География промышленности самарской области. Авиационно-космическая промышленность Аэрокосмическое машиностроение

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.
РЫНКИ СБЫТА
Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.
Военные самолеты и ракеты. Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков - поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.

ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ истребителя F-117 "Стелс", одного из самых совершенных двухдвигательных самолетов этого типа.



СТАРТ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ "Трайдент". Справа видна мачта атомной подводной лодки, запустившей ракету.


Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них - межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы. Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.
Космическая техника. Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA - National Aeronautics and Space Administration) - Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России - Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль "Шаттл". Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.


СТАРТ РАКЕТЫ "Ариан" (Европейское космическое агентство).



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ СПУТНИК "Пионер А"


Космос может быть использован в различных целях - коммерческих, научных и военных. В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. Создание воздушно-космической транспортной системы "Шаттл" должно было удешевить это обслуживание.
Воздушный транспорт. Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать. Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов - своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники. Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ10 т и берет на борт до 10 пассажиров. "Боинг-747" берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета "Боинга-747-400" равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер "Конкорд" до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.


ПАССАЖИРСКИЙ ЛАЙНЕР "Боинг-747" в сборочном цеху самолетостроительного завода Сиэтла.


Малые самолеты гражданской авиации. К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты - как правило, реактивные или турбовинтовые - имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых - с автомобилями.
ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники). Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
См. также
АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ ;
АЭРОНАВИГАЦИЯ ;
АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ ;
АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ;
АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ;
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ;
РАКЕТА ;
КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ;
КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ "ШАТТЛ".
ЛИТЕРАТУРА
Гиммельфарб А.Д. Основы конструирования в самолетостроении. М., 1980 Технология самолетостроения. М., 1982 Гэтланд К. и др. Космическая техника: иллюстрированная энциклопедия. М., 1985 Глушко В.П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1987 Свищев Г.П. Авиация: энциклопедия. М., 1994

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ" в других словарях:

    Здесь рассматриваются основные (силовые) элементы конструкций самолетов и воздушно космических летательных аппаратов, современные материалы и важные конструктивные особенности авиационно космической техники. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ… … Энциклопедия Кольера

    Динамика индекса промышленного производства в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года … Википедия

    Запрос «МКС» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Международная космическая станция … Википедия

    Отрасль промышленности, осуществляющая научные исследования, разработки, опытное строительство, испытания и серийное производство летательных аппаратов, авиационных двигателей, бортовых систем и оборудования. Поставщиками многих комплектующих… … Энциклопедия техники

    Область научно исследовательских и опытно конструкторских работ, которая первоначально ограничивалась проектированием, разработкой и производством самолетов, а затем включила в круг своих интересов все средства передвижения над поверхностью земли … Энциклопедия Кольера Энциклопедия Кольера

    Историю военной авиации можно отсчитывать с первого успешного полета воздушного шара во Франции в 1783. Признанием военного значения этого перелета стало принятое в 1794 решение французского правительства об организации воздухоплавательной службы … Энциклопедия Кольера

В период научно-технической революции стала активно развиваться авиационная и ракетно-космическая промышленность, которая явилась отдельной отраслевой структурой машиностроения.

Данный вид производства выступает обособленным структурным подразделением, который производит конструирование, выпуск самолетов, ракет, космических кораблей и другой техники. Кроме того, отрасль занимается проведением испытательных работ указанных летательных аппаратов.

Как правило, собственником авиационных и ракетно-космических предприятий выступает государство, в отдельных случаях – частное лицо. Государственное производство такой промышленности играет важную роль для любой страны, так как повышает ее потенциал и престиж. Это происходит в силу обеспечения имеющихся потребностей внутри государства и реализации продукции за его пределы. Кроме того, данное производство дает возможность предоставления занятости граждан, а также удовлетворяет запросы других отраслей промышленности, нуждающихся в использовании некоторых категорий такой продукции

Цели использования авиации

Выпуск авиационной продукции в самом начале использовался исключительно в военных целях. Со временем стали появляться и гражданские аппараты. По такой же схеме произошло становление ракетно-космической промышленности, которая выпускает для гражданских целей спутники с метеофиксирующими функциями, спутники для связи и так далее. Эти два вида промышленности были объединены между собой в одну целостную структуру, которая занимается выпуском разнообразных моделей летательных аппаратов, применяемых в двух направлениях.

