Авиация россии. Авиация россии Военный самолет су 35

В начале 2015 года известное американское аналитическое издание The National Interest опубликовало материал под названием 5 Russian Weapons of War America Should Fear («Пять видов российского оружия, которых следует бояться американцам»). В этом списке оказался ОБТ Т-90, противокорабельная ракета «Оникс», подлодки проекта «Лада» и самонаводящиеся торпеды «53-65». По мнению автора статьи, американским летчикам более всего следует опасаться встречи с новейшим российским истребителем Су-35, который был назван «чрезвычайно грозным противником» для любого американского боевого самолета.

И это действительно правда. Сегодня Су-35 – одна из сильнейших боевых машин в мире. По своим возможностям и летно-техническим характеристикам (ЛТХ) он вплотную приближается к истребителям пятого поколения. Зарубежные эксперты особо отмечают значительную боевую нагрузку нового российского самолета, его молниеносную скорость и сверхманевренность. Высший пилотаж на Су-35 неизменно производит настоящий фурор на авиасалонах. Но давайте обо всем по порядку.

Су-35 – это тяжелый многоцелевой сверхманёвренный истребитель, оснащенный двигателями с управляемым вектором тяги (УВТ). Основная задача этой боевой машины – завоевание господства в воздухе, однако при этом он может «работать» и по наземным целям. Самолет Су-35 был разработан конструкторами ОКБ им. Сухого, и, по сути, он является глубокой модернизацией заслуженного советского истребителя Су-27 , который относится к четвертому поколению. Серийная машина, которая сегодня поставляется в ВКС России, имеет обозначение Су-35С. Его обычно причисляют к поколению 4++, хотя данная градация несколько условна и, скорее, является маркетинговым ходом разработчиков. Два плюса в обозначении просто показывают, насколько близко Су-35 находится от полноценных истребителей пятого поколения.

Российский истребитель Су-35 отвечает большинству требований, которые предъявляются к машинам 5-го поколения. Самолет оснащен интегрированной системой авионики, в которую входит комплекс управления вооружением, средства связи и навигационно-прицельное оборудование. Су-35 имеет РЛС с фазированной антенной решеткой и новые двигатели, позволяющие ему развивать сверхзвук без включения форсажа.

В свой первый полет Су-35 отправился 19 февраля 2008 года, в том же году началось серийное производство машины. На апрель нынешнего года изготовлено 64 истребителя Су-35.

Прежде чем перейти к описанию этой великолепной машины, следует несколько слов сказать об этапах ее создания, ибо это действительно любопытно. Мало кто знает, что в новейшей истории российского самолетостроения существовало два истребителя под обозначение «Су-35». Можно сказать, что наладить серийное производство этой прекрасной боевой машины удалось только со второй попытки.

История

На самом деле, обозначение Су-35 хорошо известно любителям военной авиации. Самолеты под таким названием неоднократно демонстрировались на международных авиасалонах в середине 90-х годов.

Идея разработать на базе истребителя-перехватчика Су-27 многоцелевой самолет родилась еще в начале 80-х годов. На стадии создания перспективная машина получила индекс Т-10С, в 1982 году для него было подготовлено техническое задание. Чтобы обеспечить возможность уничтожать противника на земле, на самолет планировали установить новый бортовой радиолокатор и серьезно изменить систему управления вооружением. Также был переработан и планер машины: например, появилось переднее горизонтальное оперение (ПГО).

Т-10С впервые поднялся в небо в 1988 году. Однако в серию эта машина так и не пошла. Какое-то время работы еще продолжались по инерции, но после распада СССР конструкторам стало не до новых проектов, нужно было банально выживать. ОКБ им. Сухого изготавливало хорошо отработанные истребители Су-27 для иностранных заказчиков, проводило модернизацию машин, находившихся в российских строевых частях, до уровня Су-27СМ и занималось проектом Су-30МК, который позже стал настоящей «звездой авиасалонов».

К идее многоцелевого истребителя на базе Су-27 вернулись только в середине прошлого десятилетия. В это время у конструкторов уже было четкое понимание, что для создания современного самолета подобного класса требуется серьезная модернизация Су-27, которая бы включала в себя не только замену бортовых систем оборудования и электроники, но и значительную переработку планера, а также оснащение истребителя новой мощной силовой установкой. Только в этом случае можно было бы рассчитывать на успешное продвижение новой машины на международном рынке. За перспективным самолетом решили оставить старое обозначение – Су-35. Хотя, в некоторых источниках машину именуют Су-27БМ («большая модернизация») или Су-35БМ.

Изготовление установочной партии «тридцать пятых» началось в 2006 году. Сборка первого истребителя была окончена в середине 2007 года, самолет даже успели представить на авиасалоне МАКС-2007. Первый полет Су-35 состоялся в начале 2008 года, за штурвалом машины находился Заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан. На следующий день после проведения испытаний Су-35 был показан Путину, который специально для этого посетил Жуковский.

Следует отметить, что самолет, поднявшийся в воздух февральским утром с аэродрома «Раменское», имел мало общего с Т-10С, разработка которого велась в середине 80-х. Единственное, что их роднило – это общий «предок», советский истребитель Су-27. Изначально новую машину называли Су-35БМ, а затем и просто Су-35. После того как к истребителю проявило интерес отечественное оборонное ведомство, самолет получил в обозначении букву «С», которая традиционно присутствует в серийных моделях военной техники для нужд российского Министерства обороны.

Одним из важнейших отличий «тридцать пятого» от его предшественников является установка на нем новейших двигателей АЛ-41Ф1С («изделие 117»), разработанных и изготовленных специалистами компании ОАО «НПО Сатурн». Как и истребитель Су-35, эти авиационные моторы имеют долгую историю.

Стендовые испытания «изделия 117» начались еще в 2003 году. Для них было построено пять новых двигателей. Позже для проведения летной отработки была использована летающая лаборатория Су-27М.

АЛ-41Ф1С имеет значительно лучшие характеристики по тяге и удельному расходу топлива по сравнению со своими предшественниками.

В 2009 году между российским Министерством обороны и корпорацией «Сухой» был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35С со сроком реализации до конца 2015 года. Второй договор был заключен в декабре 2015 года. Он предусматривает изготовление 50 самолетов Су-35 до 2020 года.

В 2010 году испытания Су-35 были успешно завершены. Уже в мае следующего года в небо поднялся первый серийный истребитель Су-35С, через шесть месяцев полет совершила вторая серийная машина.

