Рекомендательное письмо студенту от преподавателя на русском. Пример рекомендательного письма. Как написать рекомендательное письмо от компании сотруднику, для поступления, для няни. Как правильно писать рекомендательные письма в школы и университеты с пр

Мировых университетов и бизнес-школ. Ключевые советы для написания рекомендательного письма:

1. Выбор референтов (тех, от чьего имени будет написано рекомендательное письмо)

Негласно, чем выше статус у референта, тем солиднее будет выглядеть рекомендательное письмо. Приемная комиссия любого вуза или стипендиального фонда обязательно обратит на это внимание.
При этом, более важный критерий - это то, насколько референт действительно с Вами хорошо знаком и может оценить Ваш потенциал. Если выбирать между деканом факультета, который не вел у Вас ни одного курса, и преподавателем, который вел у Вас ряд дисциплин в течение всех лет обучения, выбирайте второго! Такое рекомендательное письмо в глазах приемной комиссий выглядит гораздо более солидным.
И конечно, постарайтесь выбрать преподавателя по одному из Ваших ключевых предметов или по той специальности, на которую Вы собираетесь поступать.
И если удастся совместить все 3 условия, то рекомендательно письмо будет наиболее выигрышным.

2.1 Как проще подготовить текст

Если преподаватель сказал Вам подготовить текст самостоятельно, то проще всего Вам будет это сделать, собрав мнения со стороны . Помочь с этим Вам могут даже Ваши одногруппники, друзья, коллеги – те, кто с Вами знакомы и могут оценить Ваш потенциал и Ваши личные качества. Спросите, что, на их взгляд, является Вашими сильными сторонами, на что бы они сделали акцент, характеризуя Вас? Если неудобно задавать этот вопрос прямо «в лоб», то сделайте небольшой онлайн опрос (iАнкета , SurveyMonkey и пр.) и просто разошлите своим знакомым, объяснив для чего Вам это нужно. Когда Вы соберете несколько мнений, у Вас уже будет база для Ваших рекомендательных писем.
Иначе, если Вы опираетесь только на свое восприятие, то Вам будет сложно подготовить сразу и свое мотивационное письмо, и две рекомендации. Даже если это и удастся, почти всегда можно понять, что все документы написаны одним человеком.

Составьте план , в котором Вы тезисно обозначите, какие детали Вы включите в каждое из писем: в мотивационное эссе, в оба рекомендательных письма. Конечно, какая-то информация будет перекликаться во всех документах, но поскольку предполагается, что все 3 письма подготовлены от разных лиц, соответственно, ракурсы должны различаться. При наличии общего плана Вам будет проще понять, что включить в свое собственное эссе, а что оставить для каждой из рекомендаций.

- Конкретные примеры
Очень частая ошибка в рекомендациях – перечислить через запятую все возможные хвалебные характеристики, не дав никаких примеров (я очень часть вижу в письмах: «студент проявил себя как способный, талантливый, трудолюбивый, думающий, с высоким потенциалом и лидерскими качествами»). Это мертвый груз письма, не имеющий почти никакого воздействия на комиссию.
Чтобы оживить эти характеристики нужно обязательно привести конкретные примеры. Если написано, что студент целеустремленный, это нужно объяснить; если преподаватель считает, что у студента есть лидерские качества, нужно доказать; если рекомендует продолжать обучение в магистратуре, нужно уточнить почему. Примеры делают характеристики действительно достоверными.

- Информацию об успехах, достижениях, релевантных для выбранной программы
Объем рекомендательного письма - это обычно 1 страница текста, поэтому места для перечисления всех заслуг, успехов и характеристик просто нет. Именно поэтому текст письма должен быть заточен под требования программы.
Если, например, Вы поступаете на финансы, то особый акцент нужно сделать на аналитические способности, умение работать с цифрами и анализировать большой объем информации. Обычно на сайтах самих программ указано, какие качества в первую очередь важны для поступающих.