Одно из таких направлений – это гражданский выпуск летательных средств. Сюда можно отнести производство самолетов, вертолетов, ракет, космических летательных аппаратов и других воздухоплавательных средств, используемых исключительно в мирное время для гражданских нужд.

Второе направление – военное производство летательных аппаратов, которые применяются в военный период времени или для удовлетворения военных потребностей государства. Кроме выпуска основных моделей, производятся также и запасные специальные детали к ним. Это всевозможные агрегаты, узлы и другие запасные части. Основное влияние на производство авиационной и ракетной промышленности оказывают инновационные материалы, которые выпускаются в металлургии и промышленности химического типа.

Производство ракет и другой авиации невозможно без использования составляющих компонентов электронной промышленности. Любой самолет оснащен электронным оборудованием, имеющим название «авионика». Более сложные летательные аппараты – спутники или ракетные установки – всегда оснащаются электронными компонентами, но уже более сложного вида.

Главные характеристики промышленности в сфере авиации и космоса

Для выпуска ракетно-космических и авиационных аппаратов требуется соответствующее оборудование, способное производить подобную продукцию. Кроме новых современных оснащенных станков также немаловажную роль играет и высокий профессионализм работников, занятых в данной промышленности. При выпуске космической и ракетной продукции часто необходимо использование ряда дополнительных функций. Например, для ракет потребуется дополнительная прецизионная обработка.

Факторами, влияющими на успешное развитие производства и выпуск аппаратов авиационной и ракетной промышленности являются:

  • достаточный опыт работы в данной сфере;
  • высокая работоспособность и профессионализм рабочей силы;
  • налаженный рынок продажи готовой продукции;
  • устойчивое материальное состояние;
  • эффективный расчет затрат на выпуск продукции;
  • диверсификационная работа на производстве.

Одними из самых перспективных составляющих в данной сфере выступают космическая техника и авиалайнеры.

Основные области использования ракетно-космической и авиационной продукции

В данный период времени авиационно-космическая и ракетная промышленность реализуется в следующих областях применения:

  1. Воздушный летательный транспорт. Такой вид транспорта необходим в нынешнее время, так как гражданские самолеты и другая авиация, применяемая в гражданских целях, пользуется большим спросом. Авиалайнеры, используемые для гражданских перевозок, занимают особое место в силу того, что человеческий пассажиропоток в сфере перелетов очень высок, многие люди предпочитают выбирать именно самолеты для своих поездок и путешествий. Также есть небольшие самолеты частного типа. Они используется чаще всего для полетов в бизнес целях.
  2. Ракеты и самолеты военного типа. Данные летательные аппараты производятся в виде истребителей, бомбардировщиков, самолетов-корректировщиков, штурмовиков, ракет боевого типа и тому подобных аппаратов. Каждый из них выполняет свое специальное назначение.
  3. Космическая техника. Данный вид летательных аппаратов выпускается в основном по государственному заказу. Выделяют 2 основных вида данных космических средств: беспилотники и летательные аппараты, управляемые пилотом.

Авиационная и ракетно-космическая промышленность вышла на достаточно высокий уровень производства и востребованности. На данном этапе времени эта сфера занимает одно из главенствующих звеньев во всей современной цивилизации.

План

Введение

Глава 1. Структура авиастроения и его место в народнохозяйственном комплексе

1.1 Структура мирового авиастроения

1.2 Особенности размещения мирового авиастроения

Глава 2. Анализ состояния мирового авиастроения и тенденции в развитии отдельных отраслей авиастроения

2.1 Aerospace industry in USA

2.2 European aircraft-building companies

2.3 Russian Aircraft Production

2.4 Тенденции в развитии

2.4.1. Военное авиастроение

2.4.2. Пассажирское авиастроение

2.4.3. Транспортное авиастроение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Авиастроение сегодня – одна из наиболее науко- и капиталоемких отраслей машиностроения. Практически вся продукция машиностроения используется в авиастроении. Все «новинки» науки и техники находят широкое применение в этой отрасли. В курсе предмета «Размещение мирового хозяйства» тема «Мировое авиастроение» особенно актуальна. Этот предмет изучает принципы и факторы размещения предприятий и ресурсов, в том числе и природных, миграции населения, актуальные проблемы современности, и если какое-либо государство в состоянии разместить на своей территории предприятия авиастроительного комплекса, то это означает, что страна, в первую очередь, способна финансировать столь капиталоемкую отрасль либо зарекомендовала себя как надежный партнер, которому экономически более стабильные государства могут дать кредит.