«Тридцать пятым» заинтересовались не только российские военные, новый истребитель по достоинству оценили и за рубежом. В 2015 году был подписан контракт с Китаем на поставку 24 Су-35, по состоянию на начало нынешнего года заказчику уже отправлено 4 самолета. Российский истребитель «пришелся по душе» и индонезийским военным, к 2019 году в эту страну планируется поставить 11 Су-35. Сумма контракта составляет 1,14 млрд долларов. В настоящее время ведутся переговоры с Индией, Малайзией и ОАЭ.

Производство нового истребителя было налажено на авиационном заводе им. Ю. Гагарина (Комсомольск-на-Амуре).

В настоящее время несколько единиц Су-35 (сообщалось о четырех машинах) входят в состав авиационной российской группировки в Сирии.

Отечественные ВВС не получали новых самолетов в заметных количествах почти пятнадцать лет. Поэтому новые машины – в том числе и Су-35 – на голову превосходят самолеты, принятые на вооружение в конце 80-х – начале 90-х годов. На сегодняшний день Су-35 – это самый совершенный истребитель российских военно-космических сил и настоящая гордость славного семейства самолетов Су-27.

В завершение можно добавить следующее. Истребитель Су-35 – это не просто превосходная боевая единица, но и испытательная платформа, которая по полной использовалась для создания истребителя 5-го поколения. Несмотря на то что ПАК ФА в целом мало напоминает «тридцать пятый», на последнем обкатывались многие узлы, агрегаты и технические решения, которые позже были использованы на российском истребителе пятого поколения. В первую очередь это касается авионики, силовой установки и систем вооружения.

Описание

Как и другие машины семейства Су-27, истребитель Су-35 выполнен по интегральной аэродинамической схеме. То есть, крыло самолета плавно сопряжено с его фюзеляжем, образуя единое целое. Самолет имеет двухкилевое вертикальное оперение и шасси с двумя основными и одной передней стойкой. Пилотирует истребитель один летчик.

При создании Су-35 конструкторы ОКБ им. Сухого решили отступить от схемы с передним горизонтальным оперением, которая была использована в Су-33, Су-30МКИ и Су-27М. Поэтому внешне «тридцать пятый» больше походит на Су-27, чем на более поздние машины этого семейства. Использование новых современных материалов позволило отказаться от ПГО, не потеряв при этом преимуществ, которые оно обеспечивает.

По сравнению со своими предшественниками, Су-35 получил новый модернизированный планер усиленной конструкции, что обеспечило истребителю значительное увеличение ресурса (6 тыс. часов или 30 лет службы). Усиление планера самолета позволило увеличить его взлетный вес, что дало возможность размещения большего количества запаса топлива, установки новых систем оборудования и вооружения. Во внутренних баках истребителя может размещаться 11,3 тонны топлива (у Су-27 – 9,4). Су-35 оборудован системой дозаправки в воздухе, также он может нести дополнительные подвесные баки.

У Су-35 нет тормозного щитка, его функции выполняются отклоняемыми рулями направления.

Отдельно следует отметить комплексную систему управления истребителя КСУ-35. У самолета нет привычных механических тяг, управление по всем трем каналам производится с помощью ЭДСУ. КСУ-35 выполняет сразу несколько функций, что позволило значительно улучшить пилотажные характеристики и добиться «фирменной» высокой маневренности Су-35.

Особого внимания заслуживает силовая установка машины, основу которой составляют двигатели АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым вектором тяги. Они являются дальнейшим развитием двигателя АЛ-31Ф. При этом форсажная тяга данных двигателей на 16% превышает аналогичный показатель предшественника. Также следует отметить, что ресурс двигателей Су-35 увеличен до 4 тыс. часов. По сравнению с базовой моделью несколько увеличен вентилятор (с 905 мм до 932 мм), установлены новые турбины низкого и высокого давления. Управление поворотными всеракурсными соплами также осуществляется с помощью системы КСУ-35.

Кроме основной силовой установки, истребитель Су-35 оснащен и вспомогательной газотурбинной установкой ВГТД ТА14-130-35. Ее мощность составляет 105 кВт. Она снабжает электроэнергией различные системы самолета, а также обеспечивает кондиционирование кабины пилота и других отсеков машины.

Однако главным отличием Су-35 от других боевых машин семейства Су-27 является комплекс авионики, именно он максимально приближает «тридцать пятый» к истребителям пятого поколения. Его основа – это информационно-управляющая система (ИУС), которая связывает воедино информационные, функциональные, логические и программные системы оборудования истребителя в единый комплекс и обеспечивает высокий уровень взаимодействия между пилотом и самолетом. В ее состав, кроме двух центральных цифровых вычислителей, входят средства преобразования данных и уникальная система индикации, которая реализует наиболее «продвинутую» на сегодня концепцию «стеклянной кабины».

Если мы заглянем в кабину Су-35, то увидим два многофункциональных цветных жидкокристаллических экрана с диагональю 15 дюймов, пульты с дисплейным процессором и управлением индикацией, а также индикатор коллиматорного типа на фоне стекла ИКШ-1М.

На жидкокристаллических экранах в мультиоконном режиме отображается графическая, символьная и цифробуквенная информация, а также данные от бортовых телевизионных сенсоров. Многофункциональный пульт со встроенным дисплейным процессором значительно облегчает выдачу команд на всех этапах полета. А с помощью коллиматорного индикатора ИКШ-1М обеспечивается наблюдение на фоне закабинного пространства различной информации, которая формируется в соответствии с управляющими сигналами. Его поле зрения составляет 20×30°. Также в распоряжении пилота нашлемная система целеуказания.

Таким образом, управление всем оборудованием истребителя и его вооружением осуществляется согласно концепции HOTAS, которая заключается в том, что пилот может выполнять все свои функции, не убирая рук с основных средств управления. Также нужно отметить, что эргономика кабины заслуживает наивысших похвал.

Кабина самолета оборудована средствами эвакуации пилота во время аварийной ситуации.

Еще одной «изюминкой» машины, о которой необходимо рассказать, является бортовая РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис». Она позволяет обнаруживать цели с ЭПР 3 м2 на дистанции в 400 км, а с ЭПР 0,01 м2 – 90 км. «Ирбис» может сопровождать до тридцати целей одновременно, наводя при этом на восемь из них ракеты. Кроме того, она может обеспечивать селекцию целей на земле и обеспечивать полет на малых высотах.

