Машиностроение где работать. Специальность машиностроение. Какие знания получают студенты в процессе обучения

Вы - ИТ-родитель и ваше чадо недавно сдало ЕГЭ? Спорим, я угадаю про вас две вещи:

1. скорее всего, одним из предметов ЕГЭ была профильная математика,
2. сейчас вы вместе с отпрыском находитесь в раздумьях, куда отнести аттестат - хотите максимально попасть в яблочко с перспективными ВУЗом и специальностью.

Если я угадала, прочитайте мою статью – она как раз для родителей, которым актуально понять, какие инженерные профессии будут пользоваться спросом в 2020.

Спрогнозировать будущее выпускника ВУЗа не так-то просто. Какие-то профессии будут отмирать под влиянием повсеместной автоматизации или невостребованности рынком, по каким-то будет переизбыток предложений и высокая конкуренция. Возьмем для примера популярную специальность - экономика. Многие из абитуриентов, сдав профильную математику, собираются пойти учиться на бухгалтеров или других финансовых специалистов. И хотя сейчас спрос на них высок, что будет в 2020, когда студент отучится и будет искать работу, спрогнозировать сложно. Все зависит от состояния нашей многострадальной экономики.

5. Наземный транспорт

Перспективность самой отрасли не вызывает никаких сомнений – пока человечество не научилось перемещаться по воздуху или телепортироваться в нужную точку пространства, оно будет развивать наземный транспорт.

Существуют две основные задачи, для решения которых будут требоваться специалисты инженерного направления:

  1. Модернизация транспортной инфраструктуры. Количество машин растет вместе с благосостоянием населения и снижением банковских ставок по кредитам. Увеличение числа машин при той же пропускной способности дорог приводит к пробкам. Чтобы транспортные артерии могли нормально функционировать, город будет их модернизировать путем расширения, добавления новых уровней и т.п.
  2. Создание новых транспортных систем с применением интеллектуальных технологий (например, высокоскоростных железных дорог).

Соответственно, будет расти потребность в проектировщиках, специалистах по безопасности транспортной сети, техниках, обслуживающих системы управления дорожным движением.

Инженерные специальности в сфере наземного транспорта:

  • 08.05.02 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей
  • 22.03.01 Материаловедение и технологии материалов
  • 23.03.01 Технология транспортных процессов
  • 23.03.02 Наземные транспортно-технологические комплексы
  • 23.05.03 Подвижной состав железных дорог
  • 23.05.04 Эксплуатация железных дорог
  • 23.05.05 Системы обеспечения движения поездов
Обучиться им можно здесь:
  • Московский государственный университет путей сообщения
  • Московский государственный технологический университет (МгТУ «Станкин»)
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения
  • Московский автомобильно-дорожный институт
  • Московский государственный институт электроники и математики
  • Сибирский федеральный университет
  • Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова (ИжгТУ)
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

6. Энергетическая отрасль

Согласно исследованию Международного центра робототехники компании Cognitive Technologies в список 10 самых востребованных профессий в 2020 году попадает профессия «Специалист в сфере альтернативной энергетики».

Что такое альтернативная энергетика – это микро-ветрогенераторы, солнечные батареи, биоэнергия (улавливаемая с поверхности тела) и т.д. Люди начнут генерировать энергию частным образом. Компаниям, производящим устройства для локальной энергогенерации, будут нужны специалисты, владеющие технологиями производства, передачи и хранения энергии.

С результатами исследования согласна и эксперт job.ru Оксана Елагина: «Одна из важнейших профессий будущего – специалист в сфере альтернативной энергетики », – считает она.

