Эмоциональный интеллект карузо. Дэвид Карузо: эмоциональный интеллект в бизнесе важнее IQ. Почему не все умные люди успешны



Авторы выделяют четыре различных практических составляющих элемента иерархии эмоциональных навыков руководителя: идентификация эмоций (умение "читать людей"), использование эмоций (умение грамотно направлять эмоции на решение задач), понимание эмоций (умение определить причины появления эмоций и предсказывать эмоциональные сценарии) и...

Читать полностью

Долгое время считалось, что эмоции, которые мы испытываем и выражаем, необходимо тщательно контролировать. И очень важно следить за ними, находясь на работе, особенно если вы управляете людьми. Считалось, что выражать эмоции на рабочем месте непрофессионально. И многие обычно связывают свои самые большие разочарования и сожаления с неконтролируемой реакцией, когда чувства буквально захлестывают.
Из книги вы узнаете, что для человека, обладающего высоким уровнем эмоционального интеллекта, эмоции не только важны, но и абсолютно необходимы для принятия правильных решений, поиска выхода из сложной ситуации, преодоления изменений и достижения успеха.
Авторы выделяют четыре различных практических составляющих элемента иерархии эмоциональных навыков руководителя: идентификация эмоций (умение "читать людей"), использование эмоций (умение грамотно направлять эмоции на решение задач), понимание эмоций (умение определить причины появления эмоций и предсказывать эмоциональные сценарии) и управление эмоциями (умение действовать с эмоциями). Вы поймете, как изучать и развивать каждое умение, чтобы использовать их в комплексе для решения самых сложных задач.
Издание адресовано менеджерам, руководителям и собственникам компаний, а также всем желающим научиться распознавать эмоции и управлять ими при создании эффективных команд, планировании и принятии решений.

Скрыть

Методика представляет собой тест, направленный на измерение эмоционального интеллекта в рамках концепции, предлагаемой авторами. Тест состоит из 8 секций, из которых 2 представлены невербальным материалом, а 6 - вербальным. По структуре тест очень напоминает классические «тесты интеллекта», такие как Тест Векслера или Тест «Социальный интеллект» Гилфорда .

Теоретические основы

Основная статья: Эмоциональный интеллект

Данная методика построена на основе одной из самых обширных и подробных теоретических структур, описывающих эмоциональный интеллект:

Валидизация

Оригинальная методика

В процессе валидизации оригинальной американской версии методики на английском языке использовались два принципа оценки ответов: экспертный и консенсусный. Экспертный вариант предполагает, что имеются правильные и неправильные ответы, правильными (или более правильными) признаются те, которые были выбраны группой экспертов в данной области (как, например, это было сделано при валидизации опросника ТОБОЛ). Консенсусный вариант предполагает, что правильный вариант - тот, который был выбран большей частью популяционной выборки при первоначальном тестировании. В американском варианте теста предпочтение было отдано экспертному принципу оценки ответов.

В процессе валидизации также была подтверждена четырёхфакторная модель структуры теста.

Русскоязычная версия

В процессе валидизации русскоязычной версии теста не использовались экспертные оценки, предпочтение было отдано консенсусному подходу.

Также в процессе валидизации не нашла подтверждение четырёхфакторная модель структуры теста, более надёжной оказалась двухфакторная модель, включающая в себя «опытный» и «стратегический» домены эмоциональных способностей. «Опытный» домен соответствует факторам оригинальной методики способности к восприятию, оценке и выражению эмоций и способности к эмоциональной фасилитации мышления; «стратегический» - способности к пониманию и анализу эмоциональной информации и способности к рефлективной регуляции эмоций.

Внутренняя структура

Методика состоит из 8 секций. На каждый компонент модели эмоционального интеллекта Дж.Майера, П.Сэловея и Д.Карузо приходятся по 2 секции.

