Сравнение процесса получения государственных и муниципальных услуг на епгу и региональных и государственных и муниципальных услуг. Государственные (муниципальные) услуги (работы)

Государственная услуга - это финансируемая за счет средств соответствующего бюджета, законодательно установленная, относящаяся к полномочиям компетентных государственных органов исполнительной власти, обязательная для них правоприменительная деятельность, направленная на реализацию прав или законных интересов физического или юридического лица, ее инициировавшего, а также на обеспечение исполнения его обязанностей.

Существуют три основных способа получения государственных и муниципальных услуг:

Личное обращение в соответствующее ведомство (орган власти);

В электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ);

Через Многофункциональные центры города (МФЦ).

В первом случаи гражданин лично обращается в соответствующее ведомство или орган власти для получения определенной государственной услуги. Необходимо обратится в ближайшее ведомство (например, отделение пенсионного фонда России) или позвонить в центр консультирования, записаться на прием и получить нужную информацию либо услугу непосредственно на приеме. Стоить отметить, что сведения предоставляются только в день обращения.

На сегодняшний день большая часть населения предпочитает пользоваться получением услуг в обычном формате: посещая учреждения лично, собирая множество документов на бумажном носителе. Таким образом, тратится значительное время на заполнение документов, посещение различных ведомств. Получение государственных услуг в электронном виде снимает все эти проблемы. Для этих целей создан единый портал государственных и муниципальных услуг, основными целями работы которого являются снижение административных барьеров, упрощение процедуры предоставления услуг и сокращение сроков их оказания, внедрение единых стандартов для обслуживания граждан, проживающих на различных территориях.

Для того чтобы воспользоваться возможностью получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, необходимо зарегистрироваться на портале.

Вся информация, которая заполняется в персональном личном кабинете, надёжно защищена и используются только для предоставления государственных услуг. При этом данные предоставляются исключительно ведомствам, оказывающим государственные услуги, и ровно в том объёме, который необходим согласно административному регламенту оказания услуги.

Существуют определенные преимущества получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, через Единый портал государственных услуг:

Упрощение получения государственной и муниципальной услуги и другой полезной информации;

Сокращение времени от подачи заявления до выдачи оформленного документа;

Сокращение количества предоставляемых документов;

Информирование гражданина на каждом этапе работы по его заявлению;

Заявление о предоставлении государственных и муниципальных услуг можно подать практически не выходя из дома или не покидая рабочего места.

Идея «единого окна», куда любой гражданин России может обратиться для решения любых своих проблем, связанных с деятельностью государственных административных структур или муниципальных учреждений, давно обсуждалась на различных уровнях власти. Но только в 2014-2015 годах в некоторых регионах страны появились МФЦ – многофункциональные центры, обязанностью которых является оказание множества государственных услуг.

Там, где появляется МФЦ, людям больше не нужно обивать пороги десятка кабинетов – достаточно обратиться к служащему многофункционального центра, объяснить свою проблему и передать ему нужные для ее решения документы. Служащий сам соберет все требуемые справки и подписи, и заявителю останется только получить нужный документ в том же окошке спустя несколько дней.

Что характерно, многофункциональные центры оказывают свои услуги бесплатно. Обращающимся к ним гражданам необходимо только оплатить требуемые госпошлины и сборы, положенные по закону за оформление того или иного документа. Кроме того, оплате подлежит нотариальная услуга оформления доверенности на ведение дел гражданина, выдаваемая сотруднику МФЦ.

В основе деятельности многофункциональных центров лежит автоматизированная система получения информации, которая обеспечивает доступ к информационным системам различных ведомств для быстрого получения требуемой информации. Это существенно облегчает работу сотрудников МФЦ и позволяет им справляться с разнообразными запросами граждан.

Многие региональные центры принимают заявки на оказание услуг не только в офисах и филиалах, но и с помощью сети интернет через электронную почту и собственные интернет-порталы.

Сайты региональных МФЦ позволяют ознакомиться с перечнем возможностей центра, графиком работы и другими подробностями, а также записаться на прием в удобное для посетителя время.

2. Многофункциональный центр: сущность и функциональное назначение

Далее будет представлено сравнение процесса оказания конкретных государственных и муниципальных услуг в сфере трудоустройства и занятости населения через ЕПГУ и региональные порталы, а также даны практические рекомендации по оптимизации Единого портала государственных и муниципальных услуг.

