Логистический подход к управлению логистическими процессами. Специфика логистического подходак управлению материальными потоками в экономике. Логистическая концепция «just-in-time»

Логистика предполагает рассматривать систему обращения во всей ее сложности и многообразии, так как исследование развития и функционирования больших систем требует только системного подхода.

Можно сказать, что логистический подход - это системный подход к исследованию социально-экономических и человеко-машинных систем. Особенность его применения состоит в том, что каждое состояние исследуемого объекта и их совокупность рассматриваются во взаимосвязи, преемственности и развитии, в переходе к качественно новому состоянию. Сложные объекты при этом исследуются как иерархически построенное единство открытых систем, причем любые обоснованные решения должны учитывать их влияние па смежные элементы и связи.

Применение логистического подхода к проектированию развития экономических систем предполагает решение следующих задач:

  • - постановка целей развития и нахождение их оптимального сочетания;
  • - определение путей и средств достижения этих целей через выявление связей и исследование взаимодействия учитываемых факторов и рассматриваемых объектов в количественной форме;
  • - взаимоувязка целей и средств их достижения с потребностью в ресурсах, учитывая ограниченность последних.

Главные инструменты логистического подхода - анализ и синтез исследуемой системы. Анализ системы позволяет выявить ее наиболее существенные составляющие, дать им характеристику, а также количественную оценку взаимодействия друг с другом, определяет их влияние на параметры исследуемой системы. Синтез используется в процессе разработки и функционирования формализованной динамической модели параметров системы.

Логистика позволяет комплексно, с системных позиций охватить все этапы комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - спрос - потребление". Ранее целевая функция этого комплекса Ь(С) ориентировалась на минимум издержек в каждом из звеньев и рассчитывалась по формуле

где Сс,СП, Сх, Ср, Ст - затраты соответственно на снабжение, производство, хранение (складирование), распределение, транспортировку.

Логистический подход ориентирован на отказ от изолированного рассмотрения издержек и использует критерий минимума суммы указанных затрат, базирующийся на оптимальном значении каждого из слагаемых. С точки зрения логистики целевая функция комплекса: "снабжение - производство - хранение - распределение - транспорт - сирое - потребление" рассчитывается так:

Оптимизация основывается па определенной совокупности исходных положений:

  • - исходная логистическая структура рассматривается как сложная система, имеющая ряд подсистем;
  • - каждая подсистема обладает собственным критерием оптимальности, отражающим ее внутренние (имманентные) интересы;
  • - функционирование структуры представляет собой процесс взаимодействия этих подсистем;
  • - взаимодействие подсистем осуществляется посредством особой логистической системы, т.е. является экономическим взаимодействием, цель которого - наилучшее сочетание интересов отдельных подсистем и системы в целом.

В логистике применяется критерий оптимальности В. Парето, который позволяет проверить, улучшает ли предложенное решение по конкретному объекту общее состояние системы. Сущность логистической оптимизации по Парето заключается в следующем. Пусть в логистической системе выделяется т подсистем. Введем следующие обозначения:

к = 1,т - совокупность подсистем логистической системы;

Хк - вариант экономического поведения £-й подсистемы;

1к = /(хк) - целевая функция к-и подсистемы;

х= (Хр хп/) - вариант экономического поведения логистической системы как композиция типов подсистем;

с = (с, ст) - вектор значений целевых функций подсистем;

Хк - множество допустимых значении вариантов экономического поведения к-и подсистемы;

X - множество допустимых вариантов экономического поведения логистической системы в целом, состоящих из композиции допустимых вариантов подсистем и удовлетворяющих дополнительным общим ограничениям логистической системы.

Из совокупности моделей подсистем можно составить задачу векторной оптимизации на множестве допустимых вариантов поведения подсистем и логистической системы в целом с целевой функцией

Решение этой задачи позволяет находить эффективные варианты экономического поведения логистической системы, оптимизированные по Парето. Допустимое решение х* = (х*х*), которому соответствует вектор с* = = (с* с*), является эффективным, если не существует другого допустимого решения х = (хг хт), которому отвечает вектор с - (С/,ст) такой, что:

Эффективное решение X совокупности подсистем - это такое допустимое экономическое поведение логистической системы (минимум суммарных затрат), при котором ни одна из подсистем не может улучшить свое положение (минимизировать свои локальные издержки), не ухудшая положения хотя бы одной из остальных подсистем. Иными словами, понятие оптимальности по Парето выражает такое экономическое поведение, согласно которому хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже.

Пример оптимизации но Парето для системы, состоящей из двух подсистем, изображен на рис. 2.2.

Рис. 2.2.

Здесь линия ЛВ отображает множество значений целевых функций. Величины С(и С9 - значения целевых функций подсистем при их изолированном функционировании, Подсистемы логистической системы заинтересованы в таком совместном функционировании, чтобы в итоге получить значения итоговых целевых функций не хуже, чем С, и С). Отсюда следует, что решение необходимо искать на участке ИЕ. Для подсистемы I неприемлемы все решения, лежащие левее С{Оу, для подсистемы II - ниже С2Е.

Практически это означает, что логистика ведет к отказу от проведения отдельных мероприятий по рационализации материально-технического обеспечения и перевозок, она нацелена на рационализацию всей сферы обращения и производства в совокупности.

Очевидно, что использование всех преимуществ логистического подхода возможно лишь в условиях развитого рыночного хозяйства. Это объясняется в первую очередь тем, что дефицит (превышение спроса над предложением) позволяет поставщику диктовать условия поставок. Продавец заинтересован в условиях, которые позволяют лично ему минимизировать издержки и обеспечить широкий круг потенциальных потребителей. Превышение же предложения над спросом дает потребителю возможность выбирать поставщика. Продавать продукцию в этом случае могут только те поставщики, которые в состоянии выполнить все требования потребителей. При этом логистика позволяет экономически сильным фирмам перераспределить запасы таким образом, чтобы снять с себя издержки, связанные с храпением материальных ресурсов, и не подвергаться риску оказаться без резервных запасов.

При традиционном подходе к управлению каждое звено логистической цепи имеет собственную систему управления (рис. 2.7), ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи является входным для последующего. Результирующим материальным потоком является выходной поток последнего звена логистической цепи. Параметры последнего звена логистической системы получаются в результате независимых управленческих воздействий, осуществляющихся по­следовательно в каждом из звеньев логистической цепи. Поэтому с точки зрения общих целей они являются спонтанными.