- Характеристику на профессиональные и личностные качества
То, что у Вас хорошо развиты аналитические способности, Вы можете поглощать в огромном объеме профессиональный материал, и блестяще владеете исследовательскими методам и т.п. - это то, что интересует приемную комиссию в первую очередь. Но, получив эту информацию, члены комиссии хотят знать, что за человек к ним поступает. Это потенциально будущий представитель и лицо нашего вуза - насколько он подходит нашей культуре, имиджу нашего университета? Поэтому в рекомендательных письмах очень важно обозначить личностные качества - насколько Вы хорошо можете работать в команде или индивидуально, как развиты Ваши коммуникативные навыки… Эта информация должно логично дополнять Ваш профайл, и конечно, должна соотноситься с тем, что Вы написали в своем мотивационном письме.

3.1 Заложите на подготовку рекомендаций больше времени, чем Вы рассчитываете
(очень часто потребуется дополнительно или согласовать текст с преподавателем, который может быть в отъезде, или дожидаться подписи и печати в деканате целую неделю),

3.2 Проверьте заранее, в каком виде требуется предоставить рекомендательные письма во все вузы, куда Вы поступаете:
- в свободном формате или в специальной форме выбранного Вами университета,
- достаточно ли скана рекомендаций онлайн или нужно отправлять оригиналы по почте,
- можно ли загрузить письма можно самостоятельно или это может сделать только преподаватель через свой официальный университетский email.
Лучше все это выяснить заранее, чтобы сразу понимать сколько комплектов документов готовить и в каком формате.

3.3 После того, как Вы полностью подготовили все основные документы (мотивационное письмо, CV и рекомендации), проверьте, насколько вся информация логично связана , нет ли разногласий или чрезмерных повторений. Этот такой ‘reality check’ перед отправкой комплекта документов.

Структура рекоменательного письма должна иметь следующий вид:

Контекст

  • В каком качестве и в течение какого времени рекомендатель знаком с кандидатом.

Достижения кандидата

  • Общая оценка способностей кандидата, которые сыграли важную роль в процессе обучения, выполнении заданий, проектов, исследований или служебных обязанностей.
  • Характеристика деятельности и достижений кандидата во время упомянутого периода обучения или работы (здесь можно перечислить награды, почетные места, грамоты и т.д.).
  • Характеристика сильных сторон кандидата, особенно в сравнении с другими студентами или коллегами по работе с аналогичным бэкграундом.

Личные качества кандидата

  • Оценка мотивации и зрелости кандидата (особенно, если речь идет о поступлении в магистратуру или докторантуру).
  • Характеристика лидерских и коммуникативных качеств, способности работать в команде или индивидуально.

Заключение

  • В заключение рекомендатель должен обосновать, почему он считает, что рекомендуемого кандидата следует принять на указанную программу обучения или присудить грант.
  • В самом конце указывается фамилия и инициалы рекомендателя, его должность и контакты (электронный адрес, телефон).

Документ должен быть подписан рекомендателем. Если есть возможность, рекомендацию можно напечатать на официальном бланке учреждения, в котором работает рекомендатель. Однако это не всегда возможно, поэтому без этого можно обойтись.

Для подтверждения личных и деловых качеств граждан при последующем трудоустройстве оформляются рекомендательные письма. Однако необходимость в получении такого документа может возникнуть и у учащихся учебных заведений. Чтобы дать характеристику гражданам за период прохождения обучения, оформляется рекомендательное письмо студенту.

Письма рекомендательного характера выдают должностные лица, в чьем подчинении работали или обучались граждане. Только в этом случае характеристика личных и деловых качеств будет объективной и достоверной. Для студентов такие документы оформляют руководители учебного процесса – декан, научный руководитель, либо иной куратор на стадии обучения.

  • Наименование заведения, в котором проходил обучение студент;
  • Личные данные студента, которому дается рекомендация;
  • Специализация, по которой проходил учебный процесс студента;
  • Личные и деловые качества, которые студент проявил за период обучения;
  • Достижения научного или общественного характера;
  • Рекомендация будущим работодателям или преподавателям.

Указанный документ носит характер делового письма, поэтому все характеристики и формулировки должны быть четкими и определенными. Перечисление достижений студента должно сопровождаться конкретными доказательствами и указанием на мероприятия, в которых он себя проявил.

