предметами закупки больших надежд возлагать не следует.

Минимизация риска случайной невозможности достижения результата обеспечивается определением наиболее квалифицированного исполнителя, разработкой и согласованием сторонами детальной программы исполнения работ, которая отражается в техническом задании заказчика. Поскольку заказчик обязан принять результаты выполненных работ, целесообразно в техническом задании описать программу приемки осуществляемых работ и критерии ее выполнения.

Закон 44-ФЗ дополнительно предусматривает следующие особенности закупки НИОКР:

1) закупка НИОКР осуществляется путем двухэтапного конкурса;

2) возможность заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа при размещении заказа на выполнение двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта;

3) при оценке конкурсных заявок сумма величин значимости критериев «цена контракта» «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна составлять не менее чем 20 % суммы величин значимости всех критериев.

7.3. Особенности закупок услуг (зарубежный опыт и отечественная практика)

Под услугами понимается деятельность, которая непосредственно не завершается какои-либо вещественной формой. Это услуги транспорта, связи, консалтинг, банковские услуги, услуги по научноисследовательской деятельности. С точки зрения особенностей проведения закупок их можно разделить на два класса: технические и творческие (интеллектуальные).

Технические услуги - это, как правило, стандартизованные услуги с заведомо известными главными параметрами. То есть можно заранее предположить результат и затраты, необходимые для его получения (транспорт, связь). Для интеллектуальных услуг (консалтинг, научно-исследовательская или другая творческая деятельность) точно не ясно ни то ни другое. Здесь нередко по объективным причинам нельзя с достаточной четкостью сформулировать результат, описать его (иногда даже по завершении договора, не говоря уже о стадии его заключения), а раз неясен результат, вряд ли заранее можно определить и цену его достижения. Какое-нибудь великолепное изобретение может быть создано как путем колоссального напряжения сил и средств, так и путем достаточно скромных издержек.

В части технических услуг нет никаких особых способов закупок. Их можно закупать на общих основаниях как товары и работы. Ко второму виду услуг должны применяться особые процедуры. Разница возникает именно вследствие того, что цена результата может быть абсолютна несопоставима, во-первых, с затратами, во- вторых, с эффектом, который предполагается получить при дальнейшем использовании результатов закупки, в-третьих, в уникальности этих результатов.

Процесс закупки услуг состоит из следующих этапов:

■ определяется предмет необходимых услуг;

■ устанавливается перечень возможных квалифицированных участников закупки;

■ дается приглашение на участие в торгах на закупку услуг;

■ осуществляется разработка дополнительной информации для консультантов;

■ осуществляется принятие и оценка предложений.

Особенности закупок услуг проявляются уже на стадии приглашения к участию в торгах. Ряд международных организаций не предусматривает обязательного опубликования в средствах массовой информации приглашения к участию в закупках услуг. Всемирный банк рекомендует проводить ограниченные торги, при которых состав предполагаемых участников формируется по рекомендациям, в том числе заграничных представительств и посольств. По правилам привлекается от 3 до 6 участников. В типовом законе Комиссии по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) рекомендуется привлекать участников посредством опубликования приглашения, но при этом предусматривается множество исключений:

Когда закупаемые услуги имеются в наличии только у ограниченного количества поставщиков при условии привлечения предложений от всех этих поставщиков;

Время и расходы, требующиеся для рассмотрения и оценки большего числа предложений, будут несоизмеримы со стоимостью закупаемых услуг, при условии, что привлекается достаточное количество поставщиков для обеспечения эффективной конкуренции;

Прямое привлечение является единственным путем обеспечения конфиденциальности или необходимости в национальных интересах при условии, что привлекается достаточное количество поставщиков в целях эффективной конкуренции.

Приглашение содержит информацию о том, что хочет получить заказчик, какую квалификационную информацию должен представить участник, как будет определяться победитель, какую информацию и услуги может представить заказчик консультанту, как будет оцениваться работа.

