Магазин без касс и продавцов - технологии, меняющие мир. Магазин без касс и продавцов - технологии, меняющие мир Без касс и очередей

В 2016 году я задумал трансформировать свой первый проект классических кафе здорового питания Healthy Food, открытый в 2009 году. Чтобы получить свежий взгляд на уже существующий бизнес, решил пройти курс обучения в «Сколково». В итоге родилась идея нового формата кафе в офисах - «станций здорового питания», работающих без продавцов, кассиров и систем дистанционного контроля.

После одной из лекций в бизнес-школе я размышлял о концепции доверия: скольким людям я доверяю? На удивление, не смог насчитать больше пяти имен. Следующей ночью проснулся в 4:30 утра с четким видением своего будущего проекта, основанного на доверии. Кафе должны быть без кассира, как на картинках из будущего. Проект будет работать на полной автоматизации. Через час от руки нарисовал бизнес-модель и отправил команде сообщение: «Мы начинаем новый проект. Это будет космос!» Проект получил имя Healthy Food Space.

Мы разработали план, как должна выглядеть такая станции здорового питания: еда стоит на открытых полках, рядом сканер для считывания штрих-кода товара и терминал оплаты, здесь же микроволновая печь, чтобы разогреть обед. Заплатить за блюдо из холодильника или нет - полностью на совести покупателя. Одной из главных проблем было понять, как сделать так, чтобы бизнес приносил прибыль, при этом доверие покупателям не потеряло свою ценность?

Мы слышали много скепсиса в адрес проекта: «Да вы разоритесь, не успев запуститься!» или «Платить никто не станет, когда можно не платить!». Но мы продолжали работать.

Цена старта

Идея станций на доверии отчасти пересекалась с идеей американского гиганта Amazon, который готовил новый формат магазина, где для покупки надо было зарегистрироваться онлайн и перед входом в реальный отсканировать код из приложения. Счет за купленные товары приходил в аккаунт онлайн-магазина. На полках Amazon Go есть камеры и сенсоры, которые идентифицируют покупателя и ведут учет выбранных товаров. Но мы решили, что механика Healthy Food Space будет простой, без онлайн-регистраций и видеокамер.

При первом мониторинге рынка оказалось, что на покупку нужного оборудование для одной станции здорового питания - холодильных витрин и специального софта - требовалось $10 000! Таких средств у нас не было. Мы продолжили изучать опыт компаний в России, чтобы найти подходящее решение. Например, «Азбука вкуса» использовала похожий алгоритм в работе с клиентами. Когда мы вышли на поставщика оборудования, цены оказались для нас «космическими». Тогда решили собирать устройства сами. Посчитали, что для запуска первой станции нужно 2 млн рублей. Найти инвестора не получалось, тогда выручили друзья.

От идеи до старта первой станции здорового питания прошло шесть месяцев. Летом 2017 года мы были готовы к установке пилотной станции здорового питания в московском офисе системного интегратора Positive Technologies. Казалось, можно было праздновать успешный старт, но сложности только начинались.

Первая установка пошла не по намеченному сценарию. После того, как мы подключили к источнику питания новые витрины-холодильники, к ним сбежался весь офис системного интегратора. Витрины работали настолько шумно, что мешали сотрудникам. Наш недочет был в том, что мы заранее не учли этот фактор и не проверили. Казалось, это полный провал! Тогда одна из руководителей проекта предложила установить обычный бытовой холодильник. Я был против такой пародии на вендинг, но сдался, так как нам нужно было быстрее запуститься.

Вторая проблема, с которой мы столкнулись, была в стоимости софта для работы станций. Требовались регулярные платежи за поддержку программного обеспечения и лицензию на его использование. Без IT-компетенций я не мог масштабировать бизнес. Случайная встреча во фруктовой лавке с основателем платежной системы InPlat и тоже выпускником школы «Сколково» Антоном Мордвинцевым решила судьбу проекта. Буквально 15 минут нашего общения было достаточно для понимания: мы будем работать! Антон получил долю в 30%, а в дальнейшее развитие мы инвестировали около 30 млн рублей. Благодаря разработанному софту и использованию различных метрик мы видим, какие часы являются пиковыми для покупок тех или иных блюд, и знаем индекс доверия каждой станции.

Основа для доверия

Сырье для блюд мы закупаем у российских поставщиков через тендеры, кроме того, стараемся посещать фермы поставщиков. В меню станций здорового питания: завтраки и полноценные обеды. В ассортименте: творожные десерты (делаются из органического творога), салаты, супы, свежие овощи и многое другое. Кроме того, благодаря первому проекту, который развивается уже не первый год, мы открыли собственное производство в Москве. Контроль качества всего процесса осуществляют главный технолог и шеф-повар, кроме того, в проекте работает ветеринарный врач.

Сегодня средняя стоимость здорового обеда в разных московских кафе колеблется от 300 до 500 рублей. Чтобы выдерживать конкуренцию, мы должны работать по ценам фастфуда. Цена блюд на «станциях доверия» составляет от 70 до 180 рублей, полноценно пообедать можно за 190 рублей.

Одной из метрик эффективности Healthy Food Space является индекс доверия - этот показатель определяет, какое количество клиентов оплачивает блюда. Были случаи, когда нам приходилось закрывать станции в некоторых компаниях, потому что большинство сотрудников не оплачивали обеды.

Среди наших клиентов КРОК, «Сколково», банк МТС, «Роснано», Hewlett Packard, SAP и другие. Одна станция здорового питания собирается за пару часов. Сегодня в день мы можем открывать не менее пяти станций. В нашей команде 12 человек - это «голова» бизнеса, а логистика на аутсорсинге. За год существования нашего проекта более 10 000 человек уже стали нашими гостями.

Улыбайтесь и будьте приветливы! Если ваш день не заладился, то оставьте все переживания дома и будьте вежливы во время вашей смены даже с самыми противными клиентами. Вам не нужно быть навязчивым, но, скорее всего, ваши клиенты будут довольны, если вы их обслужите медленнее, но с отличным настроем, чем очень быстро, но грубо. Если вы не можете радоваться на данный момент, то хотя бы притворитесь.

Узнайте основы работы на кассе. Будь это старинный ручной механизм или современная касса вам нужно знать, как выполняются все основные функции, которые будут повторяться, по крайней мере, на каждом третьем или четвертом покупателе. Если на кассе есть кнопки быстрого набора сумм, такие как 5, 10, 20, то научитесь ими пользоваться. Первые несколько дней пересматривайте основные правила, если у вас есть свободная минутка, и попросите более опытного кассира проверить, все ли вы делаете правильно.

Узнайте, как проводить кассовые операции, которые случаются достаточно часто, но не каждый день. Например, если вы продаете подарочный сертификат около раза в неделю, то все равно будет лучше выучить, как это делается. Также важно знать, что нужно сделать, если вы совершили ошибку, или если возникла какая-либо проблема - что нужно делать, если вы дали неправильно сдачу, но уже закрыли кассу, если кто-то хочет вернуть деньги, либо если машина зависла? Если вам не объясняли этого во время обучения, то попросите вашего менеджера или более опытного кассира все вам объяснить.

Узнайте к кому можно обратиться в непонятной ситуации. Вначале вы не сможете запомнить каждую деталь обучения, особенно те случаи, с которыми вы никогда и не сталкивались во время вашей работы, но вам нужно знать, где эту информацию можно найти, если вы столкнетесь с этой проблемой. Хорошо будет хотя бы пролистать руководство по использованию кассового аппарата, чтобы примерно знать, где какая информация находится.

Следите за тем, как будет платить ваш клиент. Кто-то платит наличными, и им нужна сдача, а кто-то оплачивает покупки банковской картой, и им нужно будет ввести свой код и дождаться проведения операции. В это время они могут сделать остальные нужные дела, например, сложить покупки в пакеты.

Хорошо знайте ассортимент вашего магазина, чтобы давать советы и делать комплименты. Даже если вы простой кассир, и вы не работаете в зале продаж, но вы все же остаетесь работником магазина, и к вам могут обращаться с вопросами. Если вы знаете, что какая-то покупка очень выгодна, то дайте знать вашему клиенту, что этот продукт очень хорошо, или что вам кажется, что это самый лучший выбор из предложенного, и что клиент сделал правильный выбор. Будьте честными и не переигрывайте, небольшой комплимент добавит ценности покупке, и ваш клиент будет рад приобретению.