I . Восприятие, оценка и выражение эмоций или же идентификация эмоций – секции A (измерение восприятия лиц) и E (измерение восприятия картинок). II . Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности – секции B (измеряет способность ассимилировать свой текущий опыт, описать свои чувства к определенному человеку) и F (измеряет способность человека описать свои эмоциональные состояния). III . Понимание и анализ эмоций – секции C (изучалось понимание протекания эмоций во времени, а также понимание того, как эмоции следуют одна за другой, сменяют друг друга) и G (измерение способности различать смешанные и сложные чувства). IV . Сознательное управление эмоциями для личностного роста и улучшения межличностных отношений – секции D (управление своими эмоциями) и H (управление эмоциями других людей). Испытуемых просили представить себя на месте героев предложенной им истории и оценить варианты дальнейших действий. Секция А состоит из 4 фотографий лиц людей, которые надо оценить по степени выраженности 5 эмоций участнику тестирова­ния. Всего в секции 7 эмоций: счастье, печаль, страх, гнев, отвращение, удивление, волнение. Выраженность эмоций оценивается по 5-балльной шкале от 1 - Наименьшая выраженность до 5 - Силь­ная выраженность. Секция В состоит из 5 вербальных заданий, направленных на по­нимание того, какие эмоции способствуют более эффективному выполнения деятельностей разного рода. Участник тестирования должен определить, насколько будет полезно в данной ситуации испытывать ту или иную эмоцию. Всего в каждом вопросе пред­ложено по 3 эмоции, которые оцениваются по 5-балльной шкале от 1 - Не помогает до 5 - Помогает. Секция С состоит из 20 описаний различных ситуаций с 6 ва­риантами ответов в каждом, в которых герои испытывают разные эмоциональные состояния. Понимание ситуативной обусловлен­ности эмоций предполагает как когнитивное понимание смысла ситуации, так и опыта переживания похожих состояний. На каждый вопрос надо выбрать наиболее подходящий вариант ответа. Секция D посвящена способности эффективно управлять своими эмоциями. В секции предложено 5 историй, в которых описываются некие события. К каждой истории предлагается 4 варианта продол­жения. Испытуемый должен оценить каждое продолжение истории с точки зрения того, насколько подобные действия могу привести к хорошему настроению или его сохранению у главного героя. Оцен­ка производится по 5-балльной шкале от а - Очень неэффективно до е - Очень эффективно. Секция Е , входящая также в шкалу восприятия и идентифи­кации эмоций, представляет собой 6 невербальных проб, которые должны обнаружить способность улавливать общие настроения, содержащиеся в окружении: конкретных пейзажах и абстрактных формах. Каждую картинку надо оценить по степени выраженности, выбрав из 5 эмоций. Как и в секции А, представлен набор из 7 эмо­ций: счастье, печаль, злость, удивление, отвращение, страх, возбуждение. Однако выраженность каждой эмоции надо оценивать не по шкале от 1 до 5, а с помощью схематичных картинок. К каждой эмоции прилагается ряд из 5 изображений схематичного лица, кото­рое выражает данную эмоцию от наименьшего проявления до самого сильного. Секция F данной шкалы состоит также из 5 вербальных заданий, направленных на поиск обозначений эмоциональных состояний и соединение вербализованной эмоции и недифференцированного ощущения. Секция G состоит из 12 утверждений, выявляющих степень пони­мания значение тех или иных эмоций, сложность сочетания эмоций в одним чувстве. Секция Н направлена на оценку способности управлять эмоциями других людей. В ней предложено 3 ситуации. В каждой ситуации описана история взаимоотношений и возможности понимания того, как можно на них повлиять. Представлено 3 варианта продолжения этих взаимоотношений. Испытуемый должен оценить по 5-балльной шкале эффективность действий в каждом продолжении по сохране­нию хороших отношений. Оценка дается от а - Очень неэффективны до е - Очень эффективны.