Кроме РЛС, в распоряжении пилота Су-35 оптико-локационная станция ОЛС-35, в состав которой входит лазерный дальномер-целеуказатель, теплопеленгатор и телевизионный канал. При необходимости на Су-35 можно подвесить оптико-электронный контейнер, в котором размещается лазерно-телевизионный комплекс, способный обнаруживать, сопровождать и подсвечивать цели лазерным лучом. Подобное оборудование необходимо при работе истребителя по наземным целям. Самолет оснащен средствами радиоэлектронной борьбы и системой раннего предупреждения об облучении.

Теперь про вооружение Су-35. Истребитель имеет двенадцать точек подвески, десять из которых обычно используются для установки ракетно-бомбового вооружения, а два – для контейнеров с системами РЭБ. Самолет может применять практически все виды управляемых и неуправляемых авиационных боеприпасов, которые находятся на вооружении российской армии в настоящий момент. Боевая нагрузка истребителя составляет 8 тыс. кг. Стрелково-пушечное вооружение Су-35 состоит из авиационной пушки ГШ-30-1 (30 мм), ее боекомплект составляет 150 снарядов.

В 2005 году инженеры из ОКБ имени Сухого решили продолжить разработку истребителя Су-35 (Т-10БМ), серийное название Су-35С. Данный истребитель должен был стать глубоко модернизированной сверхманёвренной многофункциональной моделью четвертого поколения. Превосходство над самолетами такого же класса обусловливается наличием технологии истребителей пятого поколения. Первый полет был совершен в 2008 году в феврале.

Новые реализации в самолете:

    модернизированный планер с укрепленной конструкцией (ресурс машины увеличен до 6000 часов или 30 лет);

    отсутствие механической проводки оперения (регулировка с помощью электродистанционного управления);

    установлен обновленный КСУ-35 (выполняет одновременно функции нескольких систем);

    дополнительная функция – активная безопасность.

Поскольку базой для нового самолета был Су-27, многое из него было применено и на новом истребителе. Но в то же время были проведены серьезные работы по модернизации самолета. В конструкции Су-35 отсутствует традиционный для базы верхний тормозной щиток, передняя опора двухколесная, а шасси было значительно усилено из-за увеличенной взлетной массы. На самолёте отсутствует ПГО, хвостовая часть укорочена. Значительно снижена РЛ (заметность) благодаря уменьшенной площади вертикального оперения. Компактная авионика способствует сокращению объёма закабинного отсека. Изменился фонарь кабины.

Модернизация конструкции способствовала повышению количества топлива на 20%. Также дополнительно установлены два топливных бака по 1800 л. Они подвешены на покрыльевые точки. Дополнительно для многовременного провождения в воздухе установлена система дозаправки «шланг-конус». Но основным отличием от базовой модели считается установка новых двигателей АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн».

С конструктивной точки зрения эти двигатели являются углубленным развитием серии АЛ-31Ф. Отличаются от базы новым, увеличенным на 3% в диаметре вентилятором, обновленными турбинами низкого и высокого давления, улучшенной цифровой системой управления. Предусмотрено используемое сопло с управляемым вектором тяги. Результатом является повышенная тяга двигателя – на 16%.

Помимо прочего, на Су-35 поставили вспомогательную газотурбинную генераторно-двигательную установку ВГТД ТА14-130-35 с мощностью 105 кВт. Она обеспечивает конденсирование отсеков и кабины, при этом снабжает их электроэнергией.

Основой комплексного бортового оборудования является информационно-управляемая система – ИУС. Она осуществляет функциональную, логическую, информационную и программную увязку главного оборудования в цельную интегрированную систему. Именно она обеспечивает взаимодействие между оборудованием и экипажем. Состав ИУС: вычислитель средства преобразования и коммутации, система индикации – концепция «стеклянная кабина».

Два многофункциональных цветных ЖКИ по типу МФИ-35, пульты с наличием дисплейного процессора и управления индикации, широкоугольный индикатор колоратурного типа на фоне стекла ИКШ-1М представляют собой информационно-управляющее поле кабины Су-35. Индикаторы МФИ-35 диагональю 15 дюймов и разрешением 1400 х 1050 пикселей используются в качестве приема информации, ее обработки и отображения на экране для пилота. Мультиоконный режим включает в себя графическое, цифробуквенное и символьное отображение информации.

Многофункциональный пульт упрощает работу управления выдачи необходимых задач и информации. Индикатор КИШ-1М используется в качестве наблюдателя тыловой стороны кабины, поле зрения 20 х 30. Таким образом, на Су-35 управление всеми системами, бортовым оборудованием и вооружением осуществляется по концепции HOTAS.

Управление вооружением делается через РЛСУ с антенной фазированной решеткой «Ирбис-Э». Ее разработали в ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова». «Ирбис-Э» стал продолжением РЛСУ «Барс», который применяли на ранее созданных Су-30МКМ и Су-30МКИ. Данная РЛСУ позволяет выявить и сопроводить около 30 воздушных целей и одновременно атаковать 8 из них. Селекция наземных целей варьируется в диапазоне четырех единиц, но при условии полного контроля воздушного пространства. Соответственно, «Ирбис» отличается от базы расширенной полосой рабочих частот, увеличенной зоной обнаружения и сопровождения, возросшей дальностью действия и улучшенной помехозащищенностью.

Помимо РЛСУ, за управление вооружением в самолете отвечает ОЛС-35 – оптико-локационная станция. В ней объединены теплопеленгатор, телевизионный канал и лазерный дальномер-целеуказатель. А для проведения специальных операций в режиме «воздух-поверхность» на Су-35 устанавливают оптико-электронный контейнер. В нем размещена лазерно-телевизионная прицельная станция, способная обнаружить, сопроводить, определить дальность и осуществить лазерный подсвет цели.

Самолет использует 10 узлов подвески для запуска ракет и еще 2 узла задействованы как место размещения РЭБ. Вооружение Су-35 состоит из 8 ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭР1, рассчитанных на среднюю дальность поражения целей. Ракеты Р-27ЭП1 и Р-27ЭТ1 размещены по 4 штуки. РВВ-АЕ – 12 штук, Р-73Э – 6 ракет ближнего боя.