2017

2017

2017

2018

Магазин без касс и продавцов

В 2017 году откроется для покупателей первый магазин без касс, построенный на технологиях компьютерного зрения, сенсоров и машинного обучения

Персонификация шопинга

С развитием технологий привычные для нас физические магазины столкнулись с тем, что собрать массу товаров в одном месте и предоставить их на выбор уже не так ценно для покупателя, как 30 или 40 лет назад.

Теперь магазины ищут способы стать для покупателя более ценными, например позволяя ему получить новый «цифровой» опыт. Так, с 2015 года посетители флагманских магазинов марки спортивной одежды The North Face в США могут с помощью шлема виртуальной реальности прогуляться по национальному парку Йосемити в Калифорнии. Объединив усилия с компанией виртуальной реальности Jaunt, производитель помещает покупателя в обстановку, побуждающую его купить новую куртку или кроссовки. А мобильное приложение Visual Artist, которое выпустили сеть магазинов косметики Sephora и канадская компания ModiFace (занимается компьютерным распознаванием лиц), позволяет покупательницам в виртуальном режиме «примерять» оттенки помады и моментально видеть результат на экране смартфона.

Привычные офлайн-магазины будут для покупателей все более «личными» . Многие ритейлеры, например универмаги Macy’s в США, уже используют технологию, которая взаимодействует со смартфоном клиента, предлагая ему индивидуальные скидки или спецпредложения, когда он заходит в магазин. В ближайшие годы общаться с покупателями станут даже пластиковые манекены: британский стартап Iconeme уже начал добавлять в них чипы VMBeacon, которые позволят моментально увидеть на смартфоне цены и характеристики одежды, в которую наряжен манекен.

Другое направление персонализации - расширение линейки размеров и усиление индивидуализации одежды и обуви. Например, американский стартап Stantt отсканировал в 3D тела двух тысяч мужчин и на этой основе разработал 75 разных размеров мужских сорочек. По словам основателей, с этой технологией 95% мужчин смогут подобрать себе идеально сидящую рубашку без необходимости переплачивать за индивидуальный пошив. Продавцы обуви с помощью 3D-сканирования стопы смогут устраивать для клиентов виртуальные примерки, которые будут по эффективности вполне сравнимы с реальными. Разработкой сканеров и программ для этого занимается уже не один стартап, в том числе и российско-ирландский TryFit.

Примерочные тоже становятся «умными»: бренд одежды Rebecca Minkoff в партнерстве eBay, например, уже оснащает кабинки сенсорами, позволяющими отслеживать, что клиенты приносят в примерочную и что из этого в итоге покупают. Через тачскрины в таких примерочных покупатели могут в один клик заказать другой цвет или размер понравившейся модели без необходимости контактировать с продавцом-консультантом.

Правда, неизвестно, останется ли в привычных примерочных смысл, их, возможно, полностью вытеснят виртуальные аналоги. Так, проект VRetail от маркетингового агентства SapientNitro и платформы виртуальной реальности Sixense помещает пользователя в виртуальную примерочную, где его трехмерный аватар может не только примерить одежду или обувь не менее эффективно, чем в жизни, но и обсудить возможную покупку с близкими и друзьями.

Без касс и очередей

Главное, к чему предстоит готовиться покупателям, - магазины будут знать каждого в лицо. Благодаря технологиям компьютерного зрения покупателей можно будет идентифицировать прямо на входе в магазин, а оплату за покупки списывать с его карты . Первый крупный магазин, построенный по такому принципу, − Amazon Go, он открылся для тестирования сотрудниками компании в конце 2016 года, а в 2017-м должен принять первых покупателей.

Как утверждает Amazon, для создания магазина использовались технологии машинного обучения и компьютерного зрения, а также множество сенсоров. При входе в магазин клиент прикладывает к турникету смартфон с мобильным приложением, а дальнейшие действия система распознает сама. Взяли товар с полки - он появился в вашей виртуальной корзине, передумали и вернули его на полку - все исчезло. Магазин идентифицирует пользователя либо по лицу, либо по перемещению мобильного телефона в помещении. При выходе из магазина приложение будет списывать деньги за купленные продукты с карты, привязанной к аккаунту Amazon.

Ритейлеры уже много лет используют RFID-метки, позволяющие не только торговать без касс, но и управлять запасами товаров в магазинах и сообщать поставщикам в реальном времени, как идет торговля. Самый, пожалуй, известный кейс внедрения RFID-меток в российском ритейле - обязательная маркировка шуб, введенная в 2016 году. NFC-метки теперь позволяют ритейлерам показывать покупателям подробную информацию о товаре на их мобильных устройствах (такие, например, использует французская продовольственная сеть Casino), а «умные полки» и системы видеоаналитики - измерять реакции и эмоции покупателей и предлагать товар с учетом этих данных.

В продуктовых магазинах - сегменте, с которым покупатели сталкиваются чаще всего, - офлайн тоже будет все теснее срастаться с онлайном. Тот же Amazon работает над новой концепцией продуктового магазина, где пользователи могли бы заказывать еду онлайн, выбирать удобный им 15-минутный промежуток времени для того, чтобы забрать ее, а затем получать пакеты с покупками на выбранном месте парковки, не выходя из машины или пройдясь за товарами пешком к ближайшему окошку выдачи, где заодно можно будет немного поболтать с продавцом, - это, как предполагает ритейлер, тоже может стать преимуществом, ведь возможностей для невиртуального общения у людей становится все меньше.

В американском Starbucks уже можно заказать и оплатить кофе заранее через приложение. Тогда, придя в кофейню, нужно будет только забрать готовый напиток. Грань между офлайн- и онлайн-коммуникацией с потребителями становится все менее заметной: теперь выбирать товары покупатель может в приложении на экране планшета, находящегося в магазине. Все это заставляет ритейлеров не только делать функциональнее и удобнее сами мобильные приложения и сайты, но и менять устройство физических магазинов: многие отраслевые эксперты полагают, что в будущем магазины станут занимать все меньше площади: больше не нужны будут, возможно, ни громоздкие торговые залы, ни витрины, ни складские площади, ведь прогнозировать покупки ритейлеры и их поставщики с каждым годом будут все лучше.

Еще одно направление изменений - сервисы по доставке продуктов на дом будут быстрее и дешевле. Так, Amazon в ноябре 2016-го снизил до $15 цену подписки на сервис Fresh, зеленые грузовички с символикой которого доставляют свежие продукты на дом по заказу клиента. А $2-миллиардный стартап InstaCart по доставке продуктов, выбранных пользователем через мобильное приложение, в сентябре 2016 года продал долю американскому продовольственному гиганту WholeFoods.

Логистика

Со временем электронная торговля просто станет основным видом ритейла, считает китайский магнат, основатель Alibaba Group Джек Ма. «Мы ожидаем появления полностью переделанной индустрии ритейла, которая станет возможной благодаря интеграции онлайна, офлайна, логистики и данных в рамках одной стоимостной цепи», - написал Ма в письме акционерам Alibaba в октябре 2016 года.

72 часа ЗА ЭТО ВРЕМЯ УЖЕ ЧЕРЕЗ 10 ЛЕТ ВАМ МОЖНО БУДЕТ ДОСТАВИТЬ ЛЮБОЙ ТОВАР ИЗ ЛЮБОЙ ТОЧКИ МИРА

Ключевую роль в этом процессе сыграют изменения в логистике, которые становятся возможными с развитием технологий. Во многом благодаря эффективной логистике Китай стал мировым коммерческим хабом, где объем электронной торговли к 2020 году достигнет $1.1 трлн. Как говорил Ма на Петербургском экономическом форуме в 2016 году, уже через 10 лет любой товар из любой точки мира можно будет доставить вам в течение 72 часов. Это станет реальностью с появлением новых, ускоренных транспортных средств , с возможностью доставки посылок дронами или использованием летающих и движущихся роботов на складах, что позволит сэкономить время и ресурсы. Да и склады могут исчезнуть, во всяком случае, именно такую задачу ставит перед собой Джек Ма, чтобы сократить цепочку доставки товара от производителя к потребителю. Это должно уменьшить время между заказом товара и его получением и сделать онлайн-шопинг практически таким же быстрым, как традиционный.

