Курсы личностного роста и лидерства: для тех, кто стремится к саморазвитию. Лучшие упражнения для тренинга личностного роста Что же считалось высшим уровнем

Вам предлагают посетить чудесные курсы личностного роста на каждом углу, обещая глубокую трансформацию личности и приятные перемены в жизни в сжатые сроки. , успех, любовь противоположного пола, исполнение желаний... только приходи на курсы и чудо случится.

Не будем утверждать, что курсы личностного роста совсем уж бесполезны. Есть люди, которым они действительно помогли (кстати именно их потом и выпячивают в качестве рекламы), но их не так уж много. Эффективность определяет статистика и если бы из 100 слушателей курсов личностного роста, хотя бы 50 действительно добивались бы успеха, то эта статья называлась бы по другому, например "феномен потрясающей эффективности курсов личностного роста".

Большая часть клиентов таких курсов действительно загорается после первых посещений, но затем разочаровываются и возвращаются к своей прежней жизни. А все потому, что индустрия "личностного роста" прибегает к типично маркетинговым уловкам в конкурентной борьбе.

Вы сможете добиться всего чего захотите, если будете верить в себя!

Людям нравится достигать поставленных целей. Над этим чувством серьезно работает наша гормональная система. Ощущение удовлетворения при достижении цели, обусловлено целым букетом гормонов, но считается, что главную роль здесь играет дофамин. Этот же гормон стимулирует и движение к поставленной цели, являясь своего рода допингом.

В можете добиться всего чего захотите, если будете верить в себя? В общем-то да. Многим талантливым людям действительно не хватает веры в себя, чтобы сделать рывок к успеху. Но чаще всего недостаточно одной лишь волшебной веры в себя. Это звучит слишком скучно для волшебных курсов, поэтому об этом стараются не слишком распространяться, но.. нужно работать. Работать над своей целью.

Кроме того, вера в себя околорелигиозного характера граничит с разрушительной самоуверенностью, а самоуверенность ослепляет. В итоге, вы не можете здраво оценивать свои силы и способности, а потому начинаете делать то, что если не обречено заранее на провал, то имеет очень малые шансы на успех. Так, например, в 30 лет уже поздно заниматься художественной гимнастикой на профессиональном уровне, а Эверест не покорить, если у вас плохое . И никакая вера в себя не изменит это.

Меняться легко!

Меняться легко только на словах. Людям меняться настолько трудно, что у многих в ходу поговорка "люди не меняются". И наверное, в 95% случаев это действительно так. Ни одни положительные изменения не даются просто так. Зачастую приходится от чего-то отказываться и чем-то жертвовать. Например, если вы хотите хорошую фигуру то придется отказаться от дешевых жиров и быстрых углеводов (нет! только не пироженки и тортики!), а если вы хотите хорошо зарабатывать, то придется отказаться от вечернего пива и телевизора и сделать наконец что-то, чтобы не ходить больше на свою низкооплачиваемую работу, а зарабатывать приличные .

Они действительно работают, но где-то на верхних слоях подсознания. Любая серьезная стрессовая ситуация столкнет вас лицом к лицу со всем тем, что вытеснено в бессознательное - страхи, фобии, неуверенность в себе и т.д.

Нельзя просто взять и сказать себе "я уверен в себе" тысячу раз и стать уверенным в себе. Это так не работает. Харзима и уверенность, точно так же как духовная слабость и неуверенность в себе родом из глубинных, слабоосознаваемых слоев психики. Сделать неуверенного в себе человека сильной харизматичной личностью - серьезный вызов для любого профессионального психолога. Это и работа с детскими травмами и самоанализ, и повторное переживание вытесненного содержимого и много чего еще. Такая трансформация - серьезный духовный и эмоциональный опыт, а все что происходит на поверхности, вроде аффирмаций и самовнушения - там и остается.