Базовые знания могут предоставить все инженерные специальности, связанные с энергетикой:

  • 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника
  • 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника
  • 13.03.03 Энергетическое машиностроение
  • 14.03.01 Ядерная энергетика и теплофизика
  • 14.05.01 Ядерные реакторы и материалы
  • 16.03.02 Высокотехнологические плазменные и энергетические установки
  • 18.03.02 Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии
ВУЗы:
  • Московский энергетический институт
  • Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н. Э. Баумана
  • Московский физико-технический институт (МФТИ)
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
  • Казанский государственный энергетический университет
  • Ивановский государственный энергетический университет
Если вашему ребенку сдача ЕГЭ только предстоит, то подготовиться к сдаче профильной математики можно с помощью онлайн-курса «Академии» . До 1 августа годовой курс можно приобрести со скидкой 75% - всего за 5500 рублей.

Вопросы и пожелания по статье пишите в комментариях, обязательно прочитаю и по возможности отвечу всем.

Теги: Добавить метки

Машиностроение - это одна из самых главных отраслей промышленности в любом государстве. Степень ее развития определяет, насколько высок уровень экономики в той или иной стране. Технология машиностроения изучает изготовление машин и их деталей, технику безопасности при работе с оборудованием, а также возможность сократить себестоимость деталей и механизмов без ущерба для качества изготавливаемой продукции.

Квалификация

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность получить квалификацию инженера, которая позволяет работать в многих направлениях. К примеру, техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Станочник вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. Инженер по наладке и испытаниям отвечает за исправность оборудования, ведет календарный график проведения осмотров и ремонтов, помогает станочникам настраивать станы и рассчитывает рекомендуемые настройки для работы на них. Он также отвечает за техническую документацию по оборудованию на его участке.

Еще одно достаточно интересное направление, которое изучает специальность "Технология машиностроения" - это разработка новых деталей и оборудования. Как правило, этим занимается инженер-конструктор. На многих производствах массового типа существуют конструкторские бюро, которые занимаются разработкой новых деталей и режимов резания.

К примеру, металлургическое предприятие получает заказ на огромную партию спиральных сверл. Оборудование позволяет производить лишь 10 тыс. сверл за смену и необходимо ускорить этот процесс. Инженер конструктор должен:

  1. Сделать чертеж готового изделия.
  2. Посчитать режим резания одной единицы спирального сверла.
  3. Найти способ ускорения изготовления данной детали с минимальными финансовыми расходами.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность "Технология машиностроения" можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) "Технология машиностроения" можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность "Технология машиностроения". Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Учебный процесс

Учебный процесс на базе 9 классов включает в себя 4 курса обучения. Поступившие после 11 класса, как правило, попадают сразу на II курс.

I курс включает в себя общеобразовательные предметы и лишь базовые начальные знания по специальности. Закончив его, студент получает аттестат о базовом общем среднем образовании.

II курс состоит из нескольких общеобразовательных предметов (таких как высшая математика, физика) и большинства предметов по специальности: металловедение, менеджмент, теория резания, техническая механика и др.

III и IV курс состоит только из спец. предметов. Студенты изучают, электротехнику, специализированное оборудование, основы экологии, технические процессы изготовления машин и деталей, основы экономики и др.

По окончании учебного процесса и прохождения практики учащиеся пишут дипломную работу и получают диплом.

Практика по специальности "Технология машиностроения"

Как правило, в течение всего учебного процесса нужно пройти 3 различные практики, связанные с профессией "Технология машиностроения". Специальность СПО (среднего профессионального образования) требует не только знаний, но и базовых навыков по работе с деталями и механизмами.)

Первая практика - слесарная, и студенты допускаются к ней после окончания II курса. Кроме того, для допуска требуется сдать экзамен по технике безопасности. Слесарные мастерские, как правило, располагаются на территории учебного заведения. На этом этапе студенты впервые знакомятся с техническим оборудованием и пробуют на нем работать. В ходе практики учащимся необходимо сделать несколько заданий, таких как заточка резца, нарезание внутренней и наружной резьбы, выполнение разметки на деталях. Чаще всего студенты выполняют работу на слесарных верстаках и станках.