Во многом этот процесс ускорит появление беспилотных грузовиков, которые в ближайшие десять лет могут вытеснить с рынка 1,7 млн американских дальнобойщиков. В октябре 2016 года самоуправляемый грузовик совершил первую автоматическую доставку: привез 50 тыс. банок пива, проехав 190 км по штату Колорадо. Водитель все это время был за рулем для подстраховки, но переключился в режим автопилота, едва выехав на шоссе. Этот вид доставки станет коммерческим в ближайшие несколько лет, а вот транспортировка товара дронами пока буксует , причем одновременно из-за технологических проблем и законодательных препон. С одной стороны, летающие беспилотники страдают от малой длительности работы аккумулятора, которые пока не имеют достаточной мощности, чтобы поднимать тяжелые грузы и удерживать их в воздухе длительное время. С другой - регуляторы пока не разрешают автономное использование дронов в отсутствие правовой базы и утвержденных норм безопасности.

50 тысяч БАНОК ПИВА ПЕРЕВЁЗ В ОКТЯБРЕ 2016 ГОДА САМОУПРАВЛЯЕМЫЙ ГРУЗОВИК VOLVO КОМПАНИИ OTTO. ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ ПЕРЕВОЗКА КОММЕРЧЕСКОГО ГРУЗА БЕЗ ВОДИТЕЛЯ

Тем временем автоконцерн Daimler пытается совместить две технологии: в сентябре 2016 года Mercedez-Benz Vans инвестировала в стартап по разработке беспилотников Matternet, совместно с которым разработала сконструировала электрический грузовик будущего, на его крыше размещается площадка для автономных дронов, способных разносить посылки весом до 2 кг на расстояние до 19 км на одном и том же заряде батареи.

Переход на беспилотники и внедрение других технологий займут еще какое-то время, но уже ясно, что в итоге весь процесс шопинга изменится до неузнаваемости: с одной стороны, он практически исчезнет в качестве самостоятельной активности, с другой - упростится настолько, что мы постоянно будем совершать покупки, практически не отвлекаясь от других занятий. Например, понравившееся платье или предмет мебели, увиденный в фильме или на картинке в Pinterest, можно будет купить в один клик даже без перехода на сайт производителя. Онлайн-транзакции станут полностью автоматическими и не будут требовать ввода номера карты, тем самым делая процесс шопинга все более «прозрачным» и легким для клиента. Это может увеличить риски и взлома аккаунта пользователя, и так называемого угона личности, но и здесь на помощь придет автоматизация: компьютер, в частности, будет принимать решение на основе целого ряда данных о покупателе, в том числе с помощью отпечатков пальцев и распознавания лиц. Ритейлеры смогут отдавать вопросы недобросовестных покупок и возврата платежей на аутсорс технологическим компаниям, а сами будут фокусироваться на увеличении продаж и улучшении взаимодействия с клиентами.

Операции через океан, реанимация по видеосвязи и кардиограмма из нижнего белья

Пациенты отделения экстренной помощи в клинике на острове Уналашка (Аляска) с сентября 2016 года получают консультации врачей больницы Анкориджа, расположенной в 1300 км от острова. Население Уналашки, одного из самых загруженных коммерческих рыболовных портов США, составляет 4600 человек, но во время рыболовного сезона увеличивается втрое - до 16 000 человек. До недавнего времени обратиться к врачам в сложных случаях рыбаки не могли, но теперь это возможно благодаря спутниковым технологиям.

Нижнее белье SimpliECG через систему наносенсоров позволяет контролировать работу сердца. Разработчик SimpliECG компания Nanowear в прошлом году получила одобрение FDA в США (Food and Drug Administration, Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США). Cенсоры Vital-Radio, которые в 2015 году представила группа ученых Массачусетского технологического института, встраиваются в стены «умных» домов и позволяют отслеживать дыхание и сердцебиение, причем даже у нескольких человек одновременно. Состояние пациентов с болезнью Паркинсона, возможно, скоро можно будет контролировать через специальное приложение - над этим, по данным MobiHealthNews, работают Apple и FDA.

А участники конкурса Tricoder XPRIZE Competition, который несколько лет назад начал производитель микрочипов Qualcomm, пытаются создать в реальности трикодер из сериала «Звездный путь» (Star Trek) - портативное устройство для диагностики любых заболеваний. Участникам нужно сконструировать реальный аналог этого прибора, который весил бы менее 5 фунтов (около 2,3 кг), отслеживал 5 показателей (например, сердечный ритм и давление) и позволял диагностировать набор из 13 заболеваний. Победитель получит $6 млн. К середине декабря 2016 года из 40 проектов, которые начинали соревнование, осталось два: от разработчиков Dynamical Biomarkers Group и Final Frontier Medical Devices. Первый, например, уже позволяет диагностировать меланому по фотографиям повреждений кожи с точностью 90 %. Победителя объявят уже во втором квартале 2017 года, а коммерциализация продукта должна начаться к 2025 году.

А Samsung в прошлом году уже подал патентную заявку на технологию сканирования сигналов от систем человеческого организма с помощью лазеров. При наведении на определенный участок тела гаджет с лазерным датчиком может определять сердечный ритм, давление, пульс, состояние кожи и другие параметры.

Практически все устройства, софт и сервисы, позволяющие следить за здоровьем и лечиться: от шагомеров, «вшитых» в смартфон, фитнес-браслетов, носимых кардиографов и глюкометров с функцией передачи и анализа данных в реальном времени до систем, позволяющих удаленно проводить сложнейшие операции и контролировать состояние пациентов в реанимационных отделениях, - относятся к понятию «телемедицина». Этому же рынку принадлежат сервисы, позволяющие автоматически анализировать результаты исследований и хранить медицинскую информацию. По прогнозу IHS Technology, в 2018 году телемедицинскими услугами в мире воспользуются 7 млн. человек против 350 000 в 2013 году. Американская ассоциация телемедицины на 2016 год только для США прогнозировала 1,25 млн медицинских консультаций, проведенных онлайн.

2001 год ХИРУРГ ЖАК МАРЕСКО, НАХОДЯСЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ, ПРОВЁЛ ПЕРВУЮ ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКУЮ ОПЕРАЦИЮ ПАЦИЕНТКЕ 68 ЛЕТ ВО ФРАНЦУЗСКОМ СТРАСБУРГЕ

Его коллега Меран Анвари оперирует людей на расстоянии 400 км с помощью консоли в больнице Святого Иосифа (Гамильтон, Канада) и хирургического робота Zeus (позже на рынке его заменила хирургическая система Da Vinci). Телехирургию изначально подтолкнула вперед не забота о пациентах в удаленных населенных пунктах, а космическая индустрия: NASA еще в 1970 годах предложила ученым заняться роботами для операций на астронавтах, и в 2006 году Анвари, чтобы протестировать, как эта технология может работать в космосе, зашил порез на человеке, который находился на подводной базе Acquarius. К 2025 году Министерство обороны США рассчитывает создать установку Trauma Pod, которая позволит удаленно оперировать солдат в горячих точках.

Пациенты отделений интенсивной терапии 38 небольших больниц в Северной Каролине и Оклахоме находятся под непрерывным наблюдением врачей из Virtual Care Center от Mercy Health System в Сент-Луисе: состояние помогают контролировать камеры высокого разрешения и системы мониторов. За прошлый год такие пациенты проводили в больнице в среднем на 35 % меньше времени, а смертей было зафиксировано на 30 % меньше прогнозируемого: 1000 человек, которые, по статистическим прогнозам, должны были умереть, благополучно вернулись домой, приводил цифры The Wall Street Journal. К концу 2016 года примерно 1500 больниц во всем мире использовали роботов с экранами, на которые выводится лицо лечащего врача: доктор может удаленно управлять роботом и быстро получить доступ к пациенту. Основатель компании InTouch, производителя этих роботов, Юлун Вэнг уверен, что к 2030 году все процедуры, которые вообще технически можно перенести в онлайн, будут производиться именно так.