  • Его должности в учебном заведении;
  • Полная расшифровка личных данных (фамилия, имя, отчество);
  • Контрактная информация.

В заграничный ВУЗ на английском языке

Если студенту предстоит дальнейшее обучение в учебном заведении, расположенном за пределами РФ, потребуется представить рекомендательное письмо на английском языке. Его форма и содержание не будут отличаться от аналогичного документа на русском языке, однако изложение текста на иностранном языке может представлять определенную проблему.

  • Стандартным языком делового общения является английский язык, поэтому рекомендательные письма должны составляться с учетом этого факта;
  • Документ может быть сразу оформлен на английском языке, если отечественное учебное заведение располагает квалифицированными переводчиками;
  • Документ может быть составлен на русском языке, а перевод будет удостоверен и легализован нотариусом.

Обратите внимание! Если происходит перевод документа на русском языке, обе версии рекомендательных писем должны быть идентичного содержания. При нотариальной легализации и переводе это соответствие будет установлено нотариусом.

Из дополнительных сведений, которые может содержать рекомендательное письмо в иностранный ВУЗ, можно выделить указание на уровень теоретических и практических знаний одного или нескольких иностранных языков.

В магистратуру

Еще одним возможным направлением, куда может быть предъявлено рекомендательное письмо, является магистратура, гарантирующая студенту возможность продолжения образовательного процесса. Так как прохождение магистратуры не является обязательным требованием для получения высшего образования, рекомендательное письмо может оказать влияние на результаты конкурса при зачислении.

Студент может выбрать магистратуру не только ВУЗа, в котором проходил обучение по программе бакалавриата, поэтому содержание письма должно подробно описывать его отношение к образовательному процессу, а также сведения, позволяющие отдать предпочтение именно этому студенту.

Если происходит зачисление в магистратуру того же учебного заведения, рекомендательные письма, как правило, оформляют непосредственные научные руководители или кураторы обучения. Только эти лица имеют возможность оценить личное отношение студента к учебе и рекомендовать его для дальнейшего обучения.

Жизненные ситуации бывают разные, и вам может когда-нибудь понадобиться образец рекомендательного письма и порядок его заполнения.

В данной статье мы раскроем вопрос, зачем вообще нужно рекомендательное письмо, какую информацию в нем необходимо отобразить и как правильно его написать.

С юридической точки зрения и по утверждениям некоторых юристов, рекомендательные письма являются пережитком прошлого, его не должны требовать при устройстве на работу, и тем более считать обязательным требованием для получения желаемой должности, но практика трудоустройства показывает, что наниматели всё еще спрашивают рекомендации соискателя с прежнего места работы или учебы. Какие же функции выполняет рекомендательное письмо (letter of recommendation, reference letter, letter of introduction) на самом деле? Фактически, роль рекомендательных писем - не более чем приложение к резюме, которое значительно повышает шансы при трудоустройстве.

Давайте обратимся к понятию «Рекомендательное письмо» и разберемся, что оно собой представляет. Это характеристика, которая составляется в свободной форме, где в полном объеме раскрыты профессиональные качества человека, находящегося в поиске работы. Рекомендательное письмо составляется по месту обучения лица или его предыдущей работы. Его задача – отразить качества соискателя, важные при устройстве на работу, причем данную информацию готовы подтвердить или образовательное учреждение, или бывший работодатель. Какого-либо стандартного образца для рекомендательного письма не существует, хотя есть приблизительные формы ее написания, отражающие личностные и профессиональные качества человека.

Данный документ рекомендуется составлять, опираясь на общепринятые правила для написания деловых писем, и такая бумага носит только лишь информативный характер. Давайте перечислим ряд правил при написании рекомендательного письма:

  • Использование делового стиля;
  • Соблюдение требований при обращении к человеку: Партнер, Вы, коллега, сотрудник;
  • Отсутствие в тексте художественных фраз, которые используются для украшения повествования и не несут никакой смысловой нагрузки;
  • Документ должен быть заверен подписью лица, его заполнявшего;
  • Составитель рекомендательного письма также должен быть указан.