Вторая практика у студентов на III курсе - механическая. Если на территории учебного заведения нет механического участка, тогда студенты проходят практику на заводах и предприятиях. Стандарт специальности "Технология машиностроения" на данном этапе требует изучения станков, таких как токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и пр. Студент закрепляется за одним из станков и вместе с наставником работает за ним. Допустимо проходить практику и на ЧПУ установках. В таком случае студент знакомится с управляющими программами и способом их ввода.

Преддипломная практика

На IV курсе учащихся ожидает преддипломная практика. Она длится около двух месяцев. Как правило, студентов распределяют на механических площадках в зависимости от темы диплома. К примеру, если учащемуся на факультете "Технология машиностроения" (специальность - "техник") была выдана тема «Расчет и проектирование червячной шлицевой фрезы», то его направляют на мех. участок, где изготавливаются фрезы. По окончании практики учащиеся сдают экзамен на разряд и получают свидетельство государственного образца о присвоении разряда.

Электронное машиностроение

В последнее время наша страна активно развивает отрасль промышленности по производству нового оборудования и техники. Не стоит на месте и развитие в такой области, как электронные технологии в машиностроении. Специальность современного инженера включает себя обязательные знания в этой сфере науки. Электронные технологии изучают электровакуумные устройства и механизмы. Они работают по принципу лампы накаливания: в рабочем пространстве такого прибора отсутствует воздух, что позволяет усиливать и преобразовывать электромагнитную энергию.

Какие знания получают студенты в процессе обучения?

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность работать во многих направлениях. Это связано с тем, что в течение обучения техник получает огромный багаж необходимых знаний. Во время учебного процесса студенты изучают способы обработки деталей, учатся рассчитывать время на изготовление, выбирать необходимый режим резания, изучают оборудование на механических участках и принцип его работы. Кроме этого, молодых специалистов обучают работать в многих компьютерных программах, таких как "Компас" и AutoCAD. Это универсальные приложения для создания и проектирования любых приспособлений и деталей в системе трёхмерного моделирования.

Перспективы в работе

Сложно вспомнить время, когда хорошие инженеры были невостребованы. На любом промышленном предприятии всегда требуются квалифицированные технологи, знающие специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать с такой профессией, знает каждый, кто хоть раз сталкивался с промышленными предприятиями. Работа молодого инженера, как правило, начинается с изготовления деталей на станках и верстатках. Со временем можно продвинуться по службе - стать мастером участка, на котором изготавливается деталь, или же и во все перевестись работать из пыльного цеха в чистый офис. Офисные технологи - это конструкторы и инженеры по внедрению новой техники и оборудования.

Общая характеристика

Все механизмы - от кухонных комбайнов до роботов, гоночных машин и космических кораблей, и даже фантастическая машина времени - состоят из простых и сложных деталей. Для изготовления этих деталей сегодня требуется знание как традиционных, так и высоких технологий. Получить такие знания Вы сможете во время обучения по специальности «Технология машиностроения».

Машиностроение – самая распространенная и универсальная специальность, необходимая на любых предприятиях машиностроения, приборостроения, ремонтных и многих других отраслей промышленности. Технология машиностроения – специальность для тех, кто стремится научиться что-то делать своими руками, кто готов управлять современными станками с ЧПУ и промышленными роботами, выполнять чертежи на компьютере, точить детали на станке, организовать свое дело.

Сегодня профессия технолога актуальна как никогда, и это не удивительно - производство восстанавливается, а там, где начинают что-либо производить, сразу же необходим человек, знающий как это сделать, т. е. технолог. Для обеспечения конкурентоспособности своей продукции сегодня предприятиям необходимы специалисты, которые занимаются разработкой новых технологий и для привлечения таких специалистов сегодня выделяются большие средства и предлагается достойный размер оплаты их интеллектуального труда.