Интерпретация

Общие принципы

Алгоритм подсчета баллов начинается с вычис­ления 8 разделов теста. Каждому ответу испытуемого приписывается балл, основанный на результатах консенсуса или частотности по выборке. Следующий шаг заключается в подсчете среднего балла за каждый раздел. Дальше подсчитываются баллы за каждую ветвь, которые представляют собой среднее между баллами за разделы. Общий балл вычисляется как среднее всех 8 разделов теста.

Перевод в стены

Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для мужчин

Стены Иденти­фикация эмоций Понимание и анализ эмоций Сознательное управление эмоциями Общий балл
1 0,197-0,267 0,213-0,249 0,165-0,297 0,145-0,215 0,051-0,275
2 0,268-0,299 0,25-0,273 0,298-0,331 0,216-0,237 0,276-0,298
3 0,3-0,331 0,274-0,298 0,332-0,365 0,238-0,259 0,299-0,322
4 0,332-0,363 0,299-0,322 0,366-0,399 0,26-0,281 0,323-0,345
5 0,363-0,395 0,323-0,347 0,4-0,433 0,282-0,303 0,346-0,369
6 0,396-0,427 0,348-0,371 0,444-0,467 0,304-0,325 0,37-0,392
7 0,428-0,459 0,372-0,396 0,468-0,501 0,326-0,347 0,393-0,416
8 0,46-0,491 0,397-0,42 0,502-0,535 0,348-0,369 0,417-0,439
9 0,492-0,523 0,421-0,445 0,536-0,569 0,37-0,391 0,44-0,463
10 0,524-0,58 0,446-0,447 0,569-0,586 0,392-0,412 0,464-0,482

Перевод сырых баллов по шкалам MSCEIT в стены для женщин

Сте­ны Иденти­фикация эмоций Использова­ние эмоций в решении проблем Понимание и анализ эмоций Сознател­ное управление эмоциями Общий балл
1 0,197-0,299 0,201-0,275 0,171-0,342 0,184-0,241 0,251-0,32
2 0,3-0,328 0,276-0,298 0,343-0,37 0,242-0,261 0,321-0,337
3 0,329-0,358 0,299-0,321 0,371-0,399 0,262-0,282 0,338-0,355
4 0,359-0,387 0,322-0,344 0,4-0,427 0,283-0,302 0,356-0,372
5 0,388-0,417 0,345-0,367 0,428-0,456 0,303-0,323 0,373-0,39
6 0,418-0,446 0,368-0,39 0,457-0,484 0,324-0,343 0,391-0,407
7 0,447-0,476 0,391-0,413 0,485-0,513 0,344-0,364 0,408-0,425
8 0,477-0,505 0,414-0,436 0,514-0,541 0,365-0,384 0,425-0,442
9 0,506-0,535 0,436-0,459 0,542-0,57 0,384-0,405 0,443-0,46
10 0,536-0,548 0,46-0,476 0,571-0,597 0,405-0,408 0,461-0,75

Практическое значение

Результаты психометрической проверки характеристик русскоязычного перевода теста «Эмоциональный интеллект» MSCEIT V. 2.0 показывают, что данная методика соответствует минимальным требованиям, предъявляемым к исследовательским методикам, и может быть использована именно для этих целей. Выявленные отдельные невысокие психометрические показатели не препятствуют использованию теста, но указывают на необходимость дальнейшей работы по адаптации и стандартизации теста.

Авторы адаптации сообщают, что в первую очередь работа будет проведена со «слабыми» пунктами теста, влияющими на надежность теста. Уже начата работа по сопоставлению MSCEIT V. 2.0 с другими методиками, изучающими эмоциональный интеллект и эмоциональную регуляцию. По данным авторов адаптации на текущий момент результаты сравнения коэффициентов надежности по всем первичным и суммарным шкалам теста показывают, что в целом коэффициенты надежности в российской выборке уступают американским, однако на определенных уровнях обобщения становятся достаточными для признания теста психометрически адекватным. Коэффициенты надежности колеблятся от 0,79 (шкала Е) до 0,30 (шкала Н).

