Понятие и виды интереса к профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность и ее характеристика. Виды психической деятельности

Методы прямого и методы косвенного воздействия. К первой группе относят преимущественно административные, а ко второй - экономические средства регулирования.

Административные методы регулирования экономики достаточно многочисленны и разнообразны. Они применяются на уровне не только центральных, но и местных органов власти. К административным методам относятся также различные нормы и стандарты, находящиеся на стыке экономики, техники, экологии. В рыночной экономике государственное регулирование осуществляется преимущественно на основе экономических средств. К ним относят бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, ускоренную амортизацию, государственное программирование и прогнозирование, использование в качестве рычагов управления государственной собственности, внешнеэкономические инструменты.

Денежно-кредитная политика осуществляется под руководством центрального банка страны. Она направлена на обеспечение устойчивости денежного обращения и денежной системы страны, неинфляционного экономического роста, сдерживания безработицы, выравнивания платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают:

· регулирование учетной ставки (или ставки рефинансирования);

· установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные организации обязаны хранить в центральном банке;

· операции Центробанка на рынке ценных бумаг. Бюджетно-налоговая политика осуществляется под руководством министерства финансов и сводится к целенаправленной деятельности государства по использованию налоговой системы и государственных расходов для реализации целей социально-экономической политики.

Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства

Процесс целенаправленного преобразования, совершен­ствования действительности и самого человека называют дея­тельностью. Обобщив виды деятельности, свойственные всем людям, назовем основные: общение, игра, учение и труд. Труд человека может быть профессиональным и непрофессиональ­ным (хобби, увлечения).

Профессиональная деятельность - это деятель­ность человека по своей профессии и специальности в определенной сфере и отрасли производства. От того, как человек готов к своей профессиональной деятельности, за­висит его успех в работе. Профессиональную деятельность можно рассматривать как составляющую часть трудовой - основной деятельности человека.

Профессиональная деятельность выполняет опреде­ленные функции (см. схему).

Профессиональная деятельность всегда преследует определенную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение определенного уровня образования молодежи (общего, начального профессио­нального, среднеспециального, высшего). Задачами педагогической дея­тельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие лич­ности.

Профессиональная деятельность характеризуется присущими ей осо­бенностями: специфической обстановкой, условиями труда и отдыха, объек­том и предметом труда.

Успешное овладение профессиональной деятельностью прежде всего за­висит от наличия необходимых знаний по данной профессии и практическо­го опыта. Ошибочно считать профессиональной деятельностью временное занятие без предварительной теоретической и практической подготовки. На­пример, разве можем мы сказать, что человек, ремонтирующий свой автомо­биль или электропроводку, занимается профессиональной деятельностью? Конечно же нет. Не владея рациональными приемами, навыками, умениями и знаниями, он не сможет устранить неисправность в кратчайший срок, каче­ственно и надежно, не подвергая риску себя и окружающих. Любой из нас со­гласится, что работа будет выполнена лучше по всем критериям, если за нее возьмется человек, знающий дело и профессионально работающий в этой сфере (электрик, автомеханик и т. п.).

Профессиональная деятельность появилась с возникновением товар­но-денежных отношений в результате обмена товарами и услугами. До этого (при господстве натурального хозяйства) производимый продукт шел только на удовлетворение потребностей производителя. Это происходило из-за то­го, что не было разделения труда. Каждый умел делать всё «понемногу». Это противоречие и привело к постепенному разделению труда, развитию про­фессиональной деятельности.

В профессиональной сфере человеческой деятельности идет постоян­ное совершенствование, но при этом разные люди по-разному достигают про­фессиональных целей. Одни стремятся достичь идеала в своей работе, другие действуют в режиме исполнения определенных профессиональных норм и предписаний.

Успешность овладения профессиональной деятельностью зависит от мотива выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности работника выбранному им поприщу. Кро­ме того, в любой профессиональной деятельности существуют ограничения по здоровью.

Профессиональная деятельность тесно связана с технологической куль­турой, так как преобразовательная активность составляет основу любого ви­да труда. Поэтому чем выше уровень технологической культуры, тем более успешной будет профессиональная деятельность.

В далекой древности главным распределителем труда была природа. Гео­графические и климатические условия определяли характер занятий для пле­мен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т. д.). Первоначальное разделение труда базиро­валось в основном на биологических особенностях членов коллектива (муж­ской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сначала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесла, торговля. На ранних стадиях рабовладельческого строя умственный труд выделился в осо­бую среду деятельности, и в результате одни люди стали выполнять интеллек­туальную, творческую и управленческую работу, заниматься искусством, тогда как на долю других достался изнурительный, часто лишенный всякого творче­ского содержания физический труд. Таким образом, на смену естественному от­бору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда стала ремесленная мастерская. Сна­чала были ремесленники-универсалы, которые самостоятельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудий, одежды и т. д.). Затем ремесла стали дифференцироваться на целый ряд частичных операций, строго согласованных друг с другом, появились мануфактуры, а за ними - за­воды и фабрики. На место ремесленника-универсала приходит «частный рабо­чий», выполняющий только одну операцию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, когда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовле­ния какого-либо продукта.

Специализация труда необходима в трудовой деятельности и обуслов­лена тем, что в процессе труда человек имеет дело с определенными предметами, орудиями и приемами труда, в соответствии с чем его трудовая деятель­ность приобретает специфические особенности.

Специализация выступает как средство развития производительных сил и способствует росту производительности труда.

Развитие крупной машинной индустрии означало превращение работ­ника из основной фигуры производства в придаток машины.

В условиях научно-технической революции под влиянием комплексной механизации и автоматизации производственных процессов осуществляет­ся перемена труда, требующая от работника овладения несколькими профессиями (специальностями). Перемена труда постепенно вытесняет раз­деление труда.

Формы разделения труда характеризуют способ организации про­цесса профессиональной деятельности людей. Нижеприведенная схема от­ражает существующие в настоящее время формы разделения труда.

Умственный труд - это труд, в процессе которого человек затра­чивает преимущественно свои интеллектуальные усилия в отличие от физического труда, при котором расходуется в основном мышечная энергия.

Отраслевая специализация - это разделение труда по отраслям мате­риального (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и др.) и нематериального (наука, образование, торговля, медицина и др.) про­изводства.

Предметная специализация - это разделение предприятий по выпускаемой од­нородной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.).

Подетальная специализация - про­изводство отдельных частей и деталей го­тового продукта (например, продукция шарикоподшипникового завода, продук­ция карбюраторного завода, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) спе­циализация - выполнение отдельных опе­раций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машино­строительных предприятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т. д.).

Функциональная специализация - специализация по функциям, которые вы­полняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служа­щие, младший обслуживающий персонал и т. д.).

Профессиональная специализация - дифференциация работников по профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационная специализация - создание подразделений работ­ников внутри профессиональной группы в зависимости от уровня их квали­фикации (разряда, класса, категории).

Специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою спе­цифику. Например, в сельскохозяйственном производстве существуют сле­дующие формы специализации:

□ зональная, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие- либо определенные отрасли производства;

□ межхозяйственная - создание отдельных хозяйств (животноводче­ских, полеводческих и т. п.);

□ внутрихозяйственная - среди бригад, отделений, ферм, звеньев;

□ внутриотраслевая - разделение отраслей сельскохозяйственного про­изводства на более специализированные предприятия.

Понятие профессиональной деятельности, специальности, должности Основным объектом психологии труда является профессиональная деятельность. Изучение же субъекта труда будет зависеть от того, какое значение вкладывается в термины «профессиональная деятельность», «профессия», «специальность», «должность» и т.п. Психология труда должна определить специфику объекта своих исследований, так как профессиональная деятельность изучается и другими науками. В частности, Е.А. Климов отмечает, что «в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей, и социальной психологии». Решение любой практической задачи в области психологии труда основывается на понимании особенностей конкретной профессиональной ситуации, содержания выполняемой человеком трудовой деятельности.