Авиастроение – это та отрасль машиностроения, которая постоянно развивается. Сейчас человечество живет в так называемом информационном обществе; цель информационных технологий состоит в ускорении процессов обработки информации, а, следовательно, - в разработке сверхновых машин, имеющих максимальную скорость и максимум удобств, и авиастроение является той областью, в которой используются только сверхновые информационные технологии.

Каждое государство нуждается в новых авиационных конструкциях в независимости от уровня развития экономики, так как авиационный транспорт на сегодняшний день является самым удобным, комфортным и высокоскоростным видом транспорта. Но далеко не каждое государство может себе позволить размещение на своей территории отраслей авиастроительного комплекса (причиной этому может быть маленькая территория, недостаток квалифицированных кадров, недостаточный уровень развития экономики и многое другое). Поэтому государства-производители авиаконструкций ориентируются не только на потребности внутреннего, но и внешнего рынка потребления продуктов авиационной промышленности.

Развитие максимальных скоростей, достижение высокого уровня комфорта, обеспечение авиатранспорта передовыми достижениями информационных технологий, - вот приоритеты современного мирового авиастроения.

Целью данной работы является характеристика текущего состояния основных отраслей авиастроения, принципы их размещения и тенденции развития.

Рассмотрим основные задачи работы:

    первой и одной из основных задач является характеристика структуры мирового авиастроения с целью определения его основных отраслей и ресурсов, которые нужны для изготовления продукции;

    характеристика особенностей размещения мирового авиастроения позволит выяснить, какие страны являются лидерами в производстве продукции той или иной отрасли авиационной промышленности, что в свою очередь характеризует экономический потенциал страны;

    характеристика отношений между мировыми авиастроительными компаниями-лидерами – это отражение политики государств, поэтому эта характеристика является очень важной в данной работе;

    анализ тенденций развития отдельных отраслей мирового авиастроения – это главная задача данной работы, так как на нем основана ее тема.

Что касается методов написания работы, то их также использовалось несколько. Одним из главных является метод подробного описания вопроса, позволяющий четко представить состояние отрасли авиастроения на сегодняшний день. Другим методом является метод перечисления. Он используется для анализа факторов, влияющих на размещение авиастроения в мире, перечисления тактико-технических данных новейших авиаконструкций, перечисления других важных экономических показателей. Табличный метод используется в приложениях, позволяя наглядно проанализировать количество выпускаемой той или иной компанией продукции. Картографический метод, используемый также в приложениях, позволит увидеть и проанализировать территориальную структуру авиастроения в мире.

Таким образом, данная работа позволит сделать относительно полный анализ текущего состояния как отдельных отраслей авиастроения, так и состояния всего комплекса в целом. Главная задача работы состоит в том, чтобы как можно нагляднее отобразить состояние и перспективы развития отраслей авиастроения в наиболее экономически развитых странах.

Глава 1 . Структура авиастроения и его место в народнохозяйственном комплексе

1.1 Структура мирового авиастроения

Авиастроение, или авиационная промышленность, формировалось изначально как отрасль военного характера и лишь позже перешло на выпуск гражданских самолетов. Именно поэтому эта отрасль машиностроения является высокомилитаризированной, ее развитие определяется размером постоянных военных заказов государства и возможностями экспорта авиационной техники в большинство государств мира. Производство гражданских самолетов целиком зависит от поступления заказов на национальном и мировом рынках и может колебаться из года в год очень сильно.

Стоимость продукции авиастроения мира в середине 90-х годов ХХ в. Оценивалась в 250 млрд. долларов 1 , т.е. примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной. Это обусловлено особенностями выпуска продукции: производство не массовое – штучное. Так, ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов – авиалайнеров – не превышает 1 тыс. То же относится к вертолетам военного и гражданского применения – 600–1200 единиц в год. Лишь выпуск легких самолетов (учебных, спортивных, деловых и др.) ведется в больших объемах ввиду значительного спроса на них и сравнительно невысоких цен (крупный авиалайнер стоит до 180 млн. долларов, а легкий самолет – 20–80 тыс. долларов). 2

Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций боевой и гражданской авиационной техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования самолетов (авиалайнеров до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов авиационной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции авиастроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.