В тех случаях, когда приглашение к участию осуществляется путем прямого привлечения без его публикации в печати (размещения на сайте), не предусматривается публичное вскрытие конвертов с предложениями и нет жесткости в соблюдении сроков подачи предложений.

Заказчик может предусмотреть предварительный квалификационный отбор. В силу указанной специфики услуг в процессе торгов участники в большинстве случаев могут представить в качестве доказательства своей способности надлежащим образом выполнить контракт только свою деловую репутацию и опыт проведения аналогичных работ.

Важно, что при закупке услуг от претендента на контракт не требуется предоставления обеспечения конкурсного предложения.

Главное отступление от обычных основополагающих процедур состоит в том, что при закупках услуг допускаются прямые переговоры, вплоть до переговоров по цене. Отсюда два метода закупок: с проведением и без проведения переговоров. Выбор того или иного способа зависит от предмета закупок. Дело в том, что интеллектуальные услуги также можно разделить на две подгруппы: услуги более или менее стандартные и совершенно выдающиеся. В первом случае важны как квалификация, так и цена, во втором - квалификационные требования выдвигаются на первый план.

Если переговоров нет, заказчик устанавливает минимальный уровень квалификационных требований в отношении качественных и технических аспектов предложений, и все претенденты, соответствующие этому уровню допускаются к этапу оценки и затем ранжируются по цене. Тот, у кого меньшая цена объявляется победителем.

При проведении конкурса с переговорами также устанавливается пороговый уровень квалификационных требований. Затем все, кто ему соответствует, ранжируются по квалификационным критериям. Расчет строится на том, что при победе поставщика с наиболее высоким уровнем квалификации больше вероятность получения нужного результата. И с участником конкурса, имеющим максимальный ранг, проводятся переговоры, т. е. далее с ним начинается прямой торг по цене, причем заранее ясно, что это будет, скорее всего, наивысшая цена по сравнению с остальными. Так же оговаривается все, что касается общего объема услуг, времени и рабочего плана, уточняются и конкретизируются обязанности сторон, возможности замены отдельных консультантов, смета затрат и вся система расчетов.

Если к устраивающему обе стороны соглашению прийти не удалось, переговоры начинаются со вторым по квалификации и т. д.

Схема (по ценовому результату) в данном случае получается как бы противоположная первому варианту, потому что, кто имеет низшую квалификационную составляющую, скорее всего, и запросит наименьшую цену, но будет последним в очереди на победу.

Оценка предложений при закупке услуг осуществляется по нескольким критериям:

Квалификация, опыт, репутация, надежность, профессиональная компетентность фирмы и персонала, который будет задействован в выполнении контракта;

Эффективность представленных участником решений с точки зрения удовлетворения потребностей заказчика;

Цена предложения услуг, включая дополнительные или сопутствующие расходы.

Созданная заказчиком конкурсная комиссия из этих показателей выводит интегральный показатель, в котором цена в большинстве случаев не играет решающей роли. По рекомендациям мирового банка удельный вес цены в интегральном оценочном показателе должен составлять порядка 20-25 %.

Контракт должен содержать:

Перечень предоставляемых услуг;

Специфические условия контракта;

График работ и предоставления их результатов;

Требования к отчетности.

В отличие от контракта на закупку товаров или работ в контрактах на закупку услуг обычно нет гарантии обеспечения, но в западной практике часто предусматривается страхование консультативной фирмой заказчика от некачественного выполнения ею своей работы. Объем страхования является предметом переговоров, но максимальная его величина не может превышать цену контракта на оказываемые услуги. В то же время консультант обычно не несет ответственности за последующий ущерб.

Цена контракта на выполнение услуг, как правило, определяется по смете затрат:

Зарплата (количество людей, расценка на единицу времени, количество затраченного времени);

Начисления на зарплату;

Материальные затраты;

Командировки и т. д.