Стимульный материал

Тестовая терадь

Бланк ответов

Литература

  1. Сергиенко E.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT V. 2.0). Руководство. Издательство «Институт психологии РАН». Москва - 2010.

Психолог, специалист в области менеджмента, сотрудник Центра эмоционального интеллекта Йельского университета (США). Соавтор концепции эмоционального интеллекта (совместно с П. Саловеем (P. Salovey) и Дж. Майером (J.D. Mayer), соавтор самого авторитетного теста на определение уровня эмоционального интеллекта MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Ведет семинары и тренинги по всему миру. Соавтор (вместе с Питером Саловеем) книги «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять» (Питер, 2016).

Несколько простых вопросов и ответов на крайне важную, как для отдельной личности, так и для компании в целом, тему- эмоциональный интеллект.

Вопрос: Все мы знаем про эмоциональный интеллект благодаря Дэниелу Гоулману, который сделал его исключительно популярным и в то же время расплывчатым понятием. А как бы вы определили, что такое эмоциональный интеллект в строгом научном смысле?

Дэвид Р. Карузо: Идея эмоционального интеллекта (ЭИ) была впервые предложена и разработана в 1990 году двумя психологами, Джоном Майером и Питером Саловеем. Их работы были опубликованы только в академических изданиях, так что широкая публика о них ничего не знала. И тогда появился Дэниел Гоулман, прекрасный писатель, и написал книгу об эмоциональном интеллекте. В сущности, это история про силу маркетинга. Он пересказал идею эмоционального интеллекта собственными словами и так, как он ее понял, и сделал ее доступной для всех. И это было здорово: если бы не его книга, меня бы здесь сегодня не было, никто бы так и не узнал про ЭИ. Но Гоулман, пересказывая наши идеи, очень сильно их расширил. С нашей точки зрения ЭИ – не то, что делает кого-то хорошим или счастливым человеком; речь идет о наших умениях, о том, насколько мы способны распознавать эмоции (как я себя чувствую, как другие люди себя чувствуют), понимать причины эмоций, испытывать различные эмоции, проявлять эмпатию.

Вопрос: Когда лучше начать развивать эти способности? Сколько времени нужно, чтобы освоить базовые навыки?

Д. К .: В идеальном мире развивать эмоциональный интеллект нужно в раннем детстве. Но мы живем в неидеальном мире, поэтому лет пятнадцать назад мы создали программу обучения этим навыкам. Потому что ЭИ – это прежде всего навыки. И обучаем мы в первую очередь менеджеров и руководителей предприятий, потому что они обладают большим влиянием на эмоциональный климат в организации. Сейчас наши идеи внедряются и в школах: мы учим учителей, как задействовать эмоции в процессе обучения и как развивать эмоциональный интеллект у детей.

Если говорить о топ-менеджерах, базовым навыкам можно научить за пару часов или за день. Иногда мы называем это системой GPS-навигации по эмоциям. У некоторых людей отсутствует пространственный интеллект. Мы можем научить их читать карту и ориентироваться по карте, но это может занять год. Другой выход – купить им навигатор. Так же и с эмоциональным интеллектом. Для начала мы можем вас протестировать: в чем вы сильны и где ваши слабые места. Скажем, вы не очень хорошо умеете считывать эмоции других людей. Зная это, мы можем научить вас лучше понимать эмоции или задавать правильные вопросы. Когда вы спрашиваете «Ну и как вам моя презентация?», а другой отвечает «О… это было классно!», вы можете не услышать интонацию и не поймете, что на самом-то деле это была ужасная презентация. Поэтому мы научим вас спрашивать: «На шкале от 0 до 10, где 0 – это плохо, а 10 – это отлично, что вы думаете о моей презентации?» И вам ответят: «Думаю, это было 8». После этого я бы на вашем месте спросил: «Что мне нужно сделать, чтобы моя презентация стала на десятку?» И можете не сомневаться, что собеседник выдаст вам 25 советов по поводу возможных улучшений.