При логистическом подходе управляющие воздействия прилагаются со стороны единой логистической системы управления к новому объекту управления – сквозному материальному потоку (рис. 2.8). Эти управляющие воздействия формируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи, так что параметры выходного материального потока оказываются вполне предсказуемыми.


Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.7. Традиционный подход к управлению материальными потоками



Информационный поток

Материальный поток

Рис. 2.8. Логистический подход к управлению

Факторы и тенденции развития логистики. Принципы логистики

Факторы развития логистики

Наиболее подробно факторы развития логистики были рассмотрены Аникиным Б. А. и Федько В. П. . Интерес к проблемам логистики связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост производства и расширение внутринациональных и мирохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Развитие логистики помимо стремления фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, определило следующие два фактора:

· усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;

· создание гибких производственных систем.

Факторы сопровождались следующими воздействиями:

· осуществился переход от рынка продавца к рынку покупателя, сопровождающийся существенными изменениями в стратегии производства и системах товародвижения. Раньше сбыт подстраивался к производству, сейчас производство зависит от спроса;



· повысилось качество обслуживания, сократилось время выполнения заказов и соблюдался график поставок. Тем самым фактор времени наряду с ценой и качеством продукции стал определять успех функционирования предприятия на современном рынке;

· усложнились проблемы реализации при одновременном росте требований к качеству распределения. Это вызвало у фирм-производителей аналогичную реакцию относительно своих поставщиков сырья и материалов. В итоге образовалась сложная система связей между субъектами рынка, которая потребовала модификации моделей организации в сфере снабжения и сбыта;

· решались проблемы по оптимальному размещению складов, определению оптимальной величины партии поставок товаров, оптимальных схем маршрутов перевозок и т. д.;

· замена традиционных конвейеров роботами привела к значительной экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий продукции рентабельной;

· переход от массового производства к мелкосерийному с минимальными издержками повысил гибкость и конкурентоспособность;

· производство малыми партиями повлекло за собой изменение системы обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции;

· отпала необходимость иметь большие склады и возникла потребность в транспортировке продукции небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Расходы на перевозку покрывались за счет сокращения складских издержек.

Кроме вышеизложенных факторов, непосредственно определивших развитие логистики, необходимо отметить и факторы, способствовавшие созданию возможностей для этого:

· использование теории систем и компромиссов для решения экономических задач;

· ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях, внедрение в хозяйственную практику фирм ЭВМ последних поколений, используемых в сфере товародвижения;



· унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, устранение различного рода импортных и экспортных ограничений, стандартизация технических параметров путей сообщений подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств в странах, осуществляющих интенсивные мирохозяйственные связи между собой.

Этапы развития логистики

1. Период «фрагментаризации» (1920 – 1950)характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако принципы логистики не были востребованы в полной мере, применялись отдельные логистические функции, позволяющие снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или скла­дировании.

2. Период становления концепции физического распределения как составной части маркетинга (1950 – 1970)характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием компьютерных информационных технологий.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистикикак интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на
това­ры в определенном месте и в заданное время». Вместе с тем в рассматриваемый период не прекращались попытки дать обобщенное определение логистики.

3. Период развития (1970 – 1980) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и дистрибьюции (распределении) на основе концепции
бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применений принципов промышленной логистики и философии всеобщего управления качеством.

4. Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемую полную логистическую цепь (т. е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а такжеуправлением материальными и сопутствующими потоками, создание международных логистических систем.

Прогнозирование спроса

Анализ требований заказчика

Инвентаризация продукции

Складирование

Грузообработка

Упаковка

Распределение

Планирование распределения

Планирование заказов

Транспорт

Обслуживание клиентуры

Рис. 2.9. Динамика развития логистики

На основе вышеперечисленной периодизации были сделаны следующие выводы:

Во-первых, логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от места возникновения до места потребления потока материальных ресурсов и готовой продукции. Во-вторых, подчеркнута важность управления сопутствующей информацией. В-третьих, впер­вые в сферу интересов логистики попали сервисные (нематериальные) потоки. Это имеет принципиальное значение для развития логистических подходов в индустрии сервисных услуг, так как все предыдущие десятилетия объектом изучения и оптимизации в логистике были только материальные потоки.

Одной из наиболее важных движущих сил логистических изменений стала широко распространившаяся зарубежом концепция всеобщего управления качеством(total quality management, TQM) . Эта концепция, взятая на воо­ружение подавляющим большинством ведущих компаний мира, произвела переворот в теории и практике менеджмента.

Согласно одному из определений концепция всеобщего управления качеством – это управленческий подход, ставящий в центр внимания задачу повышения качества и основанный на участии в решении этой задачи всех членов фирмы (организации) на всех стадиях производства и продвижения продукции (услуг), позволяющий достичь долговременного успеха за счет удовлетворения нужд потребителей и благодаря взаимной выгоде, как каждого члена фирмы, так и общества в целом.

Глобальная логистика

На современном этапе развития логистики большое значение приобрела глобальная логистика. Актуальные формы ее развития отразил Аникин Б. А. .

Глобальная логистика – стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран мира на основе разделения труда, партнерства и кооперирования в форме договоров, соглашений, общих планов, поддерживаемых на межгосударственном уровне.

По мнению ведущих западных специалистов в области логистического менеджмента, основными движущими силами современной глобализации являются :

· продолжающийся рост мировой экономики;

· новейшие технологии;

· развитие и интеграция макрорегиональных хозяйственных структур;

· новые возможности для формирования глобальных логистических цепей (каналов);

реализация процедур дерегулирования, проводимых многими странами для ускорения и удешевления продвижения материальных потоков (рис. 2.10).



Рис. 2.10. Движущие силы глобализации

В настоящее время происходит активный обмен новейшими технологическими достижениями (ноу-хау), результатами эффективных научных разработок, изобретениями, что способствует сближению экономических уровней разных стран, их социальной и хозяйственной интеграции. Известны примеры успешного формирования макрологистических региональных структур и систем в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Северной Америки. Их опыт подтверждает естественное стремление стран к региональной интеграции. Этому способствуют:

· сходство политических систем;

· укладов жизни населения;

· традиций;

· близость исторических корней;

· практика пользования едиными источника энергии и сырьевыми ресурсами;

· сопряженность коммуникаций;

· отсутствие торговых и таможенных барьеров.

Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих компаний и фирм искать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран. Международное разделение труда и кооперация привели к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы. Перспективы их развития связаны с возможным увеличением отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логистических посредников в других странах, лучшими финансовыми условиями. Созданию логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экспедиторские фирмы, страховые компании, использующие глобальные телекоммуникационные сети. Существенное значение для реализации глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования , проводимые многими странами для снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, социально-политических и экономических взаимоотношений. Эти процедуры облегчают движение капитала, товаров и информации через национальные границы.

Концепция позиционирования представляет собой надстройку глобальной логистической стратегии фирмы. Она определяет отличительные особенности компании в сравнении с конкурентами, отношения с поставщиками и заказчиками, организацию информационных потоков и операций физического распределения.

Интеграция достигается путем внедрения современных информационных технологий для совместного использования необходимой информации всеми партнерами глобальных логистических цепей и каналов. Она предполагает высокую степень взаимосвязи партнеров, обмен данными между ними в стандартизованных форматах (например, EDIFACT ), как правило, в режиме реального масштаба времени (on line).

Гибкость – третий основной фактор, выявленный в процессе вышеуказанного исследования. Фирма, способная быстро реагировать на специфические запросы потребителей, адекватно в соответствии с их требованиями внося изменения, как в производство, так и в распределение, всегда будет функционировать успешнее конкурентов.

Измеримость характеризует уровень достижений компании логистического менеджмента и возможность дальнейшего улучшения ее деятельности на мировом рынке.

Логистический подход к управлению материальными пото­ками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций.

Слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком на предприятии:

1. Производство ориентируется на рынок. Становится возможным эффективный переход на малосерийное и индивидуальное производство.

2. Налаживаются партнерские отношения с поставщиками.

3. Сокращаются простои оборудования. Это обеспечивается тем, что на рабочих местах постоянно имеются необходимые для работы материалы.

4. Оптимизируются запасы.

5. Сокращается численность вспомогательных рабочих. Чем меньше уровень системности, тем неопределеннее трудовой процесс и тем выше потребность во вспомогательном персонале для выполнения пиковых объемов работ.

6. Улучшается качество выпускаемой продукции.

7. Снижаются потери материалов. Любая логистическая oneрация - это потенциальные потери. Оптимизация логистических операций - это сокращение потерь.

8. Улучшается использование производственных и складских площадей.

9. Снижается травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.

43. Виды логистик

Закупочная – поиск поставщиков и оценка их надежности; управление материальными запасами; анализ конъюнктуры рынка поставщиков и т.п.

В процессе обеспечения предприятия сырьем, полуфабрикатами, комплектующими и другими материальными ресурсами решаются задачи закупочной логистики . На этом этапе тщательно изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры поставки и контролируется их выполнение. Основной целью закупочной логистики является удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение данной цели зависит от решения следующих основных задач:

Определение потребности в материальных ресурсах; решается задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов - при­обретения данного материала у поставщика или производства его на собствен­ном предприятии.

Исследование рынка закупок и выбор поставщика по определенным критериям.

Заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов для логистической системы.

Подготовка бюджета закупок материальных ресурсов.

Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбы­том и складированием.

В логистике имеется два основных критерия выбора поставщика:

Стоимость приобретения продукции или услуг.

Качество логистического обслуживания клиентов.

К дополнительным критериям относятся следующие:

удаленность поставщика от потребителя;

сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

организация управления качеством продукции у поставщика;

способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в тече­ние всего срока службы поставленного оборудования;

кредитоспособность и финансовое положение поставщика, авторитет в мире бизнеса и ряд других.

Правовой основой закупок является договор купли-продажи.

На практике используют следующие методы закупок:

Закупки одной партией (оптовые закупки).

Закупки мелкими партиями в течение определенного промежутка вре­мени (месяца, квартала, года).

Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям.

Получение товара по мере необходимости.

Закупка товара с немедленной сдачей.

В целом, закупочный процесс включает следующие основные этапы:

осознание необходимости закупок материальных ресурсов;

разработка спецификаций и составление заявок;

отбор поставщиков, у которых запрашиваются цены;

оценка присланных прейскурантов и выбор поставщиков;

составление заказа на покупку материальных ресурсов;

получение материальных ресурсов.

Сетевые – анализ рынков сбыта, построение каналов распределения; управление товарными запасами; складирование; сервис и т.п.

Сбытовая логистика (логистика распределения) - это область научных исследований системной интеграции функций, реализуемых в процессе распределения материального и сопутствующих ему (информационного, финансового и сервисного) потоков между различными потребителями, то есть в процессе реализации товаров, основная цель которой - обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами. С понятием сбытовой логистики тесно связано понятие канал распределения - совокупность различных организаций, которые осуществляют доставку товара до потребителя

Задачи сбытовой логистики:

Доставить потребителю продукцию своевременно.

Доставить потребителю продукцию в нужном количестве.

Доставить потребителю продукцию без ущерба для ее качества.

Доставить потребителю продукцию с минимальными затратами.

В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие вопросы:по какому каналу довести продукцию до потребителя; как упаковать продукцию; по какому маршруту отправить; нужна ли логистике сеть складов, если да, то ка­кая, где и сколько; какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов.

Складская логистика – определение схемы расположения складов, параметров складов, организация документооборота; оценка эффективности работы склада и т.п.

Движение материальных потоков в логистической цепи осуществляется с помощью входящей в ее состав транспортно-складской системы. Узловыми пунктами этой системы являются различные склады.

Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приема, размещения и хранения поступивших в них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Складское хозяйство создается с целью приема материального потока с одними параметрами (размерными, качественными, временными), его переработки, накопления и выдачи с другими параметрами установленному потребителю.

Таким образом, на склады, как и на другие звенья логистических цепей, распространяется логистическое правило «семи Н»: обеспечить необходимого потребителя нужным ему товаром в необходимом количестве с необходимым качеством в нужном месте в нужное время с наилучшими затратами.

Современный склад - это сложная система. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня - логистической цепи, которая формирует требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее функционирования. В связи с этим склад рассматривается в логистике не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Именно такой подход позволит обеспечить эффективность деятельности не только конкретного склада, но и всей логистической цепи, в которой он действует.