К ракетам «воздух-поверхность» относятся 6 ракет тактического назначения Х-31А (в некоторых модификациях Х-29Л), 6 противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31П и Х-31А и 5 обновленных противолодочных ракет Х-59МК с дальним радиусом. Среди новинок вооружения используются противолокационные ракеты повышенной дальности полета Х-58УШЭ, 3 ракеты системы «Клаб» и 1 одна тяжелая противокорабельная ракета повышенной дальности «Яхонт». Среди дополнительного вооружения применяются корректируемые бомбы КАБ-500Кр (ОД) с самонаведением телевизионного типа, новые КАБ-500С-Э спутникового наведения и три бомбы КАБ-1500Кр (иногда КАБ-1500Л) с телевизионным наведением. Масса боевого вооружения достигает 8000 кг – 12 точек внешней подвески.

История прототипа Су-35

Производство было начато на КнААПО в 2006 году. Первый прототип собрали через год, после чего он приступил к летным испытаниям. Первый полет Су-35 совершил в феврале 2008 года, пилот – С. Богдан. Второй и третий прототипы начали собирать в том же году. На 2020 год планировалось создать 160 самолетов этого класса. К тому времени сконструировали второй прототип, который взлетел впервые в октябре того же года. Ровно через год было объявление о законченной третьей модели. Однако уже в октябре из-за возникшей проблемы с управлением двигателем Су-35 (3-й прототип) попал в аварию.

За последние годы на всех летных испытаниях Су-35 совершил суммарно 400 полетов. На 15 августа 2012 года первые два прототипа поступили в ГЛИЦ для ГСИ. Параллельно с ними поступила первая серийная модель Су-35С-1.

На 2015 год в Министерство обороны РФ поступило 48 истребителей. Следует отметить исключительные характеристики самолета:

    Он превосходит все существующие тактические истребители четвертого поколения как европейские Eurofighter 2000 и Rafale, так и американские F-15, -16 и -18.

    Способен соперничать с самолетами пятого поколения.

    Считается самым быстрым истребителем.

    Преимущество в дальности полета.

    Единственный самолет, способный сделать пируэт «блинчик» (365-градусный разворот в горизонтальной плоскости) без утери скорости.

Су-35 характеристики:

Модификация Су-35C ("БМ")
Размер крыла, м 14.75
Длина самолета, м 21.95
Высота самолета, м 5.92
Площадь крыла, м2 62.20
Масса
пустого самолета 19000
нормальная взлетная 25300
максимальная взлетная 34500
топлива 11500
топлива (с двумя ПТБ) 14300
Тип двигателя 2 ТРДДФ АЛ-41Ф1С
Тяга, кгс
максимальная 2 х 8800
на форсаже 2 х 14500
Максимальная скорость, км/ч:
у земли 1400 (М=1.17)
на большой высоте 2500 (М=2.35)
Практическая дальность, км:
перегоночная с ПТБ 4500
на большой высоте без ПТБ 3600
на малой высоте 1580
Скороподъемность, м/мин 16800
Практический потолок, м 18000
Макс. эксплуатационная перегрузка 9
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм пушка ГШ-30-1 (150 патронов).
боевая нагрузка - 8000 кг на 12 узлах подвески:
УРВВ - Р-27Э, Р-77, Р-73, РВВ-СД, РВВ-МД,
8 х Р-27ЭР1, 4 х Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1,
12 х Р-77 РВВ-АЕ, 6 х Р-73
варианты:
- 9 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД;
- 5 х РВВ-СД + 2 х РВВ-МД + 2 х ударные ракеты класса Х-31.
УРВП: Х-31, Х-25, Х-29, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК (до 5 шт), С-25ЛД; неуправляемых ракет типов С-8 (в блоках), С-10 (в блоках) и С-25;
Бомбовая нагрузка: 4-5 х КАБ-500Кр, 4-5 х КАБ-500С-Э,
2-3 х КАБ-1500Кр, 2-3 х КАБ-1500Л или неуправляемые
бомбы различных калибров

Су-35 - истребитель поколения «4++», который является на данный момент самой современной машиной в ВВС РФ. Представляет собой глубокую модернизацию истребителя Су-27, выпускаемого еще во времена СССР. Сегодня мы с вами познакомимся с историей и летно-техническими характеристиками самолета Су-35 - передового истребителя российской авиации.

Поколение

Поколение «4++» к которому относится герой нашего с вами разговора, является условным понятием, призванным подчеркнуть тот факт, что технические характеристики СУ-35 вплотную приближены к параметрам самолета 5-го поколения. Машина удовлетворяет большинство требований, предъявляемых к моделям этого поколения, но все же немного им уступает.

Создание самолета

Прежде чем ознакомиться с описанием и техническими характеристиками Су-35, стоит провести небольшой исторический экскурс. Работы над изготовлением установочной партии самолета Су-35 начались в 2006 году. На следующий год были намечены масштабные летные испытания, однако состоялись они лишь в 2008-м. К лету 2007 года на КнААПО им. Гагарина была завершена сборка пилотного образца, после чего он поехал на авиасалон МАКС-2007.

Свой первый полет истребитель совершил 19 февраля 2008 года в ЛИИ им. Громова. В тот день Су-35 пилотировал Сергей Богдан. На следующий день, при посещении города Жуковский, с новым истребителем ознакомился президент РФ.

Первый демонстрационный полет самолет выполнил в Жуковском в середине лета 2008 года. 2 октября 2008-го с аэродрома КнААПО в небо поднялся второй экземпляр. К марту 2009 года новые самолеты совершили сотню полетов.

Первые контракты

В рамках выставки МАКС-2009 был подписан крупнейший в РФ за последние несколько десятилетий контракт по закупке новых истребителей. Согласно договоренности, в период с 2012 по 2015 год завод-изготовитель должен был поставить 48 машин Су-35. Предполагалось, что подобный контракт будет заключен на 2015-2020 годы. В 2010-м компания «Сухой» успешно завершила цикл предварительных испытаний истребителя. Убедившись в отличных технических характеристиках Су-35, его пустили в серию. 3 мая 2011-го в небо поднялась первая серийная модель. Тогда к названию самолета стали прибавлять индекс «С».

К концу 2012 года Министерство обороны РФ получило шесть экземпляров истребителя. К началу 2016 года было построено уже 48 самолетов. В конце 2015-го был подписан второй контракт с МО РФ, согласно которому завод-изготовитель должен поставить ВВС еще 50 единиц техники к началу 2020 года. Технические характеристики планера Су-35 оценили и за рубежом - параллельно с российским заказом изготавливаются машины на экспорт: 12 для Индонезии и 24 для Китая.