Вы знаете почему первое правило психолога - не давать советы? Потому что, если совет поможет человек становится зависимым от советчика, а если не поможет, то советчик разделят часть ответственности (а в сознании того кому советуют, иногда и всю) за неуспех. В конечном итоге, в проигрыше остаются все: и тот, кто дает советы, и тот, кто их слушает. Никогда не давайте советы и не слушайте чужие советы, а если вы пришли на курсы личностного роста, где вам дают советы, знайте, что ценность таких курсов равносильна поучениям бабушек возле подъезда, но бабушки возле подъезда, хотя бы не пытаются на вас навариться.

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?

Здравствуйте, уважаемые читатели портала « ». Мне на почту приходят пожелания о темах, которые наиболее интересуют людей, и в последнее время мне задают вопросы, зачем нужны тренинги личностного роста. Сегодня я хочу представить на ваш суд статью под названием «Тренинг личностного роста ». Сейчас эти тренинги и коучи просто захлестнули Интернет; сотни и тысячи «профессиональных тренеров» предлагают свои услуги, и я хочу предложить вам свое видение и отношение к этим курсам.

Итак, наливайте чай в большую кружку и устраивайтесь поудобней, сейчас будет вся правда о тренингах личностного роста... Известно, что тренинги личностного роста появились в середине прошлого века в США. Постепенно вся деятельность распространилась по всему миру, а до России добралась в начале 90-х. В начале своего существования (а в большинстве случаев и сегодня) действие на сознание человека происходит по определенной, иногда с вариациями, схеме:

  1. Унизить человека, показав всю ничтожность его существования до тренинга
  2. Дать милостивый шанс показать, что человек еще на что-то годен

Вся концепции тренинга личностного роста заключается в том, что возникает так называемый эффект «эмоциональных качель» - сначала человека убеждают в его неуспешности, ошибочности его мировоззрения - всю жизнь он жил не так (как он до сих пор еще жив?). На фоне этой псевдоагрессии, на фоне прилюдных унижений - любой незначительный комплимент вызывает величие и безграничное доверие к тренеру. Следующий этап - восхваление и в подарок - шанс «стать человеком». Нередко человеку вежливо объяснят, что нужно менять окружение, что те близкие люди, что с ним, тянут его в болото. Так что два пути - либо расстаться с этим окружением, либо привести их в тренинг, для просветления и оплаты услуг (по сути, это и есть цель тренинга личностного роста). Прием называется - вовлечение .

Отказаться нельзя. Чего ты можешь добиться, если не можешь выполнить простецкое задание. Ты - неудачник. Есть «выгодные» предложения - приведешь 10 знакомых, и тренинг твой бесплатно и навечно. Или оплати курс, и можешь взять с собой на тренинг друга (подругу, собаку). В итоге все замыкается на многоуровневом маркетинге, финансовой пирамиде счастья. Полный счастья от просветления, с неестественным блеском в глазах, человек бежит звать своих друзей и родственников в тренинг. Все, круг замкнулся.

Программа тренингов обычно разделена на курсы - основной, продвинутый, VIP. Удивительное понимание финансовых возможностей клиента. Для лучшего усвоения материала обязательное предложение дополнительных курсов. Продолжительное «промывание мозгов» плюс работа в группах. В команде намного легче выполнить задание обнять 30 прохожих, просить подаяние или продать первому встречному пылесос за миллион рублей. Фантазий много - можно переодеться в проститутку (бомжа) и проехать в общественном транспорте в час пик.

И вот здесь вас ждет самое интересное. При постоянном психическом напряжении нервная система дает сбои. Депрессия, неврозы - логичное продолжение «личностного роста». Ну и значительное, иногда до нескольких тысяч долларов, «похудение» кошелька.

Особые приметы

К вам прибегает знакомый, друг, а может, и ближайший родственник. Сообщает, что он прошел потрясающий тренинг, что этот тренинг просто необходимо пройти каждому, кто хочет стать успешным и финансово свободным человеком. Причем идти нужно именно сейчас, никак не позже.