Основное назначение склада - размещение запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада относят:

Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом;

Складирование и хранение. Эти функции позволяют выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением, дают возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение, используя хранящиеся товарные запасы;

Консолидация (объединение) и транспортировка грузов. Консолидация небольших партий для нескольких клиентов до полной загрузки транспортного средства осуществляется с целью сокращения транспортных расходов;

Предоставление услуг (подготовка товаров к продаже, проверка качества, транспортно-экспедиционные услуги и т.д.).

Транспортная – выбор видов транспорт; выбор маршрутов и способа доставки и т.п.

Транспортная логистика. Транспортировка - одна из ключевых логи­стических функций, связанная с перемещением продукции транспортным сред­ством по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистиче­ских операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаков­ку, передачу прав и собственности, на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.

Функционируя в условиях рыночной экономики, транспортные предпри­ятия (как и другие участники процесса товародвижения) должны быть нацеле­ны на получение единого экономического результата в логистической цепи. Этому способствует множество факторов, среди которых можно отметить сле­дующие: сформировавшийся рынок транспортных услуг, конкуренция между предприятиями и различными видами транспорта, ужесточение требований к тарифам и качеству транспортных услуг со стороны потребителей и пр.

Таким образом, благодаря транспорту, логистический процесс товаро­движения (начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников и заканчивая потребителями готовой продукции) трансфор­мируется в единую технологическую цепь, а транспорт становится неотъемле­мой частью единого транспортно-производственного процесса. В этой цепи ос­новные функции транспорта заключаются в перемещении грузов и их хране­нии.

Перемещение грузов - это изменение их местонахождения при соблюде­нии принципа экономичности (сокращении стоимостных и временных затрат). Этот процесс должен быть экономически оправдан, так как при перемещении грузов расходуются время, деньги и экологические ресурсы. Значимость факто­ра времени возрастает в связи с появлением логистических концепций, тре­бующих сокращения запасов (в том числе и запасов, находящихся в пути), ко­торые существенно ограничивают использование материальных и товарных ре­сурсов, т.е. «связывают» капитал. Транспортировка требует и финансовых ре­сурсов - в форме внутренних расходов для перевозки грузов собственным под­вижным составом, и внешних расходов для использования с этой целью ком­мерческого или общественного транспорта.

Таким образом, данная функция транспортировки определяет ее главную цель - доставку товаров в место назначения как можно быстрее, дешевле и с наименьшим ущербом для окружающей среды. Нужно также свести к миниму­му потери и порчу транспортируемых грузов при одновременном выполнении требований заказчиков к своевременности доставки и к предоставлению ин­формации о грузах в пути.

Хранение грузов как функция транспортировки происходит в случаях це­лесообразности экономии средств на повторной перегрузке и выгрузке (когда расходы на эти операции превышают потери от простоя загруженного подвиж­ного состава), недостаточности складских мощностей и необходимости изме­нения маршрутов следования грузов. При этом увеличивается время нахожде­ния грузов в пути.

В общем, использование транспортных средств для временного хранения грузов обходится дорого, но вполне оправдано с точки зрения общих издержек, если перевалка груза более накладна, если нет иных возможностей для хране­ния либо если допустимо удлинение сроков доставки.

Финансовая – организация взаиморасчетов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью и т.п.

Финансовая логистика представляет собой систему управления, планирования и контроля над финансовыми потоками на основе информации об организации материальных потоков.

Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с движением материальных, информационных и иных ресурсных потоков как в рамках логистической системы, так и вне ее. Финансовые потоки возникают при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, денежном возмещении реализованной продукции и оказанных услуг участниками логистической цепи.

Цель финансовой логистики – полное и своевременное обеспечение по объемам, срокам и источникам финансирования.

Для решения этой цели финансовая логистика должна решить следующие задачи:

Изучение финансового рынка и прогнозирование источников финансирования с использованием маркетинговых приемов;

Определение потребности финансовых ресурсов, выбор источников финансирования, отслеживание процентных ставок по банковским кредитам и ценным бумагам;

Построение финансовых моделей использования источников финансирования и алгоритма движения потоков денежных средств из источников финансирования;

Установление последовательности движения финансовых средств внутри проекта;

Создание операционных систем обработки информации и финансовых потоков.

Принципы финансовой логистики:

Саморегулирование для достижения сбалансированности поступления денежных ресурсов с движением материальных ресурсов, производства и минимизацией производственных затрат;

Гибкость связанная с возможностью внесения изменений в графики финансирования приобретения материалов, необходимых для реализации проекта готовых изделий и при корректировке условия заказа со стороны потребителей и партнеров;

Минимизация производственных затрат при повышении качества продукции;

Интеграция процессов финансирования, снабжения, производства и сбыта;

Конгруэнтность - соответствие объемов финансирования объемам производства;

Надежность источников финансирования и обеспечения проекта финансовыми ресурсами;

Экономичность (через оценку не только затрат, но и «давления» на эти затраты);

Доходность при размещении денежных средств.

Финансовые поток различаются в зависимости от применяемых форм расчета:

Денежные финансовые потоки – это движение наличных финансовых средств, к ним относятся расчеты в рублях и в валюте;

Информационно-финансовые потоки – движения безналичных финансовых средств, к ним относятся расчеты платежными поручениями, расчетными чеками;

Учетно-финансовые потоки возникают при производстве товаров или оказании услуг в процессе формирования материальных затрат в производственной деятельности предприятия.

Производственная – снижение затрат, снижение времени на производство и т.п

Производственная логистика . Материальный поток на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходит ряд производственных звеньев. Управление материальным потоком на этом этапе имеет свою специфику и носит название производственной логистики. Цель производственной логистики - оптимизация материалопотоков внутри предприятия, создающего материальные блага или оказывающего услуги. К производственным логистическим системам можно отнести:

производственное предприятие;

оптовое торговое предприятие;

узловую грузовую станцию;

узловой морской порт.

В интегрированном виде задачи производственной логистики следующие:

Планирование производственного процесса на основе прогноза по­требностей в готовой продукции и заказов потребителей.

Разработка планов-графиков производственных заданий производст­венным и другим подразделениям предприятия.

Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением.

Оперативное управление производством и организация выполнения производственных заданий.

Участие в разработке и реализации производственных нововведений.

Контроль за себестоимостью производства готовой продукции.

Разработка графиков выпуска продукции, согласованных со службами

снабжения и сбыта.

На практике используются принципиально разные подходы к организации производственных процессов - традиционный и логистический.