Назначение истребителя

Многофункциональный истребитель Су-35С создан для:

  1. Нанесения упреждающего удара по воздушным вражеским целям, в том числе слабозаметным.
  2. Атаки морских или наземных целей без вхождения в зону ПВО.
  3. Участия в групповых действиях по атаке наземных или воздушных целей.
  4. Полета на малых высотах, с обходом препятствий.
  5. Сопровождения воздушных целей.
  6. Выполнения задач в условиях преднамеренных помех.
  7. Обнаружения типовых наземных и воздушных целей с дистанции до 200 км, а также больших воздушных целей с ЭОП - с дистанции до 400 км.

Оценка

По данным издания National Interest (США), Су-35 стоит первым в списке наиболее опасного вооружения РФ. Эксперты издания признали истребитель опасным для всех самолетов, находящихся на вооружении НАТО, за исключением разве что истребителя F-22. По их оценке, опасность российского истребителя связана прежде всего с большой загрузкой дальних ракет типа «воздух-воздух», возможностью запуска ракет со сверхзвуковой скоростью, мощными средствами для радиолокационной борьбы и отличной маневренностью.

Конструкция

Истребитель сконструирован по нормальной аэродинамической схеме с интегральной компоновкой. Трапециевидное крыло, расположенное посредине, оснащается наплывами и, сопрягаясь с фюзеляжем, образует цельный несущий корпус. Две двухконтурные турбореактивные силовые установки, с форсажными камерами, размещаются в отдельных мотогондолах, которые установлены под корпусом самолета на таком расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было расположить пару управляемых ракет. Кроме того, «просвет» между мотогондолами необходим для избегания их аэродинамического влияния друг на друга. Регулируемые воздухозаборники размещаются под центропланом. Обтекатели шасси переходят в задние балки, которые выступают платформами для консолей вертикального и горизонтального оперения, а также подбалочных гребней.

Тактико-технические характеристики Су-35С выгодно выделяют его среди других истребителей ВВС РФ. На Су-35 были реализованы аэродинамические новшества, которые разрабатывались для палубной модификации Су-27К. При изготовлении корпуса машины были широко использованы алюминий-литиевые сплавы и композитные материалы. По сравнению с предшественником, герой нашего разговора получил усиленные стойки шасси и узлы внешней подвески, которые расположены под крылом. Кабина истребителя оснащается катапультным креслом модели К-36, у которого увеличилась амплитуда наклона спинки.

Для размещения системы дозаправки, усиленной передней опоры и обновленного БРЭО конструкторы разработали обновленную конфигурацию головной части фюзеляжа с боковыми люками и более крупным радиопрозрачным обтекателем РЛС. Дабы сохранить устойчивость и управляемость самолета с новой «головой», пришлось увеличить площадь вертикального оперения и рулей направления. Диаметр и длина хвостового обтекателя также возросли. Это необходимо для монтажа дополнительного оборудования. Тормозной парашют перенесли на верхнюю поверхность задней части фюзеляжа и расположили перед баком для топлива.

Силовая установка

Истребитель Су-35, технические характеристики которого мы сегодня рассматриваем, оснащается парой двухконтурных турбореактивных силовых установок модели АЛ-41Ф1С. Моторы имеют форсажную камеру и всеракурсно управляемый вектор тяги. Для увеличения количества ракурсов оси поворота отклоняемых сопел сделали наклоненными. Эти двигатели, по сути, представляют собой упрощенный вариант мотора АЛ-41Ф1, разрабатываемого для истребителей пятого поколения.

Версия, используемая в Су-35, отличается сниженной форсажной и бесфорсажной тягой, а также наличием электромеханической системы управления. В форсажном режиме тяга каждого мотора равна 14500 кгс, без форсажа двигатель развивает только 8800 кгс. Мощности моторов достаточно для того, чтобы истребитель набирал сверхзвуковую скорость без применения форсажа.

Межремонтный ресурс двигателей составляет 1000 часов, а общий - 4000 часов. Во вспомогательной силовой установке самолета используется газотурбинный мотор ВГТД ТА14-130-35 мощностью в 105 кВт. Он обеспечивает кондиционирование отсеков и кабины самолета, а также электропитание бортовых потребителей.

Бортовая электроника

Рассматривая технические характеристики самолета Су-35, нельзя не упомянуть авионику. В оснащении Су-35 использовали радиолокационную станцию (РЛС) с антенной решеткой НО35 «Ирбис».

РЛС имеет такие характеристики:

  1. Диаметр антенной решетки - 0,9 м.
  2. Угол обзора - 240°.
  3. Диапазон частот - 8-12 ГГц.
  4. Максимальная мощность - 20 кВт.
  5. Нормальная мощность - 5 кВт.
  6. Дальность обнаружения цели: 350-400 км на встречных курсах, 150 км - на догонных.
  7. Одновременно обнаруживается: 30 воздушных целей или 4 наземных.
  8. Одновременный обстрел: ракеты с активной головкой самонаведения - до 8 целей, ракеты с полуактивной головкой - до 2.

В дополнение к радиолокационной станции «Ирбис» используется ОПС (оптико-локационная станция). Самолет также может быть оснащен оборудованием для групповой радиоэлектронной защиты. Кромки планера и фонаря кабины получили токопроводящее напыление, призванное снизить эффективную площадь рассеяния. Кабина пилота оснащается голографическим индикатором и двумя ЖК-дисплеями для возможности работы в многоэкранном режиме.

Технические характеристики Су-35

Основные параметры российской машины:

  1. Длина самолета - 21,9 м.
  2. Высота самолета - 5,9 м.
  3. Размах крыла - 15,3 м.
  4. Площадь крыла - 62 м 2 .
  5. Угол стреловидности - 42°.
  6. Тип шасси - трехопорное, со стойкой, которая убирается против полета.
  7. Вес пустого самолета - 19 т.
  8. Нормальная взлетная масса - 25,3 т.
  9. Максимальная взлетная масса - 34,5 т.
  10. Масса топлива - 11,5 т.
  11. Количество моторов - 2.
  12. Тип мотора - ТРДДФ с УВТ.
  13. Максимальная тяга двигателя - 8800 кгс.
  14. Тяга мотора на форсаже - 14500 кгс.
  15. Масса двигателя - 1,52 т.
  16. Максимальная скорость: 1400 км/ч - у земли, 2500 км/ч - на высоте более 11 км.
  17. Дальность полета: 1580 км - у земли, 3600 км - на большой высоте.
  18. Практический потолок - 20 км.
  19. Скороподъемность - 280 м/с.
  20. Разбег - 450 м.
  21. Пробег - 650 м.