Напомним тот факт, что рекомендательное письмо составляется на прежнем месте работы или учебы, и стандартного образца при его написании не существует. Но если рассматривать вопрос в общих чертах, то образец рекомендательного письма будет иметь вот такую структуру:

  • Заполняем правый верхний угол: здесь указывается ФИО работодателя и учреждение, где хотим получить желаемую вакансию, или прописываем фразу «для предъявления по месту требования», если гражданин находится в поиске работы.
  • Посередине в верхней части листа (чуть ниже правого блока) пишем название «Рекомендательное письмо».
  • Следующий блок – основной текст письма, и выглядеть он может приблизительно так: «Я, Савельев Иван Петрович, в период с 20 апреля 2013 года по 15 марта 2015 года являлся непосредственным руководителем Павкина Олега Ивановича. В данный период Павкин О.И. состоял на должности главного бухгалтера финансового отдела. В его должностные обязанности входило: начисление заработной платы сотрудникам, составление годовой финансовой отчетности. Занимая указанную должность, Павкин О.И. неоднократно направлялся на курсы повышения квалификации, семинары с целью ознакомления с новшествами в налоговом законодательстве. С учебой справился на «отлично», овладев необходимыми для работы навыками. За период работы в ООО «Бизнеспроект», неоднократно поощрялся грамотами и премиями за высокие результаты трудовой деятельности. Проявил себя с положительной стороны, не конфликтный, общительный, доброжелательный с коллегами. Имеет ряд достижений, таких как: «Лучший бухгалтер отдела» .
  • После основной части рекомендательного письма отводится место для указания причин, по которым соискатель покинул предыдущее место работы.
  • Последний блок предназначен для того, чтобы работодатель с прежнего места работы дал субъективную оценку профессиональных качеств бывшего сотрудника. Здесь выражается мнение о том, как работал соискатель, какие качества проявлял и предоставляется другая полезная информация. Конец письма составляется по такому принципу: « Опираясь на вышеизложенные факты, и оценивая лично профессиональные качества Павкина О. И, отмечаем его готовность к исполнению аналогичных обязанностей на новом месте работы по причине его полного соответствия ранее занимаемой должности. Желаем Павкину О.И. успехов и продвижения по карьерной лестнице, совершенствования в выбранном направлении и профессионального роста».
  • Весь текст рекомендательного письма должен быть заверен подписью должностного лица, который его составлял. Также ставится дата его написания.

Заверить рекомендательное письмо должен непосредственный руководитель сотрудника. Это может быть начальник структурного подразделения, отдела, филиала. На сегодняшний день такие полномочия постепенно передаются кадровым подразделениям, по причине расширения их полномочий, в частности менеджерам по персоналу.

Если соискатель работы является студентом, то рекомендательное письмо должно быть подписано деканом, заведующим кафедрой и, в крайнем случае, ректором, что встречается нечасто. В случае, когда студент проходил обучение на курсах повышения квалификации или присутствовал на подготовительных курсах, то именно руководителю курсов отводится роль составителя рекомендательного письма, он же и ставит свою подпись на бумаге.

Ирина Петрова была принята на должность журналиста интернет-издания ПапаЮрист.ру в декабре 2014 года. Уже в феврале 2015 года она была переведена на должность выпускающий редактор раздела новостей, Ирина Петрова проработала на этой должности до июня 2015 года.

За весь период работы в интернет-издании сайт Ирина Петрова показала себя как профессиональный журналист и редактор, проявив лучшие качества: оперативность работы, пытливый ум, аналитические способности, моментальное переключение с задачи на задачу, способность увлечь читателей выпускаемыми материалами, широкий кругозор и индивидуальный стиль письма.

На должности журналист Петрова исполняла следующие функции: наполнение сайта новостями, контроль работы корреспондентов и внештатных корреспондентов. На должности редактор Ирина Петрова выполняла следующие функции: стилистическое и литературное редактирование материалов, поиск тем для будущих публикаций, подбор иллюстраций, согласование текстов с экспертами, модерация комментариев.