Вопрос: Есть ли национальные и культурные различия в уровне ЭИ?

Д. К .: Я много путешествую, и, кроме того, у нас есть данные исследований. Главная разница в том, насколько эмоционально экспрессивны жители конкретной страны. Русская культура, к примеру, скорее предполагает эмоциональную сдержанность. Но это вовсе не значит, что русские меньше или реже испытывают эмоции. Я был в Китае на презентации нашей книги, а до этого был в Японии, и везде культура разная. Но на более глубоком уровне все люди одинаковые. Наши данные показывают, что все мы одинаково распознаем эмоции и одинаково чувствуем их. А культура задает рамки, определяющие, когда и как мы выражаем эмоции. И вообще: культура меня интересует меньше, чем отдельные люди. Возможно, ваши друзья и знакомые выражают свои чувства по-разному. Но не надо думать, что кто-то, кто не умеет или не хочет выражать свои эмоции, обладает более слабым ЭИ. Иногда они даже эмоциональное умнее, потому что слушают, обрабатывают информацию, понимают ее.

Вопрос: Наши читатели любят искать в себе черты экстравертов и интровертов. Связан ли наш способ поведения и выражения эмоций с эмоциональным интеллектом?

Д. К .:

Нет, это абсолютно никак не связанные между собой вещи! Бывают интроверты с высоким ЭИ и экстраверты с высоким ЭИ. Но со стороны это выглядит немного по-разному. Самая тяжелая комбинация – это, конечно, низкий эмоциональный интеллект и выраженная экстраверсия. Такой человек будет объяснять вам, что вы чувствуете, говорить вам «Ты сегодня что-то злишься», а если вы не согласитесь, он обвинит вас в том, что вы просто защищаетесь, и опровергать его слова бесполезно. Эмоционально-умные интроверты, наоборот, обрабатывают информацию у себя в голове и не показывают свои чувства. Иногда кажется, что они вообще не очень вникают, но в конце разговора они могут подвести его итог и рассказать, что именно вы чувствовали и что они чувствовали. И тогда вы осознаете, что они хорошо умеют управлять своими эмоциями; в результате такого разговора вам станет гораздо лучше, хотя вы удивитесь, как много всего, оказывается, происходило у собеседника внутри.

Вопрос: Как влияет распространение виртуальной коммуникации на эмоциональный интеллект? Когда мы не видим собеседника, как мы можем считывать его эмоции?

Д. К .: Онлайн-коммуникация очень бедна, у нас там совсем немного информации о другом человеке. Когда мы встречаемся лицом к лицу, у нас есть язык тела, выражение лица, тон голоса… А когда мы обмениваемся смс-сообщениями или электронными письмами, или пишем пост в соцсети, мы теряем значительную часть этого богатства. Но, с другой стороны, я возлагаю большие надежды на технологии. Я уверен, что в ближайшем будущем они позволят нам быть гораздо «эмоционально умнее» онлайн. Уже сейчас есть системы, которые позволяют с помощью веб-камеры распознать эмоциональное состояние того, кто находится в кадре: камера может «считывать» эмоции. А я предсказываю, что совсем скоро, в ближайшие несколько лет, у нас будут инструменты, которые позволят нам передавать эмоции в текстовых сообщениях точнее, чем сейчас. Эмотиконы – это уже лучше, чем ничего, но я думаю, что у нас будут гораздо более продвинутые и изощренные средства, которые помогут нам выбрать самое адекватное слово для описания того, что мы чувствуем.