На тренинге вы непременно встретите несколько десятков «счастливцев», которые поделятся с вами, каких успехов добились они после тренинга и покажут дорогу к кассе. В этот момент (если этого не произошло раньше) - нужно просто бежать, так как слова «я подумаю» или «в другой раз» вызовут как минимум негодование. Уже давно существуют исследования, что тренинги личностного роста приводят к зомбированию.

Коучинг

От англ. coaching - обучение, тренировки. Коучинг - это усиленная форма тренинга, так как направлена на одного человека. Критическое отношение к происходящему отсутствует из-за высокой загруженности тренером. Результат - ничем не подкрепленное повышение самооценки, пренебрежение и превосходство перед окружающими. При соприкосновении с реальностью может вызвать нервный срыв, что вынудит снова обратиться к коучу (тренеру, учителю).

Типичные утверждения тренингов личностного роста.
  • Стань успешным вместе с нами!
  • Это твой выбор!
  • Карьерного роста нельзя достичь без тренингов!
  • Ты не хочешь участвовать в тренинге?! Ты не хочешь стать успешным и богатым?
  • Мы сами тратим много долларов в год на свое обучение, а вам отдадим почти бесплатно!
  • Я не знаю как это работает, но это работает!
  • Мир добрый и светлый!
  • Жизнь без тренингов личностного роста просто НЕМЫСЛИМА!!!
  • Твоя судьба в твоих руках!
  • Вступай в секту

Что не скрывается на большинстве тренингов, так это то, что ничего нового на них не рассказывается. Все это и так знает практически любой нормальный человек. Но, якобы такой силы мотивирующий толчок только здесь.

Обратная сторона

Тренинги бывают разные. Существуют тренинги и без контекста «успешность на 100%, гарантия 200%». Вы не задумывались, кто проводит тренинг? Психотерапевтические тренинги, направленные на развитие личностных качеств, проводятся специалистами - психотерапевтами или психологами, часто в специализированном учреждении и нередко абсолютно бесплатно. Тренерство не ставится на поток, и никто не просит привести друзей, чтобы спасти их.

Жизнь после тренинга

Четко усвоив, что теперь он - лидер, человек начинает менять свою жизнь и окружение.

  • Бросает девушку(парня) - (найду себе лучше!)
  • Без страха берется за работу, которую просто не в состоянии выполнить. Позже выясняется, что дело, с трудом выполнявшееся под контролем тренера, самостоятельно не выполнишь.
  • Попытки перетянуть на себя роль лидера в коллективе. Такое поведение ничего, кроме удивления, раздражения или усмешки обычно не вызывает.
  • Сказываются последствия долгого стресса: истеричность, депрессии, проблемы в общении с окружением. Травмированная психика наполнена ложными установками.
  • Вранье о своих достижениях, страх раскрытия «страшной правды».
  • Придумывание собственных методов освобождения от «оков цивилизации».

Выводы

  1. Психика человека - очень тонкая субстанция.
  2. Сделать из любого человека лидера не представляется возможным.
  3. Задания и методики, зачастую из учебника по «шоковой терапии», тут нет полутонов - либо человек навсегда избавится от своих комплексов и фобий, либо после пережитого стресса загонит проблему далеко внутрь. Последствия возможны в далеком будущем.
  4. «Улучшить» человечество хотели и создатели нацизма.
  5. Работа по повышению своих личностных качеств не ограничивается тремя днями основного курса и даже не неделей VIPa.
  6. Развивать социальные навыки придется не один год и в естественных ситуациях. Без регулярной практики в естественных условиях, краткосрочные результаты и теория бесполезны и опасны.
  7. Большую часть эффектов личностного роста можно получить, не платя ни копейки.
  8. Самоуважение. Как может относиться к себе человек, готовый выкинуть за три дня свое «Я» в мусорное ведро?