Традиционная концепция организации производства предполагает следующие принципы:

Никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования;

изготавливать продукцию как можно большими партиями;

иметь максимально большой запас материальных ресурсов на «всякий случай».

В отличие от традиционной логистическая концепция организации производства предполагает следующие моменты:

отказ от избыточных материальных запасов;

отказ от завышенного времени выполнения основных (производствен­ных) и транспортно-складских операций;

Отказ от изготовления серий деталей, на которые отсутствуют заказы покупателей;

устранение простоев производственного оборудования;

обязательное устранение брака продукции;

сокращение (устранение) нерациональных внутрипроизводственных перевозок;

Превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжела­тельных деловых партнеров;

сокращение численности вспомогательных рабочих;

более эффективное использование производственных и складских пло­щадей.

№ 44. Инновационный менеджмент: возникновение, становление, основные черты

Понятие инновации .

Инновация - конечный результат деятельности по проведению нововведений, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в организационной деятельности, нового подхода к социальным проблемам.

Под инновацией в XIX в. понимали прежде всего введение элементов одной культуры - в другую. В XX в. инновациями считали технические усовершенствования. Й. Шумпетер еще в начале века понял роль инновации как средства для преодоления экономических спадов. Он указал, что источником прибылей могут быть не только манипуляции с ценами и снижение себестоимости, но и смена выпускаемой продукции.

В своей работе «Теория экономического развития» Шумпетер писал: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Понятие «осуществление новых комбинаций» охватывает по Шумпетеру следующие пять случаев:

Изготовление нового, то есть еще не известного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

Внедрение нового, не известного данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие и который может заключаться даже в ином способе коммерческого использования соответствующего товара.

Освоение нового рынка сбыта, то есть такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена, независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

Получение нового источника сырья или полуфабрикатов, равным образом независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

Проведение соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (посредством создания треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Если рассматривать инновацию как конечный результат, то она должна иметь где-то свое начало, исток, и этим началом является какая-то идея, замысел, изобретение. От этой идеи до ее реализации существует длительный путь, содержащий множество этапов и действий. Этот путь носит название инновационного процесса.

Следует выделить характерные свойства инновации, отличающие ее от простого новшества:

научно-техническая новизна;

производственная применимость;

коммерческая реализуемость.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. С этой точки зрения выделяют два момента:

"материализацию" инновации - от идеи до воплощения ее в продукт, услугу, технологию;

"коммерциализацию" инновации - превращение ее в источник дохода.

Здесь следует обратить внимание на широкое толкование понятия инновация - это может быть новый продукт, новый технологический процесс, новая структура и система управления организацией, новая культура, новая информация и т.д.

Инновационный процесс.

Инновационный процесс это деятельность, в которой изобретение или предпринимательская идея получают экономическое содержание.

Рассматривая инновационный процесс, следует определить ряд понятий, которые являются базовыми.

Инвенция, то есть инициатива, предложение, идея, замысел, изобретение, открытие.

Новация - проработанная инвенция, воплощенная в технический или экономический проект, модель, опытный образец.

Инициация инновации - научно-техническая, экспериментальная, или организационная деятельность, целью которой является зарождение инновационного процесса.

Диффузия инновации - процесс распространения инновации за счет фирм - последователей (имитаторов).

Рутинизация инновации - приобретение инновацией со временем таких свойств, как стабильность, устойчивость, постоянство и, в конечном итоге, - моральное старение инновации.

Понятие инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент - это управление научной, научно- технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах.

Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение».

В менеджменте под инновацией понимается новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя.

Возникновение и становление инновационного менеджмента: «Руководство Осло». Методология системного описания инноваций базируется на международных стандартах, рекомендации по практическому применению которых были приняты в Осло в 1992 г. и получили название «Руководство Осло».

Давно достигнуто понимание, что создание, применение и диффузия знаний имеют фундаментальное значение для экономического роста, развития и благосостояния народов. В этой связи на центральное место выдвигаются потребности в более совершенном "измерении" инноваций. Со временем природа и разнообразие инноваций варьировались, изменялась и потребность в показателях, необходимых для отслеживания этих перемен и обеспечения политиков надлежащими инструментами анализа. Значительный объем работы по разработке моделей и аналитических рамок для изучения инноваций был проделан в течение 1980-х – 1990-х гг. Экспериментирование с ранними обследованиями и их результатами, наряду с потребностью в согласованном наборе концепций и инструментов, привело к появлению первого издания Руководства Осло в 1992 г., в котором главное внимание уделялось технологическим продуктовым и процессным инновациям (ТПП) в промышленном производстве. Оно стало эталоном для разнообразных крупномасштабных обследований, изучавших природу и влияние инноваций в предпринимательском секторе, таких как Инновационное обследование Европейского сообщества (CIS), повторяющееся сейчас в четвертый раз.

Основные черты инновационного менеджмента (производственные технологии как объект управления).

Специфика инновации как объекта управления предполагает особый характер деятельности инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий характер, аналитические способности и пр.), он должен быть истинным профессионалом, знать производственно-технологическую область инновации; состояние рынка инновационного продукта, рынка инвестиций; организацию инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов продукции и оказанию новых видов услуг; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности. Особое внимание должно уделяться подготовке и принятию управленческих решений, а также контролю на каждом этапе его прохождения. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечении рационального функционирования субъектов инновационной деятельности.

№ 45. Управление инновационной деятельностью предприятия

Понятие инновационной деятельности предприятия, инновационно-активного предприятия;

виды инновационно-активных предприятий по типу инновационной стратегии (виоленты, патиенты, коммутанты, эксплеренты);

Под инновационной деятельностью предприятия понимается процесс создания нового товара - от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта. Целями инновационной деятельности предприятия с позиций его внутренних потребностей являются повышение эффективности производства за счет обновления всех производственных систем, повышение конкурентных преимуществ - в первую очередь, высшего порядка - на базе эффективного использования научного, научно-технического, интеллектуального и экономических потенциалов.

Соответственно, инновационно-активное предприятие характеризуется выпуском инновационной продукции.

Таким образом, управление инновационной деятельности предприятия осуществляется на основе достижения следующих целей инновационной организации:

1. Приоритетных целей. К ним относятся рост и развитие организации на базе активизации инновационной деятельности, активного продвижения новых товаров и новых технологий на рынок, использования возможностей дальнейшей специализации и диверсификации производства для активного роста, экономического роста, экономического процветания и экспансии на новые рынки.