В процессе анализа сравнивались анкеты государственных услуг по психологической поддержке безработных, временном трудоустройстве несовершеннолетних и оплачиваемые общественных работах на региональных и федеральных порталах государственных и муниципальных услуг.

В результате было установлено, что возможность получения в электронном виде доступна только для услуги по трудоустройству несовершеннолетних на текущей версии портала ЕПГУ и на портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан. Возможность получения остальных услуг в электронном виде не предоставляется.

Портал государственных и муниципальных услуг Московской области предоставляет гражданам возможность электронной записи в органы, занимающиеся оказанием государственных и муниципальных услуг. На остальных порталах такая возможность не предоставляется.

Было замечено, что не вся информация, представленная на текущей версии портала ЕПГУ, соответствует информации на региональных порталах. В частности информация о времени предоставления услуги по получению психологической поддержки на ЕПГУ не соотносится с информацией, представленной на портале государственных и муниципальных услуг Московской области.

Среди серьезных недостатков региональных порталов хотелось бы отметить отсутствие версии портала для людей с ограниченными возможностями.

Помимо всего прочего, на ЕПГУ и портале Московской области не было обнаружено актуальных новостей о внесении изменений в порядок оказания услуг. На портале Республики Башкортостан такая информация присутствует.

Обобщенные сведения о процессе получения государственных и муниципальных услуг через федеральные порталы и порталы субъектов Российской Федерации представлены в таблице 7.

Таблица 7 сравнение интерфейсов ЕПГУ и региональных порталов

Фактор/Портал

uslugi.mosreg.ru

pgu.bashkortostan.ru

число действий, которые необходимо выполнить заявителю для получения выбранных государственных и муниципальных услуг в электронном виде (с учетом выбора категории услуги)

Наличие на портале незаполненных полей с информацией на странице услуг

Обнаружено

Не обнаружено

Не обнаружено

Возможность регистрации на портале

Реализуется

Реализуется

Реализуется

Предоставление услуг на иностранном языке (если заявитель является иностранным лицом)

Не реализуется

Не реализуется

Не реализуется

Реализуется

Не реализуется

Не реализуется

Не реализуется

Не реализуется

Реализуется

Наличие на портале устаревшей информации об услугах

Выявлено

Не выявлено

Не выявлено

Возможность доступа к порталу для людей с ограниченными возможностям

Реализуется

Не реализуется

Не реализуется

Возможность доступа к порталу с разных платформ

Реализуется

Реализуется

Реализуется

Таким образом, подводя общие итоги проведенного анализа, можно говорить о том, что процесс интеграции между ЕПГУ и региональными порталами еще не завершен. Что приводит к тому, что жителям регионов нет, по сути, никакого смысла использовать ЕПГУ для получения региональных услуг. На ЕПГУ была обнаружена устаревшая информация об услугах, не соответствующая актуальной информации на региональных порталах, что напрямую затрудняет процесс получения необходимых услуг. На региональных порталах не реализуется возможность специального доступа для людей с ограниченными возможностями, что лишает эту категорию граждан возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде через региональные порталы. Вместе с тем, все порталы обеспечивают возможность доступа граждан с различных устройств, что позволяет гражданам получать необходимые услуги в любом, удобном для них месте, даже при отсутствии персонального компьютера.

Недостаточно синхронизированы и личные кабинеты гражданина на различных порталах. Так, информация введенная при регистрации на ЕПГУ, практически полностью не была перенесена на портал услуг Московской области и Республики Башкортостан. Для граждан, зарегистрировавшихся через ЕПГУ и желающих в дальнейшем получать услуги на региональных порталах, подобный уровень интеграции связан с дополнительными временными издержками, затрачиваемыми на повторное заполнение полей с личной информацией.