29 штатов в США в 2015 году уже обязали страховщиков оплачивать услуги телемедицины. Видеоконсультация стоит $40-50 - примерно вдвое дешевле реального похода к врачу, так что согласие страховой покрывать большую часть этой суммы означает доступность услуг для гораздо большего числа пациентов, в том числе и в удаленных от клиник районах. Главными пользователями этих сервисов оказались работающие мамы: у них постоянно возникают вопросы о здоровье детей, но нет возможности каждый раз брать выходной, чтобы попасть на прием в клинику, объяснял журналу Wired Адам Джексон, гендиректор сервиса Doctor on Demand.

85% КОНСУЛЬТАЦИЙ ПОЛУЧАЮТ ЖИТЕЛИ РЕГИОНОВ У РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ «МОБИЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ» (СЕРВИСЫ «ОНЛАЙН ДОКТОР» И «ПЕДИАТР 24/7»)

В России подтолкнуть рынок телемедицины может не всегда доступная качественная медицинская помощь, особенно в регионах, считает Руслан Зайдуллин, гендиректор российского телемедицинского стартапа DOC+. Он приводит в пример российскую компанию «Мобильные медицинские технологии» (развивает сервисы «Онлайн доктор» и «Педиатр 24/7»): 85 % консультаций у нее получают жители регионов. «Именно [такие пациенты], как нам кажется, могут ускорить развитие телемедицины в России, желая получить доступ к «врачам из Москвы», - рассуждает гендиректор DOC+.

Кроме пациентов, которые хотят получать медицинскую помощь качественнее и проще, в развитии телемедицины заинтересованы и сами клиники (чтобы снижать издержки), а, значит, в конечном счете государственные бюджеты и страховщики. За 25 лет одни только технологии удаленного мониторинга могут сэкономить для мировой системы здравоохранения до $200 млрд, подсчитывали в 2014 году аналитики CDW Healthcare.

Два очевидных драйвера развития телемедицины - стареющее население и улучшающийся и дешевеющий доступ к интернету . Жители Земли, и в первую очередь развитых стран, становятся старше: по данным ООН, в 2015 году 1 из 8 человек (0,9 млрд человек) был старше 60 лет, а к 2030 году таких будет уже 1,4 млрд. Интернетом в 2015 году, по данным Международного союза электросвязи (ITU), пользовались 3,2 млрд человек (43 % населения Земли), а к 2030 году эта цифра вырастет до 53 % (прогноз Euromonitor International), при этом ООН в качестве одной из целей устойчивого развития декларирует всеобщий доступ к интернету к 2030 году. Еще один фактор роста рынка - распространение «сложных» болезней, грозящих долгосрочными последствиями: кардиологических, неврологических, онкологических - и, соответственно, растущий спрос на системы удаленного мониторинга состояния здоровья. В результате глобальный рынок телемедицины к 2021 году достигнет $9,35 млрд против $2,78 млрд в 2016 году (+27,5 % ежегодно), оценивают аналитики Markets&Markets. Главным драйвером роста станет Азиатско-Тихоокеанский регион, хотя основная доля рынка по-прежнему будет приходиться на Северную Америку.

9,35 млрд долл ДОСТИГНЕТ ГЛОБАЛЬНЫЙ РЫНОК ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ К 2021 ГОДУ ПРОТИВ $ 2,78 МЛРД В 2016 ГОДУ (+27,5% ЕЖЕГОДНО), ОЦЕНИВАЮТ АНАЛИТИКИ MARKETS&MARKETS

Пока возможности телехирургии ограничены ресурсами связи: задержки сигнала или сбой связи могут стать смертельными. Более дешевая альтернатива выделенным оптоволоконным линиям - сети общего пользования, но передача сигнала через них связана с рисками в отношении безопасности: группа экспертов из Вашингтонского университета в 2015 году продемонстрировала это, взломав хирургического робота, подключенного через незащищенное соединение.

Проблема для всей телемедицины в целом - неготовая к этим технологиям законодательная база, а также нерешенные вопросы сохранности и конфиденциальности медицинской информации. По данным компании Safetica, которая специализируется на защите данных, в год в США «утекает» примерно 112 млн записей медицинских организаций, в неделю может происходить до четырех крупных утечек по 500 и более записей. При этом 70 % утечек связаны с потерей или кражей устройств или носителей, данные на которых не зашифрованы (для других секторов эта доля - 19 %).

Развитие телемедицины и удаленной диагностики сдерживают, с одной стороны, разная законодательная база, регулирование сектора и системы возмещения за услуги здравоохранения. В России закон о телемедицине может быть принят до конца весенней сессии Госдумы в 2017 году, информировал советник президента России по вопросам интернета Герман Клименко. Поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», легализующие телемедицину, обсуждались в 2016 году, но их внесение в Госдуму отложили.

С другой стороны, критики опасаются, что телемедицинские сервисы могут сводиться к замене качества услуг их удобством: через сайт пациент, во-первых, обращается к «случайному» врачу, во-вторых, врач не может удаленно «послушать» пациента или, скажем, прощупать его лимфоузлы или пульс.

Но если юридические, технологические и инфраструктурные проблемы удастся решить, остается еще человеческий фактор. «Большинству врачей, которые работают в госпиталях и клиниках по всему миру, сейчас 40-50 лет, они провели большую часть своей профессиональной жизни, используя традиционные методы лечения. Обучить это взрослое поколение врачей и убедить их использовать телемедицину - огромная задача, которая, по ощущению многих экспертов индустрии, может быть вообще никогда не решена», - писали в январе 2017 года аналитики индийской компании Mordor Intelligence. В таком случае все развитие рынка может оказаться возможным только после смены поколений врачей.

Жизнь онлайн

В 2018 году 2,44 млрд человек, или каждый третий житель Земли, будет пользоваться соцсетями (прогноз Всемирного экономического форума)

«Умные города»

2025 год - в мире будет как минимум 88 умных городов

Жители южнокорейского города Сонгдо, в часе езды от Сеула, уже живут в будущем. У каждого из них есть смарт-карта, с помощью которой можно оплачивать проезд в общественном транспорте и парковку, ходить в кино или брать напрокат велосипед. Они почти не стоят в пробках: все автомобили оборудованы специальными радиомаркерами , позволяющими быстро выявить скопление машин, а сеть датчиков под дорожным покрытием определяет плотность потока транспорта и подстраивает сигналы светофора. Пневматические мусоропроводы в жилых домах Сонгдо автоматически высасывают из квартир мусор и сортируют бытовые отходы, часть из которых будет переработана и использована для получения возобновляемой энергии.

Сонгдо - один из примеров «умных городов» спроектированных и построенных с нуля. Еще в 2000 году на его месте была песчаная отмель в Желтом море с несколькими рыбацкими постройками. Три года спустя власти Южной Кореи засыпали туда 500 млн тонн песка, чтобы построить бизнес-район неподалеку от аэропорта Сеула; к 2014-му население нового города превысило 70 тыс. человек, а количество вложенных средств перевалило за $35 млрд. Город стал экономической зоной с привлекательными условиями для бизнеса, а также моделью для развития «умных» городов во всем мире.

Уже сегодня каждый второй на планете - городской житель, а к 2050 году, по подсчетам ООН, в городах будет сконцентрировано более 67% населения Земли - 6,3 млрд человек. Из-за растущей урбанизации городам будущего придется справляться с большим количеством вызовов - таких, как нехватка бытовых удобств, стареющая инфраструктура, растущий трафик, загрязнение и социальный дискомфорт. Помочь бороться с этими проблемами должны информационные технологии и интернет вещей: появятся решения, которые объединят различные городские департаменты, учебные заведения, транспорт, больницы, электростанции, водопровод и канализацию в единую сеть систем городского управления. С помощью сенсоров и систем мониторинга в реальном времени будут собираться и анализироваться большие объемы данных, что позволит управлять городами более эффективно и повышать качество жизни в городской среде. В Москве элементы «умного города» уже позволяют раскрывать преступления и контролировать дорожное движение, а в более «продвинутых» городах с помощью данных с датчиков регулируется практически вся городская инфраструктура - от освещения и качества воздуха до водоснабжения и сбора мусора.

