Особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды. Исследование социально-психологических установок сотрудников банка в зависимости от специфики их деятельности В зависимости от специфики

Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение.образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. Имеются, например, такие комплексные отрасли, как транспортное законодательство, законодательство об обороне. Наконец, существуют и такие отрасли законодательства, которые складываются на базе тех или иных компонентов (подотраслей, юридических институтов) отраслей права с добавлением ряда норм близкого содержания, взятых из других отраслей. Таковы, например, банковское, налоговое законодательство как одни из важнейших институтов финансового законодательства и др. Формирование в современный период новых комплексных отраслей законодательства (о приватизации, таможенном деле. налогообложении и т.д.) - одна из основных тенденций совершенствования законодательства РФ.

В основе вертикальной (иерархической) С.з . лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего пра-вотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством,органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная С.з. складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе С.з.; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

Федеративная С.з. определяется фе-деративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти); б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты): в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.); г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).

Вопрос № 66 Национальное и международное право: вопросы соотношения.

Национальное право --- Национальная правовая система (англ national legal system) - в теории права правовая система отдельного государства как конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и преобладающей правовой идеологии. Н.п.с. отражает социально-экономические, политические, культурные особенности соответствующего общества и государства. Н.п.с. выступают в качестве единичного феномена, являющегося структурным элементом таких правовых массивов, как группы правовых систем и правовые семьи. В современном мире существует около 200 Н.п.с. Иногда как синоним Н.п.с. используется понятие «национальное право», которое в собственном смысле имеет все же более узкое содержание.

Международное право является особой системой права, существующей наряду с системой национального права. Особенности международного права заключаются в следующем:

ОТЛИЧИЯ

1. Международное право регулирует общественные отношения межгосударственного характера, выходящие за рамки государственных границ и не входящие во внутреннюю компетенцию государства.

2. Нормы международного права создаются самими субъектами международного права на основе свободного волеизъявления равноправных участников международного общения.

3. Обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально – через институт международно-правовой ответственности, либо коллективно – через Международный Суд ООН, санкции Совета Безопасности ООН, различные комитеты и комиссии).

4. Источники международного права создаются самими субъектами международного права путем свободного согласования воль и существуют в виде международных договоров и международных обычаев.

5. Субъектами международного права являются суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою независимость и самоопределение; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования.

Данные особенности коренным образом отличают систему международного права от системы внутригосударственного права.

Однако у международного и внутригосударственного права есть и общие черты , присущие им как системам права. Основными из них являются следующие:

1. Обе эти системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может обеспечиваться в принудительном порядке.

2. Системы обладают сходной структурой: в обеих имеются основные принципы, обе делятся на отрасли и институты, первичным элементом обеих систем является норма права.

Соотношение международного права и национального законодательства в правовом регулировании иностранных инвестиций является одним из самых сложных вопросов в юриспруденции. Традиционное сопоставление двух названных правовых систем в отечественной юридической литературе выражается как "международное право" и "внутригосударственное право". В официальных международных актах зачастую применяются понятия "национальное право", "национальное законодательство" или "внутреннее право".

Соотношение международного права и внутригосударственного права, понимаемого как международное частное право, в инвестиционных отношениях является одним из аспектов рассматриваемой глобальной проблемы. Вопрос осложняется тем, что в доктрине международного частного права существует два подхода к пониманию нормативного состава этого права.

В доктрине (Д.Б. Левин, Е.Т. Усенко) признается, что международные нормы не действуют для субъектов национальных правовых систем ex priorio vigore, но действуют опосредованно, будучи трансформированными согласно Ф. Триппелю, иначе рецепированными согласно Левину Д.Б. в том или ином национальном правопорядке либо посредством генеральной рецепции, либо посредством специальной рецепции. Таким образом, реципированная международная норма, не теряя своего качества, становится одновременно и национальной. Поскольку все три источника норм международного частного права согласно цивилистической школе, по сути, являются нормами национальными, внутрисистемными, то, соответственно, практически все международное частное право также внутринациональное.

Школа международников (И.П. Блищенко, Л.Н. Галенская, В.Э. Грабарь, Ф.И. Кожевников и др.) исходит из того, что в состав международного частного права входят нормы только международно-правовые, в основном договорные, а следовательно, международное частное право есть одна из составных частей международного публичного права. Согласно этому подходу конвенционные международные нормы международного частного права отличаются только по предмету регулирования (частноправовые отношения) от норм других отраслей международного публичного права. Кроме того, нормы других отраслей принципиально ничем не отличаются от международных норм международного частного права с точки зрения их действия в силу рецепции в национальных правопорядках различных стран (в частности, применения их органами и должностными лицами).

Многие международные конвенции в области международного частного права логичнее включить в состав международного экономического права, поскольку это международные договоры, имеющие предметом регулирования международные экономические отношения. Хотя нормы таких конвенций, будучи реципированными, применяются и в качестве внутринациональных норм, но первооснова остается международной. Это проявляется в их связанности, автономности, они не могут произвольно изменяться или отменяться, являясь по происхождению международными.

К международному частному праву англо-американская доктрина относит только коллизионные нормы. И в Гражданском кодексе РФ в разделе "Международное частное право" фигурируют в основе только коллизионные нормы. Иначе говоря, международное частное право - это право внутринациональное, коллизионное право того или иного государства.
В практическом плане важнейшим отличием международного публичного права от международного частного права является то, что его субъекты - это субъекты международного публичного права, а субъекты международного частного права - это субъекты национальных систем права. Кроме того, международное публичное право применяется для регулирования международных публично-правовых отношений, а международные частноправовые отношения регулируются тем или иным частным, национальным применимым правом, включая нормы тех или иных международных договоров, реципированные в национальные правовые системы.

В доктрине исторически сложились два концептуальных подхода к соотношению внутреннего и международного права. Сторонники дуалистической концепции отстаивают точку зрения, согласно которой имеют место две самостоятельные, параллельно существующие правовые системы. В связи с этим известный итальянский профессор Д. Анцилотти не допускает какой бы то ни было надгосударственной власти вопреки нормообразованию государств на основе их соглашений. Иное означало бы конец международного права и замену его вну Каналы влияния международного права на внутригосударственное достаточно многочисленны. Данная проблема подробно анализировалась Ю.А. Тихомировым.

Во-первых, возникает новая правовая взаимозависимость государств, когда они добровольно берут на себя международные обязательства и даже передают осуществление части своих суверенных прав (ст. 79 Конституции РФ). Взамен государства приобретают новые возможности коллективного и согласованного решения публичных дел, использования для этого международных институтов, охраны своих интересов.

Во-вторых, бесспорно политико-правовое влияние, общая нормативная ориентация, когда международная норма как бы обозначает предметы национально-правового регулирования ввиду их общей значимости.

В-третьих, наблюдается очевидное влияние идей, принципов и структур международного права на процессы развития и реформирования отраслей внутригосударственного права.

В-четвертых, происходит процесс имплементации международных норм в национальные нормы.

В-пятых, международные нормы используются как средства толкования и как юридический аргумент в правоприменительной деятельности.

В-шестых, международные решения являются важными для деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов.

В-седьмых, среди международных структур все больший удельный вес приобретают межгосударственные объединения.