Вооружение

Вооружение истребителя Су-35 состоит из:

  1. 30-миллиметровой авиапушки ГШ-30-1 (150 снарядов).
  2. 16 ракет средней дальности класса воздух-воздух (6 моделей Р-27ЭР или Р-27Т, и 10 моделей РВВ-АЕ).
  3. 6 ракет малой дальности класса воздух-воздух модели Р-73.
  4. 6 противокорабельных ракет класса воздух-земля модели Х-31 или двух моделей Х-59М.
  5. 12 высокоточных боеприпасов класса воздух-земля (шесть модели Х-29Т и столько же модели КАБ-200).
  6. 6 неуправляемых боеприпасов класса воздух-земля модели С-25.
  7. 6 блоков пусковых установок (ПУ) Б-8, рассчитанных на 7-20 ракет модели С-8.

На данный момент вооружение истребителя Су-35 не имеет аналогов по широте ассортимента для работы по наземным, морским и воздушным вражеским целям. На внешней подвеске самолет может нести до 14 ракет. Они устанавливаются под фюзеляжем, на мотогондолах и на крыльевых точках подвески.

F-35 против Су-35

Технические характеристики истребителей, стоящих на вооружении, всегда были доказательством военной мощи государства. Сравнение последствий столкновения боевых самолетов, представляющих армии разных стран мира, носит спекулятивный характер, но избежать его нельзя, ведь именно конкуренция подстегивает конструкторов на создание более современных машин. Если сравнивать Су-35 с другими представителями поколения «4+» или «4++», будь то американское семейство F (16-я и 18-я модели) или французский Rafale, то по основному количеству «паспортных» данных превосходство российского самолета неоспоримо.

Достойным противником для Су-35 является F-35 - американский самолет пятого поколения, разработанный как более дешевая версия бескомпромиссного F-22. Эксперты не единожды отмечали, что по дальности полета, вооружению, скорости, маневренности и, наконец, цене российский истребитель превосходит американский. Но здесь есть один важный нюанс.

Дело в том, что сравнение Су-35 с перечисленными выше конкурентами абсолютно некорректно, так как российская машина относится к «тяжелым истребителям» по отечественной классификации и «истребителям завоевания превосходства в воздухе» - по западной. Что же касается машин F-16 и F-18 и Rafale, то они попадают под российский класс «легких» или «средних» истребителей, а в натовской классификации именуются «многофункциональными истребителями» или «бомбардировщиками». Следовательно, сравнивать эти машины нужно с российским самолетом Миг-29. Ну а истребитель F-35 вообще не должен участвовать в сравнении с Су-35, так как он относится не только к другому классу, но и к другому поколению.

Таким образом, правильнее всего было бы сопоставлять тактико-технические характеристики Су-35 с параметрами американского F-22. Хотя и это не совсем корректно из-за отличия в поколениях (все-таки «4++» это не 5). Впрочем, на этом поприще российская машина уступила бы первенство, что вполне логично. Кто действительно может посостязаться с F-22, так это самолет Су-57 (Т-50) - первый истребитель РФ пятого поколения, который пока что находится на стадии испытаний.

Заключение

Сегодня мы с вами рассмотрели историю и характеристики истребителя Су-35 - передового истребителя современной российской авиации. Напоследок стоит отметить, что машина получилась действительно достойной. Она может составить конкуренцию многим зарубежным аналогам и полностью оправдывает свою приверженность к так называемому поколению «4++».

Поступит на вооружение военно-воздушных сил не ранее 2015-16 годов. В течение некоторого времени после принятия на вооружение количество этих самолетов в ВВС будет незначительным и они не смогут оказать большое влияние на общее состояние и возможности вооруженных сил. В связи с этим было принято решение о дополнительных закупках истребителей другого типа, призванных стать временной мерой в ожидании достаточного количества Т-50.

В качестве наиболее современного и совершенного самолета, призванного обеспечить боеспособность ВВС в течение ближайших лет, был выбран .

До 2015 года Комсомольский-на-Амуре авиационный завод должен построить и передать в войска 48 самолетов Су-35С. К настоящему времени построено, по разным данным, 10-12 машин. Кроме того, в планах на текущий 2013 год значится строительство 12 новых самолетов.

Такой же план определен на 2014 год, а в 2015-м авиастроители из Комсомольска-на-Амуре должны построить 15 истребителей. Официальные лица несколько раз упоминали, что после завершения работ по текущему контракту возможен новый заказ на 48 истребителей Су-35С. По понятным причинам, пока не до конца ясно, будет ли подписан второй контракт.

Су-35С с номером 01413 в цехе окончательной сборки КнААПО, г.Комсомольск-на-Амуре.

Началу строительства истребителей Су-35С предшествовала длительная эпопея с разработкой нового самолета семейства . Разработка истребителя с индексом Су-27М, который в дальнейшем получил новое обозначение Су-35, началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века. Главным отличием обновленного Су-27 от базовой машины стало применение нескольких новых технических и технологических решений, а также широкое использование современной на тот момент радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и цифровой.

В 1988 году в небо впервые поднялся опытный образец Т-10М-1, переоборудованный из серийного Су-27. До 1994 года фирма «Сухой» и Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение построили 12 прототипов самолета Су-27М/Су-35 и регулярно показывали эти машины на авиасалонах, ожидая получить экспортные контракты.

В 1995 году стартовало серийное производство истребителей Су-35, результатом которого стали всего три самолета. Ввиду отсутствия каких-либо заказов в 1997 году проект Су-27М/Су-35 был закрыт. Некоторые наработки по этому проекту использовались при создании новых самолетов семейства Су-27.

Первый прототип Су-27М — Т-10М-1 борт №701 в Музее ВВС в Монино, начало 1990-х годов

Современная история самолета Су-35 началась в 2005 году , когда было принято решение переработать имеющийся проект и запустить серийное производство обновленного истребителя. Изначально обновленный вариант проекта обозначался как Су-35БМ, но в дальнейшем, с началом серийного строительства, истребители стали именовать Су-35С. При переработке имевшегося проекта предполагалось кардинально обновить радиоэлектронное оснащение самолета и довести его возможности до уровня поколения «4++». Кроме того, в проекте использовали некоторые элементы и наработки, свойственные следующему поколению истребителей.

По своей конструкции истребитель Су-35С является типичным представителем семейства . Планер нового самолета делался на основе предыдущего проекта, однако претерпел некоторые изменения. В первую очередь необходимо отметить усиление планера, проведенное с целью увеличения его ресурса. По имеющимся данным, ресурс планера составляет 6000 часов, что позволит эксплуатировать истребители в течение 30 лет. Некоторые агрегаты планера самолета Су-35С отличаются от соответствующих деталей как Су-27, так и Су-35 первой версии.