Понятие «труд» неразрывно связано с понятием «профессия». Труд – это общественно необходимая деятельность человека, требующая усилий в достижении определенных целей, результатов.Задача (задание) – единица труда, которая предполагает выполнение трудовых действий.Профессия в широком смысле слова – это область общественного разделения труда, в которой создаются определенные продукты, имеющие потребительную стоимость; сам процесс трудовой деятельности, его своеобразие; требуемая профессиональная квалификация и уровень компетентности работников; осознание человеком своей принадлежности к профессиональному сообществу (профессиональная идентичность). Различают следующие значения понятия профессии (по Е.А. Климову).

1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни. Уровень жизни может различаться у профессионалов с разной степенью успешности, но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинакова, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте.

2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деятельности. Здесь также решается вопрос о том, в каких сферах жизнедеятельности человек может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деятельность и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность позволяет не просто производить какие-то товары или услуги, но прежде всего она дает возможность человеку реализовать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала.

4. Профессия как исторически развивающаяся система. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста, и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную «миссию») в общественной системе, а не просто выполнять работу «по инструкции». Именно благодаря конкретным специалистам данная наука и данная практическая сфера развиваются. Подлинное величие того или иного профессионала определяется тем, насколько он сумел содействовать развитию своей науки не столько «благодаря» сложившимся обстоятельствам (и социально-экономическим условиям), сколько «вопреки» этим обстоятельствам. Идеальным вариантом творческой самореализации в профессии является ситуация, когда работник даже неблагоприятные обстоятельства умеет использовать во благо.

Предмет труда – это совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.Средства труда – совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.Условия труда – система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных средств ее реализации.

Специальность конкретизируется в профессии. Профессия – это группа родственных специальностей (например, профессия – врач, специальность – врач-терапевт; профессия – учитель, специальность – учитель математики; профессия – психолог, специальность – педагог-психолог). Под специальностью понимается также разновидность профессиональной образовательной программы в учебном заведении.

Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Термином «квалификация», с одной стороны, обозначают требования профессии к знаниям и умениям работника, необходимым для выполнения трудовых задач. С другой стороны, квалификация – это характеристика освоенных человеком специальных знаний и умений. Нормативно заданное содержание квалификации специалиста определяется в государственных стандартах его подготовки. Человек, прошедший курс профессиональной подготовки и получивший документ о его успешном завершении, приобретает определенную квалификацию. Например, в дипломе специалиста-психолога указывается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии». Таким образом, квалификация характеризует совокупность специальных знаний и умений, которые можно приобрести в процессе профессионального обучения.

Люди могут в разной мере быть компетентными по отношению к определенному кругу обязанностей. Выделяют следующие виды компетентности: а) специальную (профессиональную) компетентность умение выполнять профессиональные задачи на высоком уровне; б) социальную компетентность – владение человеком коммуникативными навыками, умениями эффективно работать совместно; в) личностную и индивидуальную компетентностьвладение приемами личностной саморегуляции, саморазвития, противодействия профессиональной деформации личности; готовность к профессиональному росту, личностный ресурс профессионального успеха (А.К. Маркова).

Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому дать его определение сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иной раз должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространено понимание должности как любой фиксированной работы и профессии с четко очерченным кругом должностных обязанностей.

Выделение и рассмотрение понятия трудового поста и его структуры важно для уточнения производственного смысла отдельной профессиональной деятельности. Трудовой пост – это лишенное определенной конкретности, многомерное, разно– и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются: цели, представление о результате труда; заданный предмет труда; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав работника; производственная среда (предметные и социальные условия труда). Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и по сути имитация работы). Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей.

    Трудовой пост в организации и его компоненты.

Трудовой пост в организации и его компоненты Выделение и рассмотрение понятия трудового поста и его структуры важно для уточнения производственного смысла отдельной профессиональной деятельности. Трудовой пост – ϶ᴛᴏ лишенное определенной конкретности, многомерное, разно– и многопризнаковое системное образование, основными составляющими кᴏᴛᴏᴩого будут: цели, представление о результате труда; заданный предмет труда; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей; система прав работника; производственная среда (предметные и социальные условия труда). К примеру, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто «отсиживание» на конкретном стуле и по сути имитация работы). Трудовых постов в организации столько, сколько в ней работает людей. .

    Психологическая структура профессиональной деятельности.

К настоящему времени в психологии труда сложилось два основных способа решения проблемы психологического анализа деятельности. Первый из них условно обозначается как структурно-морфологическая парадигма психологического анализа деятельности (А.В. Карпов). Согласно данному подходу основным структурным компонентом деятельности является действие, а организация деятельности в целом трактуется как иерархия систем действий разного уровня сложности. Второй подход – так называемаяфункционально-динамическая парадигма (А.В. Карпов); являясь более современным и совершенным, базируется на следующем основном положении. Деятельность в силу своей исключительной сложности не может основываться и не основывается на каком-либо одном компоненте, например действии. Она предполагает необходимость нескольких качественно разнородных психологических компонентов – единиц, которые закономерно взаимосвязаны между собой и образуют целостную психологическую структуру деятельности. Эта структура динамична, а ее функционирование и есть процесс деятельности. Указанные подходы не взаимоисключают, а скорее взаимодополняют друг друга.

В русле первого (структурно-морфологического) подхода деятельность принимает уровневое строение, наиболее подробно оно раскрыто в психологической теории деятельности А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории деятельность построена на основе структурно-уровневого принципа, который конкретизируется в двух основных положениях: во-первых, общая структура деятельности образована качественно различными уровнями, формами активности человека; во-вторых, эти уровни иерархически соподчинены и образуют целостную систему. Различают три основных уровня организации деятельности: уровень операций, уровень действий и уровень автономной деятельности. Второй из них – уровень действий, занимая центральное место в общей структуре деятельности, наиболее важен для понимания психологических особенностей деятельности и ее строения.

Действие – это основная единица структуры деятельности, представляющая собой произвольную активность, которая направлена на достижение осознаваемой цели. С.Л. Рубинштейн считал именно действие «подлинной единицей», «ячейкой», «клеточкой» человеческой деятельности, в которой наиболее явно и ярко проявляются все основные психологические особенности не только деятельности, но и личности в целом. Он указывал, что в действии как «клеточке» деятельности представлены зачатки всех сторон психики и что все стороны психики выступают в тех взаимосвязях, в которых они реально существуют в действительности.

Конечной целью любой трудовой деятельности является получение некоторого полезного (и для данного человека, и для общества) результата. Но достигается эта цель поэтапно, путем решения частных задач. Элемент деятельности, направленный на выполнение простой текущей задачи, и называется действием. Более детальный анализ позволяет разложить действие на составляющие его рабочие движения (в случае, когда речь идет о моторных действиях). При таком рассмотрении действие выступает как система определенным образом организованных движений (рук, ног, всего тела). Фактором, организующим движения в систему (в действие), является задача.

Деятельность человека может быть описана как система последовательно выполняемых действий. Иногда некоторые действия выполняются параллельно, т.е. одновременно. Необходимо отметить, однако, что деятельность не есть простая сумма элементарных действий. Соотношение действий в структуре деятельности более сложно. В процессе ее выполнения происходит объединение и расчленение действий, переходы одного действия в другое, их преобразование и т.п. Действие характеризуется высокой динамичностью и пластичностью. Каждое из них формируется по ходу деятельности. Одно и то же действие человек может выполнять разными способами. Способ выполнения каждого последующего действия зависит от результатов предшествующего и конкретных условий деятельности. В процессе деятельности так или иначе проявляются творческие способности человека.

Действие как единица структуры деятельности имеет две особенности. Первая из них заключается в том, что любое действие имеет цель, но его цель обязательно не совпадает с общими целями всей деятельности. Конкретные формы и способы активности субъекта непосредственно определяются не целями всей деятельности, не потребностями и мотивами ее субъекта, а целями отдельных действий и условиями, в которых они реализуются. Вторая основная особенность действия состоит в его осознаваемом, произвольном характере. Само свойство осознаваемости собственной активности возникает именно в силу того, что имеет место расхождение целей действия и деятельности. Благодаря свойству осознаваемости действие сохраняет и воспроизводит все главные психологические особенности деятельности в целом (целенаправленность, произвольность, предметность, активность, осознаваемость, адаптивность, системность и др.).