ФОТО Николай Гулаков

Дэвид Р. Карузо (David R.Caruso) – психолог, специалист в области менеджмента, сотрудник Центра эмоционального интеллекта Йельского университета (США). Соавтор концепции эмоционального интеллекта (совместно с П. Саловеем (P. Salovey) и Дж. Майером (J.D. Mayer), соавтор самого авторитетного теста на определение уровня эмоционального интеллекта MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test). Ведет семинары и тренинги по всему миру. Соавтор (вместе с Питером Саловеем) книги «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять» (Питер, 2016).

Psychologies:

Все мы знаем про эмоциональный интеллект благодаря Дэниелу Гоулману, который сделал его исключительно популярным и в то же время расплывчатым понятием. А как бы вы определили, что такое эмоциональный интеллект в строгом научном смысле?

Дэвид Р. Карузо:

Идея эмоционального интеллекта (ЭИ) была впервые предложена и разработана в 1990 году двумя психологами, Джоном Майером и Питером Саловеем. Их работы были опубликованы только в академических изданиях, так что широкая публика о них ничего не знала. И тогда появился Дэниел Гоулман, прекрасный писатель, и написал книгу об эмоциональном интеллекте. В сущности, это история про силу маркетинга. Он пересказал идею эмоционального интеллекта собственными словами и так, как он ее понял, и сделал ее доступной для всех. И это было здорово: если бы не его книга, меня бы здесь сегодня не было, никто бы так и не узнал про ЭИ. Но Гоулман, пересказывая наши идеи, очень сильно их расширил. С нашей точки зрения ЭИ – не то, что делает кого-то хорошим или счастливым человеком; речь идет о наших умениях, о том, насколько мы способны распознавать эмоции (как я себя чувствую, как другие люди себя чувствуют), понимать причины эмоций, испытывать различные эмоции, проявлять эмпатию.

ФОТО Николай Гулаков

Конференция HS Digital in Trend для профессионалов в области digital-маркетинга, организованная Hearst Shkulev Digital, состоялась 31 марта 2016 года в event-холле «Инфопространство».

Когда лучше начать развивать эти способности? Сколько времени нужно, чтобы освоить базовые навыки?

Д. К.:

В идеальном мире развивать эмоциональный интеллект нужно в раннем детстве. Но мы живем в неидеальном мире, поэтому лет пятнадцать назад мы создали программу обучения этим навыкам. Потому что ЭИ – это прежде всего навыки. И обучаем мы в первую очередь менеджеров и руководителей предприятий, потому что они обладают большим влиянием на эмоциональный климат в организации. Сейчас наши идеи внедряются и в школах: мы учим учителей, как задействовать эмоции в процессе обучения и как развивать эмоциональный интеллект у детей.

Все мы одинаково распознаем эмоции и одинаково чувствуем. Культура же задает правила, определяющие, когда и как мы выражаем эмоции.

Если говорить о топ-менеджерах, базовым навыкам можно научить за пару часов или за день. Иногда мы называем это системой GPS-навигации по эмоциям. У некоторых людей отсутствует пространственный интеллект. Мы можем научить их читать карту и ориентироваться по карте, но это может занять год. Другой выход – купить им навигатор. Так же и с эмоциональным интеллектом. Для начала мы можем вас протестировать: в чем вы сильны и где ваши слабые места. Скажем, вы не очень хорошо умеете считывать эмоции других людей. Зная это, мы можем научить вас лучше понимать эмоции или задавать правильные вопросы. Когда вы спрашиваете «Ну и как вам моя презентация?», а другой отвечает «О… это было классно!», вы можете не услышать интонацию и не поймете, что на самом-то деле это была ужасная презентация. Поэтому мы научим вас спрашивать: «На шкале от 0 до 10, где 0 – это плохо, а 10 – это отлично, что вы думаете о моей презентации?» И вам ответят: «Думаю, это было 8». После этого я бы на вашем месте спросил: «Что мне нужно сделать, чтобы моя презентация стала на десятку?» И можете не сомневаться, что собеседник выдаст вам 25 советов по поводу возможных улучшений.

Есть ли национальные и культурные различия в уровне ЭИ?