Со своими должностными обязанностями Ирина справлялась безупречно, как её непосредственный руководитель, могу смело рекомендовать её для работы на подобных должностях.

Подпись
Главный редактор интернет-издания «ПапаЮрист.ру» Иван Фомичев

Забелина Наталья Николаевна работал в ООО «Передовые Технологии» под моим непосредственным руководством в должности бухгалтера с период с 15 декабря 2005 по июнь 2015 года.

Забелина Н. Н. отвечала за ведение бухгалтерского и налогового учета в компании, за работу с первичной бухгалтерской документацией, осуществляла контроль взаиморасчетов с поставщиками и покупателями, проводила подготовку и сдачу отчетности в налоговую службу.

Забелина Н. Н. обладает высоким уровнем исполнительности, представляет собой абсолютно неконфликтного человека, постоянно повышает свой профессиональный уровень, ей свойственны ответственность и внимательность, отлично развиты математические и аналитические способности.

Личные качества и профессиональные навыки Забелиной Н. Н. позволяют рекомендовать её для работы в должностях бухгалтер, помощник главного бухгалтера, главный бухгалтер.

Подпись
Главный бухгалтер ООО «Передовые Технологии»
Громова Антонина Сергеевна
Контакты: почтовый адрес, телефоны, e-mail
Печать. Дата.

Ерохин Сергей Федорович проработал в ЗАО «Вкусный Мир» под моим руководством на должности водителя-экспедитора с 4 сентября 2008 года по 20 мая 2015 года.

В обязанности Ерохин С. Ф. входили: контроль погрузки/разгрузки, своевременная доставка продуктов питания по торговым точкам, предприятиям общественного питания, а также техническое обслуживание автомобиля. За время работы в ЗАО «Вкусный Мир» Ерохин С. Ф. в полной мере справлялся с должностными обязанностями. Вверенные ему автомобили постоянно содержал в исправном техническом состоянии и чистоте. Показал себя ответственным, аккуратным, надежным и неконфликтным человеком, завоевал уважение и авторитет среди коллег. Ерохин С. Ф. хорошо знает техническую базу автомобилей, хорошо ориентируется на автомобильных дорогах Москвы, за время работы аварий не допускал.

Личные качества и профессиональные навыки Ерохина С. Ф. позволяют рекомендовать его для работы на должностях: водителя, экспедитор, водитель-экспедитор.

Подпись
Директор ЗАО «Вкусный Мир»
Контакты: почтовый адрес, телефоны, e-mail
Печать. Дата.

Никитин Юрий Дмитриевич работал в компании «Текстильный Город» на должности менеджера по продажам с января 2005 по июль 2015 года включительно.

В качестве менеджера по продажам Никитин Ю. Д. занимался крупнооптовыми продажами текстильной продукции по всей территории РФ. В процессе работы демонстрировал способность хорошо ориентироваться на рынке текстиля, проводил анализ конкурентов и их ассортимента, за десять лет работы собрал внушительную клиентскую базу.

В течение всех лет работы в компании Никитин Ю. Д. демонстрировал стремление к самообразованию, регулярно посещал курсы по умению строить диалог с клиентами, работе с возражениями, проведению презентаций. Никитин Ю. Д. показал себя как сотрудник с высоким уровнем самоорганизации, лояльности к компании, нацеленностью на результат. Никитин Ю. Д. обладает высокой коммуникабельностью, легко находит общий язык с клиентами и сотрудниками, неконфликтен.

Подпись
Директор отдела продаж компании «Текстильный Город»
Контакты: почтовый адрес, телефоны, e-mail
Печать. Дата.

Егорова Кристина Альбертовна проработала в компании ОАО «БизнесКонсалтинг» под моим непосредственным руководством в качестве секретаря в период с 1 октября 2010 г. по 1 марта декабря 2015 года.

В должностные обязанности Егоровой К. А. входило: планирование рабочего графика руководителя, ведение электронного документооборота, деловая переписка, прием и отправка материалов в региональные представительства, подготовка аналитических отчетов.

Увольнение из ОАО «БизнесКонсалтинг» состоялось по инициативе Егоровой К. А. в связи с ёё переездом в другой город на новое место жительства.