В отличие от действий психологические операции соотносятся не с теми или иными осознаваемыми целями, а с условиями их достижения. При этом следует различать внешние и внутренние условия. Внешние условия – это система объективных параметров среды, в которой реализуется та или иная цель. Внутренние условия – это совокупность тех ресурсов (знаний, умений, компетентности и т.д.), которыми располагает субъект. Если совокупность внешних и внутренних условий такова, что она необходима и достаточна для реализации того или иного действия, то оно имеет тенденцию автоматизироваться и переводиться на неосознаваемый уровень регуляции. Действие, представленное без свойства осознаваемости, переведенное на автоматизированный уровень регуляции, – это и есть психологическая операция. И наоборот, если условия (как внешние, так и внутренние) усложняются, то уже сформированная операция не только может, но и должна дезавтоматизироваться, переводиться на осознаваемый уровень, т.е. трансформироваться в действие.

Высший уровень структуры деятельности – собственно деятельность – выделяется А.Н. Леонтьевым на основе того, что данный уровень соотносится не с целями и тем более не с условиями их достижения, а непосредственно с мотивами личности, с системой ее доминирующих потребностей. Согласно данной теории деятельность как таковая выделяется на основе критерия наличия у нее какого-либо самостоятельного специфическогомотива . Мотив и деятельность – взаимополагающие понятия, немотивированной деятельности просто не может быть. Мотив деятельности непосредственно связан с ее предметом и определяется им, в силу чего возникает свойство предметности деятельности. Оно рассматривается как основное свойство деятельности; беспредметной деятельности, так же как и немотивированной, быть не может. Деятельность только кажется беспредметной, исследование деятельности требует раскрытия ее предмета.

Согласно второму основному подходу (функционально-динамическому) психологическую структуру любой деятельности образует устойчивый, постоянный набор ее основных компонентов. Все они объективно необходимы для реализации деятельности, а их совокупность обозначается понятием инвариантной психологической структуры деятельности. Основными компонентами инвариантной структуры деятельности являются мотивация, целеобразование, информационная основа деятельности, антиципирование (прогнозирование) ее результатов, принятие решения, планирование, программирование, контроль, коррекция, а также оперативный образ объекта деятельности, система индивидуальных качеств субъекта и совокупность исполнительских действий. Взятые в статике, т.е. в тех структурных психологических образованиях, которые их обеспечивают, эти компоненты являются основными «кирпичиками» деятельности. Но взятые в динамике (т.е. функционировании) они являются основными регулятивными процессами реализации деятельности (подробнее о регулятивных процессах деятельности см. 2.1).

Трудовая деятельность человека, как и любая другая деятельность, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенныхцелей . В общем смысле мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности. Когда речь идет о мотивах, имеются в виду некоторые субъективно переживаемые побуждения к деятельности. Для субъекта мотив выступает как непосредственная побудительная сила, причина деятельности. При этом источник мотива нередко усматривают в мышлении, сознании. Однако действительной основой мотива человека являютсяпотребности (т.е. объективная необходимость) – его нужда в веществе, энергии и информации. Эти потребности так или иначе отражаются в сознании. Мотив и есть осознанная, т.е. отраженная в сознании, потребность.

Цель деятельности – это идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Отношение «мотив – цель» образует своего рода «вектор», направляющий деятельность человека (Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов и др.). Этот «вектор» существенно влияет на протекание психических процессов (перцептивных, мнемических, интеллектуальных), включенных в деятельность, на психические состояния и динамику работоспособности человека. В течение жизни у каждого человека формируется определенная система мотивов, одни из которых становятся доминирующими, а другие – подчиненными. Определенную систему образуют также и цели, которые человек перед собой ставит.

Информация о текущем состоянии предмета, на который направлено действие, а также о внешних условиях выступает в форме его субъективного образа. Идеальное специализированное отражение преобразуемого в действии объекта (предмета, процесса, явления), складывающееся по ходу выполнения конкретного действия и подчиненное задаче этого действия, называется оперативным образом (Б.А. Душков и др.). Оперативный образ и выступает в роли основного регулятора действия, обеспечивая его адекватность предмету, орудиям и условиям труда. Именно благодаря оперативному образу отдельные движения органов человеческого тела организуются в единую систему – действие. Оперативный образ формируется в ходе процессов приема и переработки информации и вместе с тем является фактором, направляющим их течение и организацию.

Важная роль в регуляции действий принадлежит сигналам обратной связи , несущим информацию о результате выполненного действия. Эти сигналы включаются в оперативный образ, корректируют его. Следовательно, механизм регуляции действия представляет собой замкнутую систему, включающую процессы приема и переработки информации, принятия решения и сигналы обратной связи, возникающие при выполнении действия.

Все, что говорилось выше, относится прежде всего к так называемым внешним действиям – действиям, посредством которых человек преобразует вещественные предметы (перемещает их в пространстве, разделяет на части и соединяет и т.д.) и которые доступны непосредственному наблюдению. Но любая трудовая деятельность человека включает и внутренние, умственные (выполняемые в уме) действия. Внутренние действия формируются на основе внешних в результате интериоризации, при этом структура внешнего действия подвергается специфической трансформации. Внутреннее действие является свернутым и обобщенным. Решающая роль в процессе интериоризации принадлежит слову, в котором фиксируются существенные свойства предметов (и явлений) объективной действительности, а также способы оперирования как самими предметами, так и информацией о них. Существенным условием интериоризации является общение человека с другими людьми.

Оперирование словами и другими знаковыми системами дает возможность человеку решать определенный класс задач в идеальном плане (без обращения к материальным предметам и оперирования с ними). Именно во внутреннем плане формируются программы деятельности человека.

В трудовой деятельности имеет место не только интериоризация действий, но и их экстериоризация, т.е. превращение внутренних действий во внешние.

Таким образом, механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение, включающее в себя несколько уровней: уровень ощущений и восприятия; уровень представлений; уровень речемыслительных процессов. Первый уровень относится к отдельным действиям, он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда. Второй уровень относится также и к внутренним действиям: обобщенность и панорамность представления (вторичного образа) создает возможность варьирования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие. Третий уровень относится главным образом к внутренним действиям (к умственному плану деятельности). Благодаря тому, что в речемыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями (их закономерности), этот уровень обеспечивает возможность предвидения хода событий и планирования деятельности в целом. В реальной трудовой деятельности перечисленные уровни ее регуляции выступают в неразрывном единстве.

Нейрофизиологической основой деятельности является функциональная система. Ее теория разработана академиком П.К. Анохиным.

Формирование образа-цели связано с прогнозированием (предвидением) изменений объекта управления. Прогнозирование является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности. Если условия трудовой деятельности затрудняют прогнозирование событий (что иногда бывает), то это приводит к нарушению деятельности: к ошибкам, сбоям, запаздыванию в выполнении действий, неправильным действиям и т.п. Рассогласование между целью и оперативным образом определяет направление поиска решения, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их оценка и принятие решения. Обычно этот процесс протекает в плане внутренних действий. Принятие решения неразрывно связано с формированием плана или программы деятельности. Однако такая программа обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а выступает в обобщенной форме; в зависимости от конкретных условий пути ее «развертки» могут быть различны. Программа деятельности скорее представляет систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входящих в него движений). Образ результата, формируемый с помощью обратной связи, сличается с образом-целью. При совпадении считается, что цель достигнута, задача выполнена. При несовпадении описанный выше цикл повторяется.

Основные типы и виды профессиональной деятельности

Под видом деятельности А.В. Карпов предлагает понимать конкретную профессиональную деятельность, которая характеризуется спецификой предмета, условий, содержания и требований к ней. Ряд сходных в том или ином отношении видов объединяется втипы . Так, Карпов уточняет, что совместная деятельность – это именно тип (а не вид) деятельности, поскольку она имеет общий специфицирующий признак (наличие не одного, а нескольких соорганизованных субъектов), но в то же время включает огромное количество конкретных разновидностей.