Федеральный закон 44-ФЗ предусматривает следующие особенности закупки услуг:

1) в извещении о проведении закупок может быть не указано количество закупаемых услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки;

2) заказчик в конкурсной документации может предусмотреть возможность заключить контракт на оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок с несколькими участниками размещения заказа;

3) многие услуги закупаются у единственного поставщика:

Услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;

Оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;

Услуги по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;

Оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

Оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику;

Оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

Оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве

Посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия и др.

Что такое тендер, и какое отношение он имеет к науке и научным исследованиям? С чего следует начинать, если хочешь выиграть тендер? Как добиться того, что бы стать участником тендера? Если вы задавались этими вопросами, то данная статья, несомненно, именно для вас.

Каждый, кто занимался научными исследованиями или разработками знает, что без внешней поддержки бывает очень сложно, поэтому, как показывает статистика, с каждым годом появляется все больше и больше тех, кто принимает участие в тендерах.

Для начала поясним, зачем вообще это кому-то нужно. Само участие не дает каких-то привилегий или бонусов, однако если вы сможете, стать победителем, то это принесет не только доходы, но и поддержку со стороны заказчика. Увы, далеко не каждая организация решается на подобный шаг и все по причине плохой информированности касательно данного вопроса.

Говорить мы будем об участии в тендерах на территории России, однако то, что мы расскажем, может оказаться полезным и на территории других стран. В нашей стране участие принять могут как российские, так и иностранные юридические лица, однако, как ни удивительно, все они должны предоставить ряд документов, который определяет заказчик. То есть, требования со стороны заказчиков должны выполняться в обязательном порядке. В случае, если требования не выполняются, вы рискуете не попасть в список участников.

  • Для того, что бы стать участником тендера, необходимо подать заявку, оформленную, как писалось выше, в соответствии с требованиями заказчика. Однако тут есть несколько нюансов, которые необходимо знать и помнить.
  • Подав заявку на участие, вы автоматически соглашаетесь со всеми условиями торгов, а так же обязуетесь их соблюдать
  • Крайний срок принятия заявок устанавливается тендерной комиссией, которая имеет право в случае необходимости продлить данный срок, предварительно предупредив участников торгов
  • Поданную заявку можно изменить или отозвать лишь до момента истечения срока предоставления необходимых документов
  • Изменения в заявке принимается лишь в том случае, если они поступили до истечения срока предоставления заявок

Список документов, который входит в заявку, в обязательном порядке оговаривается в брифе, но обычно это документация подтверждающая регистрацию компании, информация об отсутствии задолженности по налоговым выплатам, отчеты о прибылях и убытках, а так же копии бухгалтерских балансов, документация, подтверждающая полномочия руководителя, заверенные копии лицензии на данный вид деятельности и информация о наличии материально-технических ресурсов, кадров и пр. Однако повторимся, перечень документов оговаривается в брифе.

Порядок проведения тендеров

Тендер – не что иное, как отбор предложений и выбор лучшего или самого удобного поставщика услуг заказчиком. Поэтому не удивительно, что во время проведения тендера, соблюдается строго установленный порядок. Начинается все с приема предложений. После того как все предложения были поданы заявителями, в назначенный день проводится раскрытие, рассмотрение и оценка предложений и заканчивается все определением победителя торгов на основе голосования.

Способы поиска тендеров

Не забывайте, что для участия в тендере, необходимо сначала найти этот тендер. Так, например, заниматься поиском можно самостоятельно, однако для этого необходимо иметь определенные навыки, опыт и желательно базу данных. Обилие интернет ресурсов не только не упрощает, но напротив, осложняет задачу для ручного поиска. Нет, конечно, найти государственный тендер это не проблема, а вот с коммерческими предложениями куда сложнее. В общем, метод довольно проблематичный, но любителям все делать своими руками или же просто умельцам-поисковикам он подойдет.

Второй вариант стоит денег, однако в разы упрощает поиск – специализированная программа для поиска тендеров . Тут все довольно просто, достаточно приобрести лицензию на использование программы. Явный плюс покупки программы это экономия времени на поиск новых предложений, оценка своей конкурентоспособности и возможность получения более актуальной информации о рынках.