2. Тактических целей. Эти цели сводятся к интенсификации процессов разработки, внедрения и освоения новшеств, к организации и финансированию инвестиций на предприятии, к обучению, переквалификации, стимулированию персонала, совершенствованию НИОКР и научной базы новшеств.

3. Структурных целей, связанные с оптимальным функционированием подсистем предприятия: производства, НИОКР, персонала, финансов, маркетинга и менеджмента.

Классификация компаний по типу инновационного поведения

№ п/п Параметры Тип инновационного поведения по Л.Г. Раменскому
Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты
Тип компании (классификация X. Фризевинкеля)
Львы, слоны, бегемоты Лисы Ласточки Мыши
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отрасли Новые Зрелые Новые Новые, зрелые
Какие потребности обслуживают Массовые, стан­дартные Массовые, но не стандартные Инновационные Локальные
Профиль производства Массовый Специализированный Экспериментальный Универсальный, мелкий
Размер компании Крупные Крупные, средние, мелкие Средние, мелкие Мелкие
Устойчивость ком­пании Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Фактор силы и конкуренции Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость

Виолентное поведение характерно для крупных компаний, обладающих большими ресурсами, они действуют на рынке с позиции силы, выделяют много средств на исследования и разработки, маркетинг и сбытовые сети. Компании-виоленты встречаются во всех отраслях, многие из них являются транснациональными. По этапу в динамике своего развития их называют: "гордые львы", "могучие слоны", "неповоротливые бегемоты".
"Гордые львы" - компании, для которых характерен самый динамичный темп развития с четкой концентрацией на узком, но массовом и перспективном ассортименте продуктов высокого качества и по доступным ценам, они вкладывают большие средства в создание мощных научно-исследовательских структур. Однако потенциал роста сегмента рынка, в котором сформировался "гордый лев", рано или поздно заканчивается и он переходит на позицию "могучего слона". "Могучий слон" характеризуется менее динамичным развитием, но более диверсифицированной структурой. В этом состоянии фирма может существовать долгие годы, ее устойчивость обеспечивается большими размерами, диверсификацией и наличием широкой международной сети. При появлении новинки на рынке "могучие слоны" начинают действовать только тогда, когда успех новинки уже очевиден и, обладая мощным финансовым и производственным потенциалом, оттесняют фирмы-новаторы на второй план и получают максимальную коммерческую выгоду от но-вовведения. В связи с тем, что успешно развиваются лишь отдельные направления бизнеса, созидательный момент такой фирмы постепенно снижается и она превращается в "неповоротливого бегемота".
"Неповоротливый бегемот" - компания, чрезмерно увлекшаяся диверсификацией, распылившая свои силы и утратившая динамику развития. По различным причинам компания утрачивает возможность получать соразмерную прибыль и иногда становится убыточной.
Патиенты ("хитрые лисы") могут быть малыми, средними и изредка крупными. Стратегия этих компаний заключается в том, что они занимают свою нишу - узкий сегмент рынка, ориентируясь на тех потребителей, которым не подходит массовая продукция. Запас конкурентоспособности при этом обеспечивается благодаря высокой потребительской ценности продукта. Постепенно фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой нише, отсекая конкурентов. У таких фирм жизнеспособность и возможность развития сохраняется до тех пор, пока существует сегмент рынка или есть спрос на продукт. Компании-патиенты в силу своей эффективности являются привлекательным объектом для поглощения фирмами-виолентами. Прямая попытка проникнуть в нишу рынка, контролируемую "хитрой лисой", может привести к значительным, а иногда и непоправимым потерям, поэтому поглощение является практически единственным вариантом доступа к патентам, ноу-хау, специализированной бытовой сети. Даже после попадания в подчинение виолентов патиенты обычно сохраняют высокую степень автономности. Избежав поглощения, они могут развиваться по двум направлениям: первое - умеренный рост или стагнация вместе с занимаемой нишей, второе - изменение стратегии и превращение в виолента.
Главная роль небольших компаний-эксплерентов ("ласточки") состоит в создании новых продуктов и технологий и внедрении радикальных нововведений. На первом этапе своей деятельности они нуждаются в финансировании. В последнее десятилетие наблюдается тенденция оказания все возрастающей финансовой и организационной их поддержки со стороны государственных и коммерческих структур. Для многих компаний-эксплерентов поиск новаций заканчивается неудачей. Те фирмы, которые добиваются успешных результатов благодаря высокой потребительной ценности и конкурентоспособности продукта, начинают бурно развиваться. Чтобы выдержать конкуренцию виолентов и удержаться на рынке, эксплерент должен изменить стратегию на специализированную (патиентную) либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (виолентная стратегия).
Компании-коммутанты ("серые мыши") - мелкие фирмы, приспособленные к условиям местного спроса, они заполняют ниши, по тем или иным причинам не занятые виолентами, патиентами или эксплерентами. Удовлетворяя локальные потребности и индивидуальный спрос, они выполняют объединительную роль, связывая экономику в единое целое. Поэтому их назвали коммутантами. Они способствуют расширению и ускорению инновационного процесса, выполняя двоякую роль: с одной стороны, со-действуют диффузии нововведений, а с другой - их рутинизации. Мелкие фирмы содействуют продвижению нововведений путем имитационной деятельности. Коммутанты получают значительные конкурентные преимущества по сравнению с фирмой, которая вывела товар на рынок, поскольку имитировать дешевле, чем создавать новое. Мелкое подражательное производство оказывается эффективнее крупного, обеспечивая качество, практически совпадающее с качеством соответствующих оригинальных товаров известных фирм, но дешевле. Коммутанты наиболее распространены в таких отраслях (швейная, мебельная), где патентное право не в состоянии реально защитить дизайн от копирования. В других отраслях (фармацевтика, электроника) срок патентной защиты существенно короче жизненного цикла товара, что дает возможность участвовать в процессе распространения, вполне законно копируя лучшие разработки известных фирм. Коммутанты традиционного типа сохраняют небольшие размеры. Их расширение вызывает необходимость смены стратегии, вероятнее всего, на патиентную.
Не всегда легко четко определить тип предприятия по его инновационному поведению, так как подавляющее большинство крупных компаний используют различные варианты инновационного поведения и инновационных стратегий в зависимости от вида выпускаемой продукции, принимают активное участие в международной интеграции и кооперировании.
анализ управленческой деятельности инновационного предприятия: анализ инновационной системы предприятия, инновационного потенциала с основой на конкурентные преимущества инновационного-активного предприятия; особенности управления персоналом в инновационных организациях.