Помимо множества видов и типов деятельности, существует и еще одна предельно общая дифференциация всех типов деятельности на два основных класса. К первому относятся все виды и типы деятельности, в которых в качестве их непосредственного предмета выступают любая объективная реальность, любой внешний объект, любая вещь или их совокупность. Предметы всех видов деятельности данного класса лишены одушевленности, это материальные объекты. Данный класс, который обозначается понятием субъект-объектных профессий, охватывает огромное количество конкретных видов и типов трудовой деятельности, он наиболее широко представлен в сложившемся разделении труда и одновременно является наиболее традиционным предметом рассмотрения в психологии труда.

Ко второму классу относятся все виды и типы деятельности, непосредственным предметом которых выступает одушевленный субъект – человек. К такого рода деятельности относится, например, деятельность руководителя, педагога, врача и т.п. Данный класс обозначается понятием субъект-субъектных типов деятельности. Именно субъект-субъектные виды и типы деятельности характеризуются наибольшей сложностью и наибольшей значимостью для общественного разделения труда. Они значительно богаче содержанием, в особенности психологическим, однако значительно более сложны в плане их изучения, а потому исследованы в существенно меньшей мере. Современная психология труда должна быть психологической дисциплиной, изучающей прежде всего субъект-субъектные типы и виды деятельности.

Полезной для психологов является классификация профессий по отраслям народного хозяйства . Эта классификация многоцелевая, основу ее составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли, психолог может представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

Довольно общим, хотя и важным, является разделение деятельности на индивидуальную исовместную . Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временно е соприсутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников на тех или иных задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – лидера или руководителя.

Предельно общим является разделение видов деятельности на внешние ивнутренние . При этом под внешними понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются объективированными проявлениями ее исполнительских компонентов – движениями, действиями, экспрессией, коммуникациями и пр. Внутренняя деятельность развертывается в интрапсихическом плане. Между внешней и внутренней деятельностью существует генетическая связь, поскольку вторая формируется в процессе онтогенеза на основе первой посредством механизма интериоризации.

Деятельность также принято разделять на исполнительскую иуправленческую . Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого воздействия, однако обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархичность их соподчинения. Управленческая деятельность – это деятельность по организации других деятельностей (А.В. Карпов).

С практической точки зрения целесообразно дифференцировать деятельность в зависимости от условий ее выполнения. По данному основанию различают деятельность в комфортных, нормальных, допустимых, параэкстремальных и экстремальных условиях. В зависимости от изменения условий существенно меняются так называемая психофизиологическая цена деятельности, ее напряженность, а также результативные параметры.

В прикладном отношении важным, как считает В.А. Карпов, является разделение деятельности на непосредственную иопосредованную (дистанционную ). В первом случае субъект труда непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию о его состоянии. Во втором случае нет ни того ни другого: информация о предмете труда предоставляется человеку через опосредующие звенья (в виде знаков на табло, пультах, индикационных устройствах). Свои воздействия на предмет труда человек также осуществляет не прямо, а путем определенных органов управления. Наиболее характерный пример опосредованных, дистанционных видов деятельности – деятельность оператора.

Известна классификация профессий для профориентации школьников, разработанная Е.А. Климовым. В ней профессии предстают как многопризнаковые объекты. Характеристика конкретной профессии определяется сочетанием признаков, выбранных из некоторого множества по четырем уровням. Первый уровень объединяет типы профессий по предметному содержанию труда (Ч – человек, П – живая природа, Т – техника и неживая природа, З – знак, X – художественный образ). В соответствии с этим выделяются пять типов профессий: «человек – человек», «человек – природа», «человек – техника», «человек – знак», «человек – художественный образ». Второй уровень представляют классы профессий, объединенных по преобладающей цели трудовых задач (П – преобразовательные, Г – гностические, И – изыскательские). Третий уровень составляют отряды профессий, классифицируемых по используемым орудиям труда (Р – ручные, М – механизированные, А – автоматизированные, Ф – функциональные). Наконец, четвертый уровень объединяет группы профессий по условиям труда и их требованиям к человеку (Б – бытовые условия труда, О – работа на открытом воздухе, Н – необычные условия труда, связанные с наличием факторов вредности для здоровья, опасности, М – особые требования профессии к моральным качествам субъекта труда). Анализируя конкретную профессию по указанным основаниям, можно составить ее «формулу».

В.Е. Гаврилов предложил разбить каждый тип профессий на подгруппы, учитывающие цели, орудия и условия труда. К первому типу относятся так называемые социономические профессии: медицинское обслуживание; воспитание и обучение; бытовое обслуживание; информационное обслуживание; защита общества и государства. Ко второму типу относятся технономические профессии: создание, монтаж, сборка технических устройств; эксплуатация технических средств; ремонт технических устройств. Третий тип объединяет биономические профессии: изучение, исследование и анализ состояния и условий жизни растений и животных; уход за растениями и животными (их выращивание, воспроизводство); профилактика заболеваний растений и животных, борьба с вредителями и возбудителями болезней, лечение заболевших. Четвертый тип – сигнономические профессии, оперирующие с текстами на родном и иностранных языках; с цифрами, формулами и таблицами; с чертежами, картами, схемами; звуковыми сигналами. В пятый тип объединены артономические профессии: создание, проектирование, моделирование художественных произведений; воспроизведение, изготовление различных изделий по эскизу, образцу в единственном экземпляре; воспроизведение, копирование, размножение художественных произведений в массовом производстве.

Семинар 6

Тема: Проблемы профессиографирования и профотбора.

    Виды психограмм.

    Принципы профессиографирования.

    Схемы профессиографирования.

    Уровни анализа трудовой деятельности.

    Профориентация, профконсультация, профотбор и аттестация кадров.

    Понятие «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «формула профессии».

Понятие «профессиограмма», «психограмма», «модуль профессии», «формула профессии» Описание профессиональной деятельности является первым и важнейшим этапом любого исследования в психологии труда, оно основывается на всестороннем ее изучении и определенной систематизации данных. Такой комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессий в целях установления особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности (ее содержанием, средствами, условиями, организацией) и ее функционального обеспечения получил название профессиографии. Основным результатом профессиографии как метода является составление профессиограммы (подробнее см. 1.4) Конкретная профессиограмма разрабатывается по определенной схеме и для решения определенных задач. В процессе разработки профессиограммы на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме выделяются профессионально важные качества (ПВК) для данной профессии.

Важной частью профессиограммы является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности (ПВК) или препятствующих успешному ее выполнению (антиПВК). Содержание и объем психограммы зависят от цели изучения профессии. В качестве таковой могут выступать профессиональный отбор, профессиональная подготовка, рационализация труда и отдыха, профессиональная ориентация.

Различают следующие виды психограмм (В.Е. Орел).

1. Психограмма, составленная для целей профотбора , включает две группы требований: а) требования, которые определяют некомпенсируемые и необходимые ПВК и должны предъявляться к любому среднему работнику; б) желательные требования, определяющие возможность достижения высокого уровня профессионального мастерства. Кроме того, психограмма такого рода должна содержать перечень психологических противопоказаний, т.е. тех характеристик личности, которые определяют неспособность к данной профессии.

2. В противоположность указанному типу психограмма в целях рационализации производственного обучения предполагает акцентирование внимания на тех ПВК, которые поддаются значительному развитию в процессе упражнений по мере овладения профессией. Особую роль приобретает сравнительный анализ деятельности опытного специалиста и динамики формирования молодого работника. Такой анализ предполагает выделение и сопоставление психологических структур, показывающих степень соответствия процесса формирования молодого работника тем требованиям, которые предъявляются к профессионалам с большим опытом работы.

3. Специфика психограммы в целях оптимизации режимов труда и отдыха заключается в обнаружении наиболее лабильных психических функций, динамика которых служит индикатором слабых мест в организации труда.