67% НАСЕЛЕНИЯ ЗЕМЛИ (6,3 МЛРД ЧЕЛОВЕК) К 2050 ГОДУ, ПО ПОДСЧЁТАМ ООН, БУДЕТ СКОНЦЕНТРИРОВАНО В ГОРОДАХ

В «умных городах» технологии будут проникать практически во все сферы государственной и общественной жизни, позволяя горожанам эффективно управлять средой обитания, начиная от «умных» домов, которые автоматически контролируют подачу тепла и электроэнергии, температуру и влажность воздуха, и заканчивая взаимодействием с бизнесом и городскими службами. Город становится «системой систем», основанной на данных, оптимизированной и интегрированной на каждом из уровней - от индивидуальных устройств до зданий, городов и целых регионов , считает профессор MIT Уильям Митчел.

По прогнозу исследовательской компании IHS, к 2025 году в мире как минимум 88 городов будут «умными». (В 2013 году таких было только 21; аналитики этой компании относят к «умным» города, в которых внедрены или тестируются интегрированные информационные, коммуникационные и технологические решения в трех и более сферах жизни).

У многих современных городов уже есть стратегии по внедрению таких технологий. Так, в Амстердаме в 2009 году приняли стратегию Smart City Initiative, она включает проекты и мобильные приложения, разработанные как правительством, так и частными компаниями и даже самими горожанами. Например, благодаря использованию «умных» энергосберегающих светодиодных ламп в фонарях тратится меньше электроэнергии в районах, где мало пешеходов, а один из жителей разработал и интегрировал в городскую систему приложение Mobypark, которое позволяет владельцам парковочных мест сдавать их другим автовладельцам за почасовую оплату. Власти Нидерландов выделили 70 млн евро на развитие интеллектуальной дорожной инфраструктуры, в рамках которой автомобили будут взаимодействовать между собой и получать сигналы светофора и советы по объезду пробок на основе ситуации на дороге.

70 млн евро ВЛАСТИ ГОЛЛАНДИИ ВЫДЕЛИЛИ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В шведском Мальмё планируется к 2020 году добиться нулевого баланса выбросов углерода, а к 2030-му полностью функционировать за счет возобновляемой энергии. К похожему результату пытаются прийти в 2025 году власти Масдара, недавно построенного и пока не заселенного города в ОАЭ, который поддерживает низкий уровень выброса углеродов благодаря солнечной энергии.

Новые технологии проникают даже в трущобы. Например, в Стелленбоше, неподалеку от Кейптауна, дома получают электричество из вмонтированных в крыши солнечных панелей, а жители могут оплачивать счета за электроэнергию через мобильные приложения.

В Москве тоже уже работают элементы «умного города». Например, интеллектуальные транспортные системы (в их число входят мобильные приложения вроде «Яндекс.Транспорт» или остановки с экранами, на которых написано о приближении транспорта), а также система госуслуг, включающая около 200 городских мобильных и онлайн-сервисов.

75% ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА БУДЕТ ПРИХОДИТЬСЯ НА ГОРОДА

Именно на города будет приходиться основной экономический рост - до 70-75% ВВП стран, что означает большие объемы парниковых газов. В этой связи остро встанет вопрос экологии. Инфраструктура «умных городов» будет включать системы для экономии энергии и переработки отходов. Первые будут использовать смарт-гриды - интеллектуальные энергосети, которые собирают информацию об энергопотреблении и позволяют распределять электроэнергию более эффективно. Вторые включают множество вариантов: уже сейчас и компании, и граждане предлагают массу нестандартных решений по переработке отходов и их повторному использованию на благо общества. Один из самых интересных проектов - Plus Pool в Нью-Йорке, где энтузиасты собрали через краудфандинговую платформу Kickstarter $400 тыс. на разработку одного из первых в мире общественных бассейнов на основе очищенных сточных вод. Как утверждают разработчики, такая вода будет полностью безопасна для людей, а также станет хорошим примером того, как минимизировать ущерб природе.

Несмотря на то что умные города нацелены на повышение комфорта жизни в городской среде, их развитие влечет за собой и новые проблемы. Одна из них - безопасность и повышенный риск утечки персональных данных . С интеграцией всех городских сервисов в единую систему станет возможным получение доступа ко всей истории перемещений и действий каждого конкретного гражданина. Таким образом, само понятие приватности если не исчезнет, то окажется под угрозой. Некоторые города уже платят такую цену за снижение уровня преступности, например Сингапур, где многочисленные камеры видеонаблюдения снизили количество преступлений, но заметно ужесточили контроль государства над обществом. В Китае проблему уже готовятся довести до абсурда: власти обдумывают «карточную» систему, которая будет отслеживать и оценивать каждый поступок гражданина, в зависимости от этого открывая или закрывая для него социальные возможности.

$1,5 трлн ПРЕВЫСИТ ОБЪЁМ ГЛОБАЛЬНОГО РЫНКА ТЕХНОЛОГИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СМАРТ-ГОРОДАМИ

Растущее количество смарт-городов открывает массу возможностей для бизнеса. Согласно исследованию консалтинговой компании Frost & Sullivan, к 2020 году объем глобального рынка технологий, связанных со смарт-городами, превысит $1,5 трлн. Среди самых быстрорастущих окажется рынок «умной» энергетики, который будет развиваться благодаря распространению смарт-гридов и других «умных» решений. Кардинальные перемены наступят после 2020 года с появлением аккумуляторов, способных долгое время сохранять большие объемы электроэнергии, например выработанной в результате преобразования солнечной или ветровой энергии. По прогнозу Frost & Sullivan, рынок «умной» энергетики будет расти со средней скоростью 28,7% в год и к 2025 году составит почти четверть от объема глобальных рынка смарт-городов.

Ключевыми драйверами развития смарт-городов станут сенсоры , которые будут становиться все меньше в размерах и будут иметь все больше возможностей подключения к технологиям связи и интернета вещей (LoRa, LTE, Low Power WiFi) и синхронизации с другими системами в «умных» зданиях. Этот рынок также будет расти: ожидается, что в 2025 году он составит 7% от общего рынка смарт-городов.

Наконец, будет расширяться «умная» и экологически безопасная инфраструктура в городах, особенно в части управления муниципальными отходами и очистки сточных вод. Как рассчитывает Frost & Sullivan, с 2012 по 2025 год этот сектор будет расти в среднем на 12% в год по мере появления решений для переработки отходов в возобновляемую энергию.

Все это откроет новые возможности для частного бизнеса, который сможет разрабатывать и продавать решения по анализу данных, облачные сервисы и прочие технологии, позволяющие гражданам взаимодействовать с «умными городами».

Экономика шеринга

В 2029 году 1 км поездки на беспилотном электрическом автомобиле совместного использования будет обходиться в $0,8

Экономика совместного потребления

«Люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель. Им нужна четвертьдюймовая дырка в стене», - это высказывание американского экономиста профессора Гарвардской школы бизнеса Теодора Левитта стало неофициальным слоганом экономики совместного потребления. Онлайн-платформы, позволяющие пользователям сдавать друг другу в аренду жилье и товары и обмениваться услугами, уже существенно преобразили экономику и будут проникать во все новые сферы жизни.

Каждый пятый взрослый американец уже стал участником «экономики шеринга», а 44 % слышали о ней. Среди молодых европейцев 25-39 лет эта доля еще выше: шеринговыми сервисами уже пользовался каждый третий (данные PwC).

Годом рождения экономики совместного потребления считается 2007-й, когда стартовала эпоха смартфонов и мобильных приложений, без которых бурный рост таких сервисов вряд ли стал бы возможен. Уже сегодня почти каждая индустрия - от жилья и автомобилей до одежды - вовлечена в «экономику шеринга»: кроме Airbnb и Uber есть, например, сервисы проката платьев (Rent The Runway), краткосрочной аренды офисов (We Are Pop Up), поиска партнера на деловой ланч (EatWith, Meal Sharing, Traveling Spoon). Даже такие негибкие сферы, как здравоохранение, постепенно меняются: в США уже появился «убер для марихуаны» - стартап Eaze, который доставляет разрешенную по медицинским показаниям траву на дом к покупателю, а израильский HelpAround основал сеть для общения и обмена лекарствами среди больных диабетом.