тригосударственным правом другого государства.

Проблема инкорпорации гораздо сложнее, поскольку наряду с тенденцией интернационализации или гомогенизации национального права наблюдается другая тенденция - к гетерогенизации права государств. По мере того как международное право все серьезнее затрагивает внутренне право, его применение все сильнее сталкивается с различиями правовой культуры и правового сознания. Профессор университета в Торонто К. Кноп отмечает, что внутригосударственное толкование международного права не является всюду одинаковым. В идеале мы имеем дело с чем-то не целиком международным, не целиком национальным, а с гибридом, выражающим отношения между ними.

Данный факт представляется закономерным, поскольку в противном случае имплементация международных норм на национальном уровне была бы невозможной. Проблема состоит в том, чтобы расхождения национальных систем не выходили за определенные границы, оставались в рамках исторически достигнутого и международно приемлемого уровня.

Реализация принципов и норм международного права и их имплементация в национальной правовой системе представляют собой сложный процесс. В целом этапы имплементации можно разграничить следующим образом:

Во-первых, происходит выбор из всего массива норм и предпочтений, поскольку каждая страна несет бремя многих международных обязательств. По соображениям политическим и экономическим в большинстве случаев отдается предпочтение нормам, которые связывают ее с разными государствами и межгосударственными объединениями.

Во-вторых, приходится сопоставлять международные нормы с национальными. Несовпадение понятий и терминов обостряет проблему их содержательности и точности перевода.

В-третьих, имплементация международных норм связана с такой процедурой, как ратификация, имеющей смысл международно-правовой и конституционной процедур. Они закреплены в Конституции РФ и Законе о международных договорах.

В-четвертых, международные нормы, требующие принятия, изменения или отмены национальных норм, оказывают весьма сильное влияние.

В-пятых, в межгосударственных объединениях проводится более систематическая и разветвленная работа ввиду активного взаимодействия таких институтов и взаимосвязанности их правовых актов.

В-шестых, коллизии норм международного и внутреннего права порождают механизм их преодоления. Помимо переговоров и согласительных процедур, предусмотренных в договорах, действуют специальные примирительные, третейские и коллизионные структуры, например в рамках ВТО. Накоплен большой опыт функционирования Международного суда ООН, Экономического суда СНГ и других судебных инстанций, хотя сохраняют остроту проблемы их юрисдикций, процедур принятия и исполнения судебных решений.

Механизм реализации международных договоров представляет собой совокупность органов государственной власти (как федеральных, так и субъектов РФ), органов местного самоуправления, в необходимых случаях учреждений и организаций, которые участвуют в реализации международных договоров, а также нормативных правовых актов органов власти по вопросам, входящим в их компетенцию, направленных на выполнение международных договоров.
Согласно Закону "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры Российской Федерации заключаются на трех уровнях: от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства РФ (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Реализация международного договора является важнейшей стадией всего договорного процесса. Посредством выполнения международных договоров государство развивает законодательство, обогащает его новым содержанием, приводит в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, создает условия для построения правового государства. В современный исторический период законодательство государства является важным проводником международно-правовых норм во внутригосударственные отношения. Развитие российского законодательства не может быть реализовано в полной мере без учета международно-правовых норм, поскольку в современном мире международно-правовая система и внутригосударственные правовые системы тесно взаимосвязаны.

Из обширной группы международных договоров Российской Федерации в области иностранного инвестирования следует выделить многосторонние международные договоры, заключенные как на универсальном, так и на региональном уровне. Они представляют особую важность в связи с решением задачи инновационного развития экономики страны. Особо следует выделить многосторонние соглашения и конвенции, которые обеспечивают равные условия конкуренции на мировых товарных рынках и рынках услуг, в том числе финансовых. Многосторонние международные соглашения и конвенции создают условия для соблюдения требований открытости и прозрачности в экономических отношениях, что является непременным условием привлечения инвестиций. Участие России в ВТО предполагает наличие основных преимуществ, которые заключаются в следовании курсу рыночной экономики. Эти преимущества проявляются и в вопросах привлечения иностранных инвестиций. Речь идет не о льготах и субсидиях, а о стабильности режима экономической деятельности и прогнозируемости действий органов государства по управлению экономикой. Все эти преимущества дадут положительный эффект, если страна будет следовать принципам рыночной экономики. Ориентация ВТО на рыночные механизмы управления мировой экономикой предполагает, что в государствах - членах ВТО действуют те же принципы регулирования рыночных отношений, что и на мировых рынках товаров и услуг.

МЧП "колеблется между территориальной сущностью внутригосударственного права и универсальностью международного публичного права... Это придает международному частному праву гибридный характер и представляет его как чрезвычайно усложненную область права". МЧП затрагивает правовое регулирование отношений, которые имеют международный характер, но при этом подчиняются национальным законам отдельных государств.

Проблема соотношения международного публичного, национального и международного частного права - одна из самых сложных. Основные концепции по вопросу соотношения международного публичного, национального и международного частного права:

1) МЧП входит в структуру международного права. Вопросы международного частного и международного публичного права относятся к одной отрасли права - международному праву в широком смысле слова. Международное публичное и международное частное право являются подотраслями одной отрасли права;

2) МЧП - часть внутригосударственного, национального права. В "национальной концепции МЧП" можно выделить точки зрения:

а) МЧП - самостоятельная отрасль в системе национального частного права. Оно входит в систему внутреннего (национального) права государства и в этой системе выступает как самостоятельная отрасль со своим специфическим предметом и методом регулирования;

б) МЧП - подсистема, особое правовое образование в системе национального права. МЧП - это явление юридически более сложное, чем обособившаяся в отрасль внутригосударственного права совокупность норм. Оно имеет статус особой подсистемы внутригосударственного права;

3) МЧП - независимая правовая система, самостоятельное правовое образование, полисистемный комплекс. "Абсолютно очевиден комплексный характер природы МЧП, невозможность втиснуть МЧП ни в рамки национального, ни в рамки международного публичного права. МЧП - совершенно самостоятельная правовая система";

4) МЧП - это "искусственное образование". МЧП "является искусственным образованием, которое нельзя рассматривать ни как часть международного, ни как часть внутригосударственного права. Не образует оно и собственной системы права, так как само состоит из норм этих правовых систем".

Приведенные высказывания лишний раз подчеркивают "гибридную природу МЧП" и факт, что МЧП представляет собой "клубок противоречий и проблем". Может быть, следует согласиться с тем, что проблема генезиса МЧП относится к категории вечных и "вопрос о МЧП не будет однозначно решен до тех пор, пока существует юридическая наука".

Современная глобальная правовая система состоит из двух самостоятельных, автономных нормативных систем - системы международного права и национально-правовой системы. Международное и национальное (внутригосударственное) право не изолированы друг от друга, а тесно связаны, взаимозависимы и взаимодействуют. Международное право налагает обязательства на государство; национальное право регулирует, каким образом эти обязательства будут выполнены.

Несмотря на элементы "наднациональности и универсальности", отношения сферы МЧП регулируются прежде всего в рамках национального правопорядка. Ни в одном государстве не существует специального закона "о международном гуманитарном праве" или "о международном космическом праве", но во многих государствах действуют законы "о международном частном праве". Трудно привести пример национального уголовного кодекса, содержащего раздел "Международное уголовное право", но не составляет труда привести примеры национальных кодификаций гражданского права, содержащих раздел "Международное частное право".