Высокая степень капиталоемкости авиастроения определяет и соответственно высокую монополизацию отрасли: в ведущих странах насчитывается лишь по нескольку (3 – 4) фирм этой отрасли. Чрезвычайно жесткая конкуренция способствует слиянию даже крупных фирм внутри одной страны («Боинг» и «Макдоннелл-Дуглас» в США) и фирм разных стран в Западной Европе («Эйрбас индастри», объединившая авиационные фирмы Франции, Германии, Великобритании и Испании). О них мы скажем позже. Цель европейского объединения – противостояние продуцентам авиатехники США. О роли монополий можно судить по тому, что в 1996 году около 90% крупных гражданских авиалайнеров (на 100 и более пассажиров) давали две фирмы в мире: «Боинг» и «Эйрбас». Выпуск двигателей ограничивался также 10 фирмами. 3

Структура авиастроения промышленных стран представлена производством разных типов самолетов и вертолетов, двигателей, авионики (электронного оборудования).

Самолето- и вертолетостроение являются одними из важнейших отраслей авиастроения. В настоящее время самолеты и вертолеты производят более 20 стран мира, однако их возможности производства неодинаковы как в изготовлении гражданской, так и, особенно, военной авиатехники. Крупные авиалайнеры на 100 – 400 пассажиров выпускают только США, объединенная фирма ведущих государств Западной Европы – «Эйрбас», а также некоторые из государств СНГ (Россия, Узбекистан). Они же могут изготовлять супергрузовые транспортные самолеты. Эти самолеты с дальностью полета до 10 тыс. км и более предназначены обслуживать межконтинентальные авиалинии. Указанные государства и ряд других (Бразилия, Канада, КНР) производят лайнеры с числом пассажиров до 100 для внутриконтинентальных линий.

Все большее значение приобретает выпуск легких гражданских самолетов для разных целей. Самые дешевые и массовые – «деловые», для патрулирования, полицейские, спортивные, санитарные с числом посадочных мест до 10. В 1995 году количество таких самолетов, находящихся в эксплуатации в разных странах, оценивалось в мире в 330 тыс. 4 Сюда же относятся легкие вертолеты для тех же целей. Производством таких легких и дешевых самолетов занимаются фирмы многих стран, имеющие авиазаводы и выпускающие их по зарубежным лицензиям.

В производстве военных самолетов всех типов (от стратегических бомбардировщиков до истребителей, тренировочных и военно-транспортных) вне конкуренции были США и СССР. Они располагали опытными кадрами в научно-исследовательской работе, в самолетостроении, на предприятиях и ориентировались на обеспечение национальных программ развития военного авиастроения. В большинстве других государств технические и научные возможности были меньше, и они производили преимущественно истребители, средние фронтовые бомбардировщики и штурмовики. Многие из них выпускали вертолеты по лицензиям или собственных конструкций.

Высокий уровень монополизации присущ и производству двигателей. К ним предъявляют все больше технических, экономических, экологических требований, которые все более ужесточаются (надежность, снижение расхода топлива, уменьшение шума и опасных выхлопов). Моторы для легких самолетов производят многие страны, но двигатели для авиалайнеров, военных самолетов – ограниченное число стран и фирм. Эти двигатели дорогостоящи (до 35% стоимости лайнера), и на их выпуске специализируются самые крупные фирмы (в США – «Дженерал Электрик», «Пратт энд Уитни»; в Великобритании – «Роллс-Ройс»; во Франции – «СНЕКМА»; одна фирма в Германии; в России – заводы в Рыбинске, Перми и др., в Украине – завод в Запорожье). Эти фирмы и заводы стали монополистами в производстве мощных авиационных двигателей.

Структурные сдвиги в авиастроении осуществляются в двух направлениях. Во-первых, меняется основа для роста традиционных отраслей авиастроения вследствие развития науки. Изменился характер продукции в давних отраслях авиастроения (самолето- и вертолетостроении). Во-вторых, развиваются новые наукоемкие отрасли авиастроения (например, авионика).