Из всего вышесказанного можно предложить следующие рекомендации по оптимизации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг для граждан Российской Федерации:

1. единые требования к организации ЕПГУ и региональных порталов обеспечит гражданам возможность без труда ориентироваться как на ЕПГУ, так и на региональных порталах, без необходимости заново привыкать к новому интерфейсу, также единство интерфейса позволит устранить несоответствия в представляемой на порталах информации;

2. наличие возможности включения фильтра только по электронным услугам или по услугам, по которым возможно подать заявку в электронном виде, позволит значительно сократить временные затраты граждан на поиск необходимых услуг;

3. обязательная организация возможности записи граждан на прием в орган, занимающийся оказанием данной услуги, или в районный МФЦ позволит сократить время ожидания в очереди и избавит граждан от необходимости дополнительного визита в МФЦ и (или) орган власти)

4. обеспечение доступа к порталу граждан с ограниченными возможностями позволит соответствующей категории граждан получать услуги в электронном виде, без необходимости лично являться в МФЦ и соответствующие органы;

Анкеты-запросы на получение услуг на ЕПГУ целесообразно дополнить прямой гиперссылкой на соответствующие анкеты государственных и муниципальных услуг на региональных порталах. Таким образом заявитель избавляется от необходимости повторно производить поиск нужной ему услуги, при необходимости получения выбранной услуги именно на региональном портале.

В более тесной синхронизации нуждаются и личные кабинеты гражданина на порталах государственных и муниципальных услуг разных уровней. В частности, информация из личного кабинета гражданина, единожды заполненная на портале по предоставлению государственных и муниципальных услуг любого уровня должна автоматически запоминаться на всех прочих порталах по предоставлению государственных и муниципальных услуг, что избавит граждан от необходимости многократного заполнения информации в личном кабинете гражданами на различных порталах при получении на услуг.

Основываясь на анализе иностранного опыта, необходимо упомянуть о необходимости предоставления возможности получения специализированных государственных услуг для иностранных граждан через ЕПГУ. Наличие полностью функциональной на иностранном языке версии ЕПГУ, содержащей специальные государственные услуги для иностранных граждан, позволит значительно сократить издержки иностранных граждан на получение необходимых им специализированных услуг. Например, предоставление для иностранных граждан возможности получения разрешения на работу через ЕПГУ приведет к повышению доступности данной услуги для иностранных граждан и в перспективе может привести к привлечению высококвалифицированных рабочих.

Наличие на порталах актуальных новостей о внесении изменений в порядок оказания услуг повышает доступность услуг, что подтверждается существующим международным опытом. Практически каждый изученный иностранный портал предоставлял гражданам доступ к актуальным новостям о ключевых изменениях в порядок оказания услуг на портале.

Таким образом, применив данные рекомендации на практике, возможно в значительной степени оптимизировать процесс предоставления государственных и муниципальных услуг для различных категорий граждан. Среди ожидаемых последствий можно выделить повышение уровня доступности государственных и муниципальных услуг, увеличение числа услуг, оказываемых в электронном виде, а также сокращение временных издержек граждан.

Таблица 8 Предложения по оптимизации порталов государственных услуг и ожидаемые эффекты

Предложение по оптимизации

Ожидаемый эффект

Разработка единых требований к классификации и представлению информации об услугах на порталах

Для граждан: упрощает поиск услуг

Возможность хранения в личном кабинете гражданина официальных документов, необходимых для оказания услуги

Для граждан: сокращает время оказания услуги

Для органов власти: избавляет от необходимости осуществлять дополнительные межведомственные запросы, в процессе оказания услуги

Возможность оформления запроса для получения услуги через портал

Для граждан: избавляет от необходимости лично являться в органы власти и МФЦ для получения услуги

Возможность записи на прием в МФЦ или орган власти через портал

Для граждан: сокращение очередей

Для граждан: избавляет граждан от необходимости самостоятельно отслеживать процесс оказания услуги

Наличие на портале актуализированных форм и шаблонов заявлений

Для граждан: совершенствуется процесс подачи заявления

Наличие на портале актуальной контактной информации

Для граждан: сокращает время, затрачиваемое на поиск контактной информации

Возможность доступа к порталу для людей с ограниченными возможностями

Для граждан с ограниченными возможностями: предоставляет возможность получать услуги в электронном виде

Наличие на портале актуальных новостей о внесении изменений в порядок оказания услуг

Для граждан: позволяет избежать ошибок при заполнении и подаче заявления на получение услуги

Размещение на страницах услуг на ЕПГУ гиперссылок на страницы услуг на региональных и муниципальных порталах, если порталы также предоставляют эти услуги

Для граждан: позволяет эффективно использовать ЕПГУ для поиска региональных и муниципальных услуг