МЧП является частью национально-правовой системы (российское МЧП, французское МЧП). Термин "международное" применительно к международному публичному и международному частному праву употребляется в различном смысле: "В первом случае термин "международное" понимается как "межгосударственное", а во втором - "международное" в смысле регулирования отношений с иностранным элементом".

В решениях международных правоприменительных органов МЧП квалифицируется как часть национального права. Это прямо закреплено в решениях Постоянной палаты международного правосудия по делам о сербских и бразильских займах 1929 г.; в решениях Международного суда ООН по делам "Ноттебома" ("Лихтенштейн против Гватемалы"), о норвежских займах ("Франция против Норвегии").

МЧП входит в национальную правовую систему, но занимает в ней специфическое место. Особый характер и парадоксальность МЧП выражены в самом термине - "национальное международное частное право". С первого взгляда эта терминология производит абсурдное впечатление - не может быть отрасли права, одновременно являющейся и национальной, и международной. Однако здесь нет ничего абсурдного - речь идет о правовой системе, предназначенной регулировать международные отношения, возникающие в частной жизни.

Парадоксальность МЧП выражается и в том, что одним из его основных источников выступает международное публичное право, играющее особую роль в формировании МЧП. Принято говорить о двойственном характере норм и источников МЧП. Это, пожалуй, единственная отрасль национального права, в которой международное публичное право выступает как непосредственный источник и имеет прямое действие.

Соотношение международного публичного и международного частного права. Субъекты международного публичного права - это прежде всего государства. Международная правосубъектность всех остальных образований имеет вторичный характер и производна от правосубъектности государства. Перечень субъектов МЧП такой же, но основные его субъекты - физические и юридические лица; государства выступают как лица частного права.

1. Объект регулирования международного публичного права - межгосударственные (властные) отношения. Объект регулирования МЧП - частноправовые (невластные) отношения, связанные с правопорядком двух и более государств.

2. Метод регулирования в международном публичном праве имеет координационный, согласительный характер. Это метод согласования воль государств. Основные методы регулирования в МЧП - автономия воли частных лиц и применение коллизионных норм, направленных на определение компетентного национального права.

3. Источники международного публичного права - международные договоры и обычаи, общие принципы права цивилизованных народов, резолюции и рекомендации международных организаций, акты международных конференций. Основной источник МЧП - национальное законодательство; международно-правовые акты регулируют отношения сферы МЧП после их имплементации в национальное право.

4. Сфера действия международного публичного права имеет глобальный характер. Существует универсальное (общее) и локальное международное право. МЧП имеет прежде всего национальную сферу действия - в каждом государстве действует собственное МЧП. Одновременно существует региональное МЧП (Кодекс Бустаманте, МЧП Европейского Союза), нормы которого имеют международно-правовую природу.

5. Ответственность в международном публичном праве имеет международно-правовой характер. Ответственность в МЧП наступает по нормам национального права, имеет деликтный или контрактный характер.

МЧП -специфическая часть национального права. С другими нормативными комплексами национального права, регулирующими сходные отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами), МЧП соотносится следующим образом.

1. Субъекты национального права - физические и юридические лица, образования без статуса юридического лица, государство, его органы. Субъекты МЧП - национальные и иностранные частные лица (в том числе иностранное государство и его органы). Все частные правоотношения с участием иностранных лиц, транснациональных корпораций, международных юридических лиц - сфера действия МЧП.

2. Объект регулирования национального права - отношения "внутреннего" характера (властные, диагональные, невластные). Объект регулирования в МЧП - невластные (частично диагональные) отношения, юридически связанные с правом двух и более государств.

3. Метод регулирования в национальном праве - материально-правовые (прямые) предписания. Основной метод МЧП - применение коллизионных норм.

4. Источники национального права - национальное законодательство, международное право, судебная практика и доктрина, аналогия права и закона, общие принципы права. Перечень источников МЧП следует дополнить автономией воли сторон.

5. Сфера действия национального права - национальная (территория данного государства). Это относится и к МЧП, но необходимо подчеркнуть существование регионального МЧП и процесс формирования универсального МЧП.

6. Ответственность в национальном праве, регулирующем частноправовые отношения (в том числе в МЧП), имеет контрактный и деликтный характер.

На сегодняшний день МЧП целесообразно квалифицировать как самостоятельную подсистему национального права. Одновременно можно предположить, что в перспективе основным инструментом развития МЧП будут выступать международные договоры и наднациональные нормативные правовые акты. Потенциально можно прогнозировать обособление МЧП в самостоятельную систему, занимающую в глобальной правовой системе промежуточное положение между международно-правовой и национально-правовой системами. "Система МЧП формируется по мере "расширения" предмета МЧП и повышения роли этой отрасли науки и права в условиях глобальных интеграционных процессов, что приводит к возникновению новых институтов (подотраслей) МЧП, формирующихся в условиях разнообразных частноправовых коллизий национальных норм и юрисдикции различных государств".

Собственность – это отношения между людьми, классами, группами, а также хозяйствующими субъектами по поводу присвоения ресурсов, условий производства, созданных жизненных благ.

Субъектами собственности являются физические и юридические лица, между которыми складываются отношения собственности.

К объектам собственности относятся средства производства, ресурсы, рабочая сила и предметы потребления, которые присваиваются людьми и становятся их собственностью.

Собственность бывает двух типов: частная и общественная .

При частной собственности одно лицо или семья является собственником имущества или ресурсов. По характеру накопления частная собственность подразделяется на трудовую и нетрудовую. Трудовая собственность формируется за счет заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности. Нетрудовая собственность образуется за счет получения имущества по наследству, доходов от ценных бумаг, депозитов и т.д.

Общественная собственность – тип собственности, при которой средства производства, его результаты и имущественные ценности являются совместным достоянием.

Формами общественной собственности выступают коллективная и государственная.

Коллективная собственность – форма общественной собственности, при которой вещи, материальные и духовные ценности принадлежат определенному коллективу.

К формам коллективной собственности относятся:

Кооперативная – являющаяся достоянием членов кооператива, объединивших средства и труд для совместной деятельности;

Народная – сложившаяся в результате перехода коллективу государственного предприятия или выкупа арендованного имущества;

Акционерная – включающая финансовый капитал от продажи акций и облигаций, а также средства от хозяйственной деятельности;

Арендная – возникшая в результате аренды трудовым коллективом предприятия на договорных условиях за плату и на определенный срок;

Общественных объединений и религиозных организаций.

Государственная собственность – форма общественной собственности, являющейся достоянием всех людей страны.

В Республике Беларусь к формам государственной собственности относятся:

Республиканская – достояние граждан страны (земля, ее недра, республиканские банки, средства госбюджета, предприятия, учебные заведения, другое имущество);

Муниципальная (коммунальная) – имущество ассоциации граждан области, района (средства местного бюджета, жилищный фонд предприятий торговли и бытового обслуживания, транспорт, промышленные и строительные предприятия, учреждения народного образования, культуры и другое имущество).

В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность.