4. Наиболее широкой по своему содержанию является профессиограмма (психограмма) в целях профориентации молодежи, поскольку она предполагает наличие самых разнообразных знаний о профессии. В состав данного вида профессиограммы рекомендуется включать две взаимодополняющие и взаимосвязанные части: основную, предназначенную для молодежи, и дополнительную, рассчитанную на педагогов, мастеров производственного обучения и т.п.

На основе целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм: а) информационные профессиограммы, предназначенные для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес; б) ориентировочно-диагностические профессиограммы, которые служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и составляются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми образцами организации трудовой деятельности; в) конструктивные профессиограммы, которые служат для совершенствования эргатической системы на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала; г) методические профессиограммы, предназначенные для подбора адекватных методов исследования эргатической системы, т.е. направленные на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы; д) диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровнях, а затем все это переводится на язык, необходимый для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК

современного российского профессионального образования

Актуальность создания словаря обусловлена необходимостью описания процессов обновления понятийно-терминологического аппарата профессионального образования современной России, которые отражают существенные изменения, идущие в самом профессиональном образовании. На всех уровнях образования предполагается внедрение образовательных стандартов, обеспечивающих компетентностный подход, взаимосвязь фундаментальных знаний и практических умений.

Комптентностный подход, как методологическая основа образовательных стандартов нового поколения, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Круг пользователей словарем:

  • образовательные учреждения профессионального образования; их администрация;
  • региональные органы управления образованием;
  • разработчики профессиональных образовательных программ, создающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и в рамках организации корпоративного обучения; опережающего обучения взрослых;
  • разработчики профессиональных стандартов;
  • региональные службы занятости;
  • реальные и потенциальные зарубежные партнеры российской системы профессионального образования;
  • работодатели;
  • обучающиеся.

Источниками словаря послужили толковые словари, глоссарии, англо-русские словарные издания, вышедшие за последние десять лет, а также словарно-энциклопедическая литература более раннего периода. На основе сравнения трактовок и определений терминов, с методологических позиций компетентностного подхода были даны определения терминов первого выпуска. На содержание словарных статей также повлиял анализ опыта разработки Национальной рамки квалификаций, профессиональных стандартов и образовательных стандартов профессионального образования.

В структуре словаря выделено четыре тематические группы:

Структура профессионального образования

Организация образовательного процесса

Качество профессионального образования

Профессиональное образование и сфера труда

Термин

Определение

Труд, трудовая деятельность (англ: labour ) Целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

См. Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность.

Профессиональная деятельность Трудовая деятельность, требующая профессионального обучения, осуществляемая в рамках объективно сложившегося разделения труда и приносящая доход.

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная подготовка, Профессия, Специальность

Вид профессиональной деятельности 1) Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования

2) Совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями, инструментами, характером и результатами труда

См. Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Профессиональная подготовка, Объект профессиональной деятельности, Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Основная профессиональная образовательная программа.

Профессия (специальность) (англ: occupation; profession) Общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе.

Термины «профессия» и «специальность» традиционно используются в русском языке как синонимы, если функции по определенной специальности охватывают всю сферу профессиональной деятельности человека. Однако термин «специальность» может использоваться и в более узком значении – «вид занятий в рамках одной профессии» (инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, врач-терапевт)

См. Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности

Объект (предмет) профессиональной деятельности Явление, предмет, процесс, на которые направлено воздействие в процессе трудовой деятельности.

Термины «объект» и «предмет профессиональной деятельности» рассматриваются как синонимы в профессиональной деятельности, связанной с материальным производством, следует развести эти понятия в нематериальной сфере, связанной с научными исследованиями, творчеством и т.п. В этом случае понятие предмета уже понятия объекта и связано со свойствами или отношениями объекта, познание которых важно для решения профессиональных задач.

См. Труд, трудовая деятельность, Вид профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности Совокупность видов профессиональной деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения

См. Вид профессиональной деятельности, Объект профессиональной деятельности, Трудовая функция, Компетенция.

Трудовая функция Набор взаимосвязанных действий, направленных на решение одной или нескольких задач процесса труда

В разных источниках можно встретить другие определения термина «трудовая функция». В данном выше значении понятие трудовой функции используется в профессиональном стандарте и связано с понятием профессиональной компетенции в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования, т.к. действия, составляющие трудовую функцию в профессиональном стандарте, подразумевают наличие у работника определенных умений и знаний, а также готовность их применять.

См. Труд, трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Профессиональная компетенция.

Квалификация (работника)
(англ: qualification ) 1) Готовность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности

2) Официальное признание (в виде диплома/сертификата) освоения определенного вида профессиональной деятельности

См. Профессиональная деятельность, Профессия (специальность), Компетентность, Трудовая функция, Компетенция, Уровень квалификации, Диплом/сертификат

Диплом/сертификат (англ: diploma / certificate ) Официальный документ, подтверждающий квалификацию работника и дающий право занимать какую-либо должность, заниматься определенной деятельностью;

официальное подтверждение окончания образовательного учреждения профессионального образования (с присвоением соответствующей квалификации) или курсов повышения квалификации;

свидетельство о присвоении ученой степени.

См. Квалификация

Национальная система квалификаций Российской Федерации (англ: National Qualification " s System of Russian Federation ) Национальная система квалификаций Российской Федерации (НСК РФ) представляет собой комплекс взаимосвязанных документов, обеспечивающих взаимодействие сфер профессионального образования и труда в целях повышения качества подготовки работников и их конкурентоспособности на российском и международном рынке труда. Основой Национальной системы квалификаций Российской Федерации является Национальная рамка квалификаций. НСК РФ может также включать отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальную систему оценки результатов образования и сертификации, единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

См. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

(НРК РФ)

(англ: National Qualification " s Framework of Russian Federation ) Обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России. Используется в качестве инструмента сопряжения сфер труда и образования.

В международной практике - системное и структурированное по уровням описание признаваемых квалификаций. Как правило, различают отраслевые, национальные и международные рамки квалификаций. С помощью рамок квалификаций проводится измерение и взаимосвязь результатов обучения и устанавливается соотношение дипломов, свидетельств/сертификатов об образовании и обучении.

См. Национальная система квалификаций Российской Федерации, Квалификация, Дескриптор квалификационного уровня, Квалификационный уровень

Дескриптор (квалификационного уровня) (англ: descriptor) Обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК РФ. Требования дифференцируются по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

См. Квалификационный уровень, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации

Квалификационный уровень (англ: qualification s level ) Структурная единица/ступень Национальной рамки квалификаций, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней.

См. Дескриптор квалификационного уровня, Национальная рамка квалификаций Российской Федерации.

Уровень квалификации (работника) Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Чем выше уровень профессионального образования работника, тем более общий характер имеет это понятие, сложнее класс решаемых профессиональных задач и шире спектр трудовых функций.

См. Квалификация, Квалификационный уровень, Профессиональное образование, Трудовая функция.

Разряд (аналоги: категория, класс) Порядковое место в тарифно-квалификационной системе России, определяющее уровень квалификации работника.

См. Уровень квалификации, Квалификация.

Профессиональный стандарт (ПС) (англ: professional / occupational standard ) Документ, раскрывающий с позиций объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников.

См. Профессиональная деятельность, Квалификация.

Компетенция (англ: competence) Способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетентность, Квалификация

Общая компетенция Способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

В разных источниках возможно встретить разные подходы к классификации компетенций и разные их названия и определения. В частности, как неточный синоним термина «общая компетенция» можно рассматривать термин «общекультурная компетенция».

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификационный уровень

Профессиональная компетенция Способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности

См. Трудовая деятельность, Трудовая функция, Профессиональная деятельность, Вид профессиональной деятельности, Компетентность, Квалификация

Компетентность (англ: competency, competence) Наличие у человека компетенций для успешного осуществления трудовой деятельности.