В ходе создания проекта Су-35БМ/Су-35С конструкторы фирмы «Сухой» изменили некоторые детали фюзеляжа, крыла и оперения. Так, Су-35С имеет вертикальное оперение, отличающееся от килей предыдущих машин. Кроме того, новый истребитель лишился тормозного щитка на верхней стороне фюзеляжа. В качестве воздушного тормоза теперь используются кили, синхронно отклоняемые наружу.

Первый прототип оригинальной сборки КнААПО — Т-10М-3 / Су-35 борт №703 на авиашоу МАКС-1995, Раменское, август 1995 г.

Самолеты Су-35С оснащаются двумя ТРДДФ АЛ-41Ф1С, разработанными НПО «Сатурн». Эти двигатели способны развивать форсажную тягу до 14500 кгс, а также оснащены системой управления вектором тяги. Это дает самолету высокие летные и маневренные характеристики. Кроме того, для электроснабжения ряда систем самолет оснащается вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35 мощностью 105 кВт.

Двигатели АЛ-41Ф1С обеспечивают самолету высокую тяговооруженность. При нормальном взлетном весе около 25,3…25,5 тонны значение тяговооруженности превышает 1,1. В случае максимального взлетного веса (34,5 т) этот параметр сокращается до 0,76.

При таких показателях самолет Су-35С имеет высокие летные характеристики. Он способен развивать скорость до 2500 км/ч на высоте и 1400 км/ч у земли. В ходе испытаний установлено, что истребитель без использования форсажа может разгоняться до скоростей свыше 1300 км/ч. Су-35С имеет практический потолок не менее 18 км и максимальную дальность полета с подвесными топливными баками около 4500 км.

Су-35С оснащается современным комплексом радиоэлектронного оборудования, в состав которого включены самые новые разработки соответствующих предприятий. Основа комплекса БРЭО – радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис», созданная НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова. Антенная решетка этой станции состоит из 1772 модулей, что обеспечивает работу в нескольких режимах: обнаружение и сопровождение целей, а также картографирование местности.

В зависимости от параметров цели, РЛС Н035 «Ирбис» может находить ее на дальности до 400 км. РЛС способна сопровождать до 30 воздушных и 4 наземных целей или обеспечивать атаку 8 воздушных и 2 наземных целей одновременно.

В дополнение к РЛС самолет Су-35С получил оптико-локационную станцию ОЛС-35. Эта станция может производить обнаружение целей в оптическом и тепловизионном диапазонах. Кроме того, в составе ОЛС-35 имеется лазерный дальномер. По имеющимся данным, оптико-локационная станция способна находить летательные аппараты, не использующие форсаж, на дальностях до 90 км, в зависимости от взаимного положения истребителя и цели. Максимальная дальность, измерение которой возможно при помощи лазерного дальномера, достигает 30 километров. Станция ОЛС-35 может одновременно сопровождать до четырех целей.

Как и предыдущие самолеты семейства Су-27, новый Истребитель Су-35С оснащается электродистанционной системой управления. Также в состав радиоэлектронного оборудования истребителя входит аппаратура постановки активных помех.

Самолет Су-35С борт №09 красный на авиабазе Шагол/Челябинск во время перегона с КнААПО, 8 февраля 2013 г.

Встроенное вооружение истребителя Су-35С состоит из одной 30-мм автоматической пушки ГШ-30-1 с боекомплектом 150 снарядов. Ракеты и бомбы подвешиваются на пилонах под крылом и фюзеляжем. 8 точек подвески располагаются под крылом, еще 4 – под фюзеляжем. На всех узлах внешней подвески самолет может нести управляемые ракеты «воздух-воздух» нескольких типов.

Управляемые и неуправляемые ракеты класса «воздух-поверхность» могут подвешиваться лишь на шести узлах. Также для поражения наземных целей предлагается использовать корректируемые и неуправляемые бомбы различных калибров.

Летом 2007 года завершилась сборка первого прототипа самолета Су-35БМ/Су-35С. 19 февраля следующего года этот истребитель впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя С. Богдана. Всего было построено три летных прототипа, но только два из них участвовали в испытаниях. В апреле 2009 года третий опытный самолет потерпел аварию во время скоростной пробежки. Причиной инцидента оказался отказ системы управления двигателями.

Су-35С борт №04 красный с ракетами Х-31 в Раменском, февраль 2013 г.

В августе 2009 года, в ходе авиасалона МАКС-2009, министерство обороны и Объединенная авиастроительная корпорация подписали контракт на поставку 48 истребителей Су-35С до 2015 года. Работы по выполнению заказа военного ведомства начались через несколько месяцев после подписания контракта, осенью 2009 года.

Первый серийный истребитель поднялся в воздух в начале мая 2011 года. В августе того же года два опытных и первый серийный самолет были переданы в 929-й Государственный летно-испытательный центр ВВС для проведения государственных совместных испытаний. Уже первый этап испытаний подтвердил заявленные характеристики самолета.

К настоящему времени, включая опытные образцы, построено не более 12-15 истребителей Су-35С. В августе этого года появились сообщения, согласно которым уже этой осенью ВВС получат 12 новых самолетов. Новые истребители отправятся служить на авиабазу Дземги (Комсомольск-на-Амуре). По разным оценкам, в настоящее время на различных стадиях производства находится до восьми истребителей. Вероятно, они поступят на испытания и будут переданы военно-воздушным силам лишь в следующем году.



Су-35С серийный №01-06. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Конкретные данные о характеристиках и боевых возможностях нового истребителя Су-35С по понятным причинам отсутствуют. Тем не менее, уже опубликованные сведения позволяют делать некоторые предположения. Новейшее бортовое радиоэлектронное оборудование отечественного производства позволит самолету эффективно находить и атаковать воздушные или наземные цели. Высокие летные данные тоже положительно скажутся на боевом потенциале истребителя.

Нередко встречаются оценки, согласно которым самолет Су-35С по ряду параметров может сравниться с испытываемым в настоящее время истребителем Т-50. Трудно говорить, насколько такие оценки соответствуют действительности, поскольку большое количество информации об этих проектах засекречено.