Под иностранной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности иностранным лицам: физическим и юридическим лицам, государствам, международным организациям.

Смешанная собственность – собственность, основанная на сочетании разных форм собственности (с участием иностранной собственности или нет).

Собственность в Республике Беларусь выступает в форме частной собственности, коллективной и государственной собственности. В Республике Беларусь может существовать собственность других государств, их юридических и физических лиц, а также собственность международных организаций.

Допускается объединение имущества, находящегося в собственности физических, юридических лиц и государств, и образование на этой основе смешанных форм собственности, в том числе собственности совместных предприятий.

Многообразие форм собственности наиболее полно соответствует природе рыночных отношений, так как ослабляет монополизацию и создает условия для конкуренции.

Разнообразие форм собственности формируется в ходе процессов разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление представляет собой процесс сокращения непосредственного государственного влияния на деятельность субъектов хозяйствования, в ходе которого устраняется государственный монополизм, формируется многоукладная, смешанная экономика.

Разгосударствление можно свести к трем основным взаимосвязанным аспектам: к созданию, во-первых, негосударственного сектора с многообразными типами хозяйств; во-вторых, к преобразованию хозяйств, остающихся в государственном ведении, освобождению их от административно-командного диктата; в-третьих, к приватизации.

Приватизация – смена собственника путем продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности другим экономическим субъектам.

К целям приватизации относятся:

Повышение эффективности производства в отраслях, находящихся под чрезмерным контролем государства (активизируется конкуренция, усиливается заинтересованность предприятий снижать издержки производства);

Уменьшение расходов на государственное управление (сокращаются субсидии, административные расходы, дефицит госбюджета);

Становление слоя частных собственников (среднего класса).

Осуществляться процессы приватизации могут в форме: выкупа арендованного у государства имущества предприятия; создания народных предприятий путем их выкупа или безвозмездной передачи в собственность трудового коллектива; продажи государственных предприятий по конкурсу или на аукционе; безвозмездной передачи имущества гражданам и превращения государственных предприятий в акционерные общества.

К особенностям начала и дальнейшего проведения приватизационных процессов в Республике Беларусь можно отнести:

Практическое отсутствие частной собственности во всех отраслях экономики на момент начала приватизации;

Необходимость преодоления недоверия трудовых коллективов и директората к приватизации с учетом сложившегося в советские годы менталитета;

Отсутствие в стране фондового рынка и его инфраструктуры, которые бы могли дать какие - либо ориентиры при расчете рыночных цен объектов приватизации.

В республике можно выделить два периода и два типа приватизации.

Первый период – первая половина 90-х гг., характеризуется проведением приватизации по инициативе руководителей и рядовых работников предприятий, когда она имела своей целью улучшение условий их функционирования и реализацию интересов работников.

Второй период – вторая половина 90-х гг. и первая половина 2000-х гг., когда приватизация проводилась по инициативе государства. Приватизированные таким способом предприятия характеризуются высокой инертностью собственности при чрезмерно высокой доле в ней госсобственности.

На данный момент можно говорить о начале третьего периода приватизационных процессов в нашей стране, характеризующегося постепенной их либерализацией, выражающейся в отмене института «золотой акций», расширении свободного обращения акций на фондовом рынке, привлечении иностранных инвесторов.

Процесс, обратный приватизации, называется национализацией.

Национализация – процесс превращения частной собственности в государственную собственность. Она может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, а также полный или частичный выкуп.

11. Рынок: понятие, функции, классификация. Структура и инфраструктура рынка. Функции государства в экономике

В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, например, рынок – это сфера обращения товаров и денег; рынок – механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов; рынок – сфера обмена внутри страны и между странами и т.д.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда . Разделение труда – совокупность всех существующих в данный момент видов трудовой деятельности. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Условием возникновения рынка является и специализация труда . Специализация – это форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри отрасли, и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

В настоящее время специализация достигла такой степени, что необходимые людям блага уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

Одной из важных причин возникновения рынка является ограниченность ресурсов , которая преодолевается людьми посредством обмена одного продукта труда на другой. Не будь возможности такого обмена, каждому человеку пришлось бы для удовлетворения своих потребностей выполнять множество работ. В таком случае замедлились бы экономический прогресс и развитие цивилизации.

Второй причиной формирования рынка является экономическая обособленность товаропроизводителей , их возможность свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Третья причина становления рынка – это самостоятельность производителя, свобода предпринимательства . Свобода хозяйственной деятельности означает право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме.

Классификация рынков :

По объектам обмена – товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг, труда, валютный, информации, интеллектуального продукта;

В пространственном разрезе – местный, региональный, национальный, мировой;

По механизму функционирования – свободный (регулирует конкуренция), монополизированный (производство и обращение определяет группа монополий), регулируемый (регулирует государство);

По законодательству – легальный (официальный), нелегальный (теневой);

По степени насыщенности – равновесный (спрос и предложение равны), дефицитный (спрос превышает предложение), избыточный (спрос меньше предложения);

По уровню конкуренции в отрасли – чистая (совершенная) монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция.

12. Одним из элементов рыночного механизма является конкуренция . Термин «конкуренция» имеет несколько значений.

Изначально конкуренция (от лат. concurrentia, concurrere - сталкиваться, сбегаться) толковалась как соперничество, борьба за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Отсюда подход к конкуренции как состязательной борьбе, соперничеству: между экономическими агентами - за наиболее выгодные условия купли-продажи товаров; между производителями - за наиболее выгодные рынки сбыта, условия производства и источники сырья; между потребителями - за лучшие условия покупки благ; между собственниками ресурсов - за лучшие варианты продажи ресурсов.

Однако есть и другое значение термина «конкуренция», применяемое в экономической науке для определения способа организации рынка, - «свободная (совершенная) конкуренция» или «несовершенная конкуренция», в зависимости от особенностей рынка, или типа рыночной структуры.

Если вдоль одной прямой последовательно расположить типы рыночных структур слева направо, выстраивая их по возрастанию степени конкуренции, то крайней слева окажется чистая (совершенная) монополия, крайней справа - совершенная конкуренция, а между ними разместятся олигополия и монополистическая конкуренция.

Совершенная конкуренция - это ситуация на рынке, при которой множество продавцов и покупателей торгуют однородными (абсолютно идентичными, недифференцированными) товарами, при этом доля каждого из них в общем объеме продаж или покупок чрезвычайно мала. Новый производитель может беспрепятственно вступать на данный рынок. Для выхода также не существует преград.

На рынке с совершенной конкуренцией никто из субъектов не обладает рыночной властью и воспринимает складывающиеся на рынке цены и условия продаж как заданные, будучи не в силах воздействовать на цену в выгодную для себя сторону.

Модель совершенной конкуренции также предполагает полную информированность субъектов рынка обо всех процессах и изменениях на нем, абсолютную мобильность производственных ресурсов, рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы, и наличие некоторых других признаков.

Несовершенная конкуренция возникает в условиях, когда продавцы и (или) покупатели способны оказать существенное влияние на цену товара.