Д. К.:

Я много путешествую, и, кроме того, у нас есть данные исследований. Главная разница в том, насколько эмоционально экспрессивны жители конкретной страны. Русская культура, к примеру, скорее предполагает эмоциональную сдержанность. Но это вовсе не значит, что русские меньше или реже испытывают эмоции. Я был в Китае на презентации нашей книги, а до этого был в Японии, и везде культура разная. Но на более глубоком уровне все люди одинаковые. Наши данные показывают, что все мы одинаково распознаем эмоции и одинаково чувствуем их. А культура задает рамки, определяющие, когда и как мы выражаем эмоции. И вообще: культура меня интересует меньше, чем отдельные люди. Возможно, ваши друзья и знакомые выражают свои чувства по-разному. Но не надо думать, что кто-то, кто не умеет или не хочет выражать свои эмоции, обладает более слабым ЭИ. Иногда они даже эмоциональное умнее, потому что слушают, обрабатывают информацию, понимают ее.

Наши читатели любят искать в себе черты экстравертов и интровертов. Связан ли наш способ поведения и выражения эмоций с эмоциональным интеллектом?

Д. К.:

Нет, это абсолютно никак не связанные между собой вещи! Бывают интроверты с высоким ЭИ и экстраверты с высоким ЭИ. Но со стороны это выглядит немного по-разному. Самая тяжелая комбинация – это, конечно, низкий эмоциональный интеллект и выраженная экстраверсия. Такой человек будет объяснять вам, что вы чувствуете, говорить вам «Ты сегодня что-то злишься», а если вы не согласитесь, он обвинит вас в том, что вы просто защищаетесь, и опровергать его слова бесполезно. Эмоционально-умные интроверты, наоборот, обрабатывают информацию у себя в голове и не показывают свои чувства. Иногда кажется, что они вообще не очень вникают, но в конце разговора они могут подвести его итог и рассказать, что именно вы чувствовали и что они чувствовали. И тогда вы осознаете, что они хорошо умеют управлять своими эмоциями; в результате такого разговора вам станет гораздо лучше, хотя вы удивитесь, как много всего, оказывается, происходило у собеседника внутри.

Как влияет распространение виртуальной коммуникации на эмоциональный интеллект? Когда мы не видим собеседника, как мы можем считывать его эмоции?

Д. К.:

Онлайн-коммуникация очень бедна, у нас там совсем немного информации о другом человеке. Когда мы встречаемся лицом к лицу, у нас есть язык тела, выражение лица, тон голоса… А когда мы обмениваемся смс-сообщениями или электронными письмами, или пишем пост в соцсети, мы теряем значительную часть этого богатства. Но, с другой стороны, я возлагаю большие надежды на технологии. Я уверен, что в ближайшем будущем они позволят нам быть гораздо «эмоционально умнее» онлайн. Уже сейчас есть системы, которые позволяют с помощью веб-камеры распознать эмоциональное состояние того, кто находится в кадре: камера может «считывать» эмоции. А я предсказываю, что совсем скоро, в ближайшие несколько лет, у нас будут инструменты, которые позволят нам передавать эмоции в текстовых сообщениях точнее, чем сейчас. Эмотиконы – это уже лучше, чем ничего, но я думаю, что у нас будут гораздо более продвинутые и изощренные средства, которые помогут нам выбрать самое адекватное слово для описания того, что мы чувствуем.

1 Вторую часть интервью с Дэвидом Карузо читайте в июньском номере журнала Psychologies.

Дэвид Карузо - доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Йельского университета, стал соавтором концепции эмоционального интеллекта - одного из новых инструментов управления бизнесом. На этой неделе в Digital October Карузо выступил с лекцией, где рассказал о том, что успех компании определяется не только умом и сообразительностью ее сотрудников, но и положительными эмоциями и положительным социальным поведением. По мнению Карузо, лучшие перспективы в бизнесе имеют позитивно настроенные работники, способные к эмпатии.