Осуществление на порталах обратной связи с заявителями

Для граждан: позволяет принимать участие в совершенствовании порталов;

Для органов власти: позволяет оперативно исправлять ошибки, возникающие на портах

Использование портала для подачи заявки на участие в конкурсе на исполнение государственного контракта (интеграция ЕПГУ с Официальным сайтом Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов "torgi.gov.ru")

Для предпринимателей: упрощение процедур проведения торгов на право заключения государственного контракта

Для органов власти: способствует развитию предпринимательства

Организация прямого перехода между ЕПГУ и Общероссийской базой вакансий "trudvsem.ru"

Для граждан: упрощение процесса поиска работы

Для органов власти: борьба с безработицей, возможности использовать ресурсы ЕПГУ при подборе персонала

Полная синхронизация личных кабинетов гражданина на ЕПГУ и региональных порталах

Для граждан: упрощение процедуры заполнения данных

Оказание специализированных услуг на иностранном языке (если заявителем является иностранных гражданин)

Для иностранных граждан: упрощает процесс получения государственных услуг

Установка на ЕПГУ виртуального консультанта, круглосуточно предоставляющего ответы на типовые вопросы граждан

Для граждан: возможность круглосуточно получить оперативную консультацию по типовым вопросам

Для органов власти: возможность оперативно отслеживать типовые вопросы граждан

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.

Отсутствие очередей, быстрота обслуживания, возможность получения услуг в электронном виде - задачи, решение которых позволит сделать общение заявителей с государственными либо муниципальными органами максимально комфортным.

Повышение качества предоставления государственных услуг - одно из основных направлений в работе Кадастровой палаты по Москве.

Качество предоставления государственных услуг в сфере кадастрового учета и регистрации прав специалистами Кадастровой палаты жители Москвы могут оценить на сайте «Ваш контроль» (vashkontrol.ru).

Министерством экономического развития Российской Федерации создан инструмент обратной связи, позволяющий сделать процесс получения государственных услуг более удобным. Сайт «Ваш контроль» даёт возможность любому заявителю, получившему государственную услугу, влиять на качество предоставления услуг, оценивая их в конкретном месте, по конкретной услуге.

Так, заявители, посетившие офисы Кадастровой палаты или Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), с помощью сайта «Ваш контроль» могут оценить скорость работы, профессионализм и вежливость сотрудников, время ожидания в очереди, уровень комфорта в помещениях и удобство процедуры получения услуги в целом.

Оценку можно поставить не только после получения документов в офисах Кадастровой палаты или МФЦ, подготовленных по результатам оказания услуги, но и после получения услуги посредством электронных сервисов Росреестра, посещения консультаций или личного приема, который проводится руководством Кадастровой палаты.

Кроме того, на сайте «Ваш контроль» можно оставить подробный отзыв о получении услуги; рассказать о затруднениях, с которыми пришлось столкнуться, или напротив оставить благодарность.

Для оценки качества оказанных услуг заявителю необходимо:

1. Зарегистрироваться на сайте www.vashkontrol.ru (или войти с помощью учетной записи на сайте www.gosuslugi.ru либо одной из социальных сетей);

2. Выбрать в списке организаций «филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве»;

3. Выбрать услугу, о которой хотите оставить отзыв.

4. Оценить качество государственной услуги, ответив на вопросы анкеты, или посмотреть оценки, которые были выставлены другими потребителями услуг.

По данным портала «Ваш контроль» 96 % процентов опрошенных граждан положительно оценили работу Кадастровой палаты по Москве. На сегодняшний день выставлено более 11 тысяч оценок, средний балл оценки предоставления государственных услуг составил 4,9.

Кроме того, москвичи могут оценить качество оказания государственных услуг с помощью бесплатного смс-сообщения. Для этого при обращении в МФЦ нужно оставить свой номер телефона, после чего на него придет смс-сообщение. Полученную государственную услугу заявитель может оценить по пятибалльной шкале.

Директор Кадастровой палаты по Москве Елена Спиридонова отметила: «Работа по повышению качества оказания государственных услуг была и остается приоритетной задачей Кадастровой палаты по Москве. Сервис оценки качества государственных услуг «Ваш контроль» позволяет выявить «проблемные места» и оперативно принимать меры, необходимые для устранения. Мы ждем и высоко ценим обратную связь от заявителей, воспользовавшихся нашими услугами».