Монополия подразумевает присутствие на рынке одного продавца, монопсония - одного покупателя, двусторонняя монополия - одного продавца и одного покупателя. Товару, который продает монополист, обычно нет близких заменителей, а вступлению новых субъектов на рынок препятствуют значительные барьеры. При такой структуре рынка один субъект имеет рыночную власть и определяет желательные для себя сочетания цены и объема продаж. Обычно продавец-монополист стремится увеличить цены, покупатель-монопсонист – снизить цены, чтобы получить выгоды для себя за счет своих партнеров.

Монополистическая конкуренция устанавливается на рынке, где функционирует множество продавцов, продающих, однако, дифференцированную продукцию. В отличие от совершенной конкуренции такая ситуация широко распространена в современной экономике (пример – рынки многих товаров широкого потребления). В результате продавцы получают определенный объем рыночной власти, но меньший, чем монополисты.

Олигополия характерна для рынка, на котором действует несколько продавцов (олигопсония - несколько покупателей), производящих однородный либо дифференцированный товар. В силу своей немногочисленности рыночные субъекты являются взаимозависимыми и в своей деятельности учитывают возможные действия других субъектов. У каждого субъекта есть определенная власть над рынком, однако степень конкуренции между фирмами неоднозначна, она зависит от стратегии поведения фирм на рынке. Продавцы могут сговориться между собой, действовать согласованно, и рынок превратится в подобие монополии с высокими ценами и ограниченными объемами продаж. Однако нередко фирмы «воюют» друг с другом, и тогда цены падают до минимально возможного уровня.

В зависимости от специфики дипломного проекта использовать одну из трех предложенных методик технико-экономического обоснования проекта.

Работа многих предприятий связана с необходимостью соответствия стандартам. При производстве продукции, в ходе осуществления процедур приемки, доставки клиентам, реализации релевантные бизнес-процессы обычно нормируются посредством различных документов. Какова специфика стандартов как самостоятельного источника норм? Какими категориями они представлены в российской практике? Что отличает их от иных источников норм?

Что такое стандартизация?

Прежде чем исследовать категории стандартов, действующих в РФ, полезно будет рассмотреть аспект, отражающий сущность процесса, в ходе которого соответствующие нормы формируются. Речь идет о стандартизации. Что это такое?

Согласно распространенному определению, под стандартизацией следует понимать активности тех или иных компетентных учреждений, в рамках которых устанавливаются правила, или же характеристики в отношении каких-либо объектов или процессов с целью последующего их многократного задействования. Основная цель внедрения стандартов - повышение качества выпускаемой на предприятиях продукции (оказываемых услуг) через упорядочивание критериев ее производства.

Стандартизация - важное условие успешного развития любой национальной экономики. Строгие нормы, издаваемые компетентными государственными органами в отношении предприятий, стимулируют их работать эффективнее, выпускать безопасную и качественную продукцию.

Стандартизация - один из значимых факторов технического прогресса, как на уровне отдельно взятой национальной хозяйственной системы, так и в аспекте развития мирового сообщества.

Поэтому важным аспектом технологического движения современной цивилизации вперед некоторые эксперты называют международные интеграционные процессы на уровне стандартов.

Задачи стандартизации

Рассмотрим ключевые задачи стандартизации. Эксперты выделяют следующий их перечень:

  • налаживание взаимопонимания между субъектами производственных процессов (разработчиками, промышленниками, продавцами, покупателями товаров и услуг);
  • выработка оптимальных критериев стандартизации, наилучшим образом отражающих особенности развития тех или иных отраслей или экономики в целом;
  • содействие выработке предприятиями оптимальных схем доступа к необходимым ресурсам посредством внедрения стандартов, отражающих применение тех или иных видов сырья, материалов, компонентов;
  • унификация производственных процессов с целью повышения динамики масштабирования бизнесов (как результат - позитивный эффект в аспекте роста экономики);
  • установление оптимальных норм в области метрологии (с целью оптимизации производственных цепочек как на национальном, так и на международном уровне);
  • нормативное обеспечение процедур контроля, испытаний, измерений, исследования продукции на предмет качества;
  • оптимизация технологических процессов с точки зрения трудоемкости, потребности в материалах, электроэнергии;
  • содействие инвестиционной привлекательности национальных предприятий в аспекте повышения эффективности производства за счет оптимизации стандартов.

В процессе стандартизации, как правило, разрабатываются нормативные документы, в которых содержатся те самые правила и характеристики объектов и процессов на производстве (или в сфере предоставления услуг). В числе самых распространенных разновидностей данного типа бумаг - собственно стандарты. Каковы ключевые их признаки? Что обособляет стандарты от иных источников норм? Давайте разбираться!

Стандарты, как правило, нацелены на регулирование какой-либо конкретной части производственного процесса (предоставления услуг). В них также могут указываться критерии, имеющие, к примеру, отношение к терминологии каких-либо товаров или услуг. Данные документы разрабатываются на основе обобщенных научных исследований, инженерных работ, они аккумулируют в себе результаты практики производства (оказания услуг) в различных сферах экономики.

Стандарты и технические условия

Стандарты, согласно распространенной точке зрения, не следует отождествлять с такой категорией, как технические условия (или ТУ). Дело в том, что ТУ - это источники, которые в большей степени коррелируют в основном с эксплуатационной документацией. То есть они представляют собой сопроводительные документы. Вместе с тем, ТУ и различные категории стандартов имеют сопоставимую степень востребованности. Оба источника норм, таким образом, важны с точки зрения организации производственных процессов. Как правило, производитель, осуществляя выпуск того или иного товара, должен обеспечить соответствие бизнес-процессов не только, к примеру, ГОСТам, но также и ТУ и иным, релевантным конкретной отрасли или предприятию, нормативам. Таким образом, правомерно говорить о важности комплексного подхода в практике обеспечения соответствия промышленных схем тем или иным стандартам.

Особенности российской системы стандартизации

Некоторые эксперты выделяют систему, о которой идет речь, в отдельный общественный институт. Дело в том, что в ее рамках деятельность субъектов издания стандартов регулируется, как правило, на уровне федеральных органов власти, имеющих соответствующий уровень компетенции. Собственно, цель создания данной системы во многом сводится к решению задач политического характера - защите прав потребителей, повышению конкурентоспособности национальных производств, развитию международного сотрудничества.

Основной российский источник права, который, в частности, включает в себя критерии, в соответствии с которыми определяются те или иные категории стандартов, - ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с данным законом, все стандарты, применяемые в российской практике, имеют единообразный формат обозначения. Что это значит? В любой категории стандартов РФ структура соответствующих норм представлена в виде индекса, номера регистрации, а также года принятия. Например, ГОСТ Р 50597-93.

Классификация стандартов

Существует большое количество критериев, в рамках которых можно выделить те или иные категории стандартов. Какова традиционная для российской практики схема? Экспертами и инженерами, работающими в РФ, выделяются следующие основные категории стандартов:

  • международные;
  • государственные стандарты РФ (ГОСТ Р);
  • межгосударственные (ГОСТ);
  • корпоративные (стандарты предприятий);
  • отраслевые;
  • издаваемые общественными объединениями.

Есть в мировой практике и иные категории. Так, например, некоторые эксперты выделяют региональные стандарты, применимые одновременно в нескольких странах, которые объединены по культурным или географическим признакам. Однако в России основные категории стандартов, так или иначе, представлены в данном перечне. Рассмотрим особенности некоторых из них.