Популярность схемы «от пользователя к пользователю» уже выражается в цифрах с большим количеством нулей: оценка Airbnb ($30 млрд) уже выше капитализации сети отелей Hilton (около $25,5 млрд), а число водителей, сотрудничающих с Uber, превысило 1 млн человек. PwC ожидает, что в 2025 году оборот шеринговых сервисов (каршеринг, сдача жилья в аренду через шеринг-платформы, стриминг музыки и видео, а также услуги фрилансеров и краудфандинг) будет составлять $335 млрд - столько же, сколько будут генерировать отели, сервисы аренды машин и бизнесы, работающие в тех же секторах по традиционной модели. Самый большой рост аналитики PwC ожидают в совместном пользовании транспортом и аренде жилья от пользователя к пользователю. В среднем же экономика шеринга в Европе в ближайшие 10 лет будет расти на 35 % в год, считают аналитики PwC: это почти в 10 раз быстрее, чем вся экономика ЕС.

35% в год ТАКИМИ ТЕМПАМИ БУДЕТ РАСТИ ЭКОНОМИКА ШЕРИНГА В ЕВРОПЕ В БЛИЖАЙШИЕ 10 ЛЕТ

Следующие сферы, на которые скорее всего распространится «уберизация», - энергетика, телеком и ритейл . Результатом этого процесса может стать то, что люди вообще перестанут иметь собственность, написала в колонке на сайте Всемирного экономического форума член парламента Дании Ида Аукен. По ее мнению, уже к 2030 году в городах (во всяком случае, в тяготеющей к социализму Скандинавии) все станет общим: от одежды и кухонной утвари напрокат до жилплощади, которую будет разрешено использовать в качестве, например, переговорной в отсутствие жильцов. И в этом будет экономический смысл, считает Аукен: зачем покупать дорогую кровать, если можно взять ее напрокат и ежедневно выплачивать копейки за пользование?

Экономика шеринга встряхнет традиционные бизнес-модели, не менявшиеся годами. Для автомобильных компаний, например, вообще изменится ключевая мера успеха, указывают аналитики Morgan Stanley: вместо числа проданных машин основным показателем успеха станет количество пройденных километров. Если в 2015 году на долю каршеринга приходилось лишь около 4 % от общего расстояния, которое проехали автомобили по всему миру (а это 10,2 млрд миль, или 16 млрд км), то к 2030 году на «совместные поездки» будет приходиться уже 26 % от этого расстояния (а само оно практически удвоится).

Но самые серьезные изменения автоиндустрию ждут с распространением беспилотников : машины без водителей будут лишены человеческого фактора, ведущего к ошибкам в логистике, это позволит использовать их более эффективно. Ездить на беспилотном электрическом автомобиле совместного использования к 2030 году будет на 33 % дешевле, чем на личном - всего около $0.5 за милю ($0.8 за километр). Такие перемены на авторынке давно назрели, убежден глава отдела исследований глобального авторынка Morgan Stanley Адам Джонас. «Задумайтесь: автомобили в среднем используются всего лишь около часа в день, но на них приходится 45 % от мирового потребления нефти и в среднем 3,5 тыс. смертей по всему миру ежедневно», - говорит он. Из частной собственности автомобили будут превращаться в объекты общественного пользования, стирая границы между личным и общественным транспортом.

Отказ от автомобилей в частной собственности кардинально изменит всю цепочку производства, затронув всех ее участников - от металлургов и поставщиков автозапчастей до продавцов автомобильных аксессуаров и организации парковок. Уже к 2021 году продажи автомобилей заметно снизятся, будет сокращаться и производство, указывает Boston Consulting Group (BCG). При этом, по ее оценке, только треть от общей суммы недополученных продаж удастся компенсировать продажами машин для каршеринга. В общей сложности потери автопроизводителей могут составить до 7,4 млрд евро, заключает BCG. Ожидается, что шеринг автомобилей преобразит и страховую индустрию: когда число водителей, вынужденных покупать страховку, сократится, страховым компаниям придется придумывать новые схемы для продажи своих услуг.

Впрочем, эксперты BCG предупреждают, что робокары не наводнят рынок легковых автомобилей ранее 2027 года, а значит, у участников рынка еще есть время подготовиться. Многие уже начали, например, автоконцерн General Motors инвестировал $500 млн в конкурента Uber - сервис такси Lyft, а Volkswagen вложил $300 млн в приложение для вызова такси Gett. Кроме того, многие крупные автопроизводители уже заявили о разработке автомобилей с модулями автопилота.

500 млн долл ИНВЕСТИРОВАЛ АВТОКОНЦЕРН GENERAL MOTORS В СЕРВИС ТАКСИ LYFT

Правда, есть и скептический взгляд на будущее экономики шеринга. Основная проблема - доверие: чтобы сети обмена товарами и услугами успешно работали и давали зарабатывать интернет-платформам, пользователи должны доверять друг другу. В этом плане бизнес «от пользователя к пользователю» сложнее, чем от компании к пользователям: компания не несет личной ответственности за каждого из зарегистрировавшихся, особенно если их миллионы. Платформы придумывают разные способы повысить уровень доверия между своими пользователями: от рейтингов оценки другими участниками до ужесточения верификации или автоматической страховки (например, Airbnb обязуется выплачивать хозяевам жилья до $1 млн, в случае если гости нанесут ущерб их собственности).

Кроме того, далеко не везде появление компаний, упрощающих транзакции между пользователями, принято с восторгом. В Берлине и Барселоне городские власти запретили кратковременную сдачу жилья - так правительства пытаются вернуть в бюджет часть доходов от туризма, которые начали идти «мимо кассы» с появлением Airbnb и HomeAway. А во Франции и других странах таксисты устраивают забастовки против Uber, который, как они считают, рушит рынки низкими ценами.

Наконец, многие скептики сомневаются, что за пределами сфер, в которых работают Airbnb и Uber, экономика совместного потребления имеет смысл. Чтобы найти человека, который просверлит дырку в стене, нужно войти в интернет, запостить объявление, выбрать подходящего исполнителя и выделить под это время - и все это совсем не бесплатно. Так, может, проще будет пойти и купить дрель?

Юрий Наместников

Руководитель российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского»

Когда мы говорим про киберугрозы, связанные с ритейлом сегодня, то в первую очередь на ум приходит три вещи: покупки с помощью краденных банковских карт, атаки на POS-терминалы, которые как раз позволяют эти карты в большом количестве украсть, и атаки на ИТ-системы и бухгалтерию самого магазина. Положение дел с кибербезопасностью в ритейле сейчас нельзя назвать безоблачным: вследствие атак на POS-терминалы крупной торговой сети в США Target три года назад было скомпрометировано более 40 млн платежных карт, объем несанкционированных операций с использованием платежных карт, выданных на территории РФ, в 2015 году составил более 1,14 млрд руб., из них порядка 30 % приходится на торговые организации, ну а ситуация с зашифрованным компьютером бухгалтера или выведенными со счета предприятия деньгами знакомы многим предпринимателям России.

Очередной виток развития розничной торговли естественным образом повлечет за собой появление новых методов незаконного отъема денег как у самих магазинов, так и у покупателей. Торговые компании вкладывают огромные деньги в развитие методов удобного совершения покупки.

Одно из бурно развивающихся направлений – упрощение оплаты, которая сейчас все чаще происходит не деньгами или картой, а с помощью смартфонов и часов. Практически одновременно с повсеместным внедрением нового метода оплаты появились вредоносные программы, маскирующиеся под платежные приложения, например под тот же Google Wallet (который сейчас превращается в Android Pay). При этом пользователи с точки зрения безопасности просто не были готовы к такому повороту событий: все привыкли защищать компьютер от вирусов, а бумажник держать поближе к телу, а тут раз – и у многих бумажник перекочевал в еще незащищенный смартфон, чем и воспользовались мошенники.

Следующий логичный шаг в этом направлении – оплата с помощью биометрических данных.

Вот тут остро встает вопрос сохранности биометрии и привязанной к ней цифровой личности, ведь если данные карты мы еще хоть как-то прячем от чужих глаз, то биометрия всегда выставлена напоказ, особенно если вы любите фотографироваться. Уже сейчас есть методы обхода биометрических систем с помощью записанного видео и голоса, а копии отпечатков пальцев уже возможно сделать. Тут в игру вступает вопрос дизайна, или, если угодно, грамотной архитектуры системы безопасности платежей: как сегодня в компьютерных системах защиты не полагаются на один слой защиты, так и биометрические системы необходимо строить с учетом использования дополнительных факторов, характеризующих поведение цифровой личности, таких как используемые приложения, посещаемые сайты, местоположение магазина, покупателя, сумма покупок, время покупки и т. д.