Мне кажется, что вред тренингов личностного роста весьма очевиден. Еще раз говорю, что это мое мнение, основанное на личном опыте и опыте моих знакомых, потому на истину в первом лице я не претендую. Если вас затронула эта тема, прошу оставить свое мнение в комментариях!

Тренинги развития личности отличаются от инструментальных тренингов (тренингов конкретных навыков) тем, что дают знания и развивают тактики, стратегии и навыки, повышающие личностный потенциал : помогающие более качественно решать жизненные задачи и применяемые в широком кругу ситуаций, повышающие возможности личности не в одной узкой области, а многих областях жизни.

Тренинги развития личности проводятся и на личном поле, и на поле деловом. Например, «Искусство общения» или «Управление эмоциями» - скорее тренинги личного плана, личной тематики, а тренинги «Публичные выступления», «Целеполагание», «Развитие лидерства» и «Стресс-менеджмент» - скорее тренинги деловой направленности. Тренинг «Логический анализ текста», развивающий мышление, может быть отнесен и к деловому, и к личному полю. Но все эти тренинги являются тренингами развития личности.

Тренинги развития личности и психотерапия

Тренинги развития личности и тренинги личностного роста

Это достаточно разные вещи, но на практике их различает мало кто. Даже специалисты их называют, путаясь, и так и так. Но если быть точным, то рост происходит только сам, развитие же можно производить.

Время на чтение: 2 мин

Тренинг личностного роста – это ряд занятий, устремленных на совершенствование индивидуальных качеств, содействующих успеху человека. Благодаря упражнениям, ориентированных на рост личности, человек способен менять нежелательные черты характера на более положительные, может освободиться от разнообразных отрицательных мыслей и негативных комплексов.

Личностный рост – целеустремленный процесс усовершенствования человека, стремление стать лучше. Личностным ростом считаются все ситуации, факторы и возможности, которые приближают индивида к достижению идеала.

Личностный рост предполагает формирование потенциала человека. Потенциал – совокупность характеристик , выражающих его способность отталкиваться от внутренних устойчивых ориентиров, хранить стабильность деятельности при периодически меняющихся факторах влияния среды. Это ряд характерных свойств, которые помогают индивиду стать способным регулировать поведение, принимать решения, согласно личным представлениям.

Каждому потенциальному участнику группы важно знать, чем опасны тренинги личностного роста, чтобы вместо полезности не получить больше ущерба, и сохранить психическое здоровье.

Базовая цель тренинга личностного роста – внутренний рост индивида, саморазвитие и .

Психологический тренинг личностного роста

Цель тренинга личностного роста – модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, препятствующей индивиду быть удачливым и более счастливым.

Субъект, желающий трансформировать индивидуальные особенности в более положительные и качественно другие характеристики должен пройти тренинг личностного роста. Индивид, прошедший данные занятия, станет более спокойным, уверенным, счастливым и духовно свободным, независимо от влияния обстоятельств и факторов среды проживания. Благодаря специальным психологическим методикам человек способен запрограммироваться на успех. Это происходит благодаря занятиям и специальным упражнениям, содействующим тому, что член группы сможет постигнуть свои глубинные установки, которые подсознательно больше всего влияют на существование и провоцируют определенные результаты деятельности.

Цель тренинга личностного роста – познать и осознать возможности (потенциал), заложенные в личности, которые предполагают качественные изменения. Цель способна изменяться зависимо от характеристик группы. Часто цели упражнений охватывают некоторые общие аспекты:

Формирование самопознания посредством снижения психологических барьеров и устранения чувства неискренности самой личности;

Вырабатывание условий и факторов, которые затруднят или облегчат функционирование группы (членство или размер группы);

Изучение отношений членов группы;

Усвоение умений диагностики организационных, групповых, индивидуальных проблем, как например, решение групповых конфликтных ситуаций, упрочение групповых связей, создание условий тренинга, достижение индивидуальных запросов.