Государственные стандарты (или ГОСТы) всех типов - российские, или межгосударственные - характеризуются обязательностью в аспекте применения предприятиями и организациями, деятельность которых попадает под положения соответствующих норм. Можно отметить, что ГОСТы в ряде случаев могут быть одним из критериев проведения сертификации предприятия.

Что касается отраслевых стандартов (или ОСТов), данные нормы действуют в отношении конкретного сегмента экономики. Можно отметить, что они также могут использоваться в качестве критериев при проведении сертификации.

Интересны также стандарты предприятий (или СТП). С их помощью устанавливаются требования в отношении методов (или же процессов), которые характерны для тех или иных участков производства. В ряде случаев могут иметь схожесть в отдельных положениях с ГОСТами и ОСТами, однако, как правило, отражают частные особенности производственных процессов на конкретных предприятиях.

Можно отметить, что, вне зависимости от конкретной категории стандартов, обозначения стандартов, если говорить о российской модели, выстраиваются, как правило, по схожим схемам. То есть, если говорить об ОСТ, то название нормы выглядит так же, как и в случае с ГОСТ, т. е. в виде последовательного обозначения индекса, регистрационного номера и года принятия. Конечно, такого элемента, как «номер категории», стандарт в своем наименовании не содержит, однако по аббревиатуре понятно, к какому типу норматив принадлежит - к государственному, или, например, к отраслевому.

Рассмотрев, какими могут быть стандарты в аспекте отнесения к той или иной категории, изучим, каким образом классифицируются источники права, имеющие отношения к стандартизации.

Классификация источников норм в стандартизации

Сейчас в России принята четырехуровневая схема организации национального фонда источников права в сфере стандартизации.

На первой ступени располагается техническое законодательство. Главный источник права здесь, как мы уже отметили выше, - ФЗ «О техническом регулировании». На данном уровне присутствуют иные законы и подзаконные правовые акты (постановления российского Правительства, приказы различных ведомств и т. д.).

Компетентные государственные органы участвуют в регулировании широкого спектра отраслей, формируя различные категории и виды стандартов.

На втором уровне располагаются, собственно, те самые документы, в которых содержатся нормы, регулирующие производственные объекты и процессы. Это национальные и межгосударственные стандарты, различные классификаторы, рекомендации.

На третьем уровне - источники, содержащие в себе отраслевые стандарты и те, что создаются научно-техническими обществами.

На четвертом - источники, включающие стандарты предприятий, а также дополняющие и сопровождающие их нормы.

Общая характеристика стандартов разных категорий, которая отмечается многими экспертами, - это преимущественная императивность норм. Разумеется, на том уровне, которому соответствует тот или иной норматив. В отдельных пунктах стандартов может присутствовать также и диспозитивность, однако в целом в них преобладают, как полагают эксперты, предписывающие, императивные положения.

Виды стандартов

Каким образом соотносятся категории и виды стандартов? Что общего между этими двумя терминами и что отличает их? Все очень просто. Выше нами была рассмотрена характеристика стандартов разных категорий в зависимости от уровня того или иного документа. То есть главный критерий в отношении термина «категория» - уровень. В свою очередь, какими ключевыми признаками характеризуется такое явление, как «вид» стандарта?

Основной фактор отнесения нормы к тому или иному виду (при этом он наблюдается не только в российской, но также и в мировой практике) - наличие некоторой специфики объекта нормирования. Эксперты выделяют несколько основных классов, в рамках которых можно ее определить. Так, в зависимости от специфики объекта нормирования, стандарты могут быть:

  • основополагающими;
  • ориентированными на продукцию (услуги);
  • ориентированными на работу (процессы);
  • адаптированными для методов контроля (в отношении испытаний, измерений или же, например, анализа).

Что касается основополагающих стандартов, то можно отметить, что они регламентируют, прежде всего, ключевые организационные аспекты, положения и нормы, которые могут быть общими в отношении разных сегментов производства, областей науки и техники. Если вести речь, скажем, о стандартах, ориентированных на продукцию или услуги, то данные документы устанавливают критерии для конкретных видов активностей на производстве (или в сервисах): выпуск, эксплуатация, перевозка, ремонт и т. д.

На что нужно обратить особое внимание, изучая стандарты? Понятие "категории и виды" следует осторожно использовать в контексте обоих критериев. В связи с чем? Дело в том, что та или иная "категория" не коррелирует с каким-либо конкретным "видом" стандарта. То есть принадлежность того или иного источника норм к конкретной группе не предопределяет отнесение его к определенному виду. В рамках ГОСТов, таким образом, могут присутствовать стандарты любых видов. В свою очередь, нормативные документы, объект стандартизации которых - выпуск, могут принадлежать как к государственным источникам, так и к отраслевым, корпоративным или же международным.

Стандартизация как политический фактор

Что такое категории стандартов и их характеристика, мы изучили. Рассмотрим теперь аспект, отражающий практическую значимость норм, о которых идет речь, в отношении развития национальной экономики. В начале статьи мы отметили, что внедрение ГОСТов и иных стандартов во много обусловлено политическими причинами, и потому исследовать данный аспект полезно. В числе популярных в научной среде предметов для дискуссий - вопрос о том, какие нормы и стандарты должны быть основополагающими для национальных российских предприятий: внутренние или же международные?

Мнения экспертов на этот счет заметно разнятся. Есть специалисты, которые уверены, что экономика государства должна развиваться как можно более независимо, особенно в стратегических отраслях. И потому основы стандартизации в этом случае должны быть национальными. Другие эксперты полагают, что в современном мире проблематично развивать экономику в полной изоляции, и потому считают целесообразным приближать национальные стандарты к мировым.

Международный уровень стандартизации

Каким образом определяются категории стандартов в метрологии и иных отраслях (если говорить о международном уровне формирования соответствующих норм)? Рассмотрим ключевые структуры, которые вовлечены в этот процесс.

Прежде всего, это Международная организация по стандартизации, или ИСО, которая была образована в 1947 году. В ее активностях участвует большинство современных государств. Другая важнейшая структура - МЭК, или Международная комиссия по электротехнике. Можно отметить, что она была основана раньше, чем ИСО, - в 1906 году. Правда, количество участников МЭК меньше - 76 стран. Другие важнейшие международные структуры, участвующие в процессах, связанных, так или иначе, со стандартизацией, - ЕЭК ООН, а также Международная торговая палата (или МТП).

Региональный уровень стандартизации

Выше мы отметили, что некоторые эксперты выделяют в отдельную категорию региональные стандарты. За их формирование также отвечают международные структуры. Так, например, собственные региональные организации, отвечающие за стандартизацию, образованы странами Скандинавии, ЕС, Африки, Латинской Америки, Арабского региона. В числе значимых европейских структур - Комитет по стандартизации (СЕН). Страны ЕС, как отмечают некоторые эксперты, достигли исключительно высокого уровня интеграции различных производственных стандартов, предписаний и норм.

Стратегическое планирование и контроллинг Бородушко Ирина Васильевна

2.3. Специфика планирования в зависимости от экономического потенциала предприятия

Общие принципы и типовая методология планирования должны быть адаптированы к таким особенностям предприятий, как их размеры, масштабы производства, номенклатура и интенсивность обновления продукции (услуг), уровень ее наукоемкости, внедрение инновационных технологий.

Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют механизма прогнозирования и планирования, соответствующего особенностям и принципам управления каждым из этих видов предприятий. Рассмотрим специфические условия планирования на малых, средних и крупных предприятиях.

В условиях малого бизнеса практически отсутствует разделение труда в сфере управления, все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель. Из-за ограниченности финансовых ресурсов и относительно небольшого производства нет возможности иметь в штате высокопрофессиональных специалистов в области планирования и иных функций управления. Малое предприятие имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения планирования малые предприятия обладают следующими преимуществами:

Относительная простота организационно-управленческих связей, что предопределяет достаточно простую структуру плана;

Немногочисленность управленческого персонала, что облегчает взаимосогласование разделов плана;

Мобильность и гибкость перехода к новациям, легкость смены видов деятельности;

Узкая специализация по видам бизнеса, вследствие чего в плане также не требуется дифференциация по видам деятельности;

Относительная легкость переориентации вида деятельности в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка;

Высокая возможность приспособления бизнеса к местным условиям.

К числу свойств малого бизнеса, затрудняющих процесс планирования, относят:

Ограниченность финансовых, материальных, трудовых ресурсов;

Низкую кредитоспособность;

Высокую степень зависимости от рыночной конъюнктуры;

Необходимость адаптации к целям крупного бизнеса;

Большую трудовую нагрузку на персонал;

Условия труда и социальное обеспечение хуже, чем на крупных предприятиях;

Относительно невысокую оплату труда.

Особенностью малых предприятий является достаточно быстрая смена видов деятельности, частые случаи возникновения новых и ликвидации ранее действовавших предприятий. В связи с этим планы малых предприятий оказываются менее стабильными, чем планы средних и крупных предприятий. Возникновение новых малых предприятий может быть обусловлено обстоятельствами, которые не имеют столь же решающего значения для средних и крупных предприятий. Причины возникновения малых предприятий достаточно разнообразны:

Наличие оригинальной идеи (или патента), позволяющей создать новый продукт или услугу, привлекательные для потребителя;

Наличие достаточной суммы начальных инвестиций, позволяющих открыть новое дело;

Благоприятные перспективы сбыта продукции (услуг);

Наличие ресурса потенциальных наемных работников, необходимого для конкретного малого бизнеса, профессионального состава.

Малое предприятие отличается простейшей структурой управления, при которой каждый работник, включая собственника предприятия, обычно выполняет несколько функций. Главный собственник выполняет функции разработки стратегического, текущего и оперативного планов, а также организации деятельности предприятия, контроля, мотивации труда. При формировании плана малого предприятия обычно стоит стратегическая задача увеличения товарооборота и своей доли на рынке сбыта, так как каждое малое предприятие стремится к увеличению своего капитала и к переходу в группу предприятий среднего бизнеса.

Помимо собственника ведущую роль в малом предприятии играет главный бухгалтер, который кроме прямых обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса проводит анализ финансово-экономической деятельности, контролирует движение финансовых потоков и эффективность использования ресурсов.

На малом предприятии, как и на любом предприятии, должна быть обеспечена взаимосвязь текущего и стратегического планов. Основными показателями, включаемыми в бизнес-план малого предприятия, являются следующие характеристики производственной программы, дифференцированной по видам деятельности:

В научно-техническом бизнесе – объем заказов на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки);

В консалтинговых фирмах – объем заказов на консалтинговые услуги;

В оптовой торговле – план закупок;

В бытовых услугах – объем заказанных услуг;

В турбизнесе – объем продаж путевок.

На основе этих базовых показателей производственных программ разрабатываются частные плановые показатели: потребность в оборотных средствах и основных фондах, необходимых для реализации производственной программы; определяются потребность в кадрах и плановый фонд оплаты труда при действующей на предприятии системе мотивации и оплаты труда.

При планировании на малых предприятиях необходимо ориентироваться в первую очередь на финансовые возможности и кредитные ограничения. В этих условиях нужно тщательно контролировать расходование средств, так как экономия всех видов ресурсов и эффективное использование имеющегося потенциала предприятия являются источниками экономического роста организации и базой для перехода в средний по размерам бизнес.

Принципиально иные цели и условия планирования существуют на средних, и особенно на крупных предприятиях. К средним предприятиям принято относить организации с численностью персонала до 500 чел. Уровень аналитической работы, качество планирования и эффективность контроллинга финансово-экономической, маркетинговой, производственной, кадровой деятельности объективно повышаются по сравнению с малым бизнесом.

На средних предприятиях план маркетинга становится базовым для планирования остальных видов деятельности, при этом необходимо предварительно определить емкость целевого рынка, возможные каналы сбыта. Производится расчет ожидаемых объемов продаж по каждому виду продукции с учетом конъюнктуры рынка. На базе полученной информации разрабатываются остальные разделы плана. В соответствии с ростом объемов производства повышается степень неопределенности в достижении конечных результатов из-за более высокой конкуренции, растет уровень хозяйственного риска, который должен учитываться в процессе планирования. Повышается актуальность разработки стратегии предприятия, которая формируется в процессе стратегического планирования.

Особенностью организации управления в среднем бизнесе является то, что генеральный директор делегирует выполнение определенных функций управления и направлений деятельности соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Создаются соответствующие специализированные функциональные группы управления. Для выполнения этих работ привлекаются профессионалы, владеющие современными технологиями управления, принятия решений и ведения бизнеса.

В стратегическом плане среднего предприятия актуальными являются проблемы роста активов и уставного капитала как основы повышения залоговых гарантий и соответственно расширения возможностей привлечения инвестиций для развития фирмы. Для этих компаний характерно стремление к увеличению доли рынка, развитию сети дилеров. В целом следует отметить, что в среднем бизнесе становятся актуальными практически все процедуры и механизмы профессионального внутрифирменного планирования.

В наиболее совершенной форме современные технологии управления, в том числе планирование и прогнозирование, представлены в крупном бизнесе. Характерными особенностями крупного бизнеса являются: концентрация капитала, интеграция структурных элементов, возрастание роли внутрифирменного планирования как важнейшего элемента управления компанией. Крупным компаниям свойственны как значимые преимущества, так и определенные недостатки.

К преимуществам крупных компаний, которые должны учитываться в процессе планирования, относятся:

Большие производственные мощности;

Высокий научно-технический уровень;

Взаимосвязь научно-исследовательских и производственных процессов;

Широкая номенклатура товаров (работ, услуг);

Систематическое обновление ассортимента товаров (работ, услуг);

Освоение принципиально новых видов товаров (работ, услуг);

Большая возможность выпуска конкурентоспособных товаров (работ, услуг);

Относительно низкие удельные затраты;

Финансовая устойчивость;

Высокий уровень социальной защиты персонала. Вместе с тем у крупного бизнеса есть и свои слабые стороны:

Сложность внутренних и внешних коммуникационных связей;

Организационная инерционность структур;

Большая численность управленческого персонала;

Относительная сложность, длительность, недостаточная оперативность в принятии управленческих решений;

Высокие предпринимательские риски, обусловленные широким ассортиментом продукции, динамикой ее обновления.