Считаю, что Егорова Кристина Альбертовна обладает необходимыми профессиональными навыками и качествами, необходимыми для исполнения обязанностей на должность секретаря / помощника руководителя в другой компании.

Подпись.
Генеральный директор ОАО «БизнесКонсалтинг» Никифоров Евгений Александрович
Контакты: почтовый адрес, телефоны, e-mail
Печать. Дата.

Письмо №1

Воронцова Ксения Александровна в 2014 году окончила МГУ по специальности: «Международная журналистика». За годы обучения Воронцова Ксения проявила себя ответственным и целеустремленным студентом, который стремится не просто накапливать знания, но и применять их на практике.

Ксения училась на отлично и при этом принимала активное участие в жизни университета. С третьего курса она возглавила студенческий профсоюз факультета «Журналистика и массовая коммуникация», организовывала концертные мероприятия, занималась благотворительностью и вела блог на сайте университета.

Также хотим отметить широкий круг интересов Ксении. Помимо основных лекций, студентка посещала факультативы по испанскому и польскому языкам, и добилась в их изучении хороших результатов.

С уважением,

Александр Викторович

Письмо №2

Белоусов Алексей Сергеевич в 2014 году окончил Воронежский Национальный Университет и получил диплом бакалавра по специальности «Дизайн городской среды и интерьера».

Преподаватели, которые читали лекции и вели практические занятия у Алексея, отмечают его целеустремленность и большой творческий потенциал. Алексей правильно выбрал профессию и, несомненно, добьется в ней хороших результатов.

Алексей ответственно относился к учебе, получал хорошие отметки и был выделен среди своих однокурсников во время практических занятий.

С уважением,

Александр Викторович

Инструкция

Чтобы стать аспирантом выбранного вуза, нужно иметь российское гражданство, возраст не более 35 лет и диплом, подтверждающий, что человек уже получил высшее профессиональное образование. Кандидат может подать заявление и рекомендации для поступления сразу после окончания вуза, или же отработав на производстве по своей специальности не менее 2-х лет. В том случае, когда он хочет поступать сразу после вуза, рекомендацию ему должна дать та кафедра, на которой был защищен его диплом или же Ученый Совет. Когда человек будет поступать, отработав на производстве, рекомендовать его должно руководство предприятия. Форма написания такой рекомендации и требования к ее оформлению будут одинаковыми.

Рекомендательное письмо, по своей сути, это та же характеристика, но имеющая свою специфику в соответствии с тем, куда оно представляется. Рекомендация, данная для поступления в аспирантуру, конечно, должна отражать те качества будущего аспиранта, которые потребуются ему в научной деятельности. Кроме того, этот документ является своего рода поручительством. Пишется рекомендация от имени юридического лица, поэтому составляется на фирменном бланке вуза или предприятия, на котором имеются все реквизиты, делающие ее юридически значимым документом.

В заголовке, который следует написать посередине строки под реквизитами, нужно указать название документа – «Характеристика-рекомендация», на кого он составлен и для чего – «для поступления в аспирантуру». В первом абзаце следует упомянуть год рождения и время, с которого данный человек учился в этом вузе или работал на этом предприятии, его специальность или должность.

В основной части необходимо перечислить те качества, которые позволяют рекомендовать этого человека для обучения в аспирантуре и научной деятельности. Но не следует просто упоминать или перечислять их голословно, необходимо подтверждать написанное теми фактами, которые бы служили подтверждением, упомянуть о полученных повышенных стипендиях, грантах, наградах и грамотах, об участии в олимпиадах, конкурсах.

В конце основного текста нужно написать, что кафедра, Ученый Совет или руководство организации считает возможным рекомендовать данного кандидата для обучения в аспирантуре. Подписывает рекомендацию уполномоченное на это лицо с указанием должности и научного звания, фамилии и инициалов. Необходимо также указать контактный телефон рекомендателя, чтобы, при необходимости, с ним могли связаться работники вуза. Подпись должна быть заверена печатью. В конце документа ставится дата составления рекомендации.