Цель тренинга личностного роста достигается тогда, когда член группы может принимать независимое решение, как ему следует жить. Участники сами находят, насколько разнообразно можно воспринимать всю жизнь вокруг, могут делать ценные жизненные открытия, относительно своих самых родных людей, близких друзей и себя самого.

Человек, может переживать интенсивные эмоциональные потрясения и встряски, что зачастую приводит к утрате самоконтроля, поскольку ему нужно выполнять все упражнения или указания тренера, которые, бывает, не имеют очевидного смысла.

Каждому желающему участвовать в таких занятиях необходимо подумать, реально он собирается что-то изменить или все-таки нынешняя жизнь вполне его устраивает. Если человек окажется неготовым к изменениям или они ему не понадобятся, тогда тренер не допустит его в группу.

Будущие члены тренинга должны иметь желание начать новую жизнь, но еще должны подходить по определенным параметрам. Желающие стать участниками тренингов личностного роста обязаны быть психически здоровыми, эмоционально уравновешенными, спокойными и без психических отклонений.

Тренер группы должен стимулировать процесс принятия автономных решений индивидом, его ранжирование и структурирование жизненных ценностей, ориентиров и целей. Это делается посредством применения различных техник, приемов и исследовательских подходов, таких как гештальт, когнитивная психология, экзистенциальный подход.

Виды тренингов личностного роста выделяют психологические и эзотерические.

Психологический тренинг выполняется под наставлением ведущего, имеющего оконченное психологическое образование, использующего психологические категории и дефиниции. В отличие от эзотерических, какими руководит человек со знаниями психологии на бытовом уровне и владеющим эзотерическими и мистическими знаниями.

Виды тренингов личностного роста :

Развитие личности (применяется для освоения общих знаний, нужных для ориентирования в большом кругу потенциальных ситуаций). Например, человек учится эффективному взаимодействию, он вырабатывает в себе сильные и хорошие черты, усваивает уверенное поведение, учится самоконтролю;

Психотерапевтические тренинги (проводятся с целью усовершенствования качества жизни, они содержат специальные процедуры, техники, методы и упражнения, посредством которых осуществляется усвоение способов поведения в жизненных и личностных трудностях);

Тренинги состояний (это особый вид, включающий методы преодоления состояния и прочих внутренних барьеров и различных комплексов, которые возникают у человека);

Тренинги исследования (помогают личностям, которые ставят цели разобраться в личных ограничениях и приобрести эмоциональный опыт, который часто помогает в осознании чего-либо);

Трансформационные (ориентированы на базовые (глубинные) убеждения человека, его ценности и состояния). У индивида возникают очень мощные внутренние духовные трансформации (озарение, прорыв, ), благодаря возникновению каких он сумеет выявить нечто новое в каждодневной привычной жизни или осознать кое-что по-другому.

Тренинг личностного роста для женщин предполагает деление на группы, которые полярно различаются. Первую группу составляют женщины, подверженные угнетению членами семьи.

Цель тренинга личностного роста заключается в обретении самопознания и воспитании силы духа, что помогает приобрести уверенность и противостоять людям, которые желают удержать женскую волю от независимой, счастливой и самодостаточной жизни.

Тренинг для женщин бывает в групповой форме и в индивидуальной. Участие в групповых тренингах дает женщине мощный импульс, поскольку находясь между единомышленниками, она чувствует себя уверенной.

Вторую группу тренинга личностного роста составляют женщины, которые работают в больших организациях и компания, занимающие руководящий пост.

Не все от природы могут быть лидерами, однако многим приходится работать в организации и занимать ведущую должность. Харизматическая притягательность личности помогает добиться человеку значительных результатов в продвижении по карьере. Кто не обладает данной характеристикой нужно напористо работать и воспитывать в себе дисциплинированность. Однако упорный труд не помогает женщине преодолеть такую проблему, как внутренняя робость в отношениях с коллективом, которым она руководит. Чаще подобная робость возникает, если коллектив составляют мужчины.