Концепция эмоционального интеллекта, соавтором которой является Карузо, способствует построению эффективных коммуникаций в менеджменте. По мнению профессора, необходимо уметь использовать эмоции для стимуляции мышления. Понимание эмоций позволяет прогнозировать реакцию других людей. Еще один немаловажный навык – это управление эмоциями. Карузо считает, что нужно быть открытыми к эмоциям для того, чтобы понимать ситуацию со всех сторон. Также необходимо уметь должным образом воздействовать на себя и на других людей, чтобы задействовать эти эмоции наилучшим образом.

Карузо уверен, что позитивный настрой руководителя приводит к более качественной координации на работе и соответственно к меньшим трудозатратам: "Все что вы говорите все ваши действия, так или иначе, влияют на настроение вашей рабочей группы и эффективность ее работы. И в первую очередь это касается руководителя. Регулярные положительные эмоции и оптимизм руководителя приводит к более высоким показателям работы. Худшие провалы в бизнесе бывают связаны и с излишними проявлениями оптимизма. В команде всегда должны быть критики - адвокаты дьявола. Оптимизм замечательная черта, но нужны все эмоции в разные моменты бизнес-цикла для решения различных задач".

Почему не все умные люди успешны?

Эмоциональный интеллект можно оценить и измерить, считает профессор. Многие считают главной определяющей успеха интеллект, уровень IQ. "На самом деле во многих компаниях у многих людей с головой, с мозгами все в порядке, но не все добиваются успеха, конечно, лучше быть умным, чем идиотом, но этого не достаточно, - рассказывает Карузо. Был проведен интересный опрос 250 топ-менеджеров по IT, их спросили, что больше всего определяет успех лидера? Какого лидера можно считать, действительно, выдающимся? Вот смотрите, какие ответы мы получили: видение, мотивация, способность к эмпатии, причем, никаких подсказок мы людям не давали, это они сами все придумали".

Также он отметил, что Google уделяет пристальное внимание исследованиям на тему успеха и успешности. "Вас может быть удивит то, что при подборе новых сотрудников Google, конечно же, интересуется техническими знаниями и навыками человека, но по приоритетности это пункт? 8. Короче говоря, интеллект важен, однако нельзя просто взять на работу умников и думать, что все получится", - говорит он.

Профессор отмечает, что если брать на работу умного человека с высоким эмоциональным интеллектом, то вокруг них развязывается меньшее количество конфликтов, более того, они демонстрируют большую склонность к социальному поведению. Если же сделать такого человека руководителем, лидером, то он гораздо лучше других сможет сплотить вокруг себя персонал, обеспечить более быстрый выход на плановые показатели.

Эмоциональные инструменты

Карузо также отметил, что всем известны руководители, которые достигают целей, идя по трупам, и те, на которых все хотят работать. Этот факт он считает, прекрасной иллюстрацией важности эмоционального интеллекта. "Эмоциональный интеллект важен и потому, что у харизматичных лидеров есть такая возможность заражать своими эмоциями других людей. Высокий эмоциональный интеллект обеспечивает большую лояльность персонала, обеспечивает большую вовлеченность, - рассказывает профессор. - Первым делом, мы учим людей распознавать чужие эмоции, контролировать и правильно выражать их. Пожалуйста, повернитесь к своему коллеге справа или сзади и выразите какую-нибудь хорошую эмоцию – радость, счастье. К соседу повернитесь, независимо от того, где он у вас находится, что-нибудь позитивное ему пошлите. Может быть, если человек вам не знаком, вы будете чувствовать себя неуверенно, но если вы хотите стать эмоциональным лидером, надо практиковаться".

В заключении профессор отметил, что эмоции содержат очень важную информацию, ими наполнена жизнь каждой организации, поэтому руководитель должен научиться с ними справляться, ими управлять. Можно их конечно и игнорировать, но от этого они никуда не денутся.