См. Трудовая деятельность, Профессиональная деятельность, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Квалификация

Федеральный государственный образовательный стандарт Нормативный документ, определяющий совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.
Результаты профессионального обучения (подготовки) (англ: learning outcomes , outputs ) 1)Общие и профессиональные компетенции, соответствующие определенному уровню образования и квалификации.

2) Социально и профессионально значимые характеристики качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования.

См. Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Уровень квалификации, Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Контроль результатов обучения (англ: process of quality control ) Процесс сопоставления достигнутых результатов обучения с заданными

в целях обеспечения качества подготовки обучающихся.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Оценка результатов обучения (англ: quality assessment ) Процедура определения соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся и выпускников профессионального образования требованиям потребителей образовательных услуг.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение, Профессиональная подготовка

Профессиональное образование (англ: Vocational Education) 1) Организованный процесс овладения определенными видами профессиональной деятельности, обеспечивающий развитие социально и профессионально значимых качеств личности.

2) Результат этого процесса (подготовленность человека к определенному виду профессиональной деятельности, подтвержденная аттестатом или дипломом об окончании соответствующего образовательного учреждения профессионального образования).

См. Вид профессиональной деятельности, Диплом/сертификат

Профессиональное обучение (англ: Vocational Training ) Организованный процесс освоения компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций.

См. Компетенция, Общая компетенция. Профессиональная компетенция, Трудовая функция

Профессиональная подготовка (англ: Vocational Education and Training ) 1) Организация обучения профессиональных кадров. Различные формы получения профессионального образования

2) Ускоренная форма освоения профессиональных компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых функций (значение соответствует по смыслу ст. 21 гл. 2 Закона РФ «Об образовании»).

См. Профессиональная компетенция, Трудовая функция, Профессиональное образование, Профессиональное обучение.

Программа профессионального образования (образовательная профессиональная программа) 1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению заданных результатов профессионального образования (обучения, подготовки) определенного уровня и направленности.

2) Комплекс (комплект) документов, определяющих содержание и организацию этого процесса.

Образовательные профессиональные программы делятся на основные и дополнительные.

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование, Профессиональное обучение

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП)

(в высшем профессиональном образовании синоним – основная образовательная программа)

1) Специально организованный целенаправленный процесс по достижению результатов, заданных федеральным государственным образовательным стандартом профессионального образования с учетом типа и вида образовательного учреждения и потребностей обучающихся.

2) Совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»)

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации (ст. 9 закона РФ "Об образовании").

См. Результаты обучения (подготовки), Профессиональное образование

Примерная основная профессиональная образовательная программа Документ рекомендательного характера, на основе которого разрабатывается основная профессиональная образовательная программа образовательного учреждения профессионального образования.

Примерная основная профессиональная образовательная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования по профессии/специальности и соответствует заданной в нем структуре ОПОП.

Уполномоченные федеральные государственные органы обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (Ст. 14 закона РФ "Об образовании").

Составными частями примерной основной профессиональной образовательной программы являются примерные программы учебной дисциплины, профессионального модуля. Это д окументы рекомендательного характера, имеющие схожую структуру; на их основе разрабатываются соответствующие программы образовательного учреждения профессионального образования.

См. Учебная дисциплина, Профессиональный модуль, Основная профессиональная образовательная программа, Программа учебной дисциплины, Программа профессионального модуля.

Профессиональный модуль Часть программы профессионального образования (обучения), предусматривающая подготовку обучающихся к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса.

Может быть частью основной профессиональной образовательной программы или самостоятельной программой с обязательной процедурой сертификации квалификации выпускника по ее окончании.

См. Трудовая функция, Основная профессиональная образовательная программа, Квалификация

Программа профессионального модуля Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации профессионального модуля.

См. Профессиональный модуль, Междисциплинарный курс, Практика

Раздел профессионального модуля Часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций.

Раздел профессионального модуля может состоять:

Из междисциплинарного курса или его части (если практика по модулю проходит концентрированно);

Из междисциплинарного курса или его части в сочетании с практикой (если практика по модулю проходит рассредоточено).

См. Профессиональный модуль, Программа профессионального модуля, Междисциплинарный курс, Практика, Профессиональная компетенция

Междисциплинарный курс Система знаний и умений, отражающая специфику вида профессиональной деятельности и обеспечивающая освоение компетенций при прохождении обучающимися практики в рамках профессионального модуля.

См. Профессиональный модуль, Раздел профессионального модуля, Практика

Практика (производственная) Вид учебных занятий, использующийся для освоения обучающимися компетенций в процессе самостоятельного выполнения определенных видов работ, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в максимально приближенных к ней условиях.

В зависимости от профессиональной направленности производственная практика называется педагогической, сестринской и т.п.

Также существует термин «учебная практика», под которым понимают вид учебных занятий, использующийся для освоения начальных профессиональных умений в условиях учебных мастерских, лабораторий, баз и т.п.

И учебная, и производственная практики могут проводиться параллельно с теоретическими занятиями (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).

См. Междисциплинарный курс, Раздел профессионального модуля, Компетенция, Общая компетенция, Профессиональная компетенция, Профессиональная деятельность

Учебная дисциплина Система знаний и умений, отражающая содержание определенной науки и/или области профессиональной деятельности, и нацеленная на обеспечение реализации основной профессиональной образовательной программы.

См. Основная профессиональная образовательная программа, Область профессиональной деятельности

Программа учебной дисциплины Документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.

См. Учебная дисциплина

Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГУ ФИРО от 11.12. 2009 № 10; рег. номер рецензии 638 от 15.12. 2009 г

Данный термин также можно отнести к тематической группе «Качество профессионального образования»

Термин также можно отнести к тематической группе « Профессиональное образование и сфера труда»

Понятие деятельности играет ключевую роль в психологии труда как научной дисциплине, выполняя ряд важнейших функций. Во-первых, именно деятельность, точнее ее главный тип трудовая деятельность, является основным предметом психологии труда.

Тем самым понятие деятельности выполняет предметообразующую функцию по отношению к психологии труда. Во-вторых, понятие деятельности имеет не только психологическое содержание, а является междисциплинарной категорией, поскольку деятельность изучается во многих науках (экономике, социологии, философии и др.). В силу этого посредством данной категории синтезируются знания ряда наук, что позволяет выделять интегративную функцию понятия деятельности - функцию обобщения научных знаний. В-третьих, именно психологическое содержание индивидуальной деятельности является своеобразной квинтэссенцией все- го трудового процесса, а многие важнейшие психологические закономерности проявляются в ней наиболее полно, рельефно и целостно. В связи с этим, деятельность выполняет и важную методическую функцию, объективно выступая не только основным предметом, но и своеобразным средством методом изучения важнейших общепсихологических закономерностей. В “Четвертых, деятельность имеет и еще одну важную особенность: она характеризуется двумя сторонами ^внешней (наблюдаемой, эксплицитной) и внутренней (скрытой от непосредственного наблюдения, имплицитной), объективной и субъективной. Они, не являясь тождественными по содержанию, тем не менее, закономерно взаимосвязаны, что и делает возможным раскрытие психологического содержания по его внешним проявлениям и психологическое исследование в це-

51 ^*«П^!СИХО/ЮП!ЯПРО^ деятельности

лом. Тем самым деятельность выполняет и методологическую функцию.

Для того чтобы составить адекватное представление о содержании понятия деятельности, необходимо учитывать и некоторые дополнительные, также очень характерные его особенности. Так, одна из интересных особенностей большинства важнейших психологических понятий состоит в том, что они не являются только психологическими, а имеют статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Категория деятельности, наряду с иными основополагающими психологическими понятиями - сознания, личности, поведения, общения и другими, - яркий пример этого. Деятельность - предмет изучения многих наук: философии, социологии, экономики, инженерных дисциплин. В общем виде деятельность - это индивидуальная форма существования общественных отношений, она характеризует способ включения личности в существующую систему разделения труда. Это философское определение специфическим образом конкретизируется в каждой науке, изучающей деятельность, а необходимость синтеза получаемых в ней знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология.