Итак, в течение долгого времени приоритетами в структурной политике авиастроения могут стать:

    ускоренное развитие наукоемких авиастроительных производств;

    социальная переориентация комплекса, предусмотренное ускоренное наращивание выпуска продукции гражданской авиации;

    экологизация производства, что предусматривает выпуск ресурсосберегающих видов техники, применение ресурсосберегающих технологий авиастроения, расширение использования прогрессивных конструкционных материалов.

Прогрессивные структурные изменения способны в скором времени существенно снизить нагрузку на авиастроение и, что очень важно, снизить потребность в привлечении новых инвестиций для наращивания и обновления созданного производственного аппарата.

  1. Промышленно развитые страны на примере США

    Реферат >> Экономика

    Формально составляла около 10%. Крупнейшими в мире экспорте­рами и импортерами в последние три десятилетия... крупной отраслью приложения инвестиций является аэрокосмическая промышленность . В частности, корпорация LockheedMartin финансирует проекты...

  2. Промышленная политика (1)

    Реферат >> Астрономия

    Наиболее конкурентоспособными отраслями считаются авиационная, аэрокосмическая , уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство... промышленной политики и государственной политики доходов, регулирование и выравнивание которых в современном мире ...

  3. Специфика кооперации химической промышленности (2)

    Курсовая работа >> Экономика

    И информационных технологиях. Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического... и техобслуживанием. Наибольшее развитие он получил в аэрокосмической промышленности , атомном, энергомашино- и судостроении. 2.3 Участие...

Содержание статьи

АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, совокупность предприятий, занятых конструированием, производством и испытаниями самолетов, ракет, космических аппаратов и кораблей, а также их двигателей и бортового оборудования (электрической и электронной аппаратуры и др.). Эти предприятия принадлежат государству или частным владельцам. Авиационно-космическая промышленность имеет важное политическое и экономическое значение. Ею в значительной мере определяются промышленный потенциал и престиж государства: ее предприятия поставляют свою продукцию на внутренний и внешние рынки, обеспечивают заказами другие отрасли хозяйства, предоставляют большое количество рабочих мест.

РЫНКИ СБЫТА

Сбыт авиационно-космической продукции осуществляется по пяти основным направлениям.

Военные самолеты и ракеты.

Военные самолеты различаются по назначению. Истребители перехватывают самолеты противника, атакуют воздушные и наземные цели, совершают дозорные и разведывательные полеты. Задачи бомбардировщиков – поражение отдаленных наземных объектов. Для поражения близких объектов применяются штурмовики; они меньше бомбардировщиков и уступают им в бомбовой загрузке. Самолеты-корректировщики действуют совместно со штурмовиками. Назначение транспортных и учебных самолетов ясно из их названий. Транспорты, истребители и штурмовики некоторых типов используются как самолеты-заправщики или носители средств радиоэлектронной войны. Вертолеты особенно эффективны как средства спасения, но есть их типы, которые выполняют функции штурмовиков и транспортных летательных аппаратов. Существуют военные самолеты для решения и многих других специальных задач.

Назначение боевых ракет связано с их размерами. Баллистические ракеты обычно тяжелы и велики по размерам; самые большие из них – межконтинентальные. Основная часть траектории таких ракет лежит за пределами земной атмосферы . Ракеты меньших размеров обычно рассчитаны на дальности до сотен километров и управляются на протяжении всего полета; самые малые из них относят к категории снарядов.

Космическая техника.

Заказы на космическую технику поступают, как правило, от правительств и их агентств. В США этими проблемами ведает НАСА (NASA – National Aeronautics and Space Administration) – Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства, в России – Российское космическое агенство. Космический летательный аппарат может быть пилотируемым или беспилотным. Возвращаемые на Землю аппараты при входе в плотные слои атмосферы движутся сначала по баллистической траектории, а в плотных слоях атмосферы и перед посадкой используют парашюты или крылья. Примером крылатого аппарата является американский воздушно-космический корабль «Шаттл» . Космические аппараты выводятся в космос ракетами-носителями. В качестве ракет-носителей часто используются модифицированные баллистические ракеты. Для проведения научных исследований в космосе применяются и специальные исследовательские ракеты, размеры которых относительно невелики.