1. Координация инновационной деятельности

Особенностью инновационной деятельности является ее значительное разнообразие..

Существует три «переломных» точки в инновационном процессе, где необходима эффективная координация:

Переход от науки к проектированию;

Переход от проектирования к производству нового продукта;

Переход от производства к сбыту.

Кроме того, в инновационной деятельности предприятия необходимо скоординировать работу участников двух неграничащих между собою фаз - фазы разработки и фазы сбыта, то есть разработчиков с одной стороны и менеджеров по сбыту - с другой.

Можно выделить следующие методы координации:

1. создание специальных координирующих структур - советов, комитетов, в которые входят представители подразделений, принимающих участие на разных фазах инновационного процесса;

2. создание системы референтов и консультантов;

3. полная доступность рабочей информации. Создание системы отчетов, то есть документов, отражающих результаты работы подразделений в установленных "контрольных точках". Доступность, открытость этих отчетов для менеджеров и ведущих специалистов всех подразделений;

4. высокая интенсивность плановых коммуникаций;

5. поощрение высшим руководством неплановых неформальных коммуникаций;

6. стажировки и ротация.

7. участие персонала в завершении или начале смежной фазы.

2. Контроль в инновационной деятельности

Контроль в инновационной деятельности приобретает особое значение в связи с высокими рисками.

Перед началом инновационной деятельности на этапе предварительного контроля определяются количественные и качественные показатели всех видов имеющихся у предприятия ресурсов, необходимых для осуществления инновационного проекта, а также стандарты и нормы будущей деятельности.

Оценка и анализ полученной информации должны дать ответы на вопросы - возможно ли начать инновационный процесс, какие дополнительные ресурсы необходимы, сможет ли организация обеспечить необходимое качество проектных работ.

В ходе текущей деятельности очень важен стратегический контроль над расходованием ресурсов (учет затрат) путем сопоставления запланированных затрат с фактическими. Перерасход ресурсов частое явление для инновационной деятельности, в некоторых случаях это приводит к значительному недополучению запланированной прибыли.

Кроме того, в ходе текущей деятельности за счет обратной связи осуществляется оценка совпадений ожидаемых результатов с реальными . И если при простом воспроизводственном процессе в случае несовпадений ожиданий и реальности обычно производят корректировку текущей деятельности, то при инновационном процессе часто приходится корректировать ранее принятые нормы и стандарты.

Следующей особенностью контроля инновационного процесса является его всесторонний критический анализ результатов , включающий обсуждение всех возникающих проблем. Результатом такого критического анализа может быть существенное изменение направления проектных работ или даже их полное прекращение.

Для обеспечения всестороннего критического анализа результатов необходимо хорошо отлаженное информационное обеспечение руководства о результатах инновационной деятельности, иногда вплоть до мелочей. Как показывает практика, в инновационном процессе мелочный просчет может сыграть роль «слабого звена» и вызвать цепную реакцию, ведущую к краху всей системы.

При текущем контроле осуществляется оценка трех аспектов реализации проекта:

- Время - проект должен быть выполнен в установленные сроки.

- Стоимость - должен быть выдержан бюджет проекта.

- Качество - должны быть выдержаны установленные характеристики проекта.

Еще одна особенность контроля в инновационной деятельности заключается в том, что особое значение имеет контроль «на стыках» фаз инновационного процесса при передаче результатов с одной фазы на другую. При этом каждая фаза инновационного процесса начинается с предварительного контроля и заканчивается итоговым контролем. Для осуществления итогового контроля организуется приемная комиссия, в которую должны входить представители от обеих фаз - передающей и принимающей. Контроль на «стыках фаз» (или как еще говорят в «контрольных точках») должен быть комплексным - финансовый контроль, технический контроль, контроль соблюдения сроков, контроль документации

Общий итоговый контроль результатов проекта завершается сдачей проекта заказчику и закрытием договора.

При итоговом контроле, как правило, проводятся испытания с целью оценки достижения установленных в договоре (в техническом задании) технико-экономических показателей разработки. В случае если эти условия не соблюдаются, то выявляются расхождения, их причины и разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных расхождений.

При итоговом контроле также осуществляется проверка финансовой отчетности, которая относится к отчетности заказчика и организаций- исполнителей.

Проверка финансовой отчетности включает: проверку выписки счета-фактуры на весь объем завершенных работ, согласование полученных платежей с представленными счетами-фактурами; проверку наличия документации по изменениям; контроль суммы удержании, произведенных заказчиком.

Еще одним элементом итогового контроля при сдаче инновационного объекта заказчику может быть паспортизация . Для ее осуществления заказчику предъявляются соответствующие документы, характеризующие качество материалов, процессов, самой продукции.

Управление персоналом в инновационной деятельности

Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. Каждая из перечисленных функций изучается в соответствующей дисциплине. Логистика - междисциплинарное научное направление. Принципиальная новизна логистического подхода -- органичная взаимная связь, интеграция вышеперечисленных областей в единую материалопроводящую систему. Материальный поток - ключевое понятие логистики. С материальными потоками тесно связаны информационные потоки.

Цель логистического подхода -- сквозное управление материальными потоками Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. М.: Маркетинг, 2006. 432 с. - с.25. На первый взгляд, логистика несколько упрощает экономические процессы, останавливая свое внимание лишь на материальных потоках. Выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, открываются новые возможности формализованного исследования экономических процессов.

Логистика должна рассматривать вопросы управления материальными и соответствующими им информационными потоками Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.12

В отечественной и зарубежной экономической литературе можно встретить более широкую трактовку понятия логистики: к логистике относят управление людскими, энергетическими, финансовыми и иными потоками, имеющими место в экономических системах. Появились термины - банковская логистика, информационная логистика и ряд других.

В настоящее время метод логистики начинает выходить за рамки управления материальными потоками и применяться в более широком плане. Однако основной потенциал логистики заложен в рационализации управления именно материальными потоками.

Логистика - это организация бизнес процессов на предприятии, призванная повысить эффективность управления материальными потоками и сопутствующими ему информационными потоками.