Также в рамках специальности «Технология машиностроения» изучаются вопросы организации и управления производством. Технолог сможет профессионально управлять своим делом, работать в качестве менеджера производства на крупных и малых предприятиях, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, организационных и управленческих структурах.

Квалификация специалиста (выпускника) – техник . Срок обучения на базе 9 классов – 3 года 10 месяцев.

Область профессиональной деятельности выпускников:

Разработка и внедрение технологических процессов производства продукции машиностроения;

Организация работы структурного подразделения;

Материалы, технологические процессы, средства технологического оснащения;

Конструкторская и технологическая документация;

Первичные трудовые коллективы.

Техник готовится к следующим видам деятельности:

Разработка технологических процессов изготовления деталей машин.

Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения.

Участие во внедрении технологических процессов изготовления деталей машин и осуществление технического контроля.

Выполнение работ по профессии «Токарь».

Квалификационная характеристика выпускника:

по специальности «Технология машиностроения» готовятся специалисты для предприятий и организаций, занимающихся проектированием, изготовлением и ремонтом машин и аппаратов, применяемых в различных отраслях промышленности.

Современное развитие машиностроения требует специалистов по технологии машиностроения с глубокими знаниями в области проектирования технологических процессов и технологической оснастки, новых форм организации и управления производством, комплексной автоматизации производственных процессов, современных станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и робототехнических систем, прогрессивных способов обработки материалов, использования вычислительной техники для исследования, проектирования и управления технологическими процессами.

Областью профессиональной деятельности техника по специальности «Технология машиностроения» является организация и проведение работ по созданию изделий, конструкций из металла, контроль продукции цеха, участка механической обработки.

Специальность «Технология машиностроения» относится к типу «Человек – Техника» .

Профессии данного типа связаны с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, с эксплуатацией технических средств, с ремонтом техники. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
Специальность можно отнести к классу «исполнительских», так как она требует соблюдения имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов. В то же время, работа связана с планированием, организацией, управлением, принятием нестандартных решений, что позволяет отнести профессию к классу «творческих».

Любые механизмы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, состоят из простых или сложных деталей и соединений. Все они являются продукцией машиностроения - области народного хозяйства, которая занимается производством разнообразных механизмов и машин. Технология машиностроения - это специальность, позволяющая овладеть знаниями и навыками, позволяющими работать в машиностроительной отрасли.

Начало развития этого направления народного хозяйства в нашей стране принято связывать с именем который еще в 18 веке изобрел первый русский токарный станок. В то время инженерами были единицы, в основном энтузиасты и первопроходцы своего дела. Но основной стимул для развития технология машиностроения получила во многом благодаря войнам 19 и 20 века, когда зачастую от технического оснащения войска зависела победа. Для России расцвет машиностроения пришелся на период второй мировой войны, когда практически все предприятия страны стали выпускать оружие, боеприпасы и технику. И именно в это время оказалась крайне "технология машиностроения", так как заводы испытывали острую нехватку квалифицированных и грамотных инженеров.

К сожалению, в настоящее время машиностроение также развивается благодаря соревнованию между странами на самые лучшие оружие и систему обороны.

Технология машиностроения - специальность, которая остается востребованной: каждый год на одно бюджетное место претендует не меньше 4 человек. Стоит отметить, что инженеров обучают только государственные вузы и техникумы, для коммерческих организаций это специальность является слишком дорогостоящей. Технология машиностроения требует наличия в образовательных учреждениях специального разных типов), лабораторий, компьютеров со специальными программами - для разработки чертежей, создания 3Д-моделей и т.п. Именно поэтому негосударственные учебные учреждения не могут конкурировать с государственными вузами, которые имеют хорошую материальную базу, штат высококвалифицированных преподавателей (многие из которых кандидаты и доктора наук) и многолетние традиции обучения.