При появлении отклонений в поведении система безопасности может потребовать верифицировать транзакцию каким-либо дополнительным способом, например голосом, или вовсе отклонить ее, если это явное мошенничество.

Волна атак на ИТ-системы магазинов с целью хищения данных покупателей и кражи денег со счетов компаний заставила владельцев торгового бизнеса по новой взглянуть на ситуацию и заняться защитой своей сети. Если сейчас конкуренты заказывают DDoS-атаки на сайты магазинов в предпраздничные дни, то с более глубоким проникновением ИТ-систем в офлайновый ретейл и с роботизацией процесса продаж, подобные атаки могут стать куда более серьезной проблемой, т.к. остановятся не только онлайн, но и офлайн продажи, т.е весь бизнес целиком.

Не стоит забывать, что ИТ-система защищена настолько хорошо, насколько защищено ее наиболее слабое звено.

Появление подключенных умных устройств (камеры, считывающие лица; помощники, выполняющие команды покупателей) и роботов в магазинах, которые сейчас, опять же, в большинстве своем не используют каких-либо серьезных механизмов защиты (если вообще использует хоть какие-то), открывают новые бреши в безопасности, а соответственно и бизнес-процессы становятся более уязвимыми. Это тот самый случай, когда система управления роботами на складе или роботизированные кассы должны быть построены на изначально безопасной программной платформе, такой как Kaspersky OS, где злоумышленникам by-design что-либо несанкционированное сделать невозможно.

В истории с логистикой все очень интересно с точки зрения безопасности: здесь есть практически океан возможностей как для атакующих, так и для защитников.

Развитие доставки дронами останавливает не только незрелость законодательной системы, но и опасения с точки зрения кибербезопасности. И эти опасения не беспочвенные: известно много техник перехвата управления дроном, в том числе с помощью уязвимостей в его программном обеспечении. Представьте себе, как ваша только что заказанная горячая пицца приземляется не у вас под дверью, а где-то в четырех кварталах, а деньги списываются с вашей карты, согласитесь – не очень радужная перспектива, особенно если пиццу заменить на дорогой гаджет или украшение. Однако и здесь если изначально предусмотреть безопасность на этапе создания архитектуры системы, то многие риски можно будет значительно снизить: Cloud Security Alliance and Securing Smart Cities, в который входит «Лаборатория Касперского», выпустил документ, где собраны рекомендации по созданию систем управления дронами, чтобы избежать киберинцидентов. Осталось дело за малым – чтобы рекомендациям следовали производители систем управления дронами. Как видите, нас ждет прекрасное будущее, когда манекены улыбаются и общаются с вами, а в магазине играет музыка, которая нравится именно вам, да и выбор вещей становится все удобнее, не говоря уже о моменте расставания с деньгами. Продуманная кибербезопасность, которая изначально заложена в дизайн систем, и личная цифровая грамотность позволят сохранить деньги как владельцев магазинов, так и покупателей. Причем важно, чтобы защищены были все элементы торговой системы от платформы, на которой работают роботы на складе, касс и дронов до гаджетов покупателей и отпечатков нашей цифровой личности.

Сергей Ложкин

Старший антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского»

Сфера кибермедицины в последнее время занимает умы многих исследователей безопасности по всему миру. И действительно, технологии удаленной диагностики и других видов медицинской активности за последние годы вырвались далеко вперед. Томографы, рентген-аппараты, устройства ультразвуковой диагностики и даже аппараты по удаленному проведению хирургических операций – роботы –ассистенты хирургов, они являются полнофункциональными мощными компьютерами со своими операционными системами, приложениями и подключением к сети Интернет.

Поэтому информационная безопасность этих устройств является приоритетной, так как от нее может зависеть жизнь и здоровье пациентов.

Подобные аппараты являются очень интересным объектом для атаки хакера-злоумышленника. Современные медицинские аппараты стоят очень дорого и, например, удаленный взлом томографа и внесение изменений в управляющий компьютер либо в прошивку могут просто вывести его из строя, что может привести к большим убыткам для клиники или госпиталя. Также существует риск намеренного изменения функционала аппарата, что ведёт к получению неправильных диагностических данных, а как следствие – к неправильному лечению и усугублению состояния пациента. Также для злоумышленника могут являться ценными персональные данные пациентов, которые хранятся на медицинских аппаратах, – диагнозы, история болезни и т. д. – эти данные также можно использовать в различных целях. Ну и совсем, на первый взгляд, фантастический, а на самом деле вполне реальный сценарий – взлом устройства удаленного оперативного вмешательства, когда хакер может получить контроль над устройством во время проведения операции и нанести непоправимый вред своим взломом или спровоцировать смерть пациента.

Уже в 2016 году стали известны по крайней мере три случая в США (Kentucky Methodist Hospital, Chino Valley Medical Center и Desert Valley Hospital, California), когда злоумышленники заражали внутреннюю сеть клиник и госпиталей программами-шифровальщиками.

Все данные в клинике, включая медицинские карты, были зашифрованы. Это вынудило руководство медицинского учреждения немедленно выплачивать киберпреступникам миллионы долларов за расшифровку – ведь от доступности этой информации зависит здоровье пациентов, и времени на поиск ключа и расшифровку может просто не быть. К сожалению, производители подобных устройств не всегда заботятся об обеспечении полной информационной безопасности. Основную ставку они делают на уникальный технический медицинский функционал, зачастую забывая о кибербезопасности, не уделяя должного внимания защитным решениям и методам. Нередко используются устаревшие версии операционных систем, сами медицинские приложения не обновляются или процедура обновления представляет довольно сложный процесс. Поэтому такие устройства зачастую остаются уязвимыми, и информация о взломах последнее время всё чаще и чаще появляется в СМИ. В течение нескольких лет кибермедицину ждет взрывной рост и область информационной безопасности этих устройств должна стоять на одном из первых мест как для производителей, так и для регулирующих и сертифицирующих организаций.Использование соцсетей и мессенджеров для корпоративной коммуникации вынуждает бизнес строить доверительные отношения с третьей стороной – разработчиком соцсети и мессенджера – и рассчитывать на то, что этот партнер надежно хранит данные (учетные записи пользователей, переписку и т. п.) и защищает свою инфраструктуру. В свою очередь, злодей также понимает, что теперь ценные корпоративные данные хранятся не только на тех компьютерах организации, которые надежно защищены и находятся в офисе компании, но информация переносится на личные устройства и аккаунты сотрудников. А это означает, что однажды взломанный персональный аккаунт в соцсети сотрудника какой-нибудь компании теперь может нанести не только репутационный вред самому сотруднику, но и затронуть саму организацию.

Таким образом, размывается периметр корпоративной сети и обеспечивать информационную безопасность становится все сложнее, ведь нужно контролировать каждого участника информационного обмена.

Повседневная деятельность, которая постепенно переходит онлайн (например, запись на прием к врачу, отправка сообщения в полицию, заказ такси), открывает новые возможности для мошенников. К примеру, подделка онлайн-запроса в полицию может нарушить процесс таким образом, что настоящий запрос от реального пользователя, находящегося в опасности, просто не дойдет до полицейских, а те, в свою очередь, будут тратить свои ресурсы на обработку запросов от мошенника. Или же другой сценарий: злоумышленник крадет учетные данные жертвы и от ее имени осуществляет отправку запросов в полицию, запись к врачу или любое другое действие, которое доставит хлопот обрабатывающей его стороне. Переход традиционных медиа в соцсети открывает не только новые каналы доставки контента до потребителя, но и новые потенциальные источники для дезинформации. Так, например, взлом официального аккаунта какого-либо СМИ и последующее размещение фальшивой новости приводят не только к репутационным потерям издания, но и могут повлиять на объект этой новости, к примеру спровоцировать изменение биржевого курса активов компании.

Концепция «умного города» является логичным развитием технологии «умного дома». Это обуславливает схожий подход к проектированию, отличающийся пониженным уровнем информационной безопасности, причем не ради удобства, а для простоты и скорости реализации. Существующие на сегодняшний день «умные города» или отдельные их элементы, использующиеся в обычных мегаполисах - разрабатывались около 10 лет назад, без учета современных реалий информационных угроз и хакерских техник.