Космос может быть использован в различных целях – коммерческих, научных и военных. В последние десятилетия активизировались военные программы, поэтому для защиты страны от нападения из космоса были созданы ЦУКОС МО РФ и Управление космических систем ВВС США с задачей использования и обслуживания искусственных спутников Земли. Создание воздушно-космической транспортной системы «Шаттл» должно было удешевить это обслуживание.

Воздушный транспорт.

Люди активно пользуются воздушными путями сообщения; потребность в крупных пассажирских самолетах в настоящее время продолжает возрастать. Производство гражданских авиалайнеров осуществляется параллельно производству военных транспортов. Выпуск гражданских самолетов – своеобразная защитная реакция самолетостроительных компаний на капризы неустойчивых рынков военной и космической техники.

Авиалайнеры различаются по конструкции и размерам в зависимости от расчетного количества пассажиров и дальности полета. Обычно на более протяженных маршрутах используются более крупные машины. Небольшой самолет весит ~10 т и берет на борт до 10 пассажиров. «Боинг-747» берет от 331 до 550 человек и весит от 300 до 400 т. Дальность полета «Боинга-747-400» равна почти 13 000 км. Многие транспортные самолеты перевозят только грузы. Англо-французским консорциумом и Советским Союзом в свое время выпускались сверхзвуковые авиалайнеры. Англо-французский лайнер «Конкорд» до сих пор совершает полеты на линиях регулярного воздушного сообщения.

Малые самолеты гражданской авиации.

К этой категории относятся самолеты, используемые в деловых и личных целях. Деловые самолеты – как правило, реактивные или турбовинтовые – имеют вместимость до 40 человек (вместе с экипажем) и грузоподъемность от 3 до 35 т. Личные самолеты меньше, и на них обычно устанавливаются поршневые двигатели. Полеты в личных целях дороги и приводят, в конечном счете, к потере времени; на больших расстояниях личные самолеты не выдерживают конкуренции с авиалайнерами, а на малых – с автомобилями.

ОСОБЕННОСТИ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Производственное оборудование авиационно-космической промышленности соответствует сложности ее продукции. В ней широко применяются и новейшие станки, и ручной труд искусных мастеров. Многим узлам ракет и космической техники необходима прецизионная обработка, они должны функционировать даже более надежно, чем самолетные изделия; производственные площади таких предприятий похожи скорее на лаборатории, нежели на заводские цеха. Напротив, производству личных самолетов до сих пор присущи те же способы работы с листовым металлом, что применялись в самолетостроении 1930-х годов. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предшествуют выпуску всех новых типов продукции авиационно-космической промышленности, кроме малых самолетов гражданской авиации (их производство часто заимствует результаты изысканий из других областей техники).

Для успеха фирмы на рынке авиационно-космической техники необходимы определенные условия, а именно: 1) техническая компетенция и постоянство кадрового состава; 2) достаточный опыт выпуска продукции по своим конструкторским разработкам; 3) умелая организация сбыта готовых изделий; 4) диверсификация производства; 5) эффективность затрат; 6) устойчивость финансового положения. Перспективными для долгосрочного развития промышленности представляются авиалайнеры и космическая техника. Сокращение рынка вооружений, похоже, может быть скомпенсировано объемом продаж на других секторах рынка, достаточных для получения приемлемых прибылей. По темпам развития авиационно-космическая промышленность превзошла другие отрасли и приобрела определяющее значение для современной цивилизации.
См. также АЭРОКОСМИЧЕСКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОНСТРУИРОВАНИЕ ; АЭРОНАВИГАЦИЯ ; АВИАЦИОННЫЕ БОРТОВЫЕ ПРИБОРЫ ; АВИАЦИОННАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ; АВИАЦИЯ ГРАЖДАНСКАЯ ; АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ ; РАКЕТА ; КОСМОСА ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ; КОСМИЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ «ШАТТЛ» .

Авиационно-космическая техника - основная область инженерии, занимающаяся созданием и развитием летательных и космических аппаратов. Она разделена на две основные части: авиационная техника и техника астронавтики. Авиационная техника была первоначальным термином, но технологии полета использующиеся в космическом пространстве дало шаг другому термину, более широкому «аэрокосмический инжиниринг», который используется и по сегодняшний день. Аэрокосмическая промышленность, в частности, филиал космонавтики, часто называют её .