Сегодня на функции инженера-технолога значительно изменились. На заводах повсеместно внедрены автоматические линии, станки с ЧПУ, оборудование, напрямую управляемое от компьютера, системы автоматизированного проектирования. Все это привело к тому, что инженеры должны на высоком уровне владеть компьютерными технологиями. При таком уровне автоматизации инженер-технолог может контролировать весь от разработки чертежа изделия до испытания уже готовой Технология машиностроения - быстро развивающаяся и изменяющаяся специальность, которая постоянно подстраивается под новые технологии, появляющиеся в производстве. Поэтому студентам, выбравшим это профессию, необходимо знать, что учиться придется не только до получения диплома - инженеры всю жизнь должны повышать свою квалификацию.

Машиностроение - это комплекс отраслей тяжелой промышленности. Основных направлений машиностроения несколько: станкостроение, автомобилестроение, авиационная промышленность, космическое машиностроение, судостроение, разработка и производство добывающего и обрабатывающего оборудования, подъемно-транспортные машины и механизмы.

Наряду с металлургией, добывающей и обрабатывающей промышленностью, машиностроение составляет основу мощи и обороноспособности любого государства. Около двадцати лет назад, одновременно с распадом СССР, многие заводы, НИИ, КБ временно встали или вовсе закрылись: не поступали новые заказы, финансирование практически прекратилось. Приток новых кадров остановился. Большинство молодых людей выбирали тогда профессию экономиста или юриста, - а те немногие, кто всё-таки шел тогда в машиностроительные вузы, не хотели работать за мизерную зарплату. В начале XXI века ситуация изменилась в лучшую сторону: заводы, НИИ и КБ были переформированы в новые структуры, как правило, включенные в «оборонку»; появились госзаказы, начали поступать деньги на зарплаты и переоборудование.

Чему учиться

Какие предметы надо освоить будущему инженеру завода или КБ?

В некоторых машиностроительных вузах на подготовительных курсах специально учат чертить. Если с карандашом и линейкой не дружите, если интереса к черчению нет, лучше даже не мечтать о дипломе инженера: не по силам будет и первый курс, черчение отнимет всё ваше время. Зачастую оно преподается 2 года. Это головная боль для многих студентов, которые поступили на машиностроительные факультеты, не зная об особенностях предстоящей им учебы. Здесь не терпят тех, кто пришел ради корочек или ради спасения от службы в армии; таким тут делать нечего.

Чтобы учиться на машиностроительном факультете, предварительно требуется также знать физику и математику - большего не требуется, так как при желании студента преподаватели с удовольствием поделятся с ним знаниями и опытом. А осваивать придется материаловедение, конструкционные материалы, теоретическую механику, сопромат, теорию машин и механизмов, строительную механику, детали машин, термодинамику и теплотехнику, основы конструирования и проектирования. На старших курсах вы будете изучать системы автоматизированного проектирования, конструирование и проектирование агрегатов, испытания агрегатов, технологию изготовления и сборки. Плюс к этому выполните многочисленные курсовые работы и проекты, для которых количество чертежей формата А2 или А1 может доходить до 10, а число более мелких «форматов» - до 15-20.

Следует помнить, что машиностроительные факультеты дают не столько чистые знания, сколько профессию (за редким исключением, каждая из них - это тема для отдельного рассказа).

Практике - как летней, так и в процессе учебы (курсовые работы и проекты) - уделяется огромное значение. Теории не так уж и много - теоретическая механика, высшая математика, физика, сопромат, строительная механика, САПР - вот и весь «джентльменский набор». Все остальные предметы почти полностью утилитарные: только дадут немного теории - и пожалуйста, тут же практическое применение, реальные задачи, проектирование. Зато позднее, на работе, не придется заново постигать многие очень важные вещи.

К примеру, концепция предмета «Конструирование самолетов» кажется совсем простой, укладывающейся в небольшую вузовскую методичку. Однако это один из самых объемных предметов: практика занимает огромную часть курса, а про лабораторные занятия и говорить не приходится - все постигается на реальных объектах и примерах.