Вне зависимости от результатов сравнения истребителя Су-35С с новейшим Т-50 можно говорить о превосходстве первого над самолетами, имеющимися в войсках. Тяжелая ситуация прошлых лет, из-за которой военно-воздушные силы располагают относительно старой техникой, соответствующим образом сказалась на потенциале военной авиации. В таком случае производство и поставка 48 новейших самолетов сможет оказать положительное влияние на состояние военно-воздушных сил.

Необходимо отметить, что Су-35С не является единственным новым типом истребителя, призванным повысить потенциал ВВС России. В 2012 году были подписаны два контракта на поставку 60 самолетов Су-30СМ и 16 Су-30М2. Таким образом, если все имеющиеся контракты и планы будут выполнены, то к концу текущего десятилетия отечественные военно-воздушные силы получат 96 истребителей Су-35С и 76 самолетов Су-30 нескольких модификаций.

Су-35С борт №06 красный серийный №01-05. Аэродром КнААПО Дземги, г.Комсомольск-на-Амуре.

Су-35С борт №07 красный на авиашоу в Ле-Бурже, 17-23 июня 2013 г.

Ко времени завершения выполнения контрактов на поставку Су-35С и Су-30 отечественная авиационная промышленность должна освоить серийное производство новых Т-50, что позволит оптимизировать процесс перехода на строительство и эксплуатации истребителей пятого поколения. При этом в течение длительного времени Су-35С, имеющие ресурс около 30 лет, будут служить вместе с новыми Т-50.

Таким образом, в ближайшие десятилетия в российских ВВС будут использоваться истребители поколений «4++» и «5», что соответствующим образом должно сказаться на состоянии фронтовой авиации в целом.

Десять лет назад состоялся первый полет сверхманевренного истребителя Су-35.
Об истории создания, боевом потенциале и почему этот самолет часто сравнивают с зарубежными аналогами - в статье Романа Азанова, ТАСС.

Фото мои.

19 февраля 2008 года в небо впервые поднялся российский многоцелевой истребитель поколения "4++" Су-35. Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель РФ, Герой России Сергей Богдан.

Серийно Су-35С начал производиться с 2011 года на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, но на вооружение российской армии был принят лишь в прошлом году. После боевого крещения в небе Сирии об истребителе заговорил весь мир.

Примечательно, что под индексом "Су-35" начиная с 1992 года на международных авиасалонах демонстрировались модификации Су-27. Модернизированные истребители Су-27М были созданы по заказу военных в 1980-х годах, а в 90-е их производство было прекращено из-за недостатка финансирования.

Концепция нового многофункционального истребителя (за которым было сохранено название Су-35) окончательно сформировалась к середине 2000-х годов. В новом самолете необходимо было существенно усовершенствовать комплексы вооружения, внести изменения в конструкцию планера машины и ее силовую установку.

Кстати, за идею создания информационно-управляющей системы (ИУС) для современных самолетов в прошлом году распоряжением председателя правительства РФ группе сотрудников компании "Сухой" была присуждена премия в области науки и техники. ИУС изначально родилась в исследованиях по проекту истребителя пятого поколения, однако первой она реализовалась именно на Су-35.

Он создавался таким образом, чтобы летать и воевать в таких условиях, где "классические" истребители уже не могли вести бои.

"Тридцать пятый" стал глубокой модернизацией фронтового истребителя Су-27 с целью значительного повышения эффективности боевого применения по воздушным, наземным и морским целям. Как отмечают разработчики, в конструкции Су-35 были применены самые удачные технические решения, отработанные ранее на самолетах семейства Су-27 и Су-30.


При создании Су-35 отступили от аэродинамической схемы с передним горизонтальным оперением (как у Су-33 и Су-30МК) и вернулись к классической (Су-27).

Конструкция планера усилена, что позволило увеличить максимальный взлетный вес машины. Это дало возможность значительно повысить запас топлива (во внутренних баках Су-35 несет 11,3 тонны против 9,4 на Су-27).

Помимо этого истребитель может использовать подвесные топливные баки объемом 2000 литров каждый. Боевая нагрузка осталась такой же, как на Су-27 — восемь тонн. Количество узлов подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб возросло с 10 до 12. Еще два — для размещения контейнеров РЭБ.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Длина самолета — 21,9 м, размах крыла — 14,75 м, высота — 5,9 м. Максимальная взлетная масса — 34 500 кг, максимальная скорость — 2500 км/ч, максимальная дальность полета без подвесных топливных баков (ПТБ) — 3600 км, с ПТБ — 4500 км.

Практический потолок — 20 тыс. м. Назначенный производителем ресурс самолета — 6 тыс. часов или 30 лет, ресурс двигателей — 4 тыс. часов.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух — воздух" и "воздух — поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров. Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас — 150 патронов).

Су-35 оборудован турбореактивными двигателями с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги АЛ-41Ф1С. При этом он не требует каких-то специальных систем управления.


За сверхманевренность отвечает двигатель 117С.

117С разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.

Что касается режимов устойчивости и управляемости, маневренности, аэродинамики Су-35, как рассказал в интервью ТАСС летчик-испытатель Сергей Богдан, то здесь им все пройдено и постигнуто "от и до".
"Но, что касается боевых режимов, там есть много специфики. Я много ими занимался, но не все тестировал. Это просто физически невозможно — все успеть, поскольку самолет летает на разных базах. Есть отдельные режимы, с которыми я знаком не по полетам, а только по видеоматериалам", — признался он.

Важнейшее отличие Су-35 от истребителей поколения "4+" — наличие на борту авионики пятого поколения. Радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой "Ирбис" обладает уникальными на сегодняшний день характеристиками по дальности обнаружения целей (до 200 км). Он способен одновременно сопровождать до 30 целей и наводить ракеты на восемь из них, не прекращая при этом просмотр воздушного пространства.

Сергей Богдан:
Если, допустим, в ходе воздушного боя за самолетом увязывается неприятель, то в верхней точке возможен быстрый разворот вокруг своей оси, поиск цели и моментальная атака. От самолета, находящегося сзади, сложно уйти в отрыв, а это показывает, как Су-35 может выходить из положения, не теряя устойчивости и управляемости. Он выполняет вираж на 360 градусов для поиска потенциального противника и дальше продолжает свой маневр.

В настоящее время в строевые части поставлено около 70 единиц. В этом году Минобороны России получит на вооружение десять Су-35. Всего же до 2020-го ожидается поставка 50 единиц. 24 самолета до 2019 года должен получить Китай, также недавно был подписан контракт на поставку 11 истребителей Индонезии...

Подробнее на