Логистика решает следующие задачи Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.74:

  • - прогноз спроса и, на его основе, планирование запасов;
  • - определение необходимой мощности производства и транспорта;
  • - разработка научных принципов распределения готовой продукции на основе оптимального управления материальными потоками;
  • - разработка научных основ управления перегрузочными процессами и транспортно-складскими операциями в пунктах производства и у потребителей;
  • - построение различных вариантов математических моделей функционирования логистических систем;
  • - разработка методов совместного планирования, снабжения, производства, складирования, сбыта и отгрузки готовой продукции, др. задачи.

Большинство определений трактуют логистику как теорию и практику управления материальными потоками.

На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий.

Традиционно управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится. В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных.

При логистическом подходе объектом управления выступает сквозной материальный поток. При этом обособленность предприятий в значительной степени преодолевается с целью согласованного управления сквозным материальным потоком. Нужный груз начинает поступать в нужное место, в нужное время, в необходимом количестве, необходимого качества. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учеб. пособие. ГАС - Ростов, 2005. 298 с. - с.113

На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия.

При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

При логистическом подходе на предприятии выделяется и получает существенные права служба, приоритетной задачей которой является управление сквозными материальными потоками, то есть потоками, которые поступают извне, проходят склады службы снабжения, производственные цеха, склады готовой продукции и затем уходят к потребителю. В результате показатели материального потока на выходе из предприятия становятся управляемыми. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного заключается Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов. М: Гардарики, 2006.153 с. - с.114:

  • - в выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными потоками;
  • - в технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, обеспечивающую эффективное управление сквозными материальными потоками.

При логистическом подходе к управлению материальными потоками продолжают применяться общеизвестные методы планирования и управления. Однако переход от рассмотрения отдельных самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики.

Система (от греч. -- целое, составленное из частей; соединение) -- множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Существует четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать системой Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.23.

Первое свойство (целостность и членимость). Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

Второе свойство (связи). Между элементами системы имеются существенные связи, которые определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д. Связи между элементами внутри системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, так как в противном случае система не сможет существовать.

Третье свойство (организация). Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство (интегративные качества). Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Цель логистической системы -- доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек. Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

При формировании логистических систем должны учитываться следующие принципы системного подхода:

  • - система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с окружающей средой, а затем внутри своей структуры;
  • - принцип согласования информормационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • - принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

Сравнение классического и системного подхода к формированию систем приведено в таблице 1 Логистика: учеб.пособие для студентов вузов / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Гардарики, 2006.463 с. - с.22.

Таблица 1 - Сравнение классического и системного подхода к формированию систем

формирования

Классический подход

Системный подход

На первом этапе

Определяются цели функционирования отдельных подсистем

определяются цели функционирования системы

На втором этапе

Анализируется информация, необходимая для формирования отдельных подсистем.

на основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.

На третьем этапе

формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

на базе этих требований формируются некоторые подсистемы

На четвертом этапе

осуществляется синтез системы через анализ различных вариантов подсистем и организацию их в единую систему

Формирование системы при классическом подходе к этому процессу происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно

Системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система

  • > цель подсистемы
  • >требования к подсистеме
  • >формирование подсистем, которые в совокупности составляют систему
  • >цель системы
  • >требования к системе
  • >формирование подсистем
  • >система

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены: нужный товар - необходимого качества - в необходимом количестве - доставлен в нужное время - в нужное место - с минимальными затратами.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производственного или торгового процесса. Традиционный и логистический подходы к управлению материальными потоками рассматриваются на макро- и микроуровне.

При традиционном подходе к управлению материальными потоками каждое звено предприятия имеет собственную систему управления, ориентирующуюся на локальные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена, сформированный с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результат деятельности всего предприятия или цепи поставок оценивается по показателям выходного потока последнего звена.

Параметры совокупного материального потока при традиционном подходе формируются в результате независимых управляющих воздействий, осуществляемых последовательно в каждом из подразделений предприятия или в отдельных звеньях макрологистистической системы.

Поэтому параметры общего потока являются случайными и непредсказуемыми, а задача управления сквозным материальным потоком не решается, так как не выделяется сама категория «сквозной материальный поток».

В результате такие показатели материального потока как затраты на организацию, надежность доставки, качество продукции или услуги на выходе из предприятия далеки ог оптимальных значений. Следовательно, у традиционной системы управления предприятием отсутствуют интегративные свойства.

Еще одной характерной особенностью традиционных сист ем является раздробление функций управления логистической системой по разным службам предприятия (маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, транспортная служба, производство). 11ри этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом. Поэтому для эффективного управления материальными потоками необходимо создание логистической службы.

При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным фазам движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической подсистемы управления. Эти управляющие воздействия формулируются исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате параметры сквозного материального потока становятся предсказуемыми и контролируемыми, а продвижение материального потока по логистической цепи начинает осуществляться с минимальными затратами времени и финансов.

11ринципиальное отличие логистического подхода от традиционного заключается в следующем:

выделении единой функции управления прежде разрозненными материальными по гоками;

обеспечении технической, технологической, экономической и методологической интеграции отдельных звеньев материалонроводящей цепи в единую систему на макро- и микроуровне.

Следовательно, логистический подход предлагает иную логику управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить интеграцию логистической и производственной (корпоративной) стратегий.

Результатами использования концепции логистики в производственной и торговой сферах деятельности являются: необходимое количество запасов материальных ресурсов в должном месте и в нужное время; согласованность внешнего и внутреннего транспорта, что гарантирует своевременную доставку грузов в соответствии с требованиями производства; синхронизация складского хозяйства и транспорта, а также соответствие тары требованиям транспортировки, что позволяет минимизировать логистические затраты, снизить уровень всех видов запасов; синхронизация заказов потребителей и времени оказания транспортных услуг.

Таким образом, логистика на предприятии в настоящее время воспринимается:

во-первых, как современная конкурентная стратегия коммерческой организации, целью которой является прогрессивное завоевание рынка гг ресурсосбережение;

во-вторых, как системный подход, представляющий движение мат ериальных, информационных, финансовых, трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов;

в-третьих, как алгоритм организации рационального движения материальных потоков, сопутствующих им потоков информации и финансов на всех ст адиях товародвижения;

в-четвертых, как вид предпринимательской деятельности организаций, специализирующихся на закупке, хранении, доставке товарных пар тий клиентам.