Тренинг роста личности для женщин сориентирован на развитие и открытие внутреннего потенциала; распознавание страхов, мешающих жить полноценно; развитие положительных черт и качеств; поиск ресурсов, помогающих развитию.

Не все подряд занятия для могут быть в одинаковой степени полезными. Весьма часто они заключают прикрытую угрозу и способны только навредить самой личности. Участник группы должен знать, чем опасны тренинги личностного роста, и распознавать эту опасность.

На деструктивных занятиях участников призывают, чтобы они уничтожали свою личность или часть себя, которую считают недостойной и делали это чрезвычайно резко, как будто отрезают её. Такой тренинг совсем не приводит к прогрессу личностного роста, наоборот, он только ломает психику человека. Советы, типа «откажись от себя старого» или «убей свою слабость» являются очень разрушительными, не располагают ничем совместным с профессиональной психотерапией, и не способствуют повышению личностного роста.

Опасность этих встреч заключается в личности самого ведущего группы. После работы с истинным психотерапевтом человек начинает замечать, что его эмоциональнее состояние улучшилось, в жизни случаются основательные перемены, он делается уверенным и успешным.

В результате общения с деструктивным тренером член группы чувствует себя опустошенным и униженным. Такой «гуру» ведет себя с членами группы нагло и жестоко. Он оскорбляет, ставит людей в неудобное положение, упрекает в слабости и незнании. Такой ведущий как будто нарочно пытается причинить эмоциональные страдания, объясняя это в качестве мотивации и закалки.

Через эмоциональную раскачку ведущий пытается заслужить одобрение, он желает самоутвердиться, а не обучить этому участников тренинга личностного роста. Он видит конечной целью данного тренинга не помощь другим, а подчинение их воли себе, чтобы заставить следовать всему, что «тренер» скажет.

Чтобы вовремя понять опасность такого тренинга, нужно вслушаться в свои ощущения. Если возникает чувство опустошенности и унижение – бежать нужно от этого тренера.

Деструктивные тренера учат, что переживание негативных эмоций, агрессии и страданий только предоставят пользу члену тренинга личностного роста. Потому инструктора часто оскорбляют членов группы и пытаются спровоцировать их на агрессию. Человека заставляют выполнять нелогичные действия: обзывать самого себя, выражать радость без причины, целовать или обнимать незнакомых, заявляя, что это «ради их блага».

Деструктивный тренер учит участников быть грубыми и наглыми, поскольку эти качества, по их мнению, характеризуют человека самоуверенного, значит удачливого.

Вначале давление, потом унижение, затем похвала – это способ эмоционального раскачивания, который приводит к подчинению участников тренеру.

Действительно опытный, умный и добросовестный психотерапевт, ведущий группу или персональное консультирование, никогда в личной практике не унизит клиента, не вынудит делать его то, что тот категорично не принимает.

Умный и доброжелательный психотерапевт научит индивидов, как вступиться за себя без применения грубости и хамства.

Опасность этих занятий может содержаться в том, что членов группы учат активно и агрессивно нападать, а не защищаться, таким образом, выходит подмена понятий, когда их учат, что нападение является лучшей защитой, или наглость есть вторым счастьем.

Если человека учат быть агрессивным и грубым, значит, он оказался на деструктивном тренинге. После посещения подобного тренинга человек испытывает вину. Даже тогда, как он абсолютно не желает переступать через себя, чтобы проявить агрессию его вынуждают это совершить.

Если человеку все же, получается «выдавить» несвойственную себе наглую выходку, тогда это с восхищением одобряет лидер и группа, хотя самому человеку это не нравится. По возвращении домой, человек испытывает чувство стыда и считает себя виновным за проделанное на тренинге. Состояние усугубляется тем, что образовывается внутренний между тем, что ему навязывают на тренинговых занятиях и тем, что он считает для себя нормой. Именно эти ощущения считаются признаками опасности тренингов личностного роста. Если по завершению тренинга человек ощущает , вину, которых прежде не было, значит больше посещать этот тренинг нет необходимости.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»