Другой общей для основополагающих категорий психологии особенностью является то, что они представляются ва первый взгляд достаточно ясными и понятными, знакомыми и обыденными. Типичный пример этого - деятельность. Всем понятно, что такое работа, труд, занятие и др. На деле же получается, что, чем более простым кажется понятие, тем более сложным оно оказывается в его реальном содержаний.

Уяснив специфику и основные функции понятия деятельности как психологической и общенаучной категории, перейдем к более детальному рассмотрению его собственно психологического содержания.

В настоящее время существует очень много различных определений деятельности, в том числе и психологии. Одним из наиболее удачных, по мнению авторов данного издания, является следующее определение деятельности: деятельность - это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта. Преимущества данного определения (существует и много других) состоят не только в его достаточной полноте, но и в том, что в нем отражены наиболее важные психологические свойства деятельности, поэтому рассмотрим его подробнее.

С логической точки зрения определить что-либо - это подвести определяемое под некоторую более общую категорию, а также указать его дифференцирующий признак. В приведенной дефиниции более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие отношения. Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром; включает и рационалистические, и эмоциональные, и межличностные, и многие иные аспекты. Максимально общий характер понятия отношения, позволяя преодолеть недостатки рационалистических определений деятельности, одновременно создает основу для охвата всех ее реальных аспектов, а также всех разновидностей деятельности, ее типов и даже классов.

Деятельность - это не только одна из форм отношения, но это и очень своеобразная форма отношения. Она имеет два основных специфических признака. Во-первых, это отношение продуктивного типа, по определению предполагающее получение некоторого результата. Однако он может быть представлен не только в виде какого-либо продукта (изделия, ценности и др.)> но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, иных форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности: собственно трудовой, игровой и учебной. Во-вторых, деятельность это такое отношение, которое регулируется осознаваемой целью как идеальным образом будущего результата. Цель выступает в качестве системообразующего фактора деятельности, т. е. главного критерия для определения ее содержания, структуры и ди намики. И в этом заключается важнейшее отличие деятель- ности от форм активности человека (например, от им

пульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется не потребностями человека как таковыми, а именно целью (изготовление какого-либо про-

’ и пр.). То, почему

Не совпадает с тем,

53 ?лл чего он действует. Возникает важнейший деятельностный феномен - явление расхождения потребностей, мотивов человека с непосредственными целями его деятельности.

Два рассмотренных специфических признака, через которые определяется деятельность, позволяют раскрыть основные общепсихологические свойства (атрибуты) деятельности. С одной стороны, это уже отмеченные свойства активности, продуктивности (результативности), осознава- емости, социальной обусловленности. Все они суть именно атрибуты деятельности как таковой, поскольку обусловлены ее психологической природой и сохраняются во всех ее типах и видах. С другой стороны, существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности: -

предметности - направленности деятельности на преобразование или освоение определенного «внешнеположенного* по отношению к субъекту объекта, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности; -

адаптивности, т. е. способности деятельности к гибким перестройкам и трансформациям при изменении внешних и внутренних условий ее реализации; -

системности, согласно этому свойству деятельность предстает не рядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы, - так называемые системные качества деятельности. Следует подчеркнуть, что деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем, в силу чего и ее познание, и ее изучение должны осуществляться на адекватной методологической основе - принципах системного подхода.

Так, именно системность деятельности обусловливает существование двух ее основных планов - внешнего (предметно-действенного) и внутреннего (собственно психологического). Внешний раскрыт гораздо лучше и полнее, чем внутренний, одновременно не является в строгом смысле предметом собственно психологического изучения, а выступает вспомогательным, хотя и крайне важным для него. Без рассмотрения объективированного содержания трудовой деятельности ее психологическое изучение и понимание невоз можны. В связи с этим, существует важная проблема, сформулированная в русле психологического анализа деятельности: оптимальной пропорции внешней - объективированной характеристики деятельности и характеристики ее внутреннего - собственно психологического - содержания. Такая пропорция устанавливается на основе соблюдения двух важнейших общепсихологических принципов. Первый - принцип единства психики и деятельности, согласно которому внешние и внутренние компоненты деятельности представляют собой нерасторжимую целостность и должны взаимообъясняться друг через друга. Второй - принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему, анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания. Эти принципы являются в настоящее время своеобразными императивами и задают общую направленность изучения любой деятельности.

Внешняя характеристика деятельности (прежде всего профессиональной) осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, условий и средств деятельности.

Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в ходе деятельности практически или мысленно взаимодействует.

Средства труда - совокупность орудии, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на него.

Условия труда - система социальных, психологических, санитарно-гигиенических и физических характеристик деятельности.

Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, а также операционных

средств ее реализации.

Свойство системности деятельности как наиболее обобщенная, интегративная характеристика позволяет лучше понять и предмет ее психологического изучения. Поскольку деятельность является чрезвычайно сложной системой, то и ее психическая регуляция должна быть аналогичной -

55 сложной, комплексной, многоаспектной. В силу этого, предметом психологического изучения деятельности выступает не какой-либо частный план исследования и даже не их совокупность, а, по существу, вся психологическая проблематика, но взятая в ее «деятельностном измерении». Психология деятельности - это психология в целом, преломленная сквозь специфичность содержания и структуры деятельности, поэтому предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойствах личности, через которые эта активность реализуется.

Литература

Климов ЕА. Психология труда - М., 1998.

Леонтьев АЛ. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

Ломов В.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М., 1984 .

Рубинштейн СМ. Основы общей психологии, - М., 1946.

Шадриков В Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М., 1982.

Вопросы для самопроверки 1.

Каковы основные функции понятия деятельности в психологии? 2.

Каковы основные психологические особенности профессиональной деятельности? 3.

Что такое внешний и внутренний планы профессиональной деятельности? 4.

В чем заключается свойство системности профессиональной деятельности? 5.

Каковы взаимоотношения между общей психологией и психологией труда при изучении профессиональной деятельности?

Темы рефератов 1.

научная проблема.

2 Основные психологические свойства деятельности. 3.

Взаимосвязь психологии и других в&ук в изучении деятельности.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Профессиональная деятельность - это трудовая деятель­ность по определенной профессии и специальности, требующая совокупности специальных знаний, умений и личностных ка­честв.

Трудовая деятельность человека может быть профессио­нальной или непрофессиональной (хобби, увлечение, работа в свободное время, любительство). Поэтому профессиональная деятельность - это часть трудовой деятельности.

Профессиональная деятельность выполняет определенные функции, основными из которых являются следующие:

Разделение труда - специфическая для каждой историче­ской эпохи система связанных между собой видов и форм тру­довой деятельности.

В далекой древности главным распределителем труда бы ­ла природа. Географические и климатические условия опреде­ляла характер занятий для племен и их отдельных членов (растить хлеб, охотиться на диких зверей, пасти прирученных животных и т.д.).

Первоначальное распределение труда базировалось в ос новном на биологических особенностях членов коллектива (мужской и женский труд).

В период разложения первобытнообщинного строя сна чала происходит отделение скотоводства от земледелия, затем обособляются ремесло, торговля. На заре рабовладельческого строя умственный труд отделяется от физического, и, в резуль­тате, одни люди сосредоточили в своих руках теоретическую и управленческую деятельность, занятия искусством и т.д., тогда как на долю других остался только изнурительный, лишенный всякого творческого содержания, физический труд.

Таким образом, на смену естественному отбору пришло разделение труда между людьми по их социальному положению.

Следующим этапом разделения труда была мануфактура Сначала были ремесленники-универсалы, которые самостоя­тельно выполняли все операции по изготовлению изделий (посуды, орудия, одежды и т.д.). Затем ремесла стали диффе­ренцироваться на целый ряд частичных операций, строго со­гласованных друг с другом. На место ремесленника-универсала приходит "частный рабочий", выполняющий только одну oneрацию, но зато более производительно. Произошла специализация труда.