Или взять «расчетные» предметы:

  • теплопередача и термодинамика,
  • расчет конструкций,
  • строительная механика - очень часто на лекциях и семинарах объясняются реальные, практические задачи.

Машиностроение тесно связано с приборостроением, материаловедением, металлообработкой: в процессе учебы студенты часто сталкиваются с соответствующими предметами, да и в работе их знание будет совсем не лишним. Однако в отличие от приборостроения или, скажем, радиотехники, машиностроение не терпит ошибок и не позволяет их исправить. Лонжерон самолетного крыла должен быть сделан точно по чертежу, из определенного материала, обязан точно попадать в систему допусков: отклонения от расчетных значений могут обойтись слишком дорого. И переделать этот лонжерон «на коленках» не получится - надо будет отправлять детали на переплавку, повторять весь производственный цикл. В радиотехнике всё гораздо проще: изначально отклонения в значениях пассивных компонентов (резисторов, конденсаторов, катушек) допускаются до 15%, да и в собранном устройстве зачастую можно многое подправить; выпаять тот или иной элемент из схемы и заменить на другой труда не составляет. Более того, все радиокомпоненты давно унифицированы и выпускаются серийно.

Как учат

В машиностроительных вузах и на соответствующих факультетах учатся, как правило, 5 с половиной лет на дневном отделении и 6 - на вечернем. Образовательные программы давно стандартизированы, и нововведения встречаются довольно редко. Средний возраст преподавателей перевалил за 50-60 лет - аспирантов и молодых педагогов мало (такая же возрастная ситуация и в машиностроении в целом). Однако всё чаще на базе зарекомендовавших себя вузов создаются методические и учебные центры с соответствующим финансированием и материальным обеспечением.

Выбрав машиностроительную специальность, будьте готовы к нелегкой и вдумчивой учебе. Совокупность предметов и вложенных в головы студиозусов знаний дает свой результат курсу к третьему - восприятие мира в целом и многих конкретных вещей меняется до неузнаваемости. Дело не в трудной учебе, забирающей последние силы и заставляющей просыпаться посреди ночи, а в практикоориентированной специфике машиностроения. Практика здесь такая, что, не прибегая к крайне специальному подходу, можно долго ломать голову - а ответ всё равно не найти. Конструирование или методика испытаний полны нюансов и развивают нелинейность мышления - не зря конструкторы Туполев, Миль, Камов, Королев были в высшей степени неординарными людьми. Многие ноу-хау в рассматриваемой отрасли, на первый взгляд, довольно просты. Зато додуматься до них не так-то легко. Сколько было случаев в советском и мировом машиностроении, когда важнейшая проблема решалась интуитивно, за пять минут, появлялась в уме создателя мгновенно - и лишь потом подгонялась под теоретические выкладки!

Но, прежде чем научится самому видеть проблему в целом и уметь решать ее интуитивно, заранее прикидывая в уме ответ, нужно пройти дебри механики, физики, химии, сопромата, деталей машин - а с младшекурсниками преподаватели бывают ох как строги. Машиностроение - это совершенно определенный образ мышления и подход к решению задач, формируемый за пять лет довольно напряженной учебы.

Где работать

Работать нужно там, где есть желание приложить силы и ум. С одной стороны, выпускнику прямой путь в НИИ, КБ, на завод: после выпуска, прошедший все практики, это почти готовый специалист, практически не требующий доучивания. С другой - профессия профессией, но спектр полученных навыков и знаний велик настолько, что выпускник может успешно работать и в других отраслях и направлениях. Изучал он теплотехнику, технологию сборки, испытания? Добро пожаловать в фирму по эксплуатации, продаже и монтажу теплового и холодильного оборудования. Знает выпускник технологию изготовления металлоизделий и проката? Его с удовольствием возьмут в фирму по изготовлению изделий из металла конструктором или технологом.