При этом «умные дома» уже вовсю являются объектом демонстрации возможностей потенциальных атак, а «умные» устройства активно используются не только обычными киберпреступниками, но и спецслужбами для сбора информации о пользователе.

Стоит вспомнить хотя бы ботнет Mirai из IoT-устройств, который в конце прошлого года участвовал в мощной DDoS-атаке, приведшей к отказу в обслуживании целого региона. А на днях «Лаборатория Касперского» рассказала об активности зловреда Hajime, который в настоящее время активно заражает устройства Интернета вещей и также создает из них ботнет. На данный момент под контролем Hajime находятся почти 300 тысяч гаджетов по всему миру – потенциально все они готовы выполнять команды злоумышленников.

К сожалению, сейчас в основном под угрозами в области умного города понимаются риски утечки персональных данных. Это довольно ограниченный взгляд на проблему, хотя риск утечек персональных данных возрастает и будет расти в будущем независимо от проблемы умных городов.

Для городов более существенный и крайне высокий риск – это вмешательство хакеров в функционирование городских систем. Это то к чему нас долгие годы готовил Голливуд, и тысячи хакеров по всему миру только и ждут появления технической возможности для претворения фантастических сценариев в жизнь. А в некоторых ситуациях уже начинают пробовать свои силы: так, например, в начале апреля в американском городе Даллас неизвестный хакер взломал систему безопасности и получил доступ к более чем 150 сиренам экстренного оповещения, которые и включил посреди ночи.

Еще один громкий пример в тех же США: в январе, накануне инаугурации Трампа, в Вашингтоне большая часть устройств, которые записывают данные с камер наблюдения полиции, были взломаны и выведены из строя: 123 из 187 существующих камер не работали в течение четырех дней.

Тем временем, еще в 2014 году американские исследователи при сотрудничестве с дорожным агентством Мичигана продемонстрировали несколько реальных сценариев атак на системы управления светофорами. Очевидно, что подобное вмешательство чревато серьезными последствиями - угрозой человеческим жизням. Именно поэтому разработка всех систем умных городов должна вестись с привлечением специалистов по информационной безопасности и с реализацией эффективных средств защиты еще на уровне «фундамента» умного города.

Это не та область где можно «сэкономить» на безопасности, в надежде что-то улучшить потом, по ходу эксплуатации. Потом - может никогда и не наступить.

Кирилл Керценбаум

Руководитель отдела корпоративных решений «Лаборатории Касперского»

Экономика совместного потребления, на данный момент с восторгом воспринятая обществом, далеко не так однозначно принимается государством и регуляторами. Риски, которые несет в себе P2P (people-to-people) экономическая модель, до конца не изучены, и очень сложно прогнозировать, как они будут развиваться в будущем. Уже сейчас понятно, что в отличие от стандартной B2C и модели B2B, где производитель или поставщик товара или услуги в полной мере несет ответственность за нее, в условиях экономики общего потребления агрегаторы подобного спроса и предложения в полной или частичной форме снимают с себя всякую ответственность или значительно ее ограничивают, перекладывая таким образом все риски на стороны частных лиц. Хороший тому пример Uber, который в явной форме указывает, что не несет практически никакой ответственности за жизнь и здоровье пассажира, а всего лишь является площадкой для размещения заказов на перевозку. Государство в своей социальной функции должно нести ответственность за жизнь и здоровье собственных граждан и в конечном счете должно быть участником подобных отношений и ответственность нести солидарную, однако на данный момент это не представляется возможным. Именно поэтому сейчас мы находимся в точке определенного пика развития подобных технологий, и, пока не будет решен вопрос, кто и в какой мере несет на себе юридические и финансовые риски в случае инцидентов в P2P-сделках, мы не увидим дальнейшего развития подобных экономических моделей в более критических областях, таких как медицина, энергетика и телекоммуникации.

Если же говорить отдельно об одном из самых важных и перспективных направлений развития этой модели – самоуправляемых автомобилях, то здесь лежит совершенно отдельный и очень серьезный пласт потенциальных проблем, напрямую связанных с жизнью людей. Вопрос ответственности за инциденты между самоуправляемыми автомобилями или между подобными и автомобилями, управляемыми людьми, гарантированный повышенный интерес киберпреступников и особенно кибертеррористов в условиях появления подобных устройств на дорогах и многое другое – это то, что сейчас фактически является основным тормозом развития данного направления технологий. Сами технологии уже позволяют сделать довольно надежный самоуправляемый автомобиль, но есть ли в нем реальная потребность, и как регулировать его работу/взаимодействие с другими объектами, все еще непонятно.

Основным преимуществом уберизации экономики для потребителя является упрощение доступа к товарам и услугам, даже тем, которые им ранее могли быть совершенно недоступны. Таким образом, на рынке спроса появляется огромное количество новых участников, для которых не столь важны бренд и репутация компании, а более существенны цена и лёгкость доступа к продукту или услуге. К сожалению, обычно эти критерии не являются характерными для традиционных B2B-моделей, и поэтому многие классические компании под гнетом новых убероподобных бизнесов начинают испытывать большие проблемы. Опять же здесь весьма иллюстративны примеры классических таксопарков и туристических агентств, то есть тех сфер, которые уберизация экономики затронула в первую очередь. Рекомендаций здесь может быть несколько. Во-первых, если вы хотите эффективно противостоять P2P-моделям и они для вашего бизнеса могут представлять угрозу, то необходимо максимально уходить в цифровой мир. Сайт компании, специализированное мобильное приложение должны позволять легко и быстро получать доступ к вашим товарам и услугам и предусматривать гибкие модели их использования. Во-вторых, несмотря на снижение значимости бренда в экономике общего потребления, все же пользователи хотят быть уверенными, что их не обманут и качество предоставляемой услуги или изделие будут на высоком уровне. Поэтому именно повышение акцента на репутации и проверенных временем технологиях позволят классическому бизнесу более эффективно конкурировать с инновационными моделями, но только при условии, если первую рекомендацию они восприняли всерьез. Ну и последнее, но не менее важное – если чему-то не можешь противостоять, то самое правильное – возглавить это.

Очевидно, что потребитель в данной модели является основным выгодоприобретателем. Благодаря Uber и подобным схемам экономики общего потребления, большее количество людей получило доступ к большему количеству товаров и услуг, чем когда-либо раньше. Мы можем ездить практически на любом автомобиле, жить в любом месте, одеваться в любую одежду самых престижных брендов, но к сожалению, в это же самое время никто нам не гарантирует, что качество и характеристики данного предмета или услуги будут соответствовать заявленным и в случае серьезных проблем мы сможем получить достойную поддержку.

Как результат, мы видим, что высокий уровень предложения и высокий уровень конкуренции в рамках подобных моделей, в отличие от классических, не приводит к росту качества, а только лишь влечет за собой снижение цены. Соответственно, необходимо отдавать себе отчет, что мы не всегда можем ожидать адекватного качества предоставляемой услуги. Наверное, это не самое плохое, когда мы говорим о перевозках на короткие расстояния или краткосрочное проживание, но, если же рассматривать более серьезные области, такие как медицина или авиация, модель низкой цены здесь работать не сможет. Очень вероятно также, что ответом на дальнейшее распространение P2Pмоделей станет появление большого количества мошенничества, в том числе и в цифровой сфере, когда будет продаваться товар или услуга, которых на самом деле не существует.

Подводя итог. Вся история развития человечества – это история революций и эволюций социально-экономических моделей, от натурального бартерного обмена к первым деньгам в виде чеканных монет (VII век до н. э.), от первых бумажных денег к полноценным товарно-денежным отношениям (деньги – товар – деньги штрих). Сейчас мы наблюдаем отчасти возвращение к модели прямого оказания услуг и товаров без посредников, от которых мы отказались с приходом промышленной революции в начале XIX века, и вряд ли происходящее можно назвать революцией. Однако важно отметить, что любые изменения социально-экономических моделей в обществе всегда приводили к появлению новых моделей нарушений и злоупотреблений, а в век информационных технологий мы можем быть на 100 % уверены, что данный тренд не заставит себя долго ждать. Именно поэтому бизнесу вне зависимости от того, работает ли он все еще по классическим моделям или уже использует модели экономики общего потребления, необходимо уделять значительное внимание вопросам безопасности, в первую очередь кибербезопасности.