Основными стимулами для формирования крупных предприятий выступают: большая емкость целевого рынка, высокая наукоемкость продукции, наличие реальных перспектив для извлечения сверхприбылей, наличие перспектив длительного, стабильного выпуска продукции, обладающей длительным жизненным циклом.

К категории крупных предприятий относят не только отдельные компании, но и различного типа интегрированные структуры: концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, транснациональные корпорации (ТНК). К формам интеграции относятся также картель, консорциум, пул, синдикат, трест, комбинат.

Интеграция предприятий в этих структурах может быть вертикальной и горизонтальной. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, осуществляющие последовательные операции единого цикла производства продукции – от этапа формирования источников сырья до стадии получения готовой продукции (заготовка, обработка, сборка). В условиях горизонтальной интеграции объединяются технологически однородные предприятия, например группа заготовительных предприятий, либо обрабатывающих, либо сборочных.

Особой формой интеграции является широко представленная в мировой практике диверсифицированная интеграция, при которой объединяются разнородные по отраслевой принадлежности предприятия.

Процесс прогнозирования и планирования в интегрированных компаниях имеет ряд специфических особенностей, обусловленных их организационной структурой, профилем деятельности и спецификой функций управления. В частности, большая численность работников в интегрированных компаниях предопределяет необходимость такого раздела плана, как социальная защита работающих и создание благоприятного социально-психологического микроклимата в трудовых коллективах.

Другой существенной особенностью планирования деятельности интегрированных компаний является необходимость контроллинга на всех стадиях разработки и реализации планов. Это обусловлено риском больших материальных потерь из-за недостаточного уровня аналитической работы. При принятии плановых решений необходимы данные мониторинга наметившихся тенденций воздействия внешних и внутренних факторов.

Все отмеченные особенности планирования деятельности крупных компаний предопределяют необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов – менеджеров и контроллеров, а также необходимость создания соответствующих структурных подразделений в системе управления компаниями.

Из книги Медиапланирование на 100 автора Назайкин Александр

Из книги Стратегическое планирование и контроллинг автора Бородушко Ирина Васильевна

Специфика планирования на телевидении Из всех средств массовой информации телевидение обладает наибольшим охватом аудитории. При этом, однако, с помощью данного средства нельзя охватить всех целевых потребителей. Часть из них, даже имея телевизор, может предпочитать

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Специфика планирования на радио С точки зрения медиапланирования радио во многом похоже на своего «могучего брата» – телевидение: значительный охват, сложность в достижении целевых групп, большая ротация аудитории, контролируемость времени контакта с потенциальными

Из книги Эффективный рекламный текст в СМИ автора Назайкин Александр Николаевич

Из книги Как сэкономить на маркетинге и не потерять его автора Монин Антон Алексеевич

Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович

Глава 1 ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ НА МАКРО-, МЕЗО– И

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

1.4. Правовые основы регулирования взаимосвязи социально-экономического и бюджетного планирования Государственное социально-экономическое планирование предполагает в качестве обязательного условия учет взаимосвязи макроэкономических и финансовых показателей.

Из книги автора

1.7. Сущность прогнозирования и планирования деятельности предприятия в условиях рыночной экономики В течение ХХ в. сформировались базовые принципы управления организациями, был разработан ряд концепций, определены методики. Ведущая роль в этом процессе принадлежит

При исследовании успешности личности и эффективности ее деятельности важнейшее место занимает проблема социально-психологической установки. При условии изучения этого психологического образования можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и, главное, деятельность человека. Предрасположенность личности действовать определенным образом определяет все сферы ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций, и, несомненно, влияет на формирование стиля профессиональной деятельности и ее результативность. Социально-психологические установки следует рассматривать как состояния психологической готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции человека относительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые социально значимы.

В настоящем исследовании рассматриваются определенные социально-психологические установки сотрудников банка и их взаимосвязь с поведением человека в конкретной ситуации, а именно в контексте определенной профессиональной деятельности. Профессия банковского служащего в последнее десятилетие стала особенно популярной. Вместе с тем специфика работы в разных подразделениях одного и того же предприятия, в частности, банка зачастую различна.

В статье описываетсяспецифика деятельности таких подразделений, как отдел сопровождения кредитных продуктов, на профессиональном сленге называющийся call–центр, и управление первоначального сбора задолженностей, так называемый collection. Основная задача консультантов по телефону – обеспечение клиентов необходимой, полной и всесторонней информацией с целью «превращения» интересующегося в постоянного клиента банка. Основной целью работы отдела по сбору задолженностей является побуждение клиента к исполнению обязательств по договору займа и погашение дебиторской задолженности. Работа оператора-консультанта и специалиста по сбору задолженностей, имеет следующие общие особенности: четкие, конкретные обязанности, строжайшая дисциплина, отсутствие творческой инициативы, работа под постоянным контролем, однообразие и монотонность, неуклонное следование схеме работы, постоянные перегрузки. Различия заключаются в характере общения: в отделе сбора задолженностей инициатива общения принадлежит работникам, в отделе консультирования – клиентам. При необходимости соблюдения этикета всеми работниками в первом случае отмечается безусловное давление на клиента, во втором проявление выдержки и терпения. В первом случае ситуации практически всегда одинаковы, второй характеризуется наличием нестандартных ситуаций. В первом случае проявления агрессии чаще проявляются у работников, во втором – у клиентов.

В качестве гипотезы взято предположение о том, что социально-психологические установки и определяемые ими экстерогенные проявления поведения у операторов-консультантов и специалистов по сбору задолженностей будут различны.

В статье представлен сравнительный анализ социально-психологических установок сотрудников разных отделов: ориентации на процесс или результат, деньги или труд, свободу или власть, готовности решать конфликты тем или иным способом и проявлений перцептивно-интерактивной компетентности (умения слушать, взаимопознания, взаимопонимания, взаимовлияния, социальной автономности, социальной адаптивности, социальной активности). Полученные результаты подтверждены при помощи методов математической статистики.

В ходе исследования выявлено, что операторы-консультанты менее ориентированы на результат, более альтруистичны, менее свободолюбивы и не стремятся оказывать влияние на других, тогда как специалисты отдела по сбору задолженностей более ориентированы на результат, более эгоистичны, обнаруживают стремление к свободе и к влиянию на других. Операторы-консультанты чаще, чем специалисты отдела по сбору задолженностей используют стратегию «приспособление» по отношению к клиенту, и это является показателем профессионализма, поскольку цель их деятельности привлечение постоянных клиентов и реализация банковского продукта. Для специалистов отдела по сбору задолженностей характерно «соревнование», поскольку показателем успешности их деятельности является количество возвращенных кредитов. Операторы-консультанты обладают более развитыми навыками слушания, чем специалисты отдела по сбору задолженностей. При равной общей коммуникативной интерактивности операторы-консультанты обладают большими навыками взаимопознания, отличаются более высокой автономностью, адаптивностью и активностью.

Проведенное исследование может быть интересно руководителям подобных подразделений, специалистам отделов по обучению и развитию и психологам, работающим с персоналом банковских предприятий, а также может служить основой для составления дифференцированных программ по развитию профессиональной компетентности работников.