Специализация труда - форма общественного разделения труда. Она выражается в такой организации производства, ко­гда отдельные люди выполняют только определенные трудовые операции в процессе изготовления какого-либо продукта.

Специализация труда представляет собой необходимый момент трудовой деятельности и обусловлена тем, что в про­цессе труда человек имеет дело с разными предметами, исполь­зует различные орудия и приемы труда, в соответствии с чем его трудовая деятельность приобретает специфические особен­ности.

Специализация выступает как форма развития производи тельных сил и способствует росту производительности труда

Развитие крупной машинной индустрии означало пре вращение работника из основной фигуры производства в при­даток машины. Разделение и специализация труда привели к "разделению" самого человека, расчленению его жизнедеятель­ности, то есть к выделению в качестве самостоятельных, по­жизненно закрепленных за человеком функций, тех сторон дея­тельности, которые только в единстве составляют ее содержа­ние В результате этого, каждый индивид замыкается в сфере узкоспециализированной деятельности и становится "частичным" человеком.

Поэтому встала задача "частичного" рабочего заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции суть сменяющие друг друга способы жизнедеятельности (К. Маркс).

В условиях научно-технической революции, под влияни­ем комплексной механизации и автоматизации производствен­ных процессов, меняется материальная основа разделения и специализации труда.

В настоящее время существуют следующие формы разде­ления труда:



Физический труд - труд, в процессе которого человек за­трачивает преимущественно свои физические усилия.

Отраслевое разделение труда - это разделение труда по отраслям материального (промышленность, сельское хозяйст­во, транспорт, строительство и др.) и нематериального произ­водства (наука, образование, торговля, медицина и др.).

Предметная специализация - это специализация предпри­ятий на изготовлении однородной законченной продукции (автомобильный завод, швейная фабрика, колбасный цех и др.)

Подетальная специализация - производство отдельных частей и деталей готового продукта (например, продукция ша­рикоподшипникового завода, продукция карбюраторного заво­да, продукция шинного завода и др.).

Стадийная (технологическая) специализация - выполне­ние отдельных операций, частей технологического процесса (например, выпуск заготовок для машиностроительных пред­приятий на литейных заводах, изготовление пряжи для ткацких фабрик на прядильных фабриках и т.д.).

Функциональное - это разделение труда по функциям, которые выполняют люди на производстве (инженерно-технические работники, служащие, младший обслуживающий персонал и т.д.).

Профессиональное - это разделение труда между работни­ками в зависимости от профессии или специальности (токарь, бухгалтер, экономист и др.).

Квалификационное - это разделение труда между работни­ками внутри профессиональной группы в зависимости от уров­ня их квалификации (разряда, класса, категории). Разделение и специализация труда в различных отраслях экономики имеет свою специфику. Например, в сельскохозяй­ственном производстве различают следующие формы специа­лизации:

Зональная специализация, когда в отдельных зонах и регионах преобладают какие-либо определенные отрасли про­изводства;

Специализация отдельных хозяйств;

Внутрихозяйственная специализация среди бригад, от­делений, ферм, звеньев;

Внутриотраслевая специализация осуществляется путем разделения отраслей сельскохозяйственного производства на более специализированные.

Разделение и специализация труда явилась объективной основой появления профессий и специальностей. Следует раз­личать эти понятия.

Профессия - род трудовой деятельности, ограниченный вследствие разделения труда, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования индивида.

Специальность - более узкая область приложения физиче­ских и духовных сил человека в рамках той или иной профессии

Профессия объединяет группу родственных специально стей. Например, профессия учитель включает специальности учитель физики, учитель математики, учитель истории, учитель физкультуры и т.д.

Кроме профессии и специальности различают понятия должности, карьеры.

Должность - предусмотренное штатным расписанием служебное положение работника, определяющее его обязанно­сти и оплату труда. С повышением по должности увеличивают­ся обязанности человека, а соответственно и оплата труда. В современных условиях должностной рост называют карьерой

Возникает необходимость классифицировать профессии и специальности.

Причины:

Огромное число профессий. В настоящее время насчи­тывается более 40 тысяч профессий и специальностей;

Постоянное изменение мира профессий (ежегодно воз­никает и исчезает около 500 профессий);

Трудность получения знаний о каждой отдельной про фессии.

Существуют различные способы классификации профес сий, то есть их распределение по определенным признакам:

1. По первой букве их названия в алфавитном порядке Пользоваться такой классификацией в целях профессионально го самоопределения можно тогда, когда знаешь название бу­дущей профессии.

2. По характеру труда профессии можно разделить на две группы, преимущественно физического и преимущественно умственного труда. Но сейчас по этому признаку классифици­ровать профессии трудно, так как в связи с автоматизацией и механизацией производства стираются различия между про­фессиями умственного и физического труда.

3. По отраслям экономики профессии располагаются по принадлежности к какой-либо отрасли: промышленности транспорту, торговле и т.д. Классификация профессий по этому (признаку условна, так как есть профессии межотраслевые (слесарь, водитель автотранспорта и др.).

4. По уровню и характеру требуемой классификации: вы­сококвалифицированные, квалифицированные, малоквалифи­цированные, неквалифицированные профессии.

Есть и другие виды классификаций профессий. Все они мало пригодны для человека, выбирающего профессию, так как Они не в полной мере учитывают требования профессии к че­ловеку. В настоящее время наиболее популярна и удачна клас­сификация профессий академика Е.А. Климова, которая приве­дена в нижеследующей таблице:

Классификационный признак
Выделяемые категории
Предмет труда
Типы профессий: "Человек-природа", "Человек-техника", "Человек - знако­вая система", "Человек-человек", "Человек - художественный образ"
Цель труда
Классы профессий: гностические, пре­образующие, изыскательные
Орудия труда
Отделы профессий: ручной труд, ме­ханизированный труд, автоматизиро­ванный труд, труд с использованием функциональных особенностей чело­века
Условия труда
Группы профессий: труд на открытом воздухе, труд в нормальных бытовых условиях, труд в необычных условиях, труд с повышенной моральной ответ­ственностью

Особой сферой профессиональной деятельности является предпринимательство , под которым понимается творческая деятельность человека по созданию товаров или услуг за счет собственных или заемных средств с целью реализации коммер­ческих идей и получения прибыли . Предпринимательство сле­дует понимать не как стремление получить большие доходы, а как способ мышления инициативного человека, который быст­ро мобилизует имеющиеся у него ресурсы на организацию про­изводства в прибыльной сфере или отрасли. Эта деятельность ориентирована на прогноз будущего спроса, на удовлетворение потребностей людей в товарах или услугах и как результат - на получение прибыли.

Профессиональная деятельность всегда преследует опре­деленную цель и предусматривает решение конкретных задач.

Цель профессиональной деятельности - это предполагае­мый результат, обеспечивающий жизнедеятельность и развитие личности.

Задачи профессиональной деятельности - это этапы дос­тижения цели.

Например, целью педагогической деятельности является обеспечение для молодежи определенного уровня образования (общего, начального профессионального, средне-специального, высшего). Задачами педагогической деятельности являются обучение, воспитание и разностороннее развитие личности.

Основными условиями эффективности профессиональной деятельности являются:

Правильный выбор человеком профессии в соответст­вии со своими интересами и возможностями; ,

Приобретение необходимой профессиональной подго­товки (знаний, умений, навыков и формирования профессио­нально важных качеств);

Профессиональная компетентность, под которой пони­мается форма исполнения человеком своей деятельности, обу­словленная глубоким знанием и свободным владением содер­жанием профессионального труда, а также осознанием соот­ветствия этого труда своим возможностям. В содержание про­фессиональной компетентности включается профессиональная обученность, умелость, воспитанность и адекватная самооценка;

Профессиональное мастерство, т.е. овладение в совер­шенстве профессиональными знаниями, умениями и навыками;

Профессиональное творчество - создание нового, ори­гинального продукта в ходе профессиональной деятельности;

Наличие необходимых средств, механизации и автома­тизации производства;

Научная организация, высокая культура труда;

Соблюдение правил техники безопасности.