Обзор [ | ]

Летательные аппараты подвергаются суровым условиям, таким как: изменения, производимые атмосферным давлением и температурой, структурные нагрузки, приложенные к летательному аппарату.

История [ | ]

Зарождение аэрокосмической техники как науки можно наблюдать с конца XIX - начала XX веков, хотя работа сэра Джорджа Кейли датируется последним десятилетием XVIII века до середины XIX века. Один из самых важных людей в истории воздухоплавания , Кейли был пионером в области авиационной техники . Ранее знания об авиационной технике во многом были эмпиричными, некоторые понятия и навыки были взяты из других областей инженерного дела . Ученые поняли некоторые ключевые элементы аэрокосмической техники в XVIII веке. Много лет спустя, после успешных полетов братьев Райт, в 1910-е года развитие авиационной техники произошло за счёт необходимости в разработке военных самолетов для Первой мировой войны . Первое определение авиационно-космической техники появилось в феврале 1958 года . Определение объединяло атмосферу Земли и космическое пространство в единую сферу и тем самым охватило оба термина: самолеты (аэро) и космические аппараты (космос). В ответ на первый запуск СССР первого спутника Земли в космос 4 октября 1957 года, инженеры аэрокосмической отрасли США запустили первый американский спутник 31 января 1958 года. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства было основано в 1958 году как ответ в результате Холодной войны .

Элементы [ | ]

Приведем некоторые элементы аэрокосмической техники:

В основе большинства из этих элементов лежит теоретическая физика, например, гидродинамика для аэродинамики или уравнений движения для динамики полета. Существует также большие эмпирические компоненты. Исторически сложилось так, что эмпирический компонент был получен из испытаний масштабных моделей и прототипов, либо в аэродинамических трубах или в свободной атмосфере. Совсем недавно достижения в вычислительной технике позволили использовать вычислительную гидродинамику для моделирования поведения жидкости , уменьшая время и счет, потраченный на аэродинамической трубе тестирования. Кроме того, аэрокосмическая техника решает интеграцию всех компонентов, которые составляют воздушно-космическое транспортное средство (в том числе подсистемы питания, связь , жизнеобеспечение и т.д.) и его жизненный цикл (проектирование, температура, давление, радиация , скорость, время жизни).

Степень программ [ | ]

Авиационно-космическая техника может быть изучена в качестве дипломной работы степени бакалавра, магистра и доктора наук в аэрокосмических инженерных отделах во многих университетах, и в механических инженерных отделах. Некоторые учреждения различают авиационную технику и астронавтику. Подготовка в области химии , физики , математики , имеет большое значение для студентов, обучающихся в области авиационно-космической техники.

В популярной культуре [ | ]

В английском языке выражение «учёный в области ракетостроения» (англ. rocket scientist ) иногда используется в переносном смысле, чтобы описать очень умного человека, так как ракетостроение рассматривается как практика, требующая больших умственных способностей, особенно в технической и математической областях. Термин иронически используется в выражении «это не ракетостроение» (англ. It"s not rocket science ), чтобы указать, что задача проста.

Примечания [ | ]

  1. Stanzione, Kaydon Al (1989), "Engineering", Encyclopædia Britannica , vol. 18 (15 ed.), Chicago, pp. 563–563
  2. Career: Aerospace Engineer (неопр.) . Career Profiles . The Princeton Review. - «Due to the complexity of the final product, an intricate and rigid organizational structure for production has to be maintained, severely curtailing any single engineer"s ability to understand his role as it relates to the final project.». Проверено 8 октября 2006.
  3. Sir George Cayley (British Inventor and Scientist) (неопр.) . Britannica (n.d.). - «English pioneer of aerial navigation and aeronautical engineering and designer of the first successful glider to carry a human being aloft.». Проверено 26 июля 2009.
  4. The Pioneers: Aviation and Airmodelling (неопр.) . ?. - «Sir George Cayley is sometimes called the "Father of Aviation". A pioneer in the field, he is credited with the first major breakthrough in heavier-than-air flight. He was the first to identify the four aerodynamic forces of flight – weight, lift, drag, and thrust – and their relationship and also the first to build a successful human carrying glider.». Проверено 26 июля 2009.
  5. (1988), "Aeronautical engineering", Encyclopedia Americana , vol. 